В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Банк развивающих заданий по физике.doc (Банк развивающих заданий по физике)

Ольга Новикова
Файл прикреплен к материалу: Банк развивающих заданий по физике
Войдите для скачивания файлов


Разработала: Новикова Ольга Александровна,

учитель первой категории,

учитель физики и математики

МБОУ «Щеколдинская ООШ»

Зубцовского района Тверской области

Телефон: 8 952 06 17 558

E-mail: nowickowaolia@yandex.ru


Банк развивающих заданий по физике.

Введение – Краткое описание.

Моя методическая тема уже несколько лет «Проектирования учебного процесса по физике на основе педагогической технологии В.М. Монахова». Одна из главных задач проектирования является составление технологических карт. Технологическая карта - условное изображение технологии процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств – проект будущего учебного процесса.

Первым этапом её разработки является диагностика обучаемости, возможностей и способностей учащихся. Обучаемость – восприимчивость к обучению. Различают следующие уровни дифференциации учебной деятельности:

  • общекультурный (понимание основных, ведущих идей курса, умение применять теоретические знания в практической ситуации);

  • прикладной (глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках темы, курса);

  • творческий (умение решать проблемы в рамках темы, курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программ действий).

Способности учащихся определяем с помощью специальных тестов. Процесс обучения нельзя отделить от овладения и развития способностей учащихся. В помощь развитию мыслительных операций я создаю «Банк развивающих заданий по физике», который включает в себя:

  1. Теоретическую часть;

  2. Диагностическую часть, необходимую для определения, в заданиях какого типа нуждается ученик (тесты, методики, упражнения);

  3. Практическая часть: упражнения на развитие восприятия, внимания, мнемических способностей (памяти), мышления;

  4. Приложение. Включает в себя раздаточный материал.

Банк развивающих задач.

1. Теоретическая часть.

Формирование банка развивающих заданий позволяет реализовать четыре основные образовательные задачи:

- освоение необходимого объёма содержание курса физики;

- формирование умений использования полученной информации;

- развитие креативности, творческого потенциала при самостоятельном составлении задач;

- передача опыта построения системы межличностных отношений.


Сенсорно-перцептивная система человека представлена процессами ощущения и восприятия.


В качестве показателей продуктивности, то есть того, что необходимо развивать и тренировать, выделяют:

- скорость возникновения ощущений, их дифференцированность, тонкость ощущений, характеризующая способность к различию двух или нескольких раздражителей;

- скорость различения, точность ощущений как соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя;

- устойчивость уровня чувствительности как длительность сохранения требуемой интенсивности ощущения.


К характеристикам продуктивности восприятия относят следующие:

- объём восприятия;

- точность;

- полноту;

- быстроту.


Внимание и память.

Внимание – это направленность нашего сознания на определённый объект.

Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять всё это и в нужный момент воспроизводить.


По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память.


Свойства их продуктивности характеризуют:

- длительность концентрации;

- широта распределения;

- скорость переключения;

- скорость запоминания;

- объём;

- скорость воспроизведения;

- точность запоминания и воспроизведения;
- длительность хранения.


Правила тренировки памяти.

1.    Ставь цель запомнить надолго.

2.    Пользуйся смысловыми опорами, смысловыми группировками.

3.    Заучивай с желанием знать и помнить.

4.    Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.

5.    Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

6.    Заучивай и повторяй небольшими частями - лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.

7.     Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии - литературу.

8.    Короткие стихи учи целиком, длинные - разбивай на отрывки.

9.    Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.

10.  Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.


Рациональное познание представлено процессами мышления и воображения.


Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление. Выделяют основные черты, присущие мышлению: продуктивность, оригинальность, любознательность и мужество.


Как развивать мышление.

- Информация для мышления – всё равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как пища, информация должна быть качественной.

- Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

- Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои мысли в письменной форме.


Характеристики продуктивного мышления и воображения:

- новизна;

- оригинальность и осмысленность переработки данных опыта;

- широта оперирования образами.


Показателями развития речи служат:

- ясность;

- доступность;

- логичность;

- структурированность;

- выразительность;
- информативность;
- правильность;
- чистота речи;

- планирование речи;

- её содержательный объём;

- доказательность;

- аргументированность;
- богатство словарного запаса.


Эти знания необходимы каждому учителю, который хочет добиться результатов в своей деятельности. Ибо, развития внимания + развитие памяти + развитие мышления + мотивация = интеллектуальная личность.


2. Диагностическая часть.


Данный раздел необходим для того, чтобы понять, в заданиях какого типа нуждается каждый ребёнок. С этой целью провожу соответствующую диагностическую работу.

Сейчас большой выбор психологических тестов, упражнений, которые может использовать учитель в своей работе. У меня в диагностической части находятся следующие методики:

- методика исследования мотивов учения;

- анкета «Что вам интересно?»;

- диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича);

- задания на определение характера памяти (проверка зрительной, слуховой памяти; установка ассоциативных связей; запоминание чисел и т.д.);

- методика «Определение типа мышления»;

- методика «Количественные отношения»;

- методика «Компасы»;

- методика «Выделение существенных признаков»;

- методика «Комбинаторные способности».

- методика «Значение слов».

Чаще всего для анализа исходных данных этих методик бывает достаточно, но можно провести дополнительные исследования. Хорошо провести вместе с этим анкетирование родителей.


3. Практическая часть.

Данный раздел разбит на блоки. В каждом блоке указана цель и приведены примерные упражнения на развитие определённой мыслительной операции.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.

Цель данного блока заданий: развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, воспринимать формы, цвета, взаимное расположения предметов, восприятие на основе перцептивных иллюзий.

Задания.

1. Подсчитать сколько раз встречаются физические величины: a, g, S, t, F, m, U, N, R, V в таблице.


g

F

S

t

S

t

S

S

t

a

g

t

m

a

S

U

g

N

a

g

U

N

t

m

S

S

F

V

t

F

V

S

U

R

m

R

S

g

N

a


При выполнении задания фиксируется время, за которое обучающийся подсчитает, сколько раз встречается каждый знак.


Возможна вариация данного задания с использованием фактора цветовой дифференциации физических величин.


  • Используется вариант индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, то есть для каждого размер таблицы и количество символов варьируется.

  • Символы в таблице можно менять на обозначение единиц измерения физических величин, на название приборов и т.д.

  • Если задание данного типа использую как проверочное, то даю к ней перечень дополнительных вопросов. Например:

- назвать символы;

- с помощью каких приборов можно измерить данные величины;

- дать определение указанным величинам;

- назвать основные единицы измерения данных физических величин и т.д.

2. На рисунке не хватает какой-то детали у физического прибора. Определить какой. Или дать задание ребёнку, нарисуй физический прибор с недостатком (нет стрелки, одна половина прибора и т.д.)

3. Человек закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь предмет, и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос» «Что вы можете сказать о предмете? Какой он?». Так формируются отдельные ощущения. Потом можно ощупать предмет – целостное впечатление.

4. Выставить на демонстрационный стол несколько приборов. Запомнить. Убрать или переставить их. Восстановить первоначальное положение приборов или назвать убранный.

5. Задумать предмет, физическую величину, прибор и по его описанию угадать задуманное. Можно угадывать по наводящим вопросам.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

Цель данного блока: тренировка и развитие особенностей произвольного внимания: избирательности, концентрации, устойчивости, объёма, переключения и распределения.

Задания.

1. Найти слова, обозначающие физические термины, соответственно указанным ниже вопросам.

Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали.

н

а

о

к

а

к

т

а

в

е

е

п

н

о

з

е

р

д

л

и

и

р

е

м

э

л

о

н

е

н

н

е

ж

и

з

з

а

т

и

н

ц

и

о

к

л

у

р

я

д

г

к

я

т

а

г

ч

е

е

и

а

е

в

ы

ч

и

з

н

и

н

м

о

н

р

а

к

и

ф

е

е

р

к

а

в

н

и

т

н

и

п

а

п

л

л

е

е

р

е

е

с

и


Вопросы:

- единица измерения сопротивления;

- переход вещества из твёрдого состояния в жидкое;

- сила, всегда направленная против направления скорости движения;

- перенос энергии струями жидкости или газа;

- переход вещества из жидкого состояния в газообразное;

- физическая величина, измеряемая в Паскалях;

- отрицательно заряженная частица.


Вопросы и сама таблица может быть изменена (под приборы, под физические величины, под единицы измерения, под определения, под учёных и т.д.)

2. Отыскать карточки, образующие пары.

Первый игрок «открывает» две любые карточки. Если они парные, то берёт их себе и имеет право следующего хода; если они не парные, то переворачивает в исходное положение, а ход передаёт другому игроку. Все стараются запомнить место карточки на столе и её содержание. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной карточки.

Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек-пар.

На карточках могут быть формулы, определения, физический термин и его обозначение и т.д.

3. Головоломки. Физические ребусы.

4. Среди буквенного текста есть слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой, с темой.

Например, РОНПМАССАОЛГЕНПВИСИЛАЛЛНГЕШКР НЬЮТОНОРНГЩК ВЕСГНЕ

5. В начале урока приготовить приборы к опытам, расставить их на демонстрационном столе. Обратить на это внимание ребят. Во время урока делать опыты и переставлять приборы. В конце урока попросить учащихся восстановить первоначальный порядок на столе. (Можно не предупреждать в начале урока).

6. Написать в таблицу формулы, которые повторяются или отличаются только перестановкой множителей. Найти одинаковые формулы. Засекаем время, учитываем правильность.

7. Соревнование среди учеников: кто больше найдёт формул, которые начинаются, например, с буквы F; больше величин, которые измеряются одним прибором и т.д.

8. Кроссворд «Наоборот».



1. с

у

т

к

и




2. г

а

г

а

р

и

н


3. у

с

к

о

р

е

н

и

е

4. п

у

т

ь

*

5. м

е

т

р



7. в

р

е

м

я



Сами вопросы не нумеруем, располагаем произвольно. Нужно взять стоящий первый вопрос и соотнести с ним одно из слов-ответов, а затем около этого вопроса поставить цифру, которая обозначает нужное слово в сетке кроссворда.

  • Изменение скорости в единицу времени.

  • Произведение массы тела на его скорость.

  • 24 часа.

  • Секунда – единица измерения ….

  • Первый в мире лётчик-космонавт.

  • Единица измерения пути.

  • Сумма длин всех участков траектории, пройденной телом за рассматриваемый промежуток времени.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ПАМЯТИ).


Цель данного блока: тренировка и развитие словесно-логической, вербальной, зрительной, оперативной, долговременной памяти.

Задания.

1. Прослушать ряды слов и запомнить их. Записать по памяти.

Например,

Траектория – путь

Масса – инертность

Ньютон – сила

Деформация – упругость

Сжатие – растяжение

Динамометр – вес

2. Аналогично по таблице. Начертить таблицу, в которой можно написать обозначение физических величин. Воспроизвести.

3. АБВГД-ка

Даю перечень физических понятий, явлений, процессов, в которых пропущена буква. Необходимо заполнить пропуски.

Например, к.л.бания, ч.ст.та, р.з.нанс, м.х.нические волны и т.д.

4. Заполни пропуски в таблице. Или без таблицы соедини стрелками.

Например,

Физическая величина

Условное обозначение

Единица измерения

Формула

Длина волны





Т





Гц


Скорость волны




5. «Найди ошибку».

  • График колебаний – график зависимости координаты колеблющегося тела от частоты.

  • Продольные волны распространяются только в твёрдых телах.

  • Частота в диапазоне от 16 до 20 Гц называют звуковой.

  • Громкость звука определяются его частотой.

  • Человеческое ухо воспринимает ультразвук.

6. «Что? Где? Когда?»

«Что?» - суть открытия, изобретения

«Где?» - место, где было сделано или внедрено открытие.

«Когда?» - время действия.

Например,

Что?

Где?

Когда?

Колесный пароход «Клермонт»



Первый автомобиль



Первый ДВС



Паровоз



7. «Узнай формулу».

Карточки с формулами с пропусками физических величин. Узнать формулу, вставить буквы, или слова в определение, или пропуски в предложения и т.д.

8. «Физическое лото»

Карточки с формулами, определениями режим пополам. Делим поровну: одну половину себе, другую – детям. Вытаскиваем одну часть, а дети ищут другую. Формулы выбираем те, с которыми у ребят наибольшие затруднения в запоминании. Играем очень быстро.

9. «Найди лишнее».

Например.

Физическая величина: объём, масса, внутренняя энергия, газ, длина, плотность.

Физические явления: молния, инерция, радуга, градус, нагревание.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

Цель данного блока: тренировать и развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, вырабатывать нестандартные приёмы выхода из данных условий.

Задания.

1. Составь из частей слов название прибора:

ОСА ЦИЛИНДР ЛОГИКА РАФИНАД

2. Из разбросанных слов собрать определение.

3. Найти закономерность и разделить слова по группам.

Например, сила, вес, килограмм, объём, динамометр, масса, мензурка, весы, кубический метр (физическая величина и прибор её измеряющий).

4. «Причинно-следственные связи»

Установить взаимосвязь между терминами: сила – деформация, масса – инертность, масса – объём, плотность – вещество.

5. «Подбери пару».

Взяв из 1 колонки значение физической величины, подбери из 2 – число, а из 3 – единицу измерения, чтобы получилось равенство.

Например,

200 г 200 кг

0,2 т 0,2 кг

И т.д.


4 часть. Раздаточный материал.

Здесь хранятся карточки с задачами, картинки, тексты тестов, кроссвордов, шарад, качественные задачи. Всё разложено по конвертам по темам, по классам, по разделам.


Помните в школе не дети для нас, а мы для них. И всё у вас получиться.









Литература. Источники информации.

1. http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/trenirovka-pamyati

2. Большая энциклопедия психологических тестов.

3. http://moiuspex1.blogspot.com/

4. http://nsportal.ru/user/47593

5. http://www.afportal.ru/puzzle

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов-на-Дону: издательство «Учитель», 2001.

7. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

8. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7 – 11 классы. – М.: Школьная пресса, 2003.

9. Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. 7 – 11 класс. (Серия «Школа радости») Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru