В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа для 1 класса УМК Гармония

Файл прикреплен к материалу: Программа для 1 класса УМК Гармония
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Окружающий мир» 1 класс

Статус документа

Учебная программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения начального общего образования, учебного плана для 1 класса МОУ Ажиновской средней общеобразовательной школы х. Ажинов За основу рабочей программы взята типовая программа, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации: «Окружающий мир» автор Поглазова О.Т. В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Структура документа


Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс.

Основными целями образовательного процесса являются:


создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.


При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:


- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

- формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

- формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.


Общая характеристика учебного предмета


Предмет «Окружающий мир» изучается с первого по четвёртый классы в начальной школе, начиная социальное, историческое, естественнонаучное образование младших школьников. В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Интеграция естественнонаучных, социально-гуманитарных, исторических и других знаний предоставляет ученику возможность увидеть мир целостно во всех его важнейших взаимосвязях. Изучая отношения человека с природой, обществом, другими людьми, государством, ученик определяет своё место в ближайшем окружении и осознаёт свою гражданскую идентичность.

В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив.

Место предмета в базисном учебном плане

Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 2 часа в неделю. Всего 63 часа.

Количество учебных часов.

В учебном плане на предмет окружающий мир в 1 классе выделяется 2 часа в неделю.

I четверть – 18 часов

II четверть – 14 часов

III четверть – 20 часов

IV четверть – 13 часов

Общее число часов за год обучения составляет 66 час.

1 час выпадает на 9 Мая.

В связи с праздничным днём считать пройденный материал: 65 часов.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (65 часов)

Младший школьник (10 ч)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке.

Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Режим дня младшего школьника.

Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.).

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «Места для пожилых» и др). Правила культурного поведения в общественных местах и дома, экологически грамотное поведение в природе.

Дидактическая игры: «Я – примерный пешеход и пассажир», «Я – культурный человек», «Время знаю – всюду успеваю». Экскурсия по школе и на пришкольный участок.

Окружающий мир и его изучение (7 ч)

Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя.

Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивать предметы и объединять в группы (классифицировать).

Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, воображение, фантазия, настойчивость, умение размышлять и делать выводы).

Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; живая, неживая природа. Наблюдения объектов и явлений природы.

Практическая работа по сбору информации о предметах с помощью органов чувств.



Разнообразие и красота растений (20 ч)

Многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), их изображение на рисунке, схеме, модели. Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет).

Дикорастущие деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников и травянистых растений.

Как человек использует древесину, как беречь эти изделия. Экономное расходование бумаги, повторное использование бумажных отходов. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения, их целебные свойства и использование. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса) и удивительные растения мира.

Значение растений в природе и жизни человека, бережное отношение к ним. Необходимость сохранения видового многообразия дикорастущих растений. Красная книга России. Растения родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.

Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих. Где и как выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

Декоративные и комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; уход за комнатными растениями; зарисовка растений, моделирование их строения.

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер, в теплицу).

Разнообразие грибов (3 ч)

Многообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба (грибница, плодовое тело, шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и др.). Значение грибов для природы, их использование человеком.

Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.

Разнообразие и красота животных (25 ч)

Многообразие животных: внешний вид, среда обитания, способы питания и защиты. Условия жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Их взаимосвязь с растениями (пища, кров, защита).

Признаки, по которым животных объединяют в группы (строение тела, кожный покров, размножение). Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп животных. Краткая характеристика видового разнообразия (особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания). Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае, бережное отношение к ним. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.

Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные домашние животные, выращиваемые в родном крае.

Причины исчезновения некоторых видов животных. Забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.

























Тематическое планирование уроков окружающего мира

1 класс (65 часов, 2 часа в неделю)

Название и № темы

Формируемые

Воспитание

Понятия

Предметные умения

УУД

ТЕМА 1.

Младший школьник

Школа, учитель, ученик, класс, одноклассник, урок, перемена, расписание уроков, режим дня школьника, школьные принадлежности, условный знак, дорожный знак, личная гигиена, культурное, безопасное, экологически грамотное поведение

Наблюдение предметов окружающего мира; замена предметов и действий условными обозначениями; моделирование предметов окружающего мира и ситуаций культурного, безопасного, экологически грамотного поведения в школе, общественных местах, на природе.

Принимать познавательную (учебную) задачу; извлекать информацию из иллюстрированного материала, собственных наблюдений, слов учителя; описывать наблюдаемые предметы окружающего мира; задавать вопросы и отвечать на них; сравнивать предметы, находить сходства и различия; работать в парах; давать оценку поведению школьников и окружающих людей.

Воспитывать аккуратность в одежде, в обращении с учебными принадлежностями; соблюдать чистоту в школе, классной комнате, на рабочем месте, на пришкольном участке; соблюдать правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественных местах, на природе, воспитывать культуру поведения и навыки соблюдения личной гигиены.

ТЕМА 2.

Окружающий мир и его изучение.

Метод познания, метод наблюдения, источник информации, опыт; органы чувств; признак, свойство; природа, изделия человека, живое, неживое

Целенаправленно осуществлять наблюдение; высказывать и аргументировать их; анализировать предметы, рисунки, наблюдения; сравнивать и объединять предметы по определенным основаниям; определять отличительные признаки, выявлять общие для групп предметов существенные признаки, служащие основой для их объединения.

Развивать произвольное внимание, речь, воображение.

Воспитывать интерес к изучению окружающего мира

ТЕМА 3.

Разнообразие и красота растений

Растение - живое существо; части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод); деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные растения; гербарий; лекарственные, ядовитые растения; дикорастущие, культурные растения; овощи, фрукты, ягоды, орехи; зерновые, технические культуры.

Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать предметы, определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения в группы.

Извлекать информацию из разных источников, анализировать и обобщать ее, делать простые выводы; работать в парах; выполняют творческие работы по составлению рассказов по картинкам; оценивать свое и окружающих людей поведение в природе (экологически грамотное и безопасное)

Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе, на уроке-экскурсии; интерес к наблюдениям за растениями.

ТЕМА 4.

Разнообразие грибов

Гриб - живой организм; съедобные и несъедобные грибы, пластинчатые и трубчатые грибы, строение шляпного гриба (грибница, плодовое тело шляпного гриба: шляпка, ножка), условия, необходимые для роста и развития; плесневые и дрожжевые грибы

Характеризовать и описывать грибы, выявлять условия для их роста и развития, аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам.

Распределять работу в парах при выполнении практических работ, моделировать предметы окружающего мира, работа с иллюстрациями как источником информации.

Аккуратность при выполнении практических работ, желание сделать красивое и правильное изделие, коммуникативные умения.

ТЕМА 5.

Разнообразие и красота животных

Существенные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных; способ питания, образ жизни, среда обитания, способ защиты; дикие и домашние животные, Красная книга животных.

Умение классифицировать животных, выделять существенные и отличительные признаки разных групп животных, наблюдать их внешний вид, образ жизни, способ питания, способ защиты; понимать, на что надо обращать внимание, чтобы отнести животное к определенной классификационной группе; правила ухода за домашними питомцами.

Сравнивать, анализировать, обобщать, моделировать предметы окружающего мира, работать в парах, готовить небольшие сообщения, понимать главную мысль текста, умение представлять полученную информацию в рисунке или модели; коммуникативные умения.

Бережное отношение ко всему живому на Земле, безопасное поведение с дикими и домашними животными экологически грамотное обращение с животными; интерес к наблюдениям за животными.



В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен


знать:

правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

растения, грибы, животные – живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;

существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

2–4 представителя изучаемых систематических групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;

представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;

способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.


понимать:

в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;

многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.


уметь:

различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;

сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями;

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели и др.;

представлять результаты учебнопознавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);

формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;

создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.


Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

обеспечения безопасности своей жизни;

ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;

проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;

выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

Учебно-методическое обеспечение:


Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений: интегрированный курс. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях/ О.Т. Поглазова. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Поглазова О.Т. Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Поглазова, О. Т. Окружающий мир: Программы образовательных учреждений 1 – 4 класс.- изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.


Дополнительная литература


Я познаю мир. Детская энциклопедия / Под. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. – М.: Колос, 1992.

Денисова Г.А. Удивительный мир растений. – М.: Просвещение, 1981.

Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.




Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

1) урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

2) урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ;

3) урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

4) урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

5) урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

6) комбинированный урок – КУ;

7) урок практической работы – УПР;

8) экскурсия – Э.
























Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос