Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, М. «Просвещение», 2007 год и образовательной программы начального общего образования «Школа 2100», М.:«Баласс», 2007, учебно-методического комплекта:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2008.
3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество»
Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 68 часов (2 ч/н)
Изменения в авторскую программу не внесены.
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир»
Цель курса – знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
Задачи курса – познакомить с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Научить понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Познакомить с картиной мира и научить учащихся пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир», 3 класс
Главная цель учебника для 3-го класса – познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле. Помочь ученику объяснить явления окружающего мира с позиции истории. Помочь сформировать личное эмоционально-оценочное отношение к миру, без которого невозможно построить взаимоотношения с природой и людьми.
Задачи:
-рассмотрение Земли как нашего общего дома и распространению принципов человеческой морали на всю поверхность нашей планеты;
- познакомить с одной из важнейших причин порядка в природе – круговороте веществ;
- познакомить с представлением об историческом счёте времени, с историей – наукой о прошлом человечества.
Общеучебные умения учащихся 3 класса
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах(таблицах, схемах, иллюстрация и т.п.) Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схем.
Учиться отделять поступки от самого человека. В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Вещество и энергия |
5 ч. |
2 |
Оболочка планеты, охваченная жизнью |
6 ч. |
3 |
Экологическая система |
11 ч. |
4 |
Живые участники круговорота веществ |
13 ч. |
5 |
Твои родные и твоя Родина в потоке времени |
4 ч. |
6 |
Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века |
5 ч. |
7 |
Времена Московского государства. ХIV-ХVII века |
4 ч. |
8 |
Времена Российской империи. XVIII - начало XX века |
7 ч. |
9 |
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы |
5 ч. |
10 |
Современная Россия |
8 ч. |
Итого |
|
68 ч. |
Содержание программы.
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (5 ч)
Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы -мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц.
Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды.
Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч)
Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (11 ч)
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?
Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Живые участники круговорота веществ (13 ч)
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твердых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Раздел 2: «Мое Отечество» (34 ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)
Родословная человека. Поколения предков, фамилия, имя и отчество - связь времен.
Представление об историческом счете времени: правила определения номера века по году, эра - точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления христианстве - одной из самых распространенных в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Обществ в котором мы живем. Образ понятия «государство». Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государство Моя Родина, мое Отечество - Россия!
История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века (5 ч)
Древние жители российских просторов. Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культур Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книг Славянская азбука - кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии, ее роль в развитии культуры народов России. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. ХIV-ХVII века (4 ч)
Время создания Московского государства - время жестокости и милосердия. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орел. Московское государство - наследник Древней Руси.
Земля и люди Московского государства. Занятия и быт, крестьян, бояр и дворян, горожан. Иван Федоров - первопечатник.
Московский Кремль - памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного и его безграничная власть.
Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (7 ч)
Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины П. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч)
Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ -Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция -основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Общеучебные умения учащихся к концу 3-го класса
Должны знать:
- что такое тело;
- что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ;
-
что такое энергия;
-
элементарные сведения о круговороте веществ;
-
значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
-
роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;
-
основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
-
об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
-
что такое почва и какова ее роль в плодородии:
-
основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери),
грибы и бактерии.
Учащиеся должны уметь:
-
применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
-
различать твердые тела, жидкости и газы;
-
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
-
выделять звенья круговорота веществ;
-
классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям»)
в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
- уметь проводить наблюдения за растениями и животными;
-
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
(иметь первичные представления о понятиях и явлениях):
-
Родина, общество, государство, закон;
-
культура;
-
история, времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, Современная Россия;
-
демократия (конституция, гражданин, выборы, президент, Государственная дума);
-
государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
-
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
-
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
-
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
-
по году определять век, место события в прошлом;
-
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
-
объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
-
ориентирования на местности с помощью компаса;
-
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
-
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-
ухода за растениями (животными);
-
выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в её охране;
-
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Нормы оценок по окружающему миру
Пересказ
-
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
-
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
-
Оценка "3 - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает ошибки.
-
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
-
Тестовая работа:
-
«5» - ставится, если ученик выполнил 90-100 % заданий,
-
«4» - при выполнении 70-89 % заданий,
-
«3» – при выполнении 50-69 % заданий,
-
«2» - при выполнении менее 50% заданий.
Устный ответ:
-
«5» - ученик полно излагает материал, дает правильное определение понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно.
-
«4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности изложения.
-
«3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно.
-
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
-
ТЕСТ
-
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
-
Оценки:
-
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
-
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
-
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
-
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
-
-
Устный ответ
-
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
-
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
-
Оценка "3" – пересказывает, отвечает на вопросы при помощи учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
-
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
-
-
Оценки за контрольную работу:
-
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
-
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
-
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
-
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учебно – методический комплект
Для учителя:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.
3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.
Для учащихся:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.
2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.
Интернет – ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
-http://school-collection.edu.ru/
-www.center.fio.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
-http://www.int-edu
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО