МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РИСУНОК
ЖИВОПИСЬ
для обучения учащихся
5-го курса ДХШ №1
Возраст воспитанников 15 и старше лет
Срок обучения 1 учебный год
Разработала: Рябова М.П.
преподаватель ДХШ № 1
г. Жигулёвск, 2013г.
Пояснительная записка
Задачи.
Учебные. Содействие в формировании художественных знаний, практических умений, навыков, необходимых для изобразительной деятельности и декоративной творческой деятельности ребёнка.
Воспитательные. Приобщение к истокам русской народной культуры, общечеловеческим ценностям. Содействие в приобретении опыта творческой деятельности, навыка ценностных отношений. Развитие способности сопереживания. Воспитание художественного вкуса, аккуратности, усидчивости и трудолюбия, ответственности при выполнении любой работы, целеустремлённости и самостоятельности.
Развивающие. Содействие в формировании эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным художественным традициям (содержание искусства). Содействие в формировании образного мышления, художественного воображения. Формирование увлечённости изобразительным искусством. Содействие в развитии наблюдательности, зрительной памяти, внимания.
Формы и методы организации образовательного процесса
Обучение осуществляется в форме вовлечения учащихся в художественную изобразительную и декоративную деятельность. Художественная деятельность ребёнка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске. Для реализации целей программы используются принципы и методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, развитие увлечённости художественной деятельностью.
Принцип единства восприятия и созидания на каждом уроке. Ученик осознаёт, переживает каждую тему в целостности всех видов деятельности: просматривая зрительный ряд, слушая объяснения педагога, стихи, музыку и выполняя практическую работу.
Цели курса:
Дать учащимся допрофессиональное художественное образование в области изобразительного искусства по средствам создания условий для развития их художественно-творческих способностей, для профессионального самоопределения и самореализации в этих видах искусств.
Курс включает в себя овладение учащимися теоретическими и практическими знаниями по цветоведению и выполнение творческих заданий.
В основу курса положены материалы, исследованные ранее в других программах и теоретических трудах по живописи и рисунку. Программа рассчитана на 1год, выстроена логически, с возрастающей степенью сложности и с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Помимо часов, указанных в программе, преподаватель дает короткие задания на дом, позволяющие закрепить материал. В конце каждого полугодия проводится просмотр работ. Итогом ежегодной работы по живописи и рисунку является контрольная постановка.
Задачи курса:
Учебные.
-
приобретение и систематизация знаний и навыков по живописи для создания самостоятельных живописных произведений,
-
пользуясь живописными средствами, научить учащихся составлять целостную цветовую гамму, “лепить” форму цвето-тоновыми отношениями, овладевая техническими приемами акварельной живописи, гуаши и основами цветоведения.
-
формирование знаний, умений и навыков в области живописи. Знание специфики художественных материалов, технологии и техник живописи (способов изображения).
-
Умение изображать предмет во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учётом его цветовых особенностей, осмысливать натуру, находить меру её обобщения и детализации. Умение строить видимую форму предмета, передавать её движение, материал, фактуру, цвет.
Воспитательные.
-
Воспитание художественного вкуса, чувство стиля, аккуратности, усидчивости и трудолюбия, ответственности при выполнении любой работы, целеустремленности и самостоятельности. Содействие в формировании опыта творческой деятельности, навыка ценностных отношений. Развитие способности сопереживания, воспитание толерантности.
Программа по живописи является ключевым разделом художественного образования. Занятия живописью помогают человеку почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают духовно, развивают художественный вкус. Без изучения ее законов невозможно освоение различных видов изобразительного искусства.
Задания в программе распределяются по степени трудности, от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей учащихся. Каждый урок направлен на развитие у учащихся остроты восприятия натуры, помогая дисциплинировать внимание, умение видеть свои ошибки. По мере приобретения необходимых знаний, умений и навыков, задачи усложняются и требования возрастают.
ЖИВОПИСЬ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5 КУРС)
№ |
Тема |
часы |
материалы |
|
1 полугодие |
|
|
1 |
Вводная беседа о живописи. Основы цветоведения. |
3 |
А-3 акварель |
2 |
Знакомство с материалами живописи (краски, бумага). Упражнения |
6 |
А-3 акварель |
3 |
Методы и приёмы работы акварельными красками. Упражнения |
9 |
А-3 акварель |
4 |
Изображение плоских предметов (крупные листья) |
6 |
А-3 акварель |
5 |
Этюд натюрморта с живыми фруктами. (3 задания) |
6 |
А-3 акварель |
6 |
Осенний натюрморт (ваза с цветами и фруктами) |
6 |
А-3 акварель |
7 |
Натюрморт из двух предметов с ясно выраженным цветом. Освещение боковое. |
6 |
А-3 акварель |
8 |
Натюрморт из предметов близких по цвету, на нейтральном фоне |
9 |
А-3 акварель |
9 |
Контрольная работа. Натюрморт из 3-х предметов |
9 |
|
|
Итого: 20 уроков |
60 |
|
|
2 полугодие |
|
|
10 |
Натюрморт в технике гризайли из предметов, простых по форме и отличных по тону (светлых и тёмных) |
9 |
А-3 акварель гуашь |
11 |
Натюрморт из 2-3 предметов различного материала на нейтральном фоне |
9 |
А-3 акварель |
12 |
Натюрморт из нескольких предметов более сложных по форме на цветном фоне |
9 |
А-3 акварель |
13 |
Натюрморт из контрастных по цвету и различных по материалу предметов |
9 |
А-3 акварель |
14 |
Тематический натюрморт (предметы, различные по размерам и сложные по форме) |
9 |
А-3 акварель гуашь |
15 |
Экзаменационная постановка. Натюрморт из бытовых предметов и фруктов |
9 |
А-3 акварель гуашь |
|
|
|
|
|
Итого: 18 уроков |
54 |
|
Задания для самостоятельной работы
- этюды домашних растений, цветов, животных.
- этюды овощей и фруктов.
- этюды старинных предметов.
Учащиеся к концу учебного года должны:
- знать понятия цвета и тона в живописи;
- знать понятия локального цвета и его зависимости от освещения;
- уметь
последовательно вести работу;
- иметь
навыки в работе с кистью и красками;
- иметь навыки в освоении различных техник и приёмов работы акварельными красками (лессировка, «алла-прима »);
- иметь навыки лепки формы цветом и тоном.
Содержание деятельности
-
Вводная беседа. Основы цветоведения
Теория. Беседа о технике работы акварельными красками. О природе цвета.
Основные, составные и дополнительные цвета. Основные характеристики цвета. Светлотный и цветовой контрасты.
Новые термины. Цветовой круг. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность и сила тона. Светлотный и цветовой контрасты. Холодные и тёплые цвета.
Практика.
РИСУНОК
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5 КУРС)
№ |
Тема |
часы |
материалы |
|
1 полугодие |
|
|
1 |
Вводная беседа о рисунке. |
3 |
А-3 карандаш |
2 |
Силуэтный рисунок плоского предмета симметричной формы (разделочная доска) Линейно-конструктивный рисунок |
3 |
А-3 карандаш |
3 |
Рисунок плоского геометрического орнамента |
6 |
А-3 карандаш |
4 |
Силуэтный рисунок кусков коры |
6 |
А-3 карандаш |
5 |
Силуэтный рисунок плоского предмета симметричной формы с делением на светлую и тёмную части. Тональный рисунок |
6 |
А-3 карандаш |
6 |
Силуэтный рисунок бытового предмета симметричной формы на светлом фоне |
6 |
А-3 карандаш |
7 |
Силуэтный рисунок светлого предмета асимметричной формы на тёмном фоне |
6 |
А-3 карандаш |
8 |
Силуэтный рисунок. Постановка из трёх бытовых предметов, различных по форме и тону |
9 |
А-3 карандаш |
9 |
Контрольная работа. Натюрморт из 3-х предметов |
9 |
А-3 карандаш |
|
Итого: 18 уроков |
54 |
|
|
2 полугодие |
|
|
10 |
Беседа. Линия горизонта, точка зрения, картинная плоскость, точки схода. Упражнение. Перспектива квадрата и круга. Перспектива цилиндра. |
9 |
А-3 карандаш |
11 |
Рисунок с натуры гипсового цилиндра. Линейно-конструктивный |
9 |
А-3 карандаш |
12 |
Беседа. Понятие о светотени, собственная и падающая тени, полутон, рефлекс. Рисунок с натуры бытового предмета цилиндрической формы (бидон, кастрюля, кружка). Тональный рисунок |
9 |
А-3 карандаш |
13 |
Наброски бытового предмета простой формы с различных точек зрения |
6 |
А-3 карандаш |
14 |
Рисунок с натуры гипсового шара. Тональный рисунок |
9 |
А-3 карандаш |
15 |
Экзаменационная постановка. Натюрморт из двух бытовых предметов простой формы, близких к цилиндру и шару |
12 |
А-3 карандаш |
|
Итого: 18 уроков |
54 |
|
ЖИВОПИСЬ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5 КУРС)
№ |
Тема |
часы |
материалы |
|
1 полугодие |
|
|
1 |
Натюрморт из свежих овощей, фруктов, цветов |
6 |
А-2 акварель гуашь |
2 |
Тематический натюрморт. «Музыкальные инструменты и атрибуты искусства» |
9 |
А-3 А-2 акварель гуашь |
3 |
Наброски с натуры и по представлению фигуры человека |
3 |
А-3 акварель гуашь |
4 |
Учебно-творческий натюрморт. «Русский натюрморт» |
6 |
А-3 А-2 акварель гуашь |
5 |
Натюрморт с натуры из 3 предметов, простых по форме, включая муляжи фруктов и овощей, 2 драпировки локальные по цвету. |
6 |
А-3 акварель |
6 |
Натюрморт в технике гризайли из 2-3 предметов с включением орнамента |
6 |
А-3 А-2 акварель гуашь |
7 |
Сложный натюрморт из предметов быта |
9 |
А-3 А-2 акварель гуашь |
8 |
Контрольная работа. Натюрморт из 3-х предметов |
6 |
А-3 А-2 акварель гуашь |
|
Итого: 16 уроков |
48 |
|
|
2 полугодие |
|
|
9 |
Декоративный натюрморт. Натюрморт из 2-3 предметов на фоне крупных и мелких складок драпировок |
6 |
А-2 А-3 гуашь |
10 |
Натюрморт с натуры из 3 предметов быта различных по фактуре (керамика, металл, дерево), 2 муляжа фруктов или овощей, 3 драпировок различных по фактуре, локальных по цвету. |
6 |
А-3 акварель |
11 |
Натюрморт из нескольких предметов более сложных по форме на цветном фоне |
6 |
А-3 акварель |
12 |
Натюрморт в интерьере. Постановка в углу комнаты у окна с подоконником |
12 |
А-3 акварель |
13 |
Сложный натюрморт из предметов быта |
9 |
А-3 акварель гуашь |
14 |
Натюрморт с сильными рефлексами (сосуды из стекла, наполненные жидкостью: чаем, вином, соком). Контрастное освещение |
6 |
А-2 А-3 гуашь |
15 |
Контрольная работа Натюрморт из 4 предметов с введением гипса (орнамент маска) |
9 |
А-2 акварель |
|
Итого: 18 уроков |
54 |
|
Содержание деятельности
-
Натюрморт из свежих овощей, фруктов, цветов на контрастном фоне.
Практика. Творческое решение композиции натюрморта. Плановость
предметов в натюрморте. Цветовое единство и гармония постановки.
Материалы. Бумага А-2 акварель, гуашь.
Зрительный ряд. Репродукции картин И. Левитана «Одуванчики», К. Петрова- Водкина «Утренний натюрморт», «Натюрморт с черёмухой».
Домашнее задание. Этюды овощей и фруктов.
2. Тематический натюрморт. «Музыкальные инструменты и атрибуты искусства»
Практика. Передача общих цветовых отношений, формы предметов. Передача фактуры и материальности. Передача эмоционально-эстетического отношения к изобразительным объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.
Материалы. Бумага формат А-3, А-2 акварель, гуашь.
Зрительный ряд. К. Петрова- Водкин «Скрипка», А. Никич «Кларнет» и тд.
3.Наброски с натуры и по представлению фигуры человека
Практика. Совершенствование навыков в изображении движущегося человека, развитие наблюдательности. Передача характерных особенностей позы, одежды, основных пропорций фигуры, конструктивно-анатомического строения (локтевых, коленных суставов и т.д.).
Материалы. Бумага формат А-4 акварель.
Домашнее задание. Кистевые наброски с натуры и по памяти человеческой фигуры в движении.
4. Учебно-творческий натюрморт. «Русский натюрморт»
Теория. Развитие у учащихся самостоятельности в эстетических суждениях, формирование умения оценивать эстетические качества объектов окружающей действительности.
Методика Воробьёвой С.Г. «Цвет и образ» изучения и корректировки межличностных отношений (семья, коллектив).
Практика. Учащиеся самостоятельно ставят постановку из предложенных им предметов. Необходимо передать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому. После окончания выполнения задания проводится просмотр работ с последующим его анализом.
Материалы. Бумага формат А-3, А-2 акварель, гуашь.
5. Натюрморт с натуры из 3 предметов, простых по форме, включая муляжи фруктов и овощей, 2 драпировки локальные по цвету.
Теория. Вводная беседа, введение понятий: «локальный цвет», «оттенок». Влияние освещения на локальный цвет предмета. Изменение предметного цвета в сторону холодного или тёплого без изменения тона локального цвета. Технические приёмы наборы тоны (алла-прима, лессировка).
Новые термины. Локальный (предметный) цвет, оттенок.
Практика. Изображение предмета простой формы (яблоко) на нейтральном фоне. Предмет простой формы (апельсин) на цветном фоне. Тёплый и холодный источники света.
Материалы. Бумага формат А-3, акварель.
6. Натюрморт в технике гризайли из 2-3 предметов с включением орнамента
Практика. Определение тональных отношений в системе первых прокладок. Контрастное сопоставление тонов и мягких переходов. Решение в натюрморте целого, детали и блика.
Материалы. Бумага формат А-3, акварель, гуашь.
7. Сложный натюрморт из предметов быта
Практика. Творческое осмысление композиции натюрморта. Живописность отношений. Гармоничное сочетание цветового строя натуры.
Методики Мелик-Пашаева А.А. «Группировка предметов», «Натюрморт» по исследованию способности к эстетическому обобщению.
Материалы. Бумага формат А-3, А-2 акварель, гуашь.
Домашнее задание. «К завтраку».
8. Контрольная работа. Натюрморт из 3-х предметов
Практика. Выразительность композиционного решения натюрморта. Точная передача формы, пропорций, объёма и цветовых оттенков. Применение различных способов работы кистью.
Материалы. Бумага формат А-3, акварель, гуашь.
9. Декоративный натюрморт. Натюрморт из 2-3 предметов на фоне крупных и мелких складок драпировок
Теория. Знакомство с произведениями художников современного декоративно-прикладного искусства. Углубление знаний о народном декоративном искусстве.
Практика. Выполнение эскиза композиции декоративного натюрморта. Плоскостное решение формы предметов в ограниченной цветовой гамме (в основе элементы растительного мира). Решение орнаментально-композиционных, ритмических и колористических задач.
Материалы. Бумага формат А-3, гуашь.
10. Натюрморт с натуры из 3 предметов быта различных по фактуре (керамика, металл, дерево), 2 муляжа фруктов или овощей, 3 драпировок различных по фактуре, локальных по цвету.
Понятие о локальном цвете. Упражнения
Теория. Вводная беседа, введение понятий: «локальный цвет», «оттенок». Влияние освещения на локальный цвет предмета. Изменение предметного цвета в сторону холодного или тёплого без изменения и тона локального цвета. Технические приёмы тона.
Материалы. Бумага формат А-3, акварель.
11. Натюрморт из нескольких предметов более сложных по форме на цветном фоне
Практика. Организация цвето и световоздушной среды. Выявление многочисленных световых и цветовых рефлексов. Передача цветом перспективного сокращения объёмных форм, конструктивного построения и расположения в пространстве.
Материалы. Бумага формат А-3, акварель.
12. Натюрморт в интерьере. Постановка в углу комнаты у окна с подоконником
Теория. Перспективное построение пространства.
Практика. Система пропорций предметов интерьерной композиции. Организация световоздушной и цветовоздушной среды. Плановость натюрморта.
Материалы. Бумага формат А-3, А-2 акварель, гуашь.
Домашнее задание. Цветовые наброски фрагментов интерьера «Моя комната».
13. Сложный натюрморт из предметов быта
Практика. Творческое осмысление композиции натюрморт. Живописность отношений, гармоничное сочетание цветового строя натуры.
Методики Мелик-Пашаева А.А. «Группировка предметов», «Натюрморт» по исследованию способности к эстетическому обобщению.
Материалы. Бумага формат А-3, А-2 акварель, гуашь.
14. Натюрморт с сильными рефлексами (сосуды из стекла, наполненные жидкостью: чаем, вином, соком). Контрастное освещение
Теория. Роль освещения в натюрморте.
Практика. Передача освещения в натюрморте, контрастная борьба светотени. Тепло-холодная характеристика предметов. Передача материальности.
Материалы. Бумага формат А-3, А-2, гуашь.
Домашнее задание. Этюд посуды из стекла (контрастное освещение).
15. Контрольная работа Натюрморт из 4 предметов с введением гипса (орнамент маска)
Практика. Оригинальное композиционное и цветовое решение. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами.
Материалы. Бумага формат, А-2 акварель.
РИСУНОК
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5 КУРС)
№ |
Тема |
часы |
материалы |
|
1 полугодие |
|
|
1 |
Натюрморт из крупных бытовых предметов (деревянный ящик, чугунок, столярные инструменты) |
9 |
А-2 карандаш |
2 |
Рисунок гипсовой розетки в двух положениях. Сложный ракурс |
9 |
А-2 карандаш |
3 |
Натюрморт из группы геометрических тел (куб, шар, конус, призма) |
12 |
А-2 карандаш |
4 |
Тематический натюрморт из предметов быта. Светотеневой рисунок. Принципы построения композиции и понятия о светотени. Различные технические приёмы передачи фактуры. Использование разных материалов |
9 |
А-2 уголь Соус Сангина |
5 |
Контрольная работа. Зарисовки фигуры человека с позирующей модели |
9 |
А-3 карандаш |
|
Итого: 16 уроков |
48 |
|
|
2 полугодие |
|
|
6 |
Натюрморт из крупных предметов (стул, драпировка, прялка, деревянный ящик) |
9 |
А-3 карандаш |
7 |
Рисунок слепка губ |
6 |
А-3 карандаш |
8 |
Рисунок слепка носа |
9 |
А-3 карандаш |
9 |
Рисунок слепка глаза |
9 |
А-3 карандаш |
10 |
Рисунок слепка уха |
9 |
А-3 карандаш |
11 |
Построение черепа в трёх положениях (профиль, фас, три четверти) |
12 |
А-2 карандаш |
|
Итого: 18 уроков |
54 |
|
Содержание деятельности
-
Натюрморт из крупных бытовых предметов (деревянный ящик, чугунок, столярные инструменты)
Теория. Развитие навыков целостного ведения. Особенности работы над натюрморт из крупных предметов.
Практика. Длительный рисунок. Конструктивное построение с детализацией. Светотеневая моделировка с выявлением материальности. Подчинение второстепенного главному.
Материалы. Бумага формат А-2, карандаш.
-
Рисунок гипсовой розетки в двух положениях. Сложный ракурс
Теория. Грамотная композиция. Особенности построения линейно-конструктивного рисунка розетки в сложном ракурсе. Принцы последовательности и завершённости. Способности выделения композиционного центра.
Практика. Умение самостоятельно анализировать конструкцию. Линейно конструктивный рисунок с детализацией основных частей. Рисунок отдельных деталей на полях листа.
3. Натюрморт из группы геометрических тел (куб, шар, конус, призма)
Теория. Последовательность работы над рисунком. Выделение главного и анализ конструкции. Применение правил перспективы. Распределение тона.
Практика. Конструктивный рисунок. Светотеневая моделировка во взаимосвязи с пространственным расположением. Последовательный анализ формы.
Материалы. Бумага формат А-2, карандаш.
4. Тематический натюрморт из предметов быта. Светотеневой рисунок. Принципы построения композиции и понятия о светотени. Различные технические приёмы передачи фактуры. Использование разных материалов.
Теория. Целостность ведения, последовательность работы. Использование правил линейной и воздушной перспективы.
Практика. Светотеневой рисунок. Анализ конструкции и распределение светотени в связи с пространственным расположением предметов. Выявление материальности предметов.
Материалы. Бумага формат А-2, карандаш.
5. Контрольная работа. Зарисовки фигуры человека с позирующей модели
Практика. Зарисовки человека с характерной позой. Лаконичность изображения. Комбинация материалов.
6. Натюрморт из крупных предметов (стул, драпировка, прялка, деревянный ящик)
Теория. Последовательность работы над рисунком. Цельность ведения натуры. Самостоятельность при анализе конструкции.
Практика. Светотеневой рисунок с детальной прорисовкой. Выявление материальности предметов. Эмоциональное состояние постановки.
Материалы. Бумага формат А-2, карандаш.
7. Рисунок слепка губ
Теория. Грамотная композиция. Особенности построения изображения слепка губ. Пропорции, соотношения объёмов, тоновых переходов поверхностей. Изображение пространственных форм. Принцы последовательности и завершённости.
Практика. Анатомическое изучение головы человека на основе слепков скульптуры. Правильное построение формы рисуемого слепка. Моделировка светотеневых отношений.
Материалы. Бумага формат А-3, карандаш.
8. Рисунок слепка носа
Теория. Грамотная композиция. Особенности построения изображения слепка носа. Пропорции, соотношения объёмов, тоновых переходов поверхностей. Изображение пространственных форм. Принцы последовательности и завершённости.
Практика. Анатомическое изучение головы человека на основе слепков скульптуры. Правильное построение формы рисуемого слепка. Моделировка светотеневых отношений.
Материалы. Бумага формат А-3, карандаш.
9. Рисунок слепка глаза
Теория. Грамотная композиция. Особенности построения изображения слепка глаза. Пропорции, соотношения объёмов, тоновых переходов поверхностей. Изображение пространственных форм. Принцы последовательности и завершённости.
Практика. Анатомическое изучение головы человека на основе слепков скульптуры. Правильное построение формы рисуемого слепка. Моделировка светотеневых отношений.
Материалы. Бумага формат А-3, карандаш.
10. Рисунок слепка уха
Теория. Грамотная композиция. Особенности построения изображения слепка уха. Пропорции, соотношения объёмов, тоновых переходов поверхностей. Изображение пространственных форм. Принцы последовательности и завершённости.
Практика. Анатомическое изучение головы человека на основе слепков скульптуры. Правильное построение формы рисуемого слепка. Моделировка светотеневых отношений.
Материалы. Бумага формат А-3, карандаш.
11. Построение черепа в трёх положениях (профиль, фас, три четверти)
Теория. Особенности построения черепа в трёх положениях. Пропорции, соотношения объёмов, тоновых переходов поверхностей. Изображение пространственных форм. Принцы последовательности и завершённости.
Практика. Анатомическое изучение головы человека. Правильное построение черепа. Пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части. Моделировка светотеневых отношений.
Материалы. Бумага формат А-2, карандаш.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.
-
Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.
-
Якушкин А.П., Ломов С.П. Живопись. – М., 1998.
-
Шпикалова Т.Я. и др. «Изобразительное искусство» Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. I- IV классы одиннадцатилетней школы. – М., 1996.
-
Тягова Е.А. «Путь к творчеству». Опубликована Министерством образования Российской федерации в сборнике «Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ Дополнительного образования детей». – М., 2003
-
Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. – М., 2005.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ