В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа предмет окружающий мир 4 класс

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска





«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

_________________

Протокол №___ от ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________

приказ № ______от ___________




Рабочая программа

Предмет ____окружающий мир___________


Класс ___4_- Б__

Срок реализации 2013…- 2014… учебный год



Количество часов: 68__; в неделю _2_ часа



Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по окружающему миру (автор Н. Я. Дмитриева, А. Н.__ Казаков)_____________ федерального___ компонента государственного____ стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова)__________ Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 ____________________________________________________________


Учебник Дмитриева Н.Я. Мы и окружающий мир 4кл. - Самара:__________ Федоров,Издательство «Учебная литература»: _____________________





Составитель _Захарова Л. В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)





Рубцовск, 2013




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Окружающий мир

Авторы

Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «06ществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.

Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественно - научных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса - ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно - научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям.

Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Поэтому доминируют естественно - научные методы познания. Изучение строения Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, природой, населением Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ , и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться

в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.




















































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (68 часов)

Человек и окружающий мир (21 час)

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.

Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.

Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.

Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки её природа, население.

Экскурсии в планетарий, политехнический музей.


Преобразования в России (10 часов)

Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.

План местности.

Практические работы:определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.

Мир человека в Новое время (27 часа)

Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России и сравнение с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941 – 1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.

Пртические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, контурными картами.

Исследовательская работа. Органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.


Современная Россия (10 часов)


Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг. Гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская)

Символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Исследовательская работа. Буларусь (Англия, Франция, Германия, Китай…)

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.





























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА


ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

  • устанавливать связи:

- между производственной деятельностью человека и природой;

- между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

  • владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

- уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т. д.);

- систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;

- описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;

- проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;

- работать с простейшими моделями;

- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;

- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

- оформлять результаты исследовательской работы;

  • знать / понимать

-названия основных органов человека и их значение;

- некоторые правила предупреждения травм;

- нормы здорового образа жизни;

- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;

- основные этапы истории России;

- даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

- народы, населяющие Россию (не менее трёх);

- название основного закона страны;

- достопримечательности родного края;

- названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

  • уметь:

-находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;

- различать полезные ископаемые;

- иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

- соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;

- оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожениях, простуде;

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

- соблюдать правила охраны природы;

- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

- кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

- описывать основные исторические события, происходящие в современной России;

- соотносить год с веком;

- узнавать выдающиеся исторические памятники истории и культуры России.





Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:


  1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.

  2. .Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».


Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:


  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».












































Тематическое планирование


Название раздела программы

Количество часов

Сроки изучения раздела

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи

1.

Человек и мир, созданный им

21


4



2.

Преобразования в России

10


1


1

3.

Мир человека в новое время

27


5


1

4.

Современная Россия

10


5


1

5.

Резерв

1






Итого:

68 + 1


15


4


























Календарное планирование


урока

Дата

Корректировка программы


Количество часов

Применение ЦОР


Используемое оборудование

2

1



Человек и мир, созданный им мир

Условия современной жизни

1

видеосюжет

проектор

2



Техника и человек

Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего

1

ЭОР

проектор

3.



Человек познаёт самого себя

1

видеофильм

проектор

4.



Клетка – основа строения и роста живых организмов

1


микроскоп

5



Режим в жизни человека

Практическая работа составление режима дня

1

ЭОР

проектор

6



Лекарственные растения

Практическая работа

Работа с гербарными экземплярами растений

1


гербарий

7



Где и как жили рыцари

1

ЭОР

проектор

8



Почему осанка выделяла рыцаря

1

ЭОР

проектор

9.



Тело человека. Опора и защита тела

Практическая работа определение своего роста и веса

1

видеосюжет

проектор

10.



Позвоночник

1

ЭОР

проектор

11.



Череп Грудная клетка

1

ЭОР

проектор

12



Живые рычаги

1

видеофрагмент

проектор

13.



Мышцы и движение

Практическая работа

Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью

1

видеофрагмент

проектор

14.



«Чёрная смерть»

1

видеофрагмент

проектор

15.



Начало Нового времени

1

ЭОР

проектор

16.



Расширение знаний о Земле

Экскурсия

в планетарий

1

видеосюжет

проектор

17.




Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз

1

видеосюжет

проектор

18.



Открытие невидимого мира



микроскоп

19.



Победа над эпидемиями

1

ЭОР

проектор

20.



Зачем нужна гигиена

1

видеосюжет

проектор

21



Особенности кожного покрова

1

ЭОР

проектор

22



Преобразования в России

Россия при Петре I Царь – плотник. Выход к морю

1


историческая карта

23



Пётр I – царь и человек

Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

1

ЭОР

проектор

24



Становление Российской науки. Горное дело. Горные породы. Полезные ископаемые.

Практическая работа: определение состава и свойств полезных ископаемых

1

видеофрагмент

проектор

25



Каменное царство

Практическая работа: работа с коллекциями горных пород

1

видеофрагмент

проектор

26



Руды металлов

1

видеофрагмент

проектор

27



Горючие полезные ископаемые


видеофрагмент

проектор

28



Кто открывает и добывает полезные ископаемые



физическая карта России

29



Русское военное искусство

Ни разу не побеждённый


видеофрагмент

проектор

30



Отечественная война 1812 года


ЭОР

проектор

31



План местности

Экскурсия в краеведческий музей


ЭОР

проектор

32




План местности





33.




Мир человека в новое время

Северные земли России.

1


плакат - задание

34.

35.



Поиски неведомой земли

2


плакат

36.



Русские на шестом континенте

1

видеофрагмент

проектор

37.



Дальний Восток России

1


историческая карта

38.



Особенности природы гор

1


историческая карта

39.



Человеческие расы

1


историческая карта

40.

41.



Развитие науки и техники

2

видеофрагмент

проектор

42



Новые знания о человеке.

Практическая работа :оказание первой помощи при лёгких травмах

1

видеофрагмент

проектор

43.



Открытие деятельности нервной системы

1

видеофрагмент

проектор

44.



Значение кровеносной системы

1

ЭОР

проектор

45.



Россия в ХХ веке.

1


историческая карта

46.



События начала века



историческая карта

47.



Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.)

1


физическая карта России

48.



Век научных открытий

1


плакат - задание

49.



Охрана природы

1

видеофрагмент

проектор

50.



Охрана природы. Заповедники.

1

ЭОР

проектор

51.



Органы дыхания

Практическая работа: определение количества дыхательных движений в минуту

1

ЭОР

проектор

52.




Органы дыхания. Гигиена дыхания.

1


плакат

53.



Сельское хозяйство. Животноводство.

1


историческая карта

54.



Растениеводство

1


историческая карта

55.



Растениеводство и животноводство

Экскурсия в краеведческий музей

1


историческая карта

56.



Зачем человек ест

1

ЭОР

проектор

57.



Состав пищи

Исследовательская работа. Витамины в жизни человека.

1

видеофрагмент

проектор

58.



Органы пищеварения

1

видеофрагмент

проектор

59.



Длинная дорога бутерброда


11


историческая карта

60.



Современная Россия

Человек и общество

1

видеофрагмент

проектор

61.

62.



Устройство государственной власти

2


историческая карта

63.

64.



Символы и праздники России

2

видеофрагмент

проектор

65.

66.



Человек в современных условиях

2

ЭОР

проектор

67.

68.



Нравственные нормы жизни

2

видеофрагмент

проектор

69.



Резерв

Есть порох в пороховницах

Экскурсия в краеведческий музей

1

видеофрагмент

проектор




Итого 68 + 1























Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru