Введение
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 2334 в общеобразовательных школах начался эксперимент по введению профильного обучения. Введение профильного обучения – процесс закономерный и объективный для сегодняшнего общества. Он продиктован, с одной стороны, проблемами, связанными с необходимостью более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, с другой – социальными проблемами обеспечения подготовки выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в вузах и других учебных заведениях.
От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы. Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, то, очевидно, что ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Возможность подготовки к такому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
С 2006 учебного года проводится поэтапное внедрение эксперимента предпрофильной подготовки в 8-9 классах общеобразовательных школ, что требует скоординированного взаимодействия и сотрудничества всех звеньев образования. Организация предпрофильной подготовки целесообразна в 9-х или в 8-9-х классах в силу возрастных особенностей учащихся, именно в этом возрасте подросток начинает задумываться о своем самоопределении, о своей дельнейшей деятельности (3).
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что к моменту профессионального самоопределения старшеклассники не готовы сделать полноценный оптимальный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций: познавательной сферы, планирования, смысловых ориентировок, самосознания, о чем свидетельствует и распространение деструктивных культов, рост правонарушений и химзависимостей в подростковой среде (5).
Поэтому не случайно неотъемлемым компонентом в системе предпрофильной подготовки является психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков.
Специфика предпрофильной подготовки зависит от модели профильного обучения, которую выбрала школа. В нашей школе на III ступени обучения сформированы профильные классы: технологический со специализацией информационные технологии и естественно-математический с химико-биологической специализацией (медицинский).
Актуальной практической проблемой является реализация технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в расчете на конкретный тип общеобразовательного учреждения и особенности контингента обучающихся.
Школа №40 является адаптивной общеобразовательной школой, в которой обучается более 600 детей; на I и II ступенях образования сформированы классы коррекционно-развивающего обучения. Проанализировав специфические особенности обучающихся, мы выделили проблемы, требующие особого внимания при реализации технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки: слабое здоровье (свыше 70%), низкий уровень материального и социального благополучия семей (более чем у 60%), наличие обучающихся с нарушениями психического развития (11,3%).
Основной целью технологии является создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности девятиклассников к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии.
Достижения поставленной цели реализуется в процессе решения следующих задач:
-
Способствовать повышению информированности о мире профессий, современном рынке труда, путях и условиях профессиональной подготовки, возможностях трудоустройства;
-
Обеспечить обучающихся средствами самопознания, определения своих профессиональных возможностей, исходя из особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, склонностей, состояния здоровья;
-
Развивать навыки и умения необходимые подростку для построения дальнейшей образовательной траектории;
-
Оказывать психолого-педагогическую помощь в осознании подростком своих дефицитов и преимуществ, относительно избираемой деятельности;
-
Формировать позитивное отношение к собственным возможностям, осознание своей индивидуальности, уверенность в своем будущем профессиональном успехе.
Теоретико-методологическую основу технологии составили теоретические положения личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов к процессам самоопределения и профессионального выбора; представления о закономерностях развития подростка в контексте процесса его профессионального самоопределения, основы профориентационной работы (Е.А. Климов, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан, И.В. Кузнецова, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова и др.); методические разработки психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Г.В. Резапкина, Е.С. Пряжников, А.П. Чернявская и др.)
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников
1.1 Профориентационная основа предпрофильной подготовки
Понятие «предпрофильная подготовка» является новым для отечественной педагогической и психологической науки и практики. Впервые оно появилось и «обрело права» в Концепции профильного обучения.
Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (2).
Практика оказания помощи при выборе профессии имеет многолетнюю историю.
Уже в 30-е годы исследователи плодотворно занимались изучением и классификацией профессий (К.Ф.Кларк), разрабатывали алгоритмы профконсультаций (Г.Ю. Малис).
В 60-е годы был создан диагностический инструментарий (Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Б.А. Федоришин.), вполне соотносимый с дифференциально-диагностическим, синтетическим или типологическим направлением в зарубежных теориях.
В 70-е годы отрабатывались три основных направления – методика классификаций и описания профессий, методика изучения личности в целях профконсультации, методика консультационной работы классного руководителя в школе и психолога в специализированном кабинете (Е.А. Климов и др).
В середине 80-х годов выпущена 6-томная энциклопедия профессий; апробирована психодиагностическая система общего и специализированного обследования учащихся, методики, которыми может пользоваться классный руководитель и психолог – профконсультант; создана сеть профконсультационных центров.
В 90-е годы разрабатываются специальные интегративные учебные курсы, в которых содержатся сведения о психологических ресурсах личности, о мире профессий, раскрыты способы адаптации к возможностям устройства своей будущей профессиональной карьеры в новых социально-экономических условиях (С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина и др).
В начале XXI века развивается система профориентационной работы в Центрах занятости населения, психологическое обеспечение Концепции профильного обучения.
Таким образом, профориентационная работа - важнейшее условие профилизации образования, хотя предпрофильная подготовка масштабнее по целям, задачам и содержанию привычной профориентационной работы со старшеклассниками.
1.2 Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки
Большой вклад в разработку современных концепций отечественной профориентации и, соответственно, психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки внесли представители психологической и педагогической науки: Е.А. Климов дал психологическую характеристику профессиональной деятельности, раскрыл теоретические основы профконсультации; Б.А. Федоришин обосновал системный подход профессиональной информации школьников; Н.Ф. Гейжан представила этапы профессионального консультирования; Н.С. Пряжников описал использование игровых технологий в консультировании; И.В. Кузнецова описала процедуру принятия решения в выборе профессии; Е.М. Павлютенков раскрыл вопросы мотивации выбора профессии; А.К. Осницкий показал роль саморегуляции в формировании активной личности; А.И.Сухарева объяснила механизмы развития профессионального самоопределения; А.И. Ростунов остановился на вопросах формирования профпригодности; Б.А. Шавир выявил структуру профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него; С.Н. Чистякова разработала целостный подход к подготовке учащейся молодежи к выбору профессии.
Разработкой теоретических и практических методов профориентации молодёжи в разное время занимались многие психологи (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, Л.М. Митина и др.). Однако эти работы ориентированы на процесс профессионального самоопределения школьников, не ограничивая его рамками средней школы.
В настоящее время изучен ряд аспектов проблемы предпрофильной подготовки школьников. Исследование Л.П. Жуковой посвящено разработке модели предпрофильной подготовки в системе довузовской подготовки. М.А. Мичасова, В.Н. Рязанова, разработали модели предпрофильной подготовки в системе дополнительного образования. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Г.В. Резапкина занимаются проблемой профильной ориентации в условиях предпрофильной подготовки. JI.B. Байбородова, T.H. Серебренников обосновали содержание предпрофильной подготовки в соответствии с разнообразием предметов труда. Особенностям предпрофильной подготовки школьников в сельской школе посвящены работы М.П. Гурьяновой, A.A. Костылевой, А.П. Чернявской. Н.В. Лысых изучала предпрофильную подготовку в условиях дифференциации общего образования.
В современной отечественной психолого-педагогической практике психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников массово применяются: игровые технологии Е.С. Пряжникова, методические разработки управления процессом профориентации Н.С. Чистяковой, модифицированный психодиагностический инструментарий отбора в профильные классы Г.В. Резапкиной.
1.3 Теоретико-методологическая основа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников
Теоретико-методологическую основу технологии составили:
-
субъектно-деятельностный подход к изучению проблемы профессионального самоопределения подростков (Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);
-
теоретические положения личностно-ориентированного подхода к процессам самоопределения и профессионального выбора (И.В. Дубровина, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.);
- представления о закономерностях развития подростка в контексте процесса его профессионального самоопределения (В.В. Давыдов. Д.А. Леонтьев, Л.М. Митина, И.С. Кон, А. Маслоу, С.Н. Чистякова и др.);
- основы профориентационной работы (Е.А. Климов, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан, И.В. Кузнецова, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова и др.);
- методические разработки психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Г.В. Резапкина, Е.С. Пряжников, А.П. Чернявская и др.)
В методологических разработках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников рекомендуется прохождение следующих этапов:
-
пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса) для выявления образовательного запроса каждого учащегося;
-
основной (в период обучения в 9 классе) для моделирования видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятия решения в различных образовательных ситуациях;
-
завершающий (по окончании IX класса) для оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Каждый этап имеет свои задачи, конкретное содержание, соответствующие формы и средства работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного пространства.
Основными методами психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников являются:
-
Методы информационно-просветительской работы
-
Методы и методики профессиональной
-
Психодиагностические методы профориентации
-
Активные методы профориентации
Глава 2. Реализация технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников
Технология реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Дзержинска с 2008-2009 учебного года.
Разработанная нами технология психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников включает в себя 3 этапа, структурирующие профессиональную деятельность психолога. Каждый этап имеет свои задачи, конкретное содержание, соответствующие формы и средства работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного пространства.
Принципы отбора и структурирования материала: гуманизация, наглядность, деятельностный подход, дифференциация и индивидуализация обучения, соответствие требованиям и задачам профильного обучения.
Основной методический прием - разработка обучающимися личного профессионального проекта с его выстраиванием в логике программы, с последующей корректировкой и защитой. По ходу проектной деятельности осуществляется самостоятельное получение информации, исследование личностных особенностей, консультирование.
2.1 Пропедевтический этап
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Первичная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей - Планирование и подготовка реализации технологии
|
Первичное выявление образовательных предпочтений восьмиклассников и их родителей. |
Анкетирование по методике Резапкиной Г.В. |
май |
Первичная диагностика профессиональной готовности восьмиклассников к самоопределению |
Тестирование по методике «Профессиональная готовность» Чернявской А.П. |
май |
|
Подготовка методического инструментария |
Подготовка стимульного материала для проведения анкетирования и тестирования |
июнь август |
|
Нормативное обеспечение предпрофильной подготовки |
Издание приказа о назначении ответственных лиц за организацию предпрофильной подготовки, утверждении плана работы. |
сентябрь |
2.2 Основной этап
2.2.1 Информационный компонент
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Информирование девятиклассников и их родителей о целях и содержании предпрофильной подготовки |
Формирование собственной информационной базы |
Социальное партнерство - с Центром занятости населения; - ПМС-центром; - с психологами ОУ и ДОД |
в течение года |
Информирование девятиклассников и их родителей о возможных вариантах получения образования на III ступени ОУ |
- Проведение Недели профориентации; - Выступление на общешкольных и классных родительских собраниях; |
сентябрь по плану школы |
|
Общее информирование о рынке труда, профессиональном образовании, востребованности профессий в обществе |
- Участие школьников 9-х классов в Ярмарке учебных мест ОУ НПО, СПО, ССУЗ; - Ознакомление с презентационными материалами ОУ НПО, СПО, ССУЗ, ВУЗ; - Проведение экскурсий на предприятия города и области; - Ознакомление с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация |
сентябрь апрель сентябрь в течение года |
|
Предоставление девятиклассникам знаний о требованиях, предъявляемых к человеку в профессиях разного типа |
Введение в образовательную программу факультативных курсов: - Программа «Социально – профессиональное самоопределение школьников», разработанная сотрудниками МБОУ ПМС-центр Лагуновой И.Н., Пашановой А.Ж.; - «Социальная адаптация» для 9 С(К)К 7 вида; - Изучение профессиограмм. |
в течение года |
|
Информирование педагогов о целях и содержании предпрофильной подготовки |
Повышение уровня осведомленности педагогов о мире современных профессий и потребностях рынка труда, постижение ими теоретических основ профессиональной ориентации |
- Выступление на педсоветах, семинарах, совещаниях, ШМО на базе школы -- Проведение круглых столов с учителями-предметниками и классными руководителями - Ознакомление педагогов с интернет-порталами, по профориентационной тематике |
по плану школы в течение года |
Тематическое планирование курса
«Социальная адаптация»
№ урока теме |
Тема занятия |
I Раздел Мир профессий |
|
1 |
Вводное занятие. Многообразие мира профессий |
2 |
Ошибки при выборе профессии |
3 |
Классификация профессий |
4 |
Мир новых профессий |
5 |
Формула выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») |
6 |
Формула моей профессии |
7 |
Современный рынок труда |
8 |
Здоровье и выбор профессии |
II Раздел Внутренний мир личности |
|
9-10 |
Интересы, склонности и выбор профессии |
11-12 |
Внимание и выбор профессии |
13-14 |
Память и выбор профессии |
15-16 |
Мышление и выбор профессии |
17-18 |
Темперамент и выбор профессии |
19-20 |
Характер и выбор профессии |
21-22 |
Профессиональный тип личности |
23-24 |
Самооценка профессионально-важных качеств и здоровья |
III Раздел Перекресток миров: мой личный профессиональный проект |
|
Подраздел Человек среди людей |
|
25 |
Понятие и структура общения |
26 |
Вербальные средства общения |
27 |
Невербальные средства общения |
28 |
Конфликты в общении: понятие и виды конфликтов |
29 |
Конфликты в общении: правила эффективного поведения в конфликте |
30 |
Психологические техники самопрезентации и публичного выступления. |
31 |
Правила поведения на собеседовании и при телефонном интервью |
Подраздел Мой профессиональный проект |
|
32 |
Выбор и моделирование карьеры |
33 |
Моя профессиональная карьера |
34 |
Мой профессиональный проект |
Итого: 34 часа |
Для повышения эффективности информационного компонента нами используются сетевые компьютерные технологии. На сайте МБОУ СОШ № 40 в мае 2010 года создана страница психолога, с мая 2011 наша школа участвует в сетевом проекте Дневник.ру. На данных сайтах размещены профориентационные материалы для обучающихся, родителей и педагогов.
2.2.1 Диагностический компонент
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Содействие самопознанию девятиклассников, изучению индивидуальных и личностных особенностей; - Выявление профессиональных интересов и склонностейи личностных особенностей |
Организация процедур психологической диагностики и самодиагностики |
- Размещение методик на сайте школы и на Дневнике.ру; - Проведение групповой диагностики на факультативных курсах; - Самодиагностика через выполнение методик, помещенных на сайте школы и на Дневнике.ру. |
октябрь - декабрь |
Диагностика личностных особенностей |
|||
Повторная диагностика профессиональных и профильных намерений девятиклассников и родителей |
октябрь май |
||
Углубленная индивидуальная диагностика при неоптимальных профессиональных планах |
Индивидуальная диагностика девятиклассников |
январь -апрель |
|
Организация работы над профессиональным проектом |
Заполнение диагностического блока в профессиональных проектах девятиклассников |
декабрь |
Психодиагностические методы профориентации можно разделить следующим образом:
-
методы изучения интересов, склонностей, профессиональных намерений: анкетирование, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока и ее модификации, методика изучения профессиональных ценностей А.А. Йовайши, опросник профессиональной готовности А.Н. Кабардовой (ОПГ);
-
методы изучения способностей: анализ успеваемости, анализ педагогических характеристик, анализ продуктов деятельности (сочинений, изделий и т.п.), методики Равена, Школьный тест умственного развития (ШТУР), методики Д.Векслера, Р. Амтхауера, опросник КОС В.В.Синявского и Б.А. Федоришина, социометрические опросники, тест на техническое мышление Беннета и др.;
-
методы изучения личностных особенностей: опросники Айзенка, Русалова на темперамент; Р.Кеттела; методики Шмишека, Зварыкина, «Тинэйджер» на акцентуацию; типологические методики Д. Голланда, А. Аугустинавичюте, Кейрси; методики Дембо-Рубинштейна, Будасси на самооценку, моторная проба Шварцлангера на уровень притязаний, методика Додонова на эмоциональные ценности и др.
Для групповой диагностики и самодиагностики личностных особенностей мы подобрали следующий диагностический блок
Диагностический блок
Название методики |
Автор/Источник |
Размещены на сайтах |
1. Методика «Профессиональная готовность» |
Чернявская А.П. |
+ |
2. Анкетирование профнамерений |
Резапкина Г.В |
+ |
3. Методика «Профессьянс» |
Пряжников Н.С |
|
4. Методика «Матрица выбора профессии» |
Резапкина Г.В |
|
5. Анкета самооценки состояния здоровья |
Соломин И. Л. |
+ |
6. Анкета «Ориентация» |
Соломин И. Л. |
+ |
7. Методика «Карта интересов» по типам профессий |
ГЦЗН |
|
8. Методика «Расстановка чисел» |
Широкова И.Б. |
|
9. Методики «Образная память», «Пары слов» |
Широкова И.Б. |
|
10. Субтесты на структуру интеллекта (3, 6, 7) |
Р. Амтхауер |
+ |
11. Опросник на 60 вопросов |
Г.Ю. Айзенк |
+ |
12. Опросник на тип акцентуации |
Г. Шмишек |
+ |
13. Тест на определение профессионального типа личности |
Д. Голланд |
+ |
14. Опросник на тип личности |
Д. Кейрси |
+ |
При индивидуальной диагностике кроме традиционных методов профориентации мы используем технику «мышечного теста» из «Гимнастики Мозга» (авторы Пол и Гейл Деннисоны). Специальный метод определения латерального доминантного профиля позволяет выявить особенности работы нашей системы: как работают левое и правое полушария головного мозга, органы левой и правой половины тела - глаза, уши, руки, ноги и движения тела в целом. Благодаря этому методу можно определить особенности каналов восприятии информации, природные способности человека, стрессоустойчивость.
Существуют 32 различных доминирующих профиля, которые дают дополнительную информацию о том, как человек принимает, усваивает, обрабатывает чувственную информацию и затем реагирует на нее и применяет новые знания. Профили помогают понять и предвидеть, какие трудности может встретить девятиклассник при получении особых задач и типов информации, каким способом ему лучше справляться со стрессом при подготовке и сдаче ЕГЭ. Конечно, один и тот же профиль у юноши и у девушки будет иметь свои особенности.
В профессиограммах, как правило, нет указаний на необходимость учета профиля асимметрии в профессиональном отборе. Между тем, очевидно, что, например, эффективному выполнению деятельности летчика, оператора способствует сочетание правых асимметрий рук, зрения, слуха; здесь менее значима асимметрия ног, приобретающая особое значение для футболиста.
2.2.3 Консультационный компонент
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Оказание девятиклассникам психолого-педагогической поддержки и создание условий для повышения готовности к профильному и социальному самоопределению |
- Помощь подростку сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями; - Помощь подросткам и родителям достичь взаимопонимания относительно профильных и профессиональных планов; - Развитие способности к целеполаганию; |
Индивидуальные и групповые консультации девятиклассников, родителей, учителей |
в течение года |
- Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения |
- Совместное обсуждение различных путей получения выбранной профессии; - Помощь в рефлексивном анализе соответствия личностных психологических особенностей и требований привлекающей профессии; - Помощь в преодолении индивидуальных ограничений и рисков; - Помощь подростку реализовать профессиональный выбор в условиях современной ситуации; - Помощь в корректировке неоптимальных профессиональных планов |
Нами используются методы и методики профессиональной консультации в форме первичной и углубленной, индивидуальной и групповой профконсультации. В ходе профконсультации применяются биографические методы, характеристики классных руководителей и педагогов-предметников, анализ результатов психодиагностики в динамике развития обучающихся, данные медицинских заключений, рефлексия портфолио, карточные методики Пряжникова, компьютерные тесты Люшера, Сонди; профессиограммы, наблюдение, интервью, беседа.
Групповая и индивидуальная профконсультация строится как процесс сотрудничества психолога с девятиклассниками, родителями, учителями, в котором недопустимы директивность и давление. Основная проблема подростка заключается в затруднениях, связанных с принятием решений. Эти затруднения могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями.
Двадцатилетний опыт проведения профконсультаций позволил выделить некоторые типические проблемы личностного и профессионального самоопределения, связанные с успешностью обучения, самооценкой, выраженностью склонностей и способностей, личностными особенностями.
Наибольшие трудности при выборе профессии испытывают:
-
пассивные подростки со слабой успеваемостью, слабо выраженными склонностями и низкой самооценкой;
-
среднеуспевающие подростки – мальчики с гуманитарной направленностью и завышенной самооценкой адаптационных способностей к технике;
-
хорошо успевающие девятиклассники с высоким уровнем притязаний при низкой готовности тратить свои силы;
-
высоко успевающие школьники, не умеющие адекватно оценить свои наиболее сильные качества в ситуации равновозможного выбора.
Разработка алгоритма профконсультационной беседы в каждом конкретном случае имеет свои особенности, но для обучающихся с низкой самооценкой обязательно требуется обсуждение их способностей, выявление «опорных» качеств, развитие умения разбираться в себе; при завышенной самооценке важно выяснить соотношение между целями и готовностью преодолевать трудности ради достижения желаемого.
Практический опыт показывает, что психологу часто приходится работать с причинами, мешающими принятию решения, такими как, страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе.
При индивидуальном консультировании детей-инвалидов и девятиклассников, находящихся на индивидуальном обучении по медицинским показателям, необходимо дать рекомендации следующего плана:
-
как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;
-
от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;
Особую осторожность необходимо соблюдать при обсуждении неоптимальных планов, когда профессиональные намерения явно рассогласованы с ресурсом личности. Обычно такие подростки мало знают о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, плохо представляют конкурсные условия приема в учебные заведения. В ходе профконсультации дается необходимая информация, обсуждаются запасные варианты, пути поэтапного достижения цели, соотношение целей и средств профессионального самоопределения.
2.2.4 Развивающий компонент
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Развитие навыков и умений, необходимых подростку для построения дальнейшей образовательной траектории |
- Развитие социальной и коммуникативной компетенций девятиклассников; |
- Тренинг общения; - Тренинг уверенности в себе; |
январь февраль |
- Обучение приемам стрессоустойчивого поведения, эмоциональной саморегуляции, психологической самопомощи. |
- Тренинг «Путь к гармонии»; - Тренинг «Гимнастика Мозга» |
март апрель |
|
- Формирование позитивного отношения к собственным возможностям, осознание своей индивидуальности, уверенности в своем будущем профессиональном успехе |
- Побуждение подростков к выбору и формирование навыков решения проблем; - Помощь в преодолении индивидуальных ограничений и рисков; - Помощь подростку реализовать профессиональный выбор в условиях современной ситуации; |
- Активизирующие групповые занятия; - Индивидуальная программа развития профессионально-важных качеств (ПВК); - Защита профессиональных проектов |
октябрь - декабрь |
Активизирующие методы, применяемые нами неоднократно, представлены в развивающем блоке.
Развивающий блок
Активизирующий метод |
Автор/Источник |
игра «Рейтинг. |
Тихокина Е.В. |
игра «Самая самая…», |
Тюшев Ю.В. |
упражнение «Рейтинг ошибок». |
Тюшев Ю.В. |
упражнение «Угадай профессию», |
Соломин И.Л. |
деловая игра «Кадровый вопрос». |
Савченко М.Ю. |
упражнения «Формула моей профессии». |
Резапкина Г.В. |
деловая игра «Малое предприятие». |
Савченко М.Ю. |
упражнения на развитие внимания «Игры индейцев», «Муха» |
Соломин И.Л. |
упражнения на развитие памяти «Ассоциативный метод», «Образный ряд». |
Широкова И.Б. |
упражнение «Профессиограмма». |
Тихокина Е.В. |
игра «Консультация» |
Тюшев Ю.В. |
Деловая игра «Резюме» |
Резапкина Г.В. |
ролевая игра «Интервью» |
Резапкина Г.В. |
упражнения на отработку навыков самопрезентации и публичного выступления |
Резапкина Г.В. |
ролевая игра «Выбор» |
Савченко М.Ю. |
деловая игра «Кадровый вопрос», |
Соломин И.Л. |
ролевая игра «Профконсультация» |
Тюшев Ю.В. |
Выбор тренинговых занятий осуществляется девятиклассниками добровольно, после короткой презентации.
Презентация тренинговых занятий
Название тренинга |
Цели тренинга |
Условия проведения |
Ожидаемый результат |
Тренинг общения (по И.Б. Широковой) |
Формирование навыков индивидуализированного межличностного взаимодействия для повышения его эффективности |
3 занятия по 2 часа в зимние каникулы; в кабинете психологической разгрузки |
Повышение коммуникативной компетентности, преодоление страхов, связанных с разными ситуациями общения |
Тренинг уверенности в себе (по М.Ю. Савченко) |
Формирование навыков уверенного поведения, адекватной самооценки, позитивного отношения к собственным возможностям. |
7 занятий по 1 часа на факультативном курсе «Социальная адаптация», в апреле-мае, в классном помещении |
Повышение социальной компетентности, преодоление зависимостей |
Тренинг «Путь к гармонии» (по М.Ю. Савченко |
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции и психологической самопомощи |
7 занятий по 1 часу, в марте, в кабинете психологической разгрузки |
Повышение стрессоустойчивости, применение навыков саморегуляции при подготовке к ЕГЭ |
Тренинг «Гимнастика Мозга» (по П. и Г. Деннисон) |
Освоение природных паттернов обучения и познавательных возможностей человека; активизация нервной системы тела и межполушарных связей |
6 занятий по 1 часу, на факультативном курсе, в мае, в кабинете психологической разгрузки |
Повышение стрессоустойчивости, развитие всех каналов восприятия информации, применение навыков саморегуляции при подготовке к ЕГЭ |
На тренинговых занятиях нами использовались следующие методы: психогимнастические упражнения, ролевые игры, психодрама, арт-терапевтические методы, методы и приемы эмоциональной саморегуляции (релаксация, визуализация, аффирмации, дыхательные упражнения, приемы децентрации, десенсибилизации и др.), дискуссии и мозговые штурмы.
Практический опыт показывает, что наиболее охотно принимают участие в тренингах девочки-подростки, особенно те, которые выбирают профессии типа «Человек – Человек» и «Человек – Художественный образ», а также мальчики-подростки с гуманитарной направленностью и завышенной самооценкой адаптационных способностей к технике.
Девятиклассники могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но не уметь применять их на практике. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность девятиклассников, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.
2.3 Завершающий этап
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения девятиклассников; - Прогноз успешности профессионального самоопределения учащихся. |
- Итоговое анкетирование профессиональных и профильных намерений девятиклассников и родителей; - Итоговое тестирование девятиклассников |
Анкетирование по методике Резапкиной Г.В. Тестирование по методике «Профессиональная готовность» Чернявской А.П. |
май |
- Информирование классных руководителей, администрации ОУ о профильных и профессиональных предпочтениях девятиклассников |
- Защита лучших профессиональных проектов, с приглашением классных руководителей и администрации ОУ; - Составление аналитической справки |
апрель – май май |
|
- Внесение изменений и дополнений в психологическое обеспечение предпрофильной подготовки |
- Самоанализ и рефлексия; - Анализ результатов образовательных запросов восьмиклассников и их родителей. |
июнь |
Результативность реализации технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников оценивается по уровням сформированности информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения образования.
-
Информационная готовность включает информированность школьников: о способах получения желаемого профиля образования; о наличии собственной готовности и способности для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию.
-
Практическая готовность включает: умение выбрать профиль образования; наличие знаний и умений, необходимых для продолжения образования.
-
Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной школы предполагает: сформированность адекватной самооценки; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.
2.4 Анализ эффективности деятельности по реализации технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников
Для оценки результативности психолого-педагогического сопровождения и сформированности информационной и практической готовности девятиклассников, мы использовали анкетирование профессиональных и профильных намерений девятиклассников и родителей по методике Г.В. Резапкиной (5).
Таблица 1.
Результаты анкетирования по методике Г.В. Резапкиной за 2010-2013 гг. (в %);
контингент |
учебный год |
не определились |
идут в 10 класс |
10 класс |
НПО |
ССУЗ |
не выбрали профессию |
выбрали профессию |
намерение не согласовано с родителями |
намерение согласовано с родителями |
|||
естественно-математический (химико-биологический, с медицинским уклоном) |
технологический |
социально-экономический |
гуманитарный |
||||||||||
8 кл., 60 чел |
май 2010 |
28 |
49 |
15 |
24 |
5 |
5 |
10 |
13 |
54 |
45 |
55 |
45 |
9 кл., 62 чел |
май 2011 |
4 |
45 |
10 |
35 |
- |
- |
20 |
31 |
14 |
86 |
10 |
90 |
8 кл., 52 чел |
май 2011 |
38 |
46 |
16 |
16 |
7 |
7 |
10 |
6 |
72 |
28 |
60 |
40 |
9 кл., 55 чел |
май 2012 |
0 |
53 |
20 |
29 |
2 |
2 |
15 |
32 |
4 |
96 |
15 |
75 |
8 кл., 53 чел |
май 2012 |
36 |
26 |
24 |
2 |
- |
- |
12 |
26 |
48 |
52 |
44 |
56 |
9 кл., 56 чел |
май 2013 |
0 |
44 |
25 |
15 |
2 |
2 |
22 |
34 |
11 |
89 |
5 |
95 |
Сравнительный анализ результатов до и после применения технологии показал, что девятиклассники имеют более высокий уровень сформированности профессиональных предпочтений после получения психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, что подтверждается результатами анкетирования. В 2010-2013 гг., на пропедевтическом этапе, 28 – 38 % обучающихся не знали, что будут делать после окончания 9 класса. В 2010-2011 учебном году интерес к медицинскому профилю был низким, класс был набран за счет учеников других школ, зато технологический профиль был укомплектован полностью. С 2011 - 2012 учебного года интерес к медицинскому профилю стал расти, очевидно, это связано и социально-экономическими изменениями в обществе. Результативность технологии демонстрирует и рост согласованности профессиональных и профильных намерений девятиклассников с родителями (Таблица 1)
Для выявления степени готовности к профессиональному самообразованию, мы применили методику А.П. Чернявской (10).
Таблица 2
Сравнительные показатели профессиональной готовности девятиклассников
по методике А.П.Чернявской
Показатели |
8 класс май 2010 |
9 класс май 2011 |
8 класс май 2011 |
9 класс май 2012 |
8 класс май 2012 |
9 класс май 2013 |
||||||
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
|
автономность |
41 |
59 |
16 |
84 |
45 |
54 |
22 |
78 |
50 |
50 |
21 |
79 |
информированность |
51 |
49 |
27 |
73 |
42 |
58 |
5 |
95 |
55 |
45 |
15 |
85 |
принятие решений |
27 |
73 |
19 |
81 |
35 |
65 |
5 |
95 |
33 |
77 |
0 |
100 |
планирование |
43 |
57 |
24 |
76 |
53 |
47 |
28 |
72 |
59 |
41 |
25 |
75 |
эмоциональное отношение |
76 |
24 |
27 |
73 |
58 |
48 |
19 |
81 |
56 |
44 |
10 |
90 |
Сравнительный анализ результатов до и после применения технологии показал, что девятиклассники имеют более высокий уровень профессиональной готовности, что подтверждается результатами тестирования.
В 2010-2011 учебном году, на пропедевтическом этапе, у 76 % обучающихся не сформировано положительное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, у более 50% - низкая информированность о мире профессий, рынке труда. На завершающем этапе все показатели профессиональной готовности были сформированы у 73 – 84 % девятиклассников, особенно автономность.
В 2011- 2012 учебном году, на пропедевтическом этапе, у 53-58 % обучающихся не сформированы: умение планировать положительное эмоциональное отношение. На завершающем этапе все показатели профессиональной готовности были сформированы у 72 – 95 % девятиклассников, особенно информированность и принятие решений.
В 2012 - 2013 учебном году, на пропедевтическом этапе, у 50-59 % обучающихся не сформированы: самостоятельность в мыслях и поступках, информированность, эмоциональное отношение, планирование. На завершающем этапе все показатели профессиональной готовности были сформированы у 75 – 100 % девятиклассников, особенно принятие решений.
Наибольшая позитивная динамика за три года наблюдалась в изменении эмоционального отношения к ситуации выбора профессии (Таблица 2).
Дальнейшее наблюдение результативности предпрофильной подготовки продолжалось в процессе изучения реального выбора девятиклассниками продолжения образования.
Девятиклассники, которые проходили предпрофильную подготовку в 2010 – 2011 учебном году закончили 11 классов в прошлом году. Их дальнейшая судьба сложилась так:
- Поступили в ВУЗ – 54%;
- Поступили в УСПО – 39%;
- Поступили в УНПО – 0%;
- Поступили на работу – 5%
- Пошли служить в армию – 2%
Таким образом, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки формирует более высокий уровень готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии по сравнению со стихийным выбором.
Выводы
1. Теоретико-методологическую основу технологии составили основы профориентационной работы (Е.А. Климов, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан, И.В. Кузнецова, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова и др.); методические разработки психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Г.В. Резапкина, Е.С. Пряжников, А.П. Чернявская и др.).
2. Разработанная нами технология психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников включает в себя все основные этапы, структурирующие профессиональную деятельность психолога. Задачи каждого этапа, конкретное содержание, соответствующие формы и средства работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного пространства представлены в технологии.
3. В информационном компоненте представлено тематическое планирование курса «Мой профессиональный проект», в диагностическом компоненте – комплекс методик, в развивающем компоненте – активизирующие методы и тренинги, в консультационном компоненте проанализированы проблемы профессионального и профильного самоопределения девятиклассников.
4. Сравнительный анализ результатов до и после применения технологии показал, что девятиклассники имеют более высокий уровень сформированности профессиональных предпочтений после получения психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, что подтверждается результатами анкетирования по методике Г.В. Резапкиной. Результативность технологии демонстрирует и рост согласованности профессиональных и профильных намерений девятиклассников с родителями
5. Сравнительный анализ результатов тестирования по методике А.П. Чернявской до и после применения технологии показал, что на завершающем этапе все показатели профессиональной готовности были сформированы у 75 – 100 % девятиклассников, особенно принятие решений. Наибольшая позитивная динамика за три года наблюдалась в изменении эмоционального отношения к ситуации выбора профессии
6. Дальнейшее наблюдение результативности предпрофильной подготовки продолжалось в процессе изучения реального выбора девятиклассниками продолжения образования, изучение эмоционального отношения десятиклассников к аспектам школьной жизнедеятельности, психоэмоционального состояния, комфортности межличностных отношений в классном коллективе.
7. Результативность показала, что технология психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки формирует более высокий уровень готовности к осознанному выбору профиля и будущей профессии по сравнению со стихийным выбором.
Заключение
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающихся знаниями, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.
Глобальный характер изменений в образовании заключается в серьезном обновлении целей и содержания образования; углублении индивидуализации и дифференциации образования за счет введения предпрофильной подготовки и профильного обучения; развитии самоуправления и связи с общественностью; расширении инновационных методов образования и самообразования. Ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, и, конечно, девятиклассник к такому выбору должен быть подготовлен.
Специфическими особенностями обучающихся нашей школы, ограничивающими профильное и профессиональное самоопределение, являются: слабое здоровье (свыше 70%), низкий уровень материального и социального благополучия семей (более чем у 60%), наличие обучающихся с нарушениями психического развития (11,3%). Технология психолого-педагогического сопровождения должна опираться на комплексный личностно-ориентированный подход в активизации профессионального самоопределения, учитывать долговременный характер развития индивидуальности.
Технология реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Дзержинска с 2008-2009 учебного года. Основной целью данной технологии является создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности девятиклассников к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии.
Опыт практической работы показывает, что разработка девятиклассниками личного профессионального проекта с его выстраиванием в логике программы, с последующей корректировкой и защитой, позволяет «материализовать» профессиональный план. По ходу проектной деятельности осуществляется самостоятельное получение информации, исследование личностных особенностей, консультирование. Зашита профессионального проекта существенно стимулирует подростка к самопознанию, позволяет отслеживать результаты саморазвития профессионально – важных качеств, активизирует процесс профессионального самоопределения.
Результативность показала, что технология психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки формирует более высокий уровень готовности к осознанному выбору профиля и будущей профессии по сравнению со стихийным выбором.
Список литературы
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., Академия, 2004.
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу МО РФ от 18.07.2001. № 2783.
-
Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – М., Альянс Пресс, 2004.
-
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., Вако, 2005.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- М., Генезис, 2000.
-
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.- М., Вако, 2005.
-
Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования.- СПб, Речь, 2006.
-
Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / сост. М.Ю. Михайлина и др. – Волгоград, Учитель, 2009.
-
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб, Питер, 2009.
-
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М., Владос-Пресс, 2001.
-
Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память.- М., Генезис, 2005.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ