В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Интегрированный урок обществознания по теме "Демографическая ситуация в современной России"

Демография современной России

Урок-проблема (2 часа)

Цели урока:

Образовательная: Дать учащимся представление о новой общественной науке, охарактеризовать круг проблем, которые она изучает. Описать современную демографическую ситуацию.

Развивающая: Развить у учащихся познавательные навыки анализа информации, представленной в текстовой и графической форме. Дать первичный опыт анализа демографической ситуации. Сформировать у учащихся навыки ответа на вопросы итоговой аттестации в форме ЕГЭ (Задание С 7).

Воспитательная: Подтолкнуть учеников к осмыслению демографической ситуации как острой социально-экономической проблемы на уровне региона, страны и целой группы экономически развитых стран. Раскрыть важность выбора поведенческих моделей каждым жителем России.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);

Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);

Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)

Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

Учитель истории.

Здравствуйте. Сегодня наше занятие пройдет в форме круглого стола.

Представляю участников нашей встречи

Ученики 11 класса (работают в двух группах)

Тьютеры –студентки 5 курса ПГУ

В нашем разговоре принимает участие учитель географии –Наталья Васильевна

Гости –учителя истории области, которых я тоже хочу пригласить участвовать в разговоре

Предлагаю Вам прочитать эпиграф к сегодняшнему разговору и определить тему:

Эпиграф урока: «…не только наука, но и политика, религия…должны поставить задачу народонаселения на первейший план. Ее забвение составляет одну из ошибок мышления..» Д.И. Менделеев

Тема: Демографическая ситуация в современной России.

Октябрь – месяц удачный для разговора о демографии. С 14 по 25 октября 2010 года в нашей стране прошла перепись населения. 31 октября 2011 года вошел в историю как .день 7 миллиардов — день, когда население Земли превысило 7 миллиардов человек

Учитель географии: Ребята, вспомните и ответьте:

1. Когда возник термин «демография»?

2. А откуда пришел этот термин?

3. Что такое демография?

Учитель истории.

За холодным нерусским словом «демография» стоит живое русское слово «народонаселение».

Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества.

В ноябре 1914 года в одном авторитетном американском журнале появилась статья, посвященная России. В этой статье американцы дают интересную статистику. «За 40 последних лет население Европейской части России увеличилось в 2 раза и вышла на один из самых высоких показателей прироста населения в мире. Если подобная динамика сохранится , прогнозировал автор статьи, то к концу 20 века в России будет проживать 600 мил. чел. Сегодня в России 142 мил. чел., четверть от прогноза американского автора, данного в начале 20 века.

Сформулируйте цель сегодняшнего разговора.

В ходе сегодняшнего урока работая с большой и разнообразной информацией, будем продолжать учиться ее структурировать, вычленять проблемы, причины и предлагать собственные решения.

Результатом нашей работы должно стать социальное прогнозирование

Мы работаем 2 часа. На первом уроке – изучаем информацию, вычленяем проблемы. В ходе второго часа – учимся формулировать причины и составлять социальный прогноз. В ходе работы предстоит заполнить рабочие листы.

проблема

Причины убыли населения

Угрозы национальной и экономической безопасности





Вспомним правила работы над решением проблемных заданий.

Понимать проблему

Характеризовать проблему

Представлять проблему

Решать проблему

Размышлять над решением

Сообщать решение проблемы



Учитель географии:

Из каких источников мы узнаем о численности населения? (выслушав ответы уч-ся, подводит итог)

Основные источники информации в демографии следующие:

  • переписи населения, проводимые регулярно, обычно раз в 10, в некоторых странах раз в 5 лет;

  • текущий статистический учёт демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов), осуществляемый непрерывно;

  • текущие регистры (списки, картотеки) населения, также функционирующие непрерывно;

  • выборочные и специальные обследования.

Наибольшую информацию о населении дают переписи.

Учитель истории

Посмотрим на историю переписи с исторического аспекта. После выступления Браслиной Е., «История переписи в России», необходимо ответить на вопрос: Для чего проводится перепись населения?

Предположительный ответ: Перепись населения является основным источником формирования данных, касающихся численности населения, его распределения по территории Российской Федерации. По результатам переписи можно будет судить о качестве жизни населения не только всей страны, но и отдельных регионов.

Учитель географии

Л. Толстой так ответил на вопрос, зачем проводить перепись: Для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь – не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас.

Всероссийская перепись населения – это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. . Но вернемся к Всероссийской переписи 2010 г. Для описания демократических процессов в нашей стране обратимся к сухой, но точной и очень важной науке – статистике.

Предлагаю проанализировать информацию, опубликованную на сайте Федеральной службы государственной статистики.

Задача: Сравним итоги последних двух переписей населения нашей страны. Охарактеризуйте основные тенденции изменения народонаселения РФ, сформулируйте проблему


Тысяч человек

На 1000 человек населения


Родившихся/

умерших




Родившихся/

умерших


2002

2010

2002

2010

Все население

145167

142857

9,7 / 16,2

12,6/ 14, 4

Городское население

106429

105314



Сельское население

38738

37543



Вывод: По сравнению с переписью 2002 г. население России сократилось с 145.166,7 тысячи человек до 142.905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6%)»

Проблема №1. Число россиян убывает





Учитель истории. Итак, мы сформулировали первую проблему.

Предлагаю фиксировать основное в рабочих листах

проблема

Причины убыли населения

Угрозы национальной и экономической безопасности

Число россиян убывает

Кризис современной семьи и связанная с ним низкая рождаемость.

Снижение уровня жизни заставляет многие семьи отказываться от заведения второго или третьего ребенка,



Высокий уровень смертности, обусловленный вредными привычками.

Здоровье нации.

Болезни кровообращения, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания.

Аборты

Эмиграция

Наркомания

Спиртные напитки.

Уровень насилия в обществе.



Дорожно-транспортные происшествия.



Плохая экологическая обстановка.

Около 30-40 тысяч человек ежегодно пропадают без вести




Учитель географии.

Сейчас нам предстоит определить следующую проблему.

Какие демографические показатели характеризуют естественное движение населения?

Что называют естественным приростом? (Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени.)

Запишите формулу (ЕП=Р-С) Естественный прирост населения. N — M = E N — общее число родившихся M — общее число умерших

.



Вывод. По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах – на 1,1 млн. человек, в сельской местности – на 1,2 млн. человек. В сложившихся условиях государство ежедневно ведет мониторинг численности населения нашей страны.

Сайт «Счетчик населения России» http://priroda.inc/ru/naselenie.php

Данные на 16.10. 23.54

143812 471

Родились 16.10 – 4719 чел.

Умерло -5865



Формулирование проблемы №2. Естественная убыль населения растет

Зафиксируйте проблему в рабочих листах


Учитель истории:

Хочется добавить, что естественная убыль населения в России началась в 1992 г., когда пересеклись кривые рождаемости и смертности (рис. 3) –русский крест

«Ру́сский крест» («Славянский крест») в демографии — явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности, характерных для восточноевропейских стран.

Название происходит от того, что при изображении этого процесса на графике две кривые (рождаемости и смертности), сближаясь, пересекаются и затем резко расходятся, наподобие креста.

Прошло 20 лет, ситуация изменилась, Российские граждане стали больше рожать и меньше умирать, но существующих сегодня показателей недостаточно для поддержания демографической картины на должном уровне, и лет через 20-30 она может выглядеть совсем удручающе. Таков магистральный тезис доклада, подготовленного рабочей группой по семейной политике при правительстве РФ. Замдиректора департамента демографической политики и соцзащиты населения минтруда Елена Страхова сообщила, что сегодня мы имеем очень хороший результат благодаря мерам по охране здоровья и поддержке семей с детьми, предпринятыми в 2006-2007 годах.

"Но нас ожидают сложные годы из-за неблагоприятной половозрастной структуры и старения населения", - сказала Елена Страхова. - Исходя из этих рисков, надо думать, что делать дальше".

Предлагаю вам познакомиться в фрагментом статьи, напечатанной в Российской газете» и вычленить еще одну проблему.

Формулируем проблему: Сокращение трудоспособного населения.

Учитель географии: Таким образом, ситуацию, которая сложилась в России, специалисты оценивают, как депопуляцию –суженное воспроизводство и сокращение численности населения с отрицательным естественным приростом.

Термин «депопуляция» был введен французскими демографами, обеспокоенными сокращением рождаемости во Франции в течение XIX века, когда в половине департаментов обнаружилась убыль населения

Депопуля́ция — систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих (смертность превышает рождаемость, высокая эмиграция, существуют обстоятельства, вызывающие большие потери людей — например, война).

Предлагаю посмотреть видеоролик (123) – 1 мин.38 сек.

Учитель истории:

Ребята, вы совершенно верно выделили 3-ю проблему –сокращение трудоспособного населения.

По данным переписи, численность населения трудоспособного возраста (мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 года) составила 61%, моложе трудоспособного возраста – 18%, старше трудоспособного возраста – 21%.

Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения

трудового потенциала,

экономической активности населения,

его старения.

Старение населения, в свою очередь, порождает дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслуживанию пожилых людей.

Даже в экономически развитых странах при увеличении доли пожилых людей в пирамиде населения правительства вынуждены идти на увеличение пенсионного возраста.



Подведение итогов работы 1 часа











































2 урок:

Учитель истории:

В первой половине нашей встречи мы коллективно вычленили проблемы демографической ситуации в современной России. Демограф В. М. Медков в своей статье «Ожидаемое будущее или романтические мечтания?» пишет, что «человечество уже вступило в период депопуляции» и что данный факт создает угрозу для собственно существования человеческого рода

А каково положение в нашей области? Анализ ситуации в ЕАО провела Учеваткина Наташа.

Где выход? Есть ли способы улучшить демографическую ситуацию в нашей области ?

Дополнительно.

На недавнем заседании, которое проходило в мэрии Биробиджана, депутаты различного уровня, представители правительства ЕАО, приглашенные эксперты подробно обсудили ситуацию с оказанием мер социальной поддержки многодетным семьям на территории области. По итогам заседания был подготовлен целый ряд рекомендаций Законодательному Собранию, правительству ЕАО и муниципальным органам власти. Выполнение рекомендаций начнется уже с середины октября 2013 года.

В частности, депутатам предстоит разработать проект закона, предусматривающий первоочередное обеспечение детей из многодетных семей (в том числе – приемных) местами в детских садах. Также парламенту предложено рассмотреть вопрос о выплате регионального материнского капитала для семей, воспитывающих четырех и более детей, подготовить проект закона области о минимальном социальном стандарте, определяющем основные показатели качества жизни многодетных семей, и ряд других нормативных актов. Реализация данных мероприятий должна улучшить жизнь многодетных семей и добавить уверенности тем, кто хотел бы 3 и более детей.

А мы переходим к следующему этапу нашего заседания.



Учитель географии.

Главное богатство любой страны - населяющие её люди. Почему нас становится меньше?

Население - основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна.. Но на современном этапе Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом.

По прогнозам Госкомстата Российской Федерации численность населения России в 2015 году составит 130 млн. чел, то есть снизится на 8,5% по сравнению с 2006 годом.

Есть опасность, что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн.

В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным.

Учитель истории:

Задание: работая в группах, сформулировать причины убыли населения современной России. (Заполняем вторую колонку в рабочих листах)

Извлекать информацию мы будем из 2 источников – видео с выступлением президента страны и текстом учебника.

Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент . 1.30( Выступление В. Путина )

А также вычленить нужную информацию в параграфе 10, стр.102-103, запишите в рабочие листы

1.Превышение числа смертей над численностью рождения

2. Болезни кровообращения, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания.

3. Высокий уровень смертности, обусловленный вредными привычками, .алкоголизм и наркомания

4. Кризис института брака

5. Снижение средней продолжительности жизни

Заслушиваем группы..

Итак, одна из причин - снижение рождаемости. Действительно, повышение независимости и образованности женщин является главным фактором снижения рождаемости. Сегодня для воспроизводства населения России необходимо, чтобы в каждой семье было по…3 ребенка….

Но повышение образованности женщин ведет к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности. Появились люди, сознательно отказывающиеся от деторождения (чайлдфри).

Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей, бездетный; childless by choice — добровольная бездетность) — отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их. Чайлдфри утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. В целом наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, В России, к счастью, данное движение массового понимания не встречает.

Ученые, политики предлагают различные пути решения повышения рождаемости:

Существует и такая позиция: «Для увеличения рождаемости нужно сократить прием женщин в высшие учебные заведения, ограничить женщинам доступ в бизнес и тем самым вернуть их в семью.

Вам было дано опережающее задание прокомментировать данную точку зрения. Ребята зачитывают свои позиции.

Итак, это предложение не решит проблему демографии в нашей стране.

Учитель географии.

Тем более ,в репродуктивный возраст сейчас вступает поколение, рожденное в начале 90-х, - самое малочисленное за послевоенный период. И буквально через 10 лет число женщин в активном репродуктивном возрасте (20-29 лет), на которые приходится две трети рождений, сократится почти вдвое. Россию ожидает колоссальное сокращение населения трудоспособных возрастов - к 2020 году на 7-8 миллионов, к 2050 году - более чем на 26 миллионов.

По прогнозу Росстата, к 2030 году россияне трудоспособного возраста будут составлять лишь 54-57% - чуть больше половины - всего населения страны. По худшему прогнозу, их станет меньше почти на 14 млн человек, что равно населению целого мегаполиса.

Число россиян пенсионного возраста, напротив, возрастет.

Учитель истории:

Для России демографическая проблема становится гамлетовским восклицанием: "Быть или не быть?". А это означает, что будущее России и сохранение нашей страны как государственной целостности и особого социокультурного пространства зависят от решения проблемы воспроизводства населения..

Западные страны компенсируя убывающее население за счет миграции.

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, являются, как и раньше, в подавляющем своем большинстве выходцами из стран СНГ (93,4% в 2009 году) или других стран - бывших республик СССР (3,3% из Грузии и стран Балтии). Наибольший миграционный прирост сложился у России в обмене с Узбекистаном (41,9 тысячи человек) и Украиной (40,1). При самых оптимистических предпосылках, по данным Госкомстата, для поддержания стабильной численности населения России необходимо принимать не менее полумиллиона иммигрантов в год в среднем в течение 2001-2050 гг. За неполные полгода в РФ въехали более 8,8 миллиона мигрантов,

Работа с документом. Демографическое будущее России и миграционные процессы. Социолог Рыбаковский Л.Л.

Задание:

  1. Почему России необходим приток мигрантов из нового зарубежья? Почему нам не обойтись без притока иностранной силы?

  2. 2. Какая опасность существует для малонаселенных восточных районов страны в условиях демографического кризиса? Какова цель привлечения мигрантов из Китая?

Дискуссия «Миграция –зло или благо»

Привлечение иммигрантов – это выход, но это и новые проблемы. При доле мигрантов более 20 % появляются замкнутые этнические группы, ассимиляция затрудняется и обостряются межнациональные конфликты

Авторы вашего учебника (стр. 102 учебник 2 абзац (в средине текста) пишут о том, что прием большого количества мигрантов, особенно иноязычных, связанных с другими культурными традициями, далеко небезболезненный процесс, особенно в условиях нынешнего экономического состояния и социального климата в России.

В чем же угроза? Предлагаю выслушать мнение главного редактора газеты «Московская правда». (2мин. 4 сек.)

http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/25-07-2013/1167171-migranty-0/

Это мнение одного человека, но думаю, оно заставляет задуматься.

Учитель географии

Переходим к следующему этапу» Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в РФ»


Задача следующего этапа нашей работы – работая в группах сформулировать последствия и, составить социальный прогноз (7 мин).


Выступления представителей групп



Учитель истории.

Вывод: С течением процессов депопуляции и демографического старения населения могут возникать и новые проблемы. Главное — быть к ним готовыми. Для этого и служит упреждающий демографический прогноз.

"Может ли современная Россия выйти из демографического тупика?". Безусловно, шанс у нас есть. Надежду вселяет сохраняющийся еще культурный ресурс, ориентация людей на семью и брак.

Есть ли выход из сложившейся в нашей стране демографической ситуации? Этот вопрос поможет разрешить демографическая политика – целенаправленная деятельность государства в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.


Домашнее задание : Документом. Учебник стр. 106

Вопросы и задания к документу


1) Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации.

2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?

Подведение итога урока.

Слово Наталье Васильевне (учитель географии)


Учитель истории:

Тысячи лет выдающиеся мыслители ломали голову в поисках так называемого смысла жизни, над вопросом: зачем мы приходим в этот мир? Демографы, я думаю, дают на этот вопрос простой и ясный ответ: жизнь нужна лишь затем, чтобы жить долго и счастливо, и передать эстафету жизни следующим поколениям. Берегите себя. Помните, что каждый человек бесценен и неповторим.



















































































































15


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru