ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе ФГОСТ примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.).
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, технология, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Место предмета в базисном учебном плане
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год по плану – 33.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в 1-й четверти – 9.
Количество часов во 2-й четверти – 7.
Количество часов в 3-й четверти – 10.
Количество часов в 4-й четверти – 6. (1 урок выпадает на праздничный день – 1 мая)
Количество часов в год дано – 32.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Рисование с натуры (рисунок, живопись) |
9 |
2 |
Рисование на темы |
8 |
3 |
Декоративная работа |
8 |
4 |
Лепка |
3 |
5 |
Аппликация |
2 |
6 |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас |
3 |
Содержание тем учебного курса
Виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование на темы
Декоративная работа
Лепка
Аппликация
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Тема 1: «В мире волшебных красок» 8 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
-
правила работы с акварельными, гуашевыми красками
-
названия главных и составных цветов
-
технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
-
правила работы с пластилином
-
приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства
уметь:
-
работать кистью
-
выполнять декоративные цепочки
-
рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
-
рисовать по памяти и представлению
-
передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
-
лепить листья по памяти и представлению
-
выполнять кистью простейшие элементы растительного узора
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 5 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
-
правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой
-
правила и технику выполнения орнамента
-
технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
-
правила работы с пластилином
уметь:
-
уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению
-
выделять элементы узора в народной вышивке
-
составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции
-
передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
-
лепить фрукты по памяти и представлению
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 3: «Красота вокруг нас» 13 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
-
понятие «иллюстрация»
-
элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца
-
о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи
-
элементы узора Хохломы, Гжели
уметь:
-
выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям
-
выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
-
изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги
-
применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи
-
выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
-
самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
-
творчество А. Саврасова
-
особенности работы с пластилином, правила лепки
-
элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку
-
правила работы с гуашью, правила смешивания цветов
-
приёмы работы, технику выполнения аппликации
уметь:
-
передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению
-
лепить птиц по памяти и представлению
-
выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора
-
рисовать с натуры разнообразные цветы
-
составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство»
к концу первого года обучения
Должны знать /понимать:
-
названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
-
элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
-
о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
-
с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Уметь:
-
правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
-
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
-
правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
-
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-
применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
-
рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
-
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
-
выполнять простейшие композиции – аппликации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2011;
-
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2011;
-
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2011.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей