7 класс. Русский язык (140 часов: 100 ч. + 22 ч. Р./О. + 7 ч. К./Д. + 8 ч. тест + 3 ч. зачёт) |
|||||||||
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма урока |
Элементы
|
Требования к уровню подготовки |
Р./О. (речевое общение) |
Контр. диктанты, слов. диктанты, зачёты, тесты |
Домашнее задание |
Дата проведения урока |
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 Ч.) |
|||||||||
|
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
Вводный урок |
Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка, игра «Лишнее слово» (с устаревшими, заимствованными, исконно русскими словами), чайнворд, самостоятельная работа |
Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка. Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте. |
Работа со словарём и географической картой |
|
Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упр. 6); упр. 2 (с. 3) – устно |
|
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VI КЛАССАХ (8 ч. + 2 ч. Р./О. + 1 ч. К./Д. + 1 ч. тест) |
|||||||||
|
Синтаксис. Синтаксический разбор. |
1 |
Комбинир. урок |
Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора) |
Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения |
Конструирование словосочетаний и предложений |
|
Используя составленные словосочетания (упр. 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы» |
|
|
Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
1 |
Урок-практикум |
Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения |
Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение ПП и СП, правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах |
Пересказ, выразительное чтение |
|
Ответить на вопросы (с. 6), упр. 12 (домашний диктант) |
|
Лексика и фразеология. |
1 |
Комбинир. урок |
Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов) |
Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал, оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы |
Словарная работа, задания по занимательной лингвистике |
|
Используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера |
|
|
|
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. |
1 |
Урок-практикум |
Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова» (с использованием пословиц), фонетический разбор |
Знать основные фонетические понятия (понимать и оперировать терминами сильная и слабая позиция звука), характеристики звуков, орфоэпические нормы и применение этих норм в устной речевой практике. Уметь производить фонетический разбор, составлять план текста, работать с орфографическими и орфоэпическими словарями |
Задания по занимательной лингвистике |
СЛ./Д. № 1 |
Озаглавить текст (упр. 22), составить план, выполнить фонетический разбор указанных слов |
|
|
Словообразование и орфография. |
1 |
Комбинир. урок |
Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора |
Знать изученное по теме «Однокоренные слова», орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях, порядок морфемного и словообразовательного разбора. Уметь различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; составлять слова по заданной схеме; работать со словообразовательными и морфемными словарями |
Лингвистический разбор |
|
Упражнение 27; составить карточку для соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке (карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм) |
|
|
Морфемный и словообразовательный разборы. |
1 |
Урок-практикум |
Практикум, анализ текста |
Знать особенности морфемного и словообразовательного разбора. Уметь различать одинаково звучащие морфемы, применять освоенные орфографические навыки |
Занимательная лингвистика |
|
Упр. 246 (озаглавить текст, выписать слова, образованные с помощью 1) приставок; 2) суффиксов; произвести словообразовательный разбор, обозначив состав слова) |
|
|
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. |
1 |
Урок формирования зун |
Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений |
Знать основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи, понятие паронимы. Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать одинаково звучащие морфемы; уметь работать с орфографическим словарём. |
Конструирование предложений |
|
Упр. 31; |
|
|
Входной контрольный тест по теме «Повторение: морфология и орфография». |
1 |
Урок контроля зун |
Конструирование предложений |
ТЕСТ № 1 |
просклонять
числительное 628; образовать сложные
прилагательные |
|
||
|
Морфология и орфография. |
1 |
Урок-практикум |
Тренировочные упражнения, разборы |
Знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике (по текстам упр. 28, 29). Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры, читать схемы, строить распространённые предложения, делать выводы о месте ударения в глаголах прошедшего времени |
Самостоятельная работа |
|
Упр. 38, 43. Устно ответить на вопросы (с. 20 учебника) |
|
|
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в V-VI классах». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка знаний, полученных в 6 классе |
Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке |
Лингвистический разбор |
К./Д. № 1 |
Устно ответить на вопросы (с. 20 учебника); подобрать текст по рядам: 1) описание, 2) повествование, 3) рассуждение |
|
|
Текст. |
1 |
Урок р.о. |
Беседа по вопросам (с. 20 учебника), работа с предложенными учителем текстами: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками |
Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь, работая с художественной литературой, находить тексты, относящиеся к разным типам речи, анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста |
Р./О. № 1 Тест в печатной тетради |
|
Списать
текст |
|
|
Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». |
1 |
Урок р.о. |
Рассматривание репродукции, беседа по картине, подбор рабочих материалов, составление плана |
Уметь составлять план сочинения по картине, собирать рабочие материалы к сочинению |
Р./О. № 2 |
|
Дописать сочинение-письмо по картине (упр. 44, с. 19) |
|
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|||||||||
ПРИЧАСТИЕ (21 Ч. + 7 Ч. Р./О. + 1ч. К./Д. + 1 ч. зачёт + 1 ч. тест) |
|||||||||
|
Причастие как часть речи. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Анализ текста, записанного на доске (определение типа, стиля речи), работа с учебником, игра (к существительному, предложенному учителем, подобрать прилагательные и причастия), практикум |
Знать формальные признаки причастия. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастия, конструировать предложения с причастием |
Конструирование предложений |
|
Выучить правило (§ 9), упр. 56 |
|
|
Стили речи литературного языка. |
1 |
Урок р.о. |
Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях. Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов, подобранных учителем; составление таблицы, работа с учебником |
Знать изученные стили речи, основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные черты публицистического текста |
Р./О. № 3 |
|
Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность) |
|
|
Публицистический стиль. |
1 |
Урок р.о. |
Р./О. № 4 |
|
Упр. 62 (для сильных учащихся): составить выступление-обращение (устно) в публицистическом стиле, уточнить тему, записать план, рабочие материалы к нему; для слабых учащихся: из газет или журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив черты, характерные для данного стиля |
|
||
|
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
1 |
Комбинир. урок |
Работа
с учебником, практикум, |
Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставив их с условиями выбора падежных окончаний прилагательных, правописание падежных окончаний причастий. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия |
Устные выступления (по упр. 62) |
|
Упр. 66, 67: определить вид причастия, выделить окончания, указать падеж, число, род |
|
|
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Выделение
окончаний причастий в орфографической
диктовке, понятие |
Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот в предложении; конструировать предложения с причастным оборотом |
Обсуждение творческих заданий |
|
Упр. 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия) |
|
|
Урок-практикум |
Условия выделения причастного оборота на письме |
Знать нормы согласования, употребления единообразных синтаксических конструкций. Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи, соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами |
Конструирование словосочетаний, наблюдение над текстом |
|
Упр. 73, 75; выучить слова в рамках (с. 26–34) |
|
||
|
Описание внешности человека. |
1 |
Урок р.о. |
Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека |
Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания. Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании |
Р./О. № 5 |
|
Упр. 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы», подберите определения, характеризующие её лицо, позу, одежду |
|
|
Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы». |
1 |
Урок р.о. |
Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине. Работа с черновиками |
Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности. Уметь составлять план, определять тему и идею текста; составлять таблицу «Описание портрета» с включением средств художественной выразительности |
Р./О. № 6 |
|
Подготовиться к словарному диктанту (с. 23–34) |
|
|
Действительные и страдательные причастия. |
1 |
Комбинир. урок |
Виды причастий. Навыки синтаксического разбора |
Знать семантику действительных и страдательных причастий, термины и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь различать действительные и страдательные причастия |
Работа над речевыми ошибками |
СЛ./Д. № 2 |
Упр. 84, 85; выучить правило (с. 38) |
|
|
Краткие и полные страдательные причастия. |
1 |
Комбинир. урок |
Формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическая роль в предложении |
Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое-причастие. |
Наблюдения в тексте |
|
§ 15, упр. 88 |
|
|
Действительные причастия настоящего времени. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени. |
Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь находить изучаемую орфограмму |
Орфографическая диктовка |
|
Выучить правило (с. 42), упр. 92 |
|
|
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. |
1 |
Урок закрепления зун |
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени, образование действительных причастий настоящего времени, подбор предложений из художественной литературы с действительными причастиями настоящего времени |
Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изучаемую орфограмму, подбирать предложения из изучаемых художественных произведений по данной теме для орфографической диктовки |
Словарная работа, конструирование словосочетаний |
|
Выучить таблицу на с. 43 учебника, упр. 94 |
|
|
Действительные причастия прошедшего времени. |
1 |
Комбинир. урок |
Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Анализ таблицы учебника (с. 45) |
Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, находить изучаемую орфограмму в тексте, составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени |
Эвристическая беседа |
|
Выучить § 17 (с. 45–46), упр. 98 |
|
|
Изложение с использованием причастий. (Упр. 100.) |
1 |
Урок р.о. |
Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов, изложение от 3-го лица |
Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица |
Р./О. № 7 |
|
Повторить правила, словарные слова |
|
|
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Способы образования страдательных причастий настоящего времени |
Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, находить общее в орфографии глагола и причастия |
Работа с таблицей, развитие речи (синтаксическая синонимия) |
|
Выучить
правило на с. 48–49 учебника, -енн- и -нн- |
|
|
Страдательные причастия прошедшего времени. |
1 |
Комбинир. урок |
Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени |
Знать правило написания суффиксов -енн-, -нн-. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия прошедшего времени в художественных текстах, самостоятельно составлять предложения или связный текст со словосочетаниями, в состав которых входят страдательные причастия прошедшего времени |
Сопоставительный анализ |
|
Выучить
правило на с. 52–53 учебника, упр. 109,
сделать карточки с буквами Д
|
|
|
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях |
Знать нормы акцентологии в причастиях данного типа и соблюдать их в речевой практике. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
Словарная работа |
|
§ 20 (с. 55); упр. 112, 113 |
|
|
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Правила написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных |
Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило |
Сопоставительный анализ, орфоэпическая работа |
|
Упр.
115, 117, выучить правило, записанное в
таблице |
|
|
Урок-зачёт |
Словарная работа, устный и письменный зачёт |
ЗАЧЁТ № 1 |
Повторить правила на с. 57, 61, упр. 124: написать продолжение текста в публицистическом стиле, использовать обращения, объяснить, как нужно вести себя в общественных местах, соблюдать порядок |
|
||||
|
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. |
2 |
Комбинир. урок |
Условия перехода причастий в прилагательные; образования страдательных причастий прошедшего времени: тренировочные упражнения, работа с «Книгой о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера |
Знать правило написания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применяя изученные правила |
Сопоставительный анализ |
|
Упр. 126 |
|
|
Урок-игра |
Образование кратких страдательных причастий прошедшего времени |
Знать правило написания н и нн в кратких прилагательных и причастиях. Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных. |
Словарная работа, анализ |
|
Упр.
127; подготовиться к контрольному
диктанту по теме «Причастие». |
|
||
|
Выборочное изложение. (Упр. 130.) |
1 |
Урок р.о. |
Отбор материала, составление плана изложения. Приёмы описания предмета |
Знать приёмы систематизации материала. Уметь излагать мысли, своё мнение на заданную тему, работать с текстом |
Р./О. № 8 |
|
Повторить
сведения |
|
|
Морфологический разбор причастия. |
1 |
Урок-практикум |
Порядок морфологического разбора причастия |
Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь анализировать текст: определять тип и стиль текста, способ связи предложений, деление на абзацы |
Лингвистический разбор |
|
Выучить порядок морфологического разбора причастия (§ 23); упр. 131; выяснить
по «Толковому словарю» лексическое
значение слов |
|
|
Тест по теме «Действительные и страдательные причастия». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка знаний о причастии |
Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастий. Уметь применять правила на практике |
Лингвистическая разминка, тестирование |
ТЕСТ № 2 |
Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упр. 151 |
|
|
Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. (Упр. 146.) |
1 |
Урок р.о. |
Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека |
Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания. Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании |
Р./О. № 9 |
|
Повторить правила, словарные слова |
|
|
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными |
Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь применять орфографические правила на практике |
Беседа по вопросам, словарная работа |
|
Упр.
136, выучить правило на с. 67; запомнить
написание слов из рамочек |
|
|
Урок закрепления зун |
Лингвистический разбор, словарная работа |
|
Тесты, подготовиться к словарному диктанту. |
|
||||
|
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
1 |
Комбинир. урок |
Условия
выбора |
Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих, применять орфограмму «Буквы о – е после шипящих» |
Лингвистический разбор |
СЛ./Д. № 3 |
Выучить правило (§ 25, с. 70); упр. 143 (домашний диктант) |
|
|
Повторение по теме «Причастие». |
1 |
Урок повторения и закрепления изученного материала |
Систематизация знаний: работа по контрольным вопросам учебника (с. 72), по карточкам |
Знать орфографию причастий. Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложнённого и осложнённого причастным оборотом; применять изученные орфографические правила |
Грамматико-орфографический разбор |
|
Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упр. 158 (подобрать собственные примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными оборотами) |
|
|
Контрольный диктант по теме «Причастие». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка знаний о причастии |
Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастий. Уметь применять правила на практике |
Лингвистический разбор |
К./Д. № 2 |
Тесты, упр. 146 (мини-сочинение: описание внешности друга) |
|
|
Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие». |
1 |
Урок работы над ошибками |
Ликвидация пробелов |
Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками. |
Работа с текстом диктанта (работа над ошибками) |
|
Составить карточку для своего соседа по парте (словарные слова с пропущенными буквами – 15 слов) |
|
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (7Ч. + 2 Ч. Р./О. + 1 ч. К./Д. + 1 ч. зачёт + 1 ч. тест) |
|||||||||
|
Деепричастие как часть речи. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Характеристика деепричастия по значению, синтаксическая роль в предложении |
Знать о деепричастии как самостоятельной части речи, нормах употребления деепричастий. Уметь находить деепричастия в предложении, определять их синтаксическую роль |
Работа над исправлением речевых ошибок |
|
Выучить
правило (таблица в тетради, с. 77
учебника), |
|
|
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме |
Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах; использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике |
Работа со схемами предложений |
|
§ 26 (с. 76–77), 27, составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков |
|
|
Урок-практикум |
Конструирование предложений |
|
§ 27
(с. 78, 80); |
|
||||
|
Раздельное написание НЕ с деепричастиями. |
1 |
Комбинир. урок |
Условия раздельного написания не с деепричастиями, причастиями, глаголами, прилагательными, существительными |
Знать правило написания не с деепричастиями. Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях |
Работа со схемами предложений |
|
§ 28; упр. 173 |
|
|
Деепричастия несовершенного вида. |
1 |
Комбинир. урок |
Способы образования деепричастий несовершенного вида |
Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид; находить и выделять на письме деепричастные обороты; совершенствовать навык употребления деепричастий в речи |
Словарная и орфоэпическая работа |
|
§ 29 (с. 84); упр. 177 |
|
|
Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. |
1 |
Комбинир. урок |
Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. Порядок морфологического разбора деепричастия |
Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи, порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид, выполнять морфологический разбор деепричастий |
Задания по занимательной лингвистике |
|
§ 30 (с. 86); выучить словарные слова; упр. 185 |
|
|
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». |
2 |
Урок р.о. |
Особенности текста-описания действий, повествования; главная мысль |
Уметь описывать действия, используя деепричастия; составлять таблицу средств связи между частями текста; составлять текст-повествование с элементами описания |
Р./О. № 10 |
|
Редактирование сочинения |
|
|
Урок р.о. |
Р./О. № 11 |
|
Упр. 186 (домашний диктант) |
|
||||
|
Тест по теме «Деепричастие». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка знаний о деепричастии |
Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию деепричастий. Уметь применять правила на практике |
Лингвистическая разминка, тестирование |
ТЕСТ № 3 |
§ 31 (выучить план разбора); упр. 188 |
|
|
Повторение по теме «Деепричастие». |
1 |
Урок-зачёт |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» |
Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь применять полученные знания |
Беседа по вопросам, лингвистический разбор |
ЗАЧЁТ № 2 |
Контрольные вопросы, упр. 193 |
|
|
Контрольный диктант по теме «Деепричастие». |
1 |
Урок контроля зун |
Систематизация знаний |
Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию. Уметь выполнять различные виды разбора |
Грамматический разбор |
К./Д. № 3 |
Тестирование по теме «Деепричастие» (по материалам ЕГЭ) |
|
|
Анализ контрольного диктанта по теме «Деепричастие». |
1 |
Урок работы над ошибками |
Работа над ошибками. Тестирование |
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками |
Самостоятельная работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование |
|
Подготовиться к словарному диктанту (с. 26–88) |
|
НАРЕЧИЕ (19 Ч. + 4 Ч. Р./О. + 2 ч. К./Д. + 1 ч. тест) |
|||||||||
|
Наречие как часть речи. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Значение наречий. Синтаксическая роль наречий в предложении |
Знать о наречии как части речи, синтаксической роли наречий в предложении. Уметь находить наречия в тексте, самостоятельно анализировать информацию; определять синтаксическую роль наречия в предложении |
Словарная работа, тренировочные упражнения |
|
§ 32 (с. 93–94). Придумать грамматическую сказку о Наречии; упр. 199 (расставить знаки препинания, ответить на вопросы) |
|
|
Смысловые группы наречий. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями |
Знать смысловые разряды наречий. Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями |
Работа с таблицами |
|
§ 33, упр. 208; индивидуальное задание – упр. 201 |
|
|
Урок-практикум |
Беседа по вопросам |
|
Составить и записать
не менее |
|
||||
|
Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». |
1 |
Урок р.о. |
Языковые особенности текста в форме дневниковых записей |
Знать построение связного текста, рассказа. Уметь подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) |
Р./О. № 12 |
|
Повторить материал по теме «Степени сравнения прилагательных» |
|
|
Степени сравнения наречий. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Способы образования форм степеней сравнения наречий |
Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных. Уметь различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий |
Конструирование предложений |
|
Выучить правило § 33. Упр. 214 |
|
|
Урок-практикум |
Тренировочные упражнения |
|
§ 33; упр. 215 (диктант); подготовиться к словарному диктанту |
|
||||
|
Морфологический разбор наречия. |
1 |
Урок-практикум |
Порядок морфологического разбора |
Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий; конструировать предложения, используя наречия |
Словарная и орфоэпическая работа |
СЛ./Д. № 4 |
Упр. 216: согласны ли вы с рассуждением мальчика; напишите своё мнение о том, опасны ли прозвища, нужны ли они; из «Толкового словаря» выписать лексическое значение слова эпидемия; сделать морфологический разбор двух наречий из текста |
|
|
Промежуточный контрольный диктант по теме «Наречие». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка ЗУН по теме «Наречия» |
Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
Грамматический разбор |
К./Д. № 4 |
Работа над ошибками |
|
|
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными |
Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не |
Тренировочные упражнения |
|
§ 36 (выучить правило на с. 104); упр. 222 |
|
|
Урок-практикум |
Словарная работа |
|
Упр. 226 |
|
||||
|
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. |
1 |
Комбинир. урок |
Условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий; составление связного текста по заданной теме |
Знать правило выбора гласных в приставках не- и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е и и в приставках отрицательных наречий |
Составление устного рассказа по опорным словам |
|
Правило на с. 108 выучить; упр. 229; написать сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя наречия. Повторить правила написания н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки |
|
|
Изложение
с элементами |
1 |
Урок р.о. |
Составление плана по тексту |
Уметь рассуждать, выделяя в тексте главное; выстраивать текст-рассуждение |
Р./О. № 13 Беседа по вопросам, изложение с элементами рассуждения |
|
Повторить правила написания н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки |
|
|
Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора одной и двух н в наречиях на -о и -е |
Знать
условия выбора н и
нн в наречиях
на -о |
Лингвистический разбор |
|
Выучить
правило |
|
|
Описание действий. (Упр. 240.) |
1 |
Урок р.о. |
Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности |
Знать о роли текстов-описаний действий в речи и роли наречий в этих текстах. Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий |
Р./О. № 14 |
|
Упр. 240: написать сочинение о труде в стенгазету, в рубрику «Учимся работать» (репортаж, интервью), используя вопросы и задания упр. 239 |
|
|
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора о и е после шипящих на конце наречий |
Знать условия выбора о и е после шипящих на конце наречий. Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища |
Работа с таблицей |
|
Выучить правило (орф. 60) § 40; упр. 243 |
|
|
Буквы О и А на конце наречий. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора букв о и а на конце наречий |
Знать условия выбора букв о и а на конце наречий. Уметь применять изученное правило на практике |
Лингвистический разбор |
|
Выучить
правило на |
|
|
Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья». |
1 |
Урок р.о. |
Особенности описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине |
Уметь формулировать свою мысль, выражая отношение к теме; создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины |
Р./О. № 15 |
|
Редактирование сочинения |
|
|
Тест по теме «Правописание наречий». |
1 |
Урок контроля зун |
Систематизация знаний |
Уметь применять полученные знания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
Тестирование |
ТЕСТ № 4 |
Повторить правила |
|
|
Дефис между частями слова в наречиях. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора дефиса между частями слова в наречиях |
Знать условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой; отличать наречия с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам |
Тренировочные упражнения, словарная работа |
|
Выучить таблицу, слова в рамке (с. 119–122); упр. 254 |
|
|
Урок-практикум |
Работа в группах |
|
Тесты в печатной тетради |
|
||||
|
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях |
Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм, конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы |
Конструирование словосочетаний и предложений |
|
Выписать и выучить наречия в рамках (с. 120–121); упр. 261 |
|
|
Урок-практикум |
Тренировочные упражнения, словарная работа |
|
Упр. 262 |
|
||||
|
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
1 |
Комбинир. урок |
Условия
написания мягкого знака |
Знать правило написания Ь после шипящих на конце наречий. Уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах» |
Тренировочные упражнения, словарная работа |
|
Упр. 266; ответить на вопросы (с. 123–124); составить диктант для соседа по парте с непроверяемыми орфограммами по теме «Наречия» |
|
|
Повторение по теме «Наречие». |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Обобщение сведений о наречии как части речи. Повторение орфограмм по теме |
Знать основные сведения о наречии как части речи. Уметь находить наречия в тексте; составлять предложения и тексты, используя наречия; производить морфологический разбор |
Тренировочные упражнения |
|
Подготовиться к контрольной работе, составить кроссворд по теме |
|
|
Контрольный диктант по теме «Наречие». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка ЗУН по теме «Наречия» Систематизация знаний |
Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
Грамматический разбор |
К./Д. № 5 |
Повторить правила |
|
|
Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие». |
1 |
Урок работы над ошибками |
Работа над ошибками. Тестирование |
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками |
Самостоятельная работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование |
|
Подготовить «карточку для соседа» из словарных слов (с пропусками орфограмм) |
|
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (2 Ч. + 1 Ч. Р./О.) |
|||||||||
|
Категория состояния как часть речи. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Понятие новой части речи –категории состояния |
Знать о категории состояния, показать её особенности и её роль в художественной речи. Уметь отличать категорию состояния от глаголов и наречий |
Тренировочные упражнения |
|
Упр. 277 |
|
|
Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля») |
1 |
Урок р.о. |
Характеристика сжатого изложения. Обобщённая форма передачи исходного текста |
Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами; выявлять роль наречий в текстах-описаниях; находить ключевые слова в тексте и определять тему текста |
Р./О. № 16 Упр. 281 |
|
Подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 132), упр. 283; из учебника литературы (художественных текстов) выписать предложения со словами категории состояния |
|
|
Морфологический разбор категории состояния. |
1 |
Урок-практикум |
Порядок морфологического разбора категории состояния |
Знать порядок разбора категории состояния. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор категории состояния; анализировать текст со словами категории состояния |
Сжатое изложение, анализ текста |
|
Упр.
282 (сочинение на лингвистическую тему
«Правомерно ли выделять слова категории
состояния |
|
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 Ч.) |
|||||||||
|
Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
Комбинир. урок |
Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Значения, выражаемые предлогами. Синтаксическая роль предлога |
Знать о предлоге как служебной части речи, об отличиях самостоятельных частей речи от служебных. Уметь узнавать служебные части речи и определять их значение, конструировать предложения, используя служебные части речи |
Выразительное чтение, беседа по вопросам |
|
Проштудировать теоретический материал (с. 133, 134); упр. 288 |
|
ПРЕДЛОГ (8 Ч. + 1 Ч. Р./О. + 1 ч. зачёт + 1 ч. тест) |
|||||||||
|
Предлог как часть речи. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Нахождение предлогов среди других частей речи |
Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению; терминологию (отыменные, наречные, отглагольные предлоги). Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным |
Сопоставительный анализ |
|
Упр. 289 |
|
|
Употребление предлогов. |
1 |
Комбинир. урок |
Однозначные и многозначные предлоги |
Знать нормы употребления предлогов в речи; однозначные и многозначные предлоги. Уметь употреблять предлоги в речи в соответствии с нормами языка |
Работа по предупреждению речевых ошибок |
|
Упр. 294; § 49 |
|
|
Непроизводные и производные предлоги. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов |
Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы, находить непроизводные и производные предлоги в тексте |
Занимательная лингвистика |
|
§ 50, упр. 301, |
|
|
Комбинир. урок |
Работа по предупреждению речевых ошибок |
|
Упр. 302: исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире |
|
||||
|
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. |
1 |
Комбинир. урок |
Употребление предлогов в деловой речи Порядок морфологического разбора. Конструирование словосочетаний с предлогами |
Знать простые и составные предлоги, порядок морфологического разбора . Уметь находить простые и составные предлоги, группировать словосочетания с простыми и составными предлогами; различать предлоги и синонимичные части речи, выполнять морфологический разбор предлогов |
Выразительное чтение по ролям, анализ текста |
|
Упр.
304 (задания § 51, 52; упр. 305 (устно) |
|
|
Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». |
1 |
Урок р.о. |
Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей |
Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы |
Р./О.№ 17 |
|
Повторить словарные слова, материал о производных предлогах выучить |
|
|
Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
3 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов |
Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных |
Анализ сочинений, словарная работа |
|
§ 53 (с. 144–145); упр. 309, 310; |
|
|
Урок-практикум |
Лингвистический разбор |
СЛ./Д. № 5 |
Упр. 310, подготовить сигнальные карточки с буквами П и Н, подготовиться к зачёту |
|
||||
|
Зачёт |
Практическая работа |
ЗАЧЁТ № 3 |
Упр. 311, повторить правила |
|
||||
|
Повторение по теме «Предлог». |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Систематизация знаний по теме «Предлог» |
Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи, правильно писать их |
Сообщения учащихся |
|
Подготовиться к контрольному тесту по теме «Предлог»; повторить порядок морфологического разбора предлога, словарные слова. Индивидуальное задание: напишите небольшой рассказ о том, какие орфографические умения и навыки получают учащиеся при изучении темы «Предлог», используя предлоги благодаря, вследствие, ввиду, в течение |
|
|
Тест по теме «Предлог». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка ЗУН по теме «Предлог» |
Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила |
Тестирование |
ТЕСТ № 5 |
Повторить материал «Говори правильно» (с. 216) |
|
СОЮЗ (12 Ч. + 1 Ч. Р./О. + 1 ч. К./Д. + 1 ч. тест) |
|||||||||
|
Союз как часть речи. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Союз как часть речи. Синтаксическая роль союза. Ликвидация пробелов в знаниях |
Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем; признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками; находить союзы среди других частей речи, самостоятельно изучать новый материал, создавать блок-схемы; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам |
Выразительное чтение, словарная работа |
|
Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева (упр. 316); упр. 317 (письменно); выучить блок-схему |
|
|
Простые и составные союзы. |
1 |
Комбинир. урок |
Классификация союзов по строению; сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка» |
Знать классификацию союзов по строению: простые и составные. Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению; строить предложения на заданную тему, используя предложения с различными союзами |
Сообщение учащихся, составление плана |
|
Подобрать
из художественных текстов и записать
10 сложных предложений |
|
|
Союзы сочинительные и подчинительные. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Классификация союзов по значению; союзы сочинительные и подчинительные |
Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи; группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать предложения, используя союзы |
Словарная работа |
|
§ 56; упр. 322: закончить предложения, используя подчинительные союзы, данные в рамках |
|
|
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. |
1 |
Урок-практикум |
Употребление запятой между частями простого предложения в составе сложного. Составление схем |
Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; использовать различные синтаксические конструкции |
Анализ фрагментов худ. произведений |
|
Упр. 325; § 57 |
|
|
Сочинительные союзы. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Группы сочинительных союзов по значению |
Знать
о классификации сочинительных союзов
|
Запись по памяти, орфоэпическая работа |
|
§ 58, схемы в рамках. Упр.329 |
|
|
Урок-практикум |
Выразительное чтение, словарная работа |
|
Упр. 336 |
|
||||
|
Подчинительные союзы. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Группы подчинительных союзов по значению |
Знать группы подчинительных союзов по значению. Уметь определять значения подчинительных союзов |
Смысловой анализ и синтаксический разбор предложений |
|
§ 59, выучить правило; упр. 338 |
|
|
Урок-практикум |
Построение схем, словарная работа |
|
Упр. 340, подобрать пословицы, загадки, высказывания писателей о книге |
|
||||
|
Морфологический разбор союза. |
1 |
Урок-практикум |
Порядок морфологического разбора |
Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи, выполнять морфологический разбор; конструировать предложения, производить синонимичные замены |
Анализ текста |
СЛ./Д. № 6 |
§ 60; подобрать пословицы, загадки, высказывания писателей о книге |
|
|
Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик». |
1 |
Урок р.о. |
Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля |
Знать особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала |
Р./О. № 18 |
|
Подготовиться к словарному диктанту |
|
|
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогами |
Знать правила написания союзов также, тоже, зато, чтобы. Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей |
Выразительное чтение, словарная работа |
|
§ 61 (правило, с. 162); упр. 344 |
|
|
Урок-практикум |
Лингвистическая разминка |
СЛ./Д. № 7 |
Упр. 350 |
|
||||
|
Тест по теме «Союз». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка ЗУН по теме «Союз» |
Знать морфологические признаки союза и орфографию союза. Уметь применять изученные орфографические правила |
Тестирование |
ТЕСТ № 6 |
Тесты на печатной основе |
|
|
Повторение сведений о предлогах и союзах. |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Систематизация ЗУН по теме «Союз», подготовка к диктанту |
Знать и применять на письме изученные орфографические правила. Уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы |
Смысловой анализ и синтаксический разбор предложений |
|
Подготовиться к диктанту; упр. 356 |
|
|
Контрольный диктант по теме «Предлог и союз». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка ЗУН по теме «Предлог и союз» |
Знать морфологические признаки союза и предлога , орфографию предлога и союза. Уметь применять изученные орфографические правила |
Грамматический разбор |
К./Д. № 6 |
Прочитать новеллу О’Генри «Дары волхвов». |
|
ЧАСТИЦА (11 Ч. + 3 Ч. Р./О. + 1 ч. тест) |
|||||||||
|
Частица как часть речи. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Определение частицы как части речи. Ликвидация пробелов по теме «Союз» |
Знать
особенности частицы как служебной
части речи, семантику частиц, их функции
в речи и частицы, служащие для образования наклонений глагола; доказывать принадлежность слова к частице; анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками |
Работа над интонацией |
|
Выписать из новеллы О’Генри десять предложений с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы; § 62, упр. 357 |
|
|
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
1 |
Комбинир. урок |
Деление частиц на разряды по значению |
Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов; правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы). Уметь применять орфограммы «Дефис между частицей и словом», «Пробел между частицей и словом»; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы |
Выразительное чтение, лингвистический разбор |
|
§ 63; таблицу выучить, упр. 362, 363 |
|
|
Модальные (смысловые) частицы. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Назначение смысловых частиц в предложении |
Знать разряды частиц. Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами |
Тренировочные упражнения, словарная работа |
|
§ 64, слова в рамках на с. 172–174, упр. 372 |
|
|
Урок-практикум |
Тренировочные упражнения |
|
Упр. 374 |
|
||||
|
Раздельное и дефисное написание частиц. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Условия выбора дефисного и раздельного написания частиц |
Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм |
Выразительное чтение |
|
§ 65 (с. 176–177); упр. 381 |
|
|
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». |
2 |
Урок р.о. |
Особенности рассказа по изображённому на картине; роль описаний в рассказе |
Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, грамотно строить предложения, осваивать сложные конструкции |
Р./О. № 19 |
|
Дописать сочинение |
|
|
Урок р.о. |
Р./О. № 20 |
|
Подготовиться к словарному диктанту |
|
||||
|
Морфологический разбор частицы. |
1 |
Урок-практикум |
Порядок морфологического разбора |
Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор частицы |
Анализ текста |
СЛ./Д. № 8 |
Составить карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи |
|
|
Отрицательные частицы НЕ и НИ. |
2 |
Урок изуч. нового материала |
Положительный смысл предложения при наличии в нём двойного отрицания |
Знать понятия о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. Уметь определять смысл положительных и отрицательных значений в предложениях с частицей не |
Игра-конкурс |
|
§ 67, правило (с. 179, 180); упр. 390 |
|
|
Комбинир. урок |
Анализ предложений |
|
Упр.392 (диктант), 391 (устно); выяснить лексическое значение слов карикатура и сатира |
|
||||
|
Различение частицы НЕ и приставки НЕ. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи |
Знать разряды частиц по значению и употреблению, отрицательное значение частицы не. Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа; правильно писать слова разных частей речи с не, графически объяснять условия выбора правильных написаний |
Словарная и орфоэпическая работа |
|
§ 68 (с. 182); упр. 399 |
|
|
Сочинение-рассказ по данному сюжету |
1 |
Урок р.о. |
Особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога |
Уметь выстраивать схему текста-повествования; определять основную мысль рассказа; составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев |
Р./О. № 21 Беседа, работа по тексту учебника, написание основной части сочинения |
|
Закончить работу |
|
|
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Различение на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни – ни |
Уметь различать приставку ни-, частицу ни, союз ни – ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний |
Словарная и орфоэпическая работа |
|
§ 69 (выучить правило); упр. 406 |
|
|
Повторение изученного по теме «Частица». |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Систематизация знаний по теме «Частицы» |
Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц. Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи |
Сообщения учащихся |
|
Упр. 414 (устно). Выучить отрывок из стихотворения В. Высоцкого, подготовиться писать по памяти |
|
|
Тест по теме «Не с разными частями речи». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка ЗУН по теме «Не с разными частями речи » |
Знать морфологические признаки частицы Уметь применять изученные орфографические правила |
Тестирование |
ТЕСТ № 7 |
Тесты |
|
МЕЖДОМЕТИЕ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (3 Ч. + 1 ч. тест) |
|||||||||
|
Междометие как часть речи. |
1 |
Урок изуч. нового материала |
Назначение междометий в языке. Отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи. Ликвидация пробелов по теме «Частица» |
Знать информацию о междометии как части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи; составлять связный рассказ с междометиями |
Сопоставительный анализ, составление плана |
|
Выучить правило на с. 190 (§ 70); упр. 416 |
|
|
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. |
1 |
Комбинир. урок |
Условия употребления междометий |
Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями |
Выразительное чтение, выполнение упражнений |
|
Выучить правило на с. 191 (§ 71); упр. 419 |
|
|
Производные междометия. |
1 |
Комбинир. урок |
Производные междометия и самостоятельные части речи |
Знать о значении междометий в роли других частей речи. Уметь отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов. |
Анализ предложений |
|
Упр. 420 или сочинить грамматическую сказку о междометии |
|
|
Итоговый контрольный тест по теме «Служебные части речи». |
1 |
Урок контроля зун |
Контроль знаний по теме «служебные части речи» |
Знать морфологические признаки частицы, орфографию предлога, союза и частицы. Уметь применять изученные орфографические правила |
Лингвистический анализ |
ТЕСТ № 8 |
Повторить сведения о служебных частях речи; составить «карточку для соседа» из 20 слов по теме «Служебные части речи» |
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (7 Ч. + 1 Ч.Р./О. + 1 ч. К./Д.) |
|||||||||
|
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. |
1 |
Комбинир. урок |
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи |
Знать изученные стили речи, основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные черты публицистического текста |
Работа с таблицей |
|
Проанализировать текст (упр. 423) |
|
|
Фонетика. Графика. |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Фонетический
и графический |
Знать основные единицы фонетики, их признаки; предмет изучения фонетики и графики; различение гласных и согласных звуков, их образование; различение букв и звуков. Уметь различать буквы и звуки, гласные и согласные. |
Работа со словарями |
СЛ./Д. № 9 |
Упр. 431 |
|
|
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. |
1 |
Урок р.о. |
Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля |
Знать особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала |
Р./О. № 22 |
|
С.216-220 (повторить) |
|
|
Лексика и фразеология. |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Отличие грамматического значения слова от лексического |
Знать основные сведения по разделу, отличие между грамматическим и лексическим значениями слова. Владеть большим запасом слов активной лексики. Уметь использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного |
Лингвистические игры |
|
Отвечать на вопросы (с. 197); упр. 434 |
|
|
Морфемика и словообразование. |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Способы словообразования. Разбор слов по составу |
Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов |
Работа с таблицей, орфоэпическая работа |
|
§ 76; упр. 439 (устно), 438 (письменно) |
|
|
Морфология. Орфография. |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Морфологические признаки частей речи, синтаксическая роль в предложении. Морфологический разбор слов. Повторение видов орфограмм, изученных в 7 классе |
Знать основные понятия раздела, понятие орфограмма; нормы правописания. Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы, применять изученные орфограммы |
Выразительное чтение, анализ, беседа по вопросам, составление плана |
СЛ./Д. №10 |
§ 77; упр. 444 (письменно), 446 (устно) |
|
|
Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация пройденного в VII классе». |
1 |
Урок контроля зун |
Проверка ЗУН по всем разделам курса |
Знать основные теоретические знания раздела. Уметь применять изученные правила на письме, выполнять разные виды разбора |
Грамматический анализ |
К./Д. № 7 |
Словарные слова |
|
|
Синтаксис. Пунктуация. |
1 |
Урок обобщ. и сист. изуч. |
Синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Конструирование предложений по заданным темам |
Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила |
Лингвистическая мозаика |
|
§ 79, 80; упр. 463 |
|
|
Знай и люби русский язык. |
1 |
Урок-игра |
Применение полученных знаний в предложенных игровых условиях. Подведение итогов года. Анализ контрольной работы |
Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях |
Игра |
|
|
|
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Вебинар «Анимационная терапия как метод психологической коррекции и здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (путешествия по карте, квест, фотокросс, геокешинг, метод кейсов), особенности их использования в практике ДОО»
- Вебинар «Методика и технология изготовления аппликаций из сыпучих природных материалов детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Психология профессионального образования: общая характеристика