В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» (УМК Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, М. Т. БАРАНОВА, Л. А. ТРОСТЕНЦОВОЙ)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №83»

г. Печора Республика Коми


Международный конкурс методических разработок

«Педагогическая мастерская»


Номинация «Методическая разработка урока»


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

по теме «Обобщающий урок по теме «Лексика»

(УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой)

(Продолжительность урока – 45 мин)


Автор: Яшинькина Наталья Анатольевна,

должность учитель

преподаваемый предмет русский язык и литература

телефон +79120940250

Адрес электронной почты n.yasha@mail.ru


г. Печора

2017 г.


Тема урока

Обобщающий урок по теме «Лексика»

Цели урока

  • выявить уровень знаний по разделу «Лексика»;

  • повторить основные лексические понятия, систематизировать знания по теме «Лексика»;

  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • способствовать совершенствованию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса учащихся;

  • способствовать развитию интереса, воспитывать чувство уважения к русскому языку, гордости за русский язык;

  • развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Планируемые результаты

  • воспроизведут в памяти основные лексические разряды слов;

  • научатся проводить лексический анализ слова и объяснять языковые явления;

  • будут проявлять положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания;

  • проявят умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других, приводя аргументы;

  • с помощью учителя смогут проверить, скорректировать и оценить результат своей деятельности.

Технологии развития УУД, используемые в рамках урока

  • Технология деятельностного метода

  • Технология оценки учебных успехов

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Игровые технологии

Тип урока

Урок общеметодологической направленности


Оборудование

для учителя: ноутбук, проектор;


Литература

для учителя: Егорова Н.В. Поурочные разработкипо русскому языку. 5 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 416с.

для учащихся: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191с.



Организационная структура (сценарий урока)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

1.Приветствие учащихся

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

- Прозвенел звонок весёлый,

Мы урок начать готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Самоопределение к учебной деятельности
























-В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?



-А живут в нашем теремке… слова. Слайд 1



-Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка?

-Мы закончили изучение темы «Лексика». Давайте посмотрим, что вы хорошо усвоили при изучении этого раздела, а что до сих пор вызывает у вас затруднение.


Взаимодействуют с учителем во время беседы.











-Лексика.




Регулятивные: через волевую саморегуляцию, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: через планирование учебного процесса с учителем и одноклассниками.

Личностные: через процесс смыслообразования, создавая условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.


Учитель активизирует знания, создаёт проблемную ситуацию с помощью приёма «Верите ли вы, что…?».

-Прежде чем мы начнём обобщать и углублять полученные нами знания по теме «Лексика», какой шаг учебной деятельности мы должны сделать?

-Запишите в строчку цифры от 1 до 7. Я буду читать утверждения по теме «Лексика», а вы, если согласны, под цифрой будете ставить «+», если не согласны, - «--».

1. Верите ли вы, что лексика – это раздел науки о языке, изучающий грамматическое значение слова?

2. Верите ли вы, что слово имеет лексическое и грамматическое значения?

3. Верите ли вы, что подбор синонимов помогает уточнить значение слова?

4. Верите ли вы, что слова с противоположным значением называются «омонимы»?

5. Верите ли вы, что синонимы могут быть средством связи предложений в тексте?

6. Верите ли вы, что слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными?

7. Верите ли вы, что в толковых словарях омонимы разъясняются в одной словарной статье?





-Проверим ваши ответы.

-Оцените себя: 7 правильных ответов – «5»,

6 – «4»,

5-4 – «3»,

3 и меньше – «2».

-Кто получил «5»? «4»? «3»? «2»?





-Нужно определить, что мы хорошо усвоили по этой теме, а что усвоили недостаточно прочно.





Учащиеся слушают утверждения и ставят «+» и «--»:

1 2 3 4 5 6 7

- + + - + + -



























Сверяют ответы с учителем.

Самооценка.

































































4. Выявление места и причины затруднения.

-Какие вопросы вызвали затруднение?



-Почему возникло затруднение?









-Какой шаг учебной деятельности вы выполнили?

Называют номера вопросов, вызвавших затруднение.

-Недостаточно прочно усвоили некоторый материал, не хватает углублённых знаний по теме «Лексика».



-Определили, что не знаем.



















5. Постановка учебной задачи и определение путей выхода из затруднения


-Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке?





-Как мы её будем достигать?




-Повторить весь материал по теме «Лексика», расширить и углубить наши знания по данной теме.

-Повторять конкретные лексические понятия на конкретных примерах, вспоминать их определения по эталону, работать в парах.










6. Реализация путей выхода из затруднения

с выполнением практических заданий






















































































































































































































































































































































































































-Откройте тетради и аккуратным почерком запишите сегодняшнее число, «классная работа». Слайд 2

-В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению. Что это за слова?

-Правильно, синонимы. Слайд 3



-Что такое синонимы?











  • Проверка по эталону, который составлялся в тетради для конспектов по мере изучения конкретных лексических понятий.

Эталон для самопроверки

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Многозначные слова

Одна и та же часть речи

Слова, имеющие несколько лексических значений.

Обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения

Имеют противопо-ложное лексическое значение

Слова, раз-ные по зна-чению, но одинаковые по написа-нию и звучанию.

Метель

вьюга

буран

громкий

тихий

Выдержка1

Выдержка2

Игла.1.

2.

3.



Слайд 4

-Одного брата зовут Смелый.

А как зовут других братьев? Запишите.





-Какие слова записали? (Проверка по слайду)



-А сейчас по вариантам запишите синонимы к словам, чтобы признак был выражен сильнее.











-Какие слова записали?

-Молодцы!



-Жильцов квартиры № 2

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один - высокий, другой - низкий, один - грустный, другой - веселый.

Слайд 5



-Что же такое антонимы?





  • Проверка по эталону

-Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Слайд 6

-Пришло им письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:

«Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, глупых, лживых. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

Постановка учебной задачи учителем.

-Выпишите прилагательные из письма в столбик, каждое с большой буквы, и подберите к ним антонимы, сохранив формы слов, по образцу: трусливых - смелых. Слайд 7







- Обменяйтесь в парах тетрадями и проверьте друг у друга правильность записанных синонимов.





-Что, кроме самих синонимов мы должны проверить?





-В каких словах можно допустить ошибки?



-Как их нужно писать и почему?





Слайд 7 (анимация)





-Возьмите обратно свои тетради. Кто и в каких словах допустил ошибки?

-В чём ты видишь причину?

-Какой ты видишь выход?

-У кого нет ошибок?

-Молодцы!



-А теперь, ребята, мы отгадаем, кто живет в квартире № 3. Они очень любят читать юмористические рассказы и один из рассказов они попросили прочитать вам.

«Путник тащился по пустыне шесть суток и очень хотел пить. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Вдруг сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… Слайды 8, 9



-Какие же слова живут в квартире № 3?

Слайд 10



-Итак, что такое омонимы?









  • Проверка по эталону



-Запишем словосочетания из рассказа, в которых было бы понятно лексическое значение омонимов.

-Как написали слова «водопроводный» и «подъёмный»? Почему?



-Мы с вами знаем разновидности омонимов, одна из которых есть в этом стихотворении. Слайд 11

-Прочитайте его выразительно.

Сима чистый, чище мыла,

Мылся сам, и мама мыла.



-Как называется эта разновидность омонимов?

-Правильно. Слайд 11, анимация

А что это такое?





-К каким частям речи относятся омоформы в этом стихотворении? Докажите.











Слайд 11, анимация













Слайд 11, анимация

-Молодцы!



Физкультминутка.

-Все квартиры на первом этаже заняты, а прежде, чем на второй этаж подняться, нужно физминуткой заняться.

Я буду называть слова парами. Если вы услышите синонимы – поднимаете руки вместе вперед; если назову антонимы – вы поднимаете руки в стороны; когда назову омонимы – одну руку поднимаете вверх, другую опускаете вниз.

Близкий – далекий, Родина – Отчизна, красный, алый, медленно-быстро, скосить траву – скосить глаза.



Слайд 12.

-Поднимаемся на 2-й этаж. Узнаем, кто здесь живет. Эти слова легко спутать с омонимами. Что это за слова?



Слайд 12, анимация

Дайте определение многозначных слов.



  • Проверка по эталону



Найдите многозначное слово в загадке (Слайд 13):

- Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

-Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

-Как, с одной- то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой.

-Какое многозначное слово вам встретилось?

-Какие же значения есть у слова «шляпка»?

Слайд 14

-Что их объединяет?



-Какой омоним встречается в этой загадке?

Как толковый словарь может помочь отличить многозначные слова от омонимов?





-А под самой крышей живут слова, которые есть в этом стихотворении… Слайд 15

Прочитайте его выразительно.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

-Какие же слова живут под крышей?

Слайд 16



-Спишите это стихотворение и выполните следующие задания:

1)вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму;

2)подчеркните грамматические основы во всех предложениях;

3)разберите прилагательные по составу.







-Как ты сам себя оценишь?





-Сколько в стихотворении предложений? Назови грамматические основы этих предложений.



-Всё ли у тебя получилось? Какую бы отметку себе поставил?



-В каком порядке ты будешь разбирать слова?





-Ребята, какую отметку можно поставить однокласснику и почему?

-Как называется художественный прием, использованный в тексте?

-Для чего автор использует олицетворение в стихотворении?





-Молодцы!

Записывают







-Синонимы.





-Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.









































Записывают: отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный.

Зачитывают.



Записывают: 1в. - большой-огромный, громадный;

2в. - прохладный-холодный;

3в. - теплый-горячий.



Зачитывают.













-Антонимы.







-Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.



















Записывают:

Жадный – щедрый.

Ленивый – трудолюбивый.

Глупый – умный.

Лживый – честный.



Обмениваются тетрадями и осуществляют проверку.





- Правильно ли написаны слова с орфографической точки зрения.



- Ленивый, трудолюбивый, лживый, честный.

Учащиеся объясняют написание данных слов, вспоминая формулировки правил.

(Проверка по слайду 7)











-Повторить ещё раз правила.





























-Омонимы.





-Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.





Записывают: Водопроводный кран – подъемный кран.

Произносят слова по слогам, вспоминают правила.







Выразительно прочитывают двустишие.





-Омоформы.



-Слова, одинаковые по форме, но относящиеся к разным частям речи.

-Это существительное и глагол. В первой строчке слово «мыла» отвечает на падежный вопрос «чего?»: «чище чего?»; в И.п. – «что?» - «мыло». В предложении является дополнением, обозначает предмет, значит, это существительное.



-Во второй строчке «мыла» - это глагол, потому что слово отвечает на вопрос «что делала?», обозначает действие и в предложении является сказуемым.





























-Многозначные.





-Это слова, имеющие несколько лексических значений.















-Шляпка.

-Шляпка гриба, шляпка девочки, шляпка гвоздя.

-Верх чего-либо круглой формы.



-Лисички.



-Многозначные слова даются в одной словарной статье, омонимы – в разных.





Выразительно читают стихотворение.







-Слова с переносным значением.

















1 уч. вставляет буквы, обозначает орфограмму, проговаривает правило.





2 уч. отвечает, называет и подчеркивает грамматические основы.





3 уч.: - Окончание, основа, корень, приставка, суфикс.

Разбирает слова по составу.

Оценивают ответ одноклассника, аргументируя своё мнение.

-Олицетворение.



-Чтобы описать природу как живую, изобразить её одушевлённой.









































































































































































































































































































































































































































7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



-Вот такие жильцы живут в нашем теремке. О них вы узнали немало. А что усвоили, мы сейчас проверим. Слайд 16

Вам необходимо распределить слова, данные ниже, по группам, в соответствии с тем, к какому лексическому понятию они относятся.

Лексические понятия

Многозначные слова:

Омонимы:

Синонимы:

Антонимы:

Веселый – грустный, лошадь-конь, богатый, ключ, рукав, тяжелый – трудный,

кран, хвалить – корить, голод – аппетит, окончание, свет – тьма, заветный, румяный – поджаристый, поля, тогда – теперь, созерцать.


  • После выполнения работы проводится самопроверка во внешней речи по эталону для самопроверки.





Учащиеся выполняют самостоятельную работу.



























Учащиеся выполняют самопроверку по эталону, снова проговаривая его



8.Рефлексия учебной деятельности

Учитель организует работу по рефлексии учебной деятельности.

-Какое затруднение у вас было на уроке?



-Какую цель вы ставили перед собой?







-Достигли вы цели?











-Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность, выбрать верное для вас высказывание и нарисовать в тетради на полях соответствующий высказыванию рисунок. Смайлик поможет вам оценить свою деятельность на уроке. Слайд 17





Взаимодействуют с учителем во время беседы.

-Не все лексические понятия усвоили.

-Повторить весь материал по теме «Лексика», расширить и углубить наши знания по данной теме.

-Да, мы вспомнили определение лексических понятий, сверяя наши ответы по эталону, соотносили конкретные слова с изученными понятиями.



Используя данные на слайде утверждения, каждый ученик выбирает знак и рисует его у себя в тетради.





9. Домашнее задание

Слайд 18

-Кто нарисовал фиолетовый смайлик?

Дома я рекомендую вам выполнить в рабочей тетради с печатной основой упражнение 89 на странице 49, где надо будет вставить подходящие по смыслу антонимы.

-Кто нарисовал желтый и зелёный смайлики?

Вам я рекомендую выполнить упражнение 93 на странице 50.

-Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.

-Спасибо за урок.

Учащиеся делают осознанный выбор домашнего задания и записывают его в дневник.



10. Организованный конец урока

Окончен урок , и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились








Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 15900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос