Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жигайловская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО естественно-математического цикла ___________ Коломыцев С.И. Протокол № ___ от «__» июня 2013 г. |
«Согласовано» Заместитель директора _________ Олейник Т.Д. «__» июня 2013 г. |
«Утверждаю» Директор школы _________ Спивак Л.Н. Приказ № ____ от «___» августа 2013 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «География»
Переваловой Татьяны Петровны
7 класс
2013- 2014 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы по географии под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 7 класс. — М.: Дрофа, 2009., с учетом инструктивно-методического письма «О преподавании географии в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи
Задачи предусматривают формирование знаний:
- о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условиях и ресурсах для жизни и деятельности населения Земли
- о целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; роли и месте человека в этой системе на разных этапах развития;
- о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды.
Место предмета в базисном учебном плане: Рабочая программа составлена согласно учебному плану и рассчитана на 70 часов, из рассчета 2 часа в неделю.
Изменения, внесенные в рабочую программу . Авторское содержание программы не изменено. Изменилось распределение часов на изучение тем. С учетом сложности изучения тем разделов «Земля – уникальная планета» количество часов увеличилось на 5 часов, в разделе «Материки и океаны» на 1 час.
В рабочей программе изменена последовательность в изучении тем «Полярные области Земли» и «Океаны», для того чтобы учащиеся имели возможность познакомиться последовательно со всеми южными материками. Также изучение особенностей Северного Ледовитого океана отнесено к теме «Океаны», а не как было предложено в теме «Полярные области Земли»
Учебно-методический комплекс:
Учебник: И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс – М.: Дрофа, 2009.
2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География материков и океанов». 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. рефераты, творческие работы, проекты.
Формы и средства контроля: самопроверка, взаимопроверка, географические диктанты, тесты на уроках 15-20 мин, творческие работы, практические работы. Практических работ - 26, из них итоговых (оценочных) – 10. Экскурсий – 1
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по географии
В результате изучения курса «География. Материки, океаны, народы и страны» ученик 7 класса должен:
-
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли в целом и на отдельных материках;
- природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека.
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов, в отдельных странах;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия.
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густозаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Свободного чтения карт различного содержания;
-
Оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;
-
Проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела и темы |
Часы учебного времени |
Практические работы |
Сроки прохождения |
Подготовка к ЕГЭ (ГИА) |
Примеч |
|
|
Введение |
1 ч |
|
План |
факт |
|
|
|
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. |
1 |
Практическая работа (тренировочная) «Обозначение на к/к мате-риков, океанов, частей света и крупных островов» |
4.09 |
|
|
§ 1 |
|
Раздел I. Как открывали мир |
2 ч |
|
|
|
|
|
|
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. |
1 |
|
5.09 |
|
1.1 Составление таблицы «Великие географы и путешест-венники» |
§ 2 |
|
Современные географические ис-следования |
1 |
Практическая работа (обучающая) Обучение простейшим приемам работы с источ-никами географической ин-формации (картами, днев-никами путешествий, справочниками ,словарями и др.). |
11.09 |
|
1.1 1.2 |
§ 2 |
|
Раздел II. Географическая карта – величайшее творение человечества |
1 ч |
|
12.09 |
|
|
|
|
Многообразие источников географи-ческой информации. |
1 |
Практическая работа №1 (оценочная) Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах. |
18.09 |
|
Измерение расстояний и направле-ний на ка-рте, градус-ная сеть, масштабы карт |
§ 3 |
|
Раздел III. Земля — уникальная планета |
13 ч |
|
|
|
|
|
|
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ |
2 |
|
19.09 |
|
|
|
|
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейс-мические пояса Земли. |
1 |
|
25.09 |
|
1.1 |
§ 4 |
|
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. |
1 |
Практическая работа (тренировочная) Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит). |
26.09 |
|
|
§ 5 |
|
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ |
2 |
|
|
|
|
|
|
Климатообразующие факторы. |
1 |
|
2.10 |
|
2.4 |
§ 6 |
|
Климатические пояса и области. |
1 |
|
3.10 |
|
2.4 |
§ 7 |
|
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН |
3 |
|
|
|
|
|
|
Мировой океан — главная часть гидросферы. |
1 |
|
9.10 |
|
2.3 |
§ 8 |
|
Свойства вод Мирового океана. Водные массы |
1 |
|
10.10 |
|
|
§ 9 |
|
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. |
1 |
Практическая работа (тренировочная) «Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов» |
16.10 |
|
|
§ 10 |
|
Тема 4 . БИОСФЕРА |
1 |
|
|
|
|
|
|
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. |
1 |
|
17.10 |
|
|
§ 11 |
|
Тема 5. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА |
2 |
|
|
|
|
|
|
Строение и свойства географии-ческой оболочки. Закономерности географической оболочки. |
1 |
Практическая работа (тренировочная) «Анализ схем круговоротов веществ и энергии» |
23.10 |
|
Природная зональность |
§ 12-13 |
|
Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон |
1 |
|
24.10 |
|
|
|
|
Тема 6. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ |
3 |
|
|
|
|
|
|
Численность населения. Разме-щение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. |
1 |
|
30.10 |
|
3.2 |
§ 14 |
|
Страны мира, их группировка по различным признакам. Население Земли (урок-практикум) |
1 |
Практическая работа (обучающая) Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграции людей в прошлом и современные перемещения. |
31.10 |
|
Работа с картой «На-роды и пло-тность на-селения ми-ра» |
§ 15, повторение пройденного |
|
Обобщение по разделу «Земля — уникальная планета» |
1 |
|
1.11 |
|
|
|
|
Раздел IV. Материки и океаны |
50 ч |
|
|
|
|
|
|
АФРИКА |
10 |
|
|
|
|
|
|
Географическое положение Африки. История исследования материка. |
1 |
Практическая работа № 2 (оценочная) Определение географии-ческих координат крайних точек, протяженности ма-терика с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка |
13.11 |
|
3.3 3.2 Определе-ние крайних точек мате-рика и ГП материка. |
§ 16 |
|
Особенности природы. Преобла-дание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. |
1 |
Практическая работа № 3 (оценочная) Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. |
14.11 |
|
Разбор во-просов А 2 из сборника Типовых тестовых заданий ЕГЭ (на знание сторон горизонта) 2012 г |
§ 17 |
|
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. |
1 |
Практическая работа (тренировочная) Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления аре-ала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. |
20.11 |
|
|
§ 18 |
|
Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. |
|
|
21.11 |
|
|
§ 19 |
|
Природные зоны Африки |
1 |
Практическая работа (тренировочная) «Определение причин разнообразия природных зон материка» |
27.11 |
|
|
§ 20-21 |
|
Народы и страны. Современная политическая карта. |
1 |
|
28.11 |
|
3.3 3.2 Работа с полит.картой материка |
§ 22 |
|
Деление Африки на крупные регионы. Северная Африка (Египет, Алжир) |
1 |
|
4.12 |
|
|
§ 23 |
|
Центральная Африка (Нигерия, За-ир) , |
1 |
|
5.12 |
|
Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию |
§ 24 |
|
Восточная Африка (Эфиопия, Кения) |
|
|
11.12 |
|
|
§ 25 |
|
Южная Африка (ЮАР) |
1 |
Практическая работа (обучающая) Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. |
12.12 |
|
3.3 3.2 |
§ 26 |
|
Тема 2. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ |
4 |
|
|
|
|
|
|
Австралия |
3 |
|
|
|
|
|
|
Географическое положение Австралии. |
1 |
Практическая работа №4 (оценочная) Сравнение географиче-ского положения Авст-ралии и Африки; опре-деление черт сходства и различия основных ком-понентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. |
18.12 |
|
3.3 3.2 Определе-ние крайних точек материка и обучение определе-нию ГП материка. |
§ 27 |
|
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внут-ренние воды, растительный и животный мир). |
1 |
|
19.12 |
|
3.3 3.2 |
§ 28 |
|
Население Австралии. |
1 |
Практическая работа (обучающая) Обоснование причин совре-менного распространения коренного населении Авс-тралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной Деятельности населения крупных регионов материка. |
25.12 |
|
Работа с политической картой материка. Определение страны по ее краткому описанию |
§ 29 |
|
Океания |
1 |
|
|
|
|
|
|
Географическое положение Океании. Из истории открытия и исследования Океании. |
1 |
|
26.12 |
|
3.3 3.2 |
§ 30 |
|
Тема 3. ЮЖНАЯ АМЕРИКА |
7 |
|
|
|
|
|
|
Географическое положение Южной Америки, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. |
1 |
Практическая работа № 5 (оценочная) Определение черт сходства и различий географии-ческого положения Африки и Южной Америки. |
15.01 |
|
Определе-ние крайних точек материка |
§ 31 |
|
Особенности природы: строение поверхности, закономерности разме-щения крупных форм рельефа в записи мости от строения земной коры. |
1 |
|
16.01 |
|
3.3 3.2 |
§ 32 |
|
Климат и факторы его форми-рования. Внутренние воды. |
1 |
Практическая работа № 6 (оценочная) Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору уча-щихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. |
22.01 |
|
|
§ 33 |
|
Своеобразие органического мира континента |
1 |
|
23.01 |
|
|
§ 34 |
|
Население и страны. История заселения материка. |
1 |
|
|
|
3.3 3.2 Работа с по-литической картой материка |
§ 35-36 |
|
Страны востока (Бразилии, Аргентины) |
|
|
29.01 |
|
|
|
|
Особенности географического положения стран (Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили) |
1 |
Практическая работа (обучающая) Оценивание по картам аре-алов и центров наибо-льшего и наименьшего ант-ропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий. |
30.01 |
|
3.3 3.2 Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию |
§ 37 |
|
Тема 4. ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ |
3 |
|
|
|
|
|
|
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка |
1 |
|
5.02 |
|
|
§ 38 |
|
Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследо-вания материка. |
1 |
Практическая работа (тренировочная) Сравнение природы Арк-тики и Антарктики; защита проектов практи-ческого использования Ан-тарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях челове-ческой деятельности. |
6.02 |
|
3.3 3.2 |
§ 39, 17-38 |
|
Урок обобщения по материкам Южная Америка, Австралия, Антарктида и Африка |
1 |
|
12.02 |
|
Тестирова-ние по мате-рикам Юж-ная Аме-рика, Авс-тралия, Антарктида и Африка |
|
|
Тема 5. ОКЕАНЫ |
4 |
|
|
|
|
|
|
Северный Ледовитый океан. |
1 |
|
13.02 |
|
3.1 |
§ 40 |
|
Тихий океан |
1 |
|
19.02 |
|
|
§ 41 |
|
Индийский океан. |
1 |
|
20.02 |
|
|
§ 41 |
|
Атлантический океан |
1 |
Практическая работа (обучающая) Изображение на конту-рной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйст-венной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспе-диций по акваториям одного из океанов (по выбору). |
26.02 |
|
Течения океана, обитатели океана |
§ 42 |
|
Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА |
6 |
|
|
|
|
|
|
Географическое положение Северной Америки, размеры, очертания и им икающие континент океаны. Открытие и исследование материка. |
1 |
|
27.02 |
|
3.3 3.2 Определе-ние крайних точек материка и обучение определе-нию ГП материка. |
§ 43 |
|
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых |
1 |
|
5.03 |
|
2.2 |
§ 44 |
|
Климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды |
1 |
Практическая работа №7 (оценочная) Сравнение климата отде-льных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оце-нка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. |
6.03 |
|
2.4 |
§ 45 |
|
Особенности проявлений зона-льности на материке |
1 |
|
|
|
2.5 |
§ 46 |
|
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) |
2 |
|
12.03 |
|
Работа с политической картой материка. Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию |
§ 47 |
|
Краткая характеристика стан Латинской Америки (Мексика) |
|
Практическая работа № 8 (оценочная) «Составление описания путешествия по одной из стран континента с опре-делением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельно-сти» |
13.03 |
|
|
§ 48 |
|
Тема 7. ЕВРАЗИЯ |
17 |
|
|
|
|
|
|
Географическое положение Евразии, его размеры и очертания. |
1 |
|
19.03 |
|
Определение крайних точек материка и обучение определению ГП материка. |
§ 49 |
|
Особенности природы: этапы фор-мирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых |
1 |
|
20.03 |
|
2.5 |
§ 50 |
|
Климатообразующие факторы, климатические пояса и области. Внутренние воды |
1 |
Практическая работа №9 (оценочная) Сравнение климата Евра-зии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оцени-вание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятель-ности. |
2.04 |
|
2.3 |
§ 51 § 52 |
|
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. |
1 |
Практическая работа №10 (оценочная) Сравнение природных зон по 40-й параллели в Ев-разии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. |
3.04 |
|
|
§ 53 |
|
Народы и страны. Современная политическая карта материка (урок-практикум) |
1 |
Практическая работа (обучающая) Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. |
9.04 |
|
Работа с политической картой материка |
§ 54- 55 |
|
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. |
1 |
|
10.04 |
|
3.3 3.2 |
§ 56 |
|
Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия. |
1 |
|
16.04 |
|
3.3 3.2 |
§ 57 |
|
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. |
1 |
|
17.04 |
|
3.3 3.2 |
§ 58 |
|
Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия. |
1 |
|
23.04 |
|
3.3 3.2 |
§ 59 |
|
Южная Европа. Италия, Испания, Греция |
1 |
Практическая работа (обучающая) «Составление по картам и другим источникам опи-сания одной из стран Зарубежной Европы |
24.04 |
|
Определе-ние страны по ее крат-кому описанию |
§ 60 |
|
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). |
1 |
|
27.04 |
|
3.3 3.2 |
§ 61 |
|
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны. |
1 |
|
1.05 |
|
Определе-ние страны по ее крат-кому описа-нию |
§ 62 |
|
Восточная Азия. Китай, Япония. |
1 |
|
7.05 |
|
3.3 3.2 |
§ 63-64 |
|
Южная Азия. Индия. |
1 |
|
8.05 |
|
|
§ 65 |
|
Юго-Восточная Азия. Индонезия. |
1 |
Практическая работа (обучающая) Составление по картам и другим источникам описа-ния одной из стран зару-бежной Азии. |
14.05 |
|
|
§ 66, 43-65 |
|
Урок обобщения по материкам Северная Америка и Евразия |
|
|
15.05 |
|
|
|
|
Раздел V. Земля — наш дом |
3 ч |
|
|
|
|
|
|
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Взаимодействие природы и общества. |
|
Экскурсия. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия |
21.05 |
|
3.1 |
§ 67 |
|
Современная география. Роль географии в рациональном исполь-зовании природы. |
|
|
22.05 |
|
|
§ 68-69 |
|
Обобщающий урок по курсу |
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География. Материки, океаны, народы и страны» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуется карта как величайшее творение человека. Земля – уникальная планета – тема третьего раздела, где учащиеся знакомятся с особенностями строения и развития геосфер Земли, а также с причинами процессов и явлений, происходящих в геосферах. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков – тема четвертого раздела. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Формы и средства контроля
Формы контроля |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Практические работы |
1 |
3 |
4 |
2 |
Оценочные практические работы:
1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.
«Африка»
2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.
3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
«Австралия»
4. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
«Южная Америка»
5. Определение черт сходства и различий географии-ческого положения Африки и Южной Америки.
6. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
«Северная Америка»
7. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
8. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности.
«Евразия»
9. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
10. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Перечень учебно-методических средств обучения
7 класс
№ |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое кол-во |
Примечания |
||
Основная школа |
Старшая школа |
||||
Базовый уровень |
Профильный уровень |
||||
|
Стандарт общего образования по географии |
Д |
|
|
Стандарт по географии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета географии |
|
Стандарт полного среднего образования по географии |
|
Д |
|
|
|
Авторские учебные программы по курсам географии основной школы |
Д |
|
|
|
|
Библиотечный фонд |
||||
|
Учебники и учебные пособия |
Учебники должны быть рекомендованы (допущены) к использованию в учебном процессе. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии |
|||
|
И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс – М.: Дрофа, 2009. |
К |
|
|
|
|
Атлас. География материков и океанов. 7 класс. |
|
|
|
|
|
Дидактические материалы |
||||
|
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География материков и океанов». 7 класс – М.: Дрофа, 2008. |
К |
|
|
|
|
Методические рекомендации по курсу «Материки, океаны, народы, страны» |
Д |
|
|
|
|
Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. – 128 с., |
|
|
|
|
|
Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», - 2004, 312 с. |
|
|
|
|
|
Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с. |
|
|
|
|
|
Н.А.Никитина Материки, океаны, народы и страны. Методическое пособие. – М.: «Вако», 2005. |
|
|
|
|
|
Печатные пособия |
||||
|
Таблицы |
|
|||
|
Воды суши |
|
|
|
|
|
Животный мир материков |
|
|
|
|
|
Основные зональные типы почв земного шара |
|
|
|
|
|
Полезные ископаемые и их использование |
Д |
|
|
|
|
Растительный мир материков |
|
|
|
|
|
Рельеф и геологическое строение Земли |
Д |
|
|
|
|
Таблицы по охране природы |
|
|
|
|
|
Типы климатов земного шара |
|
|
|
|
|
Портреты |
||||
|
Набор «Путешественники» |
Д |
|
|
Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте |
|
Набор «Ученые-географы» |
|
|
|
|
|
Карты мира |
||||
|
Великие географические открытия |
|
|
|
|
|
Карта океанов |
Д |
|
|
|
|
Климатическая |
Д |
|
|
|
|
Климатические пояса и области |
Д |
|
|
|
|
Народы |
|
|
|
|
|
Политическая |
Д |
Д |
|
Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации |
|
Почвенная |
Д |
|
|
|
|
Природные зоны |
Д |
|
|
|
|
Природные ресурсы |
|
|
|
|
|
Растительности |
|
|
|
|
|
Религии |
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
Строение земной коры и полезные ископаемые |
|
|
|
|
|
Уровни социально-экономического развития стран мира |
|
|
|
|
|
Физическая |
Д |
Д |
|
Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации |
|
Физическая полушарий |
Д |
|
|
|
|
Экологические проблемы |
|
|
|
Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем |
|
Экономическая |
|
Д |
|
|
|
Карты материков, их частей и океанов |
||||
|
Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Австралия и Океания (физическая карта) |
Д |
|
|
|
|
Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения) |
|
|
|
|
|
Антарктида (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
|
Арктика (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
|
Атлантический океан (комплексная карта) |
|
|
|
|
|
Африка (политическая карта) |
Д |
|
|
|
|
Африка (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Африка (физическая карта) |
Д |
|
|
|
|
Африка (хозяйственная деятельность населения) |
|
|
|
|
|
Евразия (политическая карта) |
|
|
|
|
|
Евразия (физическая карта) |
Д |
|
|
|
|
Евразия (хозяйственная деятельность населения) |
Д |
|
|
|
|
Европа (политическая карта) |
|
|
|
|
|
Европа (физическая карта) |
|
|
|
|
|
Европа (хозяйственная деятельность населения) |
|
|
|
|
|
Зарубежная Европа (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Индийский океан (комплексная карта) |
|
|
|
|
|
Северная Америка (политическая карта) |
Д |
|
|
|
|
Северная Америка (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Северная Америка (физическая карта) |
Д |
|
|
|
|
Северная Америка (хозяйственная деятельность населения) |
|
|
|
|
|
Тихий океан (комплексная карта) |
|
|
|
|
|
Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Юго-Восточная Азия (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Юго-Западная Азия (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Южная Азия (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Южная Америка (политическая карта) |
|
|
|
|
|
Южная Америка (социально-экономическая) |
|
|
|
|
|
Южная Америка (физическая карта) |
Д |
|
|
|
|
Южная Америка (хозяйственная деятельность населения) |
|
|
|
|
|
Карты России |
||||
|
Физическая |
Д |
|
|
|
|
Химическая промышленность |
Д |
|
|
|
|
Рельефные физические карты |
||||
|
Полушария |
Д |
|
|
|
|
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала |
||||
|
Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000) |
Ф |
|
|
|
|
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
||||
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии. |
|
|
|
Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
|
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности |
|
|
|
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных. |
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) |
||||
|
Мультимедийный компьютер |
|
|
|
Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
|
Принтер лазерный |
|
|
|
|
|
Мультимедиа проектор |
|
|
|
|
|
Стол для проектора |
|
|
|
|
|
Экран (на штативе или навесной) |
|
|
|
Минимальные размеры 1,25 × 1,25 м |
|
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) |
||||
|
Видеофильмы и видеофрагменты |
||||
|
Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность |
|
|
|
|
|
Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку |
|
|
|
|
|
Памятники природы |
|
|
|
Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте |
|
Крупнейшие города мира |
|
|
|
Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте |
|
Видеофильм о русских ученых-географах |
|
|
|
Рассказывается об ученых-географах, чьи имена упомянуты в стандарте |
|
Видеофильм об известных путешественниках |
|
|
|
Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте |
|
Наша живая планета |
|
|
|
|
|
Крупнейшие реки мира |
|
|
|
Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте |
|
Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
|
|
|
|
|
Восточно-Европейская равнина |
|
|
|
|
|
Вулканы и гейзеры |
|
|
|
|
|
Выветривание |
|
|
|
|
|
Высотная поясность |
|
|
|
|
|
Географическая оболочка |
|
|
|
|
|
Опасные природные явления |
|
|
|
|
|
Горы и горообразование |
|
|
|
|
|
Загадки Мирового океана |
|
|
|
|
|
Корея |
|
|
|
|
|
Ландшафты Австралии |
|
|
|
|
|
Ландшафты Азии |
|
|
|
|
|
Ландшафты Африки |
|
|
|
|
|
Ландшафты Северной Америки |
|
|
|
|
|
Ландшафты Южной Америки |
|
|
|
|
|
Страны и народы Азии |
|
|
|
|
|
Страны и народы Африки |
|
|
|
|
|
Страны и народы Северной Америки |
|
|
|
|
|
Страны и народы Южной Америки |
|
|
|
|
|
Общие физико-географические закономерности |
|
|
|
|
|
Современная политическая карта мира |
|
|
|
|
|
Заповедные территории мира |
|
|
|
Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте |
|
Ступени в подземное царство |
|
|
|
|
|
Антарктида |
|
|
|
|
|
Арктика |
|
|
|
|
|
Великие Географические открытия |
|
|
|
|
|
Глобальные проблемы человечества |
|
|
|
|
|
Современные географические исследования |
|
|
|
|
|
Слайды (диапозитивы) |
В кабинете географии могут быть и другие наборы слайдов, содержание которых соответствует разделам стандарта |
|||
|
Ландшафты Земли |
|
|
|
|
|
Природные явления |
|
|
|
|
|
Население мира |
|
|
|
|
|
Транспаранты |
||||
|
Абсолютная и относительная высота |
|
|
|
|
|
Высотная поясность |
|
|
|
|
|
Горизонтали |
|
|
|
|
|
Горы и равнины |
|
|
|
|
|
Градусная сеть, определение широты и долготы |
|
|
|
|
|
Национальные парки мира |
|
|
|
|
|
Пороги и водопады |
|
|
|
|
|
Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы |
|
|
|
|
|
Литосфера |
|
|
|
|
|
Гидросфера |
|
|
|
|
|
Атмосфера |
|
|
|
|
|
Биосфера |
|
|
|
|
|
Население мира |
|
|
|
В кабинете географии могут быть и другие транспаратны, содержание которых соответствует разделам стандарта |
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||||
|
Модели |
||||
|
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000 |
|
|
|
|
|
Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000) |
Д |
|
|
|
|
Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000) |
Д |
|
|
|
|
Строение складок в земной коре и эволюция рельефа |
|
|
|
Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши |
|
Модель вулкана |
Д |
|
|
|
|
Натуральные объекты |
||||
|
Коллекции |
||||
|
Коллекция горных пород и минералов |
Д |
|
|
|
|
Коллекция полезных ископаемых различных типов |
Д |
|
|
Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, как коллекции по производству меди, алюминия |
|
|
|
|
|
|
|
Коллекция по производству чугуна и стали |
|
|
|
|
|
Коллекция по нефть и нефтепродуктам |
|
|
|
|
|
Коллекция по производству меди |
|
|
|
|
|
Коллекция по производству алюминия |
|
|
|
|
|
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов |
|
|
|
|
|
Гербарии |
||||
|
Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира |
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ СОСТАЛЯЕТ ________ %
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции,
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.);
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»