В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Введение в ЕГЭ

Файл прикреплен к материалу: Введение в ЕГЭ
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АШИТБАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Г.ТУКАЯ»

АРСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН








Внеурочная деятельность основного общего образования.




ПРОГРАММА


элективного курса «Введение в ЕГЭ»

по учебному предмету «Русский язык»

для 8 класса



Направление внеурочной деятельности - общекультурное



Автор-составитель:

Шарипова Рузалия Фаритовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ашитбашская средняя общеобразовательная школа имени Г.Тукая»

Арского муниципального района

Республики Татарстан


2012 год

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)» может быть использована в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 8 класса в целях успешной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам основной школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.


Цели курса: освоение учащимися 8 класса норм русского литературного языка, подготовка их к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками основной школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.


Задачи курса:

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение учащихся осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;


Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ.


Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.


Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-7 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.



Планируемые результаты:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

Личностные результаты:


1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)  владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
2)способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

3)овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

4)способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

5)владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога);

6)соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

7) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
Система оценки планируемых результатов, подведение итогов реализации программы (формы контроля):

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на двух уровнях:

- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

- промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Структура курса

В основу элективного курса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа элективного курса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий ЕГЭ.

Содержание программы


Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.

Языковые нормы. Литературный язык. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.


Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Обобщающее повторение.


Календарно-тематическое планирование


Тема

Количество часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Фактически

Введение. Нормативные и методические документы

по Г(и)А. Особенности ЕГЭ по русскому языку

1

Урок усвоения но­вых знаний

лекция

Устный опрос

Уметь определять тему и основную мысль текста



Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

1

Урок усвоения но­вых знаний

работа с тестами

А1

Уметь ставить ударение в слова



Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.

1

Урок усвоения но­вых знаний

Лексический анализ слов

А2

Уметь различать паронимы



Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне.

1

Урок усвоения но­вых знаний

Самостоятельная работа

А2

Уметь различать паронимы



Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1

Урок усвоения но­вых знаний

Практикум

А3

Знать морфологические признаки разных частей речи



Морфологический анализ слов разных частей речи.

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Выполнение тестовых заданий

А3

Знать морфологиче-ские признаки разных частей речи



Синтаксические нормы Построение предложения с деепричастием.

1

Урок усвоения но­вых знаний

Самостоятельная работа

А4

Знать грамматические нормы построения предложений с деепричастием



Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение СПП.

1

Урок усвоения но­вых знаний

Синтаксический анализ предложений

А5

Знать построение предложений с однородными членами, построение СПП.



Синтаксические нормы.

1

Урок усвоения но­вых знаний

Синтаксический анализ предложений

А6

Знать синтаксические нормы



Текст. Смысловая и компози-ционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

1

Урок усвоения но­вых знаний

Работа с текстами

А7

Уметь определять композицию текста



Средства связи предложений в тексте.

1

Урок усвоения но­вых знаний

Композиционный анализ текста

А8

Уметь логически связывать предложения



Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Грамматический разбор предложения

А9

Уметь находить основу предложения



Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. СП с разными видами связи.

1

Урок усвоения новых знаний

Грамматический разбор

А10

Уметь различать простые и сложные предложения



Грамматические признаки частей речи

1

Урок усвоения новых знаний

Работа по опорной таблице

А11

Знать грамматические признаки частей речи



Лексическое значение слова

1

Урок усвоения новых знаний

Лексический анализ слов

А12

Уметь определять лексическое значение слова



Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа по опорной таблице

А13

Знать правописание суффиксов



Правописание корней.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа по опорной таблице

Словарный диктант

А14

Знать правописание корней, уметь выполнять тестовые задания, правильно заполнять бланки ответов



Правописание приставок.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа по опорной таблице

Словообразовательный разбор

А15

Знать правописание приставок и суффиксов, уметь выполнять тестовые задания, правильно заполнять бланки ответов



Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.

1

Урок усвоения новых знаний

Выполнение упражнений

А16

Уметь определять спряжение глагола



Правописание суффиксов различ-ных частей речи (кроме –Н- и –НН-).

1

Урок усвоения новых знаний

тренинг

А17

Знать правописание суффиксов



Правописание НЕ и НИ.

1

Урок усвоения новых знаний

работа с тестами


А18

Знать правописание НЕ/НИ с разными частями речи



Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

1

Урок усвоения новых знаний

Исследовательская работа


А19

Уметь различать омонимичные слова



Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Самостоятельная работа

А1-20

Уметь выполнять тестовые задания



Пунктуация в ССП и в простом предложении с однородными членами

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуационный разбор предложений

А20

Уметь произвести

синтаксический разбор простых предложений



Знаки препинания в предложении с обособленными членами

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуационный разбор предложений

А21

Уметь произвести

синтаксический разбор простых предложений



Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грам-матически не связанными с членами предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуационный разбор предложений

А22

Уметь произвести

синтаксический разбор простых предложений



Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами)

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуационный разбор предложений

А23

Уметь произвести

синтаксический разбор простых предложений



Знаки препинания в бессоюзных предложениях

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуационный разбор предложений

А24

Уметь произвести синтаксический разбор сложных предложений



Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуационный разбор предложений

А25

Уметь произвести синтаксический разбор сложных предложений



Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуационный разбор предложений

А26

Уметь произвести синтаксический разбор сложных предложений



Информационная

1

Урок усвоения новых знаний

Стилистический анализ текста

А27

Уметь определять стили речи



Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ текстов

А28

Уметь характеризовать текст



Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ текстов

А29

Уметь определять типы речи



Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами

1

Урок усвоения новых знаний

лексический разбор

А30

Уметь произвести лексический разбор



Тренировочно-диагностическая работа по обработке письменных текстов различных стилей и жанров

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Самостоятельная работа

А21-30

Уметь выполнять тестовые задания



Литература для учителя


1. Розенталь Д.Е. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет.

2. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно- методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

4. ЕГЭ-2009. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо», 2009 г.

5.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2010;

6.Единый государственный экзамен. 2012: Русский язык. – М.: Просвещение, 2011.

7. Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 8, 2008.
8. Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 4, 2008.


Литература для учащихся


  1. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания»;

  2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».;

  3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка»;

  4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

  5. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2011.

  6. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.

  7. Львова С.И. ЕГЭ 2012-13. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2012.

8.Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2012.

Образовательные диски

1.Электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

2.Репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

3.Обучающая программа “Фраза”;


Технические средства обучения.


  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

  3. Видеопроектор

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru