Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
д.Мокшино Конаковского района Тверской области
Социальный проект
«Улицы детства – добрый наш дом »
(3 класс)
Автор и руководитель проекта:
Молокина Лариса Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ д.Мокшино
Конаковского района
2013г
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота, объединяет единой целью учеников, учителей и родителей.
Актуальность проекта.
Воспитание гражданственности, любви к малой родине, семье. Воспитание патриота.
Проблема проекта.
Какая она улица твоего детства?
Цель проекта: Воспитание интереса и любви к малой родине.
Задачи:
1.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком.
2.Обогащать и систематизировать знания детей о родной деревне.
3.Развивать эмоционально-ценностное отношение к истории д.Мокшино.
4.Развивать творческое воображение и фантазию детей, дать детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
5.Воспитывать уважение к старшему поколению (уваж. люди, соседи)
6.Развивать интерес к традициям деревни, улицы, семьи.
7.Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения малой родины.
8.Формировать бережное отношение к природе.
9.Формировать навыки безопасного поведения на улицах (дорогах)
Участники проекта: учащиеся 3класса, родители учеников.
Продолжительность проекта: декабрь 2012 - февраль 2013 года.
Вид проекта: социальный.
Ведущая деятельность: творческая, поисковая.
Сфера применения результатов проекта: краеведческий материал, который можно использовать на уроках краеведения, окружающего мира, внеклассных мероприятиях.
Форма продуктов проектной деятельности:
-рисунки, фотографии;
-краеведческий материал об улицах деревни;
-стихи, песни об улицах.
Информационно-техническое оснащение: архивные материалы школы, сельской библиотеки, фотоматериалы из семейных архивов, презентация.
Ожидаемые результаты:
для учеников:
-ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
-развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
-самореализация.
для педагога:
-повышение профессионализма;
-внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
-самореализация;
-личностный и профессиональный рост.
для родителей:
-повышение уровня личностного сознания;
-укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Формы и методы реализации проекта:
-познавательные занятия, экскурсии;
-встречи с жителями улиц;
-фотосессия;
-оформление собранного материала.
План работы в рамках проекта:
№ |
содержание |
дата |
|
1 |
Обсуждение особенностей проектной деятельности (теоретические знания) |
ноябрь |
учитель |
2 |
Прогулки по улицам деревни |
ноябрь |
учитель |
3 |
Экскурсия в музей С.Д.Дрожжина "Русская изба" |
декабрь |
учитель экскурсовод |
4 |
Поэтапное выполнение рисунка: -изба-дом; -забор, изгородь, фонари; -деревья, цветы; -благоустройство вокруг дома; -моя семья |
декабрь |
родители и дети |
5 |
Коллективная работа "Улица счастливая" |
январь |
учащиеся |
6 |
Встреча в сельской библиотеке:"Улицы Мокшино" |
январь |
библиотекарь |
7 |
Самостоятельная работа - сбор материала о своей улице по заданным вопросам |
январь |
учащиеся и родители |
8 |
Поиск информации (по указанным учителем источникам) - стихи, песни об улицах |
февраль |
учащиеся и родители |
9 |
Работа по группам - подготовка материала к защите проекта |
февраль |
учитель учащиеся |
10 |
Защита проекта |
14 февраля |
учитель учащиеся |
Результаты проектной деятельности:
1.Все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
2.Дети расширили знания о своем родном доме, деревне.
3.Семьи учащихся участвовали в сборе материала по теме.
Высокую оценку получила творческая работа над данным проектом. Данный материал можно использовать на уроках краеведения, окружающего мира, в воспитательной работе. Приобщая детей к истории родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Сценарий защиты проекта
"Улицы нашего детства - добрый наш дом"
Учитель:
-Сегодня мы завершаем работу над проектом, который назвали "Улицы нашего детства - добрый наш дом".
-А почему мы стали работать над этим проектом?
Дети:
-Всё очень просто. Началось это с уроков ИЗО. Мы работали над темой "Искусство на улицах твоего города." Учитель нам сказала, что если выйти на улицу, увидишь самые разные здания, витрины, машины, фонари, ажурные ограды и многое другое. Всё это вместе составляет лицо города.
Учитель:
-А какое лицо нашей деревни? Давайте пофантазируем и нарисуем.
Дети:
-Сначала мы нарисовали дом, палисадник, посадили деревья и цветы, затем придумали ворота и ограду, фонари, благоустроили пространство вокруг дома.
-Стали составлять улицу из наших домов. А улица без названия, что человек без имени. Подумали и назвали "Счастливая". Теперь не хватает номера дома - решили написать, кто здесь живет.
-Улица "Счастливая". А что такое счастье? Решили - это дом, дом есть. Солнце - добавили. Семья - подобрали фотографии и рисунки. И вот что получилось.
-Посмотрите какая улица. Такая улица могла бы украсить нашу деревню.
-А сегодня мы прогуливаемся по нашей улице.
Учитель:
-"Наша улица", "Я живу на улице..." Как часто и буднично мы произносим эти простые слова. А если вдуматься, в них таится так много: любовь к родному месту, воспоминания о больших и малых событиях. Здесь мы родились и прожили долгие годы. Для нас - это деревня Мокшино. Она стала родной и главной в нашей судьбе. Взрослые, ваши бабушки и дедушки, трудились здесь на производстве, и каждый из них своим трудом приукрасил свой дом, свою улицу, своё Мокшино.
И у каждого взрослого человека навсегда остались в памяти детские годы. Родной голос и взгляд мамы. Она провожает вас в школу, выросших детей - на работу, в дорогу. И только, когда люди становятся взрослыми, каждый начинает понимать, как огромен был мир детства, каким он был радостным и светлым. И как теперь он нам дорог, потому что это было настоящее счастье.
-Улицы, как и люди, имеют свою биографию. Они рождаются, растут, взрослеют.
(Звучит песня Ю.Антонова "Есть улицы центральные" = куплет и припев)
Учитель:
Как будто в детство дальнее ведут меня они... Улицы ведут в детство. Так какая она сегодня улица твоего детства?
Дети:
-Каждый из нас приготовил материал о своей улице: мы делали съемки улиц, собирали песни и стихи, рассказы об интересных людях. Затем объединились в группы по улицам и составили общий рассказ о своей улице детства. Что же у нас получилось? Это интересно.
Приглашаем ребят с улицы Школьная и Парковая.
Дети:
- Мы живем на улицах Школьная и Парковая. Средний возраст мамы и папы - 34 года.
-Улицы так называются, потому что школа и парк рядом; посадили деревья в парке ученики школы, это наши бабушки и дедушки.
-По нашему мнению, средняя длина улицы Школьная - 400 метров, ей примерно - 41 год.
-Уважаемые люди на нашей улице - это пенсионеры и учителя :
Вера Петровна Стулова - 81 год,
Бакина Аделина Ивановна - 84 года.
-Самое любимое место на улице - скамейка под яблонею, каток, турник, песочница.
-Тайны нашей улицы: в сарае живут котята, есть шалаш, учимся с девочками танцевать под музыку.
-Любимые игры: догонялки, стоп-земля, салки, каток, прятки, куклы, велосипед и ролики, а также интересно наблюдать за жучками, они куда-то бегут.
-Чего боюсь на своей улице? - Машин, бродячих собак, злых людей.
-Какие растут деревья? - Береза, липа, клен, осина, сирень, тополь.
Традиции нашей улицы: приветствовать друг друга, выходить на субботники перед праздниками.
-Какие добрые дела можно сделать для нашей улицы?- Чистить снег, убирать мусор, поставить новый забор, сделать хорошую детскую площадку, фонтан, детский кинотеатр.
-Мы считаем, что улицы Школьная и Парковая самые красивые, чистые, добрые и счастливые.
Дом наш родной - самый теплый и светлый,
Маленький дворик - качели, цветы...
Лучше, наверное, нет в целом свете
Улицы той, где всю жизнь прожил ты!
-Вот такой рассказ об улицах.
Юный спасатель:
-Внимание! Минутка осторожности №1!
Ребята! На улицах много опасностей! Есть места, куда не следует ребятишкам заглядывать: ямы на асфальте, норы и дыры, нельзя наступать на люки - обходи их стороной, не забирайтесь в траншеи возле дороги. Всё это опасно!
Учитель:
-Улица Ленинградская.
Дети:
-Мы живем на улице Ленинградская. Ленинградская - потому что проходит вдоль трассы Москва - Ленинград. Мамам и папам в среднем - 32года, бабушкам - 70, дедушкам - 65 лет. Длина - около 600 метров.
-На нашей улице живет очень много уважаемых людей - это ветераны войны и труда. Жил на ней Харламов Анатолий Васильевич, он недавно умер. На школе памятная доска. А вот Мария Андреевна Гринева - жива, мы были у неё в гостях всем классом. В этом году ей будет 90 лет.
-Любимые наши игры: прятки, дочки-матери, классики, в собачки, просто бегать, жмурки.
-Самое любимое место во дворе - на лавочке под деревьями, перед подъездом, горка.
-На улицах боимся машин, чужих дядей и собак.
-Много деревьев: лиственницы, рябины, много сирени, сливы, ель, шиповник.
-Традиции нашей улицы - ухаживать за клумбами, 9мая ходить на Митинг и поздравлять наших ветеранов.
-Добрые дела - посадить еще деревьев.
-Наша улица зеленая, спокойная, красивая, добрая, родная, незабываемая, смешная, разноцветная, яркая, позитивная.
-На этой улице выросли наши родители и мы. Это наша родина.
Улицы деревни, вас очень много!
Все вы прекрасны и ночью и днем!
Только всегда нас приводит дорога
К улице той, где мы с детства живем!
Юный спасатель:
-Внимание! Минута осторожности №2!
Ребята, у улиц есть свои законы. Улица не прощает, если пешеход идет, как ему вздумается. Помните, где и как нужно переходить дорогу, и не играйте на дороге!
-Мы все с улицы Солнечная, потому что всегда светит солнце. Родители наши молодые, в среднем мамам - 35 лет, папам - 37 лет, бабушкам и дедушкам - 60 лет.
-Уважаемые люди - это Заливочкина Людмила Петровна, всю жизнь проработала в школе. А вот Петрова Анна Ивановна - жила на этой улице. Она в войну была шофером и возила продукты по льду в блокадный Ленинград. Мы это должны знать.
-Любимые игры: любим играть в вышибалы, догонялки, лепить снежные дома.
-Самое любимое место во дворе - качели, паутинка, беседка во дворе, шалаш.
-Чего боимся? - Плохих людей, машин, большую черную собаку.
-Наши тайны: на горке есть туннель, у Регины над террасой гнездо, ухаживаю за одинокими котятами.
-Традиции: праздновать день деревни, на Новый год собираться всем двором, посиделки на лавочках, засаживать клумбы, убирать двор.
-Добрые дела - покрасить скамейки.
-Наша улица Солнечная веселая, шумная, радостная, дорогая, полная друзей, солнечная, даже если нет солнца, душевная, все улыбаются.
- Мокшино очень любим и здесь много друзей, очень люблю свою улицу, а дом Полины Суховой готов всегда радовать своей красотой.
Я - мокшинец!
Всё здесь так дорого, всё так знакомо!
Так же, как прежде, шумит детвора,
Та же скамейка стоит возле дома,
И молодёжь здесь сидит до утра...
Юный спасатель:
-Внимание! Минута осторожности №3!
На Солнечной улице один-единственный колодец в деревне. У колодцев соблюдай чистоту:
-
нельзя мыть машины у колодца;
-
нельзя близко находиться животным;
-
не подходи близко к колодцу, не заглядывай, не бросай ничего и не плюй - сам будешь пить.
Берегите воду! Желаем вам вкусной и полезной воды в колодце!
Учитель:
-Слово ребятам, которые не живут в Мокшино, а только учатся. Они сами расскажут.
-
поселок Мирный.(Егор Мамиконян)
-
деревня Павлюково.(Оксана Усик)
-
село Завидово. (Валерия Матко)
-
деревня Городище. (Анастасия Губа)
-
поселок Новозавидовский. (Полина Горохова)
Юный спасатель:
-Внимание! Минута осторожности №4!
Когда встречаешь собаку, знай, что она бежит по своим делам, встреча с тобой у неё не запланирована:
-
остановись и пропусти собаку;
-
обойди её стороной, если она ест или охраняет;
-
не бей, не дразни собак;
-
не смотри в глаза и не улыбайся;
-
не убегай от собаки;
-
не трогай щенков, если рядом их мать.
На улице и во дворе общайся только с хорошо знакомыми людьми. Не разговаривай с незнакомцем! В случае опасности кричи: "Я его не знаю!" Беги в людное место, звони родителям, зови на помощь взрослых.
Учитель:
- Вот такие наши улицы детства.
На наших улицах Мокшино проживают 2181 человек.
Среди них есть и участники войны, и воины-афганцы, и ветераны труда, учителя, врачи, просто дружные, счастливые семьи из нескольких поколений.
Учитель:
-Есть в Мокшино человек, который знает все улицы и всех жителей.
Догадайтесь, кто это? Почтальон.
А вы их знаете?
Давайте послушаем рассказ почтальона.
/ выступление почтальона/
Учитель:
-Труд почтальона нужный, но тяжелый. Почтальон, кроме газет и журналов, несет людям общение - поговорит, выслушает каждого, а то и продукты купит, лекарства в аптеке. Вот такой почтальон на селе.
Учитель:
-Вот сколько людей работали и работают, чтобы улицы нашего Мокшино стали нам дороги. И еще несколько слов из историидеревни. Была такая должность в Мокшино - комендант. Комендант - это самый главный человек. Посадка деревьев, цветов, ремонт домов, подъездов, порядок и чистота на улицах, расселение работников, студентов, гостей по квартирам. А если заселяли новый дом - комендант был в комиссии по приему дома, по распределению квартир. Ключи от новых квартир - у коменданта. Этот человек знал всё: кто где живет, какая семья, кому чего не хватает, кому нужна помощь, а кого надо поругать. Все знали и уважали этого человека. Приходили днем и ночью. Отказа в помощи не было. Это Лидия Семеновна Молокина. 20 лет она занималась этой работой. Все ваши дедушки и бабушки знают её.
Вот что она мне рассказала: "В 1969 году директор Завидовской птицефабрики Петр Тимофеевич Кашкин дал задание: составить план поселка и дать названия молодым улицам. Инженер по строительству Сергей Андреевич Анохин и Лидия Семеновна выполнили задание - так на карте Мокшино появились улицы Школьная, Ленинградская, Парковая и Солнечная. Директора как-то смутило название Ленинградская, ну а потом, выслушав объяснение, согласился. А Лидия Семеновна отметила недавно 81 год, живет в доме напротив школы и все так же помогает людям.
Учитель: Вот какие улицы Мокшино, вот какие люди проживают здесь.
Учитель: Чем любима улица детства?
-
подругами и друзьями;
-
собачьим лаем;
-
палисадником с лавочкой;
-
добрыми бабушками у подъезда;
-
яблонями и вишнями под окном;
-
гармонистом у дома по праздникам;
-
соловьиными трелями:
-
посиделками с семечками:
-
горками и качелями и многим другим.
Учитель: Какие добрые дела мы можем сделать для нашей улицы?
Давайте не будем ждать, что кто-то сделает для нас, мы сделаем вместе, сами:
-
не будем бросать мусор, а будем убирать его;
-
не ломать ветки, а сажать кусты и деревья;
-
не рвать цветы, а выращивать их и поливать;
-
не пугать птиц, а подкармливать их;
-
не ловить насекомых, не трогать муравьев;
-
обходить стороной птичьи гнезда.
Нашим улицам нужна забота наших рук, чтобы красота не гасла.
Учитель:
-Ребята, а хотите я расскажу вам сказку про то, как однажды наши улицы чуть не поссорились?
Сказка о том, как улицы Мокшино чуть не поссорились.
Эта история произошла не в стародавние времена. Это случилось недавно.
...Собрались как-то все улицы нашего посёлка. И захотелось им царицу себе выбрать. Да никак не могут, и обратились они тогда к Рассудку, чтобы он их рассудил.
Каждая себя норовит выставить, каждая говорить стала.
"Чем я не царица? - спрашивает Ленинградская. - Я одна из старших улиц. Я самая длинная. Я самая цветочная. На моей улице жил основатель посёлка Пётр Тимофеевич Кашкин, первые специалисты Завидовской птицефабрики, директора школ, много учителей, первые врачи, а Шукленкова В.В. и сейчас оказывает первую медицинскую помощь. А заканчиваюсь я супермаркетом. Да и вообще, моя старшая сестра широка, современна, быстра, федерального значения автострада Москва - Петербург."
И сказал Рассудок Ленинградке, что для царицы она слишком горда.
"А чем я не царица? - вступила в разговор Солнечная. - Сколько машин легковых и грузовых по мне туда-сюда ездят. А сколько мотоциклов за весь день промчится. Светофор стоит. А сколько по мне покупателей ходят по магазинам да по ларькам. Я красивая, шумная, по мне молодёжь гуляет. Не я ли должна быть царицей?"
И сказано было Солнечной, что она слишком самолюбивая.
"Это я должна быть царицей. Мне труднее всех, и работаю я больше всех," -заговорила Парковая. - По мне и машины и автобусы ездят. А раньше по мне лошади ходили, для всех привозили молоко с фермы да мясо с птицефабрики. А еще стадо коров, коз, овец прогоняли на пастбища. И жили они во многих дворах. Я и музыкальна: Дом Культуры всё поёт да праздники проводит. А уж как умна! Администрация со мной дружит, всем посёлком правит и улицами тоже. Вот скажу я им..."
Ничего не ответил Рассудок самоуверенной Парковой улице. Она сама всё решила.
Посмотрел Рассудок на все улицы и увидел маленькую Тропинку. Она стояла в стороне от всех и молчала. И спросил Рассудок: «Что она хочет сказать?» Отвечает Тропинка: "Что сказать-то мне. Короткая я. К дому родному иду."
И сказано было маленькой Тропинке, что она прекраснее и дороже всех - тропинка к дому. И избрал Рассудок эту самую тропиночку Царицею над всеми путями земными.
Пусть изменится к лучшему дворик -
Не изменятся наши сердца.
Каждому в жизни единственно дорог
Путь до родного крыльца.
-А сейчас попросим наших гостей высказать своё мнение о нашем проекте.
/ выступления гостей/
Много прекрасных улиц на свете,
Их мы когда-то в жизни пройдем,
Но не найти нам лучше, чем эти...
Улицы детства - добрый наш дом.
Песня на мотив песни "Весна на Заречной улице"
(автор слов - Борзенкова О.П. учитель истории, г.Краснодар)
Опять сады бушуют в мае,
Прошли дожди, прошли снега,
Но ты мне, улица родная,
В любое время дорога.
На этой улице, ребята,
Гонял с друзьями я в футбол.
По этой улице когда-то
Впервые в школу я пошел.
Шагать по свету путь не близкий,
Но началась вся жизнь моя
Вот с этой улицы Российской,
Что в люди вывела меня.
Приложение №1
Проект «Улицы детства – добрый наш дом».
В помощь участникам проекта
В работе над проектом ответь на вопросы:
-
С кем живешь? Сколько лет членам семьи?________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
-
Я живу на улице ______________________________________________
-
Сколько лет улице?(приблизительно) _____________________________
-
Почему так назвали улицу?______________________________________
______________________________________________________________
-
Какова длина вашей улицы? (приблизительно) _____________________
-
Мои соседи ___________________________________________________
-
Уважаемые люди на моей улице, во дворе (коротко рассказать)_______
________________________________________________________________
________________________________________________________________
-
Мои друзья во дворе ___________________________________________
________________________________________________________________
-
Самая красивая девочка (мальчик) _______________________________
-
Лучший друг (подруга)_________________________________________
-
Наши игры ___________________________________________________
________________________________________________________________
-
Самое любимое место во дворе __________________________________
________________________________________________________________
-
Чего боюсь на своей улице? _____________________________________
________________________________________________________________
-
Тайна моего двора _____________________________________________
________________________________________________________________
-
Какие растут деревья, цветы на твоей улице? ______________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
-
Традиции вашей улицы, двора ___________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
-
Какие добрые дела можно сделать для своей улицы?________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь, мой юный друг, ответь на основополагающий вопрос:
-
Какая она улица твоего детства? _________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Мир твоего детства, что в нем интересного? ______________________
_____________________________________________________________
-
Любишь, дорог ли тебе свой дом, улица, деревня?__________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список используемой литературы
1.Данный проект – авторский, он является продуктом интеллектуального труда учителя.
В проекте не использовались Интернет - источники и дополнительная литература.
2.Песня на мотив песни "Весна на Заречной улице". автор слов - Борзенкова О.П. учитель истории, г.Краснодар)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО