В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1 класса

Войдите для скачивания файлов




Программа кружка

«Юные экологи»


для обучающихся 1 класса


















Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ Еланская СОШ №3

Лофицкая Наталья Ивановна

2012-2013 уч. год








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель программы: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.

Сроки реализации программы: 1 год, занятия 1 раз в неделю по 35 минут, всего 33 занятия в год.


Прогнозируемый результат

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, В

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.


Формы подведения итогов реализации данной программы:

1. КВН «Что такое экология? »

2.Изготовление кормушек для птиц.

3.Защита проекта «Птицы нашего двора»

4.Волонтёрство «Береги природу!"















Учебно- тематический план (33 ч.)


зан.


Тема занятия

Количество часов


теория

практика






1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1



2-3

Животный мир родного края

2



4-6

Растительный мир родного края

1

1


7-9

Птицы нашего двора

2

1


10

Изготовление кормушек для птиц


1


11-13

Исчезающие виды растений и животных родного края

2

1


14

Экскурсия по территории школы


1


15-17

Комнатные растения

2

1


18-19

Вода- источник жизни

1

1


20-22

Вода и здоровье человека

2

1


23-24

Солнце, Луна, звёзды- источники света

2



25-27

Моя семья

2

1


28

Экскурсия в музей

1



29-31

Откуда берётся и куда девается мусор ?

2

1


32-33

34

Дом моей мечты

Обобщающее занятие

1

1

1











Содержание программы


Тема

Дата

1

Что такое экология. Знакомство детей с целями и задачами кружка. Выясняем. что такое экология. Простейшиая классификация экологических связей


2-3

Животный мир родного края. Многообразие животных области. Особенности их жизни.


4-6

Растительный мир родного края. Многообразие растений области.


7-9

Птицы нашего двора. Знакомство с многообразием птиц, их отличительные признаки.


10

Изготовление кормушек для птиц. Практическое занятие.


11-13

Исчезающие виды растений и животных родного края. Красные книги животного и растительного мира Волгоградской области.


14

Экскурсия по территории школы. Наблюдения за деревьями, их отличительные особенности.


15-17

Комнатные растения. Знакомство с комнатными растениями и правилами ухода за ними.


18-19

Вода-источник жизни. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Как можно экономить воду. Как вода влияет на жизнь животного и растительного мира.


20-22

Вода и здоровье человека. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?


23-24

Солнце, Луна, звёзды- источники света. Солнце- естественный дневной источник света и тепла. Свет луны и звёзд в ночное время суток.


25-27

Моя семья. Происхождение слова «семья». Роль семьи в жизни человека.


28

Экскурсия в музей. История жизни народа моего края.


29-31

Откуда берётся и куда девается мусор ? Выясняем, откуда берётся и куда девается мусор ? Борьба за чистоту окружающей среды.


32-33

Дом моей мечты. Из чего сделан мой дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет?


34

Обобщающее занятие. Викторина по изученным темам.




Литература:

1. Аксёнова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей- М. Аванта 2005г.

2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М. 2006г.

3. Брылёв В.А. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области Волгоград 2006г.

4. Грехова Л.И. В союзе с природой.- М. 2000г.

5. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков.- М. 2001

6. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания.- М. Прометей 2006г.

7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. -М. 2001г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru