Цикл занятий, посвящённых творчеству Я. Смелякова
Лыгина И.А.- учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»,
Курылёва Н.И.- учитель музыки МБОУ «Лицей»
І
Литературно-музыкальная композиция «Звёздный путь Ярослава Смелякова» (показ слайда № 1)
Просмотр видеоролика «Чугунный, нежный голос» ( длительность 5 мин. 47 сек.)
Вступительное слово учителя (показ слайда №2):
Дорогие ребята, уважаемые гости, наш сегодняшний вечер посвящён юбилею Ярослава Васильевича Смелякова, которому 8 января 2013 года исполнилось бы 100 лет. Это известный советский поэт, который, надо сказать, несколько лет жил и работал в нашем городе. Это было в то время, когда Новомосковк назывался Сталиногорском. Мы подготовили для вас литературно-музыкальную композицию с презентацией, на следующем занятии вас ждёт просмотр кинофильма о жизни Я. Смелякова и викторина по творчеству поэта.
Ведущий 1( звучит музыка Г. Свиридова «Время, вперёд»),(показ слайда №3):
Когда произносишь имя классика советской поэзии Ярослава Смелякова, на ум сразу же приходят известные книги: «Работа и любовь», «Дорога», «Кремлёвские ели», «Разговор о главном», «Строгая любовь», «День России», трёхтомники сочинений, стихи, опубликованные в журналах и газетах, невольно вспоминаются стихи, запавшие в душу на всю жизнь:
Я строил окопы и доты,
железо и камень тесал,
и сам я от этой работы
железным и каменным стал.
(показ слайда №4) Строки звучат как манифест юности страны Советов, воздвигавшей Днепрогэс, Волго - Дон и Бобрики, тогда возводился Днепрострой, строился Сталинградский тракторный, подымался Магнитострой, на новый путь поворачивала старая русская деревня, и люди весело и дерзко распевали:
«Страна идет со славою на встречу дня!»
Звучит «Песня о встречном» в исполнении хора 8-х классов.
Ведущий 2:
Говоря о творчестве Я.Смелякова, нельзя не упомянуть известное всем стихотворение «Хорошая девочка Лида».( Инсценировка стихотворения, просмотр отрывка из фильма «Операция Ы, или новые приключения Шурика» , продолжение инсценировки).
Вдоль маленьких домиков белых
акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
на улице Южной живет.
Ее золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.
И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель,
Не зря с одобреньем веселым
соседи глядят из окна,
когда на занятия в школу
с портфелем проходит она.
* * * * *
(отрывок из фильма)
так Гейне, наверно, любил.
Он вырастет, станет известным,
покинет пенаты свои.
Окажется улица тесной
для этой огромной любви.
Преграды влюбленному нету:
смущенье и робость — вранье!
На всех перекрестках планеты
напишет он имя ее.
На полюсе Южном — огнями,
пшеницей — в кубанских степях,
на русских полянах — цветами
и пеной морской на морях.
Он в небо залезет ночное,
все пальцы себе обожжет,
но вскоре над тихой Землею
созвездие Лиды взойдет.
Пусть будут ночами светиться
над снами твоими, Москва,
на синих небесных страницах
красивые эти слова.
Ведущий 3
(показ слайда №5) Этот образ девочки Лиды приводит читателя в детство поэта. Я.В. Смеляков родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 года) в городе Луцке Волынской губернии (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провел в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке. Позднее учился на наборщика в фабрично-заводской полиграфической школе. Начав писать еще в ранние годы, будучи учеником, публиковал свои стихотворения в заводской газете, работал над сценариями для агитбригад, посещал литературные кружки при «Огоньке» и «Комсомольской правде». Вскоре его талант был замечен поэтами Михаилом Светловым и Эдуардом Багрицким. На следующий год после окончания заводской школы, в 1932 году вышел его первый сборник «Работа и любовь». Вскоре появилась и вторая книга поэта «Стихи».
Соведущий 1( звучит музыка Д. Шостаковича « Ленинградская» симфония.ч.1:
В поэзии Смелякова трудно найти отзвуки раннего детства. Только в «Возвращённой родине, написанной 17 сентября 1939 года, в день вступления частей Красной Армии в Луцк, есть лирическое признание:
Мне голос детства памятен и слышен.
Хранятся смутно в памяти моей
гуденье липы и цветенье вишен,
торговцев крик и ржанье лошадей.
Мне помнятся вечерние затоны,
вельможные, брюхатые паны,
сияющие крылья фаэтонов
и офицеров красные штаны.
Здесь я и рос…
Два-три красочных пятна, переданных в этом . стихотворении,— вот, пожалуй, и все воспоминания первых детских лет. Отдаленно вспоминается Смеляковым глухая, засыпанная снегами деревенька, где впервые он стал сочинять какое-то подобие стихов и где он узнал красоту деревенской природы и радость деревенских забав: поездки в ночное, набеги на соседские сады, походы в лес за ягодами и грибами.
Там же, в деревне, при зыбком и узком свете коптилки времен гражданской войны, состоялась его первая встреча с Поэзией. «Мне тогда было лет девять или десять,— пишет Смеляков,— но я и сейчас помню, каким недетским ужасом и восхищением пронзили меня «Песня про купца Калашникова», «Мцыри». Эти сложнейшие чувства Смеляков пронес через всю жизнь, поклоняясь в ряду титанов мировой литературы Лермонтову, живо ощущая его гениальность, каждый раз чувствуя, «как по океанским волнам лермонтовской поэзии несется его, поэта, послушное суденышко».
Соведущий 2:
(показ слайда № 6) Интересный эпизод, связанный с творчеством Я.Смелякова произошёл поздней осенью 1930 года. Наборщики, в том числе и будущий поэт, заступили в ночную смену. Обошли с маслёнками станки, включили трансмиссии. Их непрерывный, надорванный свист сразу заполнил помещение. Мастер роздал ребятам наборные листы журнала «Октябрь», который только что поступил в типографию. Получил задание и худощавый подросток — выпускник группы машинных наборщиков. Он встал перед своим «Типографом», целиком углубился в работу. Страница, вторая, третья. ...Перевернув очередной лист, наборщик обмер — на листе крупно стояло: Ярослав Смеляков «Баллада о числах». Всё — и фамилия, и название, и даже первые строчки стихотворения были чужими, непонятными. Строчки прыгали перед глазами, пальцы плохо повиновались ему. И все-таки Смеляков не закричал от радости, не собрал вокруг себя товарищей — сдержанность и застенчивость заставили его только глубже передохнуть и набрать текст стихотворения до конца. Лишь потом, когда пошли другие страницы, вспомнилось все, как было...
Вдвоем со Всеволодом Иорданским, другом и начинающим журналистом, они пошли в молодежный журнал «Рост». Этот журнал помещался под одной крышей и на одном этаже с редакцией «Октября». Молодые стихотворцы не знали этого и быстро запутались в длинных коридорах. Наконец они толкнули первую попавшуюся дверь, вошли в кабинет и неожиданно увидели за редакционным столом Михаила Светлова.
«Неловко сунув ему стихотворение,— рассказывает Я. Смеляков,— мы, конечно, немедленно заявили, что его написал наш товарищ. К нашему восторгу и удивлению, Светлов принял это стихотворение для «Октября» и только, очевидно, в порядке назидательности велел переделать две последние строчки. Несколько дней я ходил в абсолютном трансе, не веря случившемуся: ведь не раз по ночам мне снился один и тот же счастливый сон — мое стихотворение напечатано в газете»...1
Теперь в типографском цехе он еще и еще раз пробегал глазами набранный текст и не мог сдержать радостного волнения. Еще бы! Его имя стояло в оглавлении «толстого» журнала рядом с именами таких признанных литераторов, как А. Серафимович, В. Киршон, Б. Левин, А. Свирский. И здесь же — Ярослав Смеляков!
Думал ли он, семнадцатилетний наборщик, какую судьбу уготовала ему эта осенняя, счастливая ночь? Нет, не думал, не мог предугадать, а если бы и обладал даром предвидения, то и тогда немногое бы изменил в жизни, потому что поэзия — все равно его единственное призвание, его единственная страсть.
Много лет спустя Я. Смеляков писал в автобиографической заметке: «Так и шла жизнь: цех машинного набора, пахнущий свинцом и типографской краской, и советская поэзия. Я рад, что обе мои основные профессии родственны, и до сих пор люблю их и горжусь ими обеими».
Чтец
Баллада о числах
Хлопок по Турксибу везёт паровоз;
Под Витебском вызрел короткий овёс;
турбины гордятся числом киловатт.
И домна, накормленная рудой,
по плану удваивает удой.
Архангельский лес,
и донецкий уголь,
и кеты плеск,
и вес белуги-
всё собрано в числа, вжато в бумагу.
Статистик сидит, вычисляя отвагу.
И сердце, и мысли, и пахнущий пот
в таблицы и числа переведёт.
И лягут таблицы пшеницей и лугом,
Границы пропаханы сакковским плугом.
Дороги таблиц кряхтят под стадами,
Числа растут молодыми садами, числа растут дорогою щетиной,
По зарослям цифр пробегает пушнина.
По карте земли, по дорогам и тропам
Числа идут боевым агитпропом.
Ведущий 3:
В 1934 году по ложному обвинению Смеляков вместе со своими друзьями поэтами Павлом Васильевым и Борисом Корниловым был арестован. Был освобожден в 1937 году (показ слайда № 7). Впоследствии рядовым солдатом ушел на финскую войну, а в 1941 году, уже во время Великой Отечественной Войны, в Карелии попал в финский плен, в котором пробыл три года. В плену Смеляков скрыл от финнов, что он известный русский поэт. Он возвратился на родину осенью 1944 года, когда было заключено перемирие с Финляндией и был произведен размен военнопленных...как и сотни тысяч других военнопленных был незаслуженно осужден сталинским режимом и отправлен в лагерь под Сталиногорск, на 19-ю шахту, где исполнял обязанности банщика...
Возвращаясь к тогдашней литературной жизни нашего города, стоит сказать, что эти первые послевоенные годы были особыми, поскольку здесь жил Ярослав Смеляков. Он попал в город у истоков Дона не по своей воле, прибыл по этапу (показ слайда №8)... Город поднимался после войны: восстанавливались не только заводы, фабрики, шахты, но и дома культуры, дворец пионеров, музыкальная школа.(Звучит мазурка Ф.Шопена).
Здесь, в нашем городе, ссыльному поэту сильно помогли два человека: главный редактор местной газеты Константин Разин и поэт Степан Поздняков. При содействии Константина Ивановича Разина Смелякова приняли в штат «Сталиногорской правды». Работая здесь ответственным секретарем, поэт выступал с творческими отчетами перед своими постоянными читателями - шахтерами, строителями, тружениками сельского хозяйства. При этом Смеляков с энтузиазмом руководил литобъединением местных поэтов и прозаиков: ведь многие из ныне хорошо известных читателям новомосковских литераторов своим художественным ростом и мастерством обязаны именно ему.
Работа работой, но где-то надо было жить, спать и есть. Степан Поздняков приютил его в своей комнате в коммуналке. Жили в тесноте, да не в обиде: койку Ярослава отделял от хозяев большой самодельный шифоньер. По ночам Ярослав часто сочинял стихи и утром читал их Позднякову.
Ведущий 1:
Сталиногорский период в творческой биографии Смелякова поразительно плодотворен и кипуч (показ слайда № 9).
Древнерусская земля у истоков Дона заврачевала его раны. Ярослав Смеляков начинает снова писать стихи. В Донском и Сталиногорске им созданы такие шедевры советской поэзии, как стихотворения «Земля», «Пряха», «Судья», «Паренёк», «Марсиане», «Памятник», «Рабочий», «Английская баллада», «Вот опять ты мне вспомнилась, мама», «Наш герб» и другие, поэма «Лампа шахтёра», пьеса «Друзья Михаила Югова», десятки сатирических выпусков «Ведёт разговор Копров Егор» в газете «Московская кочегарка». Им написано много зарисовок о людях труда и театральных рецензий. И это в то время, когда ему одновременно приходилось работать в редакции газеты «Сталиногорская правда» и проводить занятия литературного объединения Сталиногорска и Подмосковного угольного бассейна, готовить литературные страницы в «Сталиногорской правде» и «Московской кочегарке», выступать на литературных встречах на предприятиях, в общежитиях и учебных заведениях нашего города.
Среди черновиков, забытых Смеляковым в Новомосковске, поэт Валерий Дементьев обнаружил черновик стихотворения, которое прежде не публиковалось. Это стихи о первых днях Отечественной войны. Стихотворение дышит напряжённостью фронтовой обстановки. Вместе с тем оно живо напоминает о недавней мирной жизни. Невозможно не оценить и точную зрительную память поэта: кто был на фронте, тот сразу же вспомнит эти ночёвки на полу, эти забытые у стен «наглядные пособия войны».
Чтец:
Мы не однажды ночевали в школах,
оружие пристроив в головах,
средь белых стен, ободранных и голых,
на подметённых наскоро полах.
И снилось нам, что в школах может сниться:
черёмуха, жужжанье майских пчёл,
глаза и косы первой ученицы,
мел и чернила,
глобус и футбол.
Мы поднимались сразу на рассвете,
сняв гимнастёрки, мылись у реки.
И шли вперёд, спокойные, как дети,
всезнающие, словно старики.
Мы шли вперёд -
возмездье и расплата,
оставив в классе около стены
страницу «Правды» мятую, гранату,
размотанный кровавый бинт солдата -
наглядные пособия войны.
Ведущий 2:
Героическим и трудным дням города Сталиногорска после изгнания фашистских оккупантов с территории Подмосковного угольного бассейна посвящены стихи Ярослава Смелякова, датированные 1945 и 1947 годами. Оба стихотворения поэт написал, когда жил в нашем городе.
Чтец:
Первый день свободного труда,
никогда мы не забудем это:
первый хлеб и первая вода,
первый снег и первая газета.
Сохраним мы в памяти своей
праздничное время созиданья,
как из обгоревших кирпичей
заново отстраивали зданья.
В нашем счастье жаркого труда
подружились шахты и колхозы.
Угольные мчатся поезда,
движутся колхозные обозы.
Мирный дым идёт из наших хат.
И в сиянье зимнего заката
словно башни Химии дымят
каменные башни комбината.
Чтец:
Воспоминание. 1941
Гаснет электричество в окне, Затихает музыка и пенье. Вспоминает город в тишине
Дату своего освобожденья.
В наших отвоёванных домах
Матери благословляют снова
Снег и кровь на блещущих клинках
Всадников из корпуса Белова.
Я в стихе, как в сердце, берегу
Силуэты конников в снегу,
На морозном поле площадей –
Лёгкие копыта лошадей,
На широких улицах больших –
Речь освободителей твоих.
Девушки Сталиногорска в книжки
Вписывают ваши имена,
И влюблённо держатся мальчишки
За своих героев стремена.
Мчатся кони в солнечном просторе
Конники проносят по фронтам
Смерть и горе гитлеровской своре,
Жизнь и славу нашим городам.
Ведущий 3:
Многое из написанного Смеляковым в период пребывания в Новомосковске осталось навсегда на газетной полосе. Однако жизнь и работа в Сталиногорске дала ему многое как лирическому поэту: он вновь оказался в рабочей среде, к которой привык с детства. Он часто бывал на дальних и ближних шахтах. Он гордился бедновато и грубо одетыми людьми, которые вместе с ним ежедневно шли к шахтному колодцу. Где бы ни бывал поэт, повсюду он примечал одну и ту же картину, которую описал в одном из своих стихотворений.
Чтец:
Меж тесной грязи рельсы молча лезут,
клубится пар, несётся сильный ток.
Здесь торжествуют уголь и железо,
диктаторствуют бур и молоток.
Здесь жизнь и время меряют на тонны.
Здесь лозунги орут и говорят,
весь день стучат товарные вагоны,
и паровозы свищут и трубят.
Ведущий 1:
Среди появившихся на газетном листе стихов примечательно стихотворение «На могиле героев». Оно было опубликовано 13 ноября 1945 года в «Сталиногорской правде» через несколько дней после открытия памятника воинам, павшим при освобождении Подмосковья. Если пройти по шоссе за городскую окраину, то можно достичь Урванской рощи, единственной рощи, сохранившейся с Петровских времён. На поляне в тени вязов и лип высится обелиск, полыхает Вечный огонь.
Чтец:
На могиле героев. У насыпи братской могилы
я тихо, как память, стою,
в негнущихся пальцах сжимая
гражданскую шапку свою.
Под тёмными лапами елей,
в глубокой земле, как во сне,
вы молча и верно несёте сверхсрочную службу стране.
Всей верой своей человечьей,
и мыслью, и сердцем своим
мы верим погибшим солдатам,
и мёртвые верят живым.
Одною мы любим любовью
туманные зимние дни,
одни вспоминали мы сказки
и помнили марши одни.
Так вечная слава убитым и вечная слава живым!
Склонившись, как над колыбелью,
мы в ваши могилы глядим,
И мёртвых нетленные очи, победные очи солдат,
как звёзды сквозь облако ночи,
на нас, не мерцая, глядят.
Ведущий 1:
Читая смеляковские стихи, написанные в Сталиногорске, мы видим живых прототипов, вдохновивших поэта на создание произведений. Герой поэмы «Лампа шахтёра» - новатор-горняк Михаил Фомченков.
Чтец:
Комсомольский значок на его пиджаке,
да шахтёрская лампа в тяжёлой руке.
Эту вечную лампу - стекло и металл -сыну в день своей смерти отец завещал...
По стране пятилеток несёт паренёк завещанье отца - дорогой огонёк... Ведущий 2:
Стихотворение «Кладбище паровозов» навеяно посещением депо Урванка.
Чтец:
Кладбище паровозов.
Ржавые корпуса.
Трубы полны забвенья.
Свинчены голоса...
Эти дворцы металла
строил союз труда:
слесари и шахтёры,
сёла и города.
Шапку сними, товарищ.
Вот они, дни войны.
Ржавчина на железе,
щёки твои бледны.
Произносить не надо
ни одного из слов.
Ненависть молча зреет,
молча цветёт любовь.
Тут ведь одно железо.
Пусть оно учит всех.
Медленно и спокойно падает первый снег.
Ведущий 3:
В качестве корреспондента местной газеты Ярослав Смеляков побывал у знаменитой сказительницы бабушки Двинской. В результате этого посещения появилось стихотворение «Пряха». Его древняя, как сама история народа, Пряха прядёт пряжу. В монументальной символике, нарисованной в стихотворении, проявилось желание поэта свести воедино самые разнохарактерные события и явления.
Чтец:
Пряха
Раскрашена розовым палка,
дощечка сухая темна.
Стучит деревянная прялка.
Старуха сидит у окна.
Бегут, утончаясь от бега,
в руке осторожно гудя,
за белою ниткою снега
весенняя нитка дождя.
Ей тысяча лет, этой пряхе,
а прядей не видно седых.
Работала при Мономахе,
при правнуках будет твоих.
Ссыпается ей на колени
и стук партизанских колёс,
и пепел сожжённых селений,
и жёлтые листья берёз.
Прядёт она ветер и зори,
и мирные дни и войну,
и волны свободные моря,
и радиостанций волну.
С неженскою гордой любовью
она не устала сучить
и нитку, намокшую кровью,
и красного знамени нить.
Декабрь сменяется маем,
цветы окружают жильё,
идут наши дни, не смолкая,
сквозь тёмные пальцы её.
Суровы глаза голубые,
сияние молний в избе.
И ветры огромной России
скорбят и ликуют в трубе.
Ведущий 1:
"Глашатай современности", как назвала Ярослава Смелякова поэтесса Людмила Татьяничева, - он не мыслил себе жизни без памяти о прошлом. Любовь к Родине была неотделима для него от любви к её истории.
Чтец:
Надпись на "Истории России" Соловьёва
История не терпит суесловия,
Трудна её народная стезя.
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью,
И не любить без памяти нельзя.
Ведущий 2 (проводит экскурсию по памятным местам):
Долгие годы на здании администрации города Новомосковска находилась мемориальная доска памяти поэта Ярослава Смелякова (показ слайда № 10). Со временем она «состарилась», и возникла необходимость заменить её на новую. В январе 1999 года доска из чёрного мрамора заняла прежнее место. На ней текст: «С 1945 по 1949 год в городе жил и работал лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола поэт Ярослав Смеляков».
В 1979 году в музее истории города Новомосковска была открыта мемориальная комната Я.В. Смелякова (показ слайда № 11).. Она совсем невелика. Но каждый предмет, заботливо отобранный вдовой поэта Т.В. Стрешневой - Смеляковой и находящийся здесь, важен и значителен, напоминает о большой, интересной, сложной жизни художника и человека.
В витрине под стеклом - поздравительный адрес в связи с 50-летием поэта. "Нельзя сказать, - говорится в адресе,- что дорога Ваша в большую жизнь и большую поэзию была усыпана только розами и лилиями. Вам пришлось разрывать и тернистые пути".
Главное в литературной комнате Смелякова - книги, принадлежавшие ему, сборники стихов, подаренные Ярославу Васильевичу и его жене поэтами. Среди экспонатов литературной комнаты - диплом лауреата Государственной премии СССР, которой Смеляков был удостоен за книгу стихов «День России» (1967).
Личные вещи, принадлежавшие Смелякову, не хочется называть нерусским словом «экспонаты», настолько они непритязательны, просты. Массивный старый письменный стол, за которым работал поэт. На нём - телефонный аппарат старого образца, скромная настольная лампа.
Здесь много подарков, свидетельствующих о большой любви народа к поэту: чернильный прибор от нефтеразведчиков; настольные часы, сделанные рабочим московского завода, почитателем поэта; большой прозрачный кристалл - его огранил и подарил Смелякову любитель и поклонник его поэзии из Плеса; палка, собственноручно сделанная и подаренная Ярославу Васильевичу поэтом Михаилом Дудиным.
Вспоминая встречи с Ярославом Смеляковым, новомосковский писатель В.А. Большаков отмечал: «Литераторы нашего города работают в разных жанрах, но есть в их творчестве и общее. Это общее берёт начало из могучего источника смеляковского гуманизма, его яркой гражданской лирики. Гражданственность, глубочайший лиризм и высокая человечность - вот что составляет основу его прекрасной поэзии. Поэтому-то она так близка широкому читателю».
Чтец:
Моё поколение
Нам время недаром даётся.
Мы трудно и гордо живём.
И слово трудом достаётся,
и слава добыта трудом.
Своей безусловною властью,
от имени сверстников всех,
я проклял дешёвое счастье
и лёгкий развеял успех.
Я строил окопы и доты,
железо и камень тесал,
и сам я от этой работы
железным и каменным стал.
Меня – понимаете сами –
чернильным пером не убить,
двумя не прикончить штыками
и бомбою с ног не свалить.
Я стал не большим, а огромным –
попробуй тягаться со мной!
Как Башни Терпения –
домны стоят за моею спиной.
Я стал не большим, а великим.
Раздумье лежит на челе,
как утром небесные блики
на выпуклой голой земле.
Я начал - векам в назиданье -
на поле вчерашней войны
торжественный день созиданья,
строительный праздник страны.
Ведущий 1:
Поэт не дожил до 60-летия немногим больше месяца. Но его поэзия живёт, а значит, жив и сам поэт. Звучит живой голос поэта (стихотворение Я.Смелякова «Тихо прожил я жизнь человечью»), (показ слайда № 12)..
Да, он жив в многочисленных сборниках своих стихов, жив в замечательной песне на его стихи «Если я заболею...», которая стала поистине народной, жив он и в мемориальной комнате музея города Новомосковска, куда приходят многочисленные посетители.
В 2006 году депутатами Тульской областной Думы от города Новомосковска Д.В. Бычковым и С.Н. Мирко совместно с Тульским отделением Союза писателей России учреждена ежегодная областная литературная премия имени Ярослава Смелякова. Ее могут удостоиться только лучшие поэты и прозаики.
(Звучит песня «Если я заболею» в исполнении ансамбля «Бригантина»)
ІІ
Просмотр кинофильма «Чугунный голос»
III
Викторина
Вопросы
1.Где и когда родился Я.В.Смеляков?
2.В каких городах довелось жить поэту? Кем работать?
3.Как называлось его первое опубликованное стихотворение? Какая интересная
история связана с этой публикацией?
4.Что запомнилось вам о пребывании поэта в Союзе писателей СССР?
5.Кто входил в окружение поэта в то время?
6.В какое время Смеляков жил в Новомосковске(Сталиногорске)? Кем работал?
7.Как поэт попал в наш город?
8.С кем из новомосковских писателей был близко знаком?
9.Какие произведения были написаны в Новомосковске?
10.Какие известные произведения Я.Смелякова понравились вам больше всего?
Почему?
Проверка ответов и вручение призов лучшим участникам
Список использованной литературы:
1) Ярослав Смеляков. Несколько предваряющих слов. — В кн.: Стихи. М., Гослитиздат, 1961, (Библиотечка советской поэзии).
2) Валерий Дементьев. Ярослав Смеляков. — М., «Советская Россия».1967.
3) Ярослав Смеляков. Стихотворения и поэмы. — Ленинградское отделение «Советский писатель», 1979.
4) «Тула вечерняя». —1998. —6 января. —с.14.
5) «Московский литератор». —1983. —28 января. —№4.
6) «Литературная Тула». —1988. —28 февраля.
Видео- аудиоматериалы и фотографии
1) Фотографии из комнаты Я.Смелякова.
2) Кинофильм режиссёра Е. Суллы «Магистрали жизни». —2012. —к 100-летию Я.Смелякова.
3) Кинофильм режиссёра А. Габриловича «Обращаюсь к друзьям».
4) Кинофильм «Чугунный голос». —2006 г.
5) Видеоролик «Чугунный, нежный голос».
6) Аудиозапись «Тихо прожил я жизнь человечью» (в исполнении Я.Смелякова)
7) Отрывок из фильма «Операция Ы, или новые приключения Шурика».
8) А. Новиков, ст. Л. Ошанина «Эх, дороги».
9) Г.Свиридов «Время, вперёд».
10. Д Шостакович «Ленинградская» симфония, ч. 1.
11) Песня на стихи Я. Смелякова «Если я заболею».
12) Ф.Шопен «Мазурка».
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей