В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа психологического сопровождения адаптации учащихся 1-ых классов "Здравствуй, моя школа""

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА



Муниципальное автономное образовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ № 62»



«Утверждаю»

Директор МАОУ «Лицей №62»

_______________ Медведева З.В.

_________________20__г.







ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

СОПРОВОЖДЕНИЯ

АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-ЫХ КЛАССОВ



«Здравствуй, моя школа!»



Программа рассчитана на возрастную группу 6-8 лет

Срок реализации программы 1 год



Психолог: Симахина Ю.А.







Саратов 2013 г


Пояснительная записка

Актуальность:


Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально – стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем. Что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах с вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к школе и дома научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным и усидчивым.



Теоретическая основа.


Представленная программа «Здравствуй, моя школа!» имеет психокоррекционную и развивающую направленность. За основу программы взяты следующие программы: «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой; «Психологическая азбука» Арджакеева Т.А. В теоретическом аспекте опирается на понятие психологического здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой.

Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает, прежде всего, психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшим проявлениями человеческого духа. (Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В. – СПб., 2006. – С. 52)

По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. (Хухлаева О.В. основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2011. – С.10)

О.В. Хухлаева описала соответствующие уровни развития психологического здоровья, применимые в том числе к младшим школьникам:

1. Креативный уровень (высший) – к нему относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием ресурса сил для преодоления стрессовых ситуаций и творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи, но, к сожалению, на практике они встречаются редко.

2. Адаптивный уровень – к нему относятся относительно «благополучные» дети, которых большинство: они в целом адаптированы к среде. Но имеют отдельные признаки дезадаптации (повышенную тревожность, например). Что выявляется по результатм диагностических методик. Именно такие дети относятся к «группе риска» и нуждаются в психопрофилактичесих групповых занятиях.

3. Дезадаптивный уровень , или ассимилятивно – аккомодативный (низкий) – сюда относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции (замена) и аккомодации (приспособление), использующие для разрешения своих внутренних конфликтов либо первый, либо второй механизм. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее сложно зафиксировать, поскольку это «удобные» и тихие дети, робкие и прилежные. Но на самом деле у таких детей нередко присутствуют различные страхи. Дети этого уровня нуждаются в психологической коррекционной помощи.


Цель программы:


Основной целью программы является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выполнение возрастных задач.


Задачи программы:


  1. Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

  2. Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков,

  3. Формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка,

  4. Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя,

  5. Расширение пассивного и активного психологического слова.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30-40 минут. Программа рассчитана на целый учебный год.

Формы и методы:

  • Ролевые игры;

  • Коммуникативные и командные игры;

  • Методы, развивающие воображение,

  • Терапевтические метафоры,

  • Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект,

  • Групповые дискуссии,

  • Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность,.

  • Арттерапевтические приемы

Организация психологических занятий:

На первых уроках психолог знакомит учащихся с рядом правил:

  • Конфиденциальность – то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса;

  • Безоценочность – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый выражает свое мнение;

  • «Правило одного микрофона» - когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и т.д.

Ожидаемый результат:

После завершения программы мы ожидаем получить следующие результаты:

1. Приобретение знания основных терминов и понятий курса;

2. Приобретение коммуникативных умений, способности к рефлексии, саморегуляции;

3. Развитие способности анализировать, рассуждать, планировать;

4. Развитие социальных эмоций;

5. Развитие познавательных процессов (память, мышление, речь, внимание);

6. Повышение уровня адаптации к школе















Учебно – тематический план

Название занятия

Количество часов

Сроки

1

Адаптационная игра «Здравствуй, школа!»

1


2

Знакомство. Введение в мир психологии

1


3

Я – первоклассник!

1


4

Правила школьной жизни

1


5

Правила и права

1


6

Моя школьная жизнь

1


7

Школа моей мечты

1


8

Игра «Страна слов»

1


9

Занятия по развитию интеллектуальных способностей

3


10

Занятия по развитию памяти

2


11

Занятия по развитию внимания

3


12

Занятия по развитию мышления и речевых навыков

2


13

Игра «Волшебная поляна»

1


14

Мимика и жесты – язык мира Эмоций

1


15

Город радости и веселья

1


16

Остров Страха и его обитатели

1


17

Все что бывает на Острове Страха

1


18

Мы умеем побеждать страх

1


19

Пещера гнева

1


20

Откуда берется гнев?

1


21

Обиженная Деревня

1


22

Прощение растворяет обиды

1


23

Мешок хороших качеств

1


24

«Темные» и «Светлые» качества

1


25

Умение видеть «светлые» качества

1


26

Салют качеств

1


27

Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности

1


28

Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей

1


29

Рефлексия курса

1



Итого по курсу: 29 занятий. 35 часа





Содержание программы:

Тема 1. «Здравствуй школа!». 1 час

Профилактическая игра, направленная на адаптацию детей к школе, к новой социальной ситуации, развитие детского коллектива.

Тема 2. Я – школьник. 6 часов

Знакомство с учащимися. Помощь в осознании позиции «Я - ученик». Наблюдения за учащимися по степени адаптации. Знакомство с правилами и приемами.

Тема 3. Учебно – игровые занятия. 11 часов

Профилактическая игра «Страна слов», направленная на развитие навыков чтения и правописания. Математические головоломки. Задания на развитие способности анализировать, систематизировать и обобщать. Задание на развитие памяти, внимания. Упражнения по развитию мышления и речевых навыков.

Тема 4. Мир Эмоций. 10 часов

Профилактическая игра «Волшебная поляна», направленная на изучение особенностей процесса адаптации учащихся. Изучение мимики и жестов. Знакомство с социальными эмоциями. Развитие поведенческих особенностей. Развитие навыков коммуникативного общения.

Тема 5. Мир качеств. 4 часа.

Знакомство с характером. Умение управлять своим эмоциональным состоянием. Умение выходить из трудных ситуаций.

Тема 6. Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности. 1 час

Тема 7. Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей. 1 час



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

В своей работе мы предполагаем использовать следующие методы и приемы:

  1. Анализ литературы по теме.

  2. Диагностика познавательных процессов, мотивации, степени адаптации

  3. Психологические игры

  4. Психокоррекционные занятия

  5. Развивающие занятия

Использование этих методов позволяет в доступной форме эффективно повысить уровень адаптации первоклассников, создать позицию «Я - ученик». Психокоррекционные упражнения используются для развития различных познавательных процессов. Психологические игры способствуют развитию межличностной сферы учащихся.

Контроль за реализацией программы осуществляется с помощью отчета о проделанной работе, просмотра наглядного материала, наработанного по ходу реализации программы.



























Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А, В школу с 6 лет. М.: Педагогика, 1986.

  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.

  3. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.

  4. Божович Л.И, Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

  5. Вачков И.В, Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002

  6. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.

  7. Психическое развитие младшего школьника, /экспериментальное психологическое исследование под ред. Давыдова В.В,, М., «Педагогика», 1990

  8. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: «Феникс»,1998.

  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров