Муниципальное
бюджетное образовательное
учреждение
«Кардымовская средняя
общеобразовательная школа
имени
Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Смоленской области
УТВЕЖДАЮ
Заместитель
директора по УВР МОУ «Кардымовская
СОШ»
____________________ И.А.Буц
«_____»_____________2013 год
Рабочая программа
Предмет: литературное чтение
Класс ___2 А, Б___
Всего часов на изучение программы ___136___
Количество часов в неделю ____4____
РАССМОТРЕНО
И СОГЛАСОВАНО
НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Протокол №
_________
от «____»___________2013 г.
Руководитель
МО
_____________ О.И.Пономарева
СОСТАВЛЕНО
УЧИТЕЛЯМИ
начальной школы
Высшей категории
Ермаченковой
Людмилы Викторовны
1 квалификационной
категории
Серковой Надежды Викторовны
п. Кардымово
2013 – 2014 уч. годПояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Основной программы начального общего образования, авторской программы О.В. Кубасовой «Литературное чтение» 1 – 4 класс 2012 года издания (электронный вид), утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2010 г.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:
•всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
•потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
•читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
•готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Концептуальные положения учебного предмета «Литературное чтение»
-
Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей через систематизацию отобранных для чтения произведений духовно-нравственного содержания и через систему заданий и вопросов к каждому тексту
-
Развитие творческих способностей учащихся
-
Обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности
-
Развитие эмоциональной сферы младшего школьника
-
Развитие речи читателя
-
Становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в мире книг
Логика изложения и содержание авторских программ полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебному плану, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество учебных часов по предмету «Литературное чтение» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год (136 ч. =136 ч.)
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится:
количество часов в год – 136;
количество часов в неделю – 4;
Содержание программы реализуется по следующим учебникам:
Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 год
Кубасова О.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2 частях. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 год
Количество часов по каждому разделу программы соответствует авторской. Тематическое планирование не изменялось и полностью соответствует авторскому варианту.
Поурочно-тематическое планирование. 2 класс (4 часа в неделю, 136 часов)
№ урока, дата |
Тема урока |
Деятельность учащихся |
|
Учебная тема: Учимся читать: Читая — думаем (29 ч) |
|||
Урок № 1. |
М.
Бородицкая «Первое сентября»; |
Воспринимают на слух художественное произведение. Определяют эмоциональное состояние персонажа и эмоциональный характер текста. Читают выразительно, передавая эмоциональный характер читаемого и соблюдая логические ударения. Рассуждают о пользе и необходимости обучения и умения хорошо читать. Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст. |
|
Урок № 2. |
К.
Ушинский «Наше Отечество»; |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Читают выборочно. Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанного произведения. Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст. Иллюстрируют прочитанное. Составляют рассказ на заданную тему. Выбирают и читают книги на заданную тему. |
|
Урок № 3. |
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; О. Дриз «Загадка» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Осваивают орфоэпические нормы. Соблюдают при чтении логическое ударение. Определяют подтекст, причинно-следственные связи. Сравнивают произведения. Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанного произведения. Иллюстрируют прочитанное. |
|
Урок № 4. |
Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалка»; М. Юдалевич «Три плюс пять» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Определяют тему текста. Определяют эмоциональный характер текста. Озаглавливают произведения способом соотнесения заголовков с текстами. Сравнивают три произведения, находя в них общее. |
|
Урок № 5. |
В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...» |
Воспринимают на слух стихотворное произведение в исполнении учителя. Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Дополняют тексты недостающими по смыслу словами. |
|
Урок № 6. |
А. Шибаев «Кто слово найдёт?» |
Воспринимают на слух стихотворное произведение в исполнении учителя. Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Дополняют текст недостающими по смыслу словами |
|
Урок № 7. |
В. Берестов «Если хочешь пить…», «Гололедица» |
Воспринимают на слух стихотворное произведение в исполнении учителя. Читают молча, а также вслух правильно, плавно и выразительно. Прогнозируют читаемое по содержанию и эмоциональной окраске. Подбирают пословицы к тексту. Соотносят рисунок с текстом. Отвечают на вопросы к тексту. Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст. Ищут и читают книги на заданную тему. |
|
Урок № 8. |
Б. Заходер «Как Волк песни пел» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Читают выборочно, находя нужный фрагмент по заданному параметру. Прогнозируют предстоящее чтение по теме, жанру и эмоциональному характеру. Выявляют подтекст. Характеризуют персонажей. Отвечают на вопросы к тексту. Наблюдают за применением приёма звукописи (ассонанса). Обращаются к словарям. Составляют словарик произведения. Читают по ролям. |
|
Урок № 9. |
|||
Урок № 10. |
С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Прогнозируют предстоящее чтение по теме и жанру. Определяют главную мысль произведения. Выбирают пословицу, выражающую главную мысль текста. Находят фрагмент текста, соответствующий иллюстрации. Озаглавливают иллюстрацию. Сравнивают тексты. Сочиняют сказочный текст. Определяют по обложке характер книги. |
|
Урок № 11. |
В. Зотов «За двумя зайцами» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Расширяют словарный запас. Выявляют главную мысль произведения. Составляют картинный план. Читают по ролям. Создают высказывание по заданной пословице. |
|
Урок № 12. |
Э. Шим «Жук на ниточке» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют главную мысль произведения. Читают по ролям. Анализируют и оценивают свою деятельность в игре «Радиотеатр». |
|
Урок № 13. |
Э. Шим «Очень вредная крапива» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют главную мысль произведения. Читают по ролям. Сравнивают два произведения. Собирают информацию по заданной теме. Составляют связный текст на определённую тему. Соотносят прочитанное произведение с обложкой книги. |
|
Урок № 14. |
Л. Н. Толстой «Косточка» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Выявляют подтекст и идею произведения. Выявляют отношение автора к персонажу. Определяют своё отношение к персонажу. Читают по ролям. Определяют жанр произведения. Ориентируются в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Находят и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 15. |
С. Прокофьева «Когда можно плакать?» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Прогнозируют содержание текста перед его чтением и во время чтения. Отвечают на вопросы к произведению. Создают небольшой связный текст в форме ответа на вопрос. Определяют и обосновывают жанр произведения. Составляют картинный план. Пересказывают в опоре на картинный план. |
|
Урок № 16. |
Е. Пермяк «Как Маша стала большой» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Отвечают на вопросы к тексту. Выявляют подтекст. Выявляют причинно-следственные связи. Рассуждают, опираясь на прочитанное. |
|
Урок № 17. |
В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Прогнозируют в процессе чтения. Определяют личное отношение к персонажам. Выделяют эпизод из текста. Выявляют идею текста. Читают по ролям. |
|
Урок № 18. |
С. Козлов «После долгой разлуки...»; В. Осеева «Сторож» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Прогнозируют читаемое. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют подтекст и причинно-следственные связи. Инсценируют фрагмент произведения. Сравнивают произведения одного автора на одну тему. Находят и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 19. |
В. Осеева «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Читают выборочно. Прогнозируют читаемое. Выявляют подтекст. Определяют отношение автора к персонажам. Отвечают на вопросы к тексту. Находят и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 20. |
В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Прогнозируют эмоциональную окраску текста до его чтения. Определяют эмоциональный характер текста. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют подтекст. Характеризуют персонажей. Отвечают на вопросы к тексту. Иллюстрируют прочитанное, стремясь к передаче эмоционального характера текста. |
|
Урок № 21. |
Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Работают с опорными словами. Озаглавливают произведение. Объясняют значения слов, исходя из контекста. Выявляют подтекст. Инсценируют прочитанное |
|
Урок № 22. |
Индийская сказка «Ссора птиц» |
Читают молча, а также вслух правильно и выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к тексту. Определяют идею произведения. Делают творческий пересказ с изменением концовки текста. |
|
Урок № 23. |
В. Берестов «Посадили игрушку на полку...»; Э. Мошковская «Всего труднее дело...» |
Читают молча, а также выразительно вслух. Определяют эмоциональный характер произведений. Выбирают пословицу, подходящую по смыслу к прочитанному тексту. Заучивают стихотворение наизусть и декламируют его. |
|
Урок № 24. |
Русская народная сказка «Самое дорогое» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к тексту. Читают по ролям. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Составляют связное высказывание. |
|
Урок № 25. |
С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Читают выборочно. Соотносят рисунок с текстом. Выявляют идею произведения. Сравнивают произведения по главной мысли. Соотносят пословицы с текстом. Читают по ролям. Выбирают и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 26. |
Русская народная сказка «Два Мороза» |
Читают выразительно. Читают выборочно. Определяют идею произведения. Словесно иллюстрируют текст. Определяют эмоциональную окраску реплик персонажей. Инсценируют прочитанное. |
|
Урок № 27. |
|||
Урок № 28. |
Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь» |
Читают молча, а также выразительно вслух. Учатся соблюдать орфоэпические нормы. Выявляют главную мысль произведения. Прогнозируют развитие событий. Наблюдают за использованием такого средства выразительности, как сравнение. Соотносят текст с пословицами. |
|
Урок № 29. |
Братья Гримм «Звёздные талеры» |
Читают молча, а также вслух плавно и выразительно. Учатся соблюдать орфоэпические нормы. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют подтекст. Определяют идею произведения. |
|
Учебная тема: Учимся читать: Читаем правильно (10 ч) |
|||
Урок № 30. |
В. Бардадым «Мы читаем!»;В. Гусев «Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот» |
Читают правильно и выразительно вслух. Учатся соблюдать орфоэпические нормы. Читают по ролям. Выбирают и читают книги на заданную тему. |
|
Урок № 31. |
Д. Биссет «Орёл и овечка» |
Читают правильно и выразительно вслух. Учатся соблюдать орфоэпические нормы. Выявляют подтекст. Выявляют и формулируют идею произведения. Отвечают на вопросы к тексту. |
|
Урок № 32 |
В. Драгунский «Заколдованная буква» |
Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы. Определяют, от чьего имени ведётся повествование. Делают словесное описание. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Находят и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 33. |
|||
Урок № 34. |
В. Драгунский «Когда я был маленький» |
Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют жанр произведения. Обмениваются читательским опытом |
|
Урок № 35. |
В. Драгунский «Не пиф, не паф!» |
Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы. Определяют эмоциональный характер текста. Характеризуют персонаж. Пересказывают прочитанное. Сочиняют песенку по образцу. Определяют жанр произведения. Ориентируются в книгах. |
|
Урок № 36. |
|||
Урок № 37. |
Н. Носов «Находчивость» |
Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы. Характеризуют персонажей. Подбирают фрагменты текста в соответствии с иллюстрациями. Читают по ролям. |
|
Урок № 38. |
Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков» |
Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы. Рисуют словесный портрет персонажа. Графически иллюстрируют прочитанное. Читают по ролям. Сочиняют сказочную историю. |
|
Урок № 39. |
Б. Заходер «Муравей» (Из Яна Бжехвы); Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка» |
Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы. Читают выразительно, решая поставленную исполнительскую задачу. Отвечают на вопросы к тексту. Определяют эмоциональный характер произведения. Определяют идею произведения. Составляют картинный план. |
|
Учебная тема: Учимся читать: Читаем быстро (8 ч) |
|||
Урок № 40. |
Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица» |
Читают вслух бегло, правильно и выразительно. Отвечают на вопросы, выявляющие жанровую специфику скороговорок. Сравнивают два произведения – народное и авторское. Иллюстрируют прочитанное. Находят и читают книги. Участвуют в конкурсе. |
|
Урок № 41. |
Р. Сеф «Апчхи!»; М. Яснов «Чучело-мяучело» |
Читают вслух бегло и правильно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют жанровое своеобразие произведений. |
|
Урок № 42. |
Р. Сеф «Бесконечные стихи»; Э. Мошковская «Болельщик» |
Читают вслух бегло, правильно и выразительно. Анализируют заголовок. Прогнозируют тематику текста перед чтением. Определяют образ лирического героя и характеризуют его. Выявляют идейное содержание произведения. Отвечают на вопросы к произведениям. Заучивают наизусть стихотворный текст. |
|
Урок № 43. |
Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка» |
Читают вслух бегло, правильно и выразительно. Прогнозируют на уровне предложения и текста. Отвечают на вопросы к текстам. Выявляют мотивацию поведения персонажа. Определяют своё отношение к персонажу. Определяют эмоциональный характер текста. Читают по ролям |
|
Урок № 44. |
В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится» |
Читают вслух бегло, правильно и выразительно. Определяют причинно-следственные связи. Читают по ролям. Рассуждают на заданную тему. Находят и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 45. |
Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» |
Читают вслух бегло, правильно и выразительно. Характеризуют персонажей. Озаглавливают текст. Наблюдают над использованием художественного повтора и определяют его роль в тексте. Иллюстрируют прочитанное. Определяют жанр произведения. Ориентируются в содержании (оглавлении.) |
|
Урок № 46. |
Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения» |
Читают вслух бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Прогнозируют жанр произведения по его заголовку. Определяют образ рассказчика. Обсуждают характер отношения рассказчика к персонажу Характеризуют персонаж. Определяют личное отношение к персонажу. Делают пересказ эпизода от иного лица. |
|
Урок № 47. |
|||
Учебная тема: Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч) |
|||
Урок № 48. |
Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Тренируют мелодику разговорного голоса. Участвуют в обсуждении заданной темы. Словесно иллюстрируют произведение. Учат наизусть стихотворение. Выбирают и читают книги на заданную тему. |
|
Урок № 49. |
С. Воронин «Храбрый клоун» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Читают выборочно. Выявляют причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы к тексту Сочиняют на заданные тему и жанр. |
|
Урок № 50. |
|||
Урок № 51. |
С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Разгром» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Характеризуют персонажей. Определяют эмоциональное состояние персонажей. Словесно описывают интерьер. Читают по ролям. Рассказывают о своих предпочтениях. |
|
Урок № 52. |
В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Отвечают на вопросы к тесту. Выделяют главное в содержании текста. Определяют эмоциональный характер произведения. Определяют эмоциональное состояние персонажей. Характеризуют персонажей. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Иллюстрируют прочитанное. |
|
Урок № 53. |
Ю. Ермолаев «Два пирожных» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Читают выборочно. Определяют эмоциональное состояние персонажей. Читают по ролям. |
|
Урок № 54. |
Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Определяют эмоциональный характер фрагментов текста. Определяют настроение персонажа. Выбирают и читают книги на заданную тему. |
|
Урок № 55. |
Е. Благинина «Посидим в тишине» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Характеризуют персонаж. Работают над партитурой для выразительного чтения (отмечают паузы). Заучивают наизусть стихотворный текст и декламируют его. Систематизируют книги по жанрам. |
|
Урок № 56. |
И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Читают выборочно. Выявляют мотивацию персонажей. Определяют эмоциональное состояние персонажей. Словесно иллюстрируют прочитанное. Составляют партитуру для выразительного чтения (отмечают паузы). Читают по ролям. |
|
Урок № 57. |
|||
Урок № 58. |
В. Орлов «Светлячок-маячок» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Отвечают на вопросы к тексту. Выявляют эмоциональное состояние персонажа. Инсценируют прочитанное. |
|
Урок № 59. |
С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Читают выборочно. Характеризуют прочитанное произведение. Наблюдают за использованием художественного приёма звукописи. Используют приём музыкального иллюстрирования. Читают по ролям. |
|
Урок № 60. |
К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Определяют эмоциональное состояние персонажей. Характеризуют персонажей. Определяют мораль басни. Читают по ролям. |
|
Урок № 61. |
Н. Юсупов «Серый волк» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Отвечают на вопросы к тексту. Выявляют идею произведения. Определяют жанр. Читают по ролям. |
|
Урок № 62. |
Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Наблюдают за ролью логического ударения. Определяют эмоциональный характер текста. Отвечают на вопросы к произведению. Читают по ролям. |
|
Урок № 63. |
Э. Мошковская «Говорящая кошка»; А. Фройденберг «Великан и мышь» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют эмоциональное состояние персонажа. Отвечают на вопросы к произведению. Выбирают и читают книги на заданную тему. |
|
Урок № 64. |
Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Составляют картинный план. Соотносят иллюстрацию с фрагментом текста. Читают по ролям. Создают комикс по изученному тексту. Ориентируются по обложке книги. |
|
Урок № 65. |
|||
Урок № 66. |
К. Ушинский «Спор деревьев» |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Составляют картинный план. Определяют жанр произведения. Инсценируют прочитанное. Создают связный текст. |
|
Урок № 67. |
Обобщающий урок |
Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно. Актуализируют читательский опыт. Определяют тематику произведений. Оценивают свои читательские достижения. |
|
Учебная тема: Учимся работать с текстом: Автор и его герои (21 ч) |
|||
Урок № 68. |
B. Голявкин «Про весёлую книжку»; C. Баруздин «Стихи о человеке и его делах» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Выявляют причинно-следственные связи. Определяют отношение автора к персонажу. Отвечают на вопросы к произведению. Читают по ролям. |
|
Урок № 69. |
Л. Пантелеев «Карусели» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют в произведении рассказчика и характеризуют его. Составляют картинный план. Сочиняют продолжение описанной в рассказе игры. Находят и читают книги на заданную тему. |
|
Урок № 70. |
|||
Урок № 71. |
Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Определяют, кто является рассказчиком в повествовательном произведении. Выявляют отношение автора к персонажу. Читают по ролям. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют жанр (рассказ). Создают сказочное произведение на заданную тему. |
|
Урок № 72. |
В. Голявкин «В шкафу» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выполняют словесное рисование портрета персонажа. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют образ рассказчика. Характеризуют персонажей. Определяют эмоциональное состояние персонажа. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное |
|
Урок № 73. |
|||
Урок № 74. |
А. Гайдар «Совесть» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Анализируют заголовок. Характеризуют персонаж. Выявляют мотивацию поступка персонажа. Определяют личное отношение к персонажу. Находят и читают книги на заданную тему. |
|
Урок № 75. |
Б. Юнгер «Белая роза» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют идею произведения. В устной и письменной форме выражают свои мысли по поводу прочитанного. |
|
Урок № 76. |
Г. Цыферов «Град» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Характеризуют персонаж. Выявляют мотивацию персонажа. Определяют авторское отношение к персонажу. Определяют личное отношение к персонажу. Составляют план. Сочиняют продолжение сказки. |
|
Урок № 77. |
Г. Горбовский «Розовый слон» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют авторское отношение к персонажу. Учат стихотворение наизусть. Создают высказывание в форме продолжения прочитанного. Сочиняют сказку с заданным персонажем. |
|
Урок № 78. |
Ф. Кривин «Родная коробка» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Характеризуют персонаж. Иллюстрируют прочитанное. Читают по ролям. |
|
Урок № 79. |
В. Чаплина «Мушка» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют, кто является рассказчиком в произведении. Характеризуют персонаж. Определяют жанр. Составляют картинный план. Создают связный текст. |
|
Урок № 80. |
|||
Урок № 81. |
Л. Пантелеев «Две лягушки» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Характеризуют персонажей. Выявляют главную мысль текста. Делают выборочный пересказ. Делают творческий пересказ. |
|
Урок № 82. |
Е. Пермяк «Волшебные краски» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выделяют эпизод по заданному параметру. Раскрывают смысл метафоры (без термина). Определяют главную мысль. Сравнивают персонажей разных произведений. |
|
Урок № 83. |
|||
Урок № 84. |
С. Михалков «Аисты и лягушки» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют эмоциональное состояние персонажей. Выявляют отношение автора к персонажам. Определяют идею. Читают по ролям. Находят и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 85. |
С. Козлов «Вольный осенний ветер» |
Читают молча и выразительно, вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Составляют рассказ о персонаже. Наблюдают за использованием эпитетов. Находят и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 86. |
Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Сравнивают познавательное и художественное произведения по цели высказывания. Выявляют отношение рассказчика к персонажу. Пересказывают познавательный текст. Определяют место в тексте пауз и логического ударения. Заучивают наизусть стихотворное произведение. |
|
Урок № 87. |
Русская народная сказка «Заяц-хваста» |
Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Соотносят иллюстрации с фрагментами произведения. Читают по ролям. Озаглавливают эпизод. |
|
Урок № 88. |
Обобщающий урок |
Читают молча и вслух. Отвечают на вопросы к произведению. Пересказывают текст, передавая художественное своеобразие языка. Сравнивают произведения по цели высказывания. |
|
Учебная тема: Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (9 ч) |
|||
Урок № 89. |
Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»; шотландская песенка |
Читают выразительно вслух, акцентируя голосом логическое ударение. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Наблюдают за точностью использования слов в художественном произведении. Наблюдают за использованием художественного повтора в художественно организованной речи. Иллюстрируют прочитанное графически. Применяют приём музыкального иллюстрирования. Создают текст на заданную тему. Учат наизусть стихотворный текст и выразительно декламируют его. |
|
Урок № 90. |
Б. Шергин «Рифмы» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Наблюдают за использованием рифм в художественно организованной речи. Подбирают рифмы к заданным словам. |
|
Урок № 91. |
М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль «Кузовок» (игра); А. Барто «Игра в слова» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Наблюдают за использованием рифм в художественно организованной речи. Подбирают рифмы к заданным словам. Наблюдают за использованием звукописи в художественно организованной речи. |
|
Урок № 92. |
И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре» (из Яна Бжехвы) |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют тему текста. Озаглавливают произведение. Наблюдают за использованием приёма звукоподражания в художественно организованной речи. Пользуются оглавлением учебника. |
|
Урок № 93. |
А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Наблюдают за использованием звукоподражания в художественно организованной речи. |
|
Урок № 94. |
Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Делают подбор сравнений. Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст. |
|
Урок № 95. |
И. Пивоварова «Картинки на земле»; А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...» |
Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием метафоры (без термина) в художественно организованной речи. |
|
Урок № 96. |
А. К. Толстой «Колокольчики мои...»;
С. Есенин «Черёмуха»; |
Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают за точностью использования слов в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Иллюстрируют прочитанное. Выбирают и читают книги. |
|
Урок № 97. |
В. Рахманов «Одуванчики»; Обобщающий урок |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Наблюдают за использованием художественного повтора в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием сравнения и метафоры в художественно организованной речи. Делают подбор сравнений к заданному объекту. Иллюстрируют прочитанное. Систематизируют книги. |
|
Учебная тема: Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 ч) |
|||
Урок № 98. |
Н. Сладков «Медведь и Солнце» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Наблюдают за точностью использования глаголов в художественно организованной речи. Составляют картинный план |
|
Урок № 99. |
В. Осеева «Добрая хозяюшка» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Анализируют заголовок произведения с целью выявления эмоционального подтекста. Составляют картинный план. Исполняют роль персонажа. |
|
Урок № 100. |
Б. Житков «Храбрый утёнок» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют жанр текста. Озаглавливают произведение. Озаглавливают иллюстрацию. Соотносят иллюстрацию с текстом. Ориентируются в оглавлении учебника. Ориентируются в книге по обложке. |
|
Урок № 101. |
Э. Мошковская «Жадина» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют главного персонажа произведения. Характеризуют главного персонажа. Озаглавливают текст. Составляют картинный план. |
|
Урок № 102. |
Русская народная сказка «Мена» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Составляют картинный план. Читают по ролям. |
|
Урок № 103. |
|||
Урок № 104. |
В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выделяют эпизоды из текста. Озаглавливают эпизоды. Делают словесное описание иллюстрации. Соотносят рисунок с текстом. Пересказывают. Определяют жанр. |
|
Урок № 105. |
Н. Носов «На горке» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют идею. Соотносят пословицы с идеей текста. Составляют картинный план. Читают по ролям. Инсценируют. |
|
Урок № 106. |
|||
Урок № 107. |
В. Осеева «Хорошее» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют идею произведения. Соотносят пословицы с текстом. Соотносят иллюстрации с текстом. Озаглавливают иллюстрации. Составляют картинный и вербальный план. Пересказывают по плану. Инсценируют рассказ. |
|
Урок № 108. |
Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Соотносят иллюстрацию с текстом. Озаглавливают иллюстрацию. Составляют вербальный план. Пересказывают по плану. |
|
Урок № 109. |
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» |
Читают правильно, бегло и выразительно вслух. Обсуждают прочитанное. Делают творческий пересказ (от иного лица). |
|
Урок № 110. |
|||
Урок № 111. |
С. Михалков «Бараны»; К. Ушинский «Два козлика» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Составляют партитуру для выразительного чтения (паузы, логическое ударение). Делают подробный пересказ. Делают творческий пересказ по изменённому плану. Сравнивают произведения, посвящённые одной теме. Заучивают наизусть и декламируют стихотворение. Читают по ролям. |
|
Урок № 112. |
С. Козлов «Чёрный Омут» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Анализируют заглавие произведения. Применяют приём словесного рисования. Выявляют причинно-следственные связи. Инсценируют эпизоды. Пересказывают с опорой на картинный план. Иллюстрируют прочитанное. |
|
Урок № 113. |
|||
Урок № 114. |
М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Соотносят иллюстрации с текстом. Озаглавливают иллюстрацию. Наблюдают над использованием приёма звукоподражания в художественно организованной речи. Составляют картинный план. Читают по ролям. |
|
Урок № 115. |
Е. Карганова «Как Цыплёнок голос искал» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют место логического ударения во фразе. Наблюдают над использованием приёма звукоподражания. Составляют картинный план. Читают по ролям. |
|
Урок № 116. |
Обобщающий урок |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Сравнивают произведения одного раздела. Читают по ролям. |
|
Учебная тема: В мире книг (20 ч) |
|||
Урок № 117. |
К. Ушинский «Два плуга» |
Читают молча и вслух. Анализируют иллюстрации. Выявляют идею произведения. Выбирают пословицы, созвучные с идеей произведения. Ориентируются в книгах по обложкам. |
|
Урок № 118. |
Л. Н. Толстой «Филиппок» |
Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к тексту. Характеризуют персонаж. Определяют личное отношение к персонажу. Обращаются к толковым словарям. Ориентируются в книгах по обложкам. |
|
Урок № 119. |
В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга» |
Читают молча и вслух. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы к тексту. Определяют мотивацию персонажа. Иллюстрируют прочитанное (словесно и графически). Читают по ролям. Ориентируются в книгах по обложкам. |
|
Урок № 120. |
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к тексту. Определяют мотивацию персонажа. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Ориентируются в книгах по обложкам. Находят и читают книги по заданной теме. |
|
Урок № 121. |
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Определяют главных и второстепенных персонажей. Характеризуют главного героя. Инсценируют эпизод. Наблюдают над использованием в тексте художественного повтора. Делают художественный пересказ. Озаглавливают выставку книг. Выполняют упражнения по ориентировке в группе книг. |
|
Урок № 122. |
Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Характеризуют главного героя. Определяют идею произведения. Составляют картинный план. Знакомятся с титульным листом. Учатся пользоваться оглавлением. Выбирают и читают книги по заданным жанру и теме. |
|
Урок № 123. |
М. Пришвин «Ёж» |
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Выявляют мотивацию персонажа. Выявляют причинно-следственные связи. Знакомятся с титульным листом. Учатся пользоваться оглавлением. Иллюстрируют прочитанное. Выбирают и читают книги по заданным жанру и теме. |
|
Урок № 124. |
Б. Заходер «Птичья школа» |
Читают выразительно. Читают выборочно. Прогнозируют характер книги по её обложке. Ориентируются в книгах по обложкам, форме текста, иллюстрациям. Выбирают книги по заданным параметрам и самостоятельно читают их. Учат наизусть и декламируют стихотворный текст. |
|
Урок № 125. |
Н. Носов «Затейники» |
Читают выразительно. Читают выборочно. Определяют рассказчика в повествовании. Прогнозируют характер книги по её обложке. Ориентируются в книгах по обложкам и иллюстрациям. Читают по ролям. |
|
Урок № 126. |
Н. Носов «Живая шляпа» |
Читают выразительно. Читают выборочно. Определяют тему произведения. Характеризуют персонажей. Читают по ролям. Прогнозируют характер книги по её обложке. Ориентируются в книгах по обложкам и иллюстрациям. |
|
Урок № 127. |
Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное» |
Читают правильно и выразительно. Определяют тему текста. Определяют идею произведения. Ориентируются в книгах по обложкам, предисловию и книжным иллюстрациям. Выбирают книги по заданным параметрам. |
|
Урок № 128. . |
Н. Носов «Фантазёры» |
Читают правильно и выразительно. Читают выборочно. |
|
Урок № 129 |
|||
Урок № 130. |
Б. Емельянов «Зелёная букашина» |
Читают правильно и выразительно. Читают выборочно. Выявляют функции предисловия. Ориентируются в книге по обложке, титульному листу и предисловию. Выбирают книги по заданным параметрам. |
|
Урок № 131. |
Книги о детях |
Классифицируют книги, имеющиеся на выставке. Читают выразительно вслух. Отвечают на вопросы обобщённого характера к прочитанным книгам. Читают выборочно. Пересказывают прочитанное. |
|
Урок № 132. |
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1) |
Читают осмысленно и выразительно вслух. Прогнозируют характер текста перед его чтением. Читают выборочно. Знакомятся с жанром фантастического рассказа. Отвечают на вопросы к тексту. Определяют характер эмоционального воздействия событий, описанных в произведении. Ориентируются в книгах. |
|
Урок № 133. |
|||
Урок № 134. |
|||
Урок № 135. |
Обобщающе-установочный урок |
Читают выборочно. Обсуждают прочитанное. Определяют главную мысль. Составляют устное и письменное связное высказывание. Планируют летнее чтение. |
|
Урок № 136. |
Что читать летом? |
Систематизировать литературные впечатления. |
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение», конец 2 класса
Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений; развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; развитие дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль при чтении.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять небольшой план; ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению); ориентироваться в книгах; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения (П-2.).
Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Список литературы
-
www.a 21 vek.ru. (январь 2012 года)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Формирование познавательных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий