Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Облепихинская основная общеобразовательная школа»
-
«Согласовано»
Руководитель МО
учителей-предметников _____________Миронова Т.В.
Протокол № ___ от
«____»____________2013 г.
«Утверждено»
Директор школы:
_____________Городинская Н.В.
«___»_____________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Городинской Натальи Владимировны,
I квалификационная категория
курсу «Геометрия», 7 класс
базовый уровень
Программа - Л.С.Атанасян
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Регионального базисного учебного плана Иркутской области
5. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2010
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
овладеть символическим языком геометрии;
-
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; математической речи; сенсорной сферы; двигательной моторики; внимания; памяти; навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Геометрия изучается в 7 классе II, III, IV четверти – 2 ч в неделю, а в I четверти данный предмет не изучается, т.к. по программе часы отводятся на изучение алгебры, всего 52 ч;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Геометрия 7 класс
1. Начальные геометрические сведения (9 ч)
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые.
Цель – систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых; рассмотреть свойство прямой; ввести понятие отрезка; напомнить, что такое луч/угол и познакомить с различными их обозначениями, ввести понятия внутренней и внешней областей неразвернутого угла; ввести понятие равенства фигур, середины отрезка и биссектрисы угла; научить сравнивать отрезки и углы; ввести понятие длины отрезка и рассмотреть свойства длин отрезков, познакомить с различными единицами измерения и инструментами для измерения отрезков; ввести понятие градусной меры угла и рассмотреть свойства градусных мер углов; познакомить с приборами для измерения углов на местности; ввести понятия смежных и вертикальных углов, рассмотреть их свойства, ввести понятие перпендикулярных прямых и показать как применяются эти понятия при решении задач.
Знать:
- сколько прямых можно провести через две точки;
- сколько общих точек могут иметь две прямые;
- какая фигура называется отрезком;
- какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершины угла;
- какие геометрические фигуры называются равными;
- какая точка называется серединой угла, какой луч называется биссектрисой угла;
- что при выбранной единице измерения длина любого данного отрезка выражается определенным положительным числом;
- что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда;
- какие углы называются смежными, чему равна их сумма;
- какие углы называются вертикальными и их свойства;
- какие прямые называются перпендикулярными.
Уметь:
- обозначать точки и прямые на рисунке;
- изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых;
- объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки;
- уметь обозначать неразвернутые и развернутые углы;
- показать на рисунке внутреннюю область неразвернутого угла;
- проводить луч, разделяющий угол на два угла;
- сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения;
- отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка;
- с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
- измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки, выразить его длину в см, мм, м;
- находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;
- находить градусные меры данных углов используя транспортир;
- изображать прямой, тупой, острый и развернутый углы;
- строить угол смежный с данным углом;
- изображать вертикальные углы;
- находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
- объяснять, почему две прямые перпендикулярные к третьей не пересекаются.
2. Треугольники (14 ч)
Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение.
Цель – ввести понятие треугольника и его элементов, понятие теоремы и доказательства теоремы, доказать I, II и III признаки равенства треугольников; ввести понятие перпендикуляра к прямой и доказать теорему о перпендикуляре; ввести понятие медианы, биссектрисы и высоты треугольника и рассмотреть свойства равнобедренного треугольника; дать представление о новом классе задач – построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений – рассмотреть основные задачи этого типа.
Знать:
- что такое периметр треугольника;
- какие треугольники называются равными;
- формулировку и доказательство первого/второго/третьего признака равенства треугольников;
- формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой;
- знать и уметь доказывать теорему о свойствах равнобедренного треугольника;
- определение окружности.
Уметь:
- объяснить, какая фигура называется треугольником и называть его элементы;
- объяснить, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой;
- какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника;
- какой треугольник называется равнобедренным/равносторонним;
- объяснить, что такое центр, радиус, хорда, дуга, диаметр окружности;
- выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения.
3. Параллельные прямые (9 ч)
Признаки параллельности двух прямых. Аксиомы параллельных прямых.
Цель – ввести понятие параллельных прямых, рассмотреть признаки параллельности двух прямых, связанные с накрест лежащими, односторонними соответственными углами; дать представление об аксиомах геометрии; ввести аксиому параллельных прямых; рассмотреть свойства параллельных прямых.
Знать:
- определение параллельных прямых;
- названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей;
- формулировки признаков параллельности прямых;
- аксиому параллельных прямых и следствия из нее.
Уметь:
- показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов;
- доказывать признаки параллельности двух прямых;
- доказывать свойства параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам.
Цель – доказать теорему о сумме углов треугольника, следствия из нее; ввести понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника; рассмотреть теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из этих теорем; рассмотреть некоторые свойства прямоугольных треугольников, признаки их равенства; ввести понятия расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми; рассмотреть задачи на построение треугольника по трем элементам.
Знать:
- какой угол называется внешним углом треугольника;
- какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
- формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников;
- какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой;
- что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми.
Уметь:
- доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия;
- доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из этих теорем;
- доказывать теорему о неравенстве треугольника;
- доказывать свойства прямоугольных треугольников;
- доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой;
- доказывать теорему о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой;
- строить треугольник по трем элементам.
5. Повторение. Решение задач (4 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7 класса).
Какие изменения внесены? - На 1 тему «Начальные геометрические сведения» добавлено 1 часа из повторения.
С чем это связано? Для адаптации учащихся, лучшего усвоения начальных геометрических сведений, оформления и решения геометрических задач.
Список литературы для учителя
-
. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кардомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2012
-
Дидактические материалы по геометрии для 7 класса, 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
-
Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009
-
Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. + Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009
Список литературы для ученика
-
2. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кардомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2011
-
Дидактические материалы по геометрии для 7 класса, 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
-
Рабочая тетрадь по геометрии, 2012 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ урока |
Тема ; Подтема |
Кол-во часов |
Сроки |
Контроль знаний (сам., контр., тест, зачёт и т.д. |
Мультимедиа, интернет, сред-ва обучения |
Цель урока |
Практ,. лабор., и т.д. |
Повто-рение |
Дом.задание |
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ - 9 часов +1 |
|||||||||
1/1 |
Прямая и отрезок |
1 час |
|
Диктант (стр.9, пос.1); Разн. задан. (стр.11,пос.2) |
Вводная беседа. Дидакт.раздат.материал Презентация |
Систематизация знания о взаимном расположении точек и прямой; Ознакомить уч-ся свойством прямой; |
Пр.№2,3,4,6,7 на стр.7,8 учебника; |
Вопросы 1-3 стр.25 учебника |
П.1,2;.Вопросы 1-3; №1,3,4,7 |
2/2 |
Луч и угол |
1 час |
|
Диктант 1 уровень стр.13 пос.2; Сам.раб 2 уровень стр.13 пос.2; |
Шарнирная модель угла; Табл. с изображ.лучей и углов Презент. |
Ввести понятие внутренней и внешней областей неразвёрнутого угла; Ознакомить уч-ся с различными обозначениями луча и угла. |
Пр.9,10,11,12,13,14 на стр.10учебника; |
Вопросы 4-6 на стр.25 учебника |
П.2, вопросы 4-6; №11,13,14 |
3/3 |
Сравнение отрезков и углов |
1 час |
|
Сам.работа (стр.14,пос.1) |
Модели плоских фигур; Презентация |
Ввести понятие равенства геометрич. фигур; Научить сравнивать отрезки и углы; Ввести понятие середины отрезка и биссектрисы угла. |
|
Вопросы 7-11 на стр.25 учебника |
П.3; Вопросы 7-11; №18, 20, 23 |
4/4 |
Измерение отрезков |
1 час |
|
Сам.раб на стр.19 пос.2; |
Презентация |
Ввести понятие длины отрезка; Рассмотреть свойства длин отрезков; |
Пр.24-26 на стр.16 учебника |
Вопросы 12-13 на стр.25 учебника; |
П.4; Вопросы 12-13; №25, 29, |
5/5 |
Решение задач по теме: «Измерение отрезков» |
1 час |
|
Сам.раб. на стр.24 пос.1; |
Трансп.; Таблица «Виды углов» Презентация |
Научить уч-ся решать задачи на нахождение длины части отрезка или всего отрезка; |
Пр.27-29 стр.16 учебника |
Вопросы 14-16 на стр.25 учебника |
П.4; Вопросы 1-13; №35, 36, 37, 39 |
6/6 |
Измерение углов |
1 час |
|
Викторина Сам.раб.№47, 49, 51, 53 (по выбору) |
Трансп.; Таблица «Виды углов» Презентация |
Ввести понятие градуса и градусной меры угла; рассмотреть свойства градусных мер угла; |
Пр.41-44 стр.20 учебника |
Повторить виды углов |
П.5; Вопросы 14-16; №42, 46, 48, 52 |
7/7 |
Смежные и вертикальные углы |
1 час |
|
Сам.раб на стр.31 пос.2; Сам.раб.1 уровень (тесты) стр.31 пос.2; |
Таблицы «Смежн.углы» «Верт.углы» «Перпен.прям.» Презентация |
Ознакомить уч-ся с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотреть их св-ва; Научить строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке вертикальные и смежные углы; |
Пр.54-55 на стр.24 уч. Лаб.раб. №3, 2007 стр.15 |
Вопросы 17-21 на стр.25 -26 учебника; |
П.11, Вопросы 17-18; №61(б,д), 64(б), 65(б), |
8/8 |
Перпендикулярные прямые |
1 час |
|
Сам.раб. на стр.38, мет.пос.2 |
Презентация Треугольники |
Рассмотреть св-во перпендикулярных прямых; |
Пр.56-57 на стр.24 уч. |
Повторить понятие перпендикулярных прямых. |
П.12, 13; Вопросы 19-21; №66, 68, 70. |
9/9 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
1 час |
|
Тестирование Стр.43 мет.пос.2 Сам.раб. на стр.44 мет.пос.2 |
|
Совершенствовать навыки решения задач; Подготовить уч-ся к предстоящей к/работе. |
|
|
П.1-13;.Вопросы 1-18; №74, 75, 80, 82 |
10/10 |
Контрольная работа №1 по теме: «Основные свойства геометрических фигур» |
1 час |
|
Контр.раб.на стр.23 пос.1; Контр.раб. стр.46 пос.2; |
|
Проверить усвоение изученного материала |
|
Повторить п. 1-11 |
Выполнить любые 2 номера по выбору |
Знания умения и навыки по теме: 1.Начать обучение школьников чётким геометрическим формулировкам и рассуждениям; 2.Постепенно подводить учащихся к пониманию необходимости доказательства каждого утверждения; 3.Начать обучение умению выделить из текста геометрической задачи «что дано» и «что требуется найти, или доказать», отразить ситуацию, данную в условии задачи и возникающую по ходу её решения, на рисунке, кратко и чётко записать решение задачи. 4.Систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.
|
|||||||||
ТРЕУГОЛЬНИКИ - 14 часов |
|||||||||
11/1 |
Анализ контр.работы. №1 Треугольники (п.14) |
1час |
|
Сам.раб 1-2 уровень стр.55 пос.2; |
Фигуры многоуг. Таблицы Презент. |
Устранение пробелов в знаниях учащихся; Ввести понятие равных треугольников; |
; 83 (а,б,в) стр.31 учебника; Лаб.раб. №3, 2007 стр.15 |
Повторить понятие треугольника и его элементов; |
П.14; вопросы 1-2; №90, 92. |
12/2 |
Первый признак равенства треугольников (п.15) |
1час |
|
Сам.раб.стр.30 пос.1; Сам.раб.стр.60 пос.2; |
Готовые чертежи; Презент. |
Ввести понятие теоремы и доказательства теоремы; Доказать 1 признак = треугольника |
Пр.№87-88 |
Повторить виды углов |
П.15; Вопросы 3-4; №94, 95, 96 |
13/3 |
Решение задач по теме: «Первый признак равенства треугольников» |
1час |
|
Сам.раб.стр.33 пос.1; Сам.раб.стр.62 пос.2; |
Фигуры многоуг. Таблицы Презент. |
Совершенствовать навыки решения задач на применение 1 признака = треугольн. Уметь доказывать теоремы; |
Пр. №89 |
Повторить понятия отрезка, луча, прямой, плоскости. |
№97, 98, 99. |
14/4 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника». |
1 час |
|
|
Таблицы трансп.; фигуры Презент. |
Ввести понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника; Доказать теорему о перпендикуляре; |
Пр.№100, 101. стр.36 учебника |
Вопросы 1-9 стр.49-50 учебника; |
П.16, 17; №105(а), 106(а), 100 |
15/5 |
Решение задач по теме: «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
1 час |
|
Сам.раб.стр.70 пос.2; |
Готовые чертежи; Презент. |
Научить строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника; |
Пр.№102,. стр.36 учебника |
вопросы 5-9; |
стр.39 пос3 През. диск 10 |
16/6 |
Свойства равнобедренного треугольника |
1 час |
|
Сам.раб. творческого характера по уровням |
Готовые чертежи; Презент |
Ввести понятие равнобедренного и равностороннего треугольника; Рассмотреть свойства и показать их применение; |
Пр.№103. стр.36 учебника |
Вопросы 10-13; |
П.18, №108, 110, 112 |
17/7 |
Решение задач по теме: «Свойства равнобедренного треугольника |
1 час |
|
Тест стр.72 пос.2; Сам.раб.стр.73 пос.2 |
Готовые чертежи; ; Презент. Тесты |
Закрепить теоретические знания по изучаемой теме; Совершенствовать навыки доказательства теорем; |
Пр.№104, . стр.36 учебника |
Вопросы 4 – 13 стр.49-50 учебника; |
№116, 117, 118, 119 |
18/8 |
Второй признак равенства треугольников (п.19) |
1 час |
|
Сам.раб.стр.83 пос.2; |
Готовые чертежи Презент. |
Доказать 2 признак = треугольников; Выработать у уч-ся навыки применения данного признака; |
Пр. стр.42 пос.1; |
Вопросы 14; 5-9; |
П.19, №122 - 125 |
19/9 |
Третий признак равенства треугольников (п.20) |
1 час |
|
Сам.раб.стр.90 пос.2; |
Готовые чертежи Презент. |
Доказать 3 признак = треугольников; Научить уч-ся решать задачи на применение 3 признака = треугольников. |
|
Вопросы 15-19 стр.50 учебника; |
П.20, №135, 137, 138. |
20/10 |
Второй и третий признак равенства треугольников (п.19;20) |
1 час |
|
Сам.раб стр. 48 пос.1; Сам.раб.стр.95 пос.2; |
Презент. Дидакт.раздат.материал Готовые чертежи |
Совершенствовать навыки решения задач на применение признаков = треугольников; |
|
Вопросы 16-20 стр 50 учебника; Повторить окружность, круг; |
№140, 141, 142. |
21/11 |
Задачи на построение |
1 час |
|
Сам.раб стр. 51 пос.1; Тест стр.100 пос.2; |
Дидакт.раздат.материал Тесты Презентация |
Систематизировать знания об окружности и её элементах; Отработать навыки решения задач по данной теме; |
Повторить виды углов |
Вопрос 16; |
П.21, №144, 145, 147 |
22/12 |
Построения циркулем и линейкой (п.22) |
1 час |
|
|
Дидакт.раздат.материал Презентация |
Дать представление о задачах на построение; рассмотреть наиболее простые задачи на построение; |
Пр.стр.52 пос.1; |
Вопросы 17-21 стр.50 учебника; |
П.22, 23, № 153. |
23/13 |
Примеры задач на построение (п.23) |
1 час |
|
Сам.раб стр. 53,54 пос.1; |
Дидакт.раздат.материал Презентация |
Научить решать задачи на построение; |
|
Вопросы 18 – 21; |
№ 149, 152, 154 |
24/14 |
Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники». |
|
|
Контр.раб. стр.118 пос.2; |
|
Проверить усвоение изученного материала |
|
Повторить понятие прямой, луча; понятие параллельных прямых; |
Выполнить любые 2 номера по выбору |
Знания, умения и навыки по теме: 1.Умение найти равные треугольники, применив подходящий признак равенства треугольников. 2.Умение доказать их равенство. 3.Решение задач по готовым чертежам. 4.Самостоятельное выполнение рисунка по условию задачи. 5. Умение выполнять построения с помощью циркуля и линейки. |
|||||||||
Параллельные прямые - 9 часов. |
|||||||||
25/1 |
Анализ контр.раб.2 Определение параллельных прямых (п.24) |
1 час |
|
Тестирование стр.126; пос.2 |
Дидакт. раздат. материал Презентация |
Устранить пробелы в знаниях; Ввести понятие накрест лежащих односторонних и соответственных углов; Рассмотреть признаки параллельности прямых; |
Пр. №194 |
Повторить понятие прямой, луча; понятие параллельных прямых; |
П.24, 25, №186, 187 Вопросы 1 - 5 |
26/2 |
Признаки параллельности двух прямых (п.25) |
1 час |
|
Тесты стр.126,пос.2 стр.129,пос.2 |
Готовые чертежи Презентация |
Совершенствовать навыки доказательства теорем; Закрепить навыки решения задач; |
Пр. №195 |
Вопросы 1-6 стр.68 учебн. |
П.24, 25, №188, 189, 190 Вопросы 3 - 5 |
27/3 |
Практические способы построения параллельных прямых (п.26) |
1 час |
|
Сам.раб.стр.132,пос.2. |
угольник линейка, циркуль Презентация |
Совершенствовать навыки решения задач; Ознакомить уч-ся с практ. способами построения параллельных прямых; |
Пр.задан.стр.134, пос.2 |
Повт.п.24-26 учебника |
П.26, №191, 192, 194. |
28/4 |
Решение задач по теме: «Признаки параллельности прямых» |
1 час |
|
Сам.раб.стр. стр.136,пос.2 |
Дидакт. раздат. материал |
Совершенствовать навыки решения задач; |
|
|
№193, 195 |
29/5 |
Аксиома параллельных прямых. (п.27) |
1 час |
|
|
Дидакт. раздат. материал |
Ввести понятие аксиомы; Рассмотреть аксиому параллельных прямых и её следствия; |
Повторить медиану, биссектрису, высоту; |
Вопросы 7-11 стр.68 учебника |
П.27, 28; №196, 198, 200 |
30/6 |
Свойства параллельных прямых (п.28) |
1 час |
|
Тестирование |
Тесты Презентация |
Рассмотреть свойства параллельных прямых; Показать уч-ся их применение; |
Повторить перпендикулярность прямых; |
Повт.п.15-28 учебника |
Решить задачи по готовым чертежам; |
31/7 |
Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми (п.29) |
1 час |
|
Сам. Решение задач по готовым чертежам; |
Дидакт. раздат. материал |
Закрепить признаки параллельных прямых, свойства и аксиому; Совершенствовать навыки решения задач |
Лаб.раб. №3, 2007 стр.15 |
Вопросы 1 -15 стр.68 учебника; |
№208, 210, 211, 212. |
32/8 |
Решение задач по теме: «Параллельные прямые» |
1 час |
|
Сам.раб стр.150,пос.2стр.155,пос.2Раб.по карточкам стр.75,пос.1. |
Дидакт. раздат. материал |
Совершенствовать навыки решения задач на применение свойств и признаков параллельности прямых; |
Пр. №196 |
Повт. п.24-29 учебника; Вопросы 1-15 стр.68 учебника; |
Решить задачи по готовым чертежам |
33/9 |
Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» |
1 час |
|
стр.170,пос.2 стр.78,пос.1 |
Карточки с индивид. самостоят. работой |
Проверить усвоение изученного материала |
|
Повторить понятие прямой, луча; понятие параллельных прямых; |
Выполнить любые 2 номера по выбору |
Соотношения между сторонами и углами треугольника – 16 часов |
|||||||||
34/1 |
Теорема о сумме углов треугольника (п.30) |
1 час |
|
Тестирование |
Дидакт. раздат. материал Презентация |
Доказать теорему о сумме углов треугольника, её следствия; Научить решать задачи; |
Практич.раб по определению суммы углов треугольника. Лаб.раб. №3, 2007 стр.16 |
Вопросы 1-2; |
П.30, №224, 228, 230 |
35/2 |
Виды треугольников |
1 час |
|
Тест стр.185 пос.2. |
Тесты Презентация |
Ввести понятии остроугольного, прямоугольного, тупоугольного треугольников; |
Практич. работа |
Вопросы 3 – 5; |
П.31, №233, 234, 235 |
36/3 |
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника (п.32) |
1 час |
|
Сам.раб. стр.190 пос.2. |
Дидакт. раздат. материал Карточки с индивид. самостоят. Работой |
Рассмотреть теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника; |
|
Вопрос 6; |
П.32; №236, 237 |
37/4 |
Решение задач по теме: «Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника |
1 час |
|
|
Дидакт. раздат. материал |
Рассмотреть следствия теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника; |
Повторить медиану, биссектрису, высоту; |
Вопросы 6-8; |
П.32, №242, 244, 245 |
38/5 |
Неравенство треугольника (п.33) |
1 час |
|
Тестирование; |
Дидакт. раздат. материал |
Рассмотреть теорему о неравенстве треугольника и показать его применение при решении задач; |
Практ.раб. по сравнению суммы двух сторон с третьей Лаб.раб. №3, 2007 стр.15 |
Вопрос 9 |
П.33, №250, 251, 239. |
39/6 |
Подготовка к контрольной работе №4 |
1 час |
|
Сам.раб.стр.202 пос.2 Тест стр.71 пос.4 |
Дидакт. раздат. материал |
Совершенствовать навыки решения задач; Подготовить уч-ся к предстоящей к/работе по данной теме; |
|
|
№296, 297, 298 |
40/7 |
Контрольная работа №4 по теме: «Сумма углов треугольника |
1 час |
|
Контр.раб. стр.205 пос.2 Контр.раб.стр.80 пос.4 |
Карточки с индивид. контрольной работой |
Проверить усвоение изученного материала |
|
Повторить понятие прямой, луча; понятие параллельных прямых; |
Выполнить любые 2 номера по выбору |
41/8 |
Анализ контр.раб.№4 |
1 час |
|
Тестирование |
|
Устранить пробелы в знаниях уч-ся; Научить уч-ся находить и исправлять свои ошибки; |
|
Повторить все виды треугольников; |
Выполнить любые 2 номера по выбору |
42/9 |
Прямоугольные треугольники и их свойства |
1 час |
|
Тестирование |
Дидакт. раздат. материал Презентация |
Рассмотреть свойства прямоугольных треугольников; Научить решать задачи; |
Практ. №270 |
Повторить медиану, биссектрису, высоту; |
П.34, №255, 256, 258 |
43/10 |
Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники и их свойства». |
1 часа |
|
Сам.раб.стр.227 пос.2 |
Дидакт. раздат. материал |
Закрепить основные свойства прямоугольных треугольников; Рассмотреть признак прямоуг. треугольников |
|
Повт.п.30-35 Вопросы 10-11 |
П.34, №255, 256, 258 |
44/11 |
Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников. |
1 час |
|
Сам.работа Тестирование |
Карточки с индивид. работой |
Закрепить основные свойства прямоугольных треугольников; Рассмотреть признак прямоугольного треугольника; |
|
Вопросы 12-13 |
П.35 |
45/12 |
Признаки равенства прямоугол. Треугольник. |
1 час |
|
Тестирование |
Дидакт. раздат. материал Презентация |
Рассмотреть призн. равенства прямоугольных треугольников; Научить решать задачи; |
|
Повторить признаки равенства треугольников; |
П.35. №262, 264, 265 |
46/13 |
Прямоугольный треугольник. Решение задач. |
1 час |
|
Сам.раб.стр227 пос.2. |
Дидакт. раздат. материал Презентация |
Привести в систему знания уч-ся по теме: «Прямоугольный треугольник» |
|
Повторить параллельные прямые |
П.36, №268, 269, 270 |
47/14 |
Расстояние от точки до прямой. (п.37) |
1 час |
|
Сам.раб.стр.97 пос.1. |
Презентация Карточки с индивид. работой |
Ввести понятие наклонной; Рассмотреть свойство параллельных прямых; |
|
Вопросы 14 - 18 Повт. п15-33 |
П.37, №272, 277 |
48/15 |
Построение треуг. по 3 элементам . п.38 |
1 час |
|
Сам.раб.стр.242 пос.2 |
Циркуль, линейка Презентация |
Рассмотреть задачи на построение треугольника по трём элементам; Совершенствовать навыки решения задач; |
Практ.раб по 3 элем. Стр.236 пос.2 |
Вопросы 19 - 20 |
П.38, №287, 289, 274 |
49/16 |
Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольный треугольник» |
1 час |
|
Контр.раб. стр.253 пос.2 Контр.раб.стр.80 пос.4 |
Карточки с индивид. контрольной работой |
Проверить усвоение изученного материала |
|
|
Выполнить любые 2 номера по выбору |
Знания, умения и навыки по теме: 1.Расширить знания учащихся о треугольниках. 2.Сформировать представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга. 3.Уметь доказывать теоремы: - о сумме углов треугольника и её следствия. - о соотношениях между сторонами и углами треугольника. - о неравенстве треугольника. 4.Знать определение внешнего угла треугольника, определение каждого вида треугольника, формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников, 5.Уметь применять теоремы к решению задач. 6.Уметь строить треугольник по трём элементам. |
|||||||||
Повторение. Решение задач – 3 часа. |
|||||||||
50/1 |
Повторение, решение задач за курс геометрии 7 класса |
1 час |
|
тестирование |
|
Обобщить ЗУН |
|
Повт.п1-33 |
Индивидуальные задания |
51/2 |
Итоговая контрольная работа |
1 час |
|
Контр.раб. стр.253 пос.2 |
Карточки с индивид. контрольной работой |
Проверить усвоение изученного материала |
|
|
Выполнить любые 2 номера по выбору |
52/3 |
Анализ контрольной работы |
1 час |
|
|
|
Анализ ошибок к/р, работа над ошибками |
|
|
|
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ |
Тема контрольной работы |
Дата |
1. |
Контрольная работа №1 по теме: «Основные свойства геометрических фигур» |
|
2. |
Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники». |
|
3. |
Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» |
|
4. |
Контрольная работа №4 по теме: «Сумма углов треугольника |
|
5. |
Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольный треугольник» |
|
6. |
Итоговая контрольная работа |
|
Критерии оценок по математике
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
-
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
-
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди
погрешностей выделяются ошибки и
недочеты. Погрешность считается ошибкой,
если,
она свидетельствует о том, что
ученик не овладел основными знаниями,
умениями, указанными в
программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, саморешение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
-
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
-
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую терминологию и символику;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность
и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, по показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; •S в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мерс.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»