МБОУ
«СОШ с углубленным изучением отдельных
предметов с. Большой Кукмор» Кукморского
муниципального района РТ
Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги» (базовый уровень по программе В.В. Пасечника) с использованием обучающих структур проекта « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан»
Урок разработала:
Хазиева Лейсан Маратовна
учитель биологии
Кукмор, 2013
Тема урока «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги»
Цель урока: создать условия для формирования знаний о специфической форме жизни – вирусах, особенностях их строения и размножения, значения в природе и жизни человека.
Задачи:
- Образовательные:
а) создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах;
б) обеспечить условия для изучения особенностей строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой;
- Развивающие:
обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивать коммуникабельность учащихся, критическое и креативное мышление, умение позитивно и плодотворно сотрудничать;
- Воспитательные:
а) создать условия для формирования ответственного отношения к здоровью, как к ценности;
б) обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний.
Тип урока: комбинированный – изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы: рассказ, эвристическая беседа, демонстрация, метод проблемного изложения, частично-поисковый; Используется обучающие структуры проекта « Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy»
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, секундомер, карточки с заданиями, менедж мэт, презентация урока, выполненная в программе Power Point.
ПЛАН УРОКА
I. Организация начала урока.
II. Изучение нового материала.
-
Открытие вирусов.
-
Особенности вирусов.
-
Строение вирусной частицы.
-
Действие вируса на клетку.
-
СПИД.
-
Роль вирусов в природе.
III. Закрепление нового материала.
Составление синквейна
IV. Выводы.
V. Домашнее задание.
VI. Рефлексия.
ХОД УРОКА
№ п/п |
Структура |
Действие учителя |
Действие ученика |
1 |
Хай Файв (сигнал тишины) |
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! |
Приветствие учеников. |
2 |
Мэнэдж Мэт (инструмент для управления классом) Групповая работа= Командная работа Позитивная взаимозависимость, Индивидуальная ответственность, Равное участие, Одновременное взаимодействие PIES |
Садимся в группе по 4 человека. Положите, пожалуйста Мэнэдж Мэт, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу. |
Ученики сидят в группах по 4 человека. Указаны № столов. |
3 |
Куиз-Куиз-Трейд (подскажи, научи, переспроси, похвали) |
Повторение пройденного материала. Партнеры под №1 каждого стола возьмите лист А4 и поделите его пополам, отдайте половину партнеру по лицу и поделите листок еще на половину, отдайте партнерам по плечу. Ребята, Вам было задано на сегодня подготовить вопросы по теме «Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты». Каждый выберите удачный один вопрос и напишите на свой листочек, а чуть ниже ответ на этот вопрос. Встаньте, задвиньте стульчики, поднимите руку и найдите пару (ближайшую). Партнер А опрашивает партнера В |
Партнеры уже определились: по лицу, по плечу, А и В, по номерам. Партнер №1 передает листок партнеру по лицу, затем партнерам по плечу. Затем партнеры «А» находят пару-партнера «В» не из своего стола и обмениваются ответами, при неправильном ответе обучают друг друга; меняются карточками. Помогают, хвалят друг друга, меняются ролями. Повторяют пройденный материал, Садятся на свои места. |
4 |
Финк-Райт-Раунд Робин (Подумайте, запишите, обсудите по кругу) |
Актуализация знаний. Итак, ребята вспомним ДНК и РНК Учитель задает вопрос и дает время подумать (1 минута) Какие Вы знаете нуклеиновые кислоты? (Отвечает ученик под № 3 стол №5) Строение нуклеотида ДНК? (Отвечает ученик под № 2 стол №1) Строение нуклеотида РНК? (Отвечает ученик под № 2 стол №3) Различия ДНК и РНК? (Отвечает ученик под № 1 стол №6) Репликация ДНК? (Отвечает ученик под № 4 стол №2) Учитель корректирует ответы. |
В течении 15 сек. учащиеся читают вопрос, обдумывают ответ. В течении 1 мин. записывают свой ответ. Затем по очереди обсуждают свои вопросы и ответы (в течении 20-30 сек. каждому). Время контролируется учителем. |
5 |
ЭЙ АР ГАЙД (ученики просматривают материал, отвечают на вопросы, обсуждают, где они столкнулись с информацией, которая изменила их мнение) 2 минуты на работу. |
Изучение нового материала. Показ презентации «Вирусы». Объяснение учителя (лекция). Учащимся подготовлено утверждение, с которым они должны высказать свое мнение в виде «да, «нет», |
Записывают тему урока. Смотрят презентацию. Слушают учителя. Высказывает свое мнение партнер №3, каждого стола. |
6 |
Физкульт минутка |
Рекомендует выполнить с детьми 3-4 упражнения для снятия напряжения с глаз и мышц тела. |
Выполняют упражнения вместе с учителем, релаксируют, отдыхают перед следующим этапом работы. |
7 |
ИНСАЙД –АУТСАЙД СЕКЛ |
Закрепление. Составление синквейна. Учитель задает вопрос и дает время подумать (3-5 сек.). После учитель опрашивает некоторых учащихся. Учитель задает вопрос, ответом которого является число. Учитель задает следующий вопрос, учащиеся работают с новым партнером. И так несколько раз. |
Учащиеся становятся в 2 круга, располагаясь лицом друг к другу. Учащиеся внешнего круга отвечают на вопрос своему партнеру. Затем меняются ролями (30 сек каждый). Учащиеся поворачиваются направо и двигаются дальше, чтобы найти нового партнера, отсчитывая по кругу партнеров (количество равно числу ответа на вопрос). |
8 |
Подведение итогов урока |
Учитель благодарит учащихся за работу, учащиеся благодарят друг друга. Подведение итогов урока. Оценивание. |
Учащиеся делают выводы совместно с учителем. Получают д/з. |
II. Изучение нового материала.
1.Открытие вирусов.
1). Первооткрыватель вирусов Д.И. Ивановский в 1892г. выявил два необычных основных свойства вирусов:
они столь малы, что проходят через фильтры задерживающие бактерии, и их невозможно, в отличии от клеток, выращивать на искусственных питательных. Лишь с помощью электронного микроскопа удалось увидеть эти мельчайшие из живых существ (от 20 до 300 нм) и оценить их форм.
-
Похожие открытия сделали французские ученые Ф.Лефлер и П.Фрош открыв возбудителя болезни животных «ящура».
-
Отечественный врач Н.Ф.Гамалея в 1917г. Обнаружил вирус, разрушающий бактерии – бактериофаги.
Слайд №2
Эти 3 события положили начло новой науки – вирусологии, изучающей некие формы жизни.
Стало понятно, что вирусы являются причиной ряда опасных болезней растений, животных и человека
Слайд №3
2.Особенности вирусов
- Каковы особенности вирусов?
- Они живые?
-
«Нет,- говорят одни учёные,- это просто химическое вещество. Но вирусы организованны (в своём строении, функциях) и сохраняют генетический гомеостаз, свою генетическую индивидуальность на протяжении многих веков.
Например:
Известно полиомиелитом болели, как Египетские фараоны, болели люди 20века, встречается полиомиелит и сейчас. Следовательно, вирусам присуща – наследственность. С другой стороны вирус гриппа меняет свои характеристики, следовательно, вирусам присуща изменчивость.
Слайд №4
-
«Наследственность и изменчивость» - эти два свойства позволяют отнести вирусы к живым системам, говорят другие учёные. Споры длятся до сих пор.
Слайд №5
Слайд №6
2.Что же такое вирусы?
Вирусы не проявляют признаков жизни, пока находятся в окружающей среде – воздухе, воде, грунте, на поверхности предметов. Вирусы становятся живыми и начинают размножаться, когда попадают внутрь клетки живого организма.
Какая же организованность обеспечивает им такой способ существования?
Задание
Вам предлагается выполнить проектное задание №1.( ЭЙ АР ГАЙД )
Показ презентации «Вирусы». Утверждение, с которыми учащиеся должны высказать свое мнение в виде «да» или «нет»
-
a. Почему вирусы называют неклеточной формой жизни? - Вирусы не имеют клеточного строения, а свойства живого могут проявлять только в клетках других организмов.)
Слайд №7
-
b. Назовите основные структурные компоненты вирусов? - Белковая оболочка – капсид и одна из неклеточных кислот ДНК или РНК.) Это простые вирусы.
Слайд №8
Сложные вирусы содержат ещё липиды, углеводы и ионы металлов. Ни ферментов, ни рибосом, где происходит белковый синтез у вирусов нет: всё это они заимствуют у клетки в которую попадают, чтобы размножаться.
3.Строение вирусной частицы. Слайд №9
4.Действие вируса на клетку.
Вирусы напоминают захватчиков которые проникают за «крепостную отмену» - клеточные оболочки, захватывают там «оборонительный штаб» - чужую ДНК или РНК и принуждают её выполнить свои «распоряжения»;
вместо продуцирования необходимого для жизнедеятельности клетки собственного белка, воспроизводить нужную генетическую информацию – создавать новые вирусы.
Клетки, в которых хозяйствуют вирусы называются клетками- хозяевами. Вирусы паразитируют на их генетической информации.
Процесс жизнедеятельности вирусов лучше всего изучен на примере функционирования бактериофага – вируса, который для своего размножения использует бактериальную клетку.
Прочитайте статью учебника на с.80 «Бактериофаги», рассмотрите рис.39 и выделите этапы жизнедеятельности вирусов, проанализируйте схему на экране. (ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН)
Слайд №10
Предполагаемые ответы:
1.Связывание вируса с особым белком – рецептором, находящимся на поверхности клетки.
2. Собственно размножение вируса выражается в редупликации вирусного генома с помощью соответствующих ферментов, закодированных в геноме вируса.
3. Синтез вирусных белков и способности капсида.
4. Образовавшиеся вирусные частицы покидают клетку, при этом поражая другую.
Вирусы распознают своих «хозяев» по специфическим для каждой клетки белкам на поверхности мембраны. Поэтому вирусная инфекция имеет видовую и тканевую специфичность.
Слайд №11
5. СПИД
слайд №12
Слайд № 13
Слайд №14
Слайд №15
Слайд №16
6. Роль вирусов в природе.
Вирусы – это не что-то исключительное редчайшее, ими насыщен любой живой организм.
Вирусы ВЕЗДЕ! Они такая же составляющая окружающей среды, как вода или воздух.
В природе нет чего-то однозначно доброго или однозначно злого: все её составляющие гармонично интегрированы в единое целое. Следовательно, вирусы открыто - неравновесной системе, которой является биосфера, должны выполнить какую-то особую роль.
III. Закрепление нового материала.
Составление синквейна.
- Попробуем составить синквейн по изучаемому вопросу.
Синквейн – особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.
Правила написания синквейна:
В синквейне 5 строк:
1- понятие (одно слово);
2- прилагательные(2 слова);
3- глаголы (3 слова);
4- предложение (из 4ёх слов);
5- существительное (1 слово);
ПРИМЕР
-
-
Существительное
-
Два прилагательных
-
Изложение темы тремя словами
-
Отношение к теме четырьмя словами
-
Синоним слова-сути темы
-
Вирусы (Яд)
-
Простые и сложные
-
Вызывают различные заболевания
-
Защита организма – укрепление иммунитета
-
Паразит (облигатный)
-
Прилагательные и глаголы должны раскрыть понятия, а предложение иметь смысловой характер.
IV. Выводы:
Слайд №17
V.Домашнее задание:
- Составьте кроссворд не менее 10 слов из новых понятий по теме «Вирусы», используя материал сегодняшнего урока.
Стр.78-80. параграф 20.
VI. Рефлексия.
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-На какие вопросы вы получили ответы?
Можно оценить себя по алгоритму
Я
- как почувствовал себя в процессе учения;
- было ли мне комфортно;
- с каким настроением работал;
- доволен ли собой;
Мы
- насколько комфортно мне работалось в малой группе;
- я помогал товарищам;
- они помогали мне, чтобы было больше;
- у меня были затруждения в работе с группой;
- авторитетен ли я в вопросе…
Дело
- я достиг цели учения;
- мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен)
- в чём возникли затруднения, почему;
- как мне преодолеть свои проблемы;
Литература.
-
Н.Ф.Реймерс «Основные биологические понятия и термины» Просвещение 1988г. с.58
-
А.О.Рувинский учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. Просвещение 1993г. с.106
-
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Т.А.Козлова «Основы биологи» Просвещение 1992г. с.58
-
Н.И.Околитенко «Биология для увлечённых» «феникс» - 2006г. с.140
-
С.Ю.Веретьянов «Общая биология». Учебник для 10-11 классов образовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе. «Свято – Троицкая Сергиева Лавра» - 2005г. с.53
-
Т.А.Козлова «Биология в таблицах» справочное пособие. Дрофа – 2002г. с.58
-
А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология» Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва – 2005г. с.78
-
Г.И.Лернер «Справочник школьника по биологии». Москва «Аквариум» - 1997г. с.47
-
Журнал «Биология в школе» №1-1998год стр.25
-
А.М.Цузмер, О.Л.Петришина «Человек» Учебник для 8класса средней школы М.Просвещение-1892г. с.64
-
Б.Г.Тухманов, В.И. Ворошилов «Вакцины наступают на вирусы» Серия «Медицина» Знание №2, 1973
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»