МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШИТБАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Г.ТУКАЯ»
АРСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Внеурочная деятельность основного общего образования.
ПРОГРАММА
элективного курса «Введение в ЕГЭ»
по учебному предмету «Русский язык»
для 8 класса
Направление внеурочной деятельности - общекультурное
Автор-составитель:
Шарипова Рузалия Фаритовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ашитбашская средняя общеобразовательная школа имени Г.Тукая»
Арского муниципального района
Республики Татарстан
2012 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)» может быть использована в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 8 класса в целях успешной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам основной школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Цели курса: освоение учащимися 8 класса норм русского литературного языка, подготовка их к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками основной школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение учащихся осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-7 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Планируемые результаты:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
Личностные результаты:
1) понимание русского языка
как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей
роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного
образования;
2) достаточный объём
словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные результаты:
1) владение разными видами
чтения текстов разных стилей и жанров;
2)способность извлекать информацию
из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
3)овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
4)способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
5)владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога);
6)соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
7) применение приобретенных
знаний, умений и навыков в повседневной
жизни;
Система оценки планируемых
результатов, подведение итогов реализации
программы (формы контроля):
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на двух уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Структура курса
В основу элективного курса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа элективного курса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий ЕГЭ.
Содержание программы
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Языковые нормы. Литературный язык. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Обобщающее повторение.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Тип урока |
Виды учебной деятельности |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Дата проведения |
|
План |
Фактически |
|||||||
|
Введение. Нормативные и методические документы по Г(и)А. Особенности ЕГЭ по русскому языку |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
лекция |
Устный опрос |
Уметь определять тему и основную мысль текста |
|
|
|
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
работа с тестами
|
А1 |
Уметь ставить ударение в слова |
|
|
|
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Лексический анализ слов |
А2 |
Уметь различать паронимы |
|
|
|
Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Самостоятельная работа |
А2 |
Уметь различать паронимы |
|
|
|
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Практикум |
А3 |
Знать морфологические признаки разных частей речи |
|
|
|
Морфологический анализ слов разных частей речи. |
1 |
Урок применения знаний, умений и навыков |
Выполнение тестовых заданий |
А3 |
Знать морфологиче-ские признаки разных частей речи |
|
|
|
Синтаксические нормы Построение предложения с деепричастием. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Самостоятельная работа
|
А4 |
Знать грамматические нормы построения предложений с деепричастием |
|
|
|
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение СПП. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Синтаксический анализ предложений |
А5 |
Знать построение предложений с однородными членами, построение СПП. |
|
|
|
Синтаксические нормы. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Синтаксический анализ предложений |
А6 |
Знать синтаксические нормы |
|
|
|
Текст. Смысловая и компози-ционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Работа с текстами |
А7 |
Уметь определять композицию текста |
|
|
|
Средства связи предложений в тексте. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Композиционный анализ текста |
А8 |
Уметь логически связывать предложения |
|
|
|
Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Грамматический разбор предложения |
А9 |
Уметь находить основу предложения |
|
|
|
Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. СП с разными видами связи. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Грамматический разбор |
А10 |
Уметь различать простые и сложные предложения |
|
|
|
Грамматические признаки частей речи |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Работа по опорной таблице |
А11 |
Знать грамматические признаки частей речи |
|
|
|
Лексическое значение слова |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Лексический анализ слов |
А12 |
Уметь определять лексическое значение слова |
|
|
|
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Работа по опорной таблице |
А13 |
Знать правописание суффиксов |
|
|
|
Правописание корней. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Работа по опорной таблице |
Словарный диктант А14 |
Знать правописание корней, уметь выполнять тестовые задания, правильно заполнять бланки ответов |
|
|
|
Правописание приставок. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Работа по опорной таблице |
Словообразовательный разбор А15 |
Знать правописание приставок и суффиксов, уметь выполнять тестовые задания, правильно заполнять бланки ответов |
|
|
|
Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Выполнение упражнений |
А16 |
Уметь определять спряжение глагола |
|
|
|
Правописание суффиксов различ-ных частей речи (кроме –Н- и –НН-). |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
тренинг
|
А17 |
Знать правописание суффиксов |
|
|
|
Правописание НЕ и НИ. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
работа с тестами |
А18 |
Знать правописание НЕ/НИ с разными частями речи |
|
|
|
Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Исследовательская работа |
А19 |
Уметь различать омонимичные слова |
|
|
|
Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. |
1 |
Урок применения знаний, умений и навыков |
Самостоятельная работа |
А1-20 |
Уметь выполнять тестовые задания |
|
|
|
Пунктуация в ССП и в простом предложении с однородными членами |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Пунктуационный разбор предложений |
А20 |
Уметь произвести синтаксический разбор простых предложений |
|
|
|
Знаки препинания в предложении с обособленными членами |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Пунктуационный разбор предложений |
А21 |
Уметь произвести синтаксический разбор простых предложений |
|
|
|
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грам-матически не связанными с членами предложения |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Пунктуационный разбор предложений |
А22 |
Уметь произвести синтаксический разбор простых предложений |
|
|
|
Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Пунктуационный разбор предложений |
А23 |
Уметь произвести синтаксический разбор простых предложений |
|
|
|
Знаки препинания в бессоюзных предложениях |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Пунктуационный разбор предложений |
А24 |
Уметь произвести синтаксический разбор сложных предложений |
|
|
|
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Пунктуационный разбор предложений |
А25 |
Уметь произвести синтаксический разбор сложных предложений |
|
|
|
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Пунктуационный разбор предложений |
А26 |
Уметь произвести синтаксический разбор сложных предложений |
|
|
|
Информационная |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Стилистический анализ текста |
А27 |
Уметь определять стили речи |
|
|
|
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Анализ текстов |
А28 |
Уметь характеризовать текст |
|
|
|
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Анализ текстов |
А29 |
Уметь определять типы речи |
|
|
|
Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
лексический разбор |
А30 |
Уметь произвести лексический разбор |
|
|
|
Тренировочно-диагностическая работа по обработке письменных текстов различных стилей и жанров |
1 |
Урок применения знаний, умений и навыков |
Самостоятельная работа |
А21-30 |
Уметь выполнять тестовые задания |
|
|
Литература для учителя
1. Розенталь Д.Е. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет.
2. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно- методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
4. ЕГЭ-2009. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо», 2009 г.
5.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2010;
6.Единый государственный экзамен. 2012: Русский язык. – М.: Просвещение, 2011.
7.
Юминова Е. Учимся выполнять задание А28
на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к
газете «1 сентября», № 8, 2008.
8. Хаустова
Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ.
«Русский язык». Приложение к газете «1
сентября», № 4, 2008.
Литература для учащихся
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания»;
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».;
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка»;
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
-
Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2011.
-
Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
-
Львова С.И. ЕГЭ 2012-13. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2012.
8.Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский
язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2012.
Образовательные диски
1.Электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);
2.Репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);
3.Обучающая программа “Фраза”;
Технические
средства обучения.
-
Компьютер
-
Интерактивная доска
-
Видеопроектор
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Зрительная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками и школьниками: методика проведения комплексов упражнений»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Рисование ребром ладони как нетрадиционная техника рисования в работе с дошкольниками и младшими школьниками»