В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по русскому языку и литературе 10-11 класс


Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

Примечания






План

Факт


1

Введение.

На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма.


Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Основные темы и проблемы русской литературы ХХвека

Завершение классического периода русского реализма.


Знать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимосвязь.

1



2-3

А.П.Чехов. Рассказы.

«Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой».


Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о кра­соте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как ос­нове честной и чистой жизни. Своеобразие рассказов, новизна в изображении психол. состояния человека


Знать и понимать лаконизм в повествовании, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале ЮС столетия: предчув­ствие общественных перемен, тема будущего. Развитие умения выделять художественные детали, формирование навыков анализа текста

1



4-5

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы.



Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драмати­ческого конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лириче­ская комедия или драма?

Для самостоятельного чтения

«Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей».

Знать особенности драматургии. Учить определять основу драмати­ческого конфликта, понимать основную мысль произведения. Знать литературные жанры произведений. Знать в чем новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки).

2



6

XX век

Введение. Основные потоки русской литературы XX века после Октябрь­ской революции: литература, создававшаяся на родине, и литера­тура русского зарубежья.


Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся

Основные потоки русской литературы XX века после Октябрь­ской революции: литература, создававшаяся на родине, и литера­тура русского зарубежья.


Знать основные потоки русской литературы XX века после Октябрь­ской революции: литература, создававшаяся на родине, и литера­тура русского зарубежья.





7











8







9

Литература первой половины XX века.

Поэзия начала века.

(Обзор с чтением и разбором набранных стихотворений)

И. Ф. Анненский. «Мучительный сонет», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург».

К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Завет бы­тия», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...», «Безглагольность», «Осенняя радость».

В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Родной язык».

Серебряный век как своеобразный русский ренессанс

Новые понятия: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм.


Изучение нового материала











Совершенство-вание знаний, умений и навыков




Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Литературные направления в поэзии Серебряного века (сим­волизм, акмеизм, футуризм).

Основные потоки русской литературы XX века после Октябрь­ской революции: литература, создававшаяся на родине, и литера­тура русского зарубежья. Проблема наследства русской классики. Поиски путей обнов­ления искусства (литература, живопись, музыка). Художественные обретения литературы XX века.

Человек на перепутьях истории — одна из сквозных тем лите­ратуры эпохи планетарных драм и трагедий. Мучительный сонет», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург».«Я мечтою ловил уходящие тени...», «Завет бы­тия», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...», «Безглагольность», «Осенняя радость».«Хвала человеку», «В неоконченном здании».

Знать основные отличительные черты литературных направлений в поэзии Серебряного века (сим­волизм, акмеизм, футуризм).

Знать биографию поэта, основные темы его лирики.

Уметь видеть стремление поэта проникнуть во внутренний мир человека, понять его связь с миром природы. Жизнь как приготовление к «вечно­му счастью» за гробом.

Знать в чем заключается гуманность поэзии.

Уметь анализировать поэтический текст.

Знать идею «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия, проблему индивидуализма и «единичности» че­ловека как выражения свободы выбора и творчества; сила и сла­бость этой позиции.


3



10









11

12

Андрей Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчая­нье», «Родине».


Ф. К. Сологуб. «Я — бог таинственного мира...», «В поле не видно ни зги...», «Незнакомка серая...», «Когда я в море бурном плавал...».

Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои чи­татели», «Жираф».

Совершенство-вание знаний, умений и навыков. Беседа.





Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Философское содержание стихотворений: «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчая­нье», «Родине».

«Я — бог таинственного мира...», «В поле не видно ни зги...», «Незнакомка серая...», «Когда я в море бурном плавал...».

«Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои чи­татели», «Жираф».

Совершенствовать умение раскрывать философское содержание поэтических произведений.

Знать биографию поэта, основные темы его лирики. Уметь видеть стремление поэта проникнуть во внутренний мир человека, понять его связь с миром природы. Знать в чем заключается гуманность поэзии. Уметь характери­зовать лирического героя. Уметь анализировать поэтический текст. Составление опорных схем, формирование знаний по новой теме, совершенствование навыков выразительного чтения.

4



13-14






15

Игорь Северянин. «Июльский полдень», «Поэза вне абонемента», «Родник», «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!..»), «Поэза последней надежды».

А. А. Блок. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Лирика: «Незнакомка», «На поле Куликовом» («Река раскину­лась. Течет, грустит лениво...»), «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге». «Мне страшно с тобою встречаться...», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Коршун», стихотворения из цикла «Кармен» (по выбору учителя)

Совершенствование знаний, умений и навыков











Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Своеобразие рассказов, новизна в изображении человека

«Июльский полдень», «Поэза вне абонемента», «Родник», «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!..»), «Поэза последней надежды».

А. А. Блок. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Лирика: «Незнакомка», «На поле Куликовом» («Река раскину­лась. Течет, грустит лениво...»), «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге». «Мне страшно с тобою встречаться...», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Коршун», стихотворения из цикла «Кармен» (по выбору учителя)

Совершенствовать навыки анализа текста, развивать умение выделять изобразительно-выразительные средства языка. Совершенствовать умение раскрывать философское содержание поэтических произведений. Знать биографию поэта, основные темы его лирики.

Уметь видеть стремление поэта проникнуть во внутренний мир человека, понять его связь с миром природы. Знать в чем заключается гуманность поэзии. Уметь характери­зовать лирического героя.

Уметь анализировать поэтический текст. Совершенствовать умения выявлять авторскую позицию, комментировать её, аргументировать свою точку зрения.

5



16

17










18

Поэма «Двенадцать».

Стихия революции. Символические об­разы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Композиция, язык поэмы.






Развитие речи. Сочинение – рассуждение.

Совершенство-вание знаний, умений и навыков








Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. Трагическое мироощущение лирического героя. Россия — центральная тема поэзии Блока. Многогранность любов­ной лирики. Символика образов. Изящество, музыкальность стиха,


Структура сочинения, план работы над сочинением, способы цитирования.

Дать понятие: «Стихия революции». Знать символические об­разы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Знать композицию, язык поэмы.

Совершенствовать умения выявлять авторскую позицию, комментировать её, аргументировать свою точку зрения.


Развивать умение следовать композиционной организации сочинения, умение высказывать личное мнение. Умение избегать «общих» мест при анализе.

6




19

20

21

И. А. Бунин.

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Лирика: «Сапсан», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Слово».


Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Проникнутые грустью картины угасания «дворянских гнезд». Светлые и темные стороны деревенской жизни. Мотивы очища­ющего' влияния родной природы. Обличение фальши современ­ной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаж­дениями. Трагичность любви в произведениях Бунина. «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя-классика. Совершенствование умения выявлять авторскую позицию, комментировать её, аргументировать свою точку зрения. Развивать общую культуру и эрудицию, а также навыки исследовательской работы с текстом учебной литературой, творческим мышлением. Углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формирование читателя, способного понимать глубину человеческих чувств.

7



22



23

24

А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

«Гранатовый браслет».


Изучение нового материала. Сообщения учащихся, анализ прочитанных глав.

Смысл споров о сильной, самоотвержен­ной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. Для самостоятельного чтения:«Поединок», ««Листригоны», «Олеся».

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя-классика. Совершенствовать умения выявлять авторскую позицию, комментировать её, аргументировать свою точку зрения.

Развивать общую культуру и эрудицию, а также навыки исследовательской работы с текстом учебной литературой, творческим мышлением.

8



25






26

27

А.И.Куприн. «Гамбринус»






Максим Горький. Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни.


Изучение нового материала. Творческое чтение

2 четверть

Философская проблематика рассказа, сила социального обличения.



«Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни.

Романтизм ранних рассказов

Учить определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств. Учить выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя-классика. Углубить навыки художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формировать способность понимать глубину человеческих чувств.

9



28 29






30

Максим Горький. «На дне».







«Несвоевременные мысли» (обзор). Послереволюционное творчество Горького (общая характеристика).


Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Философская проблематика пьесы, сила социального обличения. Споры о предназначении человека. Гуманизм — мило­сердие — жалость. Композиция пьесы, афористичность языка. Особенности драматического произведения «На дне» как социально-философской драмы.

Сложность отношения Горь­кого к Октябрьской революции.



Углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формировать способность понимать глубину человеческих чувств.

Уметь анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия. Учить определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

10



31


32

33

В. Маяковский. Жизнь и творчество.

«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Лиличка! Вместо письма», «Юбилейное», «Сергею Есенину». «А вы могли бы?», «Адище города», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы



Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Понятия: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, произведения поэтов.

Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Личное и общественное в лирике.
Послереволюционное творчество Маяковского (общая характеристика). Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего.

Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта-классика. Развивать умения выявлять приметы стиля поэта, давать оценку произведению, конструировать, сопоставлять прочитанное.

Учить определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств. Учить выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.


11



34

35

36

А. Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)

«Не жалею, не зову, не плачу...», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...». «Гой ты, Русь, моя родная...», «Мы теперь уходим понемногу...»,«Письмо матери», «Письмо к женщине».

Народно-песенная основа лирики.


Урок проверки, оценки и коррекции знаний



Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Основные этапы жизни и творчества. Чувство любви к Родине, к природе родного края. Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Щемящее
чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия.«Не жалею, не зову, не плачу...», «Не бродить, не мять в кустахбагряных...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...». «Гой ты, Русь, моя родная...», «Мы теперь уходим понемногу...»,«Письмо матери», «Письмо к женщине».

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта-классика

Знать типическое значение характеров главных героев произведения;

основные понятия по теории литературы;

изобразительно-выразительные средства языка;

элементы стихотворной речи.


12



37



38




39

С. А. Есенин. Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина».

Н. А. Клюев. Лирика.





О. Э. Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве.

Лирика.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы


Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина»;



«Рождество избы», «Есть на свете край обширный...»,Мы — ржаные, толоконные...».

Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культур­ными и историческими ассоциациями. Ее тяготение к высокому одическому стилю, к традициям русской философской лирики. «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой юрод, знакомый до слез...».«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...».

Развивать навык работы с текстом,

Составление опорных схем, формирование знаний по новой теме, совершенствование навыков выразительного чтения.

Знать типическое значение характеров главных героев произведения;

основные понятия по теории литературы;

изобразительно-выразительные средства языка;

элементы стихотворной речи.


13



40

41

42
















М. И. Цветаева. Сведения о жизни и творчестве.

Лирика.















А. А. Ахматова. Лирика. «Песня последней встречи».

«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуа­лью...», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Мне ни к чему оди­ческие рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Клятва», Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля».


Практическая работа. Работа с текстом, анализ.

Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).









Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Поэзия Цветаевой — напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность ее лирики. Интона­ционно-ритмическая экспрессивность стиха. «Моим стихам, написанным так рано...»

«Имя твое — птица к руке...» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по Родине! Давно...». «Вчера еще в глаза глядел...», «Писала я на аспидной доске...», «Поэт — издалека заводит речь...».


Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в более поздней лирике. Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха.

(4—5 стихотворений по выбору учителя).



Углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста.

Учить выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.







Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта-классика

Знать типическое значение характеров главных героев произведения;

основные понятия по теории литературы;

изобразительно-выразительные средства языка;

элементы стихотворной речи.


14



43






44

45

А. А. Ахматова. «Реквием».













Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа

Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изоб­ражаемых событий, евангельские мотивы и образы.











II полугодие

Углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формирование читателя, способного понимать глубину человеческих чувств.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта-классика. Развивать умения выявлять приметы стиля поэта, давать оценку произведению, конструировать, сопоставлять прочитанное.

Учить определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств. Учить выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.




15



46

47

48

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Мастер и Маргарита».

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» (в сравнении с И. В. Гёте, Н. В. Гоголем)

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Мечта о кра­соте человеческих чувств и отношений, о творчестве как ос­нове честной и чистой жизни. Своеобразие романа,

«Мастер и Маргарита». Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальном философская трактовка библейского сюжета.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя-классика. Учить определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств. Учить выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.


16



49

50

51

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».


Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа, анализ.

Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.


Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

Углубить навыки художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формировать способность понимать глубину человеческих чувств.

17



52

53






54



А. П. Платонов. Жизнь и творчество

«Котлован» Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.



М. А. Шолохов. Жизнь и творчество.

Изучение нового материала

Мир утраченных иллюзий в повести «Котлован». Характерные черты времени. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.

Проект социального переустройства. Образ сказочного царства мертвых.

Жизнь и творчество.

Развивать навыки анализа текста. Закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формировать способность понимать глубину человеческих чувств.


Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя-классика.

18



55

56

57

М. А. Шолохов. «Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» — роман-эпопея.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа.

Совершенствовать умение анализировать художественный текст, развивать наблюдательность, устную речь. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

19



58





59

60

М. А. Шолохов.

«Тихий Дон»




Развитие речи. Сочинение – рассуждение.





Совершенств

ование знаний и умений.

Психологическая глубина романа. Яркость, многоцветность языка, роль диалектизмов.

Структура сочинения, план работы над сочинением, способы цитирования

Совершенствовать умение анализировать художественный текст, развивать наблюдательность, устную речь. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.




61







62

63

Литература второй половины XX века.

Тема Великой Отечественной войны в литературе.




Поэзия.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы




Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художе­ственная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск под­линных нравственных ценностей.

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь...», «Родина»; А. А. Сурков. «Бьется в тес­ной печурке огонь...»; М. В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату...»; М. А. Светлов. «Италья­нец»; Я. В. Смеляков. «Милые красавицы России», О. М. А. Дудин. «Соловьи»; С. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; П. Д. Коган. «Нам лечь, где лечь...».

Развивать навык работы с текстом,

Составление опорных схем, формирование знаний по новой теме, совершенствование навыков выразительного чтения.

Знать типическое значение характеров главных героев произведения;

основные понятия по теории литературы;

изобразительно-выразительные средства языка;

элементы стихотворной речи.





64

65

66

Василь Быков «Сотников»

В.П.Некрасов

«В окопах Сталинграда»

К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой» (обзор)


Совершенство-вание умений и навыков

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художе­ственная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск под­линных нравственных ценностей.

Развивать навыки работы с текстом. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать. Углубить навыки художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формировать способность понимать человеческие чувства.




67










68

69

В.П.Астафьев «Где-то гремит война» (обзор)








Развитие речи. Сочинение – рассуждение

Лекция учителя, сообщения учащихся.







Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Развивать навыки работы с текстом. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать. Углубить навыки художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формировать способность понимать человеческие чувства.

Структура сочинения, план работы над сочинением, способы цитирования

Развивать навыки работы с текстом. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать. Углубить навыки художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формировать способность понимать человеческие чувства.


Развивать умение раскрывать тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному.

Развитие творческих способностей, письменной речи.




70

71





72

Драматургия. В. С. Розов. «Вечно живые».





Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве поэта.

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «На ранних поездах», «Во всем мне хочется дойти...». Стихи из романа «Доктор Живаго»: «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»), «Гефсиманский сад».

Лекция учителя, сообщения учащихся.




Изучение нового материала



Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Философская углубленность, ассоциативность, зримость пластичность образов, их тяготение к символам.



Жизнь и творчество поэта, основные мотивы лирики

Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго». Поиски простоты и ясности стиля. Жизнеутверждающее начало в поэзии

Философская углубленность, ассоциативность, зримость пластичность образов, их тяготение к символам.


Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать. Углубить навыки художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта-классика. Развивать умения выявлять приметы стиля поэта, давать оценку произведению, конструировать, сопоставлять прочитанное.

Учить определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств.




73








74

75

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».



А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве

Лирика: «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери».



Изучение нового материала.


Лекция учителя, сообщения учащихся.

Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.

Жизнь и творчество.

Философичность лирики Заболоцкого, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

Наблюдательность и острота поэтического зрения.

Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих. Народность поэзии Твардовского.


Развивать навык работы с текстом,

Составление опорных схем, формирование знаний по новой теме, совершенствование навыков выразительного чтения.

Знать типическое значение характеров главных героев произведения;

основные понятия по теории литературы;

изобразительно-выразительные средства языка;

элементы стихотворной речи.


25



76



77

78

В. Т. Шаламов. Сведения о жизни и творчестве.


«Колымские рассказы» — «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов).

Изучение нового материала. Лекция учителя, сообщения учащихся.

Трагические конфликты эпохи Жизнь и творчество писателя.


Противостоянье человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачева» и «Почерк».







3 четверть

Умение составлять хронологическую таблицу и цитатный план.

Развивать навыки работы с текстом. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать. Углубить навыки художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формировать способность понимать человеческие чувства. Развивать умение раскрывать тему, использовать цитаты.

26



79

80

81

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). «Один день Ивана Денисовича».

Изучение нового материала. Лекция учителя, сообщения учащихся.

«Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова.
Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.

Совершенствовать умение анализировать художественный текст, развивать наблюдательность, устную речь. Учить обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

Учить выделять проблемные вопросы и отвечать на них.

27



82

83





84













Развитие речи. Сочинение – рассуждение.




Литература последних десятилетий XX века

Поэзия.

Л. Н. Мартынов.





Е. А. Евтушенко.




Урок проверки, оценки и знаний




Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.











Структура сочинения, план работы над сочинением, способы цитирования.




«Замечали — по городу ходит прохожий?..» ,«Первый снег», «Вода», «След», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтоб никто не умирал...», «Успокоился воздух...», «Люди», «Свобода».

«Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья...»,«Со мною вот что происходит...», «Граждане, послушайте меня...»,«Шестидесятники», «На смерть абхазского друга».


Развивать умение раскрывать тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному.

Развитие творческих способностей, письменной речи.

Развивать навык работы с текстом,

Составление опорных схем, формирование знаний по новой теме, совершенствование навыков выразительного чтения.

Знать типическое значение характеров главных героев произведения;

основные понятия по теории литературы;

изобразительно-выразительные средства языка;

элементы стихотворной речи.


28



85










86






87

Б. А. Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг...», «Жилось мне весело и шибко...», «По улице моей который год..»






А.А.Вознесенский. («Живет у нас сосед Букашкин...»),

Б. Ш. Окуджава. «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Надежды маленький оркестрик».

В. С. Высоцкий. Авторские песни.

И. А. Бродский. «Стансы», «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам...», «На смерть Жукова», «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря».

Изучение нового материала







Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.




Комплексное применение знаний, анализ поэтических текстов.


Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии.

«Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание», «Озноб», «Варфоломеевская ночь».

«Пожар в Архитектурном институте», «Прощание с Политехническим», «Лобная баллада», «Антимиры», «Тишины!», «Сага», «Сон».

Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии.

(из цикла «Часть речи»), «К Урании», «Примечания папоротника».


Совершенствовать умение раскрывать философское содержание поэтических произведений.

Знать биографию поэта, основные темы его лирики. Уметь видеть стремление поэта проникнуть во внутренний мир человека, понять его связь с миром природы. Знать в чем заключается гуманность поэзии. Уметь характери­зовать лирического героя. Уметь анализировать поэтический текст. Составление опорных схем, формирование знаний по новой теме, совершенствование навыков выразительного чтения.


Уметь видеть стремление поэта проникнуть во внутренний мир человека, понять его связь с миром природы. Жизнь как приготовление к «вечно­му счастью» за гробом.

Знать в чем заключается гуманность поэзии. Уметь анализировать поэтический текст. Знать идею «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия, проблему индивидуализма и «единичности» че­ловека как выражения свободы выбора и творчества; сила и сла­бость этой позиции.

29



88

89







90

Проза.

В. П. Астафьев. «Царь-рыба», «Последний поклон».






Д. Довлатов. «Заповедник».



Изучение нового материала.






Лекция учителя, сообщения учащихся

Жизнь и творчество писателя

Тема вековых устоев в жизни крестьянина («деревенская проза»). Человек и природа.

Постановка важных социальных и нравственных проблем
изображение глубинных противоречий действительности. Стремление по-новому осмыслить проблемы человека и общества, общества и государства, народа и власти.

Понимание важности обсуждения экологической проблемы на фоне идейного содержания повествования

Умение составлять хронологическую таблицу и цитатный план по прочитанному произведению.

Совершенствование умения выявлять авторскую позицию, комментировать её, аргументировать свою точку зрения. Развивать общую культуру и эрудицию, а также навыки исследовательской работы с текстом учебной литературой, творческим мышлением. Углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста.

30



91



92

93

Ю. О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Г. Распутин. «Последний срок», «Живи и помни».

Урок совершенствования ЗУН. Беседа, анализ.

Замысел писателя, своеобразие прозы.


Трагические страницы советской истории в литературе этих лет.

Учить умению работать с художественным текстом. Учить видеть проблему в произведении. Формирование читателя, способного понимать глубину человеческих чувств.

31



94

95




96

Драматургия

А. В. Вампилов.

«Старший сын».



Литература конца XX — начала XXI века

Л.Петрушевская

«Свой круг».


Изучение нового материала.



Лекция с элементами беседы

Поэтика драматургии Вампилова – художественное самосознание поколения 60-х.

Своеобразие характера героя Вампилова.

Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека подлинных нравственных ценностей и др.

Уметь анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма). Уметь определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

32



97

98

99

Т. Толстая. Рассказы.

В.В.Ерофеев.

В.Пьяцух «Заколдованная страна».

Комплексное применение знаний

Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека подлинных нравственных ценностей и др.

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя. Уметь обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

33



100

101

102

В.Пьяцух «Заколдованная страна».

В. О. Пелевин «Красная стрела».


Комплексное применение знаний

Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека подлинных нравственных ценностей и др.

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя. Уметь обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

34



103






104

105

В. О. Пелевин «Красная стрела».



Итоговый урок. Основные тенденции современного литературного процесса. Темы, идеи, проблемы.

Урок совершенствования ЗУН. Беседа, анализ.


Систематиза-ция изученного материала.

Постмодернистские поиски, взгляд на мир через призму чужих текстов, реминисценции.

Уметь свободно владеть монологической речью. Уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Уметь составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

Уметь готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.


35




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос