В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Треугольник. Виды треугольников.

Файл прикреплен к материалу: Треугольник. Виды треугольников.
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов



Технологическая карта урока

Математика, 5 класс

Тема урока: Треугольник. Виды треугольников.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: познакомить учащихся со свойствами геометрической фигуры «треугольник», научить классифицировать треугольники по видам их улов и по количеству равных сторон.

Метапредметные (развивающие):

-Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений

-Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; для проявления

инициативности и самостоятельности

-Познавательные: создать условия для закрепления навыка работы с понятиями.

Предметные (образовательные): способствовать формированию навыков решения задач;

Личностные (воспитательные): вызвать интерес к обучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Планируемые результаты: учащийся научится классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники

Основные методы: постановка проблемы, беседа

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная, групповая

ФУУД:

Л (личностные),П (познавательные),К (коммуникативные);Р (регулятивные)

Основные понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольник.





Организационная структура урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды деятельности

ФУУД

I этап: Мотивационный

Учитель: Здравствуйте друзья мои! Положите свою ладошку на лист, лежащий перед вами. Обведите ладошку. Посмотрите на ладошку соседа. Ладошки получились разные. Почему они разные? Мы сами разные. Мыслим по-разному. Отвечаем по-разному. Но мы учимся понимать друг друга. Напишите на ладошке себе пожелание, как вы будете работать, отвечать, помогать другу, помогать соседу по парте. В конце урока проверим, смогли ли вы спрогнозировать свой успех. Одно важное условие: пишем кратко. 

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое Бермудский треугольник и в чем его загадочность? (Заслушать ответы).

Бермудский треугольник — легендарная область Атлантического океана между Пуэрто-Рико, Флоридой и Бермудскими островами, в которой, согласно мнению многих исследователей, происходит множество необъяснимых явлений. Действительно, загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезали корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” тревожит ученых по сей день. (Приложение 1. Для интересующихся учащихся).Однако английский исследователь Лоуренс Дэвид Куше собрал и проанализировал в хронологическом порядке более 50 случаев исчезновения судов и самолетов в этом районе и пришел к выводу, что легенда о «треугольнике» — не более чем искусственно сфабрикованная мистификация, которая явилась результатом небрежно проведенных исследований, а затем была доработана авторами, увлекающимися сенсациями. Этой же точки зрения придерживался советский академик Леонид Максимович Бреховских и многие другие исследователи. 

Приветствует учащихся,

создает эмоциональный настрой ,

проверяет готовность

учащихся к

уроку











Демонстрация на карте, рассказ учителя

Приветствуют

учителя

Проверяют

собственную

готовность к

уроку







Коллективная




II этап: Актуализация опорных знаний

Учитель: Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, известное. Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок? +Треугольнику.

Учитель: В начале урока мы выяснили, что мы с вами разные. А треугольники разные или все одинаковые?

+ разные

Учитель: А как вы думаете можно ли их разделить на группы, виды?

+ да

Учитель: Так какая сегодня тема нашего урока?

+ Треугольник. Виды треугольника.

Учитель: Какие цели мы поставим перед собой?

-Побуждает к

высказыванию своего

мнения учащимися

-Формулирует

групповое

задание.

Высказывают свои предположения

Коллективная


Осознанно и

произвольно

строят

речевые

высказывания

в устной

форме

III этап: Целеполагание

Учитель: С какого вопроса начнем изучение темы? (Обсуждение в группе). 
Заостряем вопрос на том, "какая фигура называется треугольником". 
Учитель: У каждого из вас имеются чистые листы. В течение урока мы будем их заполнять. Итак, начнем работу. Выполните работу: в рабочих листах нужно отметить три точки, обозначить их прописными латинскими буквами А, В и С. Соединить точки попарно (по две) отрезками. Результат работы предъявите на больших листах. 
В процессе работы выясняем, что не все группы рассмотрели два случая : 

  1. три точки лежащие на одной прямой

  2. три точки не лежащие на одной прямой.

Обсуждаем, почему так получилось. 
Уточняем: 

  • Если точки лежат на одной прямой и эти точки соединены отрезками попарно, то какую фигуру мы получили? (треугольник “выродился” в отрезок).

  • Если точки не лежат на одной прямой и эти точки соединены попарно отрезками, то какую фигуру мы получили? (получился Δ АВС).

Оба случая нужно изобразить в тетради 

Учитель: Так что такое треугольник? (Учащиеся заполняют пропуски в определении треугольника в рабочих листах, заслушивается ответ от группы) .

Лист. Определение треугольника.


Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из _____ точек, не лежащих на одной прямой и ______ отрезков, соединяющих эти точки.

Сравниваются определения свои и то, что получили.


Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.

- Вместо слова “треугольник” употребляют знак . Запишем Δ АВС.


Учитель: Ребята, как называются три точки А, В и С в Δ АВС? Как называются отрезки, соединяющие эти точки? (идет обсуждение). Какие элементы есть еще у треугольника? Сколько их ? (Выясняем в группах, обсуждаем, записываем). Изобразите треугольник МNK. Назовите элементы треугольника МNK (обсуждение в группах, заслушиваем ответы), записываем информацию вершины:______________

стороны:_______________

углы:__________________

Учитель: А какие углы могут быть у треугольников?

Учитель: А сейчас мы поработаем с вами с треугольниками и попробуем разделить их на группы

Раздать вырезанные из цветного картона треугольники (7 шт. каждому).

Учитель: Обратите внимания на углы треугольников. Какими они могут быть?

острыми, тупыми, прямыми.

Учитель: Поднимите вверх какой-нибудь треугольник, держа его за острый угол, за тупой, за прямой.

Учитель: Во всех ли треугольниках есть острые углы? (во всех) А тупые и прямые? (не во всех)

Учитель: Выберите треугольник, в котором все углы острые. Такой треугольник называется остроугольным. Есть ли еще остроугольный? Отложите их пока (их три).

Учитель: Как остальные разделить, если обратить внимания на углы?

+ На две группы: с тупым углом и с прямым углом.

Учитель: Какое название имеет треугольник, в котором есть тупой угол? (тупоугольный), а с прямым углом (прямоугольный)

Учитель: Таким образом, мы разделили все треугольники на группы в зависимости от углов.

слайд

Учитель: В остроугольном треугольнике все углы должны быть острыми, в тупоугольном достаточно одного тупого угла, а в прямоугольном достаточно также одного прямого угла. Обсуждение того, почему в тупоугольном треугольнике не может быть трех или даже двух тупых углов (аналогично и в прямоугольном треугольнике).

Учитель: Теперь обратим внимание на стороны наших треугольников. Измерьте длины сторон (красного) треугольника

+ две стороны этого треугольника равны.

Учитель: Есть ли еще треугольники, имеющие равные стороны?

+показывают, их четыре.

Учитель: Такие треугольники называются равнобедренными.

Учитель: Поднимите тупоугольный равнобедренный треугольник, прямоугольный.

Учитель: А остроугольные равнобедренные?

+ их два

Учитель: Но один из них особенный - у него все три стороны равны. Называется такой треугольник - равносторонний. Какое же название дать остальным трем треугольникам? –

+разносторонние или произвольные.

слайд

Учитель: Таким образом, треугольники по количеству равных сторон бывают разносторонние (равных сторон нет), равнобедренные (есть две равные стороны, которые называются боковыми) и равносторонние (все стороны равны).


Побуждает к

высказыванию своего

мнения, к

рассуждению



Высказывают

своё мнение













Коллективная


Выделяют и

формулируют

проблему;

Строят

логические

цепи

рассуждений

Умеют

самостоятельно ставить

цели,

выбирать и

создавать

алгоритмы

для решения

учебных

математических проблем












IV этап: Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных заданий

Учитель: В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с треугольниками. Треугольники окружают нас повсюду: в быту, в архитектуре, в природе. Подумайте и скажите, а где вы в реальной жизни сталкивались с треугольником?

+ ответы детей

-

Физкультминутка проводиться под музыкальный треугольник (движения показывает заранее подготовленный ученик)

Слайд

Учитель: (Задача1 ) Музыканту для изготовления самозвучащего треугольника со сторонами 17 см, 18 см, 18см необходима проволока. Определите какое количество проволоки нужно?

слайд

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело –

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, на картинке этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю, и внутри!

слайд

Считаем количество треугольников на картинке и называем их вид (17, равнобедренные и остроугольные)

Задача 2.

Учитель: Открыли учебник на странице 93 №344 решим задачу.

Дополнительное задание:

Учитель: (Работа в парах) работа с пазлами открытками


Организует

отдых

учащихся


Предлагает учащимся работу в группах







Побуждает к

высказыванию своего

мнения, к

рассуждению























Отдыхают,

играют


Работают в группах,

Выполняют задание



Оценивают свою работу.

Высказывают

своё мнение





























Коллективная



Групповая






















Коллективная


Индивидуальная,коллективная














Коммуникативные


Развивают

умение

интегрироваться в группу

сверстников и строить

продуктивное взаимодей-ствие со

сверстниками

и взрослыми

Умеют

применять

изученные

понятия,

результаты,

методы для

решения

задач практического характера.



Используют

математичес-кие знания для

решения

различных

математичес-ких задач и

оценки

полученных

результатов.




V этап: Рефлексивный анализ собственной и учебной деятельности

Учитель: Сегодня на уроке вы очень плодотворно поработали. Молодцы! Закончите предложение:

На уроке

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Мое настроение …

Учитель: Вернемся к ладошке, которую рисовали в начале урока. Посмотрите на то, что вы на ней написали. Совпали ли ваши пожелания с тем, что вы получили в конце урока. (Выясняем, что не у всех ребят полное совпадение написанного с полученным. Выясняем, почему так получилось.) 

Релаксация.

Активно на уроке работали …

Старались …

Жду большей активности от …


Побуждает к высказыванию своего мнения, к рассуждению









Осуществляют

рефлексивную

деятельность, оценивая свои

успехи и достижения на данном уроке, а

также анализируя

причины возникших затруднений. Высказывают мнения с необходимыми

пояснениями.


Коллективная

Используют

адекватные

языковые

средства для

отображения своих чувств,

мыслей и

побуждений.

Итог урока

Домашнее задание:

Творческое задание: сочинить сказку или стихотворение о треугольнике, Треугольники, соединяясь друг с другом, могут образовывать другие фигуры. Попробуйте сложить шесть палочек так, чтобы образовалось четыре треугольника (стороны каждого треугольника должны быть равны длине палочки).


345,347 с. 92 вопросы 1-6







Литература: 

  1. Окунев А.А.Спасибо за урок, дети! // М:-Просвещение-1988

  2. Смирнова Е.С .Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 класс.// Книга для учителя.-М:-Просвещение,1999

  3. "Невозможные фигуры в реальном мире", Дж.Тимоти Анрах "Удивительные фигуры"

  4. Учебник «Математика 5 класс» по редакцией Мерзляк, Полонский

  5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия.5-6 кл. //Учебное пособие.-М.:-Дрофа- 1998.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru