В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги» (базовый уровень по программе В.В. Пасечника) с использованием обучающих структур проекта « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан»

МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» Кукморского муниципального района РТ




 





 

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги» (базовый уровень по программе В.В. Пасечника) с использованием обучающих структур проекта « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан»



 

 

  





Урок разработала:

Хазиева Лейсан Маратовна

учитель биологии









  

Кукмор, 2013

Тема урока «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги»

Цель урока: создать условия для формирования знаний о специфической форме жизни – вирусах, особенностях их строения и размножения, значения в природе и жизни человека.

Задачи:

- Образовательные:

а) создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах;

б) обеспечить условия для изучения особенностей строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой;

- Развивающие:

обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивать коммуникабельность учащихся, критическое и креативное мышление, умение позитивно и плодотворно сотрудничать;

- Воспитательные:

а) создать условия для формирования ответственного отношения к здоровью, как к ценности;

б) обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний.

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Методы: рассказ, эвристическая беседа, демонстрация, метод проблемного изложения, частично-поисковый; Используется обучающие структуры проекта « Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy»

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, секундомер, карточки с заданиями, менедж мэт, презентация урока, выполненная в программе Power Point.


 ПЛАН УРОКА

I. Организация начала урока.

II. Изучение нового материала.

  1. Открытие вирусов.

  2. Особенности вирусов.

  3. Строение вирусной частицы.

  4. Действие вируса на клетку.

  5. СПИД.

  6. Роль вирусов в природе.

III. Закрепление нового материала.

Составление синквейна

IV. Выводы.

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия. 

ХОД УРОКА

п/п

Структура

Действие учителя

Действие ученика

1

Хай Файв

(сигнал тишины)

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Приветствие учеников.

2

Мэнэдж Мэт

(инструмент для управления классом)

Групповая работа= Командная работа Позитивная взаимозависимость, Индивидуальная ответственность, Равное участие, Одновременное взаимодействие PIES

Садимся в группе по 4 человека.

Положите, пожалуйста Мэнэдж Мэт, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.

Ученики сидят в группах по 4 человека.

Указаны № столов.

3

Куиз-Куиз-Трейд

(подскажи, научи, переспроси, похвали)

Повторение пройденного материала.

Партнеры под №1 каждого стола возьмите лист А4 и поделите его пополам, отдайте половину партнеру по лицу и поделите листок еще на половину, отдайте партнерам по плечу.

Ребята, Вам было задано на сегодня подготовить вопросы по теме «Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты». Каждый выберите удачный один вопрос и напишите на свой листочек, а чуть ниже ответ на этот вопрос.

Встаньте, задвиньте стульчики, поднимите руку и найдите пару (ближайшую). Партнер А опрашивает партнера В

Партнеры уже определились:

по лицу, по плечу, А и В, по номерам.

Партнер №1 передает листок партнеру по лицу, затем партнерам по плечу.

Затем партнеры «А» находят пару-партнера «В» не из своего стола и обмениваются ответами, при неправильном ответе обучают друг друга; меняются карточками.

Помогают, хвалят друг друга, меняются ролями.

Повторяют пройденный материал,


Садятся на свои места.

4

Финк-Райт-Раунд Робин

(Подумайте, запишите, обсудите по кругу)

Актуализация знаний.

Итак, ребята вспомним ДНК и РНК

Учитель задает вопрос и дает время подумать

(1 минута)

Какие Вы знаете нуклеиновые кислоты? (Отвечает ученик под № 3 стол №5)

Строение нуклеотида ДНК?

(Отвечает ученик под № 2 стол №1)


Строение нуклеотида РНК? (Отвечает ученик под № 2 стол №3)


Различия ДНК и РНК? (Отвечает ученик под № 1 стол №6)


Репликация ДНК?

(Отвечает ученик под № 4 стол №2)


Учитель корректирует ответы.


В течении 15 сек. учащиеся читают вопрос, обдумывают ответ. В течении 1 мин. записывают свой ответ. Затем по очереди обсуждают свои вопросы и ответы (в течении 20-30 сек. каждому). Время контролируется учителем.

5

ЭЙ АР ГАЙД (ученики просматривают материал, отвечают на вопросы, обсуждают, где они столкнулись с информацией, которая изменила их мнение) 2 минуты на работу.

Изучение нового материала.

Показ презентации «Вирусы».

Объяснение учителя (лекция).

Учащимся подготовлено утверждение, с которым они должны высказать свое мнение в виде «да, «нет»,

Записывают тему урока.

Смотрят презентацию.

Слушают учителя.




Высказывает свое мнение партнер №3, каждого стола.

6

Физкульт минутка

Рекомендует выполнить с детьми 3-4 упражнения для снятия напряжения с глаз и мышц тела.

Выполняют упражнения вместе с учителем, релаксируют, отдыхают перед следующим этапом работы.

7

ИНСАЙД –АУТСАЙД СЕКЛ


Закрепление. Составление синквейна.

Учитель задает вопрос и дает время подумать (3-5 сек.). После учитель опрашивает некоторых учащихся. Учитель задает вопрос, ответом которого является число. Учитель задает следующий вопрос, учащиеся работают с новым партнером. И так несколько раз.

Учащиеся становятся в 2 круга, располагаясь лицом друг к другу. Учащиеся внешнего круга отвечают на вопрос своему партнеру. Затем меняются ролями (30 сек каждый). Учащиеся поворачиваются направо и двигаются дальше, чтобы найти нового партнера, отсчитывая по кругу партнеров (количество равно числу ответа на вопрос).

8

Подведение итогов урока

Учитель благодарит учащихся за работу, учащиеся благодарят друг друга. Подведение итогов урока. Оценивание.

Учащиеся делают выводы совместно с учителем. Получают д/з.


II. Изучение нового материала.

1.Открытие вирусов.

1). Первооткрыватель вирусов Д.И. Ивановский в 1892г. выявил два необычных основных свойства вирусов:

они столь малы, что проходят через фильтры задерживающие бактерии, и их невозможно, в отличии от клеток, выращивать на искусственных питательных. Лишь с помощью электронного микроскопа удалось увидеть эти мельчайшие из живых существ (от 20 до 300 нм) и оценить их форм.

 

  • Похожие открытия сделали французские ученые Ф.Лефлер и П.Фрош открыв возбудителя болезни животных «ящура».

  • Отечественный врач Н.Ф.Гамалея в 1917г. Обнаружил вирус, разрушающий бактерии – бактериофаги.

Слайд №2

 

 

Эти 3 события положили начло новой науки – вирусологии, изучающей некие формы жизни.

 

Стало понятно, что вирусы являются причиной ряда опасных болезней растений, животных и человека

 

Слайд №3

 

2.Особенности вирусов

- Каковы особенности вирусов?

- Они живые?

  • «Нет,- говорят одни учёные,- это просто химическое вещество. Но вирусы организованны (в своём строении, функциях) и сохраняют генетический гомеостаз, свою генетическую индивидуальность на протяжении многих веков.

Например:

Известно полиомиелитом болели, как Египетские фараоны, болели люди 20века, встречается полиомиелит и сейчас. Следовательно, вирусам присуща – наследственность. С другой стороны вирус гриппа меняет свои характеристики, следовательно, вирусам присуща изменчивость.

Слайд №4

 

 

  • «Наследственность и изменчивость» - эти два свойства позволяют отнести вирусы к живым системам, говорят другие учёные. Споры длятся до сих пор.

Слайд №5

 

Слайд №6

2.Что же такое вирусы?

 

Вирусы не проявляют признаков жизни, пока находятся в окружающей среде – воздухе, воде, грунте, на поверхности предметов. Вирусы становятся живыми и начинают размножаться, когда попадают внутрь клетки живого организма.

Какая же организованность обеспечивает им такой способ существования?

Задание

Вам предлагается выполнить проектное задание №1.( ЭЙ АР ГАЙД )

Показ презентации «Вирусы». Утверждение, с которыми учащиеся должны высказать свое мнение в виде «да» или «нет»

  1. a. Почему вирусы называют неклеточной формой жизни? - Вирусы не имеют клеточного строения, а свойства живого могут проявлять только в клетках других организмов.)

Слайд №7



  1. b. Назовите основные структурные компоненты вирусов? - Белковая оболочка – капсид и одна из неклеточных кислот ДНК или РНК.) Это простые вирусы.

Слайд №8

Сложные вирусы содержат ещё липиды, углеводы и ионы металлов. Ни ферментов, ни рибосом, где происходит белковый синтез у вирусов нет: всё это они заимствуют у клетки в которую попадают, чтобы размножаться.

3.Строение вирусной частицы. Слайд №9

 

 4.Действие вируса на клетку.

Вирусы напоминают захватчиков которые проникают за «крепостную отмену» - клеточные оболочки, захватывают там «оборонительный штаб» - чужую ДНК или РНК и принуждают её выполнить свои «распоряжения»;

вместо продуцирования необходимого для жизнедеятельности клетки собственного белка, воспроизводить нужную генетическую информацию – создавать новые вирусы.

Клетки, в которых хозяйствуют вирусы называются клетками- хозяевами. Вирусы паразитируют на их генетической информации.

Процесс жизнедеятельности вирусов лучше всего изучен на примере функционирования бактериофага – вируса, который для своего размножения использует бактериальную клетку.

Прочитайте статью учебника на с.80 «Бактериофаги», рассмотрите рис.39 и выделите этапы жизнедеятельности вирусов, проанализируйте схему на экране. (ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН)

Слайд №10

 

 

Предполагаемые ответы:

1.Связывание вируса с особым белком – рецептором, находящимся на поверхности клетки.

2. Собственно размножение вируса выражается в редупликации вирусного генома с помощью соответствующих ферментов, закодированных в геноме вируса.

3. Синтез вирусных белков и способности капсида.

4. Образовавшиеся вирусные частицы покидают клетку, при этом поражая другую.

 Вирусы распознают своих «хозяев» по специфическим для каждой клетки белкам на поверхности мембраны. Поэтому вирусная инфекция имеет видовую и тканевую специфичность.

Слайд №11

  

5. СПИД

слайд №12

Слайд № 13

Слайд №14

 

  Слайд №15

 

Слайд №16

 

6. Роль вирусов в природе.

Вирусы – это не что-то исключительное редчайшее, ими насыщен любой живой организм.

Вирусы ВЕЗДЕ! Они такая же составляющая окружающей среды, как вода или воздух.

В природе нет чего-то однозначно доброго или однозначно злого: все её составляющие гармонично интегрированы в единое целое. Следовательно, вирусы открыто - неравновесной системе, которой является биосфера, должны выполнить какую-то особую роль.

III. Закрепление нового материала.

Составление синквейна.

- Попробуем составить синквейн по изучаемому вопросу.

Синквейн – особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

1- понятие (одно слово);

2- прилагательные(2 слова);

3- глаголы (3 слова);

4- предложение (из 4ёх слов);

5- существительное (1 слово);

 ПРИМЕР

  1. Существительное

  2. Два прилагательных

  3. Изложение темы тремя словами

  4. Отношение к теме четырьмя словами

  5. Синоним слова-сути темы

  1. Вирусы (Яд)

  2. Простые и сложные

  3. Вызывают различные заболевания

  4. Защита организма – укрепление иммунитета

  5. Паразит (облигатный)

Прилагательные и глаголы должны раскрыть понятия, а предложение иметь смысловой характер.

IV. Выводы:

Слайд №17

 

V.Домашнее задание:

- Составьте кроссворд не менее 10 слов из новых понятий по теме «Вирусы», используя материал сегодняшнего урока.

Стр.78-80. параграф 20.

VI. Рефлексия.

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

-На какие вопросы вы получили ответы?



Можно оценить себя по алгоритму

Я

- как почувствовал себя в процессе учения;

- было ли мне комфортно;

- с каким настроением работал;

- доволен ли собой;

Мы

- насколько комфортно мне работалось в малой группе;

- я помогал товарищам;

- они помогали мне, чтобы было больше;

- у меня были затруждения в работе с группой;

- авторитетен ли я в вопросе…

Дело

- я достиг цели учения;

- мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен)

- в чём возникли затруднения, почему;

- как мне преодолеть свои проблемы;

Литература.

  1. Н.Ф.Реймерс «Основные биологические понятия и термины» Просвещение 1988г. с.58

  2. А.О.Рувинский учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. Просвещение 1993г. с.106

  3. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Т.А.Козлова «Основы биологи» Просвещение 1992г. с.58

  4. Н.И.Околитенко «Биология для увлечённых» «феникс» - 2006г. с.140

  5. С.Ю.Веретьянов «Общая биология». Учебник для 10-11 классов образовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе. «Свято – Троицкая Сергиева Лавра» - 2005г. с.53

  6. Т.А.Козлова «Биология в таблицах» справочное пособие. Дрофа – 2002г. с.58

  7. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология» Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва – 2005г. с.78

  8. Г.И.Лернер «Справочник школьника по биологии». Москва «Аквариум» - 1997г. с.47

  9. Журнал «Биология в школе» №1-1998год стр.25

  10. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина «Человек» Учебник для 8класса средней школы М.Просвещение-1892г. с.64

  11. Б.Г.Тухманов, В.И. Ворошилов «Вакцины наступают на вирусы» Серия «Медицина» Знание №2, 1973


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров