В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. УМК "Планета Знаний"

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.


Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от
09.03.2004 г.;

Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ

1312 от 05.03.2004 r.;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования на 2010-2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 3,'9 от 09.12.2008 г.;

Письма Минобрнауки России от 01.04.05 г. № 03-417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;

- Образовательной программы МОУ СОШ № 53 ,утверждённая директором школы приказ № от .09.201г.

- «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно– методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2009г.

- примерной программы по предмету «Математика», рекомендованной Министерством образования РФ, программы «Обучение грамоте» по «Букварю» Т.М. Андриановой и «Прописям» В.А. Илюхиной.

Т. М. Андрианова. Букварь.- М., АСТ, Астрель.

Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». - М., АСТ, Астрель.

В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель

Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей.

- М., АСТ, Астрель.

В. А. Илюхина. Прописи для читающих детей № 1, № 2, № 3, № 4

к «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель

Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.

Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2006г. Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям». - М., АСТ, Астрель



Цели и задачи обучения грамоте.



Цели курса:

- помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма;

- обеспечить речевое развитие детей;

- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-7 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.



Задачи курса:

  1. Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе. Который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука

В обучение грамоте различают два периода: подготовительный (добукварный) и основной (букварный).Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.

3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге. Начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.ьного, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так



Ключевые компетенции обучающихся

Познавательно-коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы.

Культурологическая (язык и общество) компетенция – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями, а так же осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Информационная компетенция , обеспечивающая расширение общего языкового информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о русском языке ( в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др).

осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Деятельностная компетенция, позволяющая обучающимся использовать приобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям.

Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

- семиотический – помогающий детям осмыслить двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

- этико-эстетический - направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств. При составлении программы были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса –

«Обучение грамоте и развитие речи».

Его продолжительность (23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучение грамоте различают два периода: подготовительный (добукварный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов. После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.

Вариативная часть программы предполагает работу в парах. В команде по 4-5 человек, участие в заданиях творческого характера, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся (подбор и обработка информации на определённую тему, умение поделиться этой информацией с людьми).

Механизмы ключевых компетенций

Введение вновь изучаемой буквы по схеме:

1. Чтение учителем отрывка из конкретной сказки.

2. Знакомство с её героем. Рассматривание картинки в букваре.

3. Выделение конкретного звука.

4. характеристика звука: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.

5. Тренировочные упражнения.

6. обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.

7. Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.

  • Чтение читающими детьми текстов сказок;

  • Работа с алфавитной лентой;

  • Работа с маршрутным листом;

  • Работа с условными графическими обозначениями, значками, цветной маркировкой заданий;

  • Работа со стихотворным и прозаическим текстом;

  • Работа с загадками, ребусами, анаграммами;

  • Работа в рабочей тетради;

  • Работа с пословицами и поговорками;

  • Различные виды разбора (звука, слова, предложения);

  • Составление предложения, текста;

  • Письмо под диктовку;

  • Комментирование орфограмм;

  • Пересказ текста, работа с текстом;

  • Участие в диалоге.



Виды и формы контроля:

Текущий, письмо под диктовку, самостоятельная работа, диктант, самооценка, взаимооценка.

Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом «Читальный зал», где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.

Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.



Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего в начальной школе выделяется на обучение грамоте 207 учебных часов:

по «Букварю» - 92 часа , 4 часа в неделю и

по «Прописям» - 115ч – 5ч в неделю



Ценностные ориентиры содержания.


Обучение грамоте как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Курс обучения грамоте в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.




Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса литературного чтения.


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. В курсе литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:

- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

- познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений;

- духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;

- овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;

- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);

- самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;

- использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:

- понимание и постановка учебной задачи;

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;

- коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;

- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.

В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

- формирование познавательной учебной задачи;

- выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

- выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

- восприятие прослушанного или прочитанного произведения;

- поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

- умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;

- способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);

- рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);

- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.

Знаково-символические познавательные действия:

- моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.

- составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;

- составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.

Логические универсальные действия:

- анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);

- установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;

-формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;

- сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;

- аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:

- понимание и формирование учебной задачи;

- выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов;

-подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков

в музеях и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:

- слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);

- умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

- овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);

- умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;

- умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

- умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;

- умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;

- умение полно и аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:

- овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;

- воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);

- овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;

- воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;

- формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (257 ч)



РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ* (виды речевой деятельности)1 (1. Материал разделов, отмеченных знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов).

Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).

Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.

Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.

Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.

Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.

Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.





ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (207 ч)

Подготовительный (добуквенный) период (32 ч)

Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.

Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.

Слогоделение. Ударение. Ударный слог.

Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (макрак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (луклюк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.

Знакомство с разлиновкой прописи. Развитие глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховка и др.)2 (2. Курсивом в тексте программы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся.)

Основной (букварный) период (175 ч)

Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).

Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.

Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.

Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.

Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).

Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).

Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи). Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.




Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:

обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу);

раздельное написание слов;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.

Речевая деятельность.

Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Программа «Письмо с открытыми правилами»

- Обучение первоначальному письму;

- Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности обучающихся;

- Формирование графического навыка у первоклассников, как сознательный процесс: осознание целей и задач действий, , осознание способов действий и самих движений, анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения;

Механизмы ключевых компетенций учащихся

  1. Проанализировать образец;

  2. Проанализировать материал и орудия действия;

  3. Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения;

(15 правил: посадка на стуле, положение корпуса(спины), положение ног(точки опоры), расстояние от глаз до тетради, положение рук, положение тетради на столе, положение плеч, головы, отсутствие напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой, расположение букв относительно туловища)

4. Проанализировать исполнительные операции;

5. Составить план выполнения задания;

6.Обеспечить самоконтроль за выполнением задания

с одновременным анализом и коррекцией.

Период обучения первоначальному письму включает в себя 3 этапа:

1) вводный (подготовка к письму),

2) основной (букварный период),

3) заключительный (послебуквенный).

К концу завершения работы в прописях обучающиеся должны обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки, находить пути их исправления, соблюдать необходимые пропорции в буквах и словах, сохранять интервалы между словами(написание буквы и), уметь правильно соединять буквы между собой и укладываться в нормативы скорости письма.

Средняя скорость письма к концу 1класса - 10 – 20 букв / мин;

Письмо букв в связке – 1 – 1,5 буквы.

Ученики должны научиться правильно и безошибочно списывать печатный текст, а также писать под диктовку простые предложения.



Планируемые результаты освоения

программы по обучению грамоте

к концу 1 класса


должны знать :

  • звуки и буквы русского алфавита;

  • алфавит;

  • гласные и согласные звуки;

  • гласные звуки ударные и безударные;

  • согласные звуки твердые и мягкие;

  • согласные звуки звонкие и глухие;

  • правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;

  • правила переноса слов;

  • правила написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;

  • правила оформления предложения на письме.

Учащиеся научатся:

  • различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки;

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

  • распределять слова по алфавиту;

  • вычленять из текста предложения, из предложения – слова, а из слов – слоги;

  • делить слова на слоги и для переноса;

  • определять в слове ударение;

  • передавать различную интонацию предложения в устной речи;

  • правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • правильно списывать слова, предложения и текст (как рукописный, так и печатный варианты), проверять написанное, сверяя с образцом;

  • отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3-5 предложений на заданную тему;

  • соотносить число букв с числом звуков в словах;

  • обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;

  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;

  • использовать большую букву в написании имен собственных;

  • писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания (словарь);

  • знать гигиенические правила письма;

  • четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;

  • соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы);

  • соблюдать пробел между отдельными словами (должна свободно вписываться буква и);

  • соблюдать красную строку (отступ 2 см от края строки);

  • удерживать заданный отступ от края каждой следующей строки (5мм);

  • писать под диктовку текст (15-18 слов) с изученными орфограммами;

  • списывать текст (13-15 слов);

могут знать:

  • правила проверки безударного гласного звука;

  • правила оформления текста;

  • более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий и правило их написания с большой буквы;

могут уметь:

  • находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;

  • переносить с удвоенными буквами согласных звуков;

  • находить родственные слова и обозначать их общую часть;

  • распределять слова по алфавиту в более сложных случаях (с ориентированием на вторую, третью букву в слове);

  • ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;

  • записывать слова с предлогами;

  • составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.

Навыки чтения наконец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20 – 25 слов в минуту; чтение плавное. Слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будет сформировано:

  • положительное отношение к урокам обучения грамоте.

Учащиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;

  • внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

У учащихся может быть сформировано:

  • внимание к красоте окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Творческая деятельность

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять рассказы по рисункам;

  • сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;

  • чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);

  • различать сказки, стихотворения, рассказы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

  • находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);

  • участвовать в диалоге;

  • сравнивать героев разных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;

  • знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;

  • внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;

  • сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.



ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по обучению грамоте.


Основные средства обучения:

для обучающихся:

1. Т. М. Андрианова. Букварь.- М., АСТ, Астрель.

2. Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». - М., АСТ, Астрель.

3. В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4

к «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель

4. Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей.

- М., АСТ, Астрель.

5. В. А. Илюхина. Прописи для читающих детей № 1, № 2, № 3, № 4

к «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель.

Методические материалы для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.

Учебно-методический комплект «Планета знаний»

М.: АСТ Астрель, 2006г.

2. Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе

по «Букварю» и «Прописям». - М., АСТ, Астрель.

Приложение к рабочей программе




Технические средства обучения:

  • Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

  • Интерактивная доска

  • Телевизор.

  • Видеоплеер.

  • Аудиопроигрыватель.

  • Персональный компьютер, ноутбуки (в 4 классах).

  • Мультимедийный проектор .


Оборудование класса:

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

  • Подставки для книг.

  • Портрет президента РФ В.В.Путина

  • Стенд с символикой РФ (герб, флаг)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос