В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МО Г. НЯГАНЬ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»



Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО заместитель директора директор МБОУ

предметов образовательной по УВР_Ткачук Л.Э. «СОШ № 6»_______

области «Естествознание» О.Г.Волоснёв

протокол № ____ _________________ приказ № ______

«___»_____2013г «___»__________2013г от «__» августа_2013г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по ОБЩЕЙ ХИМИИ

(наименование предмета)

в 11 в классе

профильный уровень




Разработали:

Ким Н.В. учитель химии

высшей квалификационной категории

МБОУ г. Нягань «СОШ №6»






г. Нягань

2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

для профильного изучения химии в XI классе общеобразовательных учреждений (профильный уровень)

Авторы: И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян

ОБЩАЯ ХИМИЯ

11 класс


ПК — 4 ч в неделю; всего 136 ч

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа по химии для XI класса разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала, так как в основной школе уже рассматривались первоначальные сведения об неорганических и органических веществах при изучении химии в VIII и в IX классах. 

      Принимая концентризм как методологию в построении курса химии старшей школы, авторы широко использовали его при составлении своей программы и для определения структуры профильного курса химии.

      Содержание курса общей химии на новом уровне позволяет рассмотреть сведения по общей, неорганической и органической химии, данные в основной школе, более основательно. Курс общей химии, изучаемый на заключительном этапе школьного образования, дает возможность не только обобщить на более высоком уровне знания учащихся по неорганической и органической химии на основе общих понятий, законов и теорий химии, но и сформировать единую химическую картину мира как неотъемлемую часть естественно-научной картины мира. Схематически предложенный курс может быть представлен следующим образом:

      Разрабатывая программу для профильного естественно-научного изучения химии, авторы не могли не учесть того, что подавляющему большинству выпускников таких классов и школ предстоит успешно выдержать Единый государственный экзамены по окончании изучения курса. Кроме этого, выпускникам предстоит обучении в ВУЗах, в которых химия является профилирующим предметом, поэтому им необходима основательная школьная подготовка к изучению целого ряда вузовских химических дисциплин. В связи с этим авторы создавали курс на основе квантово-механических, структурных, термодинамических и кинетических представлений современной химической науки, адаптируя эти ее разделы к средней школе.

      Программа по химии для XI класса общеобразовательных учреждений — логическое продолжение курса основной школы, поэтому она разработана с опорой на курс химии VIII— IX классов. Некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком уровне, расширенно и углубленно. Авторы сделали это осознанно, с целью формирования единой целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.

      Курс общей химии изучается в XI классе и направлен на интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы. Ведущая идея курса — целостность неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также единых подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.

      Все это дает учащимся возможность не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

      Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он дает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения при работе с химическими веществами, выполнении простых химических опытов, а также учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы служат средством не только закрепления умений и навыков, но и контроля за качеством их сформированности.

      По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии, учитель может изменить структуру представленного в программе практикума; например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций или распределить работы в соответствии со своей логикой изучения курса.

      Курс общей химии рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю) для классов и школ естественнонаучного или химико-биологического профиля.

      

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом № 379 от 09.12.2008 г;

  • Федеральная примерная программа среднего (полного) общего образования по химии, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»(« Вестник образования», 2005, № 11 или сайт http:/www.vestnik.edu.ru).

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Введение в курс химии 11 класса начинается с темы «Методы научного познания», уменьшенного на 2 ч., для актуализации знаний, полученных в 8-10 классах.

  2. Увеличено число часов: на 2 час на изучение темы №1 «Строение атома»;

уменьшено на 2 часа изучение темы №3 «Строение вещества» т.к. виды орбиталей изучены в теме №2 и их перекрывание можно рассмотреть за сокращённое время;

увеличено число часов на 2 часа – темы №7 «Химические реакции» (включение в тему практической работы из практикума);

3) Количество практических работ увеличено до 15 , ввиду наличия оборудования и их важной практической значимости а профильном классе.


Домашние задания приведены с ссылками на соответствующие параграфы и номера вопросов и заданий по учебнику «Химия. 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Маскаева, С.Ю. Пономарева, В.И. Теренина по ред. В.И. Теренина (М.: Дрофа, 2002).

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает: проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

В поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


1) Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.6 Дрофа, 2005.

2) Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2002.

3) Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006

4) Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. настольная книга учителя 11 класс/ в двух частях/ Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.

5) Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Химия 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2004

6) Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Учебное пособие, -М.: Дрофа, 2005.

7) Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.

8) Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену,- М.: Дрофа, 2004.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1) Любимова Н.Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. – М.: Высшая школа, 1990.

2) Тулина Н.И. Химия. Практикум по общей химии. 10-11 класс. Профильное образование. – Волгоград: Учитель, 2006

3) Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 класс.- Волгоград: Учитель, 2004.

4) Органическая химия. Электронный учебник: Соловов, Дерябина. Центр новых информационных технологий (ЦНИТ_СГАУ) при Самарском государственном аэрокосмическом университете cnit@cnit.ssau.ru, solovov@ssau.ru . Кафедра органической химии Самарского госуниверситета dgi@ssu.samara.ru

5) Химия. 10: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна «Химия. 10» / Габриелян, Березкин, Ушакова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

6) Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

7) Книга для чтения по органической химии.


Для ученика:

1) Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1984.

2) Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Загорский В.В.и др. Единый государственный экзамен. Химия. – М.: Просвещение, 2005.

3) Лидин Г.А., Маргулис В.Б., Потапова Л.Н. Химические задачи с решениями: пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Просвещение, 2005.

4) Тулина Н.И. Химия. Практикум по общей химии. 10-11 класс. Профильное образование. – Волгоград: Учитель, 2006


И для учителя и для учеников на сайте «Сайт учителя химии Ким Н.В.» расположено большое количество сборников вариантов ЕГЭ разных лет, тематических сборников и пособий, необходимых для подготовки к ЕГЭ.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ


Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

для профильного изучения химии в XI классе общеобразовательных учреждений (профильный уровень)

Авторы: И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян

ОБЩАЯ ХИМИЯ

11 класс


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ

Введение. Методы научного познания (5 ч)

      Понятие «химическое вещество». Взаимосвязь массы и энергии. Законы сохранения массы и энергии. Роль химии в жизни общества. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии Естественнонаучная картина мира. Основные понятия: атом, вещество, молекула, реакция, уравнение.

      

Тема 1. Строение атома (17 ч)

      Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз.

      Планетарная модель атома Резерфорда. Строение атома по Бору. Современные представления о строении атома. Микромир и макромир. Три основополагающие идеи квантовой механики: дискретность или квантование; корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира; вероятностный характер законов микромира.

      Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Нуклиды и изотопы. Устойчивость ядер. Радиоактивный распад и ядерные реакции. Уравнения таких реакций на основе общих для квантовой и классической механики законов сохранения энергии, массы, заряда и импульса.

      Электронная оболочка атома. Квантово-механические представления о природе электрона. Понятия об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Хунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Некоторые аномалии электронного строения атомов хрома, меди, серебра и др., их причины.

      Валентные возможности атомов химических элементов как функция числа непарных электронов в их нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и свободных орбиталей.

      Электронная классификация химических элементов: s-, р-, d-, f-элементы.

      Демонстрации. Модели орбиталей различной формы.

      Контрольная работа №1 по теме «Строение атома».


Тема 2. Строение вещества (17 ч)

Химическая связь. Единая природа химической связи Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решетка. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Электроотрицательность. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул Sp3 – гибридизация у алканов воды, аммиака, алмаза;

Sp2 – гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита;

Sp – гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ

Чистые вещества и смеси.

Теория химического строения соединений (ТСБ) А.М. Бутлерова Предпосылки создания ТСБ. Основные положения ТСБ и современной теории строения. Диалектические основы общности ПЗ Д.И. Менделеева и ТСБ А.М. Бутлерова в становлении, предсказании и развитии химии.

Полимеры органические и неорганические Примеры. Основные понятия химии ВМС. Способы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.)

Практическая работа №1.Очистка веществ фильтрованием и разделительной воронкой.

Практическая работа №2. Приготовление растворов различных видов концентрации.

Практическая работа №3. Определение концентрации веществ (при решении задач).


Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»

      

Тема 3. «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ». (20 ч)

      Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции, ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением качественного состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложение, соединение, замещение, реакции обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные, молекулярные, ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические).

Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартные энтальпии реакций и образования веществ. Закон Гесса и следствия, вытекающие из него. Энтропия. Энергия Гиббса — критерий направленности химических реакций в закрытых системах.

 Скорость химической реакции. Понятие о скорости реакции (р). Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации.

 Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура (закон Вант-Гоффа). Концентрация (основной закон химической кинетики). Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

      Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье.

      Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода в озон. Модели бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды, дегидратация этанола. Цепочка превращений Р Р2O5 Н3РO4; свойства уксусной кислоты; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов, окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, бихромата аммония) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка, поверхность которого различна (порошок, пыль, гранулы), с кислотой. Модель кипящего слоя. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNShttp://www.prosv.ru/ebooks/Ostroumov_Himia_8-11/Images/010.jpgFe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 н растворов серной и сернистой кислот, муравьиной и уксусной кислот, гидроксидов лития, натрия и калия.

      Лабораторные опыты. 1. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 2. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды, для органических и неорганических кислот.

      Практическая работа № 4 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»

Контрольная работа № 3. По теме «Закономерности химических реакций»




ТЕМА №4 «РАСТВОРЫ». (22 ч)

      Понятие о растворах. Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная, моляльная, нормальная. Титр раствора и титрование.

      Теория электролитической диссоциации. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Константа диссоциации.

      Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов.

      Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека.

      Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

      Гидролиз органических веществ: белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации.

Окислительно-восстановительные реакции. Отличие от реакций ионного обмена. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Зависимость окислительно-восстановительных свойств атомов и простых веществ от положения образующих их элементов в периодической таблице Д. И. Менделеева. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления

      Демонстрации. Смещение равновесия диссоциации слабых кислот. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов и силикатов щелочных металлов, нитрата свинца(II) или цинка, хлорида аммония.

      Лабораторный опыт. Характер диссоциации различных гидроксидов.

      Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных работ по теме «Гидролиз»

Практическая работа № 6 «Приготовление растворов различных видов концентрации».

Практическая работа № 7 «Расчёт концентрации веществ разными способами».

 Контрольная работа № 4. По теме «Растворы»




ТЕМА №5. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВ(49 ч)

      Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, оснóвные и комплексные.

      Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

      Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллической решетки и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолами, кислотами), щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов.

      Коррозия металлов. Понятие о коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

      Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

      Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность.

      Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Соединения благородных газов.

      Неметаллы — простые вещества. Атомное и молекулярное строение неметаллов. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

Водородные соединения неметаллов. Получение этих соединений синтезом и другими способами. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-оснóвных свойств в периодах и группах.

      Обзорное сравнение основных классов углеводородов (алканы, алкены, алкины, арены). Строение, изомерия и номенклатура, наиболее характерные свойства. Отдельные представители, их получение и применение.

      Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Оснóвные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления металла. Ангидриды карбоновых кислот, их получение и свойства.

      Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД). Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-оснóвные пары. Кислоты Льюиса. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, оснóвными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями; образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

      Основания органические и неорганические. Основания в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД). Основания в свете протолитической теории. Основания Льюиса. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

      Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.

      Амфотерность кислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, одна с другой (образование полипептидов); образование внутренней соли (биполярного иона).

      Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности солей органических и неорганических кислот. Характерные свойства солей органических кислот: реакции декарбоксилирования. Мыла. Жесткость воды и способы ее устранения.

      Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятия о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (на примере соединений двухатомного углерода). Единство мира веществ.

      Обзор элементов по электронным семействам: s-, p-, d-,f-элементы.

      Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие лития, натрия, магния и железа с кислородом; щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; цинка с растворами соляной и серной кислот; натрия с серой; алюминия с иодом; железа с раствором медного купороса; алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы нержавеек, защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие водорода с кислородом, сурьмы с хлором, натрия с иодом, хлора с раствором бромида калия, образцы хлорной и сероводородной воды; обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом.

      Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ. 2. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ. 3. Ознакомление с коллекцией руд. 4. Получение и свойства кислорода. 5. Получение и свойства водорода. 6. Получение и свойства углекислого газа.7. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 8. Свойства соляной, серной (разбавленной) и уксусной кислот.9. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия.

Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

http://www.prosv.ru/ebooks/Ostroumov_Himia_8-11/Images/003.jpg

Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач по органической химии»

http://www.prosv.ru/ebooks/Ostroumov_Himia_8-11/Images/003.jpg

Практическая работа № 10 «Исследование восстановительных свойств металлов»

Практические работы №№ 11, 12 «Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств»

Практическая работа № 13 «Сравнение свойств неорганических и органических соединений»

Практические работы №№ 14, 15 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»


      

    

Тема 6. Химия в жизни общества (6 ч)

      Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда на химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производств аммиака и метанола.

      Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.

      Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

      Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов, расшифровка и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

      Демонстрации. Модели производств серной кислоты и аммиака. Коллекции удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов.

      Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с коллекциями удобрений и пестицидов. 2. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов.


      Данная программа реализована в учебниках «Органическая химия, 10» (М.: Просвещение, 2003) авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. А. Карцовой и «Общая химия, 11» (М.: Просвещение, 2005) авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. Н. Соловьева, Ф. Н. Маскаева.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

природные источники углеводородов и способы их переработки;

вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;


В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ темы

Название темы

Количество часов на изучение темы

Из них

Практические работы

Контрольные работы, зачёты, тесты (подготовка к ЕГЭ)


Введение

5

-

-

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

17

-

Контрольная работа № 1 «Строение атома»

Проверочных тестов - 3

2

Строение вещества

17

3

Контрольная работа № 2 «Строение вещества»

Проверочных тестов - 3

3

Основные закономерности протекания химических реакций

20

1

Контрольная работа № 3 «Закономерности химических реакций»

Проверочных тестов - 5

4

Растворы

22

3

Контрольная работа № 4 по теме «Растворы»

Проверочных тестов - 4

5

Вещества и их свойства

49

8

Контрольная работа № 5 по теме «Вещества и их свойства»

Зачётов - 2

Проверочных тестов - 4

6

Химия и общество

6

-

-






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


для профильного изучения химии в XI классе общеобразовательных учреждений (профильный уровень)

Авторы: И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян

ОБЩАЯ ХИМИЯ

11 класс

Дата

часы

Тема урока

Изучаемые вопросы

Дополнительно к уроку

Дом.

задание

ЕГЭ

Эксперимент

ИКТ

5

Методы научного познания



1 нед. сентября

1

Введение в общую химию. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии.

Роль химии в жизни общества. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии Естественнонаучная картина мира.



презентация

конспект

1 нед. сентября

2

Основные понятия химии.

Основные понятия: атом, вещество, молекула, реакция, уравнение.



презентация

конспект

1,2 нед. сентября

2

Основные законы химии.

Основные законы.



презентация

конспект

17

ТЕМА №1 «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА».

2 нед. сентября

1

Атом – сложная частица

Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона

А1, А2


презентация

§1, №1-3

2,3 нед. сентября

3

Состояние электронов в атоме

Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p,d,f ).

Энергетические уровни и подуровни.

А1, А2



§2, №1-3

№4, №5-7

3 нед. сентября

2

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Распределение электронов по орбиталям в соответствии с принципом Паули и правилом Хунда. Электронные конфигурации атомов элементов. Электронная классификация химических элементов (S, p, d, f – семейств)/


А1, А2


презентация

§3, №1-3

№5-7

3 нед. сентября

1

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Правила заполнения электронных орбиталей и составления электронных и электронно-графических формул.

А1, А2


презентация

§3, в тетради

4 нед. сентября

1

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Проверочный тест по изученному материалу.




§3, в тетради

4 нед. сентября

2

Валентные возможности атомов химических элементов

Валентные электроны. Основное и возбужденное состояния атомов. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления»

А3



§4, №1-5

4 нед. сентября

1 нед. октября

2

Валентность и валентные возможности.

Решение упражнений и заданий тестов по теме.

Из вариантов ЕГЭ



§4, в тетради

1 нед. октября

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

Предпосылки открытия ПЗ. Накопление факторологического материала, работы предшественников. Открытие Д.И. Менделеевым ПЗ. Современная формулировка ПЗ и современное состояние ПС химических элементов. Периодическое изменение свойств элементов и их соединений.

ПСХЭ

А1,А2,

А3


презентация

§5, №1-5

1 нед. октября

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов периодичность свойств.

Проверочный тест по изученному материалу.

Из вариантов ЕГЭ



§5, задание на сайте

2 нед. октября

1

Обобщение знаний по теме «Строение атома»

Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе (тесту).




задание на сайте

2 нед. октября

1

Контрольная работа № 1 «Строение атома»

Учет и контроль знаний по теме №1.





17

ТЕМА №2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА


2 нед. октября

1

Химическая связь. Единая природа химической связи

Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решетка.

А4,А5

Д. модели кристаллических решеток с различным типом связей


§6,

2 нед. октября

1

Химическая связь.

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность.

А4,А5

Д. модели кристаллических решеток с различным типом связей

презентация

§6,

3 нед. октября

1

Химическая связь.

Электроотрицательность. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

А4,А5

Д. модели кристаллических решеток с различным типом связей

презентация

§6,

3 нед. октября

1

Химическая связь.

Проверочный тест по изученному материалу.

Из вариантов ЕГЭ



§6,

3 нед. октября

2

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул

SР3 – гибридизация у алканов воды, аммиака, алмаза;

SР2 – гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита;

SР – гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ

В1

Д. модели молекул различной геометрии

Д. кристаллические решетки алмаза и графита

презентация

§7,

4 нед. октября

3

Чистые вещества и смеси.

Разновидность задач на смеси. Общие подходы к решению задач на смеси.

Решение задач на смеси.

С4


презентация

§8,задачи на сайте

4 нед. октября

1

Практическая работа №1.Очистка веществ фильтрованием и разделительной воронкой.


отчёт

2 нед. ноября

2

Теория химического строения соединений (ТСБ) А.М. Бутлерова

Предпосылки создания ТСБ. Основные положения ТСБ и современной теории строения. Диалектические основы общности ПЗ Д.И. Менделеева и ТСБ А.М. Бутлерова в становлении, предсказании и развитии химии.

А15,

А16


презентация

§9.



сообщения

3 нед. ноября

2

Полимеры органические и неорганические

Примеры. Основные понятия химии ВМС. Способы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.)


Д. Коллекции пластмасс и волокон

Д. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца.


§10.


3 нед. ноября

1.

Решение тестов по теме





отчёт

3 нед. ноября

1

Обобщение и систематизация знаний





отчёт

4 нед. ноября

1

Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»

Учет и контроль знаний по теме №2.





20

ТЕМА №3 «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».


4 нед. ноября

2

Классификация химических реакций в неорганической химии

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава вещества.

Реакции, идущие с изменением состава вещества.

Особенности классификации реакций в органической химии

А14

Д. Превращение красного фосфора в белый.

Д. Получение кислорода из пероксида водорода и воды.

Д. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

презентация

§11


4 нед. ноября

1 нед. декабря

2

Классификация химических реакций в органической химии

Реакции, идущие без изменения качественного состава вещества. Особенности классификации реакций в органической химии.

А14

В2


презентация

§11.


1 нед. декабря

2

Классификация реакций в неорганической и органической химии.

Решение упражнений и заданий тестов.

Из вариантов ЕГЭ



§11.


1, 2 нед. декабря

2

Почему идут химические реакции

Закономерности протекания химических реакций. Тепловой эффект. Термохимические уравнения. Понятия об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него

А28

Д. Реакции эндотермические (на примере р. разложения известняка или мела, калийной селитры) и экзотермические (на примере р. соединения: обесцвечивание бромной воды и KMnO4 этиленом).

Д. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца IV, фермента каталазы.


презентация

§12.



2 нед. декабря

1

Почему идут химические реакции

Решение задач. Тепловой эффект. Термохимические уравнения.

Из вариантов ЕГЭ А28


§12.


2 нед. декабря

2

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций

Понятие о скорости химической реакции (Ʋр), ее зависимость от различных факторов. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализаторы и катализ.



Д. Взаимодействие Zn с HCl и H2SO4 при разных температурах; при разных концентрациях HCl

презентация

§13.


3 нед. декабря

2

Скорость химических реакций.

Решение задач и заданий тестов.

А24



§13

3 нед. декабря

2

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Понятие о химическом равновесии, константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье

А25

Д. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3 CNS - =

Fe (CNS)3


§14

3 нед. декабря

1

Химическое равновесие.

Решение задач и заданий тестов..




§14

4 нед. декабря

1

Практическая работа № 2«Скорость химических реакций. Химическое равновесие»




4 нед. декабря

1

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислитель. Восстановитель. Типичные окислители и восстановители. Предсказание ОВ свойств.

А22, А23, С1


презентация

конспект

4 нед. декабря

1

Окислительно-восстановительные реакции.

Решение упражнений по теме.

Из вариантов ЕГЭ



Конспект

Задание на сайте

4 нед. декабря

1

Контрольная работа № 3. По теме «Закономерности химических реакций»

Контроль и учёт знаний.





22

ТЕМА №4 «РАСТВОРЫ».

11.01

14.01

2

Способы выражения концентрации растворов.

Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Решение упражнений и задач из вариантов ЕГЭ

А20,

А21

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди II), перманганата калия, хлорида железа III

презентация

конспект

16.01

16.01

2

Дисперсные системы.

Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях.


Образцы смесей и дисперсных систем.

презентация


18.01

21.01

2

Растворы и растворимость.

Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Титр раствора и титрование.

А20,

А21




23.01

1

Практическая работа №3. Определение концентрации веществ (при решении задач).



23.01


1

Практическая работа №4.  Приготовление растворов различных видов концентрации.


§8

25.01


1

Электролитическая диссоциация (ЭД)

Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Сильные и слабые электролиты. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы.

А19

В3

Д. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления.


презентация

§15

28.01

30.01

2

Электролитическая диссоциация (ЭД)

Кислоты, соли и основания в свете представлений об ЭД. Степень электролитической диссоциации. Константа диссоциации. Произведение растворимости. Свойства растворов электролитов.

А6,

Д. Сравнение свойств в 0,1 Н растворов H2SO4 и H2SO3; LiOH, NaOH и KOH

Л. Проведение реакций ионного обмена для характеристики св-в электролитов

презентация

§15 Сообщение о рН

30.01

1.02

2

Водородный показатель

Диссоциация воды. Константа диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель pH. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

А14

В2

Л. Использование индикаторной бумаги для определения pH слюны, желудочного сока и др. соков организма человека

Л: Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора

презентация

§15


2

Гидролиз

Понятие «Гидролиз». Гидролиз органических и неорганических соединений.

Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз.

Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности

А14

В2

Д. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов

Л. Разные случаи гидролиза солей.

презентация

§16


1

Гидролиз

Проверочный тест по изученному материалу.

Из вариантов ЕГЭ



§16


1

Практическая работа № 5 Экспериментальное определение рН растворов

Отчёт


1

Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» в неорганических веществах»

Отчёт


1

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» в органических веществах»

Отчёт


1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы»

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе (тесту)

Из вариантов ЕГЭ





1

Контрольная работа № 4 по теме «Растворы»

Учет и контроль знаний по теме №4.





49

ТЕМА №5. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА



2

Классификация неорганических веществ.


Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

А7,

А8,

А9,

А10

Д. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов

Л. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ

презентация

§17


1

Номенклатура неорганических веществ.

Основы номенклатуры. Понятия о суффиксах и приставках в названиях.

А7,

А8,

А9,

А10


презентация

конспект


1

Номенклатура неорганических веществ.

Решение упражнений. Составление названий по формулам Составление формул по названиям.

Из вариантов ЕГЭ



Задания на сайте


1

Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»




2

Классификация органических веществ.


Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи и от кратности связи. Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, амины, аминокислоты, нитросоединения.

А15,

А16

Д. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов.

Л.Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ

презентация


§17


1

Классификация органических веществ.

Правила номенклатуры.

А15,

А16


презентация

§17


1

Классификация органических веществ.

Решение упражнений.

Из вариантов ЕГЭ



Задания на сайте


1

Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач по органической химии»



2

Металлы

Положение металлов в ПС и строение их атомов. Простые вещества – металлы; строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами водой, кислотой и солями в растворах, органическими веществами, со щелочами.

Значение металлов в природе и жизни организмов

А7

Д. 1. Образцы металлов

2. Модели кристаллических решеток металлов

3. Взаимодействие

А) Mg и Fe с кислородом

Б) щелочных металлов с H2O

В) Zn с растоворами HCl и H2SO4

Г) Fe с раствором CuSO4

Д) Al с раствором NaOH

презентация

§18


2

Коррозия металлов и защита от коррозии.

Понятие «коррозия» Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии


Д. 1) Коррозия металлов в зависимости от условий

2) Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», «защитных покрытий»


§18

Подготовка сообщений


1

Общие способы получения металлов

Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-гидро-электрометаллургия.

В3

Д. Коллекция руд

Л. Ознакомление с коллекцией руд



§18


2

Электролиз

Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение

В3

Д. Электролиз растворов солей




1

Переходные металлы

Железо, медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец. Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения

В3

Д. Оксиды и гидроксиды хрома. Переход хромата в бихромат и обратно


§18


1

Урок-упражнение по теме «Металлы»

Решение задач и упражнений

Зачет

Из вариантов ЕГЭ



§18


1

Практическая работа № 10 «Исследование восстановительных свойств металлов»




1

Неметаллы. Строение атомов, физические свойства

Положение неметаллов в ПС Д.И. Менделеева, строение их атомов. ЭО.

Инертные газы. Двойственное положение водорода в ПС. Неметаллы – простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины.

А8

Д: Модели кристаллических решеток йода, алмаза, графита.

Д: Аллотропия фосфора, серы, кислорода

презентация

§19

Подготовка сообщений


2

Химические свойства неметаллов

Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. Взаимодействие неметаллов с металлами, водой, неметаллами, щелочами, солями. Особые свойства галогенов.

С1

Д: Взаимодействие

а) H 2 иO 2 б) Na с I2 в) Cl с раствором KBr г) обесцвечивание бромной воды этиленом

презентация

§19


1

Водородные соединения неметаллов

Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

С1

Д: Получение и свойства HCl; NH3


§19


2

Кислородсодержащие соединения неметаллов

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла

А8

Д: Превращения

PP2O5H3PO4Ca3 (PO4)


§19


1

Урок-упражнение по теме «Неметаллы»

Решение задач и упражнений.

Комбинированный зачет

Из вариантов ЕГЭ



§19 на сайте


2

Практические работы №№ 11, 12 «Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств»



3

Кислоты органические и неорганические

1.Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары.

2.Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот.

3.Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот

А9, С1

Д.1) Свойства HCl, разбавленной H2SO4, CH3COOH

2) Взаимодействие концентрированной H2SO4 концентрированной HNO3 и разбавленной HNO3 с Cu

3) Реакция «серебряного

зеркала» для HCOOH

Л: Свойства HCl, H2SO4 разбавленной; CH3COOH

презентация

§20


3

Основания органические и неорганические

1.Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований.

2.Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.

3.Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

А10, С1

Д. 1) Взаимодействие раствора NaOH с CO2 ; Zn (OH)2

2) Взаимодействие NH3 с HCl и H2O; CH3NH2 с HCl и H2O

Л. Взаимодействие NaOH с солями, CuSO4 и NH4Cl

Л. Разложение гидроксида меди (II)

презентация

§21


2

Органические и неорганические амфотерные соединения

1.Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.

2.Амфотерность аминокислот

А11

Д.Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами

Л. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств

презентация

§22


1

Комплексные соединения.

Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера.




презентация

конспект


1

Практическая работа № 13 «Сравнение свойств неорганических и органических соединений»


3

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

1.Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере Ca и Fe).

2.Генетические ряды неметалла (на примере S и Si), переходного элемента (на примере Zn).

3. Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ.

А14

Д. Осуществление переходов:

CaCaOCa(OH)2

Cu – CuO – CuSO4 – Cu(OH)2 – CuO – Cu

C2H5OH – C2H4 – C2H4Br2


§23


1

Генетическая связь между классами органических соединений

Решение цепочек превращений.

А14

Из вариантов ЕГЭ


§23

на сайте


1

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Решение цепочек превращений.

А14

Из вариантов ЕГЭ


§23

На сайте


2

Практические работы №№ 14 «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Практические работы №№ 15 «Генетическая связь между классами органических веществ»



Практические работы №№ 14, 15 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»


2

Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства»

Решение задач и упражнений по теме; подготовка к контрольной работе






1

Контрольная работа № 5 по теме «Вещества и их свойства»

Контроль и учёт знаний



Подготовка рефератов

2

ТЕМА №6. ХИМИЯ И ОБЩЕСТВО (семинары)




ТЕМА №6. ХИМИЯ И ОБЩЕСТВО


1

Химия и производство Химия и сельское хозяйство

семинарские занятия по плану:

  1. химическая промышленность и химические технологии

  2. сырье для химической промышленности

  3. вода в химической промышленности

  4. энергия для химического производства

  5. научные принципы химического производства

  6. защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве

А27

Д. Модели производства серной кислоты и аммиака

Л. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов

презентация

§24

Подготовка сообщений

§25



1

Химия и экология Химия и повседневная жизнь человека

семинарские занятия по плану:

  1. химическое загрязнение окружающей среды

  2. охрана гидросферы от химического загрязнения

  3. охрана почв от химического загрязнения

  4. охрана атмосферы от химического загрязнения

  5. охрана флоры и фауны от химического загрязнения

6. биотехнология и генная инженерия

  1. домашняя аптечка

  2. моющие и чистящие средства

  3. средства борьбы с бытовыми насекомыми

  4. средства личной гигиены и косметики

  5. химия и пища

  6. маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать

  7. экология жилища

химия и гигиена человека



презентация

§26

Подготовка сообщений















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru