В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Интегрированный урок обществознания по теме "Демографическая ситуация в современной России"Урок Демографическая ситуация в современной россии

Получить подборку Войдите для скачивания файлов

Демография современной России

Урок-проблема (2 часа)

Цели урока:

Образовательная: Дать учащимся представление о новой общественной науке, охарактеризовать круг проблем, которые она изучает. Описать современную демографическую ситуацию.

Развивающая: Развить у учащихся познавательные навыки анализа информации, представленной в текстовой и графической форме. Дать первичный опыт анализа демографической ситуации. Сформировать у учащихся навыки ответа на вопросы итоговой аттестации в форме ЕГЭ (Задание С 7).

Воспитательная: Подтолкнуть учеников к осмыслению демографической ситуации как острой социально-экономической проблемы на уровне региона, страны и целой группы экономически развитых стран. Раскрыть важность выбора поведенческих моделей каждым жителем России.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);

Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);

Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)

Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

Учитель истории.

Здравствуйте. Сегодня наше занятие пройдет в форме круглого стола.

Представляю участников нашей встречи

Ученики 11 класса (работают в двух группах)

Тьютеры –студентки 5 курса ПГУ

В нашем разговоре принимает участие учитель географии –Наталья Васильевна

Гости –учителя истории области, которых я тоже хочу пригласить участвовать в разговоре

Предлагаю Вам прочитать эпиграф к сегодняшнему разговору и определить тему:

Эпиграф урока: «…не только наука, но и политика, религия…должны поставить задачу народонаселения на первейший план. Ее забвение составляет одну из ошибок мышления..» Д.И. Менделеев

Тема: Демографическая ситуация в современной России.

Октябрь – месяц удачный для разговора о демографии. С 14 по 25 октября 2010 года в нашей стране прошла перепись населения. 31 октября 2011 года вошел в историю как .день 7 миллиардов — день, когда население Земли превысило 7 миллиардов человек

Учитель географии: Ребята, вспомните и ответьте:

1. Когда возник термин «демография»?

2. А откуда пришел этот термин?

3. Что такое демография?

Учитель истории.

За холодным нерусским словом «демография» стоит живое русское слово «народонаселение».

Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества.

В ноябре 1914 года в одном авторитетном американском журнале появилась статья, посвященная России. В этой статье американцы дают интересную статистику. «За 40 последних лет население Европейской части России увеличилось в 2 раза и вышла на один из самых высоких показателей прироста населения в мире. Если подобная динамика сохранится , прогнозировал автор статьи, то к концу 20 века в России будет проживать 600 мил. чел. Сегодня в России 142 мил. чел., четверть от прогноза американского автора, данного в начале 20 века.

Сформулируйте цель сегодняшнего разговора.

В ходе сегодняшнего урока работая с большой и разнообразной информацией, будем продолжать учиться ее структурировать, вычленять проблемы, причины и предлагать собственные решения.

Результатом нашей работы должно стать социальное прогнозирование

Мы работаем 2 часа. На первом уроке – изучаем информацию, вычленяем проблемы. В ходе второго часа – учимся формулировать причины и составлять социальный прогноз. В ходе работы предстоит заполнить рабочие листы.

проблема

Причины убыли населения

Угрозы национальной и экономической безопасности





Вспомним правила работы над решением проблемных заданий.

Понимать проблему

Характеризовать проблему

Представлять проблему

Решать проблему

Размышлять над решением

Сообщать решение проблемы



Учитель географии:

Из каких источников мы узнаем о численности населения? (выслушав ответы уч-ся, подводит итог)

Основные источники информации в демографии следующие:

  • переписи населения, проводимые регулярно, обычно раз в 10, в некоторых странах раз в 5 лет;

  • текущий статистический учёт демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов), осуществляемый непрерывно;

  • текущие регистры (списки, картотеки) населения, также функционирующие непрерывно;

  • выборочные и специальные обследования.

Наибольшую информацию о населении дают переписи.

Учитель истории

Посмотрим на историю переписи с исторического аспекта. После выступления Браслиной Е., «История переписи в России», необходимо ответить на вопрос: Для чего проводится перепись населения?

Предположительный ответ: Перепись населения является основным источником формирования данных, касающихся численности населения, его распределения по территории Российской Федерации. По результатам переписи можно будет судить о качестве жизни населения не только всей страны, но и отдельных регионов.

Учитель географии

Л. Толстой так ответил на вопрос, зачем проводить перепись: Для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь – не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас.

Всероссийская перепись населения – это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. . Но вернемся к Всероссийской переписи 2010 г. Для описания демократических процессов в нашей стране обратимся к сухой, но точной и очень важной науке – статистике.

Предлагаю проанализировать информацию, опубликованную на сайте Федеральной службы государственной статистики.

Задача: Сравним итоги последних двух переписей населения нашей страны. Охарактеризуйте основные тенденции изменения народонаселения РФ, сформулируйте проблему


Тысяч человек

На 1000 человек населения


Родившихся/

умерших




Родившихся/

умерших


2002

2010

2002

2010

Все население

145167

142857

9,7 / 16,2

12,6/ 14, 4

Городское население

106429

105314



Сельское население

38738

37543



Вывод: По сравнению с переписью 2002 г. население России сократилось с 145.166,7 тысячи человек до 142.905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6%)»

Проблема №1. Число россиян убывает





Учитель истории. Итак, мы сформулировали первую проблему.

Предлагаю фиксировать основное в рабочих листах

проблема

Причины убыли населения

Угрозы национальной и экономической безопасности

Число россиян убывает

Кризис современной семьи и связанная с ним низкая рождаемость.

Снижение уровня жизни заставляет многие семьи отказываться от заведения второго или третьего ребенка,



Высокий уровень смертности, обусловленный вредными привычками.

Здоровье нации.

Болезни кровообращения, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания.

Аборты

Эмиграция

Наркомания

Спиртные напитки.

Уровень насилия в обществе.



Дорожно-транспортные происшествия.



Плохая экологическая обстановка.

Около 30-40 тысяч человек ежегодно пропадают без вести




Учитель географии.

Сейчас нам предстоит определить следующую проблему.

Какие демографические показатели характеризуют естественное движение населения?

Что называют естественным приростом? (Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени.)

Запишите формулу (ЕП=Р-С) Естественный прирост населения. N — M = E N — общее число родившихся M — общее число умерших

.



Вывод. По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах – на 1,1 млн. человек, в сельской местности – на 1,2 млн. человек. В сложившихся условиях государство ежедневно ведет мониторинг численности населения нашей страны.

Сайт «Счетчик населения России» http://priroda.inc/ru/naselenie.php

Данные на 16.10. 23.54

143812 471

Родились 16.10 – 4719 чел.

Умерло -5865



Формулирование проблемы №2. Естественная убыль населения растет

Зафиксируйте проблему в рабочих листах


Учитель истории:

Хочется добавить, что естественная убыль населения в России началась в 1992 г., когда пересеклись кривые рождаемости и смертности (рис. 3) –русский крест

«Ру́сский крест» («Славянский крест») в демографии — явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности, характерных для восточноевропейских стран.

Название происходит от того, что при изображении этого процесса на графике две кривые (рождаемости и смертности), сближаясь, пересекаются и затем резко расходятся, наподобие креста.

Прошло 20 лет, ситуация изменилась, Российские граждане стали больше рожать и меньше умирать, но существующих сегодня показателей недостаточно для поддержания демографической картины на должном уровне, и лет через 20-30 она может выглядеть совсем удручающе. Таков магистральный тезис доклада, подготовленного рабочей группой по семейной политике при правительстве РФ. Замдиректора департамента демографической политики и соцзащиты населения минтруда Елена Страхова сообщила, что сегодня мы имеем очень хороший результат благодаря мерам по охране здоровья и поддержке семей с детьми, предпринятыми в 2006-2007 годах.

"Но нас ожидают сложные годы из-за неблагоприятной половозрастной структуры и старения населения", - сказала Елена Страхова. - Исходя из этих рисков, надо думать, что делать дальше".

Предлагаю вам познакомиться в фрагментом статьи, напечатанной в Российской газете» и вычленить еще одну проблему.

Формулируем проблему: Сокращение трудоспособного населения.

Учитель географии: Таким образом, ситуацию, которая сложилась в России, специалисты оценивают, как депопуляцию –суженное воспроизводство и сокращение численности населения с отрицательным естественным приростом.

Термин «депопуляция» был введен французскими демографами, обеспокоенными сокращением рождаемости во Франции в течение XIX века, когда в половине департаментов обнаружилась убыль населения

Депопуля́ция — систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих (смертность превышает рождаемость, высокая эмиграция, существуют обстоятельства, вызывающие большие потери людей — например, война).

Предлагаю посмотреть видеоролик (123) – 1 мин.38 сек.

Учитель истории:

Ребята, вы совершенно верно выделили 3-ю проблему –сокращение трудоспособного населения.

По данным переписи, численность населения трудоспособного возраста (мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 года) составила 61%, моложе трудоспособного возраста – 18%, старше трудоспособного возраста – 21%.

Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения

трудового потенциала,

экономической активности населения,

его старения.

Старение населения, в свою очередь, порождает дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслуживанию пожилых людей.

Даже в экономически развитых странах при увеличении доли пожилых людей в пирамиде населения правительства вынуждены идти на увеличение пенсионного возраста.



Подведение итогов работы 1 часа











































2 урок:

Учитель истории:

В первой половине нашей встречи мы коллективно вычленили проблемы демографической ситуации в современной России. Демограф В. М. Медков в своей статье «Ожидаемое будущее или романтические мечтания?» пишет, что «человечество уже вступило в период депопуляции» и что данный факт создает угрозу для собственно существования человеческого рода

А каково положение в нашей области? Анализ ситуации в ЕАО провела Учеваткина Наташа.

Где выход? Есть ли способы улучшить демографическую ситуацию в нашей области ?

Дополнительно.

На недавнем заседании, которое проходило в мэрии Биробиджана, депутаты различного уровня, представители правительства ЕАО, приглашенные эксперты подробно обсудили ситуацию с оказанием мер социальной поддержки многодетным семьям на территории области. По итогам заседания был подготовлен целый ряд рекомендаций Законодательному Собранию, правительству ЕАО и муниципальным органам власти. Выполнение рекомендаций начнется уже с середины октября 2013 года.

В частности, депутатам предстоит разработать проект закона, предусматривающий первоочередное обеспечение детей из многодетных семей (в том числе – приемных) местами в детских садах. Также парламенту предложено рассмотреть вопрос о выплате регионального материнского капитала для семей, воспитывающих четырех и более детей, подготовить проект закона области о минимальном социальном стандарте, определяющем основные показатели качества жизни многодетных семей, и ряд других нормативных актов. Реализация данных мероприятий должна улучшить жизнь многодетных семей и добавить уверенности тем, кто хотел бы 3 и более детей.

А мы переходим к следующему этапу нашего заседания.



Учитель географии.

Главное богатство любой страны - населяющие её люди. Почему нас становится меньше?

Население - основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна.. Но на современном этапе Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом.

По прогнозам Госкомстата Российской Федерации численность населения России в 2015 году составит 130 млн. чел, то есть снизится на 8,5% по сравнению с 2006 годом.

Есть опасность, что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн.

В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным.

Учитель истории:

Задание: работая в группах, сформулировать причины убыли населения современной России. (Заполняем вторую колонку в рабочих листах)

Извлекать информацию мы будем из 2 источников – видео с выступлением президента страны и текстом учебника.

Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент . 1.30( Выступление В. Путина )

А также вычленить нужную информацию в параграфе 10, стр.102-103, запишите в рабочие листы

1.Превышение числа смертей над численностью рождения

2. Болезни кровообращения, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания.

3. Высокий уровень смертности, обусловленный вредными привычками, .алкоголизм и наркомания

4. Кризис института брака

5. Снижение средней продолжительности жизни

Заслушиваем группы..

Итак, одна из причин - снижение рождаемости. Действительно, повышение независимости и образованности женщин является главным фактором снижения рождаемости. Сегодня для воспроизводства населения России необходимо, чтобы в каждой семье было по…3 ребенка….

Но повышение образованности женщин ведет к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности. Появились люди, сознательно отказывающиеся от деторождения (чайлдфри).

Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей, бездетный; childless by choice — добровольная бездетность) — отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их. Чайлдфри утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. В целом наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, В России, к счастью, данное движение массового понимания не встречает.

Ученые, политики предлагают различные пути решения повышения рождаемости:

Существует и такая позиция: «Для увеличения рождаемости нужно сократить прием женщин в высшие учебные заведения, ограничить женщинам доступ в бизнес и тем самым вернуть их в семью.

Вам было дано опережающее задание прокомментировать данную точку зрения. Ребята зачитывают свои позиции.

Итак, это предложение не решит проблему демографии в нашей стране.

Учитель географии.

Тем более ,в репродуктивный возраст сейчас вступает поколение, рожденное в начале 90-х, - самое малочисленное за послевоенный период. И буквально через 10 лет число женщин в активном репродуктивном возрасте (20-29 лет), на которые приходится две трети рождений, сократится почти вдвое. Россию ожидает колоссальное сокращение населения трудоспособных возрастов - к 2020 году на 7-8 миллионов, к 2050 году - более чем на 26 миллионов.

По прогнозу Росстата, к 2030 году россияне трудоспособного возраста будут составлять лишь 54-57% - чуть больше половины - всего населения страны. По худшему прогнозу, их станет меньше почти на 14 млн человек, что равно населению целого мегаполиса.

Число россиян пенсионного возраста, напротив, возрастет.

Учитель истории:

Для России демографическая проблема становится гамлетовским восклицанием: "Быть или не быть?". А это означает, что будущее России и сохранение нашей страны как государственной целостности и особого социокультурного пространства зависят от решения проблемы воспроизводства населения..

Западные страны компенсируя убывающее население за счет миграции.

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, являются, как и раньше, в подавляющем своем большинстве выходцами из стран СНГ (93,4% в 2009 году) или других стран - бывших республик СССР (3,3% из Грузии и стран Балтии). Наибольший миграционный прирост сложился у России в обмене с Узбекистаном (41,9 тысячи человек) и Украиной (40,1). При самых оптимистических предпосылках, по данным Госкомстата, для поддержания стабильной численности населения России необходимо принимать не менее полумиллиона иммигрантов в год в среднем в течение 2001-2050 гг. За неполные полгода в РФ въехали более 8,8 миллиона мигрантов,

Работа с документом. Демографическое будущее России и миграционные процессы. Социолог Рыбаковский Л.Л.

Задание:

  1. Почему России необходим приток мигрантов из нового зарубежья? Почему нам не обойтись без притока иностранной силы?

  2. 2. Какая опасность существует для малонаселенных восточных районов страны в условиях демографического кризиса? Какова цель привлечения мигрантов из Китая?

Дискуссия «Миграция –зло или благо»

Привлечение иммигрантов – это выход, но это и новые проблемы. При доле мигрантов более 20 % появляются замкнутые этнические группы, ассимиляция затрудняется и обостряются межнациональные конфликты

Авторы вашего учебника (стр. 102 учебник 2 абзац (в средине текста) пишут о том, что прием большого количества мигрантов, особенно иноязычных, связанных с другими культурными традициями, далеко небезболезненный процесс, особенно в условиях нынешнего экономического состояния и социального климата в России.

В чем же угроза? Предлагаю выслушать мнение главного редактора газеты «Московская правда». (2мин. 4 сек.)

http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/25-07-2013/1167171-migranty-0/

Это мнение одного человека, но думаю, оно заставляет задуматься.

Учитель географии

Переходим к следующему этапу» Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в РФ»


Задача следующего этапа нашей работы – работая в группах сформулировать последствия и, составить социальный прогноз (7 мин).


Выступления представителей групп



Учитель истории.

Вывод: С течением процессов депопуляции и демографического старения населения могут возникать и новые проблемы. Главное — быть к ним готовыми. Для этого и служит упреждающий демографический прогноз.

"Может ли современная Россия выйти из демографического тупика?". Безусловно, шанс у нас есть. Надежду вселяет сохраняющийся еще культурный ресурс, ориентация людей на семью и брак.

Есть ли выход из сложившейся в нашей стране демографической ситуации? Этот вопрос поможет разрешить демографическая политика – целенаправленная деятельность государства в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.


Домашнее задание : Документом. Учебник стр. 106

Вопросы и задания к документу


1) Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации.

2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?

Подведение итога урока.

Слово Наталье Васильевне (учитель географии)


Учитель истории:

Тысячи лет выдающиеся мыслители ломали голову в поисках так называемого смысла жизни, над вопросом: зачем мы приходим в этот мир? Демографы, я думаю, дают на этот вопрос простой и ясный ответ: жизнь нужна лишь затем, чтобы жить долго и счастливо, и передать эстафету жизни следующим поколениям. Берегите себя. Помните, что каждый человек бесценен и неповторим.



















































































































15


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru