В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс5 класс новое

Получить подборку Войдите для скачивания файлов

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель И.о директора МБОУ

_____/Самсонова Л.Н./ директора по УВР «Киртелинская СОШ»

МБОУ « Киртелинская СОШ» _____/ Поселкина М.Н./

Протокол № ____от _______/ Поселкина М.Н.

«_____» ___________20___г. Приказ № ______от

«______»__________20___г. «___»__________ 20__г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя МБОУ «Киртелинская средняя общеобразовательная школа»


Ежковой Татьяны Викторовны


по истории (5 класс)




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _________от

«____»________20___г.




2013-2014 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по ___истории________

предмет

Класс___5_____


Учитель____Ежкова Татьяна Викторовна________


Количество часов

Всего__70___часов; в неделю __2___часа.


Плановых контрольных уроков_______, зачетов, тестов_______ч.;


Административных контрольных уроков_______ч.


Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по истории М. «Дрофа» 2007г.


Учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая, М.: Просвещение, 2012

Дополнительная литература

  1. Г.И. Годер, «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира» в 2-ух частях, М.: «Просвещение», 2010

  2. Атлас и контурная карта по истории Древнего мира 2010

Название, автор, издательство, год издания





Пояснительная записка к рабочей программе по истории в 5 классе

Статус рабочей программы

Данная рабочая программа по истории 5 класс составлена на основании следующих документов:

1. - Законы РФ и РТ «Об образовании»

2. - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

3. - Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

4. - Приказа МО и Н РТ от   «Об утверждении базисного учебного плана на 201 -201 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

5. - Учебного плана МБОУ «Киртелинская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2013 года)

6. Примерной программы основного общего образования по истории, (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007. – 150 с


Обучение истории в 5 классе реализуется в виде изучения курса «История Древнего мира», на который Примерной программой основного общего образования по истории отводится не менее 45 часов учебного времени. Резерв учебного времени, который составляет 25 часов направлен на обеспечение изучения основного содержания распределенного по параграфам учебника. Обязательность включения в учебный план нового модуля «Что изучает история» (9 учебных часа вместо 10), привело к уменьшению количества учебных часов, выделяемых на изучение курса истории Древнего мира. Распределение шестидесяти параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках: урок 21, 26, 36, 43, 44, 45, 52, 63. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.

Изучая историю Древнего мира, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой изучаемой эпохи, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.

Реализация принципов Примерной программы основного общего образования по истории в 5 классе предполагает широкое использование межпредметных связей. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение работать с картографическим материалом. Обучение истории в 5 классе также тесно связано с преподаванием предметов таких профилей как «Филология», «Искусство». Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет проводить в курсе изучения Истории Древнего мира пропедевтическую работу к изучению предмета «Обществознание» в 6 классе.





Цели

Изучение курса Истории Древнего мира в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории Древнего мира, об их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  3. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  4. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями ;

  5. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общеучебные навыки, умения и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким признакам.

Историческое образование способствует также формированию умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, проводить анализ текста, овладевать диалогической и монологической речью. Для решения познавательных задач учащиеся могут использовать различные дополнительные источники информации, такие как: словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д. Не менее важным является умение самостоятельно организовать свою учебную деятельность.


Учебно-тематический план по предмету «История Древнего мира»


п/п



Название раздела


Количество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

Что изучает история

Жизнь первобытных людей

Древний Восток

Древняя Греция

Древний Рим

Повторение и обобщение

Резерв

Итого

9

6

17

17

17

2

2

70




Краткое содержание разделов

Что изучает история

Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Ход времени и способы его измерения. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории. Лента времени. Понятия наша эра, до нашей эры. Гербы, флаги, гимны государств. Российскую государственную символику.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, республики Татарстан. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

% выполнения

менее

32

32-57


58-84

85-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.



Результаты обучения

В результате обучения Истории в 5 классе ученик должен знать/понимать

- основные этапы и ключевые события древности; выдающихся исторических деятелей Древнего мира;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников.

Уметь

- соотносить даты исторических событий древности с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории Древнего мира;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении исторических задач; сравнивать свидетельства разных источников.

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; фрагментов исторических источников.

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий древности;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям культуры древности;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов Древнего мира.

- использования знаний об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальности и религии.














Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания.

Формирование понятий.

Характеристика

деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домаш.

задание

Дата проведения

План

Факт

Что изучает история (9 часов)

1

Что изучает история.

1

Вводный

Что такое история.

Эвристическая деятельность учащихся

Вопросы

Выяснение и усвоение целей и задач изучения предмета «История Древнего мира»


В тетради перевести дату в век.



2

Лента времени. Хронология.

1

Комбинированный

Историческое время;

Наша эра;

До нашей эры;

Летоисчисление

Понятия: наша эра., до н.э.

Решение исторических задач, Практическая работа по построению лент времени и расположению дат исторических событий

Вопросы

Задания на доске, карточки с индивидуальными заданиями

Усвоение понятий «до нашей эры», «наша эра», понимание условий их применения. Уметь определять век по дате; работать с лентой времени.

Задание в рабочей тетради



3

Источники знаний о прошлом

1

Комбинированный

Источники по истории. Исторические события. Причинные связи между событиями

Решение исторических задач. Беседа

Индивидуальные карточки с заданиями

Знать виды исторических источников Объясняют смысл терминов, изученных на уроке;

нарисовать виды истор. Источников



4

Происхождение имен и фамилий. Генеалогия

1

Урок- практикум

Генеалогия.

Самостоятельная работа с данными, беседа

Вопросы

Составлять устный рассказ

Составить генеалогическое древо



5

Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств

1

Комбинированный

Геральдика

Беседа, самостоятельная работа

Вопросы

Уметь работать с дополнительными источниками информации

Создать свой герб



6

Историческая карта

1

Комбинированный

Стороны горизонта, легенда карты

Решение творческих задач, практическое задание, работа с картой

Вопросы

Уметь работать с исторической картой

Выучить записи



7

Географические названия – свидетели прошлого

1

Комбинированный


Решение творческих задач, практическое задание, работа с картой

Задания на карточках

Уметь определять по карте исторические географические названия

Индивидуальные задания



8

Российская государственная символика

1

Комбинированный

Россия многонациональное государство

Беседа, самостоятельная работа, работа с дополнительными источниками информации

Вопросы

Знать историю создания герба, флага и гимна РФ.


Описание герба



9

Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история»

1

Урок - игра



Зачет


Повторить пройденный материал



Жизнь первобытных людей(6 часов)



10

Древнейшие люди


Урок изучения нового материала

Облик далеких предков;

Первые орудия труда;

Охота и овладение огнем;

последствия;

Понятия: собирательство

Работа с текстом учебника, историческими картами

Задания в рабочих тетрадях, карточки

Пересказывать текст учебника; сравнивать древнейших и современных людей.

§ 1,

нарисовать первобытного человека



11

Родовые общины охотников и собирателей

1

Комбинированный

Родовая община;

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству;

Развитие ремесел

Понятия: присваивающее и производящее хозяйство

Изучение краеведческого материала по теме, работа с иллюстрациями

Задания в рабочих тетрадях

Называть признаки родовой общины; составлять рассказ по рисунку.


§ 2, сочинение по картине



12

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Комбинированный

Понятия: пещерная живопись, верования

Работа с текстом учебника и дополнительных источников

Фронтальный опрос, проверка сочинений

Первобытные верования, возникновение искусства

§ 3

пересказ



13



Возникновение земледелия и скотоводства


1




комбинированный


Понятия: мотыжное земледелие, духи , идолы и жертвы

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Работа по карточкам



Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

§ 4, пересказ



14

Появление неравенства и знати

1

Комбинированный

Распад соседских общин;

Обмен произведенными продуктами;

Появление неравенства и знати

Понятия: , знать, вождь, город, соседская община, раб, царь

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Устный опрос

Определять значение первобытной эпохи в истории человечества

§ 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку



15

Урок повторения и обобщения по теме «Жизнь первобытных людей»

1

повторительно-обобщающий

Значение первобыт. эпохи в истории челов-ва;

Представления о переходе от первобытности к цивилизации;

Самостоятельная работа учащихся

Тесты, задания в рабочей тетради № 1

Проверка и анализ степени усвоения изученного материала

Повторить пройденный материал



Древний Восток(17 часов)

16

Государство на берегах Нила

1

Урок изучения нового материала

Природные условия Египта;

Объединение Египта;

Особенности письменности

Понятия: Дельта, папирус, оазис, фараон, цивилизаци

Работа с картой , самостоятельная работа

Вопросы

Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.

§ 6, зад в раб. тетради



17

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Комбинированный

Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленниковсбор налогов;

Народ. восстания .в Египте

Понятия: Вельможи, писцы, налоги, шадуф

Работа под руководством учителя

Фронтальный опрос

На основе исторических документов выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

§ 7, рабочая тетрадь № 1



18

Жизнь египетского вельможи

1

Комбинированный

Пирамиды;

Фараон-его внешние атрибуты и власть; Жизнь и деят-ть вельмож, чинов. и писцов

Работа с терминами, работа в группах

Выполнение и индивид. заданий на карточках

Характеризовать существенные признаки и интересы различных групп населения

§ 8, пересказ



19

Военные походы фараонов

1

Аналитический, мультмедийный

Завоев. фараонов;

Цели и послед. Походов фараона Тутмоса III Понятия: Бронза, дротики

Анализ с помощью историч. карт и схем причин и значения военных походов

Устные задания на знание ранее изученных терминов

Усовершенствование навыка работы с исторической картой, схемой, легендой карты.

§ 9, заполнить контурную карту



20

Религия древних египтян

1

комбинированный

Боги и жрецы, миф об Осирисе и Исиде, царство мертвых

Понятия : Жрецы, рамы, обряды,мумия, саркофаг

Индивидуальные учащихся о древнеегипетских богах

Установление соответствий между изученными терминами и их определениями

Пересказывать текст учебника; сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян.

§ 10, ответ на вопросы



21


Культура Древнего Египта

2

Комбинированный воспитывающего характера, эстетической направленности

Искусство;

Боги египтян;

Мифы, письменность и знания древних египтян

Понятия: Пирамида, сфинкс, иероглифы

Самостоятельная работа, работа с источниками.

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 к теме урока, устный опрос

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.

§ 11, изучить

§ 12, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку



22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Путешествие по станциям, проверяющим знания по изученной главе

Тесты, мини

сочинения, устные ответы, работа с контурной картой

Усвоение основного минимума по изученному материалу

Повторить пройденный материал



23

Древнее Двуречье

1

Урок изучения нового материала

Природные и климатические условия Древнего Двуречья;

Занятия жителей Двуречья;

Религия и письменность

Понятия: Клинопись

Работа с исторической картой, самостоятельная работа

Фронтальный опрос

Высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования гос в Египте и Междуречье.

13, заполнить контурную карту



24

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

комбинированный

Возвышение Вавилона;

Законы Хаммурапи и их значение

Работа с терминами, беседа

Фронтальный опрос

Усвоение терминов «правители» и «подданные», «закон»

§14, пересказ



25

Финикия

1

комбинированный

Геогр.располож. и прир.ус. Финикии

Торговцы, пираты

Колонии

Морск путеш.;

Алфавит

Понятия: Колония, алфавит

Работа с исторической картой, чтение интересных фактов

Рабочая тетрадь № 1, контурная карта

Характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийской культуры

§ 15, задания в рабочей тетради




26



Древняя Палестина

1




Урок-практикум


Ветхий завет, миф о первых людях, потопе

История царя Давида, правление Соломона

Понятия: Библия;

Договор;

Яхве


Самостоятельная работа, работа в группах

Устный опрос

Задания на карточках



Знать факты истории израильского гос-ва.

Пересказывать текст учебника Высказывать суждение о вкладе др евреев в мировую культуру, основываясь на знания библ. Сказаний

§ 16-17,













27

Ассирийская держава

1

комбинированный

Ассир. армия;

Ассир.завоев.;

Упр.страной;

Столица

Понятия: Ассирийцы

Таран

Решение творческих задач, самостоятельная работа с текстом, работа с картой

Описание картины Возвращение ассирийского войска из похода»

Раскрывать особенности гос-админ усройства

§ 18, анализ иллюстраций к параграфу



28

Персидская держава «Царя царей»

1

комбинированный

Завоевания персов., персидская держава при Дарии Первом

Понятия:

Царство

Работа с исторической картой, чтение сообщений о царях Персии

Разбор картосхем сражений персидского войска

Геополитическое положение Персии, значение завоеваний

§ 19, пересказ



29

Природа и люди Древней индии


1

Урок изучения нового материала

Джунгли,, животные и боги.

Понятия:

Рупия

Индийцы

Джунгли

Раджа



Работа с легендой карты, заполнение контурных карт

Описание жизни и быта населения Древней Индии по иллюстрациям

Знать географическое положение и основные занятия населения

§ 20, вопросы, задания в рабочей тетради



30

Индийские касты

1

комбинированный

Миф о происхождении 4 каст, периоды жизни брахмана, «неприкасаемые»

Понятия: Варны

Буддизм

Брахманы

Шудры

Сочетание самостоятельной работы с работой под руководством учителя. Цель – осознание причин появления каст в Древней Индии

Задания в рабочих тетрадях, устный опрос

Анализировать ист фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

§ 21, выучить новые термины



31

Китайский мудрец Конфуций

1

комбинированный

Добродетели, как вели себя учтивые китайцы

Понятия: джунгли

Самостоятельная работа, беседа, работа с терминами

Задания на карточках

Сравнивать учения Будды и Конфуция

§ 22, вопросы и задания



32

Первый властелин единого Китая

1

комбинированный

Объединение Китая, завоевательные войны, великая китайская стена

Понятия:

Арбалеты

Вел. Кит. стена

Гунны

Вел. Шёлк. путь

Анализ источников, решение исторических задач

Задания в рабочей тетради

Высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Др Китая

§ 23, работа в контурной карте, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по разделу



33

Урок повторения и обобщения по теме «Древний Восток»

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Выполнение заданий по пройденному разделу, самостоятельная работа

Карточки с индивидуальными заданиями, кроссворд для работы в парах

Определять значение культурного наследия народов Др. Востока

Выявлять сходства и различия в культуре стран Др Востока

Найти интересный материал о Древней Греции



Древняя Греция (17 часов)


34




Греки и критяне




1




Обучающий, введение в новую главу


Миф о Тесее и Минотавре, Гибель критского царства

Понятия:

Минотавр, «нить Ариадны», лабиринт



Работа с исторической картой, определение географического положения Греции и Крита, работа по группам

Контурная карта в рабочей тетради



Сравнивать условия жизни греков и жителей Др.Египта

§ 24, заполнить контурную карту





35

Микены и Троя

1

комбинированный

Троянское царство,Троянская война


Знакомство с новыми терминами, работа с исторической картой

Устный фронтальный опрос

Характеризовать события и их участников на основе текста учебника.

§ 25, задания в рабочей тетради



36


Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

2

комбинированный

Троянская война в поэме Гомера.

Понятия:

Циклоп, сирены

Анализ источников, беседа, работа с терминами

Составление словесного портрета героев поэм Гомера, анализ их поступков

Высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

§ 26, 27 читать отрывки из произведений



37

Религия древних греков

1

Эвристический

Боги, их иерархия, стихии, мифы

Мифологические герои Др. Греции

Понятия:

Сатиры, нимфы

Частично-поисковый метод, самостоятельная работа, работа под руководством учителя

Составление в тетради сводной таблицы «Древнегреческие Боги»

Уметь работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

§ 28, пересказ одного из мифов о Геракле



38

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

комбинированный

Территория Афинского полиса, основные занятия, знать и демос в афинском полисе

Понятия:

Полис, ареопаг, архонт, демос

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Устный опрос

Раскрывать причины и значение проведения
реформ Солона.


§ 29, выучить новые термины



39

Зарождение демократии в Афинах

1

комбинированный

Восстание демоса против знати, законы Солона

Понятия:

Демократия, граждане, реформы, Народное собрание

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Тесты

Называть характер-ные черты политического
управления полисом,положения основных групп населения полиса.

§ 30, вопросы и задания



40



Древняя Спарта


1



Комбинированный



Образование Спарты;

Хар-ка спартан. полиса;

Спартанское воспитание

Понятия:

Илоты, Совет старейшин

Работа с отрывками из исторических текстов

Выполнение заданий в рабочей тетради

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.

§ 31, вопросы и задания с.144




41

Основание греческих колоний

1

обучающий

Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы.

Понятия:

Пираты, мрамор, скифы

Групповая работа, беседа, решение истор.задач

Задания на карточках

Знать причины начала колонизации, места расселения греков

§ 32, заполнить контурную карту



42

Олимпийские игры в древности

1

комбинированный

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям.

Понятия:

Ипподром, стадион, пятиборье, атлет

Самостоятельная подготовка сообщений о современных Олимпийских играх, сопоставление с историей их возникновения

Анализ иллюстративного материала

Раскрывать причины
возникновения Олимпий­
ских игр;описывать ход проведе­ния Олимпийских игр;излагать свое мнение

по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

§ 33, ответить на вопросы, с.154



43

Греко-персидские войны

1

комбинированный

Восст. в Милеете;

Походы персов в Афины;

Полководец Мильтиад;

Марафонск. Битва

Фемистокл

Великое срежение

Фермопилы

Саламинское сражение

Понятия: стратег, фалан­га, марафон, триера;

Работа с картосхемами битв, отметка дат важнейших сражений на ленте времени, самостоятельная работа

Устный опрос

объяснять значение понятий: раскрыть причины побе­ды греков в Марафонской
битве, последствия победы Афин над персами; рассказать о наиболее крупных сражениях Знать основные сражения, подвиг 300 спартанцев, Саламинское сражение, бой в Фермопиловском ущелье

§ 34 -35,



44

Древнегреческие города: Пирей, Афины

1

комбинированный

Афинский морской союз. Военные и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы. Скульптуры

Работа со схемами, понятиями, самостоятельная работа

Фронтальный опрос

Составление небольшого сочинения-описания «Путешествие по Афинам»

раскрывать роль Афин

в истории Древней Греции;описывать условия су­ществования и образ жиз­ни жителей Афин: граж­дан, переселенцев, жен­щин, рабов.

§ 36-37,



45

Культура Древней Греции

1

комбинированный

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы. Скульптуры.

Понятия: Педагог, палестра, гимнасия, красноречие Орхестра, скена, театр, трагедия, комедия

Самостоятельная работа учащихся – изучение доп. Материалов по теме и выступление

Индивидуальные задания – сообщения о школах, палестрах, гимнасиях, театре

Различать предназначение школ, гимнасий и палестр. Строение и репертуар театра

§ 38-39, сообщения



46

Афинская демократия при Перикле

1

комбинированный

Афинская демократия

Народное собрание

Перикл

Афинская морская держава

Понятия: Оратор

Работа по учебнику, беседа

Устный опрос

Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах; делать выводы.

§40, задания в рабочих тетрадях



47

Города Эллады подчиняются Македонии

1

комбинированный

Междоусобные войны. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра.


Работа с исторической картой, определение причин потери независимости Грецией

Тесты

Раскрывать причины подчинения Эллады Македонии; показывать на историче­ской карте направление восточного похода Алек­сандра Македонского;высказывать суждение и давать оценку деятель­ности царя Македонии
Филиппа и личности
Александра Великого.

§ 41, пересказ



48

Поход Александра Македонского на Восток

1

проблемный

Победа на реке Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Основание Александрии


Проблема: почему обширная территория государства Александра распалась после его смерти?, самостоятельнаяработа

Исследовательская работа учащихся , формирование своих мнений на основе имеющихся материалов

Умение работать с дополнительными источниками, формировать и доказывать свою точку зрения

§ 42, чтение сообщений об Александре Македонском



49

В древней Александрии египетской

1

комбинированный

Распад державы Александра Македонского. Александрийский порт. Александрийский музей. Греческие учёные

Понятия:

Обсерватория, музей

Работа по картам и схемам изучается строение г. Александрии в Египте, анализ достопримечательностей

Города

Фронтальный опрос

Определять культурное и историческое значение города Александрии

§ 43, подготовиться к обобщающему уроку по истории Древней Греции



50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Выполнение заданий по материалам изученного раздела о Древней Греции

Тесты, лента времени, задания-описания

Проверка и анализ уровня знаний учащихся по данному разделу




Древний Рим (17 часов)



51

Древний Рим


1

Урок изучения нового материала

Местоположение и природные условия Италии. Управление Древнейшим Римом. Ликвидация царской власти

Понятия «патриции» и «плебеи»

Работа с исторической картой, работа с учебником


Показывать на карте
местоположение Древней
Италии;объяснять влияние при­родных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

описывать условия жиз­ни древних латинян;называть дату освоения Рима; излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с ре­альными научными


§ 44, вопросы и задания на с.208



52


Завоевание Римом Италии

1

комбинированный

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией

Понятия:

Республика, народные трибуны, консулы, галлы, легион

Анализ картосхем, выявление причин возвышения Рима на Апеннинском полуострове

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

Уметь читать историческую карту; оперировать датами.

§ 45-46, изучить



53

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 г.г.до н.э.)

1

комбинированный

Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье


Анализ источников, беседа, работа с терминами

Устный опрос

характеризовать войны
Рима с Карфагеном: при­чины, ход, последствия; объясняь значение основных понятий; давать характеристику
полководцам:

§ 47, задания в рабочей тетради



54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2 в. до н.э.

1

комбинированный

Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Понятия:

Триумф, император, провинция

Самостоятельная работа – выполнение заданий на карточках, работа с исторической картой, описание картины

Тесты, задания на карточках

Рассказывать оримских
завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

объяснять значение
основных понятий;

раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом
восточной части Среди-земноморья.­:

§ 48, с.225, вопросы



55

Рабство в Древнем Риме

1

эвристический

Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах

Понятия:

Имение, гладиатор, амфитеатр

Самостоятельная работа. Учащиеся описывают жизнь рабов в Древнем Риме с помощью иллюстраций на с.228

Чтение и анализ высказываний римских ученых о рабах

объяснять основные
понятия;описывать положение
рабов в Древнем Риме;рассказывать о гладиаторских боях.­

§ 49, задания в рабочих тетрадях



56

Земельный закон братьев Гракхов

1

комбинированный

Разор. крест. хозяйства.;

Новый.земельный.закон;

Братья Гракхи

Понятия:

Гражданская война

Анализ источников, беседа, работа с терминами

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

Объяснить основные
понятия;раскрывать причиныи итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

анализировать деятель­
ность Тиберия и Гая Гракхов.

§ 50, вопросы на с. 234



57

Восстание Спартака

1

комбинированный

Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.


Работа с исторической картой, анализ исторических картин

Выявить причины поражения восстания под предводительством Спартака

Описывать восстание
рабов в Риме; раскрывать причины,
ход, результат восстания;давать характеристику
Спартака;высказывать свое мнение о значении восстания Спартака.

§ 51, с.238 вопросы, заполнить контурную карту



58

Единовластие Цезаря

1

комбинированный

Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря


Самостоятельная работа,нахождение дополнительного материала о Гае Юлии Цезаре, его достижениях

С. 241, анализ отрывка из сочинения Плутарха

Объяснять основные
понятия,суть диктатуры
Цезаря;раскрывать причины возвышения Цезаря;анализировать деятель­ность Цезаря как диктатора Рима;

извлекать необходимые
сведения из дополнительной
исторической литературы;

работать с ист источн

§ 52, задания в рабочих тетрадях



59

Установление империи в Риме

1

комбинированный

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа.

Понятия:

Ветераны, диктатор

Чтение сообщений в учебнике, выяснение понятия «империя», кто такой император

Фронтальный устный опрос

Раскрывать причины па­дения диктатуры Цезаря;рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;характеризовать римско­го императора Октавиана

§ 53, с. 247 вопросы



60

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

1

комбинированный

Территория империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славянских народов.

Понятия:

Германцы, венеды

Работа с контурной картой, беседа

Решение исторических задач по темам предыдущих уроков

Показывать на историче­ской карте территориюРимской империи;описывать жизнь соседей
Римской империи;

анализировать деятельность
Октавиана и раскрывать
особенности его правления ;

§ 54, заполнить контурную карту



61

В Риме при императоре Нероне

1

комбинированный

Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Анализ источников, беседа, работа с терминами

С. 255 анализ картины

раскрывать террористи­ческие методы правления Нерона, причины пожара в Риме

§ 55, задания в рабочей тетради



62

Первые христиане и их учение

1

комбинированный

Условия возникновения

Жизнь и учение Иисуса Христа;

Христ. Церковь

Понятия:

Христиане

Учащиеся готовят сообщения о христианстве, приносят книги о христианстве для детей, имеющиеся в домашней библиотеке

Чтение отрывков из поучений Иисуса, анализ, высказывание своего мнения

Объяснять значение
основных понятий; рассказывать о жизни

и деятельности христиан;объяснять суть христи­анского учения;сравнивать учение хри­стианства с другими рели­гиями.

§ 56, с. 261 вопросы



63


Жизнь в Римской империи

2

комбинированный

Деятельность Диоклетиана;

Реформы Диоклетиана и Константина;

Победа христианства;

Византия

Понятия:

Колизей, пантеон, термы, триумфальная арка

Самостоятельная работа, работа с книгой, дискуссия


Составление рассказа «Путешествие по Древнему Риму»



Объяснять значение основных понятий;

анализировать деятель­
ность императора Трояна;

сравнивать положение
колона и раба;

рассказывать о развитии
ораторского, строительно­
го искусств.

§ 57, 58 , выполнить задания в рабочей тетради



64


Римская империя при Константине.

1

комбинированный

Варваризация империи;

Великое переселение народов;

Раздел империи;

Взятие Рима готами;

Битва народов

Понятия: готы

Анализ источников, беседа, работа с терминами.

Устный опрос

объяснять основные
понятия;

характеризовать деятельностьКонстантина;рассказывать о переменах в положении христиан;

§ 59, 60, вопросы



65

Взятие Рима варварами

1

комбинированный

Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.

Понятия: варвары


Работа с исторической картой; датами; делать выводы.






Задания с кратким ответом

Основных понятий;

рассказывать о борьбе
римлян с варварами;

объяснять причины распада Римской империи., делать выводы.

§ 60 отвечать на вопросы



67

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим»

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Самостоятельное выполнение заданий по изученному разделу

Тесты, исторические задачи, кроссворд

Анализ знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися

Повторить основные даты и термины



Повторение (2 часа)

67

Семь чудес света

1

комбинированный

Пирамиды, Висячие сады Семирамиды и другие чудеса света

Подготовка сообщений о семи чудесах света, самостоятельная работа

Выступление, презентации


С. 282-283 читать



68


Что мы узнали, изучая историю Древнего мира?

1

обобщающий


Выполнение заданий в парах и группах на знание дат и терминов, изученных в курсе «История Древнего мира»


Тесты, исторические задачи, кроссворд

Анализ знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение учебного года




69-70 Резерв

2 часа
















Литература для учителя


1 Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М.:Просвещение, 1984. – С.85.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. -М.:Владос,2003.-384с.

3.  Колосков А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней дней школе. – М.: Просвещение, 1984.-С.146.

4. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1989. №4.

5.   Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2004.-253 с.

  1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.–М: Дрофа, 2000.–224 с.

  2. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира.– Ярославль:«Академия развития», 1998.–240 с., ил. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 64 с.

  3. Северина О.А. История древнего мира. 5 кл: поурочные планы по учебнику «История древнего мира. 5 класс» Вигасина А.А. Часть 1, 2.–Волгоград:«Учитель-аст», 2003.–144 с.

  4. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение: учеб.дит., 1996.–144 с., ил.

  5. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.–95 с.

Литература для учащихся

Учебник

  1. Годер Г.И., Вигасин А.А. и др. История древнего мира: учеб.для 5 кл.общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010.–287 с., ил.

Дополнительная литература

  1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.–М: Дрофа, 2000.–224 с.

  2. Школьная энциклопедия «Руссика» История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 815с.ил.





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru