Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Предмет:
изобразительное
искусство
Класс:
3
Уровень:
базовый (ФГОС НОО)
УМК:
«Начальная школа
21 века»
под
редакцией
Н. Ф. Виноградовой
Учебный
год: 2013-2014
Составитель:
Вайс Валентина
Константиновна,
учитель начальных
классов,
высшей категории.
г.
Кизел
Пермский
край
Пояснительная записка.
Настоящая
программа разработана на основе:
-
Федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего образования»
(2009);
-
«Фундаментального
ядра содержания общего образования»
(под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова);
-
Базисного
учебного плана;
-
«Планируемых
результатов начального общего
образования» (под редакцией Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой);
-
«Примерных
программ начального общего образования»;
-
Авторской
программы предметных курсов УМК
«Начальная школа XXI века» под редакцией
Н.Ф. Виноградовой.
-
Авторской
программы «Изобразительное искусство»
авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской
Е.А., Протопопова Ю.Н. (Изобразительное
искусство: Интегрированная программа:
1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010).
Общая
характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной
программы являются интеграция искусств
и поли художественное развитие школьника.
Цели
и задачи курса.
Цель: реализация фактора развития,
формирование у детей целостного,
гармоничного восприятия мира, активизация
самостоятельной творческой деятельности,
развитие интереса к природе и потребность
в общении с искусством; формирование
духовных начал личности, воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений профессионального
и народного (изобразительного) искусства;
нравственных и эстетических чувств;
любви к родной природе, своему народу,
к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета
«Изобразительное искусство»:
-
воспитание устойчивого интереса
к изобразительному творчеству; уважения
к культуре и искусству разных народов,
обогащение нравственных качеств,
способности проявления себя в искусстве
и формирование художественных и
эстетических предпочтений;
-
развитие творческого потенциала
ребенка в условиях активизации
воображения и фантазии, способности
к эмоционально-чувственному восприятию
окружающего мира природы и произведений
разных видов искусства; развитие желания
привносить в окружающую действительность
красоту; навыков сотрудничества в
художественной деятельности;
-
освоение разных видов пластических
искусств: живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и дизайна;
-
овладение выразительными средствами
изобразительного искусства, языком
графической грамоты и разными
художественными материалами с опорой
на возрастные интересы и предпочтения
детей, их желания выразить в своем
творчестве свои представления об
окружающем мире;
-
развитие опыта художественного
восприятия произведений искусства.
Структура
курса.
Логика
изложения и содержание авторской
программы полностью соответствует
требованиям федерального государственного
стандарта начального общего образования,
поэтому в программу не внесено никаких
изменений. Содержание программы и
заложенные в ней педагогические
возможности требуют переноса акцента
с научения изобразительным навыкам на
творческое проявление каждого ребенка
в искусстве. Задача всемерного развития
детских творческих способностей решается
при живом участии в творчестве самих
школьников. На этом основаны предлагаемые
в программе задания, требующие разнообразия
художественных действий с формой,
пространством, цветом, звуком, словом.
Искусство в школе выступает в качестве
условия и механизма познания мира,
которые предполагается реализовать на
основе учета возрастных характеристик
учащихся, оптимально созвучных каждому
возрасту мыслительных процессов —
художественно-образное,
художественно-действенное и логические
формы мышления. В основу содержания
программы положен принцип целостности:
систематическое развитие у школьников
способности восприятия и порождения
художественного образа и его посильного
отражения в собственных художественных
работах. Программа опирается на
художественную специфику реалистического
искусства, выраженную в понятии
художественного образа.
Содержание
учебного предмета.
I. Развитие дифференцированного
зрения: перенос наблюдаемого в
художественную форму
1. Освоение человеком природного
пространства (среды). Знакомство с
разнообразием, красотой и своеобразием
природы.
2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика,
пространство. Величие природы языком
изобразительного искусства. Природа в
разных жанрах изобразительного искусства.
3. Разнообразие природных объектов в
творчестве художника: воздушное
пространство; водное пространство;
земная поверхность; подземный мир (горы,
долины, русла рек, озера, моря, поля,
леса, создают в природе свой особый
рисунок).
4. Ритм и орнамент в природной среде и в
искусстве и др. Каждый предмет имеет
свое строение (конструкцию).
5. Композиционное размещение предметов
на листе при рисовании с натуры,
сознательный выбор формата листа.
6. Перспектива как способ передачи
пространства на картине с помощью
планов. Воздушная перспектива.
7. Образы, построенные на контрасте
формы, цвета, размера. Глухие и звонкие
цвета. Главные и дополнительные цвета.
8. Изображение с натуры предметов
конструктивной формы. Натюрморт
тематический.
9. Передача движения. Работа с натуры и
по наблюдению: краткие зарисовки
(наброски и портрет по наблюдению).
10. Передача объёма в живописи и графике.
11. Понятие стилизации. Использование
приёма стилизации в создании предметов
объемной формы: на примере насекомого,
выделяя характерные особенности создать
летающий объект.
12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы,
размера, динамики, настроения, характера,
фактуры, материала).
13. Передача динамики в объемном изображении
— лепка по памяти фигуры человека в
движении.
14. Лепка объемно-пространственной
композиции из одноцветного пластилина
или глины с помощью каркаса из проволоки
и палочек.
15. Создание эскизов архитектурных
сооружений с использованием материалов
природных форм. В технике рельефа.
16. Равновесие в изображении и выразительность
формы в декоративном искусстве
обобщенность, силуэт.
17. Выявление декоративной формы:
растительные мотивы искусства. Кораллы
— одно из чудес подводного мира: бурые,
зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
18. Рождение художественной формы по
мотивам природных наблюдений. «Одежда
жителей цветочного города» «Лесные
феи».
II. Развитие фантазии и воображения.
1. Раскрытие взаимосвязи элементов в
композиции: музыкальной, предметной,
декоративной. Цветовое богатство
оттенков в живописи. Отображение природы
в музыке и поэзии.
2. Порождение замысла на основе предложенной
темы. Поиск индивидуальной манеры
изображения. Смысловая зависимость
между форматом и материалом.
3. Самостоятельно решать поставленную
творческую задачу в разных формах и
видах изобразительного искусства: на
плоскости, в объеме. Разнообразие
художественно-выразительного языка
различных искусств. Заполнение
пространства листа.
4. Взаимосвязь содержания художественного
произведения и иллюстрации. Связь урока
с внеклассным чтением.
5. Взаимосвязь содержание литературного
произведения с иллюстрацией и шрифтом.
Роль и значение буквицы в сказочных и
былинных произведениях.
6. Художник в театре. Заочная экскурсия
в театр. Знакомство с организацией и
решением необходимых атрибутов сцены,
костюмов героев, цветовое и световое
оформление спектакля.
7. Изменение пространственной среды в
зависимости от ситуации (содержание,
звуковое оформление). Создание необычного
сказочного игрового пространства
(эскиза). Освоение разнообразия форм в
архитектуре: путешествие «исторические
походы» в прошлое и будущее, например:
в среду, в которой жил писатель-сказочник
(время, архитектура, страна, декоративное
искусство, одежда).
8. Передача настроения в форме. Украшение
формы декоративными элементами.
9. Знакомство с народными художественными
промыслами России в области игрушки,
их связью с природой и особенностями
растительного и животного мира.
Отображение природных мотивов в орнаменте
и элементах декоративного украшения
игрушек.
10. Освоение разнообразия форм в
архитектуре. Понимание влияния
исторического времени и условий жизни
художника (архитектора, дизайнера) на
его произведения. Цвет и форма в знаковом
изображении. Осваивание особенностей
работы на небольших форматах.
11. Разнообразие художественно-выразительного
языка в декоративно-прикладном искусстве.
Декоративные украшения, как важный
элемент народного и современного
костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства.
1. Выразительные средства изобразительного
искусства живописи, графики, скульптуры,
архитектуры, декоративно-прикладного
искусства: форма, объём, цвет, ритм,
композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного
материала для углубления и развития
образно-эстетических представлений
учащихся во время практической
деятельности и восприятия произведений
искусства.
3. Художественная форма произведения
изобразительного искусства (общая
конструкция произведения): формат,
композиция, ритм, динамика, колорит,
сюжет. Выражение художником своего
отношения к изображаемому. Художники:
Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А.Сислей.
4. Жанры изобразительного искусства:
пейзаж, портрет, анималистический,
исторический, бытовой, натюрморт,
мифологический. Русский музей, Эрмитаж
(Санкт-Петербург), Музей изобразительного
искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей,
находящийся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений
народного декоративно- прикладного
искусства. Символика в народном прикладном
искусстве. Юмор в народном искусстве.
Функциональность произведений народного
искусства.
6. Красота архитектурных сооружений.
Уникальность памятников архитектуры.
Связь архитектуры с природой. История
возникновения и развития архитектурных
ансамблей и жизнь его обитателей.
Место
учебного предмета в учебном плане.
Общий объём
времени, отводимого на изучение
изобразительного искусства в 3 классе,
составляет 34 часа. Во 3 классе урок
изобразительного искусства проводится
1 раз в неделю. Рабочая
программа курса «Изобразительное
искусство» разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного
стандарта начального общего образования
к результатам освоения младшими
школьниками основ начального курса
изобразительного искусства на
основе авторской программы для 3 класса
«Изобразительное искусство».
(Интегрированная программа. 1 - 4 классы.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов
Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год)
Описание
ценностных ориентиров содержания
учебного предмета.
Человек, природа, социальная среда. Мир
природы и мир человека. Материал вводит
ученика в разнообразие природных
объектов, являющихся основой творчества
любого художника: воздушное пространство,
водный мир, земная поверхность и подземные
недра.
Раскрывается идея влияния природного
окружения на творчество художника.
Формирование представлений об особенностях
родной культуры: город и село; труд и
профессии; социальная основа жизни и
национальный колорит. Основным
направлением работы с детьми в этом
возрасте является развитие подвижности
(продуктивности) воображения и фантазии,
композиционного мышления, активизация
форм и способов порождения замысла.
Планируемые
результаты учебного курса.
Личностные результаты освоения
основной образовательной программы по
изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления
о национальной культуре, о вкладе своего
народа в культурное и художественное
наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного
отношения к культурам разных народов,
иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие творческого потенциала
ребенка, активизация воображения и
фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических
потребностей, эмоционально-чувственного
восприятия окружающего мира природы и
произведений искусства; пробуждение и
обогащение чувств ребенка, сенсорных
способностей детей;
5) воспитание интереса детей к
самостоятельной творческой деятельности;
развитие желания привносить в окружающую
действительность красоту; развитие
навыков сотрудничества в художественной
деятельности.
Метапредметные результаты
освоения основной образовательной
программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем
поискового характера; развитие
продуктивного проектного мышления,
творческого потенциала личности,
способности оригинально мыслить и
самостоятельно решать творческие
задачи;
2) развитие визуально-образного мышления,
способности откликаться на происходящее
в мире, в ближайшем окружении, формирование
представлений о цикличности и ритме в
жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к
восприятию эстетического в действительности
и искусстве, а также к собственной
творческой деятельности;
4) активное использование речевых,
музыкальных, знаково-символических
средств, информационных и коммуникационных
технологий в решении творческих
коммуникативных и познавательных задач,
саморазвитие и самовыражение; накапливать
знания и представления о разных видах
искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать,
анализировать, обобщать и переносить
информацию с одного вида художественной
деятельности на другой (с одного искусства
на другое); формировать умение накапливать
знания и развивать представления об
искусстве и его истории; воспитание
умения и готовности слушать собеседника
и вести;
6) развитие пространственного восприятия
мира; формирование понятия о природном
пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных
стран и народов;
8) понимание связи народного искусства
с окружающей природой, климатом,
ландшафтом, традициями и особенностями
региона; представлений об освоении
человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей
языка разных искусств; развитие интереса
к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного,
гармоничного восприятия мира, воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений профессионального
и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических
чувств; любви к народной природе, своему
народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений
о пространстве как о среде (все существует,
живет и развивается в определенной
среде), о связи каждого предмета (слова,
звука) с тем окружением, в котором он
находится.
По окончании
третьего класса ученик научится:
-
различать
основные и составные теплые и холодные
цвета;
-
узнавать
отдельные выдающиеся отечественные и
зарубежные произведения искусства и
называть их авторов;
-
сравнивать
различные виды и жанры изобразительного
искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
использовать
приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни:
-
для
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения
опыта восприятия произведений
изобразительного искусства;
-
оценки
произведений искусства (выражение
собственного внимания) при посещении
выставок, музеев изобразительного
искусства, народного творчества и др.
По
окончании 3 класса ученик может научиться:
понимать:
-
основные
жанры и виды произведений изобразительного
искусства;
-
известные
центры народных художественных ремесел
России;
-
ведущие
художественные музеи России;
применять средства
художественной выразительности (линию,
цвет, тон, объем, композицию) в
изобразительной деятельности: в рисунке
и живописи (с натуры, по памяти и
воображению); декоративных и конструктивных
работах: иллюстрациях к произведениям
литературы и музыки;
использовать художественные
материалы (гуашь, цветные карандаши,
акварель, бумагу и др.);
Целевая
ориентация реализации настоящей рабочей
программы
в
практике образовательного учреждения.
В курсе созданы условия для организации
работы, направленной на подготовку
учащихся к освоению программы в 4 классе,
да и в основной школе. Программа направлена
на воспитание устойчивого интереса
к изобразительному творчеству; уважения
к культуре и искусству разных народов,
обогащение нравственных качеств,
способности проявления себя в искусстве
и формирование художественных и
эстетических предпочтений. В результате
происходит развитие творческого
потенциала ребенка в условиях активизации
воображения и фантазии, способности к
эмоционально-чувственному восприятию
окружающего мира природы и произведений
разных видов искусства; развитие желания
привносить в окружающую действительность
красоту; навыков сотрудничества в
художественной деятельности. Дети
осваивают разных видов пластических
искусств: живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и дизайна. Происходит
обогащение детей выразительными
средствами изобразительного искусства,
языком графической грамоты и разными
художественными материалами с опорой
на возрастные интересы и предпочтения
детей, их желания выразить в своем
творчестве свои представления об
окружающем мире, развитие опыта
художественного восприятия произведений
искусства.
Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса.
-
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская. Изобразительное
искусство. 3 класс: учебник. – М.:
Вентана-Граф,2010г.
-
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая
тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф,
2011г.
-
Изобразительное
искусство. Интегрированная программа.
1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская
Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф,
2010 год
Электронные
образовательные ресурсы.
Календарно-тематическое
планирование
№
п/п
|
Тема,
тип урока
|
Основное
содержание темы, термины и понятия
|
Виды
деятельности, формы работы, ЦОР
|
Планируемые
результаты обучения
|
Творческая,
исследовательская, проектная
деятельность учащихся
|
Формы контроля
|
Календарные
сроки
|
Освоение
предметных знаний
(базовые
понятия)
|
Универсальные
учебные действия
УУД
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Искусство
в твоём доме – 8 ч.
|
1
|
Твои игрушки придумал
художник (комбинированный)
|
Характеризовать и
эстетически оценивать разные виды
игрушек, материала, из которых они
сделаны. Понимать и объяснять единство
материала, формы и украшения. Создавать
выразительную пластическую форму
игрушки и украшать её.
|
Фронтальная –
беседа о создании игрушек. Роли игрушек
в жизни людей, их многообразии.
Коллективная – презентация
о разнообразии игрушек. Народная
(дымковская, городецкая, филимоновская,
каргапольская, богородская), игрушки
из подручного материала.
Работа
в парах – создание
игрушки из любых подручных материалов.
|
Знание
образцов игрушек Дымково, Филимонова,
Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль
мастера Украшения, расписывая игрушки
Умение
преобразиться
в мастера Постройки,
создавая форму игрушки, умение
конструировать и расписывать игрушки
|
Познавательные:
уметь пользоваться
доступными художественными средствами
и материалами.
Регулятивные:
самостоятельно
организовывать свое рабочее место в
соответствии с целью выполнения
заданий.
Коммуникативные:
участвовать
в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения.
Личностные: умение
видеть, ценить и понимать, что каждое
проявление природы прекрасно и
неповторимо.
|
Выбор
и применение выразительных средств
для реализации собственного замысла
в рисунке. Участие в обсуждении
содержания и выразительных средств
произведений изобразительного
искусства.
|
Взаимоконтроль
|
|
2
|
Твои
игрушки (лепка
из пластилина) (комбинированный).
|
Характеризовать
и эстетически оценивать разные виды
игрушек, материала, из которых они
сделаны. Понимать и объяснять единство
материала, формы и украшения. Создавать
выразительную пластическую форму
игрушки из пластилина и украшать
её.
|
Коллективная
– рассматривание
игрушек, принесённых детьми.
Индивидуальная
– выполнение работы из кусочков
ткани.
Фронтальная
– создание выставки игрушек.
|
Знание
образцов игрушек Дымкова, Филимонова,
Хохломы, Гжели. Умения выполнять роль
мастера Украшения, расписывая игрушки.
Умение
преобразиться
в мастера Постройки,
создавая форму игрушки, умение
конструировать и расписывать
игрушки.
|
Познавательные:
выделять интересное,
наиболее впечатляющее в сюжете,
подчеркивать размером, цветом главное
в рисунке.
Регулятивные:
оценка
своего задания по параметрам, заранее
представленным.
Коммуникативные:
уметь
придавать своим мыслям-фантазиям
видимые художественные формы.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Выбор
и применение выразительных средств
для реализации собственного замысла
в рисунке. Участие в обсуждении
содержания и выразительных средств
произведений изобразительного
искусства.
|
Самоконтроль.
|
|
3
|
Посуда
у тебя дома (урок открытия новых
знаний).
|
Характеризовать
связь между формой, декором посуды
и её назначением. Уметь выделять
конструктивный образ и характер
декора в процессе создания посуды.
Овладеть навыками создания выразительной
формы посуды в лепке.
|
Фронтальная
– просмотр презентации
«Посуда в твоём доме».
Работа
в группах – придумывание
и изображение на бумаге сервиза из
нескольких предметов.
Коллективная
– создание выставки сервизов.
|
Знание
работы мастеров Постройки,
Украшения, Изображения. Знание отличия
образцов посуды, созданных мастерами
промыслов (Гжель, Хохлома)
Умение
изобразить посуду по своему
образцу. Знание понятия «сервиз»
|
Познавательные:
уметь пользоваться
доступными художественными средствами
и материалами.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь придавать своим
мыслям - фантазиям видимые художественные
формы.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Роль художника в
создании посуды. Форма и украшение
посуды обусловлены её назначением
(праздничная или повседневная, детская
или взрослая). Работа по изготовлению
посуды: конструкция, форма, украшение,
роспись.
|
Взаимоконтроль
|
|
4
|
Мамин
платок (урок открытия новых знаний).
|
Наблюдение
за конструктивными особенностями
орнаментов и их связью с природой.
Воспринимать и эстетически оценивать
разнообразие вариантов росписи
ткани на примере платка. Умение
составить простейший орнамент при
выполнении эскиза платка.
|
Коллективная
– обсуждение назначения
платков. Расположение росписи на
поле платка, ритмика росписи.
Работа
в группах – 1 группа:
создание эскиза платка для мамы. 2
группа: создание эскиза платка для
девочки. 3 группа: создание эскиза
платка для бабушки.
Фронтальная –
выставка платков.
|
Знание
основных вариантов композиционного
решения росписи платка. Обрести опыт
творчества и художественно-практические
навыки в создании эскиза росписи
платка.
|
Познавательные:
выделять интересное,
наиболее впечатляющее в сюжете,
подчеркивать размером, цветом главное
в рисунке.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь участвовать в коллективных
художественных работах с использованием
различных материалов и техник.
Личностные:
выражение личных отношений
к произведениям искусства.
|
Знакомство детей с
искусством росписи тканей.
Художественная роспись платков и их
многообразие. Выражение в художественном
образе платка его назначения:
праздничный или повседневный, для
молодой женщины или пожилой.
|
Взаимооценка
|
|
5
|
Обои
и шторы у тебя дома (комбинированный).
|
Понимать роль цвета и
декора в создании образа комнаты.
Обрести опыт творчества и
художественно-практические навыки
в создании эскиза обоев или штор для
определенной комнаты.
|
Коллективная
– обсуждение и
рассматривание образцов обоев: ритм,
изобразительные мотивы, орнамент.
Работа в паре
– создание эскизов обоев для комнаты
(спальня, гостиная, детская). Работа
с трафаретом.
|
Знание
роли художников в создании обоев,
штор. Понимание роли каждого из
Братьев-Мастеров в создании обоев и
штор: построение ритма, изобразительные
мотивы.
|
Познавательные:
выделять интересное,
наиболее впечатляющее в сюжете,
подчеркивать размером, цветом главное
в рисунке.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь участвовать в коллективных
художественных работах с использованием
различных материалов и техник.
Личностные:
выражение личных отношений
к произведениям искусства.
|
Роль
художников в создании обоев, штор.
Передача
цветом настроения в работе.
Составление
непрерывных полосных орнаментов,
с использованием растительных
композиций. Разработка эскизов обоев
как создание образа будущей комнаты
и выражение её назначения: детская,
спальня, гостиная, комната для работы.
|
Взаимооценка
|
|
6
|
Твои
книжки (урок-проект).
|
Понимать
роль художника и Братьев - Мастеров
в создании книги. Уметь
отличать назначение книг, оформлять
обложку иллюстрации.
|
Фронтальная
– просмотр презентации
и рассматривание книг (роль обложки,
шрифт, буквица)
Групповая
– разработка детской
книжки - игрушки с иллюстрациями.
Коллективная
– защита своих книг.
|
Знание художников,
выполняющих иллюстрации. Знание
отдельных элементов оформления
книги. Овладеть навыками коллективной
работы.
|
Познавательные:
в доступной форме
участвовать в создании проектов
изображений, украшений.
Коммуникативные:
формирование навыков коллективной
деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде
одноклассников под руководством
учителя.
Регулятивные:
умение оценивать
собственную работу и работу товарищей.
Личностные:
выражение личных отношений
к произведениям искусства.
|
Роль художника в
создании книги. Книжная иллюстрация.
Художники детской книги. Создание
художником формы книги. Многообразие
форм и видов книг. Игровые формы видов
книг.
|
Самоконтроль
|
|
7
|
Поздравительная
открытка (декоративная закладка)
(комбинированный).
|
Понимать
роль художника и Братьев - Мастеров
в создании форм открыток изображений
на них.
|
Фронтальная
– рассматривание
открыток, закладок.
Индивидуальная –
создание эскиза открытки или
декоративной закладки.
|
Знание
видов графических работ
(работа в технике граттажа, графической
монотипии, аппликации или смешанной
технике)
Умение
выполнить
простую
графическую работу.
|
Познавательные:
умение использовать
для творчества различный художественный
материал.
Регулятивные:
оценка
своего задания по параметрам, заранее
представленным.
Личностные:
выражение
личных
отношений
к произведениям искусства.
|
Создание художником
поздравительных открыток. Форма
открытки, изображение на ней доброго
пожелания. Многообразие открыток.
Роль выдумки и фантазии.
|
Самооценка
|
|
8
|
Труд художника для
твоего дома. Обобщение темы
(контрольно-обобщающий).
|
Участвовать
в творческой обучающей игре,
организованной на уроке в роли
зрителей, художников, экскурсоводов.
|
Фронтальная
– беседа с использованием
выставки и обсуждением детских
работ.
Коллективная
– распределение ролей.
Творческая игра.
|
Осознавать важную
роль художника, его труда в создании
среды жизни человека, предметного
мира в каждом доме. Эстетически
оценивать работы сверстников.
|
Познавательные:
выделять интересное,
наиболее впечатляющее в сюжете,
подчеркивать размером, цветом главное
в рисунке.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь участвовать в коллективных
художественных работах с использованием
различных материалов и техник.
Личностные:
выражение личных отношений
к произведениям искусства.
|
В создании всех
предметов в доме принимал участие
художник. В любой работе ему помогали
наши волшебные мастера. Форма предмета
и его украшение.
|
Фронтальный
|
|
Р а з д е л
2. Искусство
на улицах твоего города
(8 часов)
|
9
|
Памятники
архитектуры (урок открытия новых
знаний).
|
Учиться видеть
архитектурный образ, образ городской
среды. Знание
основных памятников города, места
их нахождения. Воспринимать
и оценивать эстетические достоинства
старинных и современных построек
родного города.
|
Фронтальная
– экскурсия (заочная)
по памятным местам города.
Коллективная
– изучение изображения архитектурных
памятников города.
Индивидуальная –
создание выставки «Мой город родной»
|
Знание художников
– скульпторов и архитекторов.
Изображать архитектуру своих родных
мест, выстраивая композицию листа.
Понимать, что памятники архитектуры
- это достояние народа.
|
Познавательные:
умение использовать
для творчества различный художественный
материал.
Регулятивные:
оценка
своего задания по параметрам, заранее
представленным.
Личностные:
выражение
личных
отношений
к произведениям искусства.
|
Знакомство с древней
и новой архитектурой вблизи школы и
дома. Художник – архитектор придумывает
дома, определяет, какими им быть.
Лучшие произведения архитектуры –
это достояние народа, их надо беречь
и охранять.
|
Фронтальный
|
|
10
|
Витрины
на улицах (урок открытия новых знаний).
|
Понимать работу
художника и Братьев-Мастеров по
созданию витрины как украшения улицы
города и своеобразной рекламы товара.
Знание оформления
витрин по назначению и уровню культуры
города.
|
Фронтальная
– просмотр презентации
«О чём говорят вывески»
Коллективная
– угадывание по вывеске
магазина или киоска.
Индивидуальная
– составление вывески, создание
витрины и её украшение.
|
Фантазировать,
создавать творческий проект оформления
витрины магазина. Овладевать
композиционными и оформительскими
навыками в процессе создания облика
витрины магазина.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Знакомство
с основные витринами города, местами
их нахождения.
Уметь узнавать по
витрине предназначение здания в
городе. Создание витрины.
|
Фронтальный
|
|
11
|
Парки,
скверы, бульвары (урок открытия новых
знаний).
|
Сравнивать
и анализировать парки, скверы и
бульвары с точки зрения их разного
назначения и устроения.
|
Фронтальная
– рассматривание, как построены
парки и сады, там, где мы живём.
Индивидуальная
– самостоятельная
работа по проектированию парка отдыха.
Коллективная
– защита своих проектов.
|
Знание,
в чём заключается работа
художника-архитектора. Понятия
«ландшафтная архитектура»; что
работа художника- архитектора –
работа целого коллектива. Умение
изобразить парк или сквер.
Овладевать приёмами коллективной
творческой работы в процессе создания
общего проекта.
|
Познавательные:
в доступной форме участвовать
в создании проектов изображений.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь участвовать в коллективных
художественных работах с использованием
различных материалов и техник
Личностные:
умение видеть, ценить и
понимать, что каждое проявление
природы прекрасно и неповторимо.
|
Архитектура садов
и парков. Художник – архитектор
придумывает не только здания, но и
парки: для отдыха, парки-музеи, детские
парки.
|
Фронтальный
|
|
12
|
Ажурные
ограды (урок открытия новых знаний).
|
Воспринимать,
сравнивать, давать эстетическую
оценку чугунным оградам в
Санкт-Петербурге, Москве, Саратове.
Различать деятельность Братьев-Мастеров
при создании ажурных оград.
Фантазировать, создавать проект
ажурной решетки.
|
Фронтальная
– рассматривание
репродукций различных оград, решёток.
Работа в парах
– проектирование ограды, составление
ограды и работа с шаблоном. Индивидуальная
– создание проекта ажурной решётки.
|
Закрепить приёмы
работы с бумагой: складывание,
симметричное вырезание. Знание
разных инженерных форм
ажурных сцеплений металла. Умение
конструировать из бумаги
ажурные решётки.
|
Познавательные:
уметь использовать
первые представления о передаче
пространства на плоскости.
Регулятивные:
использовать для творчества различные
материалы и техники.
Коммуникативные:
уметь придавать своим
фантазиям видимые художественные
формы.
Личностные:
ценить и беречь культурное
наследие других народов, созданное
поколениями.
|
Знакомство
с разными инженерными формами ажурных
сцеплений металла.
Конструирование
из бумаги ажурной решётки.
Защита проекта.
|
Взаимоконтроль
|
|
13
|
Фонари
на улицах и в парках (комбинированный).
|
Воспринимать,
сравнивать, анализировать, давать
эстетическую оценку старинным в
Санкт-Петербурге, Москве, Саратове.
Отмечать особенности формы и
украшений.
|
Фронтальная
– беседа о художественных
образах фонарей.
Коллективная
– по репродукциям
определить назначение фонарей
(праздничные, торжественные,
лирические).
Индивидуальная
– графическое изображение или
конструирование формы фонаря на
бумаге (по выбору).
|
Изображать
необычные фонари. Знание
виды и назначение фонарей.
Умение придумать
свои варианты фонарей для детского
праздника
|
Познавательные:
уметь использовать
первые представления о передаче
пространства на плоскости.
Регулятивные:
использовать для творчества различные
материалы и техники.
Коммуникативные:
уметь придавать своим
фантазиям видимые художественные
формы.
Личностные:
ценить и беречь культурное
наследие других народов, созданное
поколениями.
|
Познакомиться
с видами и назначением фонарей.
Придумать свои
варианты фонарей для детского
праздника.
|
Фронтальный
|
|
14
|
Новогодний фонарик
(комбинированный).
|
Наблюдать
за разнообразием форм новогодних
фонарей, конструировать новогодние
игрушки-фонари. Работать в группе.
|
Фронтальная
– беседа о предметах в
доме, сделанных своими руками.
Коллективная
– выбор игрушек для оформления
новогодней ёлки.
Индивидуальная
– изготовление новогоднего фонарика.
|
Знание основных
приёмов работы с бумагой. Умение
конструировать фонарь из цветной
бумаги к празднику, передавать
настроение в творческой работе.
|
Познавательные:
уметь использовать
первые представления о передаче
пространства на плоскости.
Регулятивные:
использовать для творчества различные
материалы и техники.
Коммуникативные:
уметь придавать своим
фантазиям видимые художественные
формы.
Личностные:
ценить и беречь культурное
наследие других народов, созданное
поколениями.
|
Включаться
в художественную деятельность,
проявляя инициативу, фантазию,
воображение.
Выбирать и использовать
различные художественные материалы
для передачи собственного
художественного замысла. Представить
предметы в доме, сделанные своими
руками и попробовать украсить дом к
празднику.
|
Самоконтроль
|
|
15
|
Удивительный
транспорт (комбинированный).
|
Уметь
видеть образ в облике машины,
характеризовать, сравнивать, обсуждать
разные формы автомобилей и их украшения.
|
Фронтальная
– беседа о роли художника
- дизайнера в создании машин.
Работа в группах
– придумать и нарисовать
образы фантастических машин (наземных,
водных, воздушных)
|
Видеть,
сопоставлять, объяснять связь
природных форм с инженерными
конструкциями. Знание разных
видов транспорта.
Умение изобразить
разные виды транспорта. Обрести новые
навыки в конструировании бумаги.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Роль художника в
создании машин. Разные формы
автомобилей. Украшение машины,
автомобили разных времён, умение
видеть образ в форме машины. Все виды
транспорта помогает создавать
художник.
|
Фронтальный
|
|
16
|
Труд художника на
улицах твоего города. Обобщение темы
(контрольно-обобщающий).
|
Осознавать
и уметь объяснить нужную работу
художника в создании облика города.
Участвовать в занимательной
образовательной игре в качестве
экскурсовода.
|
Фронтальная
– беседа –
задание «Создать
коллективное панно в технике коллажа»
Работа
в группах – 1 группа –
панорама улицы (ажурные ограды и
фонари) 2 группа – транспорт. 3 группа
– фигуры людей, плоские вырезки
деревьев и кустарников.
Коллективная
– игра в экскурсоводов и художников.
|
Овладеть приёмами
коллективной творческой деятельности.
Значимость труда в жизни человека.
Обобщение по теме.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Ответ
на вопрос: «Что было бы, если бы никто
не украшал улицу?»
Беседа «Роль
художников в создании облика города».
Коллективная работа по созданию
города Мечты.
|
Фронтальный
|
|
Р а з д е л
3. Художник
и зрелище (10 часов)
|
17
|
Художник в театре
(урок открытия новых знаний).
|
Сравнивать
объекты, элементы театрально-сценического
мира. Понимать и уметь объяснять
роль театрального художника в
создании спектакля.
|
Фронтальная
– показ слайдов эскизов
театральных художников.
Групповая
– выбор сказки для
создания
театра
на столе. Создание картонного макета
и персонажей сказки для игры в
спектакль.
Коллективная
– озвучивание эпизода сказки с
помощью созданных персонажей.
|
Знание
истоков театрального
искусства.
Умение
создать эпизод
театральной
сказки. Придумать эскиз театрального
костюма
Знание,
каким был древний античный театр.
Умение
нарисовать эскиз театрального костюма.
|
Познавательные:
в доступной форме участвовать
в создании проектов изображений.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь участвовать в коллективных
художественных работах с использованием
различных материалов и техник
Личностные:
умение видеть, ценить и
понимать, что каждое проявление
природы прекрасно и неповторимо.
|
Спектакль – вымысел
и правда театральной игры. Художник
– создатель сценического мира.
Декорации и костюмы. Процесс создания
театрально-сценического оформления.
|
Фронтальный
|
|
18
|
Образ
театрального героя (урок открытия
новых знаний).
|
Сравнивать
объекты, элементы театрально-сценического
мира. Понимать и уметь объяснять
роль театрального художника в
создании образа театрального героя.
|
Фронтальная
– викторина «Угадай
героя» с показом отрывков из спектаклей.
Работа в группах
– 4 группы по выбору разных по характеру
персонажей. Создание костюмов,
выражающих характер героев.
|
Знание
истоков театрального
искусства.
Умение
создать образ героя. Образы героев в
зависимости от характера и настроения.
|
Познавательные:
уметь пользоваться
доступными художественными средствами
и материалами.
Регулятивные:
самостоятельно
организовывать своё рабочее место в
соответствии с целью выполнения
заданий.
Коммуникативные:
участвовать
в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения.
Личностные:
выражение личного отношения к
произведениям искусства.
|
Театр – это царство
фантазии, мир театрального чуда.
Создание образа грустного, радостного,
злого и доброго героя.
|
Взаимоконтроль
|
|
19
|
Театральные
маски (комбинированный).
|
Отмечать
характер, настроение, выраженные в
маске, а так же выразительность формы,
декора, созвучные образу.
|
Коллективная
– рассматривание фотографий масок
разных народов.
Индивидуальная
– конструирование выразительных и
острохарактерных масок.
|
Знание
истории происхождения
театральных масок.
Умение конструировать
маску из бумаги. Конструировать
выразительные и острохарактерные
маски к театральному представлению
или празднику.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
История
происхождения театральных масок.
Конструирование
маски из бумаги. Лицедейство и маска.
Маски разных людей и народов. Маска
как образ персонажа. Искусство маски
в театре и на празднике.
|
Самоконтроль
|
|
20
|
Театр
кукол (комбинированный).
|
Иметь
представление о разных видах кукол,
о кукольном театре в наши дни.
Использовать куклу для игры в
кукольный театр.
|
Фронтальная
– показ слайдов с изображением
театральных кукол, репродукций из
книг о кукольном театре.
Индивидуальная
– создание куклы к кукольному
спектаклю.
|
Знание
театра кукол как пример
видового разнообразия театра.
Умение создать
театральных кукол из различных
материалов.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Многообразие мира
театра кукол. Театр Петрушки,
перчаточные и тростевые куклы,
марионетки. Работа художника над
куклой. Образ куклы, её конструкция
и костюм. Представлять отличие
кукольного театра от других видов
театра.
|
Самоконтроль
|
|
21
|
Театральный
занавес (комбинированный).
|
Сравнивать
объекты, элементы театрально-сценического
мира. Уметь объяснить роль художника
в создании театрального занавеса.
|
Фронтальная
– показ фотографий различных
театральных занавесов.
Индивидуальная
– самостоятельная работа по созданию
занавеса театра кукол.
|
Знание
устройства театра.
Умение
анализировать отличие
театра от кинотеатра. Знание театральных
художников.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Разнообразие
занавесов в зависимости от предназначений
театра и темы спектакля. Любой театр
начинается с занавеса. важность
правильного оформления.
|
Самоконтроль
|
|
22
|
Афиша и плакат (урок
открытия новых знаний).
|
Иметь
представления о создании театральной
афиши, плаката. Добиваться образного
единства изображения и текста.
|
Коллективная
– рассматривание театральных и
цирковых афиш.
Индивидуальная
– создание эскиза плаката-афиши к
спектаклю или цирковому представлению.
|
Знание
назначения афиши.
Умение
создать эскиз афиши к
спектаклю.
Осваивать
навыки лаконичного декоративно-обобщенного
изображения.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Назначение
афиши и плаката. Образ зрелища и его
выражение в афише. Единство изображения
и текста в плакате. Шрифт.
Создание эскиза
афиши и плаката к спектаклю.
|
Фронтальный
|
|
23
|
Художник в цирке
(урок открытия новых знаний).
|
Понимать
и объяснять важную роль художника
в цирке. Учиться изображать яркое,
веселое подвижное.
|
Фронтальная
– просмотр фотографий,
слайдов и видеофрагментов циркового
представления.
Индивидуальная
- выполнение рисунка на тему циркового
представления.
|
Знание
отличия и сходство театра
и цирка.
Умение создать
эскиз циркового представления. Знание
элементов оформления, созданных
художником в цирке: костюм, реквизит.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Роль
художника в цирке. Цирк – образ
радостного, искромётного и волшебного
зрелища. Искусство цирка – искусство
преувеличения и праздничной
красочности – весёлая тема детского
творчества.
|
Самоконтроль
|
|
24
|
Театральная
программа (комбинированный).
|
Понимать
и объяснять важную роль художника
в театре и цирке. Учиться изображать
яркое, весёлое, подвижное.
|
Фронтальная
– рассматривание
различных программ к спектаклям и
цирковым представлениям.
Индивидуальная
– создание программы к спектаклю.
|
Знание
о назначении программы.
Умение создать
эскиз программы к спектаклю или
цирковому представлению.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Отличие
и сходство театра и цирка.
Создание эскиза
программы циркового представления.
|
Самоконтроль
|
|
25
|
Праздник в городе
(комбинированный)
|
Объяснять
работу художника по созданию облика
праздничного города. Фантазировать,
как можно украсить город к празднику
Победы, новому году.
|
Фронтальная
– презентация видео - изображения
праздничного оформления города.
Индивидуальная –
выполнение рисунка украшения к
празднику.
|
Знание элементов
праздничного оформления, умение
использовать художественные
материалы, передавать настроение в
творческой работе.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Роль художника в
создании праздничного облика города.
Элементы праздничного украшения:
панно, транспаранты, декоративно-праздничные
сооружения, иллюминация, фейерверк,
флаги.
|
Самоконтроль
|
|
26
|
Школьный карнавал.
Обобщение темы (контрольно-обобщающий).
|
Понимать
роль праздничного оформления для
организации праздника. Придумывать
и создавать оформление к школьным и
домашним праздникам.
|
Фронтальная
– беседа о предстоящем
празднике, его оформлении.
Работа в группах
– коллективное художественное
творчество по оформлению кабинета к
празднику.
|
Знание роли художника
в зрелищных искусствах. Овладение
навыками коллективного художественного
творчества.
|
Познавательные:
в доступной форме участвовать
в создании проектов изображений.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь участвовать в коллективных
художественных работах с использованием
различных материалов и техник.
Личностные:
умение видеть, ценить и
понимать, что каждое проявление
природы прекрасно и неповторимо.
|
Украшение класса к
празднику. Включение в художественную
деятельность, проявляя инициативу,
фантазию, воображение.
|
Фронтальный
|
|
Р а з д е л
4. Художник
и музей (8 часов)
|
27
|
Музеи
в жизни города (урок открытия новых
знаний).
|
Понимать
и объяснять роль художественного
музея. Иметь представления о самых
разных видах музеев.
|
Фронтальная
– рассказ учителя о
музеях с показом презентации
«Крупнейшие музеи страны».
Работа в группах
– рисование на тему «Мы в музее»
Изображение музейного интерьера с
фигурами зрителей.
|
Знания о самых
значительных музеях искусства России.
Знания о роли художника в создании
музейных экспозиций. Умение
изобразить интерьер музея.
|
Познавательные:
в доступной форме участвовать
в создании проектов изображений.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь участвовать в коллективных
художественных работах с использованием
различных материалов и техник.
Личностные:
умение видеть, ценить и
понимать, что каждое проявление
природы прекрасно и неповторимо.
|
Музеи
в жизни города и всей страны.
Разнообразие музеев. Роль художника
в организации экспозиции. Крупнейшие
художественные музеи. В музеях хранятся
лучшие произведения искусства,
подлинники авторов.
Художники
в музеях выражают чувства и настроения
в своих произведениях.
Изображение интерьера
музея.
|
Фронтальный
|
|
28
|
Картина
– особый мир. Картина-пейзаж (урок
открытия новых знаний).
|
Рассуждать о
творческой работе зрителя, о своем
опыте восприятия произведения
искусства. Рассматривать и сравнивать
картины – пейзажи. Повторить понятия:
холодный и тёплый цвета, звонкий и
глухой цвета, разный характер
красочного мазка.
|
Фронтальная
– просмотр пейзажей И. Левитана, А.
Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В.
Ван Гога, К. Коро.
Беседа
«Образ родины в картинах –пейзажах.
Выражение в пейзаже настроения,
состояния души, роль цвета в пейзаже.
Работа в группах:
1 – радостный и праздничный, 2 – я
мрачный и тоскливый, 3 – нежный и
певучий пейзажи.
|
Знание художников,
изображающих пейзажи. Знание,
что такое картина-пейзаж,
о роли цвета в пейзаже. Умение
изобразить пейзаж по представлению.
|
Познавательные:
в доступной форме участвовать
в создании проектов изображений.
Регулятивные:
умение оценивать собственную
работу и работу товарищей.
Коммуникативные:
уметь участвовать в коллективных
художественных работах с использованием
различных материалов и техник
Личностные:
умение видеть, ценить и
понимать, что каждое проявление
природы прекрасно и неповторимо.
|
Что
такое картина? Картина - пейзаж. Пейзаж
– изображение природы, жанр
изобразительного искусства. Художники
выражают чувства и настроения в своих
произведениях с помощью красок.
Группировка произведений искусства
по видам и жанрам.
|
Фронтальный
|
|
29
|
Картина-натюрморт.
Жанр натюрморта (урок открытия новых
знаний).
|
Воспринимать
картину – натюрморт как своеобразный
рассказ о человеке – хозяине вещей,
о времени, в котором он живёт, его
интересах. Использовать
в работе впечатления, полученные от
восприятия картин художников.
|
Фронтальная
– рассматривание
репродукций с картин натюрмортов:
К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского,
М. Сарьяна, П. Кузнецова.
Работа в парах
– создание натюрморта: радостного,
праздничного или тихого, грустного
(изображение натюрморта по представлению
с выражением настроения).
|
Знание,
что такое натюрморт, где можно увидеть
натюрморт.
Умение
изобразить
натюрморт по
представлению с ярко выраженным
настроением (радостное, праздничное,
грустное). Развитие композиционных
и живописных навыков. Знание имен
художников, работающих в жанре
натюрморта.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Жанр
натюрморта: предметный мир в
изобразительном искусстве. Натюрморт,
как рассказ о человеке. Выражение
настроения в натюрморте. Роль цвета.
Расположение предметов в пространстве
картины.
Приёмы
самостоятельного составления
натюрморта.
Передача смысловой
связи предметов в натюрморте.
|
Взаимоконтроль
|
|
30
|
Картина-портрет
(урок открытия новых знаний).
|
Иметь
представление о жанре портрета.
Рассказывать об
изображенном на картине человеке.
Передача с помощью
цвета характера и эмоционального
состояния характерных черт внешнего
облика человека.
|
Фронтальная
– беседа с рассматриванием репродукций
портретов: В. Серова, И. Репина, В.
Тропинина, Ф. Рокотова.
Индивидуальная
– создание портрета мамы.
|
Знание картин и
художников, изображающих портреты.
Умение создать кого-либо из хорошо
знакомых людей по представлению,
используя выразительные возможности
цвета.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения.
Личностные:
выражение личного отношения
к произведениям искусства.
|
Жанр
портрета. Знаменитые картины-портреты.
портрет человека, как изображение
его характера и проникновение в его
внутренний мир. Роль позы и значение
окружающих предметов. Цвет в портрете,
фон в портрете. Рисование портрета
близкого человека.
|
Самоконтроль
|
|
31
|
Картины исторические и бытовые
(комбинированный).
|
Беседовать
о картинах исторического и бытового
жанра. Рассказывать, рассуждать о
наиболее понравившихся картинах.
Изображение сцены из повседневной
жизни людей.
|
Фронтальная
– рассматривание картин
П. Уччелло, А. Рябушкина, В. Перова, З.
Серебрякова, А. Пластова.
Работа в парах
– изображение сцены из школьной
жизни: на уроке, на перемене, в актовом
зале, на соревновании.
|
Знание отличия
исторических и бытовых картин. Умение
изобразить сцену из
повседневной жизни людей. Развитие
композиционных навыков. Знание
исторических и бытовых картин и
художников, работающих в этих жанрах.
Освоение навыков изображения в
смешанной технике.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения.
Личностные:
выражение личных отношении
к произведениям искусства.
|
Изображение
в картинах событий из жизни людей.
Большие исторические события в
исторических картинах. Красота
повседневной жизни в картинах
бытового жанра. Чем и как художники
выражают чувства и настроения в
своих произведениях. Отличие
исторических и бытовых
картин.
|
Взаимоконтроль
|
|
32
|
Скульптура
в музее и на улице (комбинированный).
|
Сопоставить
изображение на плоскости и объемное.
Наблюдение за скульптурой и её объемом.
Закрепление навыков работы с
пластилином.
|
Фронтальная
– презентация «Скульптурные
памятники» (парковая скульптура,
скульптурные произведения разных
эпох).
Индивидуальная
– лепка фигуры животного (в движении)
для парковой скульптуры.
|
Знание памятников
и их авторов. Умение
смотреть на скульптуру и
лепить фигуру животного, передавая
выразительную пластику движения.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личных отношении
к произведениям искусства.
|
Скульптура и
окружающее её пространство. Скульптурные
памятники. Парковая скульптура.
Разнообразие скульптурных материалов:
камень, металл, дерево, глина.
|
Самоконтроль
|
|
33
|
Музеи архитектуры
(комбинированный).
|
Рассказать
о древних архитектурных памятниках.
Учиться изображать соборы и церкви.
Закрепление работы графическими
материалами.
|
Фронтальная
– рассказ о древних архитектурных
памятниках.
Индивидуальная –
лепка из пластилина фигуры человека
для парковой скульптуры.
|
Знание правил работы
с пластилином. Умение
смотреть на скульптуру и
лепить фигуру человека, передавая
выразительную пластику движения.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Личностные:
выражение личных отношении
к произведениям искусства.
|
Что
такое скульптура?
Чем
и как художники выражают чувства и
настроения в своих произведениях?
Парковая скульптура.
|
Самоконтроль
|
|
34
|
Художественная
выставка. Обобщение темы
(контрольно-обобщающий).
|
Участвовать
в организации выставки детского
художественного творчества, проявляя
творческую активность. Проводить
экскурсии по выставке детских работ.
|
Фронтальная
– роль художника в жизни
каждого человека.
Работа
в группах – организация
выставки лучших работ за год.
Распределение ролей: экскурсовод и
зритель.
Фронтальная –
выполнение подготовленных ролей.
|
Знание
крупнейших музеев
страны. Понимания роли художника в
жизни каждого человека.
|
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
Познавательные:
уметь использовать первые
представления о передаче пространства
на плоскости.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения.
Личностные:
выражение личных отношении
к произведениям искусства.
|
Что
такое выставка. Подготовка к выставке
лучших работ. Включение в художественную
деятельность всех учащихся, проявляя
инициативу, фантазию, воображение.
|
Фронтальный
|
|