В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Судьба земли в твоих руках

Файл прикреплен к материалу: Судьба земли в твоих руках
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Министерство образования и науки Хабаровского края


КГБОУ СПО

«Николаевский промышленно-гуманитарный техникум»







ТЕМА: «СУДЬБА ЗЕМЛИ В ТВОИХ РУКАХ»




Тип пособия:

методическая разработка внеклассного мероприятия (для 1-3 курсов);


Продолжительность проведения:

(рассчитано на 4 часа, проходит в 2 этапа):

1 день – доклады: «Информационная справка «О региональной политике в области охраны окружающей среды Хабаровского края»; «Доклад об экологической ситуации в Хабаровском крае»;

2 день – проведение «Экологической прогулки», доклад учащегося об экологии, выступление учащихся по сценарию, демонстрация в/фильмов.







Автор:

Милевская М.В.

Заведующая библиотекой









г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края





Аннотация:

В методической разработке представлено внеклассное мероприятие по проблемам экологии. Раскрывается экологическая обстановка в мире и в Хабаровском крае, приводятся рекомендации, как вести себя в природе, чтобы не нанести вред окружающему миру флоры и фауны.

Дан обзор некоторых произведений писателей и поэтов, главной темой которых стало воспевание природы, охрана природы.

Включена информационная справка «О региональной политике в области окружающей среды Хабаровского края», «Доклад об экологической обстановке в Хабаровском крае».

Данная разработка рекомендована для преподавателей литературы, географии, биологии и экологии, руководителей литературных кружков, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
























Пояснительная записка


Методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий, представлена одним из жанров библиотечной режиссуры - литературно-поэтической композицией в форме литературно-философского и литературно-общественного разговора, с применением информационных технологий (показ видеофильмов: «Экология Хабаровского края и Николаевского-на-Амуре района», «Заповедные места России», «Берегите природу», «Планета задыхается от мусора», «Огненный шторм») и музыкального сопровождения.

Мероприятие проводится как экологический литературный вечер (рассчитан на 4 часа, проходит в 2 этапа):

1 день – доклады: «Информационная справка «О региональной политике в области охраны окружающей среды Хабаровского края»; «Доклад об экологической ситуации в Хабаровском крае»;

2 день – проведение «Экологической прогулки», доклад учащегося об экологии, выступление учащихся по сценарию, демонстрация в/фильмов).

Цели мероприятия:

  • ознакомить учащихся с экологическими терминами и понятиями; способствовать развитию интереса к изучению экологии;

  • в форме литературно-философского и литературно-общественного разговора обобщить знания об экологии и о катастрофическом положении, в котором находится наша планета;

  • формирование любви к своему «дому» - планете Земля; показать учащимся влияние прогресса и цивилизации на природную среду и показать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе;

  • пополнить знания учащихся о природе, об экологической обстановке в мире и о своём родном крае и городе; научить детей общению с природой;

  • ознакомить учащихся с именами писателей, поэтов, воспевающих природу, с их произведениями, главная тема которых – охрана природы; стимулировать чтение книг по экологии; познакомить с необычными фактами, загадками и тайнами природы;

  • способствовать развитию логики и актёрских способностей учащихся;


Литературный экологический вечер – использование межпредметных связей не только гуманитарного и эстетического направления, но и естественно-научного.


Методическое и техническое оснащение

внеклассного мероприятия:

  • Наглядное оформление:

  1. Название – «Судьба Земли в твоих руках»

  2. Плакаты: (высказывания великих людей – учёных и писателей)

  • высказывание Юрия Алексеевича Гагарина: «Облетев землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди! Будем хранить, приумножать эту красоту, а не разрушать её»

  • « Человек работает, устраивая свой дом, а дом его – Земля».

(В. Гюго)

  • «Невежество и равнодушие – величайшее препятствие на пути охраны природы».

(Р. Парсон)

  • «Наше отношение к окружающей среде – отражение нашего отношения друг к другу».

(А. Лебедев)


  • « Всё прекрасное на Земле – от Солнца, всё хорошее – от Человека».

(М. Пришвин)

  • «Я не знаю ничего прекраснее, чем наша Земля».

(К. Паустовский)

  1. Книжная выставка: «Эта Земля – твоя и моя»

  2. Доклады:

    1. Доклад «Информационная справка «О региональной политике в области окружающей среды на Дальнем Востоке»;

4.2. «Доклад об экологической ситуации в Хабаровском крае»

4.3. Доклад учащегося о понятии «экология» и существующих типах разрушающего воздействия на природу.

  • Информационные технологии: ТСО, видеоматериалы:

1. Телевизор, видеомагнитофон, компьютер

2. Видеофильмы (демонстрируются на компьютере и в/магнитофоне):

  • «Экология Хабаровского края и Николаевского-на-Амуре района» (5мин)

  • «Заповедные места России» (5 мин)

  • «Берегите природу» (2 мин.30сек)

  • «Планета задыхается от мусора»(6 мин.40сек)

  • «Огненный шторм» (1мин)

  1. Музыкальное сопровождение: (аудиозаписи)

    • Песня В. Высоцкого «Спасите наши души» (в его исполнении)

    • Песня «Дым на небе, дым на земле»

(в исполнении группы «Крематорий»)

  • Музыкальное произведение «Шторм» (в исполнении Ванессы Мэй)

  • Песня «Позови меня тихо по имени» (в исполнении группы «Любэ»)

  • Песня В. Высоцкого «Как траншеи, разрезы легли»



СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА

«СУДЬБА ЗЕМЛИ В ТВОИХ РУКАХ»

Библиотекарь:

Эпиграфом нашего литературного экологического вечера «СУДЬБА ЗЕМЛИ В ТВОИХ РУКАХ» станет высказывание Юрия Алексеевича Гагарина: «Облетев землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди! Будем хранить, приумножать эту красоту, а не разрушать её».

Вечер будет проходить в 2 этапа:

1 день - доклады учащихся:

1. доклад учащегося о понятии «экология» и существующих типах разрушающего воздействия на природу (+ демонстрация в/фильма «Берегите природу»);

2. доклад учащегося «Информационная справка «О региональной политике в области охраны окружающей среды Хабаровского края»;

3. «Доклад об экологической ситуации в Хабаровском крае»;

2 день – проведение «Экологической прогулки», выступление учащихся по сценарию, демонстрация в/фильмов).

Сегодня, в 1-й день вечера, перед вами выступят учащиеся с докладами.


1 –й учащийся выступает с докладом:


«ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА: «О региональной политике в области охраны окружающей среды Хабаровского края».

Многие из экологических проблем в Хабаровском крае возникли не сегодня. В период индустриализации Дальнего Востока, когда строились крупные градообразующие промышленные предприятия, об охране окружающей среды, создании защитных зон, соблюдении санитарных норм задумывались мало. Перестройка в конце прошлого века привела к тому, что многие предприятия обанкротились и закрылись, оставив после себя тысячи тонн токсичных отходов.

Как и во всём мире, в крае экологические проблемы обостряются, увеличиваются угрозы природе и населению края. И, конечно, самая главная проблема – состояние Амура, близкое к критическому. Амур, одна из великих рек Земли, замечательна не только своей протяжённостью и мощью водного потока. На её берегах сохранились неповторимые ландшафты: от монгольских степей и амурских прерий до архаичных роскошных кедрово-широколиственных лесов и лиственничков. Среди многих памятников природы (Кумарский утёс, несколько кладбищ динозавров, два из которых – Кундурское и Благовещенское, могут смело претендовать на мировую известность, многокилометровые кривуны и другие) – особо выделяется урочище «Горящие горы».

По прогнозам учёных, Амур находится на грани, и если загрязнение реки будет идти такими же темпами, экологически допустимые уровни предельных воздействий могут быть превышены, и Амур может стать мёртвой рекой, как уже сейчас кое-где река Сунгари.

Решающую роль в загрязнении Амура играет интенсивное развитие Северо-Востока Китая. Сбросы отходов в Амур всех российских предприятий составляют лишь одну десятую часть от китайских. Только в городе Цзямусы в Сунгари ежегодно сбрасывается четыреста миллионов кубометров отходов. И все они попадают в Амур. Однако и российские десять процентов несут угрозу Амуру. Очистные сооружения на территории края перерабатывают не более сорока процентов сбросов, остальные сбрасываются в Амур неочищенными.

Хабаровский край – природно-ресурсный регион. Правительство края уделяет пристальное внимание горно-добывающей, лесной отраслям и связанным с этим строительством и поддержкой инфраструктуры, созданием рабочих мест. По объёмам добычи драгоценных металлов и заготовке леса край занимает третье место в России.

Такое интенсивное использование природных ресурсов не может не оказывать влияния на окружающую среду.

В связи с этим Правительство края разработало комплекс мер по минимизации вредного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду и компенсации наносимого ущерба.

Какие действия предприняты сегодня

Правительством края по конкретным направлениям,

и каковы ближайшие перспективы этой работы


Сегодня экология и экономика неразрывно связаны. И главная проблема, которую решает Правительство края, - как при интенсивном хозяйственном развитии не нанести невосполнимого ущерба природе. В соответствии с принятым в крае курсом на опережающее развитие инфраструктуры, мощностей по переработке природных ресурсов, организуется проведение комплексных исследований и подготовка эколого-экономических обоснований для территорий по размещению производственных объектов, в том числе и экологически опасных.

1.Атмосферный воздух. Одно из направлений - перевод на газ ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в Хабаровске, ТЭЦ-2 в Комсомольске-на-Амуре, ТЭЦ – в Николаевске-на-Амуре и ТЭЦ – в Амурске. Это позволит к 2010 году снизить выбросы золы и сажи в атмосферу на 39,4 %, окислов серы – на 15 %.

2. Вода. Планируется ввод в эксплуатацию очистных сооружений в пос. Малый Хапсоль, ТЭЦ -1 в г. Хабаровске; сокращение сброса неочищенных сточных вод. Продолжается работа по заключению российско-китайского соглашения о сотрудничестве в области охраны трансграничных водных объектов, к этой работе привлечены международные организации – ООН, Глобальный экологический фонд и другие. Запланирована разработка региональных нормативов качества воды.

3. Отходы производства. Ведётся работа по созданию полигона для утилизации токсичных отходов, который позволит принимать пять тысяч тонн токсичных отходов ежегодно (строительство должно быть закончено к 2010 году). Развивается переработка отходов. Ведётся работа по созданию системы сбора и утилизации отходов нефтепродуктов, с мощностями в городах - Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Советской Гавани, что позволит утилизировать более 80 % нефтеотходов.

4. Радиационная безопасность. Планируется установка автоматизированных пунктов контроля радиационной обстановки в приграничных с Китаем населённых пунктах и на потенциально опасных объектах края.

5. Сохранение биоразнообразия. В 2006 году был пересмотрен список редких и исчезающих видов. В него дополнительно включены некоторые виды животных и многие виды растений, в основном водных и околоводных. Разработана краевая программа по использованию, охране и восстановлению лесов.

6. Региональные ООПТ (особо охраняемые природные территории, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность, разработка полезных ископаемых, рубки леса, строительство дорог, трубопроводов, линий передач, промысловое рыболовство и охота, размещение дачных участков и многое другое, - всё то, что может нанести вред природным комплексам). Ведётся масштабная работа по разработке эколого-экономических обоснований для уже существующих и планируемых особо охраняемых природных территорий регионального значения. Задачи – сохранение уникальных и эталонных природных комплексов, историко-культурных объектов, ведение экологического мониторинга. В 2006 году организованы природные парки «Хосо», «Вяземский», памятники природы краевого значения «Топты», «Иоли», «Среднехорский», Национальный парки «Анюйский», «Удэгейская легенда», «Зов тигра». Разработана перспективная схема размещения ООТП в крае до 2010 года. До 2015 года планируется организация двух национальных парков, одного природного парка, трёх заказников, трёх экологических коридоров и двадцати шести памятников природы. Готовится необходимая документация для присвоения двум ООТП статуса объектов Всемирного наследия и одной ООТП – статуса водно-болотного угодья международного значения. Сейчас доля ООТП составляет 7,3 % общей территории края.

7. Экологический мониторинг. Проведена серия глубоких исследований экосистемы рек Сунгари и Амура. Ведётся обширный мониторинг речной воды и воды, подаваемой в сеть. Принято Постановление правительства Хабаровского края о системе экологического мониторинга в Хабаровском крае. Создан Координационный совет по экологическому мониторингу, планируется расширение сети пунктов наблюдения за атмосферным воздухом.

(По материалам журнала «Родное Приамурье» (ныне – «Моё Приамурье»)


2 –й учащийся зачитывает текст:

Из «Доклада об экологической ситуации в Хабаровском крае» (Подготовлен коллективом авторов: более 40 человек):

В целях сохранения окружающей природной среды и обеспечения ее защиты, а также ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в Хабаровском крае распоряжением Правительства края от 11.12.2010 № 758-рп утверждены Стратегия экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года, Мероприятия по реализации Стратегии экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на территории Хабаровского края до 2020 года.

В целях реализации полномочий края в области охраны и использования объектов животного мира, стабилизации численности амурского тигра на оптимальном уровне, обеспечения воспроизводства ключевых видов копытных животных, являющихся кормовыми ресурсами для амурского тигра, сохранения в оптимальном состоянии среды их обитания на территории края постановлением Губернатора от 06.03.2010 № 38 утвержден региональный план действий по сохранению амурского тигра до 2015 года.

Принято распоряжение Правительства края от 13 июля 2010 г. № 387-рп "О мерах по повышению уровня экологической культуры в Хабаровском крае на 2010 - 2011 годы".

Образованы государственные природные заказники краевого значения "Коппи" на территории Советско-Гаванского муниципального района общей площадью 38 тыс. га, "Аистиный" на территории Вяземского и имени Лазо муниципальных районов общей площадью 19 тыс. га.

При участии министерства природных ресурсов края 01- 04 июня 2010 г. в г. Хабаровске проведено 4-е заседание рабочей группы Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая по вопросам трансграничных особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия, 21-22 июня 2010 г. организовано проведение заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, на котором были рассмотрены вопросы развития экологического мониторинга, оценки воздействия на окружающую среду, обмена информацией о трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера.


Доклад 3 –го учащегося:

Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Слово «экология» прочно вошло в обиход. Почему же это слово стало так популярно?

«Экология» – греческое слово (эко – жилище, местопребывание; логос – наука), - наука, изучающая связи живых организмов между собой и со средой обитания, то есть с окружающей средой (иначе – биосферой). Под живым организмом можно понимать как микроб, так и слона или человека. Под средой обитания подразумевают и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать люди, животные и растения, то есть всё то, что окружает организм и с чем он взаимодействует.

Биосфера – это область распространения всего живого на планете, это среда, в которой мы живём: мир животных и мир растений, гладь озёр и ширь полей, лесной воздух и аромат цветов.

Защитить и сохранить биосферу – одна из главных задач нашего века. В Канаде группой энтузиастов, обеспокоенных растущим загрязнением окружающей среды, была создана организация «Гринпис» (в переводе значит «Зелёный мир»), которая уже длительное время ведёт кампанию за освобождение морей от ядерного оружия, за сохранение флоры и фауны планеты, за сокращение китобойного промысла. В наши дни «Гринпис» - мощная международная экологическая организация, действующая на разных континентах.

Существует три типа разрушающего воздействия на природу:

  1. Первый тип – наиболее откровенная форма уничтожения природной среды: сброс отходов с танкеров в открытое море, сброс в реки и озёра отходов химической и нефтеперерабатывающей промышленностей, выброс в атмосферу вредных газов вопреки всем санитарным нормам;

в нашей стране имеется пример экологической катастрофы: Чернобыльская атомная станция во время аварии (произошло это событие в 1986 году) выбросила тысячи тонн радиоактивных материалов, которые на десятки лет сделали опасными для жизни человека многие города, сёла, поля, озёра, реки, леса;

  1. Второй тип – «законное» разрушение природы: законы позволяют разрушать природу в якобы безопасных для неё пределах, «законное» разрушение природы продиктовано экономической целесообразностью. Но эти законы не заглядывают в будущее: например, целлюлозное предприятие на Байкале, которое губит уникальный регион, через 15-20 лет выясняется, что нанесён огромный вред: учёные пришли к выводу, что сейчас озеро не способно самоочищаться, как ранее;

  2. Третий тип: необходимое вытеснение природы в связи с увеличением численности населения: нужны новые города и дороги, нужно место, а взять неоткуда, можно только отнять у природы;

  3. Но есть и четвёртый тип – огромный вред природе наносит сам человек. Каждый день в городах образуется огромное количество бытовых отходов. Статистика показывает, что количество мусора растёт с каждым днём. Сейчас в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250-300 килограммов твёрдых бытовых отходов. На тех местах, где находятся свалки, могли быть цветники, парки, леса. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё сильнее и в настоящее время приобрело планетарный характер.

Через 3-4 поколения человечеству предстоит жить в мире, в котором природа будет на задворках. Она уже не может сама залечить нанесённые ей раны. Бьют тревогу учёные, врачи, журналисты и политики. К сожалению, слово «экология» употребляют к месту и не к месту, зачастую не понимая серьёзности этого понятия, не осознавая всей опасности экологических проблем.

Сложившееся на Земле положение учёные определяют как «экологический кризис». И нет на сегодня задачи для человечества важнее, чем поиск выхода из этого кризиса. Современный человек просто обязан быть экологически грамотным. Необходимо каждому из людей осознать, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования и вдохновения».

(демонстрация в/фильма «Берегите природу» - на 2 мин.30 сек.)



2 день экологического вечера:

Библиотекарь: (обращается к зрителям)


Продолжаем наш вечер. Представляем вашему вниманию «Экологическую прогулку», включающая в себя викторину, загадки о деревьях и вопросы о тайнах и загадках природы:


1. «Лесная викторина»:


  1. Как называется специально освобождённая от деревьев узкая полоска леса? (Просека).

  2. Каких птиц называют пернатыми кошками? (Сов).

  3. Какое дерево даёт лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель).

  4. Какая нить в лесу прочнее стальной проволоки? (Паутина).

  5. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клёна).

  6. Как называются в лесу упавшие сухие деревья и их части? (Валежник).

  7. Вьют ли гнёзда перелётные птицы на чужбине? (Нет).

  8. Древесина, какого дерева использовалась в кораблестроении? (Сосны).

  9. Что для птиц страшнее: голод или холод? (Голод).

  10. Какое самое страшное бедствие для леса? (Пожар).

  11. Какие деревья листву зелёной сбрасывают? (Ива, ольха, сирень).

  12. Как иначе назвать дубовый лес? (Дубрава).

  13. Что ест зимой барсук? (Ничего, зимой он спит).

  14. Кого ноги кормят? (Волка).

  15. Много рук, а нога одна? (Дерево).

  16. У какой птицы ещё не рождённые детёныши отдаются на воспитание другим птицам? (У кукушки).

  17. Каких насекомых муравьи пасут, охраняют и доят? (Тлю).

  18. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).

  19. Что означает «плач» берёзы весной? (Движение сока).

  20. У какого дерева листва первой желтеет? (У берёзы).

  21. Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц).


2. «Загадки о деревьях»:


  1. Корни этого дерева в 12 раз длиннее, чем у ели, в 24 раза длиннее, чем у пихты. Поэтому они хорошо удерживают почву. Очень любит свет. По-латински его название «пинус», что означает «скала». (Сосна).

  2. У этого дерева быстро гниёт древесина, дерево недолговечно, живёт 80-100 лет. Листья осенью расцвечиваются. В это время года у неё, кроме листопада, происходит ещё и ветвепад: дерево освобождается от лишних ветвей. (Осина).

  3. Назовите два дерева, которые заселяются на любой свободный клочок земли. (Берёза и ольха).

  4. Древесина этого дерева в воде не гниёт, а становится ещё крепче. Санкт-Петербург построен на сваях из этого дерева. Осенью оно сбрасывает свою хвою. (Лиственница).

  5. Это дерево отличается от других цветом коры. В ней содержится белое вещество – бетулин, отсюда и название дерева. В любую жару кора остаётся прохладной. (Берёза).

  6. Шишки на этом дереве растут вверх, после созревания чешуйки рассыпаются и остаются одни стержни, как свечи. На коре много вздутий, которые содержат бальзам – пахучее вещество, защищающее дерево от холода и вредных насекомых. (Пихта).

  7. Главный корень у этого дерева отмирает через 10-15 лет, и оно держится за счёт боковых корней, поэтому при сильном ветре-урагане в таком лесу много поваленных деревьев. Древесина отличается однородностью (очень мало сучков), из древесины делают лучшие в мире скрипки и другие музыкальные инструменты. (Ель).

  8. Это дерево – прекрасный «пылесос», впитывает в себя пыль и сажу. Топором его рубить нельзя, так как он увязает в древесине. (Вяз).


3. А теперь поговорим о тайнах и загадках природы:

  1. В 1532 году испанские конквистадоры напали на селение индейцев на берегу реки Ориноко. Жители выставили против них отряд из воинов, вооружённых жаровнями с пылающими углями. Когда испанцы приблизились, индейцы стали засыпать в жаровни порошок из плодов растения. Клубы удушливого дыма поползли в сторону испанцев. Этот едкий дым перехватывал дыхание, разъедал глаза, вызывал непрерывный кашель. Вооружённым до зубов испанцам пришлось отступить. Плоды какого растения использовали индейцы? (Плоды стручкового перца).

  2. 17 век. Из Малайи в донесении правительству голландский учёный Румфия так описал «дерево смерти»: «Возле дерева ничего не растёт. Воздух отравлен его ядовитыми испарениями. Кто ни приблизится к этому дереву – человек ли, зверь или птица – всякий падёт замертво. Земля вокруг покрыта костями его жертв. Как называется это дерево? (Анчар. Дерево действительно ядовито. Всего одна капля сока дерева на кончике стрелы превращала её в посланца смерти).

  3. Легенды и мифы об этом растении слагали многие народы. Согласно скандинавской мифологии, однажды мудрому и храброму богу Бальдру была предсказана насильственная смерть. Его мать богиня Фригг взяла клятву со всех живых и неживых существ, со всех растений, растущих в воде и на земле, что они не причинят её сыну вреда. Только с ничтожного растения, растущего на ветвях деревьев, забыла она взять такую клятву. Именно стрела из прутика этого растения убила Бальдра. Что это за растение? (Паразитирующее растение омела).

  4. На основе яда этого цветка аптекарь Лоренцо в шекспировской трагедии приготовил снотворное снадобье для Джульетты. Вот только родные и Ромео приняли сон девушки за смерть. Что это за цветок? (Лютик).

  5. На основе различных легенд о растениях-людоедах английский писатель-фантаст Г. Уэллс написал рассказ. Как он называется? («Странная орхидея»).

  6. С помощью какого растения осуществил своё злодеяние дядя шекспировского Гамлета?

Когда я спал в саду,

Как то обычно делал пополудни,

Мой мирный час твой дядя подстерёг

С проклятым соком (белены) в сосуде,

И мне в ушную полость влил настой, -

- рассказывает Гамлету призрак его отца. (Белена чёрная).

7. Известно предание, что самые отважные воины великих завоевателей древности – викинги – перед боем выпивали необычный отвар. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое к опьянению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнажённые по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно. Из чего был сделан этот отвар? (Из грибов мухоморов).

8. Смола, вытекающая из надрезов коры дерева, имеет кроваво-красный цвет. Создаётся впечатление, что дерево истекает кровью. Как оно называется? (Драконово дерево. Жители Канарских островов верили, что это и не дерево вовсе, а заколдованный дракон, напившийся крови слонов).

9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один? (Мак – сырьё для производства опиума).

(подводятся итоги «Экологической прогулки»).


Библиотекарь:


Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И Землю удивительную эту.

Завещано беречь нам этот мир –

Такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовётся.

Пусть будет мирным небо над Землёй,

Пусть вечно детство звонкое смеётся!


Писатель Сент-Экзюпери писал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть с него просто некуда». Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Полёты в космос показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем – нашей маленькой планетой, на которой есть уникальное для Вселенной чудо под названием «жизнь». Мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, которая сегодня стонет от боли, взывает о помощи, оставаясь перед нами по-детски беззащитной.


Ведущий 1-й:

Мы, люди, самые разные – белые и чёрные, жёлтые и красные, бедные и богатые, большие и маленькие, жители столиц и затерянных в глуши посёлков…Очень мы разные. Но всех нас объединяет одно: мы все – жители Земли, единственной планеты, давшей нам жизнь. Любое наше действие (или бездействие) – всё сказывается на судьбе нашего единственного дома – Земли.


Ведущий 2-й:

Кто мы на этой земле – гости или хозяева? Что есть место, где мы живём? Земля, взрастившая нас, или же просто территория? Давайте представим себе такое будущее: низкое задымленное небо, на котором не увидишь солнца, пожухлые цветы и деревья, душные улицы без воздуха, квартиры, в которых свежий воздух дают только кондиционеры…Что нас ждёт впереди?!


Ведущий 1-й:

Даже дети сейчас говорят: грязный воздух, грязный город, море грязное. Кто виноват в этом? Персонально никто не виноват, никакое государство, никакая нация, никакая тайная или явная группа людей или организация. Проблемы коренятся в самом фундаменте человеческой цивилизации.


Ведущий 2-й:

Но давайте задумаемся, что может сделать каждый из нас, чтобы хоть как-то разрешить хотя бы часть этой проблемы. Самая наглядная проблема – грязный город. Почему? Потому что на улице валяются бумажки, пластиковые пакеты, другой мелкий мусор. А кто их бросает? Мы! Такая у нас привычка – бросать всё мимо урны. Но можно выработать и другую привычку – собери те же бумажки в пакет, донеси до урны или мусорного бака. Это не решит сразу проблему загрязнения на улице (это всё-таки задача властных органов), но уменьшит её.


Ведущий 1-й:

И так во всём – с водой, энергией, мусором, зеленью. Начните с малого: не рвите цветы, не ломайте деревьев, накормите холодной зимой птиц, уберите за собой мусор. Такие, несущественные на первый взгляд, действия помогут внести свой вклад в сохранение природы Земли. Надо меняться самим и менять своё отношение к природе, вырабатывать экологичное поведение – это норма отношения с природой.


Чтец:

«Цветок земли»

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

-Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

-Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел и тоже сорвал.

Цветок наш недолго в саду простоял.

Погиб от того, что его лепестки

Мальчишки сорвали, не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь скучно ходить по земле нам пустой,

Когда нет на ней красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано никому сохранить!...


Ведущий 1-й:

К сожалению, человек способен истощить, затоптать, превратить в пустыню всё, что его поит, кормит, радует. Человек прожил на Земле не более двух миллионов лет, но что он уже успел сделать со своим единственным домом – Землёй! Могущество человека может оказаться для него роковым. Он разрушает мир природы, частью которого является сам.


Чтец:

Как хороша была у нас вода,
И как легко у нас дышалось,

Но человек пришел - беда!
И вся природа испугалась.
И точно: потемнело все -
Дышать нам стало нечем,
А человек сказал: "Мое!" –

Настал природы вечер! 
Но, человек, подумай сам,
Ты - царь природы,
Не сможешь жить ни тут, ни там
И не видать тебе свободы!
Жизнь превратится в сущий ад,
Не зацветет прекрасный сад,
И сам себе ты станешь враг!
И сам поймешь, что ты вредить "мастак"!

(Ефименко Ольга)


Ведущий 2-й:

Наши богатства – обилие земли, воды, леса – сыграли с людьми плохую шутку. Человек считал, что всё само собой переработается, почистится, восстановится и будет чистеньким. Но наступил этап, когда всё на пределе: море уже не в состоянии переработать все органические отходы, которые мы сбрасываем. Люди только-только начали понимать, что пора сказать себе «стоп» и что-то начать делать, исправлять. Ведь нетрудно лишиться всего многообразия природы не только по злому умыслу, но и по недомыслию. Действовать надо разумом, а не рассудком.


Ведущий 1-й:

Природа щедра, но ошибок она не прощает. Никогда ещё равновесие между человеком и природой не было так зыбко.

В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Аральское и Балтийское моря, озёра Ладога и Байкал. Аральское море практически высохло из-за чрезмерного забора вод рек Сырдарьи и Амударьи на орошение полей. На дне Женевского озёра обнаружено 70 тонн ртути, кадмия и цинка. Постоянная озоновая дыра находится над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.


Ведущий 2-й:

Каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В реках Европы: Сене, Дунае, Рейне, Волге и большинстве других нельзя купаться. Нельзя купаться в Амуре. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязнённых стоков появились микроорганизмы, вредные для людей и животных. За последние 100 лет на Земле уничтожено примерно ¼ часть всех плодородных почв. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки – на 60%. На Дальнем Востоке браконьерский промысел подорвал запасы такого ценного дара, как женьшень. Неограниченно в Приморье скупаются змеи, икра морских ежей, крабы, креветки – в таких объёмах, что способны уничтожить целые популяции.

(демонстрация в/фильма «Экология Хабаровского края и Николаевского – на - Амуре района» - на 5мин)


Чтец:

Тихо! Слышите плач? Очнитесь!

Помогите Земле! Отзовитесь!

Не машите рукой небрежно,

Вспомните, как она вас ласкала,

Как к груди прижимала нежно,

Колыбельную песню шептала!

А теперь вот она рыдает,

Неужель ваше сердце ослепло?

Виноваты в её страданьях,

Возродим ли мы счастье из пепла?


Ведущий 1-й:

Если земля – территория, то и отношение к ней соответствующее. Родную землю освобождают, а территорию захватывают. И тогда человека не слишком интересует, что здесь было до него, что останется после. Ему необходимо исполнить возложенную на него функцию, а какими средствами, неважно, пусть и кощунственными. Эту мысль можно подтвердить словами поэта Роберта Рождественского: «Всё меньше - окружающей природы. Всё больше - окружающей среды».


Чтец:

Горят леса, а мы проходим мимо.

У нас с природой – форменный разлад.

И даже в месте труднопроходимом

Тайга весной всегда объята дымом.

Да не найти, кто в этом виноват.

Мы часто ходим в лес.

И место ищем,

Где можно порезвиться от души.

Костёр не догадались потушить…

Глухие уши разве же услышат

Берёзы вопль и тихий стон сосны.

И пролетит над жутким пепелищем

Лишь возглас ваш: «Нас это не колышет!».

Природы несмышленые сыны…


(демонстрация видеофильма «Огненный шторм» - на 1 мин.10 сек.)


Ведущий 2-й:

Писатели, поэты, драматурги - русские и зарубежные, писали о природе всегда. А в последнее время всё чаще обращаются они к теме охраны природы. Природа живёт и действует в них как равноправный герой, а иногда является и главным предметом повествования.


Ведущий 1-й:

Даром гармонии наделены все люди, но не все успевают или просто не способны открыть в себе это чувство прекрасного. Человеку просто необходимо пробудить его в себе. Об этом говорит поэт Андрей Вознесенский своими стихами:


Чтец:

В каждой веточке бусинка боли

Сверху листиком оснащена.

Золотые, как будто бемоли,

Сыплет осень на нас семена…


Энергией переполненный,

Шагаю в тусклом свете дня.

Душа, как шаровая молния,

Ударит в небо из меня.


Ведущий 2-й:

Поэзия ищет возможность воздействовать на внутренний мир человека, пробудить в нём чувство гармонии, обратить внимание на то, что полноценное счастье возможно только при условии бережного к ней отношения.


Ведущий 1-й:

Прозрачное, хрустально чистое ощущение единства человека и природы воспевается в творчестве Афанасия Фета. Поэт даёт почувствовать, что жизнь и природа посланы человеку в награду, что всё существующее надо воспринимать радостно и трепетно:


Чтец:

Учись у них – у дуба, у берёзы…

Но верь весне. Её промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу мощно просятся

Блистательные сны…


Ведущий 1-й:

Литература стремится пробудить в человеке заботу о природе – матери всего, что есть на земле.

Роберт Рождественский написал такое стихотворение, которое стало призывом к защите природы:


Чтец:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

И земля без зверей – не земля!


(Звучит песня на слова Р. Рождественского)


Ведущий 2-й:

Человек в творчестве Сергея Есенина – не обуза природе, а часть единой системы, которая изнутри передаёт свои ощущения, и особую чуткость поэт проявляет к состоянию окружающего мира:

Чтец:

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

Еду грязной дорогой с вокзала

Вдалеке от родимых полян.

Лес застыл без печали и шума.

Виснет темь, как платок, за сосной.

Сердце гложет плакучая дума:

Ой, не весел ты, край мой родной…


Ведущий 1-й:

Повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой» рассказывает о последнем лете деревни Матеры, которая по плану строительства ГЭС должна уйти на дно водохранилища. Приговорены к затоплению плодородные поля, луга, старинные избы, словом, целый мир. Затопление диктуется общегосударственными интересами, и нет никакой возможности избежать того, что вместе с деревней на дно будущего моря уйдёт «земля самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами, и вскормившая не одно поколение».

Таких примеров из литературных произведений можно привести множество…


Ведущий 2-й:

Писатель-натуралист Джеральд Даррелл был организатором и участником экспедиций за коллекциями животных в Африку, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Малайзию. В 1958 году на острове Джерси он создал зоосад для животных, находящихся на грани исчезновения. В своих произведениях писатель в увлекательной форме знакомит читателей с обитателями лесов, их повадками и особенностями. Особенно много внимания автор уделяет вопросам, связанным с охраной природы.


Ведущий 1-й:

Английский писатель Эрнест Сетон-Томпсон, стремясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, организовал в Канаде «Лигу лесоведения», цель которой было изучение молодёжью родной природы и охраны животных.


Ведущий 2-й:

Писатель Виталий Бианки объединил все описания птиц и животных в книге «Лесные домишки» (вышла в 1923 г.), очень известна его книга «Лесная газета», - это календарь природы нашей страны (вышла в 1928 г.). Всего он написал около двухсот сказок, рассказов, повестей о живом мире природы.


Ведущий 1-й:

Писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов воспевал родную природу, печалился о судьбе русской деревни (книги «На речке Невестнице», «Северные рассказы», «Чижикова лавра» и др.) Писатель Константин Георгиевич Паустовский объездил всю страну, но любимым стал для него Мещерский край, сказочно красивый (книга «Мещерская сторона», вышла в 1939 г., в которой он пишет об извилистых лесных реках, глухих лесах, об озёрах). Известны его книги «Созвездие гончих псов», «Колхида», «Чёрное море» и др.


Ведущий 2-й:

Писатель Николай Иванович Сладков в своих книгах даёт широкую картину окружающей природы, он много путешествовал, был в Африке, Индии. Самые известные его произведения – «Подводная газета» о жизни озёр, морей, рек, «Земля солнечного огня» о природе пустыни, «Миамбо», «Белые тигры». В его произведениях прослеживается мысль, что наша планета Земля, наша природная среда – бесценное обиталище человека во Вселенной. С 60-х годов появляется новое направление в его творчестве. Он призывает людей пересмотреть привычное небрежное отношение к природе, отказаться от насилия над ней, бережно изучать её, этому посвящена его книга «Свист диких крыльев».


Ведущий 1-й:

О природе, о судьбе русских деревень, о животных писали Пришвин Михаил Михайлович (книги «Женьшень», «Лесная капель», «В краю непуганых птиц» и др.), Виктор Петрович Астафьев (книги «Царь-рыба», «Затеси», «Перевал», «Звездопад» и др.) и другие писатели, поэты, драматурги.

Чтец:

Моя планета – человечий дом.

Но как мне жить под дымным колпаком?

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

(звучит песня в исполнении группы «Крематорий»: «Дым на небе, дым на земле»)


Ведущий 1-й:

Беднеют земные недра, истощаются почвы, загрязняется вода, меньше становится лесов, всё меньше остаётся места на Земле животным. Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. Даже если исчезнут два-три вида животных или растений – и невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения в природе. Исчезнувшие виды восстановить невозможно, а под угрозой исчезновения находится ещё около 1000 видов животных.

Известный писатель и зоолог Джеральд Даррелл убеждает в своих книгах, что рай существует здесь, на Земле, но люди его потеряют, если не оставят места для жизни животных.


Ведущий 2-й:

Есть множество примеров того, как элементарное экологическое невежество человека приводило к печальным результатам. Один из примеров: не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Не сразу удалось понять, что случилось. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнёзда ос, находящиеся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.


Чтец:

Как жить в XXI веке?

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

(демонстрация в/фильма «Планета задыхается от мусора» - на 6 мин.40сек)

Ведущий 1-й:

Природу стали загрязнять не вчера, и она уже много веков выдерживает на себе мощный пресс, принимая все отбросы жизнедеятельности человека. Сегодня процессы загрязнения биосферы принимают глобальные размеры. Сохранение установившегося в последние годы потребительского отношения к природе приведёт человечество к катастрофе, об этом предупреждал в своих стихах Роберт Рождественский. И, по его мнению, самое страшное даже не то, что сегодня происходит с природой, а то, что меняется душа человека – ослабевает нравственный потенциал, падает духовность. Нравственная деградация – верный путь к вырождению. Эта мысль заложена в стихотворении «Хиросима»:

Чтец:

Город прославился так:

Вышел военный чудак,

Старец с лицом молодым.

«Парни, -

Сказал он, -

Летим!

Мальчики,

Время пришло.

Дьявольски нам повезло!...»

В семь сорок девять утра

Всё было так, как вчера.

«Точка… -

Вздохнул офицер, -

Чистенько вышли на цель…»

В восемь двенадцать утра

Сказано было:

«Пора…!»

В восемь пятнадцать,

Над миром взлетев,

Взвыл торжествующе

Дымный клубок!

Солнце зажмурилось,

Похолодев.

Вздрогнули оба:

И «Боинг»,

И бог!...

Штурман воскликнул:

«Ой, как красиво!...»

В эту секунду

В расплавленной мгле

Рухнули

Все представленья о зле.

Люди узнали,

Что на Земле

Есть Хиросима.

И нет Хиросимы…

(Роберт Рождественский)


(звучит музыкальное произведение «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй)


Ведущий 1-й:

Американцами была сброшена атомная бомба на японские города Нагасаки и Хиросиму. Города были стёрты с лица земли. Уничтожена вся живая растительность, погибли почти все люди и животные. А оставшиеся в живых были облучены.


(звучит песня «Спасите наши души» В.Высоцкого)


Ведущий 2-й:

Один из экологов-учёных произнёс такую фразу: «Или люди сделают так, что воздух будет чище, или воздух сделает так, что людей станет меньше». А другой учёный в своём отчёте о достижениях науки и техники сказал: «За последние 100 лет мы в 10 миллионов раз повысили скорость передачи информации. В 100 раз увеличили наши энергетические ресурсы, в миллион раз умножили мощь нашего оружия».


Ведущий 1-й:

Конечно, такой напор природе трудно выдержать, и она постепенно отступает. Но как долго она будет отступать? Не вздумает ли природа по всей строгости своих законов наказать нас?

Чтец:

Природа неслышно уходит от нас.

Уходит, как девочка с праздника взрослых.

Уходит. Никто ей вдогонку не послан.

Стыдливо и молча уходит от нас.

Она отступает, покорна, скромна…

А может, мы толком её и не знали?

А вдруг затаила обиду она

И ждёт, что случится неладное с нами?

(Вадим Шефнер)


Ведущий 2-й:

Будем любить Землю, холить её и беречь – будут у нас вода, и леса, и воздух, которым мы дышим. Будем нещадно вырубать леса в погоне за сиюминутной выгодой – оскудеют реки, станет меньше воды и воздуха. Больше распахивается земель, больше бросается удобрений в землю в погоне за урожаем – больше попадает ядов в воду, которую мы пьём, в еду, которую едим.


Ведущий 1-й:

Чем больше мы загрязняем и эксплуатируем Землю, тем больше болезней она нам посылает, тем беднее её ресурсы, её фауна и флора, тем больше химии в воде, еде, воздухе…Тем слабее и болезненнее дети человечества. Земля в ответ посылает ураганы, цунами, изменение климата, землетрясение…Всё взаимосвязано. Земля и человек едины.

Мы сами в ответе за жизнь. С нашими технологиями, с нашими возможностями. Море, Земля, Природа, Человек должны оставаться Живыми. Главное – спасти их, пока они живы.


Ведущий 2-й:

Главную экологическую задачу, стоящую перед человечеством, можно определить словами Михаила Пришвина из его произведения «Кладовая солнца»: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах, степях – разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


Ведущий 3-й:

Наша милая малая Родина!

Как сберечь тебя и защитить?

Чтоб кивала, как в детстве, смородина,

Мало просто её любить!


Ведущий 4-й:

Город мой, ты живая история,

Ты исток моих творческих сил!

Я хочу, чтобы доброе, новое

Новый век в город мой приносил!


(звучит песня «Позови меня тихо по имени» в исполнении группы «Любэ»)


Чтец:

Травиночка – кровиночка Земли.

Признаемся, мы это позабыли.

И вроде Землю – нет, не разлюбили…

Ведь в детстве с каждым деревом дружили,

А выросли – срубили и пожгли…

И службу бесхозяйственно верша,

Мы портим реки, наши луговины,

И рыба мрёт, и падают лесины, -

Но не болит холодная душа.

Преобразуй, используй и твори!

Да только помни, что твоё начало

В том, чтоб Земля травинками дышала

И, словно на руках, тебя качала

На тех лугах, что каждый год цвели.

Травиночки – кровиночки Земли.


Ведущий 1-й:

Дом…Дом – это всё в жизни человека. Домом может называться и родной очаг, и школа, и город, и страна. Дом, в котором уютно жить людям. Земля – пока единственный дом для человечества. Всё человечество и каждый человек – часть природы. Природа даёт человеку пищу, одежду, энергию, строительные материалы. Не может быть выбора: сохранить или разрушить свой дом, очищать или загрязнять его.

Чтец:

Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат. И восход.

И четыре в нём времени года.

И особый в нём музыки ход.

И особое таинство цвета,

То с жестоким, то с добрым огнём,

Человек – он зима. Или лето.

Или осень. С грозой и дождём.

Всё вместил в себя. Вёрсты и время.

И от атомных бурь он ослеп.

Человек – он и почва, и семя.

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нём брезжит погода?

Человек… Он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь.

(С. Островой)


Чтец:

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

(Левитман М.Х.)


(звучит песня В.Высоцкого «Как разрезы, траншеи легли…»):

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки, как раны, зияют,

Обнажённые нервы Земли

Неземное страдание знают.

Она вынесет всё, переждёт,

Не записывай Землю в калеки.

Кто сказал, что Земля не поёт,

Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.


Чтец:

Прости, Земля, прости, прости, прости…

Мы, люди, так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести:

На многое смотрели…и не видели.

Мы думали тогда – так было надо:

Мы рьяно жгли, сушили и рубили,

И вот теперь за это нам награда:

Цветущие сады, поля – на гниль и пыль сменили.


Ведущий 3-й:

Давайте жить так, как писал поэт Н. Старшинов:


Нам жить в одной семье, нам жить в одном кругу.

Идти в одном строю, лететь в одном полёте…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.


Ведущий 4-й:

Земли не вечна благодать,

Когда далёкого потомка

Ты пустишь по миру с котомкой,

Ей будет нечего подать.


Чтец:

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родной, ребята.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что ни в ответе,

Будто самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.


Чтец:

Мы – не гости на планете,

И Земля – наш дом.

Будет в нём светло и чисто,

Если мы спасём

И прозрачные озёра,

И кедровый бор,

И цветных полей узоры,

И речной простор.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду её никому не дадим.

(демонстрация видеофильма «Экология Хабаровского края и Николаевского-на-Амуре района»)


Библиотекарь:

Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы вы полюбили родную природу, нашу Землю, всегда помнили о том, что человек должен беречь созданное природой, а не разрушать. В одном из современных международных документов, «Международной стратегии охраны природы», говорится: «Мы не унаследовали землю у наших отцов. Мы взяли её в долг у наших детей». В наших руках будущее нашей прекрасной планеты. Писатель Бернард Шоу говорил: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле, как люди».

(демонстрация видеофильма «Заповедные места России»)


Литература:


  1. Гейтс Ф. Неоткрытые тайны Земли. – М.: Росмэн,1999. – 32 с.: ил.

  2. Деревья от «А» до «Я». – М.,1998. – 43 с. – (АИФ. Детская энциклопедия; Вып.7).

  3. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. и др. Книга природы. – М.: Дет. Литература,1990. – 400 с.: ил.

  4. Любимцев В.В. Вопросы и ответы. – М.: Дрофа,1995. – 384 с. – (Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему?).

  5. Планета Земля; Энциклопедия. – М.: Росмэн, 2000. – 160 с.

  6. Ряжнин С.В. Экологический букварь: Для детей и взрослых. – Спб.: Печатный двор,1994. – 106 с.: ил.

  7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия,1982. – 160 с.

  8. Тайны живой природы. – М.: Росмэн,1999. – 198 с.: ил.

  9. Шамина М. Страшная реальность нашей экологии // Аргументы и факты. – 2004. - № 1. – с.2.

  10. Экология от «А» до «Я». – М.,1997. – 1997. -39 с. – (АИФ. Детская энциклопедия; Вып.7).

  11. Экология. – Смоленск: Русич,1998. – 151 с.: ил. – (Познавательная энциклопедия).

  12. Энциклопедический словарь юного биолога. – М.: Педагогика,1986. – 352 с.: ил.

  13. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика,1981. – 406 с.: ил.

  14. Я познаю мир: Экология: Детская энциклопедия. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. – М.: Астрель, АСТ. – 2001. – 416 с.

  15. Интернет-ресурсы.

  1. Журналы:

    • «Воспитание школьников»

    • «Живописная Россия»

    • «Классный руководитель»

    • «Родное Приамурье»

    • «Читаем. Учимся. Играем»

    • «Экология и жизнь»

    • «Экология. Культура. Общество»

    • «Юный натуралист»

  2. Газеты:

    • «Аргументы и факты»

  3. Произведения:

  • Есенина С., Фета А., Рождественского Р., Шоу Б., Пришвина М., Паустовского К., Астафьева В., Распутина В., Э. Сетон-Томпсона., Джеральда Д., Сладкова Н., Бианки В., Вознесенского А., Старшинова Н., Шефнер В., Соколова-Микитова И., Фёдорова В., Шкловского Е., Айтматова Ч.



3


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос