Урок окружающего мира. 3 класс
Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 г. Пыть-Яха ХМАО-Югра.
Тема урока: «Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны».
Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.
Задачи:
Образовательные:
создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;
ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор;
Воспитательные:
создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;
воспитание любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.
|
Оборудование для учителя:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютер с выходом в Интернет;
-
раздаточный материал.
-
Карта «Золотое кольцо России»;
Оборудование для учащихся:
-
учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» для 3 класса ч.2. – М.: Просвещение, 2010 г.
-
рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас;
Медиаматериалы:
-
авторская презентация «Золотое кольцо России»
-
виртуальная экскурсия http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/zolotoe-koltso-rossii
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-
воспитание чувства любви к родной природе.
Регулятивные УУД:
-
умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу ее выполнения;
-
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-
умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД:
-
умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);
-
умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД:
-
умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
-
умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
-
умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;
умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Календарная минутка.
-
Проверка домашнего задания.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Постановка темы и цели урока.
-
Совместное изучение нового материала.
-
Динамическая пауза.
-
Первичное закрепление.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
Ход урока
этап |
содержание |
примечание |
||||||||||||||||
Организация класса Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой |
Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь друг другу. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. |
Создание эмоционального фона. |
||||||||||||||||
2.Календарная минутка |
Дежурные класса рассказывают о погоде сегодняшнего дня и примете месяца по опорной схеме и своим наблюдениям. |
|
||||||||||||||||
3.Проверка домашнего задания |
1. Организация работы у доски (групповая работа) 1.Группа .Государственный бюджет. Расположи правильно: 2.Группа -людей, которые получают зарплату из бюджета
2. Организация работы с классом Игра «Назови одним словом» План доходов и расходов (бюджет) Деньги, которые попадают в бюджет (доход) Деньги, которые тратятся из бюджета (расход) Доход выше затрат (прибыль) Доход меньше затрат (убытки) Плата за работу (зарплата) Доход хорошего студента (стипендия) То, что остаётся от дохода семьи после того, как мы израсходуем деньги на всё необходимое (накопления) Деньги, которые откладывают на будущее (сбережения) Определённая сумма денег, которую банк регулярно выплачивает вкладчикам за хранение сбережений (процент) Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги) Вид доходов, который невозможно запланировать (выигрыш) Тест: Деньги. Бюджет. 1 вариант Что такое
«бартер»? Что
использовалось раньше в качестве
денег? Из чего
складывается бюджет? Из чего
складываются доходы государственного
бюджета? Что такое
«гонорар»? Выигрыш по
лотерейному билету – это ... |
групповая и индивидуальная работа 2 ученика у доски располагают правильно карточки Проверка по слайдовой презентации Работа с классом Карточки детям. На слайде вопросы и ответы для проверки. Тест: Деньги. Бюджет. Карточки детям. На слайде вопросы и ответы для проверки. |
||||||||||||||||
4.Актуализация опорных знаний Активизация субъективного опыта учащихся Организация восприятия |
– Ваша семья хорошо планировала свои расходы, вы сами бережно относились к своим вещам, сэкономили на этом, экономно расходовали воду, газ, электроэнергию – за всё приходится платить. Какую поговорку об этом можете привести в пример? (Копейка рубль бережёт) – Накопления родители поместили в банк и получили проценты по вкладу. Собралась определённая сумма. Как можно использовать эти деньги? (отложить на будущее, сделать крупную покупку – купить холодильник, стиральную машину, автомобиль, квартиру и т.д. А можно отправиться в путешествие!) – Так обычно и делают. Где вы уже побывали? (Рассматривание фотографий на стенде «Путешествие по родной стране») - |
Слайдовые презентации детей о семейных путешествиях 3 ученика рассказывают о своих впечатлениях опираясь на личные презентации |
||||||||||||||||
5. Постановка темы и цели Проблемная ситуация • Мотивировать учащихся к изучению темы; • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Коли. |
Попробуйте определить тему урока. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? 1.Отгадайте зашифрованное слово ЕОТОЛОЗ ОЦЬЛОК ИИССОР Летом в Артеке Коля из Москвы познакомился с Петром из Софии. Пётр написал письмо Коле, в котором просил рассказать о Золотом кольце России. Коля написал Петру ответ. «Здравствуй, Пётр! Я рад, что ты меня не забываешь и готов выполнить твое желание, рассказать о Золотом кольце России. Это древние русские города, которые славятся своей историей, культурой и достопримечательностями. Если посмотреть на карту России, то можно увидеть, что они располагаются в виде кольца так: Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Плёс, Владимир и другие. Сергиев Посад назван в честь святого Николы Радонежского. Город Ярославль славен финифтью – это украшения на эмали. В Угличе выпускают часы «Чайка». Кострома - это город музей деревянного зодчества. Ростов - это город первого общедоступного театра России. А Плёс город художников, здесь есть дом-музей И.И. Левитана. Владимир, расположенный на берегу реки храмы с золотыми куполами, Золотые ворота и другие уникальные постройки 13 века, которые сохранились до сих пор. До свидания. Твой друг Коля» Когда Коля дописал свое письмо, он решил его пока не отправлять, а посоветоваться с ребятами, правильно ли он описал Золотое кольцо России. Ребята, можно ли такое письмо отправить Петру в Софию? Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что ребята пока мало знакомы с уникальным туристическим маршрутом. Есть ли желание узнать достопримечательности Золотого кольца России, чтобы помочь Коле правильно его описать? - При изучении темы «Золотое кольцо России» мы не только познакомимся с названиями городов, но и с их историческими достопримечательностями, поможем Коле, а также совершим виртуальную экскурсию, создадим путеводитель. |
Личностные умения: Проявлять - интерес к изучению темы; - желание помочь Коле |
||||||||||||||||
6.Совместное изучение нового материала Работа в группах Проблемно-поисковый метод Цели: • Ввести понятие «Золотое кольцо России». • Научить школьников: - находить города Золотого кольца России на карте-схеме; - различать достопримечательности городов Золотого кольца России и обосновывать свое мнение; - рассказывать о городе Золотого кольца России; - оценивать содержательность и выразительность рассказа о городе города Золотого кольца России; - выполнять задание в рамках учебного диалога.
Физминутка.
Музыкальная подвижная физминутка. |
1.Работа с картой. - Давайте рассмотрим карту «Золотое кольцо России», помещенную на форзаце вашего учебника. -Назовите выделенные цветом города. - В виде чего они располагаются на карте? - Почему мы можем назвать эти города золотым кольцом России? - В каком значении еще употребляется слово «золотое»? - В древние времена кольцо было символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются золотыми колечками. - Все знают, что золото - символ богатства, так как это очень редкий драгоценный металл. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень красивы и привлекательны. - Сегодня на уроке вы не будете слушать мой рассказ, а будете самостоятельно изучать, наблюдать, исследовать. Значит мы с вами не просто экскурсанты, а исследователи. Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит то, что необходимо в любом путешествии – карта. - Так как время у нас ограничено, мы разделимся на группы и каждая группа выберет себе город – остановку на маршруте. В каждом городе есть свой экскурсовод, который будет работать со своей группой. Экскурсовод группы заберёт у меня маршрутные листы с описанием города и заданиями. 2. Знакомство с городами Золотого кольца России. 1) Организуется работа в группах:
Групповая аналитическая работа. Задания: Рассказать о городе, достопримечательностях. Составить из подготовленных материалов плакат о городе. Каждая группа получила лист исследования своего маршрута: - название города, его герб; - месторасположение; - история, достопримечательности. - В путешествие мы отправимся из главного города нашей страны. Как он называется? (Москва) Москва Микроитог: Москва́ — столица Российской Федерации. Москва находится в центре европейской части России. Дата основания – 1147 год. Столица Российской Федерации с 1991 года. Достопримечательности: Красная Площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ. Логический переход: Мы покидаем столицу нашей Родины – Москву и отправляемся дальше. Следующий на нашем пути – Сергиев Посад. 1.Сергиев Посад Выступление учащихся 1 группы. Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит микроитог: Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, основавшего крупнейший в России монастырь Троице-Сергиеву лавру.2. Ростов ВеликийВыступление учащихся 2 группы. Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит микроитог: Один из древнейших русских городов. Известен с 862 года. Известен своими колокольными перезвонами, а также финифтью.3. ЯрославльВыступление учащихся 3 группы. Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит микроитог: Основан Ярославом Мудрым в 1010 году. Родина первого русского общедоступного театра.4 КостромаВыступление учащихся 4 группы.Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит микроитог: Основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году как крепость для защиты.5 ВладимирВыступление учащихся 5 группы. Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит микроитог: Назван в честь основателя – Владимира Мономаха. Издавна славился Владимир иконописным промыслом.3)Проверка самостоятельной групповой работы. |
Дети усаживаются группами, выбирают в группе ответственного, открывают учебники на определенной для их группы странице. 2) Каждая группа работает с учебником по плану, представленном на доске. Заранее подготовленные экскурсоводы - ученики по очереди берут маршрутные листы Дети в группах обсуждают задание под руководством ученика-экскурсовода, решают, кто будет отвечать.
Рассказывают дети, так как это материал программы 2 класса. Учитель дополняет рассказы детей. от каждой группы выступает один представитель, учитель сопровождает их рассказ показом слайдов с иллюстрациями |
||||||||||||||||
7.Первичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний Цель - установить степень усвоение темы, а именно: - определять название города по его описанию; - определять название города по его достопримечательности; - составлять маршрут путешествия по городам Золотого кольца России Работа в группах |
1. Назовите города Золотого кольца и покажите их на карте. . Ответить на вопросы:
Контрольные задания Задание 1. Рабочая тетрадь, . Определите каждый город по его описанию. Задание 2. Составьте маршрут путешествия по городам Золотого кольца России, используя карточки с названием: Переяславль- Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Владимир, Сергеев Посад, Плес, Суздаль. Задание 3. Напишите название города в котором есть: Золотые ворота – город …………………..(Владимир) Рождественский собор – город …………(Суздаль) Спасо-Преображенский монастырь – город (Ярославль) "Ссыльный колокол" – город ……………(Углич) Музей финифти – город ………………..(Ростов Великий) Троице-Сергиева Лавра – город …………..(Сергиев Посад) Задание 1 группы: Внесите исправления в текст письма, которое Коля написал Петру, используя слова для справок. «Здравствуй, Пётр! Я рад, что ты меня не забываешь и готов выполнить твое желание, рассказать о Золотом кольце России. Это древние русские города, которые славятся своей историей, культурой и достопримечательностями. Если посмотреть на карту России, то можно увидеть, что они располагаются в виде кольца так: ____________, _______________, __________________, _____________, ____________, ______________, _________________, _____________, ____________, ______________ и другие. Сергиев Посад назван в честь святого______________________. Город ______________ славен финифтью – это украшения на эмали. В Угличе выпускают часы «Чайка». _____________ - это город музей деревянного зодчества. Ростов - это город первого общедоступного театра России. А Плёс город художников, здесь есть дом-музей _____________. Владимир, расположенный на берегу реки _________, знаменит соборами, а также таким памятником старины, как Золотые ворота. Этот маршрут назвали Золотое кольцо России, потому что он включает самые ценные памятники древнерусской архитектуры: храмы с куполами. ворота и другие уникальные постройки 13 века, которые сохранились до сих пор. До свидания. Твой друг Коля». Слова для справок: девять, десять, Москва, Псков, Сергиев Посад, Муром, золотыми, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир, Ярослав Мудрый, Сергий Радонежский, И. Шишкин, И.Левитан, Волга, Ока, Лена, Клязьма, Золотые А теперь давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:
Задание 3 группе Составить Синквейн. |
Регулятивные умения: – выполнять задание в соответствии с целью. Предметные умения: - определять название города по его описанию; - определять название города по его достопримечательности; - составлять маршрут путешествия по городам Золотого кольца России. Чтение наизусть стихотворения подготовленными учениками Города старинные, Звон колоколов. Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов. На широкой Волге Тверь и Кострома, Башенки резные, Чудо – терема. Города старинные, Крепость на реке. Новгород на Волхове, Муром на Оке. Здесь дружины храбрые В бой вели князья, Конного и пешего Недруга разя Города старинные Мастерами славные. Улицы кузнечные, Улицы гончарные. Площади торговые, Праздничные ярмарки – Из Ельца – матрёшки, А из Тулы – пряники. Города старинные- К солнышку лицом – Для России стали Золотым кольцом. |
||||||||||||||||
8.Итог урока Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. |
- Что нового узнали на уроке? - Что запомнили о городах Золотого кольца России? - Почему есть такое выражение «Золотое кольцо России»? - Какие достопримечательности можно там увидеть? Вспомните своё предположение о названии маршрута «Золотое кольцо». Используя полученную на уроке информацию, расширьте его. Чем славятся эти города? ( своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой) Благодаря кому они вошли в историю? Почему эти города вошли в «Золотое кольцо России»? ( это слава и гордость нашей страны) Какие чувства вы испытали? ( чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…) Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему? Я вижу, вам понравился урок. Всем вам хорошо, вы счастливы. А что такое счастье? А можно сказать, что счастье – это когда всем хорошо! Значит, наш урок – счастье. Покажем с помощью аплодисментов, что нам всем хорошо, мы счастливы. Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей |
Личностные умения: - оценивание результата собственной учебной деятельности. Регулятивные умения: - соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Самоанализ Закончите предложение: 1. Мне важно уметь правильно рассказывать о своей стране, потому что..... 2. Чтобы составить путеводитель без ошибок, нужно …………. Самооценка Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным путеводителем Золотого кольца России, которое составил (а)сам(а) . |
||||||||||||||||
9.Домашнее задание Дифференцированное, по выбору |
1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр. 88— 97); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 98); 2. Выполнить задания 2, 4, 5 (стр. 99). 3. Тетрадь: стр. 47 упр.3, 4, 5. 4. Расскажите об одном из городов маршрута «Золотое кольцо России», так, чтобы у одноклассников возникло желание его посетить. |
Для представления своего рассказа используйте план: 1. Название. 2. Основатель. 3. Символы. 4. Местонахождение. 5Достопримечательности. 6. Почему я хотел бы посетить этот город? |
||||||||||||||||
10.Рефлексия. Оценки за урок. |
- Закончите предложения: На уроке я понял/поняла… На уроке я смог/смогла… Я хочу похвалить… - Какова была тема нашего урока? - Какую цель вы ставили перед собой? - Достигли ли вы цели урока? - Что нового вы узнали? - Выполнили мы план урока? Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы
|
Коментированное выставление оценок |
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»