В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по общей химии в 11 классе (профильный уровень).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МО Г. НЯГАНЬ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»



Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО заместитель директора директор МБОУ

предметов образовательной по УВР_Ткачук Л.Э. «СОШ № 6»_______

области «Естествознание» О.Г.Волоснёв

протокол № ____ _________________ приказ № ______

«___»_____2013г «___»__________2013г от «__» августа_2013г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по ОБЩЕЙ ХИМИИ

(наименование предмета)

в 11 в классе

профильный уровень




Разработали:

Ким Н.В. учитель химии

высшей квалификационной категории

МБОУ г. Нягань «СОШ №6»






г. Нягань

2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

для профильного изучения химии в XI классе общеобразовательных учреждений (профильный уровень)

Авторы: И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян

ОБЩАЯ ХИМИЯ

11 класс


ПК — 4 ч в неделю; всего 136 ч

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа по химии для XI класса разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала, так как в основной школе уже рассматривались первоначальные сведения об неорганических и органических веществах при изучении химии в VIII и в IX классах. 

      Принимая концентризм как методологию в построении курса химии старшей школы, авторы широко использовали его при составлении своей программы и для определения структуры профильного курса химии.

      Содержание курса общей химии на новом уровне позволяет рассмотреть сведения по общей, неорганической и органической химии, данные в основной школе, более основательно. Курс общей химии, изучаемый на заключительном этапе школьного образования, дает возможность не только обобщить на более высоком уровне знания учащихся по неорганической и органической химии на основе общих понятий, законов и теорий химии, но и сформировать единую химическую картину мира как неотъемлемую часть естественно-научной картины мира. Схематически предложенный курс может быть представлен следующим образом:

      Разрабатывая программу для профильного естественно-научного изучения химии, авторы не могли не учесть того, что подавляющему большинству выпускников таких классов и школ предстоит успешно выдержать Единый государственный экзамены по окончании изучения курса. Кроме этого, выпускникам предстоит обучении в ВУЗах, в которых химия является профилирующим предметом, поэтому им необходима основательная школьная подготовка к изучению целого ряда вузовских химических дисциплин. В связи с этим авторы создавали курс на основе квантово-механических, структурных, термодинамических и кинетических представлений современной химической науки, адаптируя эти ее разделы к средней школе.

      Программа по химии для XI класса общеобразовательных учреждений — логическое продолжение курса основной школы, поэтому она разработана с опорой на курс химии VIII— IX классов. Некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком уровне, расширенно и углубленно. Авторы сделали это осознанно, с целью формирования единой целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.

      Курс общей химии изучается в XI классе и направлен на интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы. Ведущая идея курса — целостность неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также единых подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.

      Все это дает учащимся возможность не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

      Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он дает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения при работе с химическими веществами, выполнении простых химических опытов, а также учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы служат средством не только закрепления умений и навыков, но и контроля за качеством их сформированности.

      По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии, учитель может изменить структуру представленного в программе практикума; например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций или распределить работы в соответствии со своей логикой изучения курса.

      Курс общей химии рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю) для классов и школ естественнонаучного или химико-биологического профиля.

      

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом № 379 от 09.12.2008 г;

  • Федеральная примерная программа среднего (полного) общего образования по химии, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»(« Вестник образования», 2005, № 11 или сайт http:/www.vestnik.edu.ru).

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Введение в курс химии 11 класса начинается с темы «Методы научного познания», уменьшенного на 2 ч., для актуализации знаний, полученных в 8-10 классах.

  2. Увеличено число часов: на 2 час на изучение темы №1 «Строение атома»;

уменьшено на 2 часа изучение темы №3 «Строение вещества» т.к. виды орбиталей изучены в теме №2 и их перекрывание можно рассмотреть за сокращённое время;

увеличено число часов на 2 часа – темы №7 «Химические реакции» (включение в тему практической работы из практикума);

3) Количество практических работ увеличено до 15 , ввиду наличия оборудования и их важной практической значимости а профильном классе.


Домашние задания приведены с ссылками на соответствующие параграфы и номера вопросов и заданий по учебнику «Химия. 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Маскаева, С.Ю. Пономарева, В.И. Теренина по ред. В.И. Теренина (М.: Дрофа, 2002).

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает: проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

В поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


1) Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.6 Дрофа, 2005.

2) Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2002.

3) Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006

4) Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. настольная книга учителя 11 класс/ в двух частях/ Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.

5) Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Химия 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2004

6) Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Учебное пособие, -М.: Дрофа, 2005.

7) Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.

8) Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену,- М.: Дрофа, 2004.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1) Любимова Н.Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. – М.: Высшая школа, 1990.

2) Тулина Н.И. Химия. Практикум по общей химии. 10-11 класс. Профильное образование. – Волгоград: Учитель, 2006

3) Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 класс.- Волгоград: Учитель, 2004.

4) Органическая химия. Электронный учебник: Соловов, Дерябина. Центр новых информационных технологий (ЦНИТ_СГАУ) при Самарском государственном аэрокосмическом университете cnit@cnit.ssau.ru, solovov@ssau.ru . Кафедра органической химии Самарского госуниверситета dgi@ssu.samara.ru

5) Химия. 10: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна «Химия. 10» / Габриелян, Березкин, Ушакова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

6) Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

7) Книга для чтения по органической химии.


Для ученика:

1) Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1984.

2) Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Загорский В.В.и др. Единый государственный экзамен. Химия. – М.: Просвещение, 2005.

3) Лидин Г.А., Маргулис В.Б., Потапова Л.Н. Химические задачи с решениями: пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Просвещение, 2005.

4) Тулина Н.И. Химия. Практикум по общей химии. 10-11 класс. Профильное образование. – Волгоград: Учитель, 2006


И для учителя и для учеников на сайте «Сайт учителя химии Ким Н.В.» расположено большое количество сборников вариантов ЕГЭ разных лет, тематических сборников и пособий, необходимых для подготовки к ЕГЭ.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ


Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

для профильного изучения химии в XI классе общеобразовательных учреждений (профильный уровень)

Авторы: И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян

ОБЩАЯ ХИМИЯ

11 класс


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ

Введение. Методы научного познания (5 ч)

      Понятие «химическое вещество». Взаимосвязь массы и энергии. Законы сохранения массы и энергии. Роль химии в жизни общества. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии Естественнонаучная картина мира. Основные понятия: атом, вещество, молекула, реакция, уравнение.

      

Тема 1. Строение атома (17 ч)

      Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз.

      Планетарная модель атома Резерфорда. Строение атома по Бору. Современные представления о строении атома. Микромир и макромир. Три основополагающие идеи квантовой механики: дискретность или квантование; корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира; вероятностный характер законов микромира.

      Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Нуклиды и изотопы. Устойчивость ядер. Радиоактивный распад и ядерные реакции. Уравнения таких реакций на основе общих для квантовой и классической механики законов сохранения энергии, массы, заряда и импульса.

      Электронная оболочка атома. Квантово-механические представления о природе электрона. Понятия об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Хунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Некоторые аномалии электронного строения атомов хрома, меди, серебра и др., их причины.

      Валентные возможности атомов химических элементов как функция числа непарных электронов в их нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и свободных орбиталей.

      Электронная классификация химических элементов: s-, р-, d-, f-элементы.

      Демонстрации. Модели орбиталей различной формы.

      Контрольная работа №1 по теме «Строение атома».


Тема 2. Строение вещества (17 ч)

Химическая связь. Единая природа химической связи Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решетка. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Электроотрицательность. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул Sp3 – гибридизация у алканов воды, аммиака, алмаза;

Sp2 – гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита;

Sp – гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ

Чистые вещества и смеси.

Теория химического строения соединений (ТСБ) А.М. Бутлерова Предпосылки создания ТСБ. Основные положения ТСБ и современной теории строения. Диалектические основы общности ПЗ Д.И. Менделеева и ТСБ А.М. Бутлерова в становлении, предсказании и развитии химии.

Полимеры органические и неорганические Примеры. Основные понятия химии ВМС. Способы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.)

Практическая работа №1.Очистка веществ фильтрованием и разделительной воронкой.

Практическая работа №2. Приготовление растворов различных видов концентрации.

Практическая работа №3. Определение концентрации веществ (при решении задач).


Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»

      

Тема 3. «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ». (20 ч)

      Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции, ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением качественного состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложение, соединение, замещение, реакции обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные, молекулярные, ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические).

Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартные энтальпии реакций и образования веществ. Закон Гесса и следствия, вытекающие из него. Энтропия. Энергия Гиббса — критерий направленности химических реакций в закрытых системах.

 Скорость химической реакции. Понятие о скорости реакции (р). Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации.

 Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура (закон Вант-Гоффа). Концентрация (основной закон химической кинетики). Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

      Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье.

      Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода в озон. Модели бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды, дегидратация этанола. Цепочка превращений Р Р2O5 Н3РO4; свойства уксусной кислоты; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов, окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, бихромата аммония) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка, поверхность которого различна (порошок, пыль, гранулы), с кислотой. Модель кипящего слоя. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNShttp://www.prosv.ru/ebooks/Ostroumov_Himia_8-11/Images/010.jpgFe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 н растворов серной и сернистой кислот, муравьиной и уксусной кислот, гидроксидов лития, натрия и калия.

      Лабораторные опыты. 1. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 2. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды, для органических и неорганических кислот.

      Практическая работа № 4 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»

Контрольная работа № 3. По теме «Закономерности химических реакций»




ТЕМА №4 «РАСТВОРЫ». (22 ч)

      Понятие о растворах. Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная, моляльная, нормальная. Титр раствора и титрование.

      Теория электролитической диссоциации. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Константа диссоциации.

      Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов.

      Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека.

      Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

      Гидролиз органических веществ: белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации.

Окислительно-восстановительные реакции. Отличие от реакций ионного обмена. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Зависимость окислительно-восстановительных свойств атомов и простых веществ от положения образующих их элементов в периодической таблице Д. И. Менделеева. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления

      Демонстрации. Смещение равновесия диссоциации слабых кислот. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов и силикатов щелочных металлов, нитрата свинца(II) или цинка, хлорида аммония.

      Лабораторный опыт. Характер диссоциации различных гидроксидов.

      Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных работ по теме «Гидролиз»

Практическая работа № 6 «Приготовление растворов различных видов концентрации».

Практическая работа № 7 «Расчёт концентрации веществ разными способами».

 Контрольная работа № 4. По теме «Растворы»




ТЕМА №5. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВ(49 ч)

      Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, оснóвные и комплексные.

      Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

      Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллической решетки и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолами, кислотами), щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов.

      Коррозия металлов. Понятие о коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

      Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

      Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность.

      Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Соединения благородных газов.

      Неметаллы — простые вещества. Атомное и молекулярное строение неметаллов. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

Водородные соединения неметаллов. Получение этих соединений синтезом и другими способами. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-оснóвных свойств в периодах и группах.

      Обзорное сравнение основных классов углеводородов (алканы, алкены, алкины, арены). Строение, изомерия и номенклатура, наиболее характерные свойства. Отдельные представители, их получение и применение.

      Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Оснóвные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления металла. Ангидриды карбоновых кислот, их получение и свойства.

      Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД). Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-оснóвные пары. Кислоты Льюиса. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, оснóвными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями; образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

      Основания органические и неорганические. Основания в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД). Основания в свете протолитической теории. Основания Льюиса. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

      Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.

      Амфотерность кислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, одна с другой (образование полипептидов); образование внутренней соли (биполярного иона).

      Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности солей органических и неорганических кислот. Характерные свойства солей органических кислот: реакции декарбоксилирования. Мыла. Жесткость воды и способы ее устранения.

      Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятия о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (на примере соединений двухатомного углерода). Единство мира веществ.

      Обзор элементов по электронным семействам: s-, p-, d-,f-элементы.

      Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие лития, натрия, магния и железа с кислородом; щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; цинка с растворами соляной и серной кислот; натрия с серой; алюминия с иодом; железа с раствором медного купороса; алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы нержавеек, защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие водорода с кислородом, сурьмы с хлором, натрия с иодом, хлора с раствором бромида калия, образцы хлорной и сероводородной воды; обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом.

      Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ. 2. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ. 3. Ознакомление с коллекцией руд. 4. Получение и свойства кислорода. 5. Получение и свойства водорода. 6. Получение и свойства углекислого газа.7. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 8. Свойства соляной, серной (разбавленной) и уксусной кислот.9. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия.

Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

http://www.prosv.ru/ebooks/Ostroumov_Himia_8-11/Images/003.jpg

Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач по органической химии»

http://www.prosv.ru/ebooks/Ostroumov_Himia_8-11/Images/003.jpg

Практическая работа № 10 «Исследование восстановительных свойств металлов»

Практические работы №№ 11, 12 «Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств»

Практическая работа № 13 «Сравнение свойств неорганических и органических соединений»

Практические работы №№ 14, 15 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»


      

    

Тема 6. Химия в жизни общества (6 ч)

      Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда на химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производств аммиака и метанола.

      Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.

      Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

      Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов, расшифровка и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

      Демонстрации. Модели производств серной кислоты и аммиака. Коллекции удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов.

      Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с коллекциями удобрений и пестицидов. 2. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов.


      Данная программа реализована в учебниках «Органическая химия, 10» (М.: Просвещение, 2003) авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. А. Карцовой и «Общая химия, 11» (М.: Просвещение, 2005) авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. Н. Соловьева, Ф. Н. Маскаева.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

природные источники углеводородов и способы их переработки;

вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;


В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ темы

Название темы

Количество часов на изучение темы

Из них

Практические работы

Контрольные работы, зачёты, тесты (подготовка к ЕГЭ)


Введение

5

-

-

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

17

-

Контрольная работа № 1 «Строение атома»

Проверочных тестов - 3

2

Строение вещества

17

3

Контрольная работа № 2 «Строение вещества»

Проверочных тестов - 3

3

Основные закономерности протекания химических реакций

20

1

Контрольная работа № 3 «Закономерности химических реакций»

Проверочных тестов - 5

4

Растворы

22

3

Контрольная работа № 4 по теме «Растворы»

Проверочных тестов - 4

5

Вещества и их свойства

49

8

Контрольная работа № 5 по теме «Вещества и их свойства»

Зачётов - 2

Проверочных тестов - 4

6

Химия и общество

6

-

-






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


для профильного изучения химии в XI классе общеобразовательных учреждений (профильный уровень)

Авторы: И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян

ОБЩАЯ ХИМИЯ

11 класс

Дата

часы

Тема урока

Изучаемые вопросы

Дополнительно к уроку

Дом.

задание

ЕГЭ

Эксперимент

ИКТ

5

Методы научного познания



1 нед. сентября

1

Введение в общую химию. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии.

Роль химии в жизни общества. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии Естественнонаучная картина мира.



презентация

конспект

1 нед. сентября

2

Основные понятия химии.

Основные понятия: атом, вещество, молекула, реакция, уравнение.



презентация

конспект

1,2 нед. сентября

2

Основные законы химии.

Основные законы.



презентация

конспект

17

ТЕМА №1 «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА».

2 нед. сентября

1

Атом – сложная частица

Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона

А1, А2


презентация

§1, №1-3

2,3 нед. сентября

3

Состояние электронов в атоме

Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p,d,f ).

Энергетические уровни и подуровни.

А1, А2



§2, №1-3

№4, №5-7

3 нед. сентября

2

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Распределение электронов по орбиталям в соответствии с принципом Паули и правилом Хунда. Электронные конфигурации атомов элементов. Электронная классификация химических элементов (S, p, d, f – семейств)/


А1, А2


презентация

§3, №1-3

№5-7

3 нед. сентября

1

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Правила заполнения электронных орбиталей и составления электронных и электронно-графических формул.

А1, А2


презентация

§3, в тетради

4 нед. сентября

1

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Проверочный тест по изученному материалу.




§3, в тетради

4 нед. сентября

2

Валентные возможности атомов химических элементов

Валентные электроны. Основное и возбужденное состояния атомов. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления»

А3



§4, №1-5

4 нед. сентября

1 нед. октября

2

Валентность и валентные возможности.

Решение упражнений и заданий тестов по теме.

Из вариантов ЕГЭ



§4, в тетради

1 нед. октября

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

Предпосылки открытия ПЗ. Накопление факторологического материала, работы предшественников. Открытие Д.И. Менделеевым ПЗ. Современная формулировка ПЗ и современное состояние ПС химических элементов. Периодическое изменение свойств элементов и их соединений.

ПСХЭ

А1,А2,

А3


презентация

§5, №1-5

1 нед. октября

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов периодичность свойств.

Проверочный тест по изученному материалу.

Из вариантов ЕГЭ



§5, задание на сайте

2 нед. октября

1

Обобщение знаний по теме «Строение атома»

Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе (тесту).




задание на сайте

2 нед. октября

1

Контрольная работа № 1 «Строение атома»

Учет и контроль знаний по теме №1.





17

ТЕМА №2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА


2 нед. октября

1

Химическая связь. Единая природа химической связи

Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решетка.

А4,А5

Д. модели кристаллических решеток с различным типом связей


§6,

2 нед. октября

1

Химическая связь.

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность.

А4,А5

Д. модели кристаллических решеток с различным типом связей

презентация

§6,

3 нед. октября

1

Химическая связь.

Электроотрицательность. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

А4,А5

Д. модели кристаллических решеток с различным типом связей

презентация

§6,

3 нед. октября

1

Химическая связь.

Проверочный тест по изученному материалу.

Из вариантов ЕГЭ



§6,

3 нед. октября

2

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул

SР3 – гибридизация у алканов воды, аммиака, алмаза;

SР2 – гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита;

SР – гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ

В1

Д. модели молекул различной геометрии

Д. кристаллические решетки алмаза и графита

презентация

§7,

4 нед. октября

3

Чистые вещества и смеси.

Разновидность задач на смеси. Общие подходы к решению задач на смеси.

Решение задач на смеси.

С4


презентация

§8,задачи на сайте

4 нед. октября

1

Практическая работа №1.Очистка веществ фильтрованием и разделительной воронкой.


отчёт

2 нед. ноября

2

Теория химического строения соединений (ТСБ) А.М. Бутлерова

Предпосылки создания ТСБ. Основные положения ТСБ и современной теории строения. Диалектические основы общности ПЗ Д.И. Менделеева и ТСБ А.М. Бутлерова в становлении, предсказании и развитии химии.

А15,

А16


презентация

§9.



сообщения

3 нед. ноября

2

Полимеры органические и неорганические

Примеры. Основные понятия химии ВМС. Способы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.)


Д. Коллекции пластмасс и волокон

Д. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца.


§10.


3 нед. ноября

1.

Решение тестов по теме





отчёт

3 нед. ноября

1

Обобщение и систематизация знаний





отчёт

4 нед. ноября

1

Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»

Учет и контроль знаний по теме №2.





20

ТЕМА №3 «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».


4 нед. ноября

2

Классификация химических реакций в неорганической химии

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава вещества.

Реакции, идущие с изменением состава вещества.

Особенности классификации реакций в органической химии

А14

Д. Превращение красного фосфора в белый.

Д. Получение кислорода из пероксида водорода и воды.

Д. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

презентация

§11


4 нед. ноября

1 нед. декабря

2

Классификация химических реакций в органической химии

Реакции, идущие без изменения качественного состава вещества. Особенности классификации реакций в органической химии.

А14

В2


презентация

§11.


1 нед. декабря

2

Классификация реакций в неорганической и органической химии.

Решение упражнений и заданий тестов.

Из вариантов ЕГЭ



§11.


1, 2 нед. декабря

2

Почему идут химические реакции

Закономерности протекания химических реакций. Тепловой эффект. Термохимические уравнения. Понятия об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него

А28

Д. Реакции эндотермические (на примере р. разложения известняка или мела, калийной селитры) и экзотермические (на примере р. соединения: обесцвечивание бромной воды и KMnO4 этиленом).

Д. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца IV, фермента каталазы.


презентация

§12.



2 нед. декабря

1

Почему идут химические реакции

Решение задач. Тепловой эффект. Термохимические уравнения.

Из вариантов ЕГЭ А28


§12.


2 нед. декабря

2

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций

Понятие о скорости химической реакции (Ʋр), ее зависимость от различных факторов. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализаторы и катализ.



Д. Взаимодействие Zn с HCl и H2SO4 при разных температурах; при разных концентрациях HCl

презентация

§13.


3 нед. декабря

2

Скорость химических реакций.

Решение задач и заданий тестов.

А24



§13

3 нед. декабря

2

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Понятие о химическом равновесии, константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье

А25

Д. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3 CNS - =

Fe (CNS)3


§14

3 нед. декабря

1

Химическое равновесие.

Решение задач и заданий тестов..




§14

4 нед. декабря

1

Практическая работа № 2«Скорость химических реакций. Химическое равновесие»




4 нед. декабря

1

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислитель. Восстановитель. Типичные окислители и восстановители. Предсказание ОВ свойств.

А22, А23, С1


презентация

конспект

4 нед. декабря

1

Окислительно-восстановительные реакции.

Решение упражнений по теме.

Из вариантов ЕГЭ



Конспект

Задание на сайте

4 нед. декабря

1

Контрольная работа № 3. По теме «Закономерности химических реакций»

Контроль и учёт знаний.





22

ТЕМА №4 «РАСТВОРЫ».

11.01

14.01

2

Способы выражения концентрации растворов.

Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Решение упражнений и задач из вариантов ЕГЭ

А20,

А21

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди II), перманганата калия, хлорида железа III

презентация

конспект

16.01

16.01

2

Дисперсные системы.

Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях.


Образцы смесей и дисперсных систем.

презентация


18.01

21.01

2

Растворы и растворимость.

Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Титр раствора и титрование.

А20,

А21




23.01

1

Практическая работа №3. Определение концентрации веществ (при решении задач).



23.01


1

Практическая работа №4.  Приготовление растворов различных видов концентрации.


§8

25.01


1

Электролитическая диссоциация (ЭД)

Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Сильные и слабые электролиты. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы.

А19

В3

Д. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления.


презентация

§15

28.01

30.01

2

Электролитическая диссоциация (ЭД)

Кислоты, соли и основания в свете представлений об ЭД. Степень электролитической диссоциации. Константа диссоциации. Произведение растворимости. Свойства растворов электролитов.

А6,

Д. Сравнение свойств в 0,1 Н растворов H2SO4 и H2SO3; LiOH, NaOH и KOH

Л. Проведение реакций ионного обмена для характеристики св-в электролитов

презентация

§15 Сообщение о рН

30.01

1.02

2

Водородный показатель

Диссоциация воды. Константа диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель pH. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

А14

В2

Л. Использование индикаторной бумаги для определения pH слюны, желудочного сока и др. соков организма человека

Л: Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора

презентация

§15


2

Гидролиз

Понятие «Гидролиз». Гидролиз органических и неорганических соединений.

Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз.

Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности

А14

В2

Д. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов

Л. Разные случаи гидролиза солей.

презентация

§16


1

Гидролиз

Проверочный тест по изученному материалу.

Из вариантов ЕГЭ



§16


1

Практическая работа № 5 Экспериментальное определение рН растворов

Отчёт


1

Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» в неорганических веществах»

Отчёт


1

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» в органических веществах»

Отчёт


1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы»

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе (тесту)

Из вариантов ЕГЭ





1

Контрольная работа № 4 по теме «Растворы»

Учет и контроль знаний по теме №4.





49

ТЕМА №5. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА



2

Классификация неорганических веществ.


Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

А7,

А8,

А9,

А10

Д. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов

Л. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ

презентация

§17


1

Номенклатура неорганических веществ.

Основы номенклатуры. Понятия о суффиксах и приставках в названиях.

А7,

А8,

А9,

А10


презентация

конспект


1

Номенклатура неорганических веществ.

Решение упражнений. Составление названий по формулам Составление формул по названиям.

Из вариантов ЕГЭ



Задания на сайте


1

Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»




2

Классификация органических веществ.


Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи и от кратности связи. Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, амины, аминокислоты, нитросоединения.

А15,

А16

Д. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов.

Л.Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ

презентация


§17


1

Классификация органических веществ.

Правила номенклатуры.

А15,

А16


презентация

§17


1

Классификация органических веществ.

Решение упражнений.

Из вариантов ЕГЭ



Задания на сайте


1

Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач по органической химии»



2

Металлы

Положение металлов в ПС и строение их атомов. Простые вещества – металлы; строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами водой, кислотой и солями в растворах, органическими веществами, со щелочами.

Значение металлов в природе и жизни организмов

А7

Д. 1. Образцы металлов

2. Модели кристаллических решеток металлов

3. Взаимодействие

А) Mg и Fe с кислородом

Б) щелочных металлов с H2O

В) Zn с растоворами HCl и H2SO4

Г) Fe с раствором CuSO4

Д) Al с раствором NaOH

презентация

§18


2

Коррозия металлов и защита от коррозии.

Понятие «коррозия» Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии


Д. 1) Коррозия металлов в зависимости от условий

2) Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», «защитных покрытий»


§18

Подготовка сообщений


1

Общие способы получения металлов

Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-гидро-электрометаллургия.

В3

Д. Коллекция руд

Л. Ознакомление с коллекцией руд



§18


2

Электролиз

Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение

В3

Д. Электролиз растворов солей




1

Переходные металлы

Железо, медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец. Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения

В3

Д. Оксиды и гидроксиды хрома. Переход хромата в бихромат и обратно


§18


1

Урок-упражнение по теме «Металлы»

Решение задач и упражнений

Зачет

Из вариантов ЕГЭ



§18


1

Практическая работа № 10 «Исследование восстановительных свойств металлов»




1

Неметаллы. Строение атомов, физические свойства

Положение неметаллов в ПС Д.И. Менделеева, строение их атомов. ЭО.

Инертные газы. Двойственное положение водорода в ПС. Неметаллы – простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины.

А8

Д: Модели кристаллических решеток йода, алмаза, графита.

Д: Аллотропия фосфора, серы, кислорода

презентация

§19

Подготовка сообщений


2

Химические свойства неметаллов

Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. Взаимодействие неметаллов с металлами, водой, неметаллами, щелочами, солями. Особые свойства галогенов.

С1

Д: Взаимодействие

а) H 2 иO 2 б) Na с I2 в) Cl с раствором KBr г) обесцвечивание бромной воды этиленом

презентация

§19


1

Водородные соединения неметаллов

Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

С1

Д: Получение и свойства HCl; NH3


§19


2

Кислородсодержащие соединения неметаллов

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла

А8

Д: Превращения

PP2O5H3PO4Ca3 (PO4)


§19


1

Урок-упражнение по теме «Неметаллы»

Решение задач и упражнений.

Комбинированный зачет

Из вариантов ЕГЭ



§19 на сайте


2

Практические работы №№ 11, 12 «Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств»



3

Кислоты органические и неорганические

1.Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары.

2.Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот.

3.Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот

А9, С1

Д.1) Свойства HCl, разбавленной H2SO4, CH3COOH

2) Взаимодействие концентрированной H2SO4 концентрированной HNO3 и разбавленной HNO3 с Cu

3) Реакция «серебряного

зеркала» для HCOOH

Л: Свойства HCl, H2SO4 разбавленной; CH3COOH

презентация

§20


3

Основания органические и неорганические

1.Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований.

2.Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.

3.Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

А10, С1

Д. 1) Взаимодействие раствора NaOH с CO2 ; Zn (OH)2

2) Взаимодействие NH3 с HCl и H2O; CH3NH2 с HCl и H2O

Л. Взаимодействие NaOH с солями, CuSO4 и NH4Cl

Л. Разложение гидроксида меди (II)

презентация

§21


2

Органические и неорганические амфотерные соединения

1.Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.

2.Амфотерность аминокислот

А11

Д.Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами

Л. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств

презентация

§22


1

Комплексные соединения.

Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера.




презентация

конспект


1

Практическая работа № 13 «Сравнение свойств неорганических и органических соединений»


3

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

1.Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере Ca и Fe).

2.Генетические ряды неметалла (на примере S и Si), переходного элемента (на примере Zn).

3. Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ.

А14

Д. Осуществление переходов:

CaCaOCa(OH)2

Cu – CuO – CuSO4 – Cu(OH)2 – CuO – Cu

C2H5OH – C2H4 – C2H4Br2


§23


1

Генетическая связь между классами органических соединений

Решение цепочек превращений.

А14

Из вариантов ЕГЭ


§23

на сайте


1

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Решение цепочек превращений.

А14

Из вариантов ЕГЭ


§23

На сайте


2

Практические работы №№ 14 «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Практические работы №№ 15 «Генетическая связь между классами органических веществ»



Практические работы №№ 14, 15 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»


2

Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства»

Решение задач и упражнений по теме; подготовка к контрольной работе






1

Контрольная работа № 5 по теме «Вещества и их свойства»

Контроль и учёт знаний



Подготовка рефератов

2

ТЕМА №6. ХИМИЯ И ОБЩЕСТВО (семинары)




ТЕМА №6. ХИМИЯ И ОБЩЕСТВО


1

Химия и производство Химия и сельское хозяйство

семинарские занятия по плану:

  1. химическая промышленность и химические технологии

  2. сырье для химической промышленности

  3. вода в химической промышленности

  4. энергия для химического производства

  5. научные принципы химического производства

  6. защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве

А27

Д. Модели производства серной кислоты и аммиака

Л. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов

презентация

§24

Подготовка сообщений

§25



1

Химия и экология Химия и повседневная жизнь человека

семинарские занятия по плану:

  1. химическое загрязнение окружающей среды

  2. охрана гидросферы от химического загрязнения

  3. охрана почв от химического загрязнения

  4. охрана атмосферы от химического загрязнения

  5. охрана флоры и фауны от химического загрязнения

6. биотехнология и генная инженерия

  1. домашняя аптечка

  2. моющие и чистящие средства

  3. средства борьбы с бытовыми насекомыми

  4. средства личной гигиены и косметики

  5. химия и пища

  6. маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать

  7. экология жилища

химия и гигиена человека



презентация

§26

Подготовка сообщений















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru