I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009г., примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2009г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Рабочая программа, согласно Региональному БУПу (20011г.), рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
II. Содержание программы
“География России” для 8 классов – комплексный курс физической географии, реализуемый в соответствии с концепцией страноведческого подхода в преподавании данного предмета. По виду является базовой. Разработана на основе Программы по географии для общеобразовательных учреждений.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы с развитием проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ, защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой, тестирования.
Цели: Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Срок реализации рабочей программы рассчитан на 1 год. Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 8 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом основной общеобразовательной школы.
Факторы, учитываемые при составлении программы:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения, характер учебной мотивации учащихся, качество учебных достижений и образовательные потребности учащихся, возможности педагога,
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения кабинета, состояние здоровья учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов 2 часа в неделю.
Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии способствует предпрофильной ориентации учащихся.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
- умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на уроке; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;
- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;
- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;
- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;
- умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.
Предметные результаты:
1. Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
2. Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
3. Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
4. Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
II. Содержание курса
География России
Раздел 1. Особенности географического положения России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 2. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования/
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Раздел 3. Население России
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и (или) показывать:
-
предмет изучения географии России;
-
основные средства и методы получения географической информации:
-
субъекты Российской Федерации;
-
пограничные государств;
-
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
-
границы часовых поясов:
-
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
-
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-
распределение рек страны по бассейнам океанов;
-
основные области современного оледенения и крупные ледники:
-
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
-
народы, наиболее распространенные языки, религии;
-
примеры рационального и нерационального размещения производства;
-
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
-
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
-
экологически неблагополучные районы России:
-
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
-
географическое положение объектов;
-
разницу в поясном времени территорий;
-
погоду по синоптической карте;
-
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
-
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
-
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
-
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
-
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
-
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
-
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
-
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-
как составляют прогноз погоды;
-
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
-
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-
разнообразие природных комплексов на территории страны;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
-
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
-
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
-
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
-
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
5. Оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
-
экологическую ситуацию в стране, регионе
-
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
-
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
-
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Новые термины и понятия |
Использование возможностей кабинета, повторение |
Самостоятельная и творческая деятельность учащихся |
||
Введение (1 час) |
||||||||
1. |
Что изучает география России. |
вводный |
5.09 |
География как наука. Источники географических знаний. Предмет географии России, методы географических исследований. |
Работа с картами атласа и номенклатурой. |
Составить кроссворд по теме. |
||
Раздел I. Пространства России. (6 часов) |
||||||||
2. |
Россия на карте мира. |
практикум |
5.09 |
Россия на карте мира, виды и уровни географического положения. |
Работа с картами атласа и номенклатурой. |
Пр. раб. №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран». |
||
3. |
Границы России. |
практикум |
12.09 |
Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской федерации. |
Географические координаты, крайние точки, береговая линия, граница, территория. |
|
||
4. |
Россия на карте часовых поясов. |
комбинированный |
12.09 |
Местное, поясное и декретное время, их определение. |
|
Пр.раб.№ 2 «Определение поясного времени для различных пунктов России». |
||
5. |
Формирование территории России. |
комбинированный |
19.09 |
Формирование территории России. |
Первооткрыватели, путешественники. |
Сообщения об исследователях России. |
||
6. |
Географическое изучение территории России. |
комбинированный |
19.09 |
Географическое изучение территории России. |
|
|
||
7. |
Зачёт ”История исследования России” |
|
26.09 |
Обобщение и контроль знаний |
Материал раздела |
Применение теоретических знаний. |
||
Раздел II. Природа и человек (41 час) |
||||||||
Тема 1. Рельеф и недра (5 часов) |
||||||||
8. |
Строение земной коры на территории России. |
Урок-презентация |
26.09 |
Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории, формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. |
Анализ карт «Тектоника» и «Геология» |
|
||
9. |
Важнейшие особенности рельефа России. |
комбинированный |
3.10 |
Распространение крупных форм рельефа. |
Анализ физической карты России. |
|
||
10. |
Современное развитие рельефа. |
комбинированный |
3.10 |
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. |
Анализ карт «Тектоника» и «физическая карта России». |
|
||
11. |
Использование недр. |
комбинированный |
10.10 |
Морены, эоловые, терриконы, стихийные, оползни, лавины, сели, оледенение, дюны, эрозия, эндогенные и экзогенные факторы. |
Развитие форм рельефа. Внутренние процессы, формирующие рельеф. |
Пр.раб.№3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий». |
||
12. |
Итоговый урок темы |
|
10.10 |
Обобщение и контроль знаний |
Материал раздела |
Применение теоретических знаний. |
||
Тема 2. Климат (5 часов) |
||||||||
13. |
Общая характеристика климата России. |
комбинированный |
17.10 |
Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. |
Климатообразующие факторы |
Работа с климатической картой. |
||
14. |
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. |
комбинированный |
17.10 |
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средняя t января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения) |
Облачность, давление, осадки, температура, воздушные массы. |
Пр.раб.№ 4 «Определение по картам закономер-ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. |
||
15. |
Распределение температур и осадков. |
практикум |
24.10 |
Сезонность климата. Чем она обусловлена. |
Климатические характеристики |
|
||
16. |
Типы климатов нашей страны. |
практикум |
24.10 |
Типы климатов нашей страны. Факторы их формирования, климатические пояса. |
Типы климата, климатические пояса. |
Пр.раб.№ 5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов». |
||
17. |
Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления. |
презентация |
|
Смог. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России. |
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. |
Пр.раб.№ 6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения». |
||
Тема 3. Богатство внутренних вод России (4 часа) |
||||||||
18. |
Реки России. |
комбинированный |
|
Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Расход, годовой сток, ледовый режим рек, падение и уклон реки. |
Питание, режим, бассейны, водораз-делы. Главные речные системы. Распреде-ление рек по бас-сейнам океанов. Расход, годовой сток, ледовый режим рек, падение и уклон реки. |
Определять падение и уклон реки, работа с картой. |
||
19. |
Озёра России. Болота, подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота |
презентация |
|
Крупнейшие озёра России, их виды. Водохранилища. |
Типы озёрных котловин, болота, ледники. |
Пр.раб.№ 7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования». |
||
20. |
Человек и вода. |
Видео фильм |
|
Водные ресурсы. Возможность их использования. |
|
|
||
21. |
Итоговый урок темы. |
|
|
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования. |
Внутренние воды. |
Сообщения об охране вод. |
||
Тема 5. Почва – национальное достояние страны (4 часа) |
||||||||
22. |
Почвы – особое природное тело. |
комбинированный |
|
Состав, строение и структура почвы, факторы почвообразования, почвенный профиль. |
Плодородие, почва |
Сообщение о Докучаеве В.В. |
||
23. |
География почв России. |
практикум |
|
Закономерности размещения почв. Характерные черты главных типов почв России. |
Состав, строение и структура почвы, факторы почвообразования, плодородие |
|
||
24. |
Почвы и урожай. |
комбинированный |
|
Почвенные ресурсы, земельные ресурсы России и их охрана. Мелиорация. |
Закономерности размещения почв. Характерные черты главных типов почв России. |
|
||
25. |
Рациональное использование и охрана почв. |
комбинированный |
|
Мелиорация. |
Тестирование. |
|
||
Тема 5. Живая природа (6 часов ) |
||||||||
26. |
География лесов России. |
комбинированный |
|
Закономерности распределения растительного покрова России. Лесные ресурсы России. |
Растительный мир. Животный мир. Климат России. |
|
||
27. |
Лес и окружающая среда. |
презентация |
|
Использование лесных ресурсов, экологические проблемы. |
Типы биологических ресурсов. |
|
||
28. |
Безлесные просторы России. Луга. |
комбинированный |
|
Использование лесных ресурсов, экологические проблемы. |
Типы биологических ресурсов. |
|
||
29. |
Тундра и степи. |
презентация |
|
Характеристика тундр, лесотундр, степей. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы. |
Типы биологических ресурсов. |
|
||
30. |
Болота. |
комбинированный |
|
Характеристика болот, их использование, экологические проблемы. |
Типы биологических ресурсов. |
|
||
31. |
Животный мир. |
комбинированный |
|
Зависимость животного мира от природы. |
|
|
||
Тема 6. В природе всё взаимосвязано (4 часа) |
||||||||
32. |
Природно-территориальный комплекс. (ПТК) |
комбинированный |
|
Понятие природно-территориального комплекса. |
Природная зона, климат, почва, географическая оболочка. |
|
||
33. |
Свойства природно-территориальных комплексов. |
комбинированный |
|
Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районировании России. |
Природная зона, климат, почва |
|
||
34. |
Человек в ландшафте. |
|
|
Природные и антропогенные ПТК. |
Природная зона, климат, почва |
|
||
35. |
Итоговый урок. |
|
|
Памятники природы России. Памятники всемирного наследия. |
Природные комплексы и зоны России. |
|
||
Тема 7. Природно-хозяйственные зоны России (9 часов) |
||||||||
36. |
Учение о природной зоне. |
комбинированный |
|
Природная зона как ПК: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С Берга в создании учения о природной зоне. |
Природная зона, климат, почва. |
|
||
37. |
«Безмолвная Арктика». |
комбинированный |
|
Характеристика арктических пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. |
Природные комплексы, климат, рельеф. |
|
||
38. |
Чуткая Субарктика. |
комбинированный |
|
Характеристика тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. |
Природные комплексы, климат, рельеф. |
|
||
39. |
Таёжная зона. |
комбинированный |
|
Характеристика лесов. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы. |
Природная зона, климат, почва. |
|
||
40. |
Зона смешанных и широколиственных лесов. |
комбинированный |
|
Характеристика лесов. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы. |
Природные комплексы, климат, рельеф. |
|
||
41. |
Лесостепи и степи. |
комбинированный |
|
Характеристика лесостепей, степей. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. |
Природные комплексы, климат, рельеф. |
|
||
42. |
Полупустыни, пустыни, субтропики. |
комбинированный |
|
Характеристика полупустынь, пустынь, субтропиков. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. |
Природные комплексы, климат, рельеф. |
Пр.раб. №8 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт». |
||
43. |
«Многоэтажность» природы гор. |
комбинированный |
|
Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. |
Природные комплексы, климат, рельеф. Высотная поясность. |
|
||
44. |
Человек и горы. |
|
|
|
|
|
||
Тема 8. Природопользование и охрана природы. (4 часа) |
||||||||
45. |
Природная среда, природные условия, природные ресурсы. |
комбинированный |
|
Природно-территориальный комплекс. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районировании России. |
Окружающая среда, климат, хозяйственная деятельность. |
|
||
46. |
Рациональное использование природных ресурсов. |
комбинированный |
|
Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России. |
Природные ресурсы, стихийные бедствия. |
|
||
47. |
Охрана природы и охраняемые территории. |
комбинированный |
|
ООТ: заповедники, заказники. Национальные и природные парки, памятники природы. |
Особо охраняемые территории. |
Сообщения, работа с атласом. |
||
48. |
Итоговый урок. |
|
|
|
Природная зона, климат, хозяйственная деятельность, природные ресурсы. |
|
||
Раздел III. Население России (17 часов). |
||||||||
Тема 9. Сколько нас – россиян? (2 часа) |
||||||||
49. |
Численность населения. |
презентация |
|
Население России. Численность населения. |
Работа с картами. |
|
||
50. |
Воспроизводство населения. |
комбинированный |
|
Естественное движение, типы воспроизводства. |
Работа с картами. |
|
||
Тема 10. Кто мы? (2 часа) |
||||||||
51. |
Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) |
комбинированный |
|
Половой состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. |
Работа с картами. |
|
||
52. |
Возрастной состав населения. |
комбинированный |
|
Возрастной состав населения. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. |
Работа с картами. |
|
||
Тема 11. Куда и зачем едут люди? (3 часа) |
||||||||
53. |
Миграции населения России. |
|
|
Направления и типы миграций. |
Работа с картами. |
|
||
54. |
Внешние и внутренние миграции – в Россию и из неё. |
практикум |
|
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. |
Работа с картами. |
|
||
55. |
Территориальная подвижность населения. |
комбинированный |
|
Основные направления миграций на разных этапах развития страны. |
Работа с картами. |
|
||
Тема 12. Человек и труд (1 час) |
||||||||
56. |
География рынка труда. |
комбинированный |
|
Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность размещения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. |
Работа с картами. |
|
||
Тема 13. Народы и религии России (3 часа) |
||||||||
57. |
Этнический состав населения. |
практикум |
|
Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. |
Работа с картами. |
|
||
58. |
Этническая мозаика России. |
комбинированный |
|
Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. |
Работа с картами. |
Пр.раб. №9 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ». |
||
59. |
Религии народов России. |
комбинированный |
|
Многоконфессиональность. География религий. |
Работа с картами. |
|
||
Тема 14. Где и как живут люди? (6 часов) |
||||||||
60. |
Плотность населения. |
комбинированный |
|
Географические особенности размещения населения, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. |
Работа с картами. |
|
||
61. |
Расселение и урбанизация. |
комбинированный |
|
Работа с картами. |
|
|||
62. |
Города России. |
практикум |
|
Работа с картами. |
|
|||
63. |
Сельская Россия. |
комбинированный |
|
Работа с картами. |
Пр.раб №10 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства». |
|||
64. |
Итоговый урок по теме «Население России». |
|
|
|
|
|||
65. |
Обобщающее повторение курса. |
|
|
|
|
|
||
|
V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
VI. Список литературы для учителя.
1. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учебник для ОУ/ под ред. А.И. Алексеева.– 10-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
2. Малиновская С.А. “География, 8 класс. Поурочные планы” Волгоград, изд. “Учитель”, 2011
3. Атлас. География России. Природа. 8 класс
4. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2009
5. Мультимедийная обучающая программа: География 6-10 классы, 2009
VII. Список литературы для учащихся.
1. Географическая энциклопедия
2. Справочник необходимых познаний. – Пермь: Алгос-Пресс, 2010
3. Энциклопедия. Страны мира. – М.: Росмен, 2008
4. Энциклопедия. Азбука природы. – М.: Ридерз Дайджест, 2009
5. Интернет-ресурсы
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Изобразительная деятельность дошкольников с использованием нетрадиционных материалов: вовлекаем в творческий процесс, развиваем воображение, воспитываем инициативу»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»