Муниципальное
бюджетное образовательное
учреждение
«Кардымовская средняя
общеобразовательная школа
имени
Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Смоленской области
УТВЕЖДАЮ
Заместитель
директора по УВР МОУ «Кардымовская
СОШ»
____________________ И.А.Буц
«_____»_____________2013 год
Рабочая программа
Предмет: окружающий мир
Класс ___2 А, Б___
Всего часов на изучение программы ___68 ___
Количество часов в неделю ____2____
РАССМОТРЕНО
И СОГЛАСОВАНО
НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Протокол №
_________
от «____»___________2013 г.
Руководитель
МО
_____________ О.И.Пономарева
СОСТАВЛЕНО
УЧИТЕЛЯМИ
начальной школы
Высшей квалификационной категории
Ермаченковой
Людмилы Викторовны
1 квалификационной
категории
Серковой Надежды Викторовны
п. Кардымово
2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса составлена на основе основной программы начального общего образования, авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» 1 – 4 класс 2012 года издания (электронный вид), утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2010 г.
Цель – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственноэтических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Концептуальные положения учебного предмета «Окружающий мир»
Этот курс интегративный, объединяющий знания о природе, человеке и обществе. В качестве линий интеграции содержания выступают положения:
-
окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;
-
опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;
3) природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
Логика изложения и содержание авторских программ полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебному плану, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество учебных часов по предмету «Окружающий мир» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год (68 ч. =68ч.)
На изучение учебного предмета «Окружающий мир»» во 2 классе отводится: количество часов в год – 68;
количество часов в неделю – 2;
Содержание программы реализуется по следующим учебникам:
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. – 2011
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. –2012
Количество часов по каждому разделу программы соответствует авторской. Тематическое планирование не изменялось и полностью соответствует авторскому варианту.
Окружающий мир. Рабочая программа для новых учебников, рабочих и тестовых тетрадей, изданных для 2 класса в 2011 году (ФГОС)
Дата |
№ и тема урока Страницы учебника, рабочей тетради и тестовых заданий |
Решаемые на уроке проблемы |
Формируемые |
Деятельность учащихся |
||||
понятия |
УУД |
|||||||
Раздел I. Человек и природа – 10 часов |
||||||||
|
1. Повторение учебного материала, изученного в 1 классе Учебник – с. 4–5; Рабочая тетрадь – с. 3–6; |
Актуализировать знания учащихся об окружающем мире, проверить, что они запомнили, чему научились. |
Закрепляем полученные в 1 классе предметные знания о живой природе. |
Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания. |
Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. |
|||
|
2. Что нас окружает Учебник – с. 6–7; Рабочая тетрадь – с. 7; |
Как учёные называют окружающие предметы. Какими могут быть источники информации о них, какими способами её представляют. Что значит «прочитать» схему. |
Тело, тела природы, изделия человека; учебная статья, научно-популярный, художественный тексты, иллюстрация, условный знак, схема, таблица, собственные наблюдения, опыт, модель как источники информации. |
Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. |
Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока (какие была поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали). |
|||
|
3. Человек – часть живой природы Учебник – с. 8–9; Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9; |
К какой части окружающего мира относится человек, с какой группой живых существ он имеет наибольшее сходство. Чем человек отличается от других живых существ. |
Человек – часть живой природы, разумное существо. |
Умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
4. Человек – разумное существо Учебник – с. 10–14; Рабочая тетрадь – с. 10–11, задания 10, 11, 12; |
Что в первую очередь научился делать человек. Чем дома людей отчитаются от жилищ животных. Что создал человек, чтобы облегчить свой труд. Почему люди стали изобретать средства передвижения. |
Изобретатель, орудие труда, инструменты, научные приборы, бытовая техника; средства передвижения. |
Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста; рассуждать и проверять свои выводы. |
Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками. |
|||
|
5. Здоровье человека. Значение природы для здоровья Учебник – с. 15–18; Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13–18. |
Что такое здоровье, что может повредить его. Что надо делать, чтобы сохранить здоровье. Кого называют закалённым человеком, как им стать. |
Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня. |
Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. |
Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради. |
|||
|
6, 7. Органы чувств, их гигиена Учебник – с. 19–27; Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23. |
Чем важны органы чувств, какую информацию об окружающем человек получает с их помощью. Что опасно для их здоровья. Как беречь органы чувств, как сохранять остроту зрения, слуха и чувствительность кожи. Как оказать первую помощь при небольших травмах. |
Функции органов чувств, их гигиена; правила безопасного поведения; первая помощь при обморожении, ожоге, порезе. |
Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций и представлять её в разных формах. |
Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; моделируют различные ситуации, в которых могут оказаться дети; составляют советы, как беречь здоровье органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
||||||||
|
8. Чистота – залог здоровья Учебник – с. 29–31; Рабочая тетрадь – с. 15, 16, задание 24, 25; |
Почему чистота важна для здоровья. Что такое личная гигиена. Какие правила поведения надо соблюдать, чтобы сохранять своё здоровье. |
Болезнетворные микробы, правила ухода за кожей. |
Умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную информацию в вербальной форме; умение давать аргументированный ответ. |
Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. |
|||
|
9. Зелёная аптека Учебник – с. 32 – 35. |
Какое значение имеют растения для природы, человека. Какие растения помогают человеку справиться с болезнями. Как правильно собирать лекарственные растения, о чём надо помнить при этом. |
Лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств. |
Умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков; умение работать в паре; умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение. |
Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие); рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений; обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу; готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию). |
|||
|
10. Азбука безопасного поведения Учебник – с. 36–44; Рабочая тетрадь – с. 16–17, задания 26–28; |
Какие опасности подстерегают человека в природе. Что может быть опасным дома и на улице. Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми. |
Правила безопасного поведения в природе, дома, на улице. |
Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении разных домашних работ, как вести себя с незнакомыми людьми; моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы, которые даны в учебнике. |
|||
Раздел II. Человек и общество – 8 часов |
||||||||
|
11. Человек – член общества Учебник – с. 46–48. |
Что даёт человеку природа. Что такое «общество». Что люди делают сообща. Что значит, быть человеком полезным обществу. |
Человек - общественное существо; условия благополучия общества, общественный порядок. |
Умение выделять в тексте основную мысль и находить ответы на вопросы. |
Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества. |
|||
|
12. Разнообразие профессий людей Учебник – с. 49–51; Рабочая тетрадь – с. 18–19, задания 1–4. |
Что такое «профессия». Что научился делать человек, что изобрёл, чтобы облегчить свой труд. Чем важны профессии учителя, эколога. |
Профессия, автомат, робот, эколог, экологическая проблема. |
Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций. |
Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. |
|||
|
13. Как мы общаемся. Правила этикета Учебник – с. 52- 62; Рабочая тетрадь – с. 20, задание 5. |
Для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать. Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах |
Общительный человек, умение вести беседу, жест. Правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми, в общественных местах. |
Моделировать ситуации общения с использованием разных его форм. Умение следовать правилам этикета, вежливого общения, умение работать в паре. |
Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке; составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради. |
|||
|
14. Физическая и духовная красота человека Учебник – с. 63–69; Рабочая тетрадь – с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23, задания 11, 12. |
Какого человека можно назвать красивым, как им стать. Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми. |
Физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера. Настроение, эмоции положительные и отрицательные, умение управлять эмоциями. |
Умение давать нравственную оценку поступкам, взаимоотношениям с друзьями, одноклассниками, взрослыми. Умение оценивать своё состояние и окружающих людей, умение сдерживать отрицательные эмоции. |
Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота, каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого человека, оценивают поступки детей и свои; размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции; обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей, приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций, оценивают поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям. |
|||
|
15. Друзья, их значение в жизни людей Учебник – с. 70–73; Тестовые задания - с. 16-18, тест № 4. |
Кого можно назвать другом. Как поступают настоящие друзья. |
Друг, дружба, дружный коллектив. |
Умение давать оценку своим поступкам и одноклассников. |
Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты. |
|||
|
16. Семья. Родственники Учебник – с. 74–77; Рабочая тетрадь – с. 24, задания 13–16. |
Что такое семья. Какими бывают семьи. Кого называют родственниками. Как составить родословную семьи. |
Семья, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная. |
Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. |
Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради;готовят рассказ о своей семье по предложенному плану. |
|||
|
17. Семейные заботы и традиции Учебник – с. 80–85; Рабочая тетрадь – с. 25-27, задания 17–20. |
Какую семью можно назвать дружной. Какие есть обязанности у членов семьи. Что такое семейные традиции, какими они могут быть. |
Забота, обязанность, взаимопомощь; личные и семейные, мужские и женские дела; семейная традиция, реликвия; потомственная профессия. |
Умение давать оценку значению семьи в жизни человека и своему отношению к своим родным. |
Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий. |
|||
|
18. Родословная семьи Учебник – с. 86; Рабочая тетрадь – с. 28-30, задания 21-24; |
Что такое проектная работа, как её выполняют и как представляют результаты исследований. |
Выбор темы и проблем, которые исследуются. Выбор источников информации, как с ними работать. Возможные формы презентации результатов исследования. |
Умение выполнять проектную работу и презентовать её. |
Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста. |
|||
Раздел III. Природа вокруг тебя – 29 часов |
||||||||
|
19. Кто и как изучает природу Учебник – с. 88–91; Рабочая тетрадь – с. 31, задание 1. |
Как человек познаёт окружающий мир. Кто такие учёные, какими способами они изучают природу. |
Наука, учёный, законы природы; наблюдения, опыт, приборы, измерения. |
Умение находить нужную информацию в тексте, ставить познавательную задачу и планировать её решение. |
Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке. |
|||
|
20. Природные тела и явления Учебник – с. 92–95; Рабочая тетрадь – с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7. |
Что учёные называют телом, что - природным явлением. Какие природные явления происходят в неживой и живой природе. |
Явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы. |
Умение читать и составлять простые схемы, таблицы. |
Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
21, 22. Разнообразие облаков Учебник – с. 96–97; Рабочая тетрадь – с. 34-35, задания 9-11; |
Что такое облака, из чего они состоят, почему образуются. Чем туман отличается от облака, в чём их сходство. |
Водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака. |
умение соотносить текстовую и графическую информацию; умение высказывать и аргументировать свои предположения; умение моделировать. |
Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. |
|||
|
||||||||
|
23. Солнце – ближайшая к Земле звезда Учебник – с. 98–101; Рабочая тетрадь – с. 36, задания 13-16. |
Что такое Солнце, почему оно светит и греет. Почему мы видим огромное Солнце небольшим кругом. |
Космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к Земле звезда. |
Умение находить в тексте основную и второстепенную информацию, соотносить видимые и реальные размеры тел, расстояний. |
Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
24. Солнце и жизнь Учебник – с. 102–103; Рабочая тетрадь – с. 37, задание 17. |
Какое значение имеет Солнце для природы и людей. Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу. Как беречься от жарких солнечных лучей. |
Положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы, правила безопасного пребывания на солнце. |
Умение анализировать рисунки, обобщать собранную информацию. |
Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки, составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника). |
|||
|
25. Звёзды и созвездия Учебник – с. 104–108; Рабочая тетрадь – с.37, 38, задание 18, задание 19. |
Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Все ли звёзды одинаковые. Почему они разного цвета. Что такое созвездие. |
Представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстоянии до них; созвездие, невооружённый глаз и телескоп, умение наблюдать яркие созвездия. |
Умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение о телах окружающего мира. |
Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию). |
|||
|
26. Кометы, метеоры, метеориты Учебник – с. 109–110; Рабочая тетрадь – с. 38, задание 20. |
Какие космические тела называют небесными «гостями». Как часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от звёзд. |
Образные представления о кометах, метеорах, метеоритах. |
Развитие пространственного мышления, умение выполнять аппликацию. |
Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради. |
|||
|
27. Земля – планета Учебник (2 часть) – с. 3-7; Рабочая тетрадь №2 – с.3, задания 1-3. |
К каким космическим телам относится Земля, какова её форма, размеры. Чем планеты отличаются от звёзд. Когда люди окончательно убедились, что Земля шарообразна. |
Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль. |
Умение ставить познавательную задачу, работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. |
Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. |
|||
|
28. Движение Земли Учебник(2 часть) – с. 8–10; Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6. |
Что является причиной смены дня и ночи на Земле. Почему сменяются на ней времена года. Какой должна быть модель Земли. |
Глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца. |
Умение работать с предметными моделями. |
Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем) познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту; знакомятся с моделью Земли – глобусом, убеждаются, что модель отражает шарообразную форму Земли, её вращение, наклон земной оси; находят на глобусе полюса Земли, экватор; наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи; анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме; отвечают на вопросы любознательных малышей; выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
29. Луна – естественный спутник Земли Учебник(2 часть) – с. 11–13; Рабочая тетрадь №2 – с. 5, задания 7-9. |
Является ли Луна источником света и тепла. Почему её вид меняется в течение месяца, а затем повторяется. Чем различаются Солнце и Луна. |
Луна – естественный спутник Земли. |
Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом, схемами. |
Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с помощью опыта; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями). |
|||
|
30. Исследования Луны. Человек на Луне Учебник(2 часть) – с.14–15 Рабочая тетрадь №2 – с. 6-7, задания 10-13 |
Почему видны на Луне светлые и тёмные пятна. С помощью чего и как исследуют поверхность Луны. |
Астронавт, автоматическая станция, луноход, представление о лунной поверхности. |
Умение находить в тексте нужную информацию, обобщать полученные знания, аргументировать свои ответы, работать в паре. |
Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию). |
|||
|
31. Планеты, движущиеся вокруг Солнца Учебник (2 часть) – с. 16 – 17; Рабочая тетрадь – с. 8-9, задания 14-16. |
Движутся ли вокруг Солнца, кроме Земли, другие планеты. Похожи ли они на Землю. Чем особенна планета Земля. |
Представление о 9 планетах, обращающихся вокруг Солнца, астероидах – малых планетах. |
Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. |
Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца; сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради; рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь. |
|||
|
32. Разнообразие космических тел. Обобщающий урок Учебник (1 часть) – с.98–110, учебник (2 часть) – с. 3-17; |
Обобщаем знания по теме «Небесные тела». Проверяем умения различать и классифицировать космические тела. Анализируем, насколько успешно усвоены учащимися УУД. |
Проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты. |
Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов. |
Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. |
|||
|
33. Поверхность Земли. Материки и океаны Учебник (2 часть) – с. 18–23, второй форзац учебника (1 часть); Рабочая тетрадь №2 – с. 10-11, задание 17, с. 12 задание 18. |
Что изучает наука география. Что называют её вторым языком. Как изображают земную поверхность на глобусе и карте. Какие её два вида преобладают на планете Земля. Сколько на Земле материков и океанов |
Наука география; карта, глобус, условные обозначения на картах; океан, материк, остров, полуостров. |
Умение работать со схемами и круговыми диаграммами, умение пользоваться условными обозначениями. |
Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; ставят учебную задачу (научиться читать карту – расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами, выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике. |
|||
|
34. Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними Учебник (2 часть) – с. 24-27; Рабочая тетрадь №2 – с. 12, задания 19-20, с. 13, задания 21, 22. |
Какие формы суши преобладают на земной поверхности. Что называют равниной, какой она бывает. Что такое холм, овраг. |
Формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнины, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами. |
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки, соотносить текстовую и графическую информации. |
Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают об использовании равнин человеком, о причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах – курганах и для чего их используют; выполняют задания в рабочей тетради, моделируют холмы и овраги из пластилина. |
|||
|
35. Горы, их разнообразие Учебник (2 часть) – с. 28–30; Рабочая тетрадь №2 – с. 14, задания 23, 24. |
Какими бывают горы. Как изображают их на карте. Как называются части горы, какими они бывают. |
Гора, её части (вершина, склон, подошва склона); горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор. |
Умение извлекать информацию с помощью условных знаков (карты); моделировать объекты окружающего мира. |
Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые имеются); ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
36. Горы и люди. Безопасное поведение в горах Учебник (2 часть) – с. 31–34; Рабочая тетрадь №2 – с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27. |
Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Чем опасны горы. |
Горная долина, пропасть, тоннель; снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; альпинист, правила безопасного поведения в горах. |
Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников, умение работать с блок-схемами алгоритмов. |
Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах; оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты, выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
37. Экскурсия. Формы суши родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 17, задание 28. |
Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике. |
Умение различать разные формы суши. |
Умение представлять результаты наблюдений в разной форме; эстетическое восприятие природы. |
Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). |
|||
|
38. Земля и её поверхность. Обобщающий урок Учебник (2 часть) – с. 18-34; |
Обобщаем изученное в этом разделе, проверяем усвоение основных понятий и универсальных учебных действий. |
Основные понятия, подлежащие контролю, - материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист. Правила безопасного поведения в горах. |
Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами. |
Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. |
|||
|
39, 40. Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей Учебник (часть 2) – с. 35–38; Рабочая тетрадь №2 – с. 18, задания 29-31, с.19, задания 32, 33. |
Что такое водоём. Какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан. |
Мировой океан, океан, море, морская вода; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море. |
Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей, своё собственное. |
Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы – океаны, определяют частью каких океанов являются некоторые моря (по заданию в рабочей тетради); выполняют опыт, моделируя морскую воду; рассказывают о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила безопасного поведения на море; сочиняют экологическую сказку о море (по желанию). |
|||
|
||||||||
|
41, 42. Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей Учебник (часть 2) – с. 39–43; Рабочая тетрадь №2 – с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39. |
Какую воду называют пресной. Что такое река, какие у неё есть части. Какими могут быть реки. Чем важны реки для людей, чем они опасны. |
Пресная вода; естественный, искусственный водоёмы; река – постоянный поток пресной воды; части реки - исток, приток, устье, русло; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция. |
Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами. |
Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину; рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке) по информации, данной на первом форзаце учебника. |
|||
|
||||||||
|
43, 44. Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России Учебник (часть 2) – с. 44–49; Рабочая тетрадь №2 – с. 23, 24 задания 40-43. |
Чем различаются пресные водоёмы. Чем озеро отличается от пруда, от болота. Какие озёра самые большие, самые глубокие на Земле. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды. |
Озеро, пруд, болото; правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. |
Умение работать текстовой и графической информацией, с рисунками-схемами; эстетическое восприятие природы. |
Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47); выполняют задания в рабочей тетради, готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию. |
|||
|
45. Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов Учебник (часть 2) – с. 50–52; Рабочая тетрадь №2 – с. 25, задание 44, с. 26, задание 45. |
Какое значение имеет пресная вода для природы и человека. Много ли на Земле питьевой воды, из каких источников её берут. Как можно сохранять чистоту водоёмов с питьевой водой. |
Питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды; меры экономного расходования питьевой воды. |
Умение работать с разными источниками информации; давать нравственную оценку отношению людей к природе. |
Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке. обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов; |
|||
|
46. Экскурсия. Водоёмы родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 27-28, задания 46-49. |
Наблюдение разных видов водоёмов в своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике. |
Умение различать разные виды водоёмов. |
Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. |
Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями)). |
|||
|
47. Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок Учебник (2 часть) – с. 35-52; Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50. |
Обобщаем знания по теме «Водоёмы», проверяем усвоение основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. |
Естественный и искусственный водоёмы; океан, море, река, озеро, пруд, болото, водохранилище, пруд, канал; пресная и морская (солёная) вода; части реки - исток, приток, устье; правила безопасного поведения на воде |
Умение различать (и изображать) объекты окружающего мира по их отличительным признакам, объединять и распределять их по существенным признакам; умение работать со схемами, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов. |
Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. |
|||
Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 ч. |
||||||||
|
48. Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство Учебник (2 часть) - с. 53–58; Рабочая тетрадь №2 – с.30, задания 1, 2. |
Что такое Родина и «малая родина». Чем отличается Россия от других стран мира. Кого называют гражданином России. Чем различаются народы разных национальностей. |
Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край. |
Умение работать с текстовой и графической информацией, выделять главную мысль, находить определение понятий, анализировать рисунки, рисунки-схемы, фотографии, составлять небольшое сообщение (о своей «малой родине»). |
Составляют представление о России по рисунку-схеме, проверяют его по учебному тексту; выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их; рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, готовят национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию). |
|||
|
49. Российская Федерация, её государственные символы Учебник (2 часть) – с. 59–61, второй форзац учебника; Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 3. |
Как называется наше государство. Что относится к государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть границы государства, кто их охраняет. |
Российская Федерация, республика, край, область; государственная граница (сухопутная, морская), армия; герб, флаг, гимн России; . |
Умение отличать государственные символы России от других государств, воспитание патриотизма. |
Актуализируют свои знания о государстве, его символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов, содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных символах (по выбору). |
|||
|
50. Конституция – основной закон государства. Государственные праздники Учебник (часть 2) – с. 62–67 Рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание 4; |
кто им управляет Что такое закон. Где записаны законы государства. Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник. |
Президент, закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, ребёнка; международный, государственный, национальный и др. праздники. |
Умение работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы. |
Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребёнка (они выделены международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с государственными праздниками, международными Днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России. |
|||
|
51. Москва – столица России Учебник (часть 2) – с. 68–71. |
Какой город является столицей современной России. Всегда ли Москва была столицей нашего государства. Чем славятся Москва, Санкт–Петербург, Великий Новгород. |
Столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт–Петербурга. |
Умение выполнять проектную работу. |
Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города). |
|||
|
52. Российские города. Учебник (2 часть) - с. 72–76; |
Чем известны и примечательны некоторые города России. За какие заслуги городу присваивают звание «город-герой». Какие города называют городами воинской славы. Как дают имена городам, что отражают на их гербах. |
Город-герой, город воинской славы, город-миллионер; культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города. |
Умение осуществлять поиск информации в дополнительной литературе, выделять нужную информацию из текста (учебного, научно-популярного, художественного) из иллюстраций, умение представлять собранную информацию; умение выполнять тестовые задания разных типов. |
Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы; выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами; размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем городе; рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе. |
|||
|
53. Родной город (село), его достопримечательности Тестовые задания – с. 49, задание 1. |
Продолжить формировать умение выполнять проектную работу. |
|
Умение выполнять проектную работу; тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов. |
В начале урока ученики выполняют задание в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они должны за ними ухаживать. Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе. |
|||
|
54. Горожане и селяне. Проблемы современного города Учебник (2 часть) – с. 77–82; Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6 |
О чём думают архитекторы, когда проектируют город, какие зоны выделяют в нём. Чем различаются улицы больших городов. Какие службы есть в городах, чем они занимаются. Чем опасны свалки отходов. Как надо собирать отходы, как их перерабатывать. |
Архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь; отходы городского хозяйства и бытовые, свалка, контейнер для сбора отходов; правила безопасного и экологически грамотного поведения в городе и за городом. |
умение работать со словарём; умение ставить познавательную задачу и решать её с помощью опыта, выполнять простые опыты. |
Рассуждают, чем отличается город от села (деревни), чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе; сравнивают условия жизни горожан и селян, анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям; рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней, обсуждают чем опасны свалки отходов; предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор; выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом, выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
55. Проблемы современного города (продолжение) Учебник (2 часть) – с. 83–85; Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9. |
Транспортные проблемы современного города. Каким бывает наземный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть. |
Транспорт, пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, общественный, личный; правила безопасного поведения на транспорте. |
Умение проводить наблюдения, анализировать их; работать с блок-схемами алгоритмов. |
Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы; Обсуждают правила безопасного поведения на транспорте; выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
56, 57. Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании Учебник (2 часть) – с. 86–89; Рабочая тетрадь № 2 – с. 36 - 38, задания 10-15; |
Какие виды водного и воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт, для городских жителей, как их можно решить. |
Водный и воздушный транспорт; экологические проблемы, связанные с транспортом. |
Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. |
Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки; обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. |
|||
|
||||||||
Раздел V. Человек – творец – 11 часов |
||||||||
|
58. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог Учебник (2 часть) – с. 90–93 Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16. |
Какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся. О чём можно узнать в музеях. Чем важна профессия археолог. |
Музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи. |
Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. |
Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради. |
|||
|
59. Старинные и современные предметы одежды и быта Учебник (2 часть) – с. 94-96; Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 17, с. 40, задание 18. |
Какими были старинные предметы быта, одежда и обувь, чем они отличались от современных вещей. |
Быт, утварь, ухват, кочерга, русская печь, чугунок, туесок, самовар, коромысло, кафтан, сарафан, зипун, лапти; лампада, факел, керосиновая лампа, свеча; правила безопасного пользования осветительными приборами. |
Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию. |
Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
60. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи Учебник (2 часть) – с. 97–101; |
Как в давние времена писали, считали, связывались друг с другом на расстоянии. |
Знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта. |
Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её. |
Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. |
|||
|
61. Художественное творчество человека Учебник (2 часть) – с. 102–103. |
Что кроме жилища, пищи, одежды ещё необходимо человеку. Что такое «искусство», какими его видами занимаются люди. |
Художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец; театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль. |
Развитие эстетического восприятия окружающего мира, умение оценивать произведения искусства. |
Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях; обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора, поэта и др.; делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников; выполняют задания в тестовой тетради. |
|||
|
62. Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Дополнительные источники информации. |
Какими способами можно представить знания о природе, человеке, обществе. |
Художественное и научное представление знаний об окружающем мире. |
Умение выполнять и презентовать проектное исследование. |
Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию (короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание, стихотворение и др.) |
|||
|
63. Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия Учебник (2 часть) – с. 104-105; Рабочая тетрадь № 2 – с. 41-42, задания 19-23. |
Какой предмет называют симметричным. Какую симметрию называют осевой (зеркальной). |
Симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии; осевая симметрия, линия симметрии; умение различать симметричный и несимметричный предметы, проводить линию симметрии. |
Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений; умение различать предметы по их отличительным признакам. |
Наблюдают (рассматривают) различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя; выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; «играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в нём предметов, находят его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно предметы на столе. |
|||
|
64. Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии Учебник (2 часть) – с. 105; Рабочая тетрадь № 2 – с. 43, задания 24-26, с. 44, задания 27-29. |
Как проверить, что данный предмет не обладает осевой симметрией. Как проверить, что предмет обладает центральной (поворотной) симметрией. |
Центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, обладающие центральной симметрией, находить центр симметрии. |
Умение работать с разными источниками информации. Умение применять знания в практической деятельности. |
В начале урока проверяют свои знания осевой симметрии, выполняя задания в рабочей тетради; догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией; проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение предмета на наличие осевой симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при его повороте, находят центр симметрии предметов; выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
65. Орнаментальная (переносная) симметрия. Учебник (2 часть) – с. 106; Рабочая тетрадь № 2 – с. 45, задания 30-32. |
Какой вид симметрии часто используется в узорах одежды, предметов быта, украшениях. |
элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах. |
Развитие эстетического восприятия окружающего мира; умение применять знания в практической деятельности. |
Догадываются о признаке переносной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы, где есть переносная симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради. |
|||
|
66. Виды симметрии в изделиях людей Учебник (2 часть) – с. 107-109; |
Почему люди используют симметрию в своих изделиях. Проверка усвоения знаний по разделу «Симметрия». |
Основные понятия и умения, подлежащие контролю: симметричный и несимметричный предмет, виды симметрии, умение изображать предметы, обладающие симметрией, проводить линии симметрии. |
Умение проверять и оценивать результаты своего учебного труда. |
Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. |
|||
|
67. Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе Рабочая тетрадь № 2 – с. 46. |
Проверяем предметные знания и умения работать с текстовой и графической информацией, умение оценивать свои успехи в учёбе. |
Знания объектов живой и неживой природы, изделий человека; умение различать тела и явления живой и неживой природы. |
Умение работать с иллюстрациями, текстом, находить нужную информацию, использовать её для решения учебных задач. |
Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки, находят в тексте явления, которые характерны для Мурманска, по его гербу определяют, чем занимаются его жители; выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они оценивали выполнение тестов – кружок красный – выполнил всё, доволен собой, жёлтый квадрат – допустил одну две ошибки, не совсем уверен в некоторых ответах, но знания свои считаю достаточно хорошими, зелёный треугольник – сделал только половину работы, считаю, что знания у меня посредственные. |
|||
|
68. Экскурсия «Красота природная и рукотворная» |
Наблюдение природных и рукотворных объектов с целью оценки их красоты и гармонии, творческих способностей человека. |
|
Умение подмечать красивое, примечательное, развивать эстетический вкус. |
Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. Готовят альбом о своём городе (селе). |
Планируемые результаты освоения учебной программы 2 класса
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик получит возможность узнать:
– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные
с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;
– правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;
– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;
– природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд,
водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;
– взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица,
государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;
– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);
– 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
– экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;
– смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;
понимать:
– значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;
– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;
– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;
– человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе;
– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
– Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
– край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;
научиться:
– различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и
не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;
– приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;
– описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
– определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
– объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое - безобразное, нравственное - безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
– наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;
– извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);
– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки,
аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать
в проектной деятельности;
– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение
сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);
– решения познавательных, учебных и практических задач;
– использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;
– определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их
чистоты и красоты;
– проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами
природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного
и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
– выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;
– осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины);
– создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.
Список литературы
-
www.a 21 vek.ru. (январь 2012 года)
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Формирование познавательных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий