В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа внеурочной деятельности "Здоровый школьник, здоровое общество"





Программа внеурочной деятельности




















Автор: Маргарита Ивановна Татомир,

учитель начальных классов,

МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школы №2»



Черлак 2012

Содержание

  1. Информационная карта программы ___________

  2. Пояснительная записка_________________________

  3. Концепция программы_________________________

  4. Условия и механизмы реализации программы____

  5. Кадровое обеспечение _________________________

  6. Механизм определения результативности ________

  7. Психолого-педагогическое сопровождение детей __

  8. Место реализации программы __________________

  9. Этапы реализации_____________________________

  10. Планируемые результаты ______________________

  11. Предполагаемые результаты педагогической деятельности

  12. Библиографический список ______________________

  13. Приложение ___________________________________





























Информационная карта программы

Паспорт программы

Полное название программы

«Здоровый школьник. Здоровое общество»


Основания для разработки программы

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- 5-ть основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»;

- Программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения.


Цель программы

создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный безопасный отдых детей, их оздоровление, нравственное воспитание и творческое развитие.

Задачи программы

- создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы, направленной на привитие навыков здорового образа жизни;

- создание условий для формирования у каждого воспитанника гражданской позиции;

- способствовать привитию правил безопасного поведения и ответственности за свои поступки.

Участники программы

- школьная социально-психологическая служба, - повар и помощники повара; -медицинский работник; - руководитель физической культуры; - музыкальный руководитель; - руководители кружков; -обслуживающий персонал; - школьный библиотекарь.

Краткое содержание программы

МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» имеет большой опыт организации социально-значимой деятельности учащихся и в настоящее время использование проектной и исследовательской деятельности является системообразующим элементом воспитательной системы школы. Одним из направлений решения воспитательных задач является продолжение работы во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления младших школьников. Формой реализации данной программы мы выбрали сюжетно-ролевую игру – путешествие «Школьный калейдоскоп», которая позволит нам раскрыть задуманную идею.

1 четверть - в калейдоскопе обозначают оттенки жёлтого цвета.

2 четверть – оттенки синего цвета,

3 четверть – оттенки красного цвета,

4 четверть – оттенки зелёного цвета.

Ребята в течение четверти, через участие в различных спортивных мероприятиях должны собрать определённую фигурку символизирующую здоровый образ жизни. Затем оформить стенгазету, выпустить буклет, сделать заметку в школьную газету и оставить информацию на школьном сайте и др..


Основные направления внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

младших школьников

        • Подпрограмма «Я помогу тебе, ты помоги мне» социально-психологическое;

        • Подпрограмма «Ученик и его семья» организация социального партнёрства семья и образовательное учреждение;

        • Подпрограмма «Если хочешь быть здоров» спортивно-оздоровительное;

        • Подпрограмма «Школа безопасности» здоровье-сберегающее.


Перечень основных мероприятий программы

  • утренняя зарядка,

  • физкультурные минутки на уроках,

  • элементы игровой терапии,

  • оздоровительные процедуры в районной детской поликлинике, витаминизция,

  • спортивные часы, весёлые старты,

  • игры на воздухе,

  • турпоходы, велогонки

  • народные игры,

  • викторины, конкурсы рисунков,

  • марафоны,

  • экскурсии в краеведческий музей, Ачаирский монастырь, Черлакский Свято-Никольский храм….

Сроки реализации программы

Начальная школа (1-4 классы)


Ожидаемые результаты реализации Программы

- 1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.

3.Укрепление здоровья младших школьников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Повышение уровня духовно-нравственных качеств.

6. Укрепление связи с социальными партнёрами.


Система организации контроля над исполнением программы

Директор ОУ.

















«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский











Пояснительная записка.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе. Поэтому тема здоровья человека, здоровья подрастающего поколения — достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья сегодняшних школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье младшего школьника ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школы в условиях реализации требований новых Стандартов второго поколения поэтому и возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.. Известно, что для выполнения любой профессиональной деятельности человек должен быть здоров, будь он врачом, ученым или механизатором, слесарем и т.д. а здоровье - это состояние полного физического, психологического или социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физического дефекта. Здоровье выгодно биологически - организм сохраняет более эффективно и долговременно свою природу. Здоровье выгодно экономически – здоровые люди сохраняет трудовые ресурсы, здоровье детей определяет экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, взрослый человек отличается цветущим видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией. Говоря о положительных эмоциях также известно, что в педагогике поощрение считается более эффективным воздействием на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье (и наоборот).

Поэтому организация жизнедеятельности всех участников образовательного процесса строится с учетом создания безопасных и комфортных условий для каждого и на каждом рабочем месте, здоровьесберегающих технологий.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

В распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их – значит не решать главную задачу образования – подготовку ребёнка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности.

  В целом, вся программа направлена на принятие правильных решений детьми в отношении к своему здоровью.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы внеурочной деятельности «Здоровый школьник. Здоровое общество ».

Разработка данной программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления младших школьников была вызвана:

– повышением спроса родителей на организованный отдых обучающихся в условиях школы и посёлка;

– необходимостью использования творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:

- социально-псилогогическое направление «Я помогу тебе, ты помоги мне»

- спорт, здоровье и отдых «Если хочешь быть здоров»;

- приобретение навыков ОБЖ при ЧС в случае пожара, на дороге «Школа безопасности»;

- организация социального партнёрства образовательного учреждения и семьи «Ученик и его семья»;

Программа реализуется в течение 4-х лет, т.е. 1-4 класс, содержание

её раскрывается подпрограммами по основным видам деятельности.



Основные направления деятельности классного коллектива:

«Муравей» (трудовое)



«Ученик и его семья» (Взаимодействие с семьёй ученика)



«Секреты моего мира» (работа с проблемными)






«Если хочешь быть здоров…» (спорт, здоровье)



«Школа безопасности» (ЮИДД, ЮДП)





Здоровый школьник. Здоровое общество



«Посмотри вокруг себя» (нравственное)



«Зелёные фуражки» (патриотическое)



«Друзья природы» (экологическое)



«Весельчаки» (культурно-досуговое)




«Вожатый» (Взаимодействие

с ДО «Алые паруса», д.с.№9)

«Я помогу тебе, ты помоги мне»

(Школьная социально-психологическая служба)

(спорт, здоровье





Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Конституцией РФ;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- 5-ти основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»;

- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10;

- Программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения.



Концепция программы

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка, владеющего навыками безопасного поведения при ЧС; формирования социально-активной личности; развития индивидуальных творческих способностей.

Однако анализ здоровья обучающихся свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные заболевания. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство обучающихся живут в неполных семьях, у некоторых детей родители – опекуны. В большинстве неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По результатам анкетирования 64 % родителей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все родители считают, что здоровье основная составляющая в жизни ребёнка.

Очень часто можно видеть детей младшего школьного возраста на улицах без присмотра родителей. Иногда это приводит к безпризорничеству и нарушениям правил дорожного движения.

Так как школа является центральным социальным институтом образования, то, стало быть, школа и есть главный виновник горьких плодов воспитания. Оказавшись в экстремальной ситуации, дети чаще всего не владеют навыками безопасного поведения.

Отсюда вытекает вывод: максимально задействовать, привлечь, отвлечь от пагубного влияния младшего школьника. Поэтому помощь социальных партнёров: МЧС посёлка, ГИБДД, Централизованная детская библиотека, РДК, ДДТ необходима.

Учебный год - хорошее время для реализации задуманных идей, занятия делами в свободное от учёбы время и во время учебного процесса. Учитывая все вышесказанное, мы ставим перед собой следующие цель и задачи:

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный безопасный отдых детей, их оздоровление, нравственное воспитание и творческое развитие.

Задачи: - планирование воспитательной деятельности с учетом 5-ти основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»;

- организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей;

- способствовать профилактике правонарушений и безнадзорности среди младших школьников;

- способствовать формированию необходимых для жизни социальных навыков и в первую очередь умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки.

- организовать связи с воспитательным социумом посёлка.

Для формирования у ребят общественно значимых мотивов и практического сознания, за счёт которых у них должны сложиться способности каждое своё индивидуальное действие всегда производить с учётом интересов окружающих людей, необходим выход за пределы учебной деятельности. По мнению психологов, ведущий вид деятельности для младшего школьника, является игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, проектная и т.д.).

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь, в которой нет схем и правильных образцов, формирующих интересы ребёнка. Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень мыслящей, творческой личности. Поэтому формой реализации данной программы мы выбрали игру – путешествие «Школьный калейдоскоп ».

Вы спросите «Почему калейдоскоп?». Если заглянуть в толковый словарь, то можно найти следующее толкование слова калейдоскоп. КАЛЕЙДОСКОП (от греч. kalos — красивый, eidos — вид и ...скоп), трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Изобретен Д. Брюстером в 1817, впоследствии стал детской игрушкой. В переносном смысле — быстрая смена лиц, событий. В школе ведь так и происходит: учебную деятельность сменяет игровая и т.д. Особенно после уроков ребят можно увидеть и в спортивном зале, и на сцене, и классной комнате, готовящихся к какому-либо творческому, интеллектуальному или спортивному мероприятию.

Наличие условий для выполнения программы

(краткое описание материально-технической базы):

Школа имеет большой спортивный зал со спортивным инвентарём (скакалки, мячи, обручи, столы и комплекты для тенниса), оборудованный тренажёрный зал, комнаты для временного пребывания, оснащённые современной мультимедийной техникой с выходом в сеть Интернет. Имеется методическая литература, теле-видео аппаратура, музыкальный центр, с набором кассет и дисков караоке, настольными играми (шашки, шахматы), канцелярские товары. Имеется также школьная библиотека, которая оснащена новыми книжными изданиями, компьютерный класс, столовая на 120 посадочных мест. На территории школы - спортивная площадка, беговая дорожка, футбольное поле.

Механизмами реализации программы являются - разработанные проекты подпрограмм по основным направлениям внеурочной деятельности: - «Ученик и его семья»;

  • - «Если хочешь быть здоров…» (подпрограмма здоровьесберегающего воспитания).

  • «Секреты моего мира» (работа с проблемными учащимися).

  • «Школа безопасности» (подпрограмма взаимодействия с социумом посёлка «ЮДП, ПЧ №47, «ЮИДД» ГИБДД).

  • «Весельчаки» (подпрограмма организации досуговой деятельности).

  • «Друзья природы» (подпрограмма экологического воспитания).

  • «Посмотри вокруг себя» «Я помогу тебе, ты помоги мне»; (подпрограмма духовно-нравственного воспитания учащихся).

  • «Муравей» (подпрограмма трудовой деятельности учащихся).

  • «Зелёные фуражки» (подпрограмма патриотического направления).

  • «Вожатый» (подпрограмма взаимодействие с ДО «Алые паруса»)

  • «Ученик и его семья».

Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

- комплексности оздоровления и воспитания ребёнка; - гуманизации отношений; - социально-значимой направленности деятельности; - взаимосвязи с семьёй и социальной средой; - массовости и добровольности участия в делах школы; - дифференциации воспитания;

- учёта половозрастных и индивидуальных особенностей детей;

- построения отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;

- соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.

Кадровое обеспечение (штаты):

- руководитель физической культуры;

- школьная социально-психологическая служба;

- музыкальный руководитель;

- руководители кружков;

- медицинский работник;

- обслуживающий персонал; - повар и помощники повара; - школьный библиотекарь.

Механизм определения результативности программы:

Оценка эффективности программы:

- отсутствие заболеваний и травм;

- высокая активность детей в реализации программы;

- положительные отзывы участников программы;

-положительные отзывы об организации внеурочной деятельности со стороны родителей и общественности;

-отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде;

-проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.

Психолого-педагогическое сопровождение детей:

- наблюдение (планомерное целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни);

- метод игры и игрового тренинга;

- метод педагогического воздействия;

- беседа;

- анализ результатов творческой деятельности;

- анкетирование;

- рефлексия дня.


Место реализации программы:

МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа 2»

Сроки реализации: 4 года обучения (1-4 класс).2012-2016 год

Участники: обучающиеся начальной школы

Этапы реализации программы.

I этап . Диагностический (сентябрь – каждого учебного года)

Задачи:

  1. Выявление склонностей и интересов обучающихся.

  2. Выявление личностных качеств.

  3. Проанализировать результаты медицинского осмотра.

  4. Определение направлений деятельности.

  5. Ожидаемый результат.

II этап. Организационный (октябрь каждого учебного года)

Задачи: 1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: РДБ, краеведческий музей посёлка, школы поселка, учреждения дополнительного образования.

2Организация социального партнёрства с государственными структурами поселка: ГУ «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, сотрудники ГИБДД и МЧС, районная детская библиотека, РДК.

3.Создание проекта программы занятости детей в свободное от занятий время.

Ожидаемый результат: содействие государственных структур реализации программы. Планирование совместной деятельности














Схема взаимодействия с воспитательным социумом посёлка.

Руководитель физической культуры.



Музыкальный

руководитель.

ГУ «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,







ГППН РОВД

Здоровый школьник, Здоровое общество



РДК, Краеведческий музей



ПЧ №47, ГИБДД






Родительская общественность

Отряд вожатых(учащиеся старших

классов). ДО «Алые паруса»





Дом детского творчества






III этап. Деятельностный этап ( октябрь, ноябрь – май каждого учебного года) включает реализацию основных подпрограмм.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

– укрепляют свое здоровье,

- познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в себе, в окружающем мире;

- участвуют во всех организуемых спортивных мероприятиях;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим.

Во время реализации программы обучающиеся оформляют уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

Ожидаемый результат: принятие всеми участниками классного коллектива игровой ситуации.

IV этап. Аналитический (май каждого года)

  • Анализ деятельности детского коллектива, реализации проекта, выявление положительных и отрицательных моментов в ходе реализации проекта.

  • Подведение итогов.

  • Выявление активных участников программы.

Награждение в конце каждой четверти.

Ожидаемый результат: корректировка программы на следующий учебный год.

Планируемые результаты для обучающихся

В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

выпускник научится:

познавательные

  • делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

у выпускников будут сформированы:

личностные

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • установка на здоровый образ жизни

выпускник научится:

регулятивные

  • уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

  • уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

выпускник научится:

коммуникативные

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

В результате освоения программы:

выпускник получит возможность научиться:

  • иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

выпускник получит возможность для формирования:

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.

Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.

Методика «Цветовых выборов»-оценка актуального эмоционального состояния.

Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.

Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.

Методики на оценку познавательных способностей.

Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе

Форма подведения итогов

-открытые занятия;

- театрализованное представление для обучающихся школы;

-выставка творческих работ;

-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.

Прогнозируемые результаты:

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.

3.Укрепление здоровья младших школьников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Повышение уровня духовно-нравственных качеств.

6. Укрепление связи с социальными партнёрами.

Предполагаемые результаты

педагогической деятельности в ходе реализации программы

- Максимальная занятость детей в свободное от занятий время;

-оздоровление и потребность в здоровом образе жизни детеймлшего школьного возраста.

-повышение мотивации к социально-полезной деятельности;

-приобретение навыков социального решения проблем;

-социализация личности подростка в современных условиях жизни;

-снижение количества правонарушений несовершеннолетними;

- повышение уровня духовно-нравственных качеств.

Пройдя все этапы программы у ребят должны сформироваться следующие ценности:

  1. Воспитывать в себе волю.

  2. Вера в свои силы и у меня все получится.

  3. Учиться быть самостоятельным и трудолюбивым.

  4. Не бояться делать добро.

  5. Уважать чужое мнение.

  6. Умение слушать и слышать.

  7. Уважение к старшим и не обижать младших.

  8. Найди себя и свое дело.

  9. Быть целеустремленным и любознательным.

  10. Ценить время. Делу – время, а потехе – час.

Ребята должны научиться жить по законам классного коллектива:

Закон здоровья: не говори себе я не могу, а скажи, что я научусь.

Закон чести: вспоминай о своей физической силе только на­едине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, дос­тоинстве.

Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!

Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, про­яви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.

Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом мо­гут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.

Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.

Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Васильева, Т.В. Ты меня понимаешь? [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т.В. Васильева. – Спб.: Акцидент, 1994.- 143 с.

  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]/ Д. В. Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. - 223с.

  3. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст]: учебное издание / А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.

  4. Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995. – 231 с.

  5. Примерные программы по внеурочной деятельности[Текст]/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др; под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.

  6. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

  7. Селиверстов, В.И.Речевые игры с детьми [Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.- 64 с.

  8. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с. 1. «Педагогика временного детского коллектива», учебное по­собие. — Владивосток, 2002.


Список литературы для обучающихся

  1. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей [Текст]: книга для учителей и родителей / В.В. Волина. - М.: Знание, 1993. – 336с.

  2. Волина В.В. Русский язык [Текст]: переиздание / В.В. Волина. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496с.

  3. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

  4. Леманн, И. 2х2+шутка [Текст]: книга для учащихся / И. Леманн. – Минск: Народная асвета, 1985. – 72с.

11. И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой «Игровая психотерапия».

Автор проекта программы внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления младших школьников:

Татомир Маргарита Ивановна,

учитель начальных классов,

моу «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2»











Приложение 1. Подпрограмма «Школа безопасности»

В настоящее время каждый ребёнок должен обладать навыками безопасного поведения в различных ситуациях. Это актуально как во время каникул, так и во время учебного года. Ведь ребёнок большую часть времени находится без контроля взрослых и может стать виновником или жертвой любой непредвиденной ситуации. Поэтому он должен быть готов к тому, чтобы правильно сориентировать и вовремя принять правильное решение. Данное направление программы можно реализовать с помощью организации социального партнёрства с воспитательными структурами посёлка: ГИБДД, ПЧ №47, работников РОВД.

Цель: организация профилактической работы при ЧС.

Задачи:

- привлечение к совместной деятельности социальных партнёров;

- пропаганда правил безопасного поведения в различных ситуациях;

- привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за своё поведение.

Основные виды деятельности:

встречи с работниками ПЧ, ГИБДД, работниками РОВД, медицинскими работниками;

интегрированные уроки ОБЖ;

конкурсная программа «Школа выживания для самых маленьких»;

выпуск газет, бюллетеней;

Безопасное колесо (4 класс);

Пожарная эстафета (4 класс).

Ответственные: учитель физической культуры, старшая вожатая, сотрудники ПЧ №47, ГИБДД, медработник школы.

Материально-техническое обеспечение: спортивная площадка, специальная литература.

Приложение 2 «Ученик и его семья»

В настоящее время всё больше и больше возникает барьер непонимания между детьми и родителями. Дети испытывают недостаток внимания со стороны родителей, которые зачастую заняты, добыванием средств существования. Но нельзя забывать и о том, что счастье для самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии. Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить нравственные основы, дать толчок её духовному развитию. Потенциал нравственного становления человека заключается в атмосфере сердечности, доброты, ласки, любви, счастья, бережного отношения друг к другу, взаимной чуткости и внимания, взаимопонимания, радости духовного общения с родными, особенно с матерью и отцом. Нормальное нравственное развитие возможно лишь при условии, если ребёнок убеждён, что он кому-то нужен, для кого-то дорог, кто-то видит в нём смысл жизни. Поэтому воспитание и обучение учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания и обучения.

Главные идеи:

  • семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

  • ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважителъное к себе отношение;

  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

  • школа должна помочь ребенку сохранитъ и укрепить связь с отчим домом и семьей.

Главная цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  1. создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;

  2. создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  3. позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей',

  4. преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

  5. способствовать демонстрации положительного опыта воспитания - детей в семье;

  6. создавать условия для духовного общения детей и родителей.

Основные виды деятельности:

«Мама, папа, я – спортивная семья»;

уроки чтения в семье;

конкурсная программа «Дружная семейка»;

выпуск газет, бюллетеней;

«Праздник мам»;

«Праздник пап»,

Беседы «Мой дом», «Тепло отчего дома»,

«Мои семейные обязанности»,

Домашние задания-практикумы: «Ласковые слова маме», «как поднять настроение маме»,

Праздник «Вежливости».

Ответственные: родительская общественность, классный руководитель, ДО школы.

Материально-техническое обеспечение: спортивная площадка, специальная литература.



Приложение 3. Подпрограмма физкультурно-оздоровительной деятельности «Если хочешь быть здоров…».

Свободное от занятий время – это период для накопления сил на предстоящий учебный день, для запаса витаминами, для закаливания организма - одним словом для укрепления здоровья. Всему этому способствуют естественные природные факторы: солнце, воздух и вода, что делает организуемые занятия наиболее привлекательными для детей. Поэтому в воспитательной программе занятости особое место уделяется физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цель:  Формирование основ культуры здоровья у младших школьников

Задачи:

Образовательные:  Формировать начальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии;

- Обучить детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений. Оздоровительные:

 - Укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры;

 - Организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.

 Развивающие:

 - Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;

- Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побудить их к формированию здоровья собственными силами;

- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.

Воспитательные:

- Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;

 - Воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.

Основные виды деятельности: утренняя зарядка; физкультурные минутки на уроках, оздоровительные процедуры (витаминизация), весёлые старты; спартакиады между командами школ; игры на воздухе; турпоходы; велогонки; народные игры; марафон; «Разговор о правильном питании»; Игра «как стать Нехворайкой»; Практические занятия: изобразить на бумаге «дорога к победе над собой».

Предполагаемые результаты:

Обучающиеся должны знать: Факторы, влияющие на здоровье;

  Факторы, негативновоздействующие на здоровье;

Психофункциональные особенности собственного организма;

  Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

Уметь: Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Средства диагностики: Наблюдение; социологический опрос; тесты; анкетирование (анализ анкет); мониторинг здоровья; отзывы родителей;

собеседование с группами.

 

п/п

Разделы

теория

практика

всего

1

Зачем человеку здоровье

4

6

10

2

Режим дня

3

2

5

3

личная гигиена

4

5

9

4

Правильное дыхание


2

2

5

Секреты закаливания

3

2

5

6

Профилактика травматизма

4

1

14

7

Смстема оздоровления младших школьников

2

12

14

8

Правильное рациональное питание

5

8

13

9

Простудные инфекционные заболевания

6

4

10

10

Организм человека

8

5

13

11

Основы безопасной жизнедеятельности

4

5

9

12

Культура потребления медицинских услуг

2

1

3

13

Предупреждение употребления психоактивных веществ

6

9

15

14

Я и другие

4

9

13


ИТОГО

55

80

135




Ответственные за реализацию - медицинский работник школы, учитель физкультуры, вожатые, социальные партнёры медработники детской поликлиники.

Материально-техническое обеспечение: спортплощадка, спортивный и туристический инвентарь



Приложение 4 «Я помогу тебе, ты помоги мне» (игровая терапия)

В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфера ребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.

В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.

В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения.

Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.

Основные виды деятельности:

практические работы, тренинги, беседы, драматизации,

активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.

Тематический план

Наименование блоков и тем курса

Всего часов

В том числе


Формы контроля




урок

практич работа


1

2

3

4

5

6



1.1


1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Блок № 1. Снятие состояния психического дискомфорта.

Предмет, цели и задачи курса «Игровая психотерапия»

Взаимоотношения в семье.

Эмоции.

Выразительность движений.

Свободное рисование.

Развитие памяти, внимания.

Развитие ощущений, памяти.



1


1

2

1

1

2

2



1



2

1


2






1



1


2

Вводное тестирование


Итого:

10

6

4




2.1


2.2

Блок № 2. Коррекция зависимости от окружающих

Тренинг желательного поведения.

Этюды.



2


2



2


2




Итого:

4

4





3.1


3.2

3.3


3.4

Блок № 3. Гармонизация противоречивости личности.

Тренинг желательного поведения.

Ауторелаксация.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Определение и коррекция развития внимания, памяти.



2


1

1


2




2


1

1








2








Диагностика


Итого:

6

4

2




4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Блок № 4. Снятие враждебности.

Эмоции.

Мимика. Пантомимика.

Развитие памяти, внимания.

Аналитическая беседа.

Драматизация.



2

1

1

2

2



2

1

1

2







2



Итого:

8

6

2




5.1

5.2


5.3

5.4


5.5

Блок № 5. Коррекция тревожности.

Этюды.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Ауторелаксация.

Коррекция нравственного развития.

Обобщение.



1

1


2

1


1



1

1


2



1









1







Диагностика


Итого:

6

5

1



Всего

34

25

9



Ответственные за реализацию: социально-психологическая служба школы.

Материально-техническое обеспечение: комната для релаксации, магнитофон, мячи, диагностики, специализированная литература.







27


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru