Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №266
Закрытого административно-территориального образования
Александровск Мурманской области»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №266
__________/З.А.Румянцева/
Приказ № _____о.д. от «____»__________2013г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Познай себя»
(наименование курса)
____________________________
9А
_______________________________________________________
(класс)
2013/2014__учебный год
(сроки реализации)
Разработчик:
Васильев Владислав Валерьевич
(ФИО)
учитель физической культуры
(должность)
Обсуждена и согласована на Методическом объединении учителей Протокол №__1_____ от «______» августа____2013 г. Руководитель ШМО ____________/______________/ |
«СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УР _______________/______________/ «____»___________________2013г. |
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья.
Актуальность предлагаемого факультативного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.
Факультативный курс «Познай себя» позволяет обучающимся получить необходимые знания расширения кругозора в области физической культуры и спорта.
Данный курс будет интересен обучающимся, которые интересуются вопросами здоровья, ведут активный образ жизни, занимаются различными видами спорта.
В процессе изучения данного курса обучающиеся широко вовлекаются в исследовательскую и аналитическую деятельность.
Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю) и предусматривается прохождение курса на 2013-2014 учебный год, возрастная группа – обучающиеся 9 класса.
Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают теоретические и практические занятия
В программе рассматриваются вопросы углубленного исследования физического развития и оценки функциональной деятельности состояния человека.
Цель курса:
Формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, формирование физической культуры личности посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи курса:
-
Воспитание у школьников потребностей заботиться о своем здоровье, привитие основ здорового образа жизни.
-
Освоение знаний по вопросам здорового образа жизни и его составляющих.
-
Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных физкультурно-спортивных знаний и умений.
-
Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации в процессе исследовательской деятельности.
-
Интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
Формы контроля:
-
Анкетирование.
-
Тестирование.
Программа составлена на основе примерной программы по физической культуре и методических разработок А.А. Никифорова, заведующего кабинетом физической культуры и технологии Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (БелРИПКППС).
Ожидаемые результаты:
-
формирование потребностей заботиться о своем здоровье;
-
освоение знаний об основных критериях и особенностях индивидуального здоровья, о методах самоконтроля, о критериях оценки уровня своего здоровья;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретического материала и практических занятий, а также творческих способностей в организации здорового образа жизни;
-
воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
-
формирование способности и готовности к повышении функциональных возможностей организма и укреплении здоровья в целом.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения элективного курса «Познай себя» учащиеся должны:
знать/понимать
-
основные понятия: здоровье, развитие, норма, болезнь;
-
о влиянии неблагоприятных факторов на состояние здоровья человека;
-
содержание и методику проведения простых функциональных проб;
-
методы самоконтроля и критерии оценки уровня своего здоровья.
уметь
-
оценивать состояние своего здоровья;
-
осуществлять контроль за изменениями в организме, корректировать свой образ жизни;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;
-
осуществления самоконтроля за состоянием организма;
-
проведения самостоятельных занятий физической культурой;
-
поиска информации по вопросам развития современных оздоровительных систем и укрепления здоровья.
Личностные результаты:
-
осознание личной ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
-
осмысление накопленного опыта в области медицины и здоровья, планирование личной траектории укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
-
способность рационально планировать свою деятельность, поддерживать оптимальный уровень работоспособности;
-
способность вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
-
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных занятий спортом;
-
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
-
освоение знаний о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
-
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
-
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья.
Содержание курса «Познай себя»
1. Введение. Здоровье и физиологические критерии здоровья.
Здоровье как важнейшее условие гармоничного и всестороннего развития личности. Основные понятия: здоровье, норма, переходные состояния, болезнь. Критерии здоровья.
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки.
Комплексная оценка уровня здоровья.
3.Методы исследования и оценки функционального состояния человека.
Влияние физических упражнений на человека. Показатели функционального состояния человека.
4. Методы исследования физического развития человека.
Способы измерения показателей физического развития. Методы наружного обследования человека.
-
Оценка индивидуального уровня физической подготовленности и определение двигательного возраста школьников.
Тестирование. Способы выполнения тестов. Физическая подготовленность. Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы. Протокол тестирования двигательной подготовленности.
Тематический план
№ |
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащегося |
1. |
Теоретический занятия |
Понятие о здоровье и физиологических критериях здоровья |
Кратко характеризовать понятие здоровье. Знать и понимать роль здоровья |
1.1 |
Здоровье и физиологические критерии здоровья. |
||
1.2 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
Понятие о самоконтроле |
Знать методы самоконтроля и критерии оценки |
2. |
Практические занятия |
|
|
2.1 |
Вводное занятие |
Инструктаж по технике безопасности ан уроках физической культуры |
Знать и понимать технику безопасности |
2.2 |
Баскетбол |
Спортивные игры |
Описывать и осваивать разучиваемые технические действия из спортивных игр Моделировать технические действия из спортивных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности Проявлять быстроту и ловкость во время игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр |
2.3 |
Волейбол |
||
2.4 |
Футбол |
||
2.5 |
Практическое занятие |
Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
Уметь составлять «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Форма |
Образовательный продукт |
Теоретические занятия Здоровье и физиологические критерии здоровья. |
||||||
1 |
Что такое здоровье. Понятие «здоровье», «норма», «переходные состояния», «болезнь». |
1 |
09.10.2013 |
|
лекция, беседа |
Составление частушек, слоганов о вредных привычках |
2 |
Факторы, способствующие развитию болезни. |
1 |
16.10.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
3 |
Критерии здоровья. |
1 |
23.10.2013 |
|
лекция анкетирование |
Анкетирование «Взгляд со стороны» |
4 |
Физиологические критерии здоровья. |
1 |
30.10.2013 |
|
|
Систематизация и сбор информации |
5 |
Методы исследования физического развития человека. |
1 |
13.11.2013 |
|
беседа практикум |
Систематизация и сбор информации |
6 |
Способы измерения показателей физического развития |
1 |
20.11.2013 |
|
Лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
7 |
Методы наружного обследования человека. |
1 |
27.11.2013 |
|
лекция тестирование |
Тест «Валеологичсекий опрос» |
Теоретические занятия Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
||||||
8 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
1 |
04.12.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
9 |
Комплексная оценка уровня здоровья |
1 |
11.12.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
10 |
Методы исследования и оценки функционального состояния человека. |
1 |
18.12.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
11 |
Влияние физических упражнений на человека. |
1 |
25.12.2013 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
12 |
Показатели функционального состояния человека. |
1 |
08.01.2014 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
13 |
Тестирование. Способы выполнения тестов Комплексная оценка уровня здоровья. |
1 |
15.01.2014 |
|
практикум |
Систематизация и сбор информации |
14 |
Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. |
1 |
22.01.2014 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
15 |
Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы |
1 |
29.01.2014 |
|
лекция, беседа |
Систематизация и сбор информации |
Практические занятия |
||||||
16 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры |
1 |
05.02.2014 |
|
практическое занятие |
Систематизация и сбор информации |
17 |
Игра в баскетбол |
1 |
12.02.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
18 |
Игра в баскетбол |
1 |
26.02.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
19 |
Игра в баскетбол |
1 |
05.03.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
20 |
Игра в баскетбол |
1 |
12.03.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
21 |
Игра в волейбол |
1 |
19.03.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
22 |
Игра в волейбол |
1 |
02.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
23 |
Игра в волейбол |
1 |
09.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
24 |
Игра в волейбол |
1 |
16.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
25 |
Игра в футбол |
1 |
23.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
26 |
Игра в футбол |
1 |
30.04.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
27 |
Игра в футбол |
1 |
07.05.2014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
28 |
Игра в футбол |
1 |
14.052014 |
|
практическое занятие |
Выполнение правил игры |
29 |
«Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
1 |
21.05.2014 |
|
практикум |
Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
30 |
Итоговое занятие |
1 |
28.05.2014 |
|
Круглый стол |
|
Учебно-методические средства
-
Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология. Учебный практикум. М., 2002.
-
Егорова С. А. Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся общеобразовательных школ. Ставрополь, 2010
-
Киселев П.А, Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. – М.: Глобус, 2009.
-
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний. – М.: Советский спорт, 2003.
-
Николайчук Л. В. Остеохондроз Сколиоз Плоскостопие. – Минск. Книжный дом. 2004.
-
Петровская Е.К. Что такое ЗОЖ. Начало разговора о важном // «Физическая культура и спорт» №5 2006
-
Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / Учебник. – Издательство: ГОУ ВУНМЦ, 2008.
-
Примерные программы по учебным предметам: Физическая культура. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
-
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М., 2008.
-
Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
-
Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности. Оренбург, 2006.
Приложение №1
Анкета для учащихся
«Взгляд со стороны»
Цель: Выявить отношение школьников к своему здоровью.
Поставьте соответствующий балл: 2 — да, 1 — нет.
-
Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
-
Делаешь ли утром зарядку?
-
Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
-
Занимаешься на уроке физкультуры с полной отдачей?
-
Соблюдаешь ли ты режим дня?
-
Занимаешься закаливанием организма: воздушные ванны, обливания,обтирания и т.д.?
-
Имеешь вредные привычки?
-
Если на столе много вкусного будешь есть пока «не лопнешь»?
-
Ведешь активный образ жизни?
-
Ешь много сладкого?
-
Ложишься спать не позднее 22 часов?
-
Занимаешься ли в какой-нибудь спортивной секции?
-
В твоем рационе питания преобладают бутерброды, консервы, «быстрая еда»?
-
Имеешь хронические заболевания?
Если Вы набрали от 19 до 22 баллов:
О Вас можно сказать, что вы достаточно серьезно относитесь к своему здоровью, ведете здоровый образ жизни, следите за состоянием своего организма, активно работаете над сохранением и укреплением здоровья.
Если Вы набрали от 14 до 17 баллов:
Возможно у Вас имеются проблемы со здоровьем. Вам необходимо пересмотреть свой образ жизни: побольше находиться на свежем воздухе, избавиться от вредных привычек (если таковые имеются). Обратите внимание на рацион своего питание, ешься больше свежих овощей и фруктов. Соблюдайте режим дня: старайтесь вовремя ложиться спать, чередуйте работу с отдыхом – помните: усталость и переутомление ведут к болезням!
Приложение №2.
Тест «Валеологический опрос»
Внимательно прочитайте задание, выберете, по вашему мнению, правильный ответ:
1. Здоровье - это …
А) отсутствие болезни;
Б) состояние радости;
В) состояние полного душевного, физического и социального благополучия;
Г) устойчивость к дестабилизирующим факторам.
2. Не относятся к признакам здоровья:
А) устойчивость к действиям повреждающих факторов;
Б) функционирование в пределах нормы;
В) наличие резервных возможностей организма;
Г) регулярная заболеваемость.
3. Каким фактором в большей степени определяется здоровье человека?
А) наследственностью;
Б) условиями внешней среды;
В) образом жизни;
Г) системой здравоохранения.
4. Здоровье человека на 50% зависит от:
А) наследственности;
Б) образа жизни;
В) медицины;
Г) внешней среды.
5. . Выберите признак нездорового образа жизни:
А) активная жизненная позиция;
Б) несбалансированное питание;
В) полноценный отдых;
Г) регулярная двигательная активность.
6. Функциональная проба – это …
А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализ результатов;
Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;
В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;
Г) увеличение мышечной массы.
-
Ожирение – это …
А) повышение отложение жировой ткани в организме;
Б) временная прибавка в весе;
В) потеря веса;
Г) косметический дефект.
-
Плоскостопие – это…
А) нарушение осанки;
Б) нарушение обмена веществ;
В) нарушение зрения;
Г) изменение формы стопы.
9. Жизненную емкость легких измеряют с помощью …
А) секундомера;
Б) ростомера;
В) спирометра;
Г) тонометра.
10. ЧСС в покое должна составлять:
А) 60-80 уд/мин;
Б) 90-110 уд/мин;
В) 40-50 уд/мин;
Г) более 110 уд/мин.
Ключ ответов:
1-В; 2-Г; 3-В; 4- Б; 5- Б; 6- А; 7 – А; 8- Г; 9 – В; 10- А.
Приложение №3
Протокол №1
индивидуального тестирования уровня физического развития и
двигательной подготовленности учащихся (СУФП)
Класс_____9____
Количество учащихся в классе_____12___
Из них прошли тестирование (кол-во / %) _________/_________
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Бег на 30 метров |
Бег на 1000 метров |
Прыжок в длину с места |
Подтягивание |
Наклон вперед |
Средний уровень ученика (СУФП), определяемый по формуле 1 |
|||||
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
Результат |
Уровень СУФП (балл) |
|||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СУФП класса по по видам тестовых заданий (формула 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СУФП класса (формула 3) |
Формула 1: сумма баллов всех видов тестирования = СУФП участника
5
Формула 2: сумма баллов по виду тестовых заданий = СУФП по виду тестового задания
количество учеников в классе
Формула 3: сумма СУФП учащегося = СУФП класса
количество участников мониторинга
МАТРИЦА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Распределение времени на 9-ом классе при одноразовых занятиях в неделю
Предмет физическая культура
Уровень ______________________________________
УМК ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
№ п/п |
Дидактические единицы |
Минимальное количество часов |
||
Всего |
9 класс |
|||
по примерной программе |
по УМК |
|||
1 |
Теоретические занятия |
15 |
15 |
15 |
1.1 |
Здоровье и физиологические критерии здоровья |
|
|
7 |
1.2 |
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. |
|
|
8 |
2. |
Практические занятия |
15 |
15 |
15 |
2.1 |
Вводное занятие |
|
|
1 |
2.2 |
Баскетбол |
|
|
4 |
2.3 |
Волейбол |
|
|
4 |
2.4 |
Футбол |
|
|
4 |
2.5 |
Практическое занятие |
|
|
2 |
Итого |
30 |
30 |
30 |
Список литературы
-
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. – Изд. 2-е, исправленное и доп. – М., 2001.
-
Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: вопросы и ответы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
-
Никифоров А.А., Середа Н.С., Сборник элективных курсов в профильном обучении, БелРИПКППС, 2003.
-
Физическая кудьтура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПб.: Питер, 2004.
-
Физическая культура. 9-е и 11-е выпускные классы / Авт.-сост. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»