МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО начальных классов. Протокол №_______ от «___»______ 2013 г руководитель ШМО___________/ |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы: ______________________ «____» ________ 2013 г |
Рабочая программа по предмету
- литературное чтение
3 класс
2013 – 2014 учебный год
ФИО учителя: Дорофеева В.Н.
Бородино
2013год
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы литературному чтению Л.А.Ефросининой (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. (Стандарты второго поколения) Часть 1. 5-е издание, переработанное. Москва «Просвещение» 2011; Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2010) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
В авторскую программу изменения не внесены.
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 444 ч, из них в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных неделю), во 2, 3, 4 классах по 136 ч ( 4 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Рабочая программа по литературному чтению реализует следующие цели обучения:
-
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
-
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
-
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
-
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
-
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведен6ия, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Соответственно, текущая цель курса -осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.
Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:
1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;
2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;
3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.
Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств.
Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Используется тематический и жанрово - тематический принципы. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа.
Особенностью программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Специфическими особенностями литературного чтения являются следующие:
1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Межпредметные связи:
-
с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
-
с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
-
с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.
Основные понятия курса: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка, о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение; элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация; детские газеты и журналы; сведения об авторе, элементарные знания о времени написания, произведения.
Круг чтения: произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина; сравнение произведений фольклора разных народов; произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей; произведения о жизни детей разных народов и стран; приключенческая детская книга; научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика: произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
Творческая деятельность:
-участие в сочинительстве небольших сказок и историй;
-пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки;
-придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа);
-изменение начала и продолжения произведения, фольклора;
-коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской: создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.
-подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Содержание курса «Литературное чтение» включает следующие образовательные линии:
-
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.
-
Система работы над навыками чтения.
-
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
-
Формирование литературоведческих представлений.
-
Расширение круга чтения учащихся.
Основные принципы отбора материала:
- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворений и прозаической речи), об этих авторах;
-жанровый и авторский: одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах;
- эмоционально-эстетического восприятия произведения: воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств;
- системности, преемственности, перспективности.
Общая характеристика учебного процесса:
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».
Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.
Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение».
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; - знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.);
- умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прслушанного произведения;
- элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочниками;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание
Введение . 1ч.
Устное
народное творчество. 22ч.
Пословицы,
скороговорки, потешки, загадки, присказки,
русские народные сказки («Самое дорогое».,
«Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка»,
«Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины
(«Добрыня и Змея», «Илья Муромец и
Соловей-разбойник», «Алёша Попович и
Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
В результате изучения раздела учащийся должен
иметь представление:
- о разных малых фольклорных жанрах;
знать:
- отличие фольклорных жанров;
- особенность былины, былинных героев;
уметь:
-составлять план былины;
- выделять при чтении главные слова;
- объяснять смысл пословицы;
- сравнивать различные жанры фольклора.
Басни
– 3
ч
Эзоп.
«Лисица
и виноград»; И.А.
Крылов. «Лиса
и виноград», «Ворона и лисица».
В результате изучения раздела учащийся должен
иметь представление:
- о том, что такое рассказ, басня, сказка;
знать:
- структуру басни;
- авторов и название произведений данного раздела;
- тему, жанр произведений.
уметь:
- выразительно читать (определять тон и темп чтения);
- выявлять авторскую точку зрения;
-выделять рифмующие слова;
-делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану (по картинному плану);
- пересказывать от имени одного из героев
Произведения
А.С. Пушкина – 10 ч
«У
лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка
о царе Салтане...», стихи («Вот север,
тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»);
К.Г.
Паустовский. «Сказки
Пушкина».
В результате изучения
раздела учащийся должен
иметь представление:
- о жанре и теме произведений данного раздела;
знать:
- авторов и название произведений данного раздела;
- тему, жанр произведений;
- понятие «диалог»
уметь:
- выразительно читать;
-сравнивать произведения разных жанров;
- пересказывать;
-выразительно читать диалог;
- работать с иллюстрацией к тексту.
Стихи
русских поэтов - 5 ч + 5 ч
Ф.И.
Тютчев. «Есть
в осени первоначальной...», «Чародейкою
Зимою...»; А.П.
Майков. «Осень»;
А.А.
Фет. «Мама!
Глянька из окошка...», «Кот поёт, глаза
прищуря...»; И.С.
Никитин,. «Русь»,
«Утро»; И.З.
Суриков. «Детство»;
С.Д.
Дрожжин. «Привет»,
«Зимний день».
В результате изучения раздела учащийся должен
иметь представление:
- о стихотворении;
- о строфе;
- рифмующихся словах;
знать:
- фамилию писателей, тему, жанр данного раздела;
уметь:
- работать с текстом;
- рисовать обложку к стихотворению;
- делить на части;
- составлять план, пересказывать.
Произведения
Л.Н. Толстого - 8 ч
«Два
брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок»,
«Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения
Н.А. Некрасова – 8 ч
«Крестьянские
дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок),
«Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная
осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И.
Чуковский. «Мужичок
с ноготок» «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения
А.П. Чехова – 6 ч
Рассказы
«Степь», «Ванька»; Н.С.
Шер. «О
рассказах А.П. Чехова».
Сказки
зарубежных писателей – 6 ч
Ш.
Перро. «Подарки
феи»; Ц. Топелиус.
«Солнечный
Луч в
ноябре».
иметь представление:
- о зарубежных сказках и их авторах;
знать:
- фамилии авторов и название зарубежных сказок;
уметь:
- сравнивать сказки разных народов;
- описывать героев сказок;
- пересказывать сказки от лица героев;
Произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка – 7 ч
«Умнее
всех», «Приёмыш».
Произведения
А.И. Куприна – 6 ч
«Синяя
звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения
С.А. Есенина – 5 ч
«Стихи
о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый
дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...»,
«Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского – 8 ч
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения
С.Я. Маршака – 3 ч
«Урок
родного языка», «Ландыш», В.
Субботин. «С
Маршаком».
Рассказы
Л. Пантелеева – 6 ч
«Честное
слово», «Камилл и учитель».
Произведения
А.Г1.
Гайдара
– 6 ч
«Горячий
камень» (в сокращении), «Тимур и его
команда» (отрывок); С.В.
Михалков. «Аркадий
Гайдар»; К.Г.
Паустовский «Об
Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения
М.М. Пришвина – 5ч
«Моя
Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В.
Чалмаев. «Воспоминания
о М.М. Пришвине».
В результате изучения раздела учащийся должен
иметь представление:
- о произведениях фольклора;
- о кратком пересказе;
знать:
-фамилию авторов, тему, жанр данного раздела;
уметь:
- анализировать текст( выделение присказки, повторов, главной мысли);
- выразительно читать;
- сравнивать произведения (жанр, тема, автор)
- сравнивать модели обложек прочитанных произведений;
- составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ.
Произведения
зарубежных писателей – 7 ч
Дж.
Лондон
«Волк»;
Э.
Сетон-Томпсон
«Чинк»
(в сокращении).
иметь представление:
- о зарубежных сказках и их авторах;
знать:
- фамилии авторов и название зарубежных сказок;
уметь:
- сравнивать сказки разных народов;
- описывать героев сказок;
- пересказывать сказки от лица героев.
Обобщение. 2 ч.
Всего 136 ч.
К концу обучения в 3классе
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
— осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
— понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
— практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
— отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
— правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
— понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
— подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
— находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
— читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
— читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
— читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
— пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
— пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
— классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
— различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
— понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
— понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
— работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
— уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
— различать стихотворный и прозаический тексты;
— определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
— использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
— подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
— употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
— находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
— понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
— инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
— рассказывать сказки от лица героя;
— рассказывать о героях произведения;
— создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
— иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
— выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
— создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
— находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
— работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
— дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
— сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
— самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
— находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
— находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
— сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
3 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы,
бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
УМК
-
(Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях.(Стандарты второго поколения) . Часть 1. 5-е издание, переработанное. Москва «Просвещение» 2011)
-
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –
Москва Издательский центр «Вентана – Граф» , 2010.
-
Л.А.Ефросинин, М.И.Оморокова «Литературное чтение». 3 класс учебник в двух частях,
Москва Издательский центр «Вентана – Граф» , 2013
-
Л.А.Ефросинина «Литературное чтение. Уроки слушания». 3 класс хрестоматия,
Москва Издательский центр «Вентана – Граф» , 2011,
-
Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 3класс рабочая тетрадь в двух частях
Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2012
-
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие. – 2-е изд., исправленное Москва Издательский центр « Вентана-Граф», 2006.
-
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.- Москва Издательский центр «Вентана – Граф», 2009.
-
Т. Л. Мишакина, С.Н.Новикова, С.Н.Александрова «Тренажёр для учащихся 3 класса» «Формирование универсальных учебных действий» ФГОС Издательство «Ювента» 2012
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации.
Презентации других учителей (Интернет : http://www.rusedu.ru/
mitehanova.ucoz.ru).
- Вебинар «Дидактический и сенсорный материал своими руками: стимулируем познавательную активность дошкольников»
- Международный вебинар «Государственная политика в сфере среднего профессионального образования в контексте реализации ФП “Профессионалитет”»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО