В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа для 3 класса по ОС "Школа 2100"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР

_Шилина Л. С.______________________ Директор школы: Панферова Т.А.

«____» ______________________2012 г. (приказ от _________ № ______________)

___________________________________

« ___________» ______________________


Рабочая программа

по предметам 1 – ступени обучения

Образовательная система «Школа 2100»

(РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, МАТЕМАТИКА, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД)

класс 3 «В»

год составления 2012/2013

учитель: Фурман Н.В.


________________

(подпись учителя)



Рассмотрена на заседании ШМО начальных классов

« _________» ____________________ Протокол № _________________



руководитель ШМО ___________________________ ______________________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)




г. Лангепас

Русский язык
3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка составлена с учётом знаний, умений и навыков, приобретённых учениками во втором классе.

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык, 2004.


На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 170 часов в учебный год (5 часов в неделю).

В том числе:

на проведение контрольных работ – 12 ч;

написание диктантов – 11 ч;

контрольные списывания – 3 ч;

написание творческих работ – 3 ч;

написание сочинений – 5 ч;

написание изложений – 2 ч;

написание свободных диктантов – 6 ч.


Цель предмета «Русский язык»:

формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).


В соответствии с этой целью ставлю задачи:

  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  • формирование у детей чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.Ребята знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

:


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Результаты 3-го года обучения:

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Учащиеся должны знать:

правила правописания слов с изученными орфограммами;

определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;

название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.

Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (3класс):


Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;

писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;

читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;

составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

писать подробное изложение доступного текста;

определять тему текста;

читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений

выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);

выделять два корня в сложных словах;

конструировать сложные слова;

подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

различать однокоренные слова и формы слова;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;

подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

выделять из предложения словосочетания;

видеть в предложении однородные члены;

различать простое и сложное предложение;

выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений

находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);

обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);

писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;

писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

писать раздельно частицу не с глаголом;

писать ь после ч в неопределённой форме глагола;

писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;

графически объяснять выбор написания;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;

ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака

Для реализации программного содержания курса русского языка использую следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 3 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2008.

2. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса / Л. Ю. Комиссарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2012.

3. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию. 3 класс. К учебнику «Русский язык» / М. А. Яковлева ; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2012.

4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.

5. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.

6. Наглядные пособия.








Тема урока


Кол-во

часов


Тип урока

Методы

Технологии


Деятельность учащихся


Предполагаемый результат


Вид

контроля


Корректировка


Домашнее
задание


Дата

проведения

п/п











1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса

Уметь читать и понимать учебные тексты

Текущий. Устный опрос. Индивидуальные задания


Записать 10 слов по теме «Лето»


Раздел 1. Повторение (11 часов)


2

Что мы знаем

о слове

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о слове

Уметь работать со словарем

Словарный диктант. Tекущий




3

Что мы знаем

о тексте

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о различении предложения и текста

Уметь:

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста;

составлять простой план

Текущий.

Устный опрос


Упр. 1, с. 27


4

Что мы знаем

о слове, предложении, тексте

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о различении предложения и текста

Текущий.

Устный опрос


Упр. 2, с. 27, подготовить рассказ по теме «Что я знаю о тексте»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о правописании безударных гласных


Текущий.

Схема «Орфограммы»


Упр. 3, с. 28


6

Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст


Текущий.

Списывание текста


Упр. 4, с. 29, знать и уметь пользоваться памяткой на с. 13


7

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

Работа над ошибками

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Правописание безударных гласных

Уметь:

видеть в словах изу-ченные орфограммы и другие «опасные» для написания места;

графически обозначать выбор тех или иных написаний;

писать слова с изученными непроверя-емыми написаниями;

писать текст под

Текущий.

Самостоятельная работа


Упр. 5, с. 29


8

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Текущий.

Схемы различных орфограмм


Упр. 12; дидактический материал


9–10

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

2

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

диктовку;

правильно списывать текст

Текущий.

Самостоятельная работа. Тест


Упр. 9

(учебник);

упр. 10; дидактический материал


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Проверочный диктант № 1

1

Урок контроля ЗУН



Тематический.

Проверочная работа




Раздел 2. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 часа)

12

Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень)

Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне

Текущий. Фронтальный, групповой


Упр. 14, 15; дидактический материал


13

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

1

Урок объяснения нового материала

Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне

Знать правило написания парных звонких и глухих согласных.

Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне

Текущий.

Неосложненное списывание


Упр. 1, с. 41, читать текст на с. 33


14

Развитие речи. Твор-ческая работа. Состав-ление связного текста из деформированных предложений

1

Урок развития речи

Развитие навыка работы с деформированными предложениями

Уметь письменно пересказывать текст





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.

Удвоенные согласные в корне слова (11 часов)

15

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

1

Урок развития умения и навыков; практикум

Правописание парных звонких и глухих согласных

Уметь:

правильно писать слова с проверяемыми согласными;

владеть способами проверки;

правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне;

письменно пересказывать текст;

писать подробное изложение доступного текста

Текущий.

Цифровой диктант


Упр. 2, с. 42


16

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

Урок развития умения и навыков; практикум

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Текущий.

Письмо по памяти


Упр. 3, с. 42


17

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

Урок развития умения и навыков

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Текущий.

Выборочное списывание


Упр. 4, с. 43


18

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове»

1

Урок контроля знаний, умений и навыков


Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу

Тематический.

Проверочная работа




19

Анализ ошибок

и коррекция знаний


Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь исправлять написанное

Текущий.

Самосто-ятельная работа




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

20

Понятие об удвоенных согласных буквах

1

Урок объяснения нового материала

Правописание удвоенных согласных

Знать правило написания удвоенных согласных



Упр. 6, 7,

с. 43


21

Понятие об удвоенных согласных буквах

1

Урок развития умений и навыков

Правописание удвоенных согласных

Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности

Текущий.

Тест


Упр. 1, 2,

с. 56


22

Правописание слов

с удвоенными согласными буквами

в корне

1

Урок развития умений и навыков

Правописание удвоенных согласных

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 3, с. 56. Запомнить написание слов первого столбика


23

Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Правописание удвоенных согласных

Текущий.

Цифровой диктант


Упр. 4, с. 57. Запомнить написание слов второго столбика на с. 55


24

Развитие речи. Творческая работа

1

Урок развития связной речи


Фронтальный


Упр. 5, с. 57


25

Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»

1

Урок контроля знаний умений и навыков



Тематический.

Проверочная работа




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова (9 часов)

26

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

Урок объяснения нового материала

Правописание непроизносимых согласных

Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова.

Уметь:

подбирать однокоренные слова;

обозначать на письме непроизносимые согласные звуки



Упр. 1, с. 72


27

Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

1

Урок объяснения нового материала

Правописание непроизносимых согласных



Упр. 2, с. 72, правило на с. 61 выучить


28

Правописание слов

с непроизносимыми согласными в корне

1

Урок развития умений и навыков

Правописание непроизносимых согласных

Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками.

Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Текущий.

Осложненное списывание


Упр. 3, с. 72


29

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

Урок объяснения нового материала

Правописание непроизносимых согласных

Текущий.

Осложненное списывание


Упр. 4, с. 73


30

Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

1

Урок развития умений и навыков

Разные способы проверки правописания слов

Текущий.

Схема слова


Упр. 5, с. 73


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

31

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Развитие речи. Творческая работа

1

Урок развития умений и навыков

Правописание непроизносимых согласных

Уметь:

писать под диктовку текст;

находить и исправлять ошибки

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 6, с. 73


32

Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

1

Урок контроля ЗУН

Правописание непроизносимых согласных

Тематический.

Проверочная работа




33

Контрольный диктант № 2

1

Урок контроля ЗУН

Написание под диктовку текста

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием




34

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов




Раздел 5. Безударные гласные в корне слова (8 часов)

35

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов

к словам с двумя безударными гласными в корне

1

Урок объяснения нового материала

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Уметь:

находить корень в слове;

правильно писать слова с безударными гласными в корне;

Текущий.

Алгоритм


Упр. 1, с. 84


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

36

Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные

1

Урок развития умений и навыков

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

подбирать проверочные слова.

Знать правила написания безударных гласных

Текущий.

Неосложненное списывание


Упр. 2, с. 84


37–

38

Упражнения в правописании слов

с безударными

гласными в корне

2

Урок развития умений и навыков

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки


Текущий.

Диктант. Самосто-ятельная работа


Упр. 3, с. 84;

упр. 5, с. 85;

упр. 11, с. 90


39

Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям

1

Урок развития связной речи

Изложение текста (повествование)

Уметь:

составлять простой план, пересказывать текст по плану;

писать текст под диктовку;

находить и исправлять ошибки

Сочинение по наблюдениям


Упр. 7, с. 86


40

Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные

в корне слова»

1

Урок контроля ЗУН


Тематический.

Проверочная работа




41

Контрольный диктант № 3

1

Урок контроля ЗУН

Написание под диктовку текста

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием




42

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации

Разные способы проверки слов





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 6. Сложные слова и их правописание (7 часов)

43

Знакомство с понятием «Сложные слова»

1

Урок объяснения нового материала


Уметь выделять два корня.



Упр. 85; ди-дактический материал


44

Соединительные гласные о и е

в сложных словах

1

Урок объяснения нового материала


Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной

Текущий.

Самосто-ятельная работа по алгоритму


Упр. 1 и 2,

с. 97, вы-учить прави-ло на с. 89


45

Образование сложных слов.

Словарный диктант

1

Урок объяснения нового материала


Уметь:

правильно писать сложные слова с соединительными гласными;

распознавать существительные и прилагательные;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

находить и исправлять ошибки



Упр. 3 и 4,

с. 97


46

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

1

Урок развития умений и навыков

Слово и его значение

Текущий.

Графический диктант


Упр. 6, с. 98


47

Употребление в речи и правописание сложных слов.

Развитие речи. Свободный диктант

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Слово и его значение

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 7, с. 99


48

Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание»

1

Урок контроля ЗУН


Тематический.

Проверочная работа




49

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 7. Части слова. приставка (1 час)

50

Приставка, ее роль

в слове (повторение). Развитие умения находить в словах приставки

1

Урок объяснения нового материала

Выделение значимых частей слова (корень)

Уметь:

находить исправлять ошибки;

находить в слове приставки

Текущий. Фронтальный, групповой


Упр. 1,

с. 110


Раздел 8. Безударные гласные в приставках (5 часов)

51

Правописание безударных гласных

в приставках

1

Урок объяснения нового материала

Правописание безударных гласных

Знать:

правило написания приставок с безударной гласной;

правило написа-

ния разделительных ъ и ь.

Уметь:

находить в слове приставки;

правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне;

правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить;

находить окончание и основу в слове;


Текущий.

Осложненное списывание


Упр. 2,

с. 110


52

Правописание безударных гласных

в приставках

1

Урок развития умений и навыков

Правописание безударных гласных

Текущий.

Самосто-ятельная работа с выборочной проверкой


Упр. 6,

с. 111


53

Приставки про-

и пра-, по- и па-

1

Урок объяснения нового материала

Значение приставок

Текущий.

Самодиктант


Упр. 4,

с. 110


54

Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?

1

Урок объяснения нового материала

Правописание удвоенных согласных

Текущий.

Графический диктант


Упр. 5,

с. 111


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

55

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки

и корня

1

Урок развития умений и навыков

Правописание удвоенных согласных

разбирать по составу доступные слова;

писать под диктовку текст

Текущий.

Выборочное списывание


Упр. 109; дидактический материал


Раздел 9. Разделительные твердый и мягкий знаки (6 часов)

56

Звук й и его обозначение на письме. Правописание слов

с разделительными

ъ и ь

1

Урок объяснения нового материала

Употребление разделительных ь и ъ

Уметь применять на практике изученные правила

Текущий. Письмо с комменти-рованием, объяснительный диктант


Упр. 1,

с. 117, выучить правило на

с. 113


57

Правописание слов

с разделительными

ъ и ь

1

Урок развития умений и навыков

Упражнения

в употреблении орфограммы «Разделительные ъ и ь»

Уметь писать под диктовку текст

Текущий.

Диктант

с подготовкой

Упр. 2 и 3,

с. 118


58

Упражнения в правописании слов

с разделительными

ъ и ь

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала


Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые факты и явления

Текущий.

Самосто-ятельная работа

Упр. 4 и 5,

с. 118


59

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

на стыке приставки

и корня. Разделительные ъ и ь»

1

Урок контроля ЗУН

Развитие и проверка умений и навыков самостоятельного выполнения заданий по изученной теме

Тематический.

Проверочная работа




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

60

Контрольный диктант № 4

1

Урок контроля ЗУН

Написание текста под диктовку


Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием




61

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок обобщения, повторения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить

и исправлять ошибки





Раздел 10. Части слова. основа и Окончание слова (4 часа)

62

Понятие об окончании и основе слова

1

Урок объяснения нового материала

Выделение значимых частей слова (окончание)

Уметь:

находить окончание и основу в слове; – разбирать по составу доступные слова



Упр. 1,

с. 138


63

Развитие умения находить в слове окончание

1

Урок развития умений и навыков

Выделение значимых частей слова (окончание)

Текущий.

Схемы слов


Упр. 2,

с. 138


64

Как найти в слове основу?

1

Урок развития умений и навыков

Выделение значимых частей слова (основа)

Уметь образовывать слова с помощью суффикса

Текущий.

Самосто-ятельная работа по инструкции


Упр. 4,

с. 139


65

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

Урок развития умений и навыков


Уметь разбирать по составу доступные слова

Текущий.

Устный опрос




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 11. Части слова. Суффикс (2 часа)

66

Суффикс и его роль

в слове

1

Урок объяснения нового материала

Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов

Уметь разбирать по составу доступные слова



Упр. 7,

с. 140


67

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

1

Урок развития умений и навыков

Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов

Текущий.

Схема слов

Упр. 5,

с. 140


Раздел 12. разбор слова по составу (5 часов)

68

Составление слов

по схемам. Порядок разбора слова по составу

1

Урок обобщения, повторения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова

Уметь:

разбирать по составу доступные слова;

писать слова с непроверяемыми написаниями;

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 3,

с. 138


69

Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант

1

Урок обобщения, повторения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова

Уметь:

образовывать слова с помощью суффикса;

правильно списывать текст

Текущий.

Выборочный диктант


Составить текст из 4–5 предложений о частях речи


70

Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу»

1

Урок контроля ЗУН


Уметь контролировать и анализировать выполнение своей проверочной работы

Тематический.

Проверочная работа



71

Контрольное списывание

1

Урок контроля ЗУН


Уметь безошибочно списывать текст

Тематический




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

72

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок обобщения, повторения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки





Раздел 13. Части речи в русском языке (1 час)

73

Части речи в русском языке

1

Урок объяснения нового материала


Уметь:

распознавать имена существительные в речи;

производить их морфологический разбор;

читать художественные тексты



Упр. 2, с. 10


Раздел 14. имя существительное как часть речи (3 часа)

74

Определение имени существительного

1

Урок объяснения нового материала

Имя существительное, его значение и употребление

Знать определение имени существительного.

Уметь:

читать художественные тексты;

образовывать слова с помощью суффиксов

Текущий.

Творческая работа


Упр. 1, с. 17


75

Роль имен существительных в речи

1

Урок развития умений и навыков

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?



Упр. 2, с. 17


76

Развитие речи. Творческая работа: составление текста

1

Урок развития связной речи

Работа над созданием текста





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 15. имена существительные одушевленные и неодушевленные (3 часа)

77

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

1

Урок объяснения нового материала

Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных

Уметь:

распознавать имена существительные в речи;

читать художественные тексты



Упр. 3, с. 17; выучить правило

на с. 12


78

Имена существительные в речи

1

Урок развития умений и навыков

Слово и его значение

Текущий.

Составление предложений по схемам


Упр. 4, с. 18


79

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний


Текущий.

Устный опрос


Упр. 5, с. 18


Раздел 16. род имен существительных (4 часа)

80

Имена существительные мужского, среднего и женского рода

1

Урок объяснения нового материала

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода

Знать определение имени существительного.

Уметь:

определять род имен существительных;

находить и выделять окончание в слове

Текущий.

Самосто-ятельная работа, взаимопроверка


Упр. 1


81

Род – постоянный признак имен существительных

1

Урок развития умений и навыков


Упр. 2, с. 27


82

Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода

1

Урок развития умений и навыков


Текущий.

Самосто-ятельная работа по алгоритму


Упр. 3, с. 27; подготовиться к словарному диктанту,

с. 26


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

83

Административная контрольная работа за первое полугодие

1

Урок контроля ЗУН



Итоговый




Раздел 17. число имен существительных (4 часа)

84

Изменение имен существительных по числам

1

Урок развития умений и навыков

Изменение существительных по числам

Уметь:

находить и выделять окончание в слове;

писать слова с непроверяемыми написаниями;

писать небольшие сочинения по картинкам и опорным словам;

Текущий.

Тест


Упр. 1, с. 36


85

Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант

1

Урок развития умений и навыков

Изменение существительных по числам

Текущий.

Диктант


Упр. 2, с. 36


86

Окончание имен существительных

в единственном

и множественном числе

1

Урок объяснения нового материала

Изменение существительных по числам

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 5, с. 38


87

Разбор имени существительного как части речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала




Упр. 3, с. 37


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 18. словообразование имен существительных (9 часов)

88

Образование имен существительных

с уменьшительно-ласкательным значением

1

Урок объяснения нового материала

Значения суффиксов и их применение в речи

Уметь:

образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

письменно пересказывать текст, составлять план;

выделять в слове его части;

делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану;

писать подробное изложение;

распознавать имена существительные в речи

Текущий.

Самосто-ятельная работа с последу-ющей про-веркой


Упр. 1, 2,

с. 50


89

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

1

Урок развития умений и навыков

Значения суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных


Упр. 3, с. 50


90

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

1

Урок развития умений и навыков

Упражнения в образовании

Текущий.

Схемы слов


Упр. 4, с. 51


91

Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами

1

Урок развития связной речи

Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок

Фронтальный


Проиллюстрировать свою сказку


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

92

Разбор имен существительных по составу

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 5, с. 51


93

Развитие речи. Творческая работа

1

Урок развития связной речи


Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения



Упр. 134; дидактический материал


94

Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка»

1

Урок развития связной речи

Изложение текста (повествование)



Подготовиться к словарному диктанту


95

Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи»

1

Урок контроля ЗУН

Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы

Уметь применить ЗУН по теме

Тематический.

Проверочная работа




96

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки

Текущий.

Самосто-ятельное выполнение работы над ошибками




Раздел 19. местоимение как часть речи (8 часов)

97

Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

Урок объяснения нового материала

Местоимение; значение, употребление

Уметь распознавать личные местоимения



Упр.1,

с. 63


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

98

Местоимения 1, 2,

3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

1

Урок объяснения нового материала

Местоимение; значение, употребление

Знать определение местоимения

Текущий.

Самосто-ятельная работа с коллективной проверкой


Упр. 2, с. 63


99

Разбор местоимения как части речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Местоимение; значение, употребление


Текущий.

Разбор по алгоритму


Упр. 4, с. 64


100

Роль личных местоимений в речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Местоимение; значение, употребление; наблюдение

за местоимениями в речи

Уметь распознавать личные местоимения

Текущий




101

Развитие речи. Обучающее сочинение о себе

1

Урок развития речи

Урок развития речи

Составление предложений с использованием местоимений

Уметь применять местоимения в устной и письменной речи

Фронтальный




102

Развитие речи. Свободный диктант

1



102

Закрепление знаний о местоимении

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Местоимение; значение, употребление

Знать определение местоимения.

Уметь:

находить местоимения в текстах;

исправлять деформированные тексты

с неправильным употреблением местоимений

Текущий. Свободный диктант

(упр. 303)


Упр. 5, с. 64


104

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи»

1

Урок контроля ЗУН

Местоимение; значение, употребление





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 20. имя прилагательное как часть речи (4 часа)

105

Определение имени прилагательного

1

Урок объяснения нового материала

Имя прилагательное; значение, употребление

Знать:

определение имени прилагательного;

правило написания безударных окончаний прилагательных.

Уметь проверять безударные оконча-ния прилагательных



Упр. 2, с. 88


106

Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

1

Урок объяснения нового материала

Имя прилагательное; значение, употребление

Текущий. Письмо по памяти


Упр. 1, с. 87


107

Роль имен прилагательных в речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Имя прилагательное; значение, употребление

Знать сферу употребления прилагательных.

Уметь:

согласовывать имя прилагательное и имя существительное;

доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи;

выполнять морфологический разбор прилагательных

Текущий.

Комментированный разбор прилагательных


Упр. 3, с. 88


108

Разбор имени прилагательного как части речи

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова

Упр. 4, с. 88


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 21. правописание безударных гласных в окончаниях (4 часа)

109

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

1

Урок объяснения нового материала

Имя прилагательное; значение, употребление




Упр. 5, с. 88


110

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

1

Урок объяснения нового материала

Правописание безударных окончаний прилагательных

Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями

Текущий. Комментированный разбор прилагательных


Упр. 6, с. 89


111

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Правописание безударных окончаний прилагательных


Текущий.

Самосто-ятельная работа с последу-ющей про-

веркой


Упр. 7, с. 89


112

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Правописание безударных окончаний прилагательных

Уметь анализировать изученные языковые явления

Текущий. Диктант с подготовкой


Выписать 15–20 слов

с изученными орфограммами из различных текстов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 22. разбор имен прилагательных по составу (6 часов)

113

Словообразование имен прилагательных

1

Урок объяснения нового материала

Значение суффиксов и приставок имен прилагательных

Уметь определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-,

-еват-

Текущий.

Осложненное списывание


Написать по 5 прилагательных с удвоенной нн и суффиксами

-оват-, -еньк-


114

Разбор имен прилагательных по составу

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова

Уметь выделять значимые части слова

Текущий


Упр. 5, с. 89


115

Развитие речи. Сочинение по опорным сочетаниям слов

1

Урок развития речи

Создание небольшого текста (сочинение)

Работа над связным текстом

Творческая работа




116

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

1

Урок контроля ЗУН


Уметь применять ЗУН при выполнении проверочной работы

Тематический.

Проверочная работа




117

Диктант № 5 по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля ЗУН


Уметь писать текст под диктовку

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием




118

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1


Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

Раздел 23. глагол как часть речи (4 часа)

119

Определение глагола как части речи

1

Урок объяснения нового материала

Глагол, значение и употребление

Знать определение глагола.

Уметь:

распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор;

изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время)

Текущий. Выборочный диктант




Упр. 1,

с. 103


120

Изменение глагола по временам

1

Урок объяснения нового материала

Изменение глагола по временам

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 2,

с. 104


121

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

Урок объяснения нового материала

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

Текущий. Письмо по памяти


Упр. 5,

с. 105


122

Изменение глаголов по числам

1

Урок объяснения нового материала

Изменение глаголов по числам

Текущий.

Игра «Наоборот»


Упр. 6,

с. 105


Раздел 24. правописание частицы не с глаголами (3 часа)

123

Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами

1

Урок объяснения нового материала

Правописание не

с глаголами

Знать правило написания не с глаголами.

Уметь писать не с глаголами раздельно

Текущий

Осложненное списывание


Упр. 7,

с. 106


124

Развитие умения писать частицу не с глаголами

1

Урок развития умений и навыков

Правописание не

с глаголами



Упр. 8,

с. 106


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

125

Развитие речи. Свободный диктант

1

Урок развития речи



Текущий. Свободный диктант




Раздел 25. неопределенная форма глагола (8 часов)

126

Понятие о неопределенной форме глагола

1

Урок объяснения нового материала

Неопределенная форма глагола

Знать определение неопределенной формы глагола.

Уметь:

писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;

образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Текущий.

Выборочный диктант


Упр. 2,

с. 114


127

Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

1

Урок развития умений и навыков

Употребление ь после шипящих на конце глаголов

Текущий.

Составление рас-сказа о глаголах


Упр. 3,

с. 114


128

Образование форм времени от неопределенной формы глагола

1

Урок объяснения нового материала

Изменение глаголов по временам



Упр. 151, дидактический материал


129

Разбор глагола как части речи

1

Урок развития умений и навыков


Текущий.

Разбор

по плану


Упр. 4,

с. 115


130

Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом»

1

Урок контроля ЗУН


Тематический.

Проверочная работа




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

131

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки





132

Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»

1

Урок контроля ЗУН

Написание текста под диктовку

Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием




133

Развитие речи. Контрольное изложение

1

Урок развития речи

Изложение текста (повествование)

Уметь излагать текст

Тематический. Изложение




Раздел 26. предложение. Виды предложений по цели высказывания (3 часа)

134

Виды предложений по цели высказывания

1

Урок объяснения нового материала

Разновидности предложений

по цели высказывания

Уметь определять вид предложения по цели высказывания

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 1,

с. 134


135

Интонация в предло-жениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

1

Урок объяснения нового материала

Знаки препинания в конце предложения

Уметь:

правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

определять вид предложения по интонации

Фронтальный, групповой


Упр. 2,

с. 135


136

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

Урок объяснения нового материала

Разновидности предложений

по эмоциональной окраске



Упр. 3,

с. 135


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 27. главные и второстепенные члены предложения (6 часов)

137

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

1

Урок объяснения нового материала

Главные и второстепенные члены предложения

Знать названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации).

Уметь:

разбирать предложения по членам;

выделять подлежащее и сказуемое;

выделять сочетания слов

Текущий.

Определение

по плану главных членов

в предложении


Упр. 4,

с. 135


138

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

1

Урок развития умений и навыков

Главные и второстепенные члены предложения

Текущий.

Самосто-ятельная работа с последу-ющей про-веркой


Упр. 5,

с. 136


139

Понятие о второстепенных членах предложения

1

Урок объяснения нового материала

Главные и второстепенные члены предложения


Текущий. Работа по образцу


Упр. 6,

с. 136


140

Составление схем предложения и предложений по схемам

1


Главные и второстепенные члены предложения

Уметь ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому

Текущий. Составление алгоритма


Словарный самодиктант


141

Предложения распространенные и нераспространенные

1

Урок изучения нового

Простое распространенное и нераспространенное предложение


Текущий.

Самосто-ятельная работа


Выписать по 2 пред-ложения из текстов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

142

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

1

Урок контроля ЗУН



Текущий. Словарный диктант


Упр. 156; дидактический материал


Раздел 28. предложения с однородными членами (7 часов)

143

Однородные подлежащие и сказуемые

1

Урок объяснения нового материала

Однородные члены предложения

Уметь:

правильно произносить предложения с интонацией перечисления;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и);

осознавать роль знаков препинания в письменном общении;

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи

Беседа


Выписать

2 предложения с однородными членами


144

Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Запятая в предложениях с однородными членами

Текущий.

Выполнение графических схем


Упр. 1,

с. 148


145

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

1

Урок объяснения нового материала

Запятая в предложениях с однородными членами

Текущий.

Выполнение графических схем


Упр. 2,

с. 148


146

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

Урок развития умений и навыков

Запятая в предложениях с однородными членами

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 3,

с. 149


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

147

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

1

Урок развития умений и навыков

Однородные члены предложения


Текущий.

Игра «Волшебники»


Упр. 4,

с. 149


148

Запятая в предложениях с однородными членами

1

Урок объяснения нового материала

Запятая в предложениях с однородными членами

Уметь излагать текст

Текущий. Практикум


Упр. 159, ди-дактический материал


149

Развитие речи. Свободный диктант

1

Урок развития речи

Изложение текста (повествование)






Раздел 29. простые и сложные предложения (8 часов)

150

Понятие о простом

и сложном предложении

1

Урок объяснения нового материала

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения

Уметь:

читать и понимать учебно-научные тексты;

письменно пересказывать текст;

ставить запятую

в предложениях

с однородными

членами

Текущий.

Составление схем


Упр. 163; дидактический материал


151

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

1

Урок объяснения нового материала

Текущий.

Самосто-ятельная работа по инструкции


Упр. 445


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

152

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

1

Урок развития умений и навыков

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения


Текущий. Диктант «Допиши словечко»


Упр. 2, 3,

с. 160


153

Запятая в простом предложении с однородными членами

и в сложном предложении

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала



Текущий. Диктант с подготовкой


Упр. 163, дидактический материал


154

Разбор простого

и сложного предложений

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения

Уметь излагать текст


Текущий.

Разбор по алгоритму


Упр. 164, дидактический материал


155

Развитие речи. Свободный диктант

1

Урок развития речи





156

Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»

1

Урок контроля ЗУН

Тематический.

Проверочная работа




157

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки



Повторить словарные слова


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 30. повторение (13 часов)

158

Повторение знаний

о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Различение предложения и текста.

Значение и употребление знаменательных частей речи


Текущий.

Редактирование текста


Упр. 457


159

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки



Упр. 458


160

Повторение изученных орфограмм

и состава слова

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова

Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними

Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. 459


161

Повторение орфограмм и их графическое обозначение

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки правописания слов


Текущий.

Самосто-ятельная работа


Упр. по выбору из сб. «Дидактический материал»


162

Контрольное списывание

1

Урок контроля ЗУН

Списывание текста

Уметь списывать текст

Итоговый. Списывание


К урокам 144–160 домашнее задание дается из сборника


163

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки




Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

164

Административная контрольная работа за год

1

Урок контроля ЗУН

Написание текста под диктовку


Итоговый. Диктант с грамматическим заданием


«Дидактический материал» (упражнения по выбору учителя)


165

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки




166

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля ЗУН



Итоговый. Контрольная работа



167

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Разные способы проверки слов

Уметь находить и исправлять ошибки




168

Итоговый контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН

Написание под диктовку текста


Итоговый. Диктант с грамматическим заданием



169–170

Урок-игра «Путешествие по орфографии»

2

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Различные виды игровой деятельности и формы работы на повторение и обобщение








Математика
3 класс

Пояснительная записка


Пояснительная записка составлена с учётом знаний, умений и навыков, приобретённых учениками во втором классе.

Календарно - тематическое планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по математике (автор Л. Г. Петерсон, часть 1,2,3 2004).


На изучение математики отводится 136 часов в учебный год (4 часа в неделю).

В том числе:

контрольных работ – 9 ч;

административных контрольных работ – 3 ч.


Цели:

  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, применение их на практике;

  • углубление и расширение ранее изученного материала, пропедевтика.

Задачи:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения их в практической деятельности;

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления;

  • сформировать умение учиться;

  • сформировать устойчивый интерес к математике;

  • выявить и развить математические и творческие способности.

В результате освоения математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Познавательные: изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).

Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.





























Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета






Личностными результатами изучения «Математики» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.


Метапредметными результатами в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами являются формирование следующих умений:


1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны знать:

названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

как образуется каждая следующая счетная единица;

единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объема (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;

  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);

  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;

  • осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;

  • осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;

  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;

  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

  • решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

  • находить значения выражений в 2–4 действия;

  • использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;

  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;

  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;

  • определять время по часам с точностью до минуты;

  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;

  • устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).


2-й уровень (программный)

Учащиеся должны знать:

формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба);

формулу пути;

количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);

  • использовать при решении различных задач знание формулы пути;

  • использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;

  • находить долю от числа, число по доле;

  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

  • находить значения выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b при заданных значениях переменных;

  • решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х < b; а ∙ х > b.

  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а − х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а − х = с : b; х : а = с ± b;

  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

  • вычислять объём параллелепипеда (куба);

  • вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;

  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

  • узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;

  • выделять из множества параллелепипедов куб;

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

  • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

  • читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;

  • строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;

  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;

  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;

  • правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

  • составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;

  • составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);

  • устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.



Учебно-методический комплект:

1. Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс : учебник / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2008.

2. Петерсон Л. Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 3 класс. Вып. 3 : в 2 ч. / Л. Г. Петерсон, А. Д. Невретдинова, Т. Ю Поникарова. – М. : Ювента, 2008.




Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Методы

Технологии

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Вид

контроля

Корректировка

Домашнее
задание

Дата

проведения


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Множество (19 часов)

1

Множество и его элементы (с. 1–3)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Определение множества

Уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов

Текущий


с. 3, № 13



2

Задание множества перечислением и его свойствами (с. 4–6)

1

Комбинированный урок

Множество. Свойства множества

Знать определение множества.

Уметь выделять элементы множества

Текущий


с. 6, № 12



3

Равные множества. Пустое множество

(с. 7–9)

1

Комбинированный урок

Множество. Равные множества. Спосо-бы задания множеств. Свойства множеств. Пустое множество

Знать определение множества.

Уметь находить и называть равные множества, пустое множество

Текущий, самостоятельная работа


с. 8, № 4



4

Диаграмма Венна

(с. 10–12)

1

Комбинированный урок

Множество. Задание множества перечислением. Диаграмма Венна

Знать способы задания множества.

Уметь обозначать элементы множества на диаграмме Венна

Текущий


с. 11, № 5;

с. 12, № 12



5

Закрепление и систематизация изученного материала

(с. 13–15)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Множество. Способы задания множеств. Диаграмма Венна

Знать определения множества, равных множеств, пустого множества.

Текущий, самостоятельная работа


с. 15, № 12, 13 (устно)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11






Уметь:

определять элементы множества;

задавать множества перечислением и его свойствами; обозначать элементы множества на диаграмме Венна






6

Подмножество

(с. 16–18)

1

Комбинированный урок

Задание множества. Элементы множества. Подмножество

Знать определение множества.

Уметь использовать теоретико-множест-венную символику

Текущий


с. 17–19, № 5, 9, 11



7

Решение задач с пропорциональными величинами

1

Комбинированный урок

Множество. Сложение и вычитание двузначных чисел. Умножение. Решение задач с пропорциональными величинами

Уметь решать задачи

с пропорциональными величинами, основываясь на смысле умножения и деления

Текущий


с. 19, № 7, 8



8

Разбиение множества на части по свойствам

1

Урок закрепления изученного

Множество. Элементы множества. Диаграмма Венна

Знать определение множества.

Уметь выполнять квалификацию

Текущий, самостоятельная работа


с. 24, № 9, 13



9

Перечисление множеств

1

Урок ознакомления с новым материалом

Множество. Элементы множества. Диаграмма Венна

Уметь находить пересечение множеств

Самоконтроль


с. 26, № 8, 10; с. 27, № 10



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10

Свойства пересечения множеств

(с. 28–30)

1

Комбинированный урок

Решение задач с пропорциональными величинами. Множества. Элементы множества. Свойства пересечения множеств

Знать способы задания множеств.

Уметь:

решать задачи с пропорциональными величинами;

определять свойства пересечения множеств

Самосто-ятельная работа

(с. 9–10), (20 минут)


с. 29, № 8;

с. 30, № 13



11

Входная административная контрольная работа

(40 минут)

1

Проверка и контроль ЗУН


Уметь выполнять самостоятельно контрольные задания