Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 13 г. Азова
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
Педагогическим советом приказ № 83 от 30 августа 2013 г.
протокол № 1 от 29 августа 2013г. Директор МБОУ СОШ № 13 г. Азова
______________ Черкесова Г.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
УМК «Планета знаний» для 4 класса
( 2013 - 2014 учебный год)
Составитель : Сеченых Елена Владимировна, учитель начальных классов, высшая категория
г. Азов , 2013 год.
Рабочая программа по русскому языку
на 2013 -2014 учебный год
Предмет: русский язык. 4 класс.
Учитель: Сеченых Е.В.
Система обучения: традиционная.
Программа: Планета Знаний. Русский язык. Л.Я. Желтовская О.Б. Калинина Традиционная система.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний».
М.: АСТ, «Астрель». 2013г.
Учебники и учебные пособия: Учебник Л.Я. Желтовская "Русский язык" для 4 класса в 2 частях
Астрель , 2013г
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина Рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику "Русский язык", 4 класс
Методические пособия для учителя: Методическое пособие. Л.Я. Желтовская,О.Б. Калинина Обучение в 4 классе по учебнику "Русский язык" Астрель , 2013г
Количество часов в неделю по программе 5
Количество часов в неделю по учебному плану 5
Количество часов в год по программе 170
Количество часов в год по учебному плану школы 175 ( согласно плану – графику УО г. Азова)
Количество часов по календарному плану 173
Пояснительная записка
Учебно-тематический план.
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
|
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем ) |
24 |
|
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (6 ч) |
|
|
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (10 ч) |
|
|
Уроки творчества (5 ч) |
|
|
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главные и второстепенные члены предложения (1 ч) Части речи и члены предложения (1 ч) Формы изменения и правописание глаголов (13) Проверочные работы (7 ч) |
22 |
|
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение)
Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) (7 ч) Творческие работы (4 ч) |
12 |
|
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ…
Предложения с однородными членами (14 ч)
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (6 ч) |
20 |
|
ФОРМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИЛИ КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Вспоминаем части речи (2 ч)
Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах (2 ч)
Изменение частей речи по числам и родам (повторение) (4 ч)
Спряжение и склонение (повторение) (4 ч)
Склонение личных местоимений (3 ч)
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (35 ч) Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (9 ч) Употребление букв о-а, и-е в безударных падежных окончаниях существительных множественного числа (3 ч) Безударные падежные окончания существительных в единственном и множественном числе (закрепление, обобщение) (3 ч) Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (7 ч) Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных (1 ч) Употребление и правописание падежных форм личных местоимений (2 ч) Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка) (8 ч) |
50 |
9. |
ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ (систематизация изученного)
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств (9 ч)
Изменение и правописание частей речи (6 ч)
Служебные части речи (2 ч)
Проверочные работы (2 ч) |
22 |
10 |
ВЫРАЖАЕМ МЫСЛИ И ЧУВСТВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ (Акцент переносится на обобщение роли синтаксических средств при передаче мыслей и чувств)
Распространяем предложения (4 ч)
Строим тексты, связывая их части и предложения (5 ч)
Композиция и средства связи частей в текстах повествовательного типа речи (3 ч)
Проверочные и творческие работы (5 ч)
Язык мой — друг мой (итоговые уроки) (8 ч) |
25 |
Итого: |
175 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
170 ч (5 ч в неделю)
Дата |
№ урока |
Тема урока, страницы учебника |
Разделы, темы. Основные задачи изучения,доминирующие виды деятельности |
Основные понятия. Слова из словарей |
Характеристика деятельности учащихся |
||||||
По плану |
По факту |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||
|
|
|
1-я четверть |
|
|
||||||
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (24 часа) |
|||||||||||
|
|
1* |
Резервный урок |
|
|||||||
2.09 |
|
2
|
Произносим внятно, читаем выразительно Часть 1 С. 6—7, № 1—4 |
Мотивировать потребность в хорошей речи при общении в разных формах — устной и письменной, в проведении упражнений для развития артикуляционных, интонационных, каллиграфических и правописных умений, в выражении собственных мыслей по поводу первого сентябрьского дня. Актуализировать знания о теме, основной мысли текста, об использовании приёма звукописи для достижения авторских задач. Упражнять в выразительном чтении текстов, в произнесении скороговорок, в звукобуквенном анализе слов, в безошибочном списывании текста (повторить правила списывания) и проверке собственных записей |
Общение Тема Главная мысль текста Дикция Звукопись Скороговорка темп [тэ]
|
Осознавать задачи изучения предмета в целях общения. Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп. Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров. Связно высказываться о событиях (лето, 1 сентября) |
|||||
3.09 |
|
3 |
Наблюдение над свойствами русского ударения С. 7—9, № 5—11 |
Актуализировать знания о правилах речевого этикета, об использовании разумного уровня громкости, о соблюдении произносительных норм, особенно акцентологических, при устном общении и чтении текстов вслух, о частях речи и предложении. Обобщить сведения о свойствах русского ударения: разноместности, подвижности (материалы «Ключика»), его смыслоразличительной роли. Упражнять в правильном, выразительном чтении, основанном на понимании мелодики, ритма, образности, «таинственности» языка текстов (стихов, загадок). Стимулировать творческую деятельность учащихся в передаче своих летних наблюдений с помощью загадок |
Громкость Ритм Свойства ударения творог и творог недуг пациент [цыэ] |
||||||
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (6 ч) |
|||||||||||
4.095.09 |
45 |
О нормах произношения и правописания гласных в словах С. 10—12, № 12—17 С. 12—13, № 18—21 |
Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания гласных в словах, правила уместного использования при устном общении жестов и мимики. Стимулировать школьников к обогащению собственной речи прилагательными, называющими разные оттенки цвета осени (желтого, красного), к исследованию исторического родства слов колено и поколение (№ 21), к решению орфографических задач, к поиску ответов в словарях при необходимости производить записи слов, текста |
Культура речи — соблюдение норм, правильность речи Орфограмма Орфографическая задача важен важна важно важны и важны начать |
Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм. Классифицировать типы орфограмм в словах. Решать орфографические задачи при записи слов. Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета). Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания. |
||||||
|
|
|
|
|
Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств |
||||||
6.09
9.09 |
|
6
7 |
О нормах произношения и правописания согласных в словах С. 14—16, № 22—28 С. 16—18, № 29—35 |
Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания согласных в словах (тся [ца], чн [шн], [чн], дц [ц]), сч [щ], твёрдых и мягких согласных перед е. Упражнять в сопоставлении произношения и написания слов, в обнаружении орфограмм: парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, употребления на письме мягкого и твёрдого знаков (развитии орфографической зоркости), в письме по памяти текста с его озаглавливанием, с графическим обоснованием орфограмм в словах. Стимулировать школьников к обогащению собственной речи прилагательными-синонимами, выражающими оценочные отношения, черты характера |
Эмоционально- оценочная лексика Произносительные пометы Заголовок Главные члены предложения обаятельный дивный изумительный приятный яичница [шн] шинель [н´э] |
||||||
10.09 |
|
8 |
Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм С. 19—21, № 36—40 |
Дополнить систему тренинговых упражнений словами на повторение написаний с удвоенными согласными (№ 36, 37), с разными типами орфограмм, с полногласными и неполногласными буквосочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре. Дать сведения о происхождении слова «стадион». Учить замечать и корректировать речевые недочёты в чужой и собственной речи |
Редактирование грипп стадион |
||||||
12.09 |
|
9
|
Вводный диктант (диагностическая работа) |
Административная контрольная работа. Контрольный диктант № 1. Материал можно взять из рубрик «Проверочные работы» и «Школа Грамотея» |
|
||||||
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (10 ч) |
|||||||||||
11.09
13.09 |
|
10
11* |
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение С. 21—24, № 41—47 С. 24—27, № 48—53 |
Актуализировать сведения об интонационных средствах и их роли в устной речи, углубить представления о взаимосвязи интонации и знаков препинания при выделении предложений и их частей. Упражнять в выделении предложений из потока речи, в дифференциации предложений по цели высказывания, по выражению в них разных чувств с помощью интонационных средств и знаков препинания при чтении, проигрывании и записи текстов-диалогов, делении «сплошного» текста на предложения. Формировать умения «читать» знаки препинания в предложениях и впоследствии самостоятельно выбирать пунктуационные знаки (. ? !) при оформлении на письме повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Организовать наблюдение над особенностями выделения в речи слов-обращений (звательная интонация, пунктуация) |
Интонация конца предложения Пауза Тон Знаки препинания Диалог Реплики кристалл кристаллик кристаллический, но кристальный юбилей |
Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь. Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания. Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор). Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух. Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц. Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста. Правильно использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения |
|||||
16.09
17.09 |
|
12
13*
|
Уточняем смысл высказывания С. 27—28, № 54—58 С. 29—31, № 59—66 |
Познакомить с интонационными средствами (логическим ударением, смысловой паузой) выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости. Упражнять в выделении важных по смыслу слов с помощью логического ударения, при письме с помощью его графического обозначения. Продолжить работу по выявлению информации из текста по ориентировочной основе — заголовку (№ 57,58), из толкового словаря. Организовать наблюдение над средствами выделения важных по смыслу слов в письменной речи (курсивом, подчеркиванием, порядком слов — инверсией или употреблением слов в конце предложения, противопоставлением, тире) и устной речи. Подготовить детей к обобщению: почему учёные называют интонацию и пунктуацию «сёстрами, дочерьми одного отца — смысла» |
Логическое ударение Прямой и обратный порядок слов (инверсия) Смысловая пауза дельфин воскресенье интервью [тэ] досуг тире [рэ] |
||||||
18.09 |
|
14
|
Проверочная работа. Осложнённое списывание с дополнительным заданием. Диагностика с.6-7 |
Работа в тетради диагностики Использовать для проверки текст «Листопаднички», с.38 №3 («Проверочные работы») |
|
||||||
19.09 |
|
15* |
Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста С. 43, № 1 |
Работа над соблюдением последовательности (логики) изложения мыслей в высказывании (частей в тексте) на базе текста № 1 в рубрике «Мастерская слова» |
Логика
|
||||||
20.09 |
|
16 |
Работа над ошибками. Выделяем этикетные слова и фразы С. 32—33, № 67—72 |
Организовать наблюдение над выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия. Упражнять в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения. Обратить внимание на правило речевого этикета: приветствовать всех присутствующих, узнавать мнение каждого собеседника. Стимулировать составление собственного словарика этикетных слов и фраз, употребляемых в ситуациях прощания, выражения благодарности, просьбы |
Речевой этикет Обращение |
|
|||||
23.09 |
|
17 |
Употребляем знаки препинания С. 34—35, № 73—77 |
Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнять: 1) в правильном «чтении» знаков препинания, 2) в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой. Стимулировать поиск значения и истории появления в русском языке поговорки «Его и калачом не заманишь» и слова картофель |
Многоточие калач картофель |
||||||
24.09
25.09 |
|
18
19
|
Контрольный диктант №2 по теме «Общаемся устно и письменно». и его анализ С. 37, № 5 С. 38—42 |
Можно использовать текст «Берёзовая роща» из рубрики «Проверочные работы» (№ 5). При анализе рекомендовать упражнения в зависимости от допущенных ошибок из раздела «Школа Грамотея» |
|
||||||
Уроки творчества (5 ч) |
|||||||||||
26.09
27.09 |
|
20
21*
|
Свободный диктант (обучающий) и его анализ С. 44, № 5 С. 38—42 |
Обучение воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям (близко к исходному тексту). Текст можно взять из раздела «Мастерская слова». При работе над речевыми недочетами и другого типа ошибками можно использовать упражнения из раздела «Школа Грамотея» |
|
Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей |
|||||
30.09 |
|
22
|
Составляем текст поздравления с днём рождения С. 44—45, № 3—5 |
Беседа о традициях поздравлять с днем рождения, об отличии «дня рождения» и «дня именин», нередком их совпадении в сроках. Работа по культуре речи — о правильном употреблении словосочетания день рождения в разных падежных формах (редактирование предложений, №3). Сопоставление содержания разных текстов поздравлений, их оценка. Проба пера: составление собственных текстов поздравлений сверстников, родных |
День рождения Именины |
||||||
1.10 |
|
23
|
Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений |
Вспомнить таблицу на форзацах в учебниках для 3 и 4 классов, обратиться к памяткам в Справочном бюро 4 класса. Презентация поздравлений (по желанию детей) |
Лингвистические (языковые) разборы |
|
|||||
2.10 |
|
24* |
Резервный урок |
|
|||||||
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (22 ч) |
|||||||||||
Главные и второстепенные члены предложения (1 ч) |
|||||||||||
3.10 |
|
25
|
Главные и второстепенные члены предложения С. 48—50, № 78—85 |
Актуализировать знания о термине синтаксис (названии раздела русского языка), о распространённых и нераспространённых предложениях, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях как строительном материале предложений. Упражнять в анализе словосочетаний (акцент наблюдения на общем значении зависимого слова, так как это значение сохранится, когда это слово станет второстепенным членом предложения) и предложений с опорой на памятку (с. 49). Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемое обозначает состояние действующего лица (подлежащего); используются при глаголе частицы не, же, ли |
Синтаксис Распространенные, нераспространенные предложения Синтаксический разбор Часть речи Член предложения Группа подлежащего Группа сказуемого благодарить |
Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению. Наблюдать над строением предложений. |
|||||
Части речи и члены предложения (1 ч) |
|||||||||||
4.10 |
|
26 |
Части речи и члены предложения С. 51—53, № 86—91 |
Углубить представление о функциях частей речи в словосочетании и предложении. Организовать наблюдение над назначением, «работой» частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными (группа подлежащего, группа сказуемого), над вариантами выражения подлежащего и сказуемого словосочетаниями. Упражнять в построении предложений по схемам, опорным словам |
|
Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений). Синтезировать: составлять предложения. |
|||||
Формы изменения и правописание глаголов (13) |
|||||||||||
7.10 |
|
27* |
Глагол как двигатель всей фразы (вводный урок) |
Повторить признаки и свойства глагола как части речи. Организовать наблюдение над ролью глаголов в тексте (на примере литературных произведений) |
|
Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола. Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы. Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола. Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов. Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке. Анализировать содержание и контролировать правильность записей. Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников |
|||||
8.10 |
|
28 |
Неопределённая форма глаголов С. 53—55, № 92—98 Тест по теме «Части речи и члены предложения». |
Углубить первичные представления о неопределенной форме глаголов (в составе будущего сложного отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, оканчиваются на -ть, -ти, -чь) как начальной формы в сфере (парадигме) изменения этой части речи. Упражнять в образовании начальной формы глаголов совершенного и несовершенного видов, в выборе нужной формы в словосочетаниях (№ 95). Организовать наблюдение над употреблением неопределённой формы глаголов с прямыми и переносными значениями в составе фразеологизмов, над омонимичными формами (течь — течь) |
|
||||||
9.10 |
|
29 |
Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени С. 55—57, № 99—105 |
Актуализировать сведения о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени. Упражнять в образовании форм прошедшего времени от неопределенной формы глагола, изменении по родам и числам при согласовании с названием лица, предмета, в выборе нужной формы глагола в составе предложений. Ознакомление с орфограммой — написание перед -л такой же гласной, что и перед —ть (первичные представления о ней были в 3 классе) |
Начальная форма глагола Глагольные суффиксы -л-, -а/я/- |
||||||
10.10 |
|
30 |
Формы глаголов в настоящем и будущем времени С. 58—60, № 106—111 |
Актуализировать сведения о признаках этих форм глаголов с помощью таблицы (№ 106). Обратить внимание на зависимость образования форм времени от вида глагола. Упражнять в образовании форм настоящего и будущего времени от неопределенной формы глагола, изменении по лицам при согласовании с названием лица, предмета, выбор нужной формы глагола в составе предложений. Организовать наблюдение над использованием глагольных форм в текстах-инструкциях. Стимулировать работу по составлению собственной инструкции изготовления какого-либо подарка |
|
||||||
11.10
14.10 |
|
31
32 |
Глаголы 1 и 2 спряжения С. 60—63, № 112—119 С. 63—65, № 120—125 |
Дать понятие о категории глагола — спряжении как изменении глаголов по лицам и числам. Организовать наблюдение над признаками двух типов спряжения: наличием разных гласных (е или и) в личных окончаниях глагола. Упражнять в дифференциации по спряжениям глаголов настоящего времени (1 урок) и будущего (2 урок) времени с данными окончаниями, в употреблении глаголов в определенном времени, лице и числе, в разных видах письма. Обратить внимание на одинаковые окончания глаголов обоих спряжений в 1 лице, на правильность употребления в речи глаголов. Содействовать воспитанию культуры речи: правильному употреблению глаголов класть и положить, существительного Величество как обращения (дать историческую справку) |
Спряжение Личные окончания глаголов
великан увеличить класть положить |
||||||
15.10
16.10
17.10 |
|
33
34
35 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах С. 66—68, № 126—133 С. 68—70, № 134—138 С. 70—71, № 139—144 Проверочный диктант по теме «Спряжение глаголов». |
Познакомить с новой орфограммой, с её условиями (в глаголах) и признаками (оканчиваются на шипящие) - всегда пиши мягкий знак. Упражнять в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа (режешь), в повелительных формах (режь), в неопределённой форме (стричь). Сопоставление употребления ь после шипящих в глаголах и именах существительных |
|
||||||
18.10 21.10 22.10 23.10 |
|
36 37 38 39 |
Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глагола С. 72—74, № 145—150 С. 74—75, № 151—157 С. 76—77, № 158—162 С. 78, № 163—166 |
Познакомить с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е–и в зависимости от соотнесенности глагола с определенным спряжением. Упражнять в выборе гласных е–и, меняя условия: 1) известно спряжение глагола, 2) спряжение узнается по неопределенной форме, 3) даются глаголы разных видов типа решать, решить, 4) даются глаголы с приставкой вы- (выстоишь), 5) выбор гласных я/ю в глаголах 3 лица множественного числа кол..т, бор..тся. Спряжение глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне |
Звать Называть топор путешествие слева справа банты |
|
|||||
Проверочные работы (7 ч) |
|||||||||||
24.10 |
|
40 |
Проверочная работа за 1 четверть Диагностика с.12-17 |
Работа в тетради диагностики |
|
|
|||||
25.10 28.10 |
|
41 42 |
Уроки-тренинги С. 80—81, № 170—175 С. 94—95 |
Упражнять в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах (из рубрики «Школа Грамотея»). Организовать наблюдение над нетипичными случаями спряжения глаголов |
|
|
|||||
29.10
30.10 |
|
43
44 |
Контрольный диктант № 3 по теме «Спряжение глаголов» и его анализ С. 93—95 |
Текст можно взять из рубрики «Проверочные работы», упражнения тренингового характера из рубрики «Школа Грамотея» |
|
|
|||||
31.10 1.11 |
|
45* 46* |
Резервные уроки |
Можно использовать № 180—182, глаголы с чередованием согласных |
|
|
|||||
2-я четверть |
|||||||||||
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение) (12 ч) |
|||||||||||
11.11 |
|
47*
|
Резервный урок С. 82—83, № 176—179 |
Повторить правило о правописании безударных личных окончаний глаголов |
|
|
|||||
Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) (7 ч) |
|||||||||||
12.11 13.11 |
|
48 49* |
Обобщение сведений о формах времени глаголов С 88, № 195, 196, С. 88—89, № 197—200 Проверочная работа по теме" Правописание личных безударных окончаний глаголов". |
Повторить употребление в роли сказуемых глаголов в прошедшем времени, особенностях этих глаголов, условиях выбора нужного родового окончания на базе нераспространенных предложений. Повторить об употреблении в роли сказуемых глаголов в будущем и настоящем времени, особенностях изменения этих форм (акцент на простую и сложную формы будущего времени) |
|
Обобщать материал об изученных явлениях языка. Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов. Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов. Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли. Производить разносторонний анализ высказываний (предложений) Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания |
|||||
14.11 15.11 |
|
50 51 |
Выражение сказуемого глаголами настоящего времени С. 83—84, № 181—185, С. 84—85, № 186—189 |
Повторить условия выбора безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения (орфографическая разминка, письмо под диктовку, оставшиеся упражнения с других страниц, из «Школы Грамотея»). Упражнять в анализе предложений со стороны структуры их главных членов, в выборе гласных в безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Организовать наблюдение над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов, над спрягаемыми формами глагола хотеть |
ч//к ч//г//ж
хочет хотим |
||||||
18.11 19.11 |
|
52 53 |
Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях С. 90—91, № 201—207 |
Организовать наблюдение над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях. Обратить внимание на наличие структурных частей побудительных предложений: наличием подлежащего ты, вы, частым отсутствием подлежащего, наличием слов-обращений и слов вежливости, которые членами предложений не являются |
«Повелительные» формы глаголов Слова-обращения Глаголы с частицей бы |
||||||
20.11 |
|
54
|
Синтаксический анализ предложений (обобщение) С. 86—87, № 190—194, С. 92, № 208 |
Главные члены предложения, морфологические средства их выражения. Правописание личных окончаний глаголов (обобщение). Употребление в нужном для контекста значении существительного квартал |
квартал квартальный (план) |
||||||
Творческие работы (4 ч) |
|||||||||||
21.11 22.11 |
|
55 56 |
Контрольный диктант № 1 по теме «Спряжение глаголов» и его анализ С. 96, №1 |
По материалам рубрики «Мастерская слова» (№ 1) |
|
|
|||||
25.11 |
|
57 |
Творческое списывание (обучающее сочинение) С. 96—97, № 3, 4, 5 |
По материалам рубрики «Мастерская слова» (№ 3): — восстановить последовательность частей текста, — употребить глаголы из скобок в нужных формах. Вариатив: свободное письмо на основе личных наблюдений о загадках природы (№ 4, 5) |
|
||||||
26.11 |
|
58* |
Резервный урок |
|
|
|
|||||
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (20 ч)
|
|||||||||||
Предложения с однородными членами (14 ч)
|
|||||||||||
27.11 28.11 29.11 |
|
59 60 61 |
Однородные подлежащие и сказуемые С. 100—102, № 209—213 С. 102—105, № 214—221 С. 105—107, № 222—227 |
Сформировать представление об однородных членах предложения, познакомить с их признаками: отнесенность к одним членам предложения, наличие перечислительной интонации, бессоюзное и союзное соединение. Организовать наблюдение: 1) над строением главных членов предложений, в которых есть однородные подлежащие, однородные сказуемые; 2) над нераспространенными предложениями с однородными главными членами предложения; 3) над случаями выражения однородных членов словосочетанием; 4) над вариантами соединения однородных членов бессоюзным и союзным способом; 5) над постановкой знаков препинания; 6) над употреблением предложений с однородными членами в пословицах, художественных текстах. Упражнять в анализе предложений, в составлении схем однородных членов с указанием запятых, в употреблении предложений с однородными главными членами предложения в собственной речи |
Однородные члены предложения Схема О, О, О Перечислительная интонация Соединительный союз и Противительные союзы а, но, да Одиночные и повторяющиеся союзы музей [з´] |
Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения. Выявлять новые особенности, признаки простых предложений, осложненных однородными членами. Ориентироваться в условиях (чувствовать) постановки запятой при однородных членах предложения. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи. Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания. Синтезировать: составлять предложения с однородными членами |
|||||
2.12 3.12 |
|
62 63* |
Однородные второстепенные члены предложения С. 108—111, № 228—230, 235 № 231—234 |
Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения. Обобщить условия определения однородных членов: 1) относятся к одному и тому же слову, 2) отвечают на один и тот же вопрос, 3) связываются особой перечислительной (иногда противительной) интонацией или союзами, 4) разделяются запятыми, кроме одиночного союза и. Упражнять в анализе структуры предложений, нахождении однородных членов, установлении стрелками их связи с главным словом, составлении схем, объяснении причин появления в предложениях запятых. Организовать наблюдение над структурой предложений, в которых: 1) однородные второстепенные члены относятся к второстепенному члену; 2) при однородных членах имеются зависимые слова (установление границ постановки запятой) |
август августовский и августовский изморозь изморось каморка |
||||||
4.12 5.12 |
|
64 65*
|
Знаки препинания при однородных членах предложения С. 111—112, № 236—238 С. 114, № 242—245 |
Продолжить наблюдение о взаимосвязи перечислительной интонации и пунктуации при однородных членах предложения. Упражнять в постановке знаков препинания при списывании, письме по памяти, свободном письме с опорой на схемы. Организовать наблюдение над использованием предложений с однородными членами в текстах-описаниях, реже в текстах- повествованиях и рассуждениях. Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств |
саквояж корзина чемодан чемоданное (настроение) |
||||||
6.11 9.12 |
|
66 67 |
Решение общих пунктуационных задач С. 112—114, № 239—241 С. 115—116, № 246—250 |
Учить решать общие пунктуационные задачи (знаки препинания в конце предложений, знаки при однородных членах) при разных видах письма: списывании, письме под диктовку, свободном письме. Упражнять в осложненном списывании текста с самостоятельной расстановкой знаков препинания. Рекомендуется дополнительно использовать материал рубрик «Проверочные работы» с.121, «Школа Грамотея» с.124) |
Пунктуация (с лат. пунктум — «точка»)
сверкать сверкающий |
||||||
10.12 |
|
68 |
Осложненное списывание текста с дополнительным заданием Диагностика с.18-19 |
Работа в тетради диагностики Списывание текста с.121 №3 с расстановкой знаков препинания по материалам рубрики «Проверочные работы» |
|
|
|||||
11.12
12.12 |
|
69
70 |
Контрольный диктант № 2 по теме «Предложения с однородными членами» и его анализ С. 122—124 |
Обобщить известные детям признаки разных типов текста (с помощью таблицы и текстов о березе). Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением (акцент на текст типа повествование). Вариатив: редакторская правка |
|
||||||
13.12 |
|
71 |
Строим предложения с однородными членами С. 115—116, № 248—251 |
Упражнять в построении предложений с использованием однородных членов (ответы на вопросы по тексту, дополнение к тесту, собственные предложения), в редакторской правке предложений |
|
||||||
16.12 |
|
72* |
Резервный урок |
|
|
|
|||||
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (6 ч) |
|||||||||||
17.12 18.12 |
|
73 74
|
Сопоставление признаков разных типов текста С. 117—118, № 252—254 С. 119, № 255, 256
|
Обобщить известные детям признаки разных типов текста (с помощью таблицы и текстов о березе). Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением (акцент на текст типа повествование). Вариатив: редакторская правка |
однажды вдруг издалека вблизи вверх вниз |
Анализировать и составлять высказывания типа рассуждения, аргументировать выдвинутые положения, делать выводы. Воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание. Собирать материал к письменному высказыванию, к раскрытию темы проекта. Анализировать и корректировать собственные высказывания |
|||||
19.12
20.12 |
|
75
76 |
Административная работа. Контрольный диктант № 3 по теме «Обобщение изученного» и его анализ |
. Рекомендуется дополнительно использовать материал рубрик «Проверочные работы» с.121, «Школа Грамотея» с.124) |
|
|
|||||
23.12 |
|
77
|
Сопоставление признаков разных типов текста С. 119—120, № 257—259 |
Обобщить известные детям признаки разных типов текста (с помощью таблицы и текстов о березе).
Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением (акцент на текст типа повествование).
|
|
|
|||||
25.12
26.12 |
|
78
79
|
Обучающее изложение и его анализ С. 125, № 1 |
Обучать воспроизведению повествовательного текста с опорой на самостоятельно составленный план. Обучать составлять план текста на материалах рубрики «Мастерская слова». Анализ выполненной работы |
|
|
|||||
27.12 |
|
80* |
Работа над ошибками. Резервный урок |
Вариатив: возможно описание любимого дерева (березы, ели или др.). Инструктаж по проектам, по сбору материала для сочинения о любимом празднике |
|
|
3-я четверть |
|||||||||
ФОРМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИЛИ КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (50 ч) |
|||||||||
Вспоминаем части речи (2 ч) |
|||||||||
|
|
79* |
Резервный урок |
|
|
|
|||
13.01 |
|
80 |
Вводный урок Часть 2 С. 6—7, № 1—3 |
Организовать наблюдение над ролью частей речи в художественной речи: зарисовках зимних забав, в народных приметах, над новыми языковыми средствами, выражающими сравнительные отношения: 1) существительным в творительном падеже, 2) противопоставлением с отрицанием. Стимулировать к созданию собственной словесной зарисовки на тему зимы |
искра искринка и искринка искристый и искристый искрится и искрится |
Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению. Систематизировать сведения об изученных частях речи Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений |
|||
Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах (2 ч) |
|||||||||
14.01 |
|
81 |
Связь слов в предложениях.Употребление частей речи в разных формах С. 8—10, № 5—11 |
Актуализировать знания о смысловой и грамматической связи слов — членов предложения, частей словосочетания. Упражнять в выделении словосочетаний из предложений, в составлении предложений из слов, данных в начальной форме |
|
Выявлять взаимосвязь форм слов и потребности связывать слова в высказывании |
|||
15.01 |
|
82 |
Творческие работы |
Письмо и презентация творческих работ на зимние мотивы |
|
||||
Изменение частей речи по числам и родам (повторение) (4 ч) |
|||||||||
16.01 |
|
83 |
Повторение С. 10—12, № 12—18 |
Повторение форм числа разных частей речи, наличия разных окончаний, их зависимости от числа имен существительных |
хлебы хлеба |
Устанавливать общее в изменении частей речи по числам. Различать особенности рода у существительных и других частей речи |
|||
17.01 |
|
84 |
Повторение С. 13—15, № 19—26 |
Повторение материала об отнесенности имен существительных к определенному роду, об изменении имен прилагательных, глаголов прошедшего времени по родам |
тюль (м.р.) нет тюля шампунь (м.р.) нет шампуня |
||||
20.01 |
|
85 |
Имеют ли личные местоимения значение рода и числа? С. 15—17, № 27—30 |
Дать представление о том, что к определенному роду можно отнести только местоимения 3 лица по их соотнесенности с существительными того или иного рода |
|
||||
21.01 |
|
86 |
Контрольный диктант № 1 по теме «Изменение частей речи по числам и ролам» Урок-тренинг С. 17—18, № 31—34 |
Упражнять в согласовании в роде, числе глаголов прошедшего времени с личными местоимениями 3 лица |
|
||||
Спряжение и склонение (повторение) (4 ч) |
|||||||||
22.01 23.01
|
|
87 88*
|
Глагол и его личные формы С. 18—20, № 35—40 С. 20—22, № 41—46 |
Повторить сведения о глаголе как части речи (с опорой на план). Группировка глаголов по оттенкам значений, по синонимичным значениям. Повторить формы глаголов. Определение форм глаголов в предложениях, текстах, выбор форм самостоятельно. Повторить 1 и 2 спряжения глаголов. Вставка гласных в безударные личные окончания глаголов |
поезжай (не едь, ехай) |
Различать суть терминов «спряжение», «склонение». Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений. Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений |
|||
24.01 |
|
89 |
Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных С. 22—24, № 47—53 |
Повторить, чем различаются спрягаемые и склоняемые части речи, что значит просклонять слово, какие части речи склоняются, сколько и каких имеется в языке падежных форм, каковы их признаки (с опорой на таблицу), для чего нужно знать падежные формы частей речи.Склонение имён существительных (с ударными окончаниями). Употребление предлогов с определенными падежами (с опорой на таблицу) |
Прямой падеж начальная форма (И.п.) Косвенные падежи (остальные) |
||||
27.01 |
|
90 |
Склонение имён прилагательных (с ударными окончаниями) С. 25—27, № 54—62 Проверочная работа по теме «Склонение имен прилагательных с ударными окончаниями». |
Упражнять в склонении имён прилагательных, их согласовании с формами имен существительных при осложненном списывании, письме по памяти. Вариатив: организовать наблюдение над некоторыми падежными формами имён числительных |
|
||||
Склонение личных местоимений (3 ч) |
|||||||||
28.01
29.0130.01 |
|
91
92 93 |
Склонение личных местоимений С. 28—29, № 63—66 С. 30—31, № 67—70 С. 31—33, № 71—76 |
Познакомить с вариантами косвенных падежных форм личных местоимений. Учить определять и образовывать формы косвенных падежей местоимений в предложениях и текстах (с опорой на таблицу). Познакомить с орфограммой — употреблением буквы н в косвенных падежах местоимений 3 лица. Упражнять в употреблении личных местоимений в нужной падежной форме (с опорой на таблицу) |
|
|
|||
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (35 ч) |
|||||||||
31.01
3.02 |
|
94
95 |
Имена существительные 1, 2 и 3 склонений С. 33—36, № 77—82 С. 36—38, № 83—88 |
Познакомить с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний (анализ таблицы в № 74), сформировать мотив к усвоению новых сведений за счет осознания детьми факта, что знание склонения поможет им в выборе правильного окончания. Упражнять в определении склонения имен существительных, в выборе падежных окончаний (по таблице) |
Вижу кого? что? |
Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных. Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов |
|||
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (9 ч) |
|||||||||
4.02 |
|
96 |
Безударное окончание проверяем ударным С. 38—41, № 89—94 |
Сопоставить способы проверки безударных гласных в корне, в приставке слова и мотивировать к переносу общего способа — безударный проверяем ударным — для проверки безударных падежных окончаний существительных. Упражнять в проверке безударного [а] в падежных окончаний с опорой на слова-ключики |
|
Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний. Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания |
|||
5.02
6.02 7.02 |
|
97
98 99 |
Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений С. 41—48, № 95—102 № 103—110 № 111—116 |
[и] — и в окончаниях существительных 1 склонения (Р.п.) и 3 склонения (Р.п., Д.п., П.п.) — рука, земля, степь [и] — е в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Д.п., П.п.) [и] — е в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Т.п.) |
cтепи и степи (Р.п.) печи и печи любви, но Любови автомобиль туфля туфель (Р.п.) председатель |
||||
10.07 |
|
100 |
Как выбрать окончание: е или и? С. 48—50, № 117—124 |
Сопоставление двух способов выбора безударных гласных: 1) вспомнить по окончаниям падежей определенного склонения, 2) решить орфографическую задачу — проверить безударный гласный в окончании ударным. Упражнение в использовании первого способа. Вариатив: -ии в словах типа армия, гений, собрание |
экскурсия электростанция расстояние |
||||
11.02 12.02 |
|
101* 102
|
Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 50—53, № 125-128 № 129-133 |
Упражнять на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при осложнённом списывании, письме под диктовку |
театр балкон билет спектакль |
|
|||
13.02
14.02 |
|
103
104 |
Контрольный диктант № 2 по теме «Склонение частей речи» и его анализ С. 85—87 |
Использование материалов «Проверочные работы» и «Школа Грамотея» |
ещё |
|
|||
Употребление букв о-а, и-е в безударных падежных окончаниях существительных множественного числа (3 ч) |
|||||||||
17.02 |
|
105 |
Ознакомление с падежными окончаниями по таблице С. 53—55, № 134—140 |
Мотивировать перенос общего способа проверки на проверку безударных гласных в падежных окончаниях существительных множественного числа. Использование опорных слов для проверки ударными окончаниями — руки, дворы, кони, степи. Сопоставление падежных форм в винительном падеже |
олимпиада соревнование медаль инженер инженеры инженеров |
|
|||
18.02 |
|
106 |
Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа С. 56—58, № 141—149 |
Упражнять в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями |
килограммов тротуар простынь и простыней |
|
|||
19.02 |
|
107 |
Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей С. 58—60, № 150—156 |
Совершенствовать умения в видах письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку. Вариатив: снег..м — о или а? (омонимичные окончания) |
электричество |
|
|||
|
|
Безударные падежные окончания существительных в единственном и множественном числе (закрепление, обобщение) (3 ч) |
|||||||
20.02 21.02 24.02 |
|
108 109* 110 |
Уроки-тренинги С. 60—63, № 157—165 |
Упражнения в разных видах письма |
|
|
|||
25.02 |
|
111* |
Осложнённое списывание с заданием комплексного характера Т.с.24-25 , У. с. 65, № 166, 167 |
|
|
||||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (7 ч) |
|||||||||
26.02 |
|
112 |
Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа С. 64 (табл.) С. 65—67, № 168—172 |
Анализ таблицы. Наведение справок об окончаниях по таблице с указанием падежей и их окончаний |
|
Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным. Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений
|
|||
27.02 |
|
113 |
Проверка безударных окончаний С. 67—69, № 173—178 |
Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа |
герой героический геройский |
||||
28.02
3.03 |
|
114
115 |
Проверка безударных окончаний С. 70—72, № 179—185 № 186—189 |
Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным: [а] — а, я (И.п.); [а] — о (какой? какое? какого? о каком?) — в прилагательных женского рода, — в прилагательных мужского и среднего родов |
смородина смородиновый |
||||
4.03 |
|
116 |
Проверка безударных окончаний С. 73—74, № 190—196 |
ы или и? (м.р. какой?) |
президент правительство |
||||
5.03 |
|
117 |
Проверка безударных окончаний С. 75—76, № 197—200 |
и или е? (-ий, -ей; -ие, -ее; -им, -ем) |
бескрайняя бескрайние |
||||
6.03 7.03 |
|
118 119 |
Закрепление С. 76—77, № 201—202 |
Закрепление написания падежных окончаний прилагательных |
мелодия мелодика |
||||
Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных (1 ч) |
|||||||||
10.03 |
|
120 |
Закрепление С. 77, № 203 |
Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных. Осложненное списывание (вариант — пересказ) текста с его предварительным анализом |
|
|
|||
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений (2 ч) |
|||||||||
11.03
12.03 |
|
121
122 |
Употребление и правописание падежных форм личных местоименийС. 78—80, № 204—208 № 209—213 |
Обратить внимание на непродуктивные окончания и безударные гласные в корнях падежных форм личных местоимений |
|
|
|||
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка) (8 ч) |
|||||||||
13.03 |
|
123* |
Урок-тренинг С. 83—84, № 214—219
|
|
|
Понимать и воспроизводить содержание текстов, создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов) |
|||
14.03 |
|
124 |
Проверочная работа Диагностика с.26-31 |
Работа в тетради дигностики По материалам рубрик«Проверочные работы», «Школа Грамотея», «Мастерская слова»
|
|
||||
17.03 |
|
125 |
Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту) |
|
|||||
18.03 19.03 |
|
126 127* |
Контрольный диктант № 3 по теме «Проверка безударных окончаний частей речи» и его анализ |
|
|||||
20.03 21.03 |
|
128 129* |
Творческая работа. Обучающее и её анализ С. 89, № 3 |
Сочинение о подснежнике или других первоцветах по материалам рубрики «Мастерская слова» |
|
||||
|
|
130* |
Резервный урок |
|
4-я четверть |
||||||
ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ (систематизация изученного) (42 ч) |
||||||
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств (9 ч) |
||||||
31.04 |
|
131* |
Резервный урок |
|
||
1.04 |
|
132 |
Части речи как словесные средства выражения в предложениях мыслей и чувств С. 92, №220 |
Углубить представление о частях речи как языковом отражении реальных отношений окружающего мира и как средств выражения в предложениях мыслей и чувств. Презентация сочинений о первоцветах. Составление и редактирование предложений |
Морфология Части речи |
Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний. Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения. Узнавать в речи числительные, наречия |
2.04 |
|
133 |
Части речи как члены предложения. Главные члены предложения С. 92—94, № 221—226 |
Обобщить наблюдения о частотных средствах выражения (частях речи) главных членов предложения. При работе с деформированным текстом (№ 221) сначала следует обратить внимание на роль логического подхода к выражению мысли: установить, какие слова могут обозначать действующие лица (предметы), их действия (состояния), признаки, место или время действия, объекты действия и пр. Далее использовать структурный подход: строить предложения, учитывая порядок следования членов предложения — группы подлежащего, группы сказуемого. Учить устанавливать и указывать смысловую и грамматическую связь слов как частей речи. Вариатив. Организовать наблюдение над выражением подлежащего или второстепенного члена словосочетанием существительного с числительным (сёстры, три сестры, к трём сёстрам). Расширить представление о количественных числительных, их назначением и употреблением в речи |
Структура предложения Главные и второстепенные члены предложения Количественные имена числительные одиннадцать |
|
3.04 4.04 |
|
134 135* |
Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных С. 95—96, № 227—231 |
Углубить представление о наиболее частотной роли прилагательных — определять признаки предметов, выраженных именами существительными, быть в предложении второстепенным членом — определением. Упражнять в лексической сочетаемости однокоренных прилагательных с именами существительными, в согласовании прилагательных с именами существительными в предложениях, в выборе родовых и падежных окончаний, в выборе из ряда синонимов более точных прилагательных. Вариатив. Расширить представление детей о синтаксической роли прилагательных (в краткой форме) — быть в предложении сказуемыми и отвечать на вопросы каков?, какова?, каково?, каковы? |
Определение Изделия народного творчества |
|
7.04 |
|
136 |
Систематизация сведений о частях речи С. 97—98, № 232—237 |
Систематизировать сведения о частях речи (на основе таблицы на 2-м форзаце учебника), дополнить сведениями о наречии. Упражнять в использовании разных частей речи в словосочетаниях, предложениях, в точном употреблении глаголов рисовать, изображать, писать (№ 233), обогащать речь детей новыми словами, выражениями на тему космоса |
форзац ракета ракетный ракето-носитель
|
|
8.04 |
|
137* |
Наречие (закрепление) С. 98—99, № 238—240 |
Урок по вариативному материалу. Организовать наблюдение над употреблением в речи частотных наречий (из словаря), над правильным использованием наречий опять и обратно (№ 240) |
впереди вокруг назад позади вправо влево сначала |
|
9.04
10.04 |
|
138
139* |
Контрольный диктант № 1 по теме «Главные члены предложения» и его анализ |
|
|
|
11.04 |
|
140* |
Резервный урок |
Практиковать разные виды письма, включая диктовку. Подготовка к контрольному списыванию с указанием использованных в тексте частей речи, темы и основной мысли |
Графическая зоркость Самоконтроль Скоропись |
|
Изменение и правописание частей речи (6 ч) |
||||||||
14.04 |
|
141 |
Формы частей речи, или как изменяются части речи С. 99—101, № 241—246 |
Систематизировать сведения об изменении разных частей речи, установление общих и разных форм на основе таблицы в «Справочном бюро» (часть 1, с 128). Мотивировать к анализу внешних признаков разных частей речи («Бармаглот» из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» № 241), к составлению подобных фраз. Языковой и стилистический анализ текстов о радуге. Устное воспроизведение основного смысла текста как рассуждение-обучение друг друга (работа в парах) |
Формы слов Особые признаки форм разных частей речи |
Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц |
||
15.04 16.04 |
|
142 143 |
Правописание слов разных частей речи С. 101—102, № 247—250 С. 103—104, № 251, 252 |
На первом уроке акцент сделать на правописание окончаний и написаний, зависящих от соотнесенности слов с определенной частью речи: употребление (отсутствие) мягкого знака (№ 247, 248), личные окончания глаголов, родовые окончания прилагательных и глаголов прошедшего времени. На втором уроке акцент переносится на самостоятельное употребление и правописание частей речи, особенно глаголов, в творческих работах в жанре рецептов (инструкций). Упражнять в использовании определенной лексики при сказывании сказок, синонимических глагольных выражений при составлении текстов рецептов, инструкции изготовления из бумаги мордашки кота по рисунчатому плану (№ 252) |
Рассуждение Сказка Рецепт
апельсин сметана |
|||
17.04 |
|
144 |
Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением С. 104—105, № 253, 254 |
Обобщить всех случаи обозначения безударных гласных с помощью ударного гласного: в корне, в окончаниях имен существительных, имен прилагательных, приставках (таблица, № 254). Для самопроверки уровня орфографической зоркости и точности применения приёмов проверки безударных гласных использовать письмо под диктовку учителя, составление собственных предложений на темы жизни класса для последующей записи (самодиктовка). Проверить правильность записи слов с непроверяемыми гласными по памяти (№ 253) |
Орфография
|
|||
18.04 |
|
145 |
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными С. 106, № 255, 256 |
Систематизировать сведения посредством составления таблицы подобно предыдущей о проверке гласных (№ 255). Повторить слова из словаря с непроверяемыми согласными (№ 256). Дома подготовиться к словарному диктанту |
|
|
||
21.04 |
|
146 |
Проверочный словарный диктант С. 106, № 257
|
Повторить правописание имён собственных. Мотивировать к поиску их истоков появления в русском языке |
|
|
||
Служебные части речи (2 ч) |
||||||||
22.04 23.04 |
|
147 148 |
Служебные части речи С. 107—109, № 258—263 С. 122, № 2 |
Сопоставить, как выражены средства связи частей речи художником (на форзаце в конце учебника), пишущим (говорящим). Дифференцировать части речи на самостоятельные (на форзаце) и служебные (частицы, союзы, предлоги). Повторить написание со словами частицы не, предлогов, союзов. Письмо по памяти |
Самостоятельные части речи Служебные части речи |
Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении. Оценивать прочность усвоения знания о частях речи |
||
|
|
Проверочные работы (2 ч) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||
24.04
25.04 |
|
149
150 |
Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание слов разных частей речи» и его анализ С. 109, № 264, 265 |
Вариатив: «Собирание пословиц» |
|
|||
ВЫРАЖАЕМ МЫСЛИ И ЧУВСТВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ (Акцент переносится на обобщение роли синтаксических средств при передаче мыслей и чувств) |
||||||||
Распространяем предложения (4 ч) |
||||||||
28.04 29.04 |
|
151 152 |
Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение С. 110—112, № 266, 267 № 268—271(1) |
Обобщить сведения о синтаксических средствах языка: словосочетании, предложении, организовать наблюдение над отличием словосочетания и нераспространенного предложения (№ 266). Синтаксический анализ нераспространенных и распространенных предложений (№ 267). Пропедевтическое наблюдение над структурой предложений (назывных), ролью определения как второстепенного члена предложения. Упражнять в распространении предложений на основе предложенной схемы (№ 268, 269), в построении предложений на основе отдельных предложений (№ 270), в создании собственного текста (о майском утре). Синтаксический анализ построенных предложений |
Синтаксис Словосочетание Предложение Второстепенные члены предложения |
Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений. Распространять мысли в предложениях с помощью второстепенных членов. Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте |
||
30.04 |
|
153 |
Предложения в составе текста С. 111—112, № 271 (2)—273 |
Повторить отличие предложения от текста. Организовать наблюдение над смысловой связью предложений в тексте и его частях, над назывными предложениями (вариатив). Упражнять в построении текста на основе составленных предложений на предыдущем уроке о майском утре (№ 271(2)), на основе текстов, составленных учащимися, работающими вариативно |
Сложное синтаксическое целое (текст) |
|||
2.05
|
|
154 |
Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи С. 112—113, № 274, 276 |
Организовать работу с разными синтаксическими средствами языка, подобранными на тему Дня Победы. Виды письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку. Обратить внимание при анализе предложений на нестандартные средства выражения главных членов предложения (снимали снайпера (снайперы), а не фоторепортёры, наречия холодно, тепло) |
День Победы |
|||
Строим тексты, связывая их части и предложения (5 ч) |
||||||||
Композиция и средства связи частей в текстах повествовательного типа речи (3 ч) |
||||||||
5.05 |
|
155 |
Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению) С. 114—115, № 277—279 |
Повторить разновидности текста повествовательного типа речи: инструкция, рецепт; зарисовка эпизода, который наблюдали; история, произошедшая в жизни с кем-либо (рассказ); углубить представление об их общих композиционных частях. Упражнять в выделении в текстах композиционных частей, осознании их роли в раскрытии темы и основной мысли, в наблюдении над средствами связи этих частей ( отслеживание и выписывание «связующей» лексики двух линий — воробьёв и воды, сравнительного оборота — как будто поторапливая друг друга (на основе текста № 278). Мотивировать речевое творчество детей: предложить задания на выбор: 1) восстановить содержание текста по выписанным контекстуальным синонимам, самостоятельно озаглавить, 2) описать свое какое-либо наблюдение, 3) написать инструкцию или рецепт. Перед записью необходима орфографическая пропедевтика. |
Повествование Композиционные части: вступление, развитие события, заключение Средства связи частей Контекстуальные синонимы |
Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли. Воспроизводить содержание и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи. Составлять план при создании текста. Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину |
||
6.05 7.05 |
|
156 157 |
Обучающее изложение История (рассказ) о случившемся событии С. 115—116, № 280—282 |
Продолжить наблюдение над композиционными частями и средствами связи в тексте в жанре истории (рассказа), № 280. Подготовить к воспроизведению содержания текста: озаглавливание, самостоятельное составление плана (№ 281), оценка его информативности. Письменное воспроизведение текста (изложение). |
Рассказ Композиция Изложение План
как будто собрались |
|||
Композиционные особенности текста-описания картины (1 ч) |
||||||||
8.05 |
|
158 |
Текст-описание картины (репродукции) С. 116—117, № 283—284 |
Организовать наблюдение над особенностями построения текста-описания картины (репродукции с картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»), над языковыми средствами, с помощью которых связываются его части, наличием контекстуальных синонимов. Списывание (вариатив: воспроизведение содержания) текста с выполнением заданий аналитического характера (№ 284 (1)). Перед записью необходима орфографическая пропедевтика |
Репродукция Искусствовед Текстовые синонимы
пейзаж |
|
||
Композиционные особенности текста типа рассуждения и средства связи его частей (1 ч) |
||||||||
12.05 |
|
159 |
Текст-рассуждение и средства связи его частей С. 118—119, № 285—288 |
Запись и устные рассуждения (неподготовленные) по теме пословицы (народная мудрость о дружбе, языковая форма её выражения). Обратить внимание детей на некоторые особенности синтаксических конструкций. Организовать наблюдение над структурой и текстовыми синонимами текста-рассуждения (№ 286). Закрепление дифференцированное: 1) запись с аналитическим заданием текста (№ 286), 2) запись по памяти высказывания (№ 287), 3) вариатив: записать рассуждение о друзьях (№ 288) |
Рассуждение
потому что так как |
|
||
13.05 |
|
160* |
Резервный урок |
Практиковать разные виды письма, включая диктовку. Подготовка к контрольному списыванию с указанием использованных в тексте частей речи, темы и основной мысли |
Графическая зоркость Самоконтроль Скоропись |
|
||
Проверочные и творческие работы (5 ч) |
||||||||
14.05 |
|
161 |
Предупредительный или объяснительный диктант С. 122, № 3 |
Предупредительный диктант можно дать на основе исходного текста («Проверочные работы», № 3) с последующей сверкой. Анализ допущенных ошибок. Дома можно предложить № 5 , с.124 |
|
|
||
15.05 16.05 |
|
162 163 |
Административная работа. Контрольный диктант № 3 (итоговый) и его анализ С. 123—124 |
При анализе поработать сначала над неточностями в передаче содержания текста и речевыми недочётами, далее — над орфографическими и пунктуационными ошибками. На дом (по выбору): ответы на вопросы, задания (с.126, № 1—3) |
|
|
||
19.05 20.05 |
|
164 165 |
Изложение текста повествовательного характера и его анализ |
При работе над ошибками можно использовать упражнения из рубрики «Школа Грамотея» |
|
|
||
Язык мой — друг мой (итоговые уроки) (8 ч) |
||||||||
21.05 |
|
166 |
О роли языка в жизни человека С.120—121, № 290, 291, 293 |
Проверить степень осмысления выпускниками начальной школы вопросов мировоззренческого характера: 1) как происходит процесс общения с помощью языка, 2) почему слово называют «великим делом», 3) почему язык называют национальным достоянием, почему его нужно беречь, сохранять чистоту и самобытность. Запись по памяти (по выбору) текстов (№ 291 или № 293). Наметить с детьми конкурсы, смотры к празднику — Дню славянской письменности и культуры |
|
Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей. Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план. Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка |
||
22.05 |
|
167 |
Проверочная работа (комплексная) Т. с.36-41, У. с.123 №311 |
Работа в тетради диагностики |
|
|||
23.05 |
|
68 |
Повторение правил составления текста письма С. 125, № 1 |
Чтение и анализ текста о некоторых правилах общения с помощью писем («Мастерская слова», № 1, с.125). Составление памятки по правилам составления текста письма, текста письма (по выбору). На дом: последнее задание на с.126 |
Культура общения Письмо |
|||
26.05 27.05
|
|
169 170 |
Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге) С. 119, № 289 С. 125, 127 |
Напомнить о роли книг в жизни человека, мотивировать к чтению и составлению отзыва (совета) о прочитанной или любимой книге. Чтение и анализ текста отзыва, составленного сверстником (№ 289). Обратить внимание на сочетание в тексте разных типов речи — повествования, описания. Выборочное списывание. Обмен названиями любимых книг и кратким советом, почему их важно прочитать (устно). Вариатив. Составление отзыва с опорой на примерный план («Мастерская слова», с.125, № 2). Мотивировать к составлению из отзывов сборника «Советуем прочитать» (см. проект, с.127) |
Отзыв Экскурсия Кижи |
|||
28.05 29.05 30.05
|
|
171* 172* 173* |
Резервные уроки |
|
|
|
Формы контроля результата
Период обучения |
Количество часов |
Раздел, тема |
Часы |
Формы контроля результата (диагностический и практический материал) |
Дата проведения |
I четверть |
45 |
Общаемся устно и письменно… (вспоминаем, повторяем) |
24 |
Вводный диктант (диагностическая административная работа). Контрольный диктант № 1. Проверочная работа. Осложнённое списывание с дополнительным заданием. Диагностика с.6-7. Коллективная (обучающая) работа по правильной записи «сплошного» текста Контрольный диктант №2 по теме «Общаемся устно и письменно». |
12.09 18.09 19.09 24.09 |
Анализируем и строим предложения |
21(1*) |
Тест по теме «Части речи и члены предложения». Проверочный диктант по теме «Спряжение глаголов». Проверочная работа за 1 четверть. Диагностика с.12-17 Контрольный диктант № 3 по теме «Спряжение глаголов» Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически. |
8.10 17.10 24.10 29.10 |
||
II четверть |
35 |
Анализируем и строим предложения (продолжение) |
13 |
Проверочная работа по теме" Правописание личных безударных окончаний глаголов". Контрольный диктант № 1 по теме «Спряжение глаголов» Творческое списывание (обучающее сочинение) |
13.11 21.11 25.11 |
Развёртываем, распространяем мысли… |
22 |
Осложненное списывание текста с дополнительным заданием. Диагностика с.18-19 Контрольный диктант № 2 по теме «Предложения с однородными членами» Административная работа. Контрольный диктант № 3 по теме «Обобщение изученного». Обучающее изложение. Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически. |
10.12 11.12 19.12 25.12 |
||
III четверть |
50 |
Формы частей речи, или как изменяются разные части речи |
50 |
Контрольный диктант №1 по теме «Изменение частей речи по числам и родам» Проверочная работа по теме «Склонение имен прилагательных с ударными окончаниями». Контрольный диктант № 2 по теме «Склонение частей речи» Осложнённое списывание с заданием комплексного характера, Т.с.24-25 , У. с. 65, № 166, Проверочная работа. Диагностика с.26-31 Контрольный диктант № 3 по теме «Проверка безударных окончаний частей речи» Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически. |
21.01 27.01 13.02
25.02 14.03 18.03 |
IV четверть |
45 |
Части речи и их работа в предложении и тексте |
45 |
Контрольный диктант № 1 по теме «Главные члены предложения» Проверочный словарный диктант по теме: «Правописание безударных окончаний разных частей речи» Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание слов разных частей речи» Обучающее изложение Административная работа. Контрольный диктант № 3 (итоговый) Изложение текста повествовательного характера Проверочная работа (комплексная). Т. с.36-41, У. с.123 №311 Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически. |
9.04 21.04 24.04 6.05 15.05 19.05 22.05
|
Итого |
175 |
|
175 |
Контрольные работы - 12 |
|
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
1. Э.Э.Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». - М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
2. Э.Э.Кац. Учебник «Русский язык». 4 класс в 2 –х частях-- М.: АСТ, «Астрель». 2012г
3. Э.Э.Кац. Рабочие тетради в 2-х частях к учебнику «Русский язык». - М.: АСТ, «Астрель». 2013г
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
5. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана;
6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа , Москва 2011 год.
Печатные пособия.
1. Раздаточный материал по темам: «Магазин», «Семья», «Одежда», и тд. 2. Портреты писателей |
Технические средства обучения и оборудования кабинета.
Классная доска, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, экспозиционный экран, стол учительский, стол ученический(15 шт)
Экранно - звуковые пособия..
СD |
DVD |
1. Азбука Кирилла и Мефодия» 2. Детский энциклопедический словарь» 3. «Шедевры русской живописи» 4.Будем вежливы 5. Аудиозаписи «Стихи и сказки А.С.Пушкина |
«Русские народные сказки». В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница» Физминутка В космосе К. И. Чуковский. Сказки Гимн России |
Сайты.
№ п\п |
Название |
1. |
Педсовет_su - сайт |
2. |
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ |
3. |
Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru |
4. |
TATSEL - Детские песни - Фильмы.files |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО