В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок на тему: Класс Птицы

Файл прикреплен к материалу: Урок на тему: Класс Птицы
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

1.Ф.И.О. учителя: Горшкова Галина Александровна

2.Класс 7. Предмет: Биология

3. Тема урока: Класс Птицы.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: 27 урок в разделе «Многообразие животных».

5.Цель урока:

Дидактическая цель- создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.

1.Образовательные цели – ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.

2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.

3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;

показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.

На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»

6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.

7.Тип урока: Урок изучение нового материала.

8. Методы: проблемный

9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире.

С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться.

Улыбка позволяет передавать наши чувства.

Попробуйте с помощью улыбки передавать свое настроение.

Вижу, что оно у вас радостное и деловое. Подарите свои улыбки нашим гостям.

Садитесь.

А теперь внимание на экран.

Разгадайте ребусы (Презентация 1-3 слайд)


Познавательные УУД:

1.формируем умение извлекать информацию из схем иллюстраций;

2.

2.Актуализация знаний

Назовите систематическое положение данной группы живых организмов(Слайд-4)

Логическое (анализ объектов с целью выделения признаков)

3.Сообщение темы и цели

Итак, тема нашего урока - ?

(Слайд -5. Класс Птицы)

Общеучебные (структурирование знаний) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

4.Целеполагание и мотивация (Планируемые результаты)

Какова же цель нашего урока?

(Слайд -6.)

Наши задачи- (Слайд -7).

Познавательные УУД:

1..Общеучебные (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели)

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

5.Усвоение новых знаний и способов действий













Работа в группах, получение продукта от группы








































































































































































































































































6. Первичная проверка понимания


7. Закрепление знаний и способов действий















































8. Подведение итогов




9. Рефлексия






Птицы- наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.(Слайд 8)

На основе, каких признаков внутреннего и внешнего строения животного можно сказать, что это птица?

Работа в группах (Слайд 9 )

Инструкция по работе в группе (карточки)

Задания для 1 группы

1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы». Перечислите доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся.

а) Прочитайте внимательно тексты;

б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;

в) сделайте вывод по данному вопросу.

2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 2;8. стр.65 - 66 .

3. Сделайте вывод:


4. Домашнее задание:

1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7

2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138

2В-отряд Страусообразные стр.140

3В-отряд Нандуобразные стр.140-141

3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные

Птицы.

Птицы – специализированный класс высших позвоночных, приспособленных к полету. Птицы во многом сходны с рептилиями. От них птицы унаследовали роговые чешуи на задних конечностях и роговой чехол, покрывающий клюв. Но роговые чешуи тела рептилий у птиц превратились в перья. Перьевой покров создает обтекаемую форму тела и поддерживает его во время полета. Перья – рулевые и маховые – участвуют в полете, а пуховые перья вместе с контурными способствуют сохранению постоянной температуры тела. Кожа у птиц сухая. Копчиковая железа выделяет маслянистую жидкость, которой смазываются перья, что предохраняет перо от намокания.

Скелет птицы приспособлен к полету: кости скелета тонкие, прочные; полости трубчатых костей заполнены воздухом; поясничные и крестцовые позвонки, прочно соединяясь. Служат надежной опорой туловищу. На грудине имеется большой выступ – киль. К нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крылья.

Череп состоит из тонких костей, прочно соединенных между собой, в мозговой коробке большие глазницы, кости челюстей лишены зубов. Перетирание пищи и высокая активность ферментов обеспечивают высокую скорость переваривания пищи.

Легкие имеют ячеистое строение. Воздушные мешки являются дополнительным органом дыхания при полете и предохраняют организм от перегревания. При вдохе часть воздуха поступает в легкие, часть – в воздушные мешки, а при выдохе воздух из легочных мешков поступает опять в легкие. Таким образом осуществляется двойное дыхание.

Сердце четырехкамерное, что обеспечивает полное разделение артериальной крови от венозной. Поэтому тело птицы снабжается максимально насыщенной кислородом кровью. Температура тела постоянная (40 – 50 C 0) Органы выделения – почки, мочеточники. Мочевой пузырь отсутствует, что облегчает полет. Потери воды не велики, а отсюда потребности в воде ограничены.

Головной мозг развит сильнее, что обеспечивает более сложное поведение. Органы чувств – зрение и слух (наиболее развиты). Птицы раздельнополые, яйцекладущие, оплодотворение внутреннее. Яйца согревают постепенно, откладываются по одному через определенные промежутки времени а – это тоже одно из приспособлений к полету.


Задание для 2 группы.

Изучение внешнего строения птиц.

1. Рассмотрите чучело птицы .

а) отметьте, чем покрыто тело птицы;

б) какие отделы тела лишены оперения;

в) как налегает перо одно на другое;

г) все ли перья на теле одинаковые ( по размерам, окраске, строению);

д) как расположены на голове глаза;

е) какую форму имеет клюв;

ж) чем покрыты ноги птицы;

з) как расположены пальцы на ногах

2.Сделайте вывод:

3. Домашнее задание:

1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7

2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138

2В-отряд Страусообразные стр.140

3В-отряд Нандуобразные стр.140-141

3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные.

Задание для 3 группы.

1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы» ответьте на вопрос - Как приспособлено внутреннее строение и размножение птиц к полёту.

а) Прочитайте внимательно тексты;

б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;

в) сделайте вывод по данному вопросу.

2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 1; 9; 10. 3.Сделайте вывод:


4. Домашнее задание:

1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7

2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138

2В-отряд Страусообразные стр.140

3В-отряд Нандуобразные стр.140-141

3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные.

.

Задания для 4 группы

Работа с природным объектом

1. Опишите строение биологического объекта.

а) рассмотрите наборы перьев птицы (используйте лупу и рисунок 112 стр. 135);

б) выясните, как устроено перо;

в) в чем разница между контурным и пуховым перьями ( для этого препаровальной иглой попробуйте разнять бородки на опахале контурного и пухового перьев).

2. Выполните задание в тетради на печатной основе №3; 5; 6. Стр. 65 -66. 3.Сделайте вывод:


4. Домашнее задание:

1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7

2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138

2В-отряд Страусообразные стр.140

3В-отряд Нандуобразные стр.140-141

3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные.

В ходе работы обучающиеся готовя продукт своей деятельности (т.е.собраную информацию оформляют в форме краткосрочного мини- проекта).

Представитель каждой группы демонстрирует свой мини-проект.

Выполнение теста:

(Слайд 10)

Выберите правильный ответ.

1.Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как

а) состоят из ствола и опахала;

б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью;

в) воздух, который находиться между ними, обладает малой теплопроводностью;

г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть

а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.

3. Обтекаемая форма тела птиц - это приспособление к:

а) полету; в) размножению;

б) защите от хищников; г) поиску корма.

4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует о их родстве с

а) пресмыкающимися; в) млекопитающими;

б) земноводными; г) кольчатыми червями.

5. У птиц не является приспособлением к полету:

а) обтекаемая форма; в) когти;

б) крылья; г) образование цевки.



Самооценка

Ответы:

1-в; 2-в; 3-а; 4-а; 5в.

(Слайд 11)

Проанализируйте и оцените успешность достижения цели при работе в группе

Назовите фамилии учеников работы которых способствовали достижению цели урока.






















Познавательные УУД:

1.формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций обрабатывать, её, делать вывод;

2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

5. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

6. формируем умение владеть методами исследования;

7. формируем умение организовать работу в группе для достижения цель


Регулятивные УУД:

1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и дополнительного текста;

2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. формируем умение работать самостоятельно


Коммуникативные УУД:

1. формируем умение слушать и понимать других;

2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии поставленными задачами;

3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;


Личностные УУД:

1. формируем умение выражать свои эмоции;

2. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. формируем умение сотрудничать с одноклассниками при работе в группе.

Духовно-нравственное развитие:

1.воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать поступки, в том числе речевые;

2.воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3.гражданско-патриотическое воспитание;

4. экологическое и эстетическое воспитание .




Литература:

1.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб.для 7 кл. общеобразоват.учеб.заведений. _ 2-е изд., стериотип.- М.: Дрофа,2001. – 304 с.: ил.

2. Латюшин В.В., . Биология. Животные. 7 класс : рабочая тетрадь /В.В. Латюшин,Е.А. Ламехова. – 4-еизд., стериотип. – М.: Дрофа,2006. – 141,(3)с.: ил.

3.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7-8 класс: Поурочные разработки к урокам Никишова А.И.,Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А; Константинова В.М. и др. – М.: ВАКО,2004. – 432с.

4.Ресурсы Интернет.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru