Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г.Донецка Ростовской обл.
Программа
духовно-нравственного воспитания
младших школьников
«Я – Гражданин
своего города, своей страны»
(сроки реализации – 4 года)
Составила: учитель начальных классов
Терещенко Наталья Владимировна
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Содержание
1. Введение.
2. Пояснительная записка.
3. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
4. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
8. Приложение.
1. Введение
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г. президент обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг. в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежно свойственные любой стране в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколениям, и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия — среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.
Нормативно – правовой и документальной основой Программы духовно – нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования являются:
-
Закон Российской федерации «Об образовании»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
-
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»
-
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разработана с учетом опыта реализации воспитательной работы (гражданско-патриотической, культурно-просветительской, научно-познавательной, трудовой, спортивно–оздоровительной, семейной, профилактической), особенностей образовательного учреждения.
2. Пояснительная записка. Актуальность.
Планирование воспитательной работы является существенным звеном в системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания.
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка.
Составляющая
общих целей - освоение учениками
общечеловеческих ценностей и умение
жить в окружающем их мире.
Документ «Наш новая школа», утверждённый
президентом РФ, отмечает главные задачи
современной школы – это «раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание
порядочного и патриотичного человека,
личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном
мире».
А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определён современный национальный воспитательный идеал.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
-
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.
3. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа «Я – Гражданин своего города, своей страны» способствует решению одной из самых актуальных задач духовного и нравственного воспитания. Направленность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников направлена на формирование разносторонне развитой личности учащегося как гражданина российского общества, обладающего необходимыми знаниями, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и обучающимися. Таким образом, цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
-
любящий свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
соблюдающий нормы и правила общения;
-
проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
-
умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
-
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-
обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
-
честный и справедливый;
-
творящий и оберегающий красоту мира;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
В процессе работы предстоит:
-
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-
формирование нравственного смысла учения;
-
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
-
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
-
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
-
формирование основ российской гражданской идентичности;
-
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
-
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-
укрепление доверия к другим людям;
-
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
-
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
На основе портрета идеально воспитанного обучающегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Данная программа ориентирована на реализацию важнейших общественных функций: духовно-нравственное воспитание младших школьников, развитие и социализацию подрастающих поколений. Это определяет значимость воспитания, как важнейшей сферы деятельности детского сообщества, обеспечивающей, впоследствии, развитие и продолжение самого общества.
4. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Уровни деятельности
деятельность |
1-ый уровень |
2-ой уровень |
3-ий уровень |
Урок |
Освоение базы знаний, передача информации |
Развитие репродуктивных способностей |
Развитие познавательного потенциала |
Классный час |
Освоение норм и правил жизни в классе |
Развитие чувства ответственности, коллективизма |
|
Занятие в кружках |
Освоение дополнительных знаний |
Развитие творческих способностей, самостоятельности |
Совершенствование профессионального мастерства |
Досуговая деятельность |
Организация познавательного досуга |
Поддержание интереса к занимательному досугу |
Занятость во внеурочное время |
Социум |
Овладение нормами и правилами поведения |
Развитие чувства причастности к социуму |
Развитие социальной и гражданской активности |
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Направление «Ученик – патриот и гражданин»
Задачи:
-
элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
-
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
-
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
-
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
-
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
-
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
-
уважение к защитникам Родины;
-
умение отвечать за свои поступки;
-
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Направление «Ученик и его нравственность»
Задачи:
-
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-
различение хороших и плохих поступков;
-
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
-
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3. Направление «Моя Семь – Я»
Задачи:
-
изучение мотивов и потребностей родителей.
-
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-
уважительное отношение к традиционным религиям;
-
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
4. Направление «В здоровом теле - здоровый дух»
Задачи:
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5. Направление «В мире прекрасного».
Задачи:
-
представления о душевной и физической красоте человека;
-
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
-
интерес к занятиям художественным творчеством;
-
стремление к опрятному внешнему виду;
-
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся ведётся в следующих направлениях:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Организация родительского лектория по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания в семейном клубе.
Проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр, тематических расширенных педагогических советов.
Выпуск информационных материалов.
Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций:
традиционная акция «За здоровье и безопасность наших детей», праздники «День знаний», Осенний бал, Новогодний праздник, спортивный праздник к 23 февраля, праздник мам, «Полёт в космос», «Парад знаний», мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказки леса», «Разноцветный мир», «Солнечный зайчик».
Проведение открытых занятий для родителей и расширение образовательной среды путём привлечения родителей для проведения занятий для дошкольников:
- «Радоваться вместе» (разучивание фольклорных игр с детьми),
- «Поговорим о доброте» (тренинговые занятия)
- «Моя счастливая семья» (оформление презентаций, альбомов)
- «Творческая мастерская» (изготовление игрушек из глины, пластика, гипса);
- «Мои первые исследования» (сотворчество и сотрудничество детей, родителей и педагогов в исследовательской деятельности)
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности.
7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:
-
выход в дружественную среду;
-
ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственной современной социальной ситуации.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты (по направлениям):
Уровни результатов
|
1-й уровень |
2-ой уровень |
3-ий уровень |
1 класс |
Приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. |
|
|
2-3 класс |
|
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. |
|
4класс |
|
|
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
В нашей школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.
В начальном звене школы начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладение следующими компетенциями:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.
Достижение
трех уровней воспитательных результатов
обеспечивает появление значимых эффектов
воспитания и социализации детей –
формирование у школьников коммуникативной,
этической, социальной, гражданской
компетентности и социокультурной
идентичности в ее национально-государственном,
этническом, религиозном.
Работа с родителями
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
Изучение портрета семей
-
посещение семей на дому с целью изучения социального, образовательного и семейного портрета семьи;
-
анкетирование родителей;
-
тестирование;
-
беседа;
-
консультации;
-
родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
-
Повышение психолого-педагогических знаний родителей
-
университет педагогических знаний;
-
лекции, семинары;
-
конференции;
-
открытые уроки и классные мероприятия;
-
индивидуальные консультации;
-
дни «Открытых дверей».
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
-
родительские собрания;
-
совместные творческие дела;
-
помощь в укреплении материально-технической базы;
-
шефство над неблагополучными семьями.
Основные направления
1.Направление «Ученик – патриот и гражданин» 11 часов.
2.Направление «Ученик и его нравственность» 21час.
3. Направление «Моя Семь – Я» 24 часа 4. Направление «В здоровом теле - здоровый дух» 8 часов.
5. Направление «В мире прекрасного». 10 часов.
Уровни деятельности
деятельность |
1-ый уровень |
2-ой уровень |
3-ий уровень |
Урок |
Освоение базы знаний, передача информации |
Развитие репродуктивных способностей |
Развитие познавательного потенциала |
Классный час |
Освоение норм и правил жизни в классе |
Развитие чувства ответственности, коллективизма |
|
Занятие в кружках |
Освоение дополнительных знаний |
Развитие творческих способностей, самостоятельности |
Совершенствование профессионального мастерства |
Досуговая деятельность |
Организация познавательного досуга |
Поддержание интереса к занимательному досугу |
Занятость во внеурочное время |
Социум |
Овладение нормами и правилами поведения |
Развитие чувства причастности к социуму |
Развитие социальной и гражданской активности |
1.Направление «Ученик – патриот и гражданин»
Сроки |
Учебная деятельность |
Внеучебная деятельность |
Внешкольная деятельность |
Семейная деятельность |
I четверть |
Урок знаний «Первый раз - в первый класс». «Я гражданин». |
Изготовление сувениров к Дню пожилых людей. (кружок Волшебный квиллинг», «Умелые ручки») |
|
|
II четверть |
Государственные символы России (урок «Окружающий мир») |
«Я гражданин России» классный час |
|
Конкурс рисунков с участием родителей «Моя улица, мой город, мой дом» |
III четверть |
Урок мужества (урок чтения) |
Произведения писателей по гражданско - патриотическому воспитанию |
|
|
IV четверть |
Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» (урок чтения) |
День космонавтики (кружок «Умелые ручки» Конкурс рисунков «9 мая - праздник Великой Победы» (кружок «Жар-птица») |
Экскурсия в городской музей боевой славы |
«Мой прадедушка - герой» - встреча с ветераном ВОВ |
2.Направление «Ученик и его нравственность»
Сроки |
Учебная деятельность |
Внеучебная деятельность |
Внешкольная деятельность |
Семейная деятельность |
1 четверть |
Правила поведения в школе Презентация (урок «Окружающий мир») «Кодекс чести ученика», «Законы коллектива» (1-4 классы) |
Конкурс рисунков «Мой любимый учитель» (кружок) Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы): «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д. |
|
|
2 четверть |
Урок доброты «День матери» (урок чтения) |
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы): «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д. |
|
«Праздник дружбы» |
3 четверть |
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром» |
Правила поведения в общественных местах» (классный час) |
|
|
4 четверть |
«Какого человека называют культурным?» Этическая беседа с элементами диалога (урок письма) |
|
Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи |
Выставка «Мир моих увлечений» |
3. Направление «Моя Семь – Я»
Сроки |
Учебная деятельность |
Внеучебная деятельность |
Внешкольная деятельность |
Семейная деятельность |
1 четверть |
Беседы на уроках литературного чтения «Я надежда семьи» |
«Заповеди - нравственные законы для всех» «Моя семья - мое богатство» «Почитай отца своего и матерь твою…» «Праздники в кругу семьи» «Я и мои родители» «Папа может все что угодно». «Для любимых мам» Международный день семьи. |
конкурс рисунков беседа исследовательская работа семейные посиделки. устный журнал классный час конкурс рисунков |
Быть доброжелательными. Соблюдать заповеди. Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» |
2 четверть |
Традиции общения в японской семье (по книге В. Овчинникова «Ветка сакуры»). чтение и обсуждение прочитанного |
«Дом, в котором мне хотелось бы жить» Путешествие в прошлое своей семьи «Без прошлого нет будущего» Традиции общения в русской семье. «Супер-мама». Культура общения в современной семье. Мы славим дедов и отцов. |
классный час практикум беседа конкурс рисунков классный час |
Знать традиции общения своей семьи; ее родословную. Уметь культурно общаться. |
3 четверть |
Правила вежливого отказа, несогласия. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. Семейные ценности в художественных произведениях |
«Что значит взаимопонимание в семье» «Наши дедушки – наши бабушки» О семейных ценностях. Заповеди: как мы их исполняем. «Красота спасет мир». «Родительский дом, начало - начал». Орден твоего деда (прадеда). Ветеран живет рядом
|
Беседа устный журнал беседа дискуссия
праздник изготовление поздравительной открытки |
|
4 четверть |
|
«О семейных династиях». «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» «Для любимых наших мам» «Семейные реликвии» «Защитники родины - мои родственники». «Для меня семья –это…» |
презентация классный час концертная программа семейный праздник устный журнал практикум |
Знать о кодексе семейного здоровья. Знать о своей родословной. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков. |
4. Направление «В здоровом теле - здоровый дух»
Сроки |
Учебная деятельность |
Внеучебная деятельность |
Внешкольная деятельность |
Семейная деятельность |
1 четверть |
Я- школьник (вводная беседа) |
Режим дня - основа жизни человека Что такое осанка (беседы) |
|
Чистота-залог здоровья |
2 четверть |
|
|
|
Творческий конкурс |
3 четверть |
|
Спорт в моей семье (кружок «Юный спортсмен») |
|
|
4 четверть |
Тренировка памяти (уроки математики, чтения) |
|
В приемной у доктора «Айболита» |
Поговорим о здоровье (здоровое питание) Родительское собрание |
5. Направление «В мире прекрасного».
Сроки |
Учебная деятельность |
Внеучебная деятельность |
Внешкольная деятельность |
Семейная деятельность |
1 четверть |
|
|
«Прикоснуться к вечности» |
|
2 четверть |
«Прикоснуться к вечности» Экскурсия-презентация на художественные выставки |
|
|
комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий) |
3 четверть |
«Мои любимые книжки» |
Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники) |
|
|
4 четверть |
«Шедевры русской живописи» |
|
«Чудесный огород» (1-4 классы): Игра «Осенний калейдоскоп» Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» (1-2 классы) Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье» (3-4 классы) |
Выставка рисунков |
8. Приложение
ДИАГНОСТИКА
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики: 1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
2. Изучение межличностных отношений:
3. Формы диагностики:
диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); Тест « Общение в семье» (автор Т. В. Степанова) При заполнении анкеты проставьте знак «+» в соответствующей графе.
Оценка результатов анкеты. За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое «иногда, отчасти»- 1 балл, за «нет» -0. Далее подсчитывается количество набранных баллов. Более 20 баллов. Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но не- достаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения Игровой тренинг для учащихся и родителей Задание 1. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания – 5-6 минут. Задание 2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания – 6-7 минут. Задание 3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, «в детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нельзя…» Время выполнения задания – 5-6 минут. Задание 4. В круг поочередно вызываются взрослые и подростки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1,2,3 – слезами горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор. должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут. Задание 5. Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила – была кошка». Время выполнения задания – 5-6 минут. Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», затем пожимают друг другу руки. Тест для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка?» Автор С.П. Акутина Я знаю, кто его/ее лучший друг: 1) совершенно точно, 2) приблизительно, 3) не знаю. Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом: 4) делаю вид, что ничего не замечаю, 5) сразу же подробно обо всем расспрашиваю, б) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам. Как обо мне думают его/ее друзья? 7) положительно, 8) меня это не интересует, 9) не очень хорошо. Как я отреагирую, если у моего сына/дочери появится взрослый друг/подруга вне семьи? 10) отрицательно. 11) постараюсь узнать его/ее поближе, 12) все оставлю на его/ее усмотрение. Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно: 13) запрещу дружить, 14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод, 15) не обращу внимания. Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга? I6)был, 17) не был, 18) не могу сказать. Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если: 19) он плохо влияет на сына/дочь, 20) его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой, 21) он не соответствует моим представлениям о друге. друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес? 22) в большинстве случаев могу, 23) это удается только иногда, 24) вообще не удается. Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой: 25) всегда подробно, 26) не рассказывает совсем, 27) рассказывает только об отдельных случаях. Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке: 28) радуюсь 29) категорически возражаю 30) мне все равно Подсчитайте баллы за каждый ответ: 1—56, 2—36, 3—06, 4—26, 5—06, 6—56, 7—56, ‘)б9—1б, 10—Об, 11—56, 12—26, 13—16, 14—56, 15—16, 16—36, 17—16, 18—06, 19—36, 20 - 1б, 21—16, 22—56, 23—36, 24—16, 25—16, 26—06, 27—36, 28—56, 29—16, З0—Об. Оптимальное количество баллов — 44, минимальное — 3. Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе. |
Анкета «Знакомство с родителями»
На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?
Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»
С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
Знаете
ли вы друзей и приятелей своего ребенка
в коллективе?
Назовите
их.
Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведет себя ваш ребенок дома?
Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Литература
-
Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
-
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
-
Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
-
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
-
Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
-
Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике. Омск: ОмГУ, 2004
-
Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007.
-
От гражданского образования – к демократической школе: материалы проекта «Роль администраторов школ в гражданском образовании». – Ярославль, 2001
-
Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
-
Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006
-
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
-
Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
-
Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
-
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
-
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
-
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
-
Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
-
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
-
Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.
-
Балабанова И.П. Уроки этики: учение с увлечением /Начальная школа.-2002, №12
-
Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?/Начальная школа.-2004, №3
-
Лежнева Л.И. Учимся общаться /Начальная школа. – 1990, №12
-
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002
-
Волович А. Программа по этике для учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ /Воспитание школьников.-2002, №10
-
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения 1-4 классы/ М.: Глобус, 2007
-
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Зрительная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками и школьниками: методика проведения комплексов упражнений»
- Вебинар «Рисование ребром ладони как нетрадиционная техника рисования в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»