В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа внеурочной деятельности "Здоровый школьник, здоровое общество"





Программа внеурочной деятельности




















Автор: Маргарита Ивановна Татомир,

учитель начальных классов,

МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школы №2»



Черлак 2012

Содержание

  1. Информационная карта программы ___________

  2. Пояснительная записка_________________________

  3. Концепция программы_________________________

  4. Условия и механизмы реализации программы____

  5. Кадровое обеспечение _________________________

  6. Механизм определения результативности ________

  7. Психолого-педагогическое сопровождение детей __

  8. Место реализации программы __________________

  9. Этапы реализации_____________________________

  10. Планируемые результаты ______________________

  11. Предполагаемые результаты педагогической деятельности

  12. Библиографический список ______________________

  13. Приложение ___________________________________





























Информационная карта программы

Паспорт программы

Полное название программы

«Здоровый школьник. Здоровое общество»


Основания для разработки программы

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- 5-ть основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»;

- Программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения.


Цель программы

создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный безопасный отдых детей, их оздоровление, нравственное воспитание и творческое развитие.

Задачи программы

- создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы, направленной на привитие навыков здорового образа жизни;

- создание условий для формирования у каждого воспитанника гражданской позиции;

- способствовать привитию правил безопасного поведения и ответственности за свои поступки.

Участники программы

- школьная социально-психологическая служба, - повар и помощники повара; -медицинский работник; - руководитель физической культуры; - музыкальный руководитель; - руководители кружков; -обслуживающий персонал; - школьный библиотекарь.

Краткое содержание программы

МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» имеет большой опыт организации социально-значимой деятельности учащихся и в настоящее время использование проектной и исследовательской деятельности является системообразующим элементом воспитательной системы школы. Одним из направлений решения воспитательных задач является продолжение работы во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления младших школьников. Формой реализации данной программы мы выбрали сюжетно-ролевую игру – путешествие «Школьный калейдоскоп», которая позволит нам раскрыть задуманную идею.

1 четверть - в калейдоскопе обозначают оттенки жёлтого цвета.

2 четверть – оттенки синего цвета,

3 четверть – оттенки красного цвета,

4 четверть – оттенки зелёного цвета.

Ребята в течение четверти, через участие в различных спортивных мероприятиях должны собрать определённую фигурку символизирующую здоровый образ жизни. Затем оформить стенгазету, выпустить буклет, сделать заметку в школьную газету и оставить информацию на школьном сайте и др..


Основные направления внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

младших школьников

        • Подпрограмма «Я помогу тебе, ты помоги мне» социально-психологическое;

        • Подпрограмма «Ученик и его семья» организация социального партнёрства семья и образовательное учреждение;

        • Подпрограмма «Если хочешь быть здоров» спортивно-оздоровительное;

        • Подпрограмма «Школа безопасности» здоровье-сберегающее.


Перечень основных мероприятий программы

  • утренняя зарядка,

  • физкультурные минутки на уроках,

  • элементы игровой терапии,

  • оздоровительные процедуры в районной детской поликлинике, витаминизция,

  • спортивные часы, весёлые старты,

  • игры на воздухе,

  • турпоходы, велогонки

  • народные игры,

  • викторины, конкурсы рисунков,

  • марафоны,

  • экскурсии в краеведческий музей, Ачаирский монастырь, Черлакский Свято-Никольский храм….

Сроки реализации программы

Начальная школа (1-4 классы)


Ожидаемые результаты реализации Программы

- 1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.

3.Укрепление здоровья младших школьников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Повышение уровня духовно-нравственных качеств.

6. Укрепление связи с социальными партнёрами.


Система организации контроля над исполнением программы

Директор ОУ.

















«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский











Пояснительная записка.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе. Поэтому тема здоровья человека, здоровья подрастающего поколения — достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья сегодняшних школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье младшего школьника ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школы в условиях реализации требований новых Стандартов второго поколения поэтому и возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.. Известно, что для выполнения любой профессиональной деятельности человек должен быть здоров, будь он врачом, ученым или механизатором, слесарем и т.д. а здоровье - это состояние полного физического, психологического или социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физического дефекта. Здоровье выгодно биологически - организм сохраняет более эффективно и долговременно свою природу. Здоровье выгодно экономически – здоровые люди сохраняет трудовые ресурсы, здоровье детей определяет экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, взрослый человек отличается цветущим видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией. Говоря о положительных эмоциях также известно, что в педагогике поощрение считается более эффективным воздействием на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье (и наоборот).

Поэтому организация жизнедеятельности всех участников образовательного процесса строится с учетом создания безопасных и комфортных условий для каждого и на каждом рабочем месте, здоровьесберегающих технологий.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

В распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их – значит не решать главную задачу образования – подготовку ребёнка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности.

  В целом, вся программа направлена на принятие правильных решений детьми в отношении к своему здоровью.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы внеурочной деятельности «Здоровый школьник. Здоровое общество ».

Разработка данной программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления младших школьников была вызвана:

– повышением спроса родителей на организованный отдых обучающихся в условиях школы и посёлка;

– необходимостью использования творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:

- социально-псилогогическое направление «Я помогу тебе, ты помоги мне»

- спорт, здоровье и отдых «Если хочешь быть здоров»;

- приобретение навыков ОБЖ при ЧС в случае пожара, на дороге «Школа безопасности»;

- организация социального партнёрства образовательного учреждения и семьи «Ученик и его семья»;

Программа реализуется в течение 4-х лет, т.е. 1-4 класс, содержание

её раскрывается подпрограммами по основным видам деятельности.



Основные направления деятельности классного коллектива:

«Муравей» (трудовое)



«Ученик и его семья» (Взаимодействие с семьёй ученика)



«Секреты моего мира» (работа с проблемными)






«Если хочешь быть здоров…» (спорт, здоровье)



«Школа безопасности» (ЮИДД, ЮДП)





Здоровый школьник. Здоровое общество



«Посмотри вокруг себя» (нравственное)



«Зелёные фуражки» (патриотическое)



«Друзья природы» (экологическое)



«Весельчаки» (культурно-досуговое)




«Вожатый» (Взаимодействие

с ДО «Алые паруса», д.с.№9)

«Я помогу тебе, ты помоги мне»

(Школьная социально-психологическая служба)

(спорт, здоровье





Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Конституцией РФ;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- 5-ти основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»;

- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10;

- Программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения.



Концепция программы

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка, владеющего навыками безопасного поведения при ЧС; формирования социально-активной личности; развития индивидуальных творческих способностей.

Однако анализ здоровья обучающихся свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные заболевания. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство обучающихся живут в неполных семьях, у некоторых детей родители – опекуны. В большинстве неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По результатам анкетирования 64 % родителей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все родители считают, что здоровье основная составляющая в жизни ребёнка.

Очень часто можно видеть детей младшего школьного возраста на улицах без присмотра родителей. Иногда это приводит к безпризорничеству и нарушениям правил дорожного движения.

Так как школа является центральным социальным институтом образования, то, стало быть, школа и есть главный виновник горьких плодов воспитания. Оказавшись в экстремальной ситуации, дети чаще всего не владеют навыками безопасного поведения.

Отсюда вытекает вывод: максимально задействовать, привлечь, отвлечь от пагубного влияния младшего школьника. Поэтому помощь социальных партнёров: МЧС посёлка, ГИБДД, Централизованная детская библиотека, РДК, ДДТ необходима.

Учебный год - хорошее время для реализации задуманных идей, занятия делами в свободное от учёбы время и во время учебного процесса. Учитывая все вышесказанное, мы ставим перед собой следующие цель и задачи:

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный безопасный отдых детей, их оздоровление, нравственное воспитание и творческое развитие.

Задачи: - планирование воспитательной деятельности с учетом 5-ти основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»;

- организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей;

- способствовать профилактике правонарушений и безнадзорности среди младших школьников;

- способствовать формированию необходимых для жизни социальных навыков и в первую очередь умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки.

- организовать связи с воспитательным социумом посёлка.

Для формирования у ребят общественно значимых мотивов и практического сознания, за счёт которых у них должны сложиться способности каждое своё индивидуальное действие всегда производить с учётом интересов окружающих людей, необходим выход за пределы учебной деятельности. По мнению психологов, ведущий вид деятельности для младшего школьника, является игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, проектная и т.д.).

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь, в которой нет схем и правильных образцов, формирующих интересы ребёнка. Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень мыслящей, творческой личности. Поэтому формой реализации данной программы мы выбрали игру – путешествие «Школьный калейдоскоп ».

Вы спросите «Почему калейдоскоп?». Если заглянуть в толковый словарь, то можно найти следующее толкование слова калейдоскоп. КАЛЕЙДОСКОП (от греч. kalos — красивый, eidos — вид и ...скоп), трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Изобретен Д. Брюстером в 1817, впоследствии стал детской игрушкой. В переносном смысле — быстрая смена лиц, событий. В школе ведь так и происходит: учебную деятельность сменяет игровая и т.д. Особенно после уроков ребят можно увидеть и в спортивном зале, и на сцене, и классной комнате, готовящихся к какому-либо творческому, интеллектуальному или спортивному мероприятию.

Наличие условий для выполнения программы

(краткое описание материально-технической базы):

Школа имеет большой спортивный зал со спортивным инвентарём (скакалки, мячи, обручи, столы и комплекты для тенниса), оборудованный тренажёрный зал, комнаты для временного пребывания, оснащённые современной мультимедийной техникой с выходом в сеть Интернет. Имеется методическая литература, теле-видео аппаратура, музыкальный центр, с набором кассет и дисков караоке, настольными играми (шашки, шахматы), канцелярские товары. Имеется также школьная библиотека, которая оснащена новыми книжными изданиями, компьютерный класс, столовая на 120 посадочных мест. На территории школы - спортивная площадка, беговая дорожка, футбольное поле.

Механизмами реализации программы являются - разработанные проекты подпрограмм по основным направлениям внеурочной деятельности: - «Ученик и его семья»;

  • - «Если хочешь быть здоров…» (подпрограмма здоровьесберегающего воспитания).

  • «Секреты моего мира» (работа с проблемными учащимися).

  • «Школа безопасности» (подпрограмма взаимодействия с социумом посёлка «ЮДП, ПЧ №47, «ЮИДД» ГИБДД).

  • «Весельчаки» (подпрограмма организации досуговой деятельности).

  • «Друзья природы» (подпрограмма экологического воспитания).

  • «Посмотри вокруг себя» «Я помогу тебе, ты помоги мне»; (подпрограмма духовно-нравственного воспитания учащихся).

  • «Муравей» (подпрограмма трудовой деятельности учащихся).

  • «Зелёные фуражки» (подпрограмма патриотического направления).

  • «Вожатый» (подпрограмма взаимодействие с ДО «Алые паруса»)

  • «Ученик и его семья».

Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

- комплексности оздоровления и воспитания ребёнка; - гуманизации отношений; - социально-значимой направленности деятельности; - взаимосвязи с семьёй и социальной средой; - массовости и добровольности участия в делах школы; - дифференциации воспитания;

- учёта половозрастных и индивидуальных особенностей детей;

- построения отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;

- соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.

Кадровое обеспечение (штаты):

- руководитель физической культуры;

- школьная социально-психологическая служба;

- музыкальный руководитель;

- руководители кружков;

- медицинский работник;

- обслуживающий персонал; - повар и помощники повара; - школьный библиотекарь.

Механизм определения результативности программы:

Оценка эффективности программы:

- отсутствие заболеваний и травм;

- высокая активность детей в реализации программы;

- положительные отзывы участников программы;

-положительные отзывы об организации внеурочной деятельности со стороны родителей и общественности;

-отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде;

-проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.

Психолого-педагогическое сопровождение детей:

- наблюдение (планомерное целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни);

- метод игры и игрового тренинга;

- метод педагогического воздействия;

- беседа;

- анализ результатов творческой деятельности;

- анкетирование;

- рефлексия дня.


Место реализации программы:

МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа 2»

Сроки реализации: 4 года обучения (1-4 класс).2012-2016 год

Участники: обучающиеся начальной школы

Этапы реализации программы.

I этап . Диагностический (сентябрь – каждого учебного года)

Задачи:

  1. Выявление склонностей и интересов обучающихся.

  2. Выявление личностных качеств.

  3. Проанализировать результаты медицинского осмотра.

  4. Определение направлений деятельности.

  5. Ожидаемый результат.

II этап. Организационный (октябрь каждого учебного года)

Задачи: 1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: РДБ, краеведческий музей посёлка, школы поселка, учреждения дополнительного образования.

2Организация социального партнёрства с государственными структурами поселка: ГУ «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, сотрудники ГИБДД и МЧС, районная детская библиотека, РДК.

3.Создание проекта программы занятости детей в свободное от занятий время.

Ожидаемый результат: содействие государственных структур реализации программы. Планирование совместной деятельности














Схема взаимодействия с воспитательным социумом посёлка.

Руководитель физической культуры.



Музыкальный

руководитель.

ГУ «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,







ГППН РОВД

Здоровый школьник, Здоровое общество



РДК, Краеведческий музей



ПЧ №47, ГИБДД






Родительская общественность

Отряд вожатых(учащиеся старших

классов). ДО «Алые паруса»





Дом детского творчества






III этап. Деятельностный этап ( октябрь, ноябрь – май каждого учебного года) включает реализацию основных подпрограмм.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

– укрепляют свое здоровье,

- познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в себе, в окружающем мире;

- участвуют во всех организуемых спортивных мероприятиях;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим.

Во время реализации программы обучающиеся оформляют уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

Ожидаемый результат: принятие всеми участниками классного коллектива игровой ситуации.

IV этап. Аналитический (май каждого года)

  • Анализ деятельности детского коллектива, реализации проекта, выявление положительных и отрицательных моментов в ходе реализации проекта.

  • Подведение итогов.

  • Выявление активных участников программы.

Награждение в конце каждой четверти.

Ожидаемый результат: корректировка программы на следующий учебный год.

Планируемые результаты для обучающихся

В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

выпускник научится:

познавательные

  • делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

у выпускников будут сформированы:

личностные

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • установка на здоровый образ жизни

выпускник научится:

регулятивные

  • уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

  • уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

выпускник научится:

коммуникативные

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

В результате освоения программы:

выпускник получит возможность научиться:

  • иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

выпускник получит возможность для формирования:

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.

Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.

Методика «Цветовых выборов»-оценка актуального эмоционального состояния.

Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.

Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.

Методики на оценку познавательных способностей.

Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе

Форма подведения итогов

-открытые занятия;

- театрализованное представление для обучающихся школы;

-выставка творческих работ;

-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.

Прогнозируемые результаты:

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.

3.Укрепление здоровья младших школьников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Повышение уровня духовно-нравственных качеств.

6. Укрепление связи с социальными партнёрами.

Предполагаемые результаты

педагогической деятельности в ходе реализации программы

- Максимальная занятость детей в свободное от занятий время;

-оздоровление и потребность в здоровом образе жизни детеймлшего школьного возраста.

-повышение мотивации к социально-полезной деятельности;

-приобретение навыков социального решения проблем;

-социализация личности подростка в современных условиях жизни;

-снижение количества правонарушений несовершеннолетними;

- повышение уровня духовно-нравственных качеств.

Пройдя все этапы программы у ребят должны сформироваться следующие ценности:

  1. Воспитывать в себе волю.

  2. Вера в свои силы и у меня все получится.

  3. Учиться быть самостоятельным и трудолюбивым.

  4. Не бояться делать добро.

  5. Уважать чужое мнение.

  6. Умение слушать и слышать.

  7. Уважение к старшим и не обижать младших.

  8. Найди себя и свое дело.

  9. Быть целеустремленным и любознательным.

  10. Ценить время. Делу – время, а потехе – час.

Ребята должны научиться жить по законам классного коллектива:

Закон здоровья: не говори себе я не могу, а скажи, что я научусь.

Закон чести: вспоминай о своей физической силе только на­едине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, дос­тоинстве.

Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!

Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, про­яви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.

Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом мо­гут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.

Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.

Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Васильева, Т.В. Ты меня понимаешь? [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т.В. Васильева. – Спб.: Акцидент, 1994.- 143 с.

  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]/ Д. В. Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. - 223с.

  3. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст]: учебное издание / А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.

  4. Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995. – 231 с.

  5. Примерные программы по внеурочной деятельности[Текст]/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др; под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.

  6. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

  7. Селиверстов, В.И.Речевые игры с детьми [Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.- 64 с.

  8. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с. 1. «Педагогика временного детского коллектива», учебное по­собие. — Владивосток, 2002.


Список литературы для обучающихся

  1. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей [Текст]: книга для учителей и родителей / В.В. Волина. - М.: Знание, 1993. – 336с.

  2. Волина В.В. Русский язык [Текст]: переиздание / В.В. Волина. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496с.

  3. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

  4. Леманн, И. 2х2+шутка [Текст]: книга для учащихся / И. Леманн. – Минск: Народная асвета, 1985. – 72с.

11. И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой «Игровая психотерапия».

Автор проекта программы внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления младших школьников:

Татомир Маргарита Ивановна,

учитель начальных классов,

моу «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2»











Приложение 1. Подпрограмма «Школа безопасности»

В настоящее время каждый ребёнок должен обладать навыками безопасного поведения в различных ситуациях. Это актуально как во время каникул, так и во время учебного года. Ведь ребёнок большую часть времени находится без контроля взрослых и может стать виновником или жертвой любой непредвиденной ситуации. Поэтому он должен быть готов к тому, чтобы правильно сориентировать и вовремя принять правильное решение. Данное направление программы можно реализовать с помощью организации социального партнёрства с воспитательными структурами посёлка: ГИБДД, ПЧ №47, работников РОВД.

Цель: организация профилактической работы при ЧС.

Задачи:

- привлечение к совместной деятельности социальных партнёров;

- пропаганда правил безопасного поведения в различных ситуациях;

- привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за своё поведение.

Основные виды деятельности:

встречи с работниками ПЧ, ГИБДД, работниками РОВД, медицинскими работниками;

интегрированные уроки ОБЖ;

конкурсная программа «Школа выживания для самых маленьких»;

выпуск газет, бюллетеней;

Безопасное колесо (4 класс);

Пожарная эстафета (4 класс).

Ответственные: учитель физической культуры, старшая вожатая, сотрудники ПЧ №47, ГИБДД, медработник школы.

Материально-техническое обеспечение: спортивная площадка, специальная литература.

Приложение 2 «Ученик и его семья»

В настоящее время всё больше и больше возникает барьер непонимания между детьми и родителями. Дети испытывают недостаток внимания со стороны родителей, которые зачастую заняты, добыванием средств существования. Но нельзя забывать и о том, что счастье для самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии. Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить нравственные основы, дать толчок её духовному развитию. Потенциал нравственного становления человека заключается в атмосфере сердечности, доброты, ласки, любви, счастья, бережного отношения друг к другу, взаимной чуткости и внимания, взаимопонимания, радости духовного общения с родными, особенно с матерью и отцом. Нормальное нравственное развитие возможно лишь при условии, если ребёнок убеждён, что он кому-то нужен, для кого-то дорог, кто-то видит в нём смысл жизни. Поэтому воспитание и обучение учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания и обучения.

Главные идеи:

  • семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

  • ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважителъное к себе отношение;

  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

  • школа должна помочь ребенку сохранитъ и укрепить связь с отчим домом и семьей.

Главная цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  1. создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;

  2. создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  3. позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей',

  4. преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

  5. способствовать демонстрации положительного опыта воспитания - детей в семье;

  6. создавать условия для духовного общения детей и родителей.

Основные виды деятельности:

«Мама, папа, я – спортивная семья»;

уроки чтения в семье;

конкурсная программа «Дружная семейка»;

выпуск газет, бюллетеней;

«Праздник мам»;

«Праздник пап»,

Беседы «Мой дом», «Тепло отчего дома»,

«Мои семейные обязанности»,

Домашние задания-практикумы: «Ласковые слова маме», «как поднять настроение маме»,

Праздник «Вежливости».

Ответственные: родительская общественность, классный руководитель, ДО школы.

Материально-техническое обеспечение: спортивная площадка, специальная литература.



Приложение 3. Подпрограмма физкультурно-оздоровительной деятельности «Если хочешь быть здоров…».

Свободное от занятий время – это период для накопления сил на предстоящий учебный день, для запаса витаминами, для закаливания организма - одним словом для укрепления здоровья. Всему этому способствуют естественные природные факторы: солнце, воздух и вода, что делает организуемые занятия наиболее привлекательными для детей. Поэтому в воспитательной программе занятости особое место уделяется физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цель:  Формирование основ культуры здоровья у младших школьников

Задачи:

Образовательные:  Формировать начальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии;

- Обучить детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений. Оздоровительные:

 - Укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры;

 - Организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.

 Развивающие:

 - Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;

- Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побудить их к формированию здоровья собственными силами;

- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.

Воспитательные:

- Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;

 - Воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.

Основные виды деятельности: утренняя зарядка; физкультурные минутки на уроках, оздоровительные процедуры (витаминизация), весёлые старты; спартакиады между командами школ; игры на воздухе; турпоходы; велогонки; народные игры; марафон; «Разговор о правильном питании»; Игра «как стать Нехворайкой»; Практические занятия: изобразить на бумаге «дорога к победе над собой».

Предполагаемые результаты:

Обучающиеся должны знать: Факторы, влияющие на здоровье;

  Факторы, негативновоздействующие на здоровье;

Психофункциональные особенности собственного организма;

  Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

Уметь: Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Средства диагностики: Наблюдение; социологический опрос; тесты; анкетирование (анализ анкет); мониторинг здоровья; отзывы родителей;

собеседование с группами.

 

п/п

Разделы

теория

практика

всего

1

Зачем человеку здоровье

4

6

10

2

Режим дня

3

2

5

3

личная гигиена

4

5

9

4

Правильное дыхание


2

2

5

Секреты закаливания

3

2

5

6

Профилактика травматизма

4

1

14

7

Смстема оздоровления младших школьников

2

12

14

8

Правильное рациональное питание

5

8

13

9

Простудные инфекционные заболевания

6

4

10

10

Организм человека

8

5

13

11

Основы безопасной жизнедеятельности

4

5

9

12

Культура потребления медицинских услуг

2

1

3

13

Предупреждение употребления психоактивных веществ

6

9

15

14

Я и другие

4

9

13


ИТОГО

55

80

135




Ответственные за реализацию - медицинский работник школы, учитель физкультуры, вожатые, социальные партнёры медработники детской поликлиники.

Материально-техническое обеспечение: спортплощадка, спортивный и туристический инвентарь



Приложение 4 «Я помогу тебе, ты помоги мне» (игровая терапия)

В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфера ребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.

В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.

В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения.

Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.

Основные виды деятельности:

практические работы, тренинги, беседы, драматизации,

активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.

Тематический план

Наименование блоков и тем курса

Всего часов

В том числе


Формы контроля




урок

практич работа


1

2

3

4

5

6



1.1


1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Блок № 1. Снятие состояния психического дискомфорта.

Предмет, цели и задачи курса «Игровая психотерапия»

Взаимоотношения в семье.

Эмоции.

Выразительность движений.

Свободное рисование.

Развитие памяти, внимания.

Развитие ощущений, памяти.



1


1

2

1

1

2

2



1



2

1


2






1



1


2

Вводное тестирование


Итого:

10

6

4




2.1


2.2

Блок № 2. Коррекция зависимости от окружающих

Тренинг желательного поведения.

Этюды.



2


2



2


2




Итого:

4

4





3.1


3.2

3.3


3.4

Блок № 3. Гармонизация противоречивости личности.

Тренинг желательного поведения.

Ауторелаксация.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Определение и коррекция развития внимания, памяти.



2


1

1


2




2


1

1








2








Диагностика


Итого:

6

4

2




4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Блок № 4. Снятие враждебности.

Эмоции.

Мимика. Пантомимика.

Развитие памяти, внимания.

Аналитическая беседа.

Драматизация.



2

1

1

2

2



2

1

1

2







2



Итого:

8

6

2




5.1

5.2


5.3

5.4


5.5

Блок № 5. Коррекция тревожности.

Этюды.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Ауторелаксация.

Коррекция нравственного развития.

Обобщение.



1

1


2

1


1



1

1


2



1









1







Диагностика


Итого:

6

5

1



Всего

34

25

9



Ответственные за реализацию: социально-психологическая служба школы.

Материально-техническое обеспечение: комната для релаксации, магнитофон, мячи, диагностики, специализированная литература.







27


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru