В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа. Предмет литературное чтение. Класс 3

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска





«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

________________

Протокол № ____ от ______________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________

приказ № ______ от _____________




Рабочая программа

Предмет ____литературное чтение ___________


Класс ___3___

Срок реализации 2012…- 2013… учебный год



Количество часов: 102__; в неделю _3_ часа



Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по литературному чтению (авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего образования (система Л. В. Занкова)_ Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010________________




Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 кл. - Самара: Федоров, ____





Составитель _Захарова Л. В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)







Рубцовск, 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Литературное чтение

Авторы

В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека.

Стратегическая цель литературного образования в школе - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Соответственно, текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.

Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с осо-бенностями литературы как искусства;

2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Таким образом, задачами начального курса литературы являются:

расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным;

создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения.

Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.

На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.

Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать - одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.

Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.

Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора - это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения.

Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.

Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка».

В курсе «Литературное чтение» актуализируются Межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».

В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника.

В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.
































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (102 часа)

Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы.

Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы.

Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и антич­ных гимнах богам (реальные тексты).

Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке

Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы - к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Сказочная повесть (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.

85

Былина как эпический жанр. Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями - торговлей или ратными подвигами - свое Отечество). Былина о Святогоре и Илье - промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Развитие представлений о жанре рассказа (К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контрастау звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора.

Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.




































Требования к ровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

Обучающиеся должны

иметь представление

- об особенностях устного творчества по сравнению с литературным;

- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

- об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

- об особенностях жанра басни;

знать:

- наизусть 10 – 12 стихотворений разных авторов;

- имена 4 – 5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4 -5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70 – 80 слов в минуту;

- различать малые жанры фольклора;

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературе;

- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

- выявлять авторское отношение к герою;

- рассказывать о любимом литературном герое;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).

-

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 кл. - Самара: Федоров, 2011



Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:


1. Чуракова Н. А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для 3 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  1. Малаховская О. В., Самыкина С. В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».



Тематическое планирование


Название раздела программы

Количество часов

Сроки изучения раздела

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи

1.

Корни есть не только у дерева

12

03.09.12 – 28.09.12




2.

В жизни всегда есть место подвигу

4

01. 10.12 –

08.10.12




3.

Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками

9

10.10.12 –

07.11.12




4.

Такой незнакомый знакомый мир

8

09.11.12 –

26.11.12




5.

Мир просит тебя: открой меня заново!

4

28.11.12 –

05.12.12




6.

Самые настоящие чудеса

11

07.12.12 –

14.01.13




7.

Родная сторона

9

16.01.13 –

04.02.13




8.

Мир нуждается в нашей защите

10

06.02.13 – 27.02.13




9.

Лаборатория искусств

7

01.03.13 –

15.03.13




10.

Как трудно стать человеком

10

20.03.13 –

17.04.13




11.

Такой хрупкий и такой прочный мир чувств

8

19.04.13 –

08.05.13




12.

Красота спасёт мир

9

10.05.13 –

31.05.13





Итого:

102

















Календарное планирование


урока

Дата

Корректировка программы

Тема урока

Количество часов

Применение ЦОР


Используемое оборудование

2

1

2

1-я чет.

03.09.12

05.09.12


«Корни есть не только у дерева». Что такое миф

2



3

4.

07.09.12

10.09.12


Отношения человека и природы в древности (по фрагментам древнегреческих гимнов «Природе». «Пану»; по репродукции картины М. Врубеля «Пан», иллюстрации из бестиария)

2


магнитофон, фонограммы

5

12.09.12


Черты мифологического мышления в народной сказке «Крошечка - Хаврошечка».




6

14.09.12


Пространственные представления древнего человека.




7

8

9

17.09.12

19.09.12

21.09.12



Законы сказочного жанра в русской народной сказке «Сивка – бурка».

3


Иллюстрации к волшебным сказкам

10

11

12

24.09.12

26.09.12

28.09.12


Мифологический герой и его подвиги (по древнегреческому мифу «Персей»)

3


картины мифологических героев

13

14

01.10.12

03.10.12



В жизни всегда есть место подвигу.

Эпический герой и его подвиги (по древнегреческому мифу «Прометей» )

2


мультимедийное оборудование

15


05.10.12



Подвиги русских богатырей: миф или эпос? (Герои разного происхождения в былине «Илья Муромец и Святогор»)

2



16

08.10.12


Красота и своеобразие языка русской былины «Илья Муромец и Святогор»

3



17.

18.

10.10.12

12.10.12


Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками.

Знакомство с античной басней. Древний жанр словесности - басня. (по басням Эзопа «Ворон и лисица». Лисица и виноград», «Лев и мышь», Лисица и лев», Волк и ягнёнок»)

2


картины былинных героев

19

20

21-

15.10.12

17.10.12

19.10.12


Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэтические басни И. Крылова

3


мультимедийное оборудование

22

23

22.10.12

24.10.12


В. Гаршин «Лягушка - путешественница»



видеофильм

24

26.10.12


Законы смешного в народной сказке «Яичко»




25

2-я чет.

07.11.12



Законы смешного в «Балладе о королевском бутерброде» А. Милна, в английской народной песенке «Шалтай – Болтай» в переводе С. Маршака




26

09.11.12


Такой незнакомый знакомый мир. Необычное в обычном: поэтические открытия Д. Албузова «Подражание хокку». Басё. Хокку.




27

12.11.12


Особый взгляд поэта на мир. С. Есенин «С добрым утром!». К. Бальмонт «Гномы»




28

29

30

31

14.11.12

16.11.12

19.11. 12

21.11.12


Сказочная повесть Я. Ларри Необыкновенные приключения Карика и Вали»: мир превращений и открытий.

4


мультимедийное оборудование

32

33


23.11.12

26.11.12



Чудесные открытия: взгляд учёного и взгляд художника Ю. Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы», А. Фет «Весенний дождь»

2



34

35

28.11.12

30.11.12


Мир просит тебя: открой меня заново!

Поэтические. Живописные и научные открытия в мире Природы (по (хокку) Басё и Исса, четверостишиям А. Вознесенского, полотнам В. Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой» И М. Шагала «Я и деревня»)

2


мультимедийное оборудование

36

37

03.12.12

05.12.12


Наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта. Дж. Даррелл «Земляничный розовый дом» (отрывок) .И. Бунин «Бушует полая вода…»

2



38


07.12.12



Самые настоящие чудеса.

Особое зрение поэта: способность видеть чудеса. Способность удивляться миру. С. Маршак «Ландыш»




39

40

10.12.12

12.12.12


Проверочная работа за первое полугодие и анализ её результатов

2



41

42

14.12.12

17.12.12


Чудеса поэтических и живописных образов, созданных Д. Кедриным в стихотворении «Приглашение на дачу», К. Бальмонтом в стихотворении «Трудно фее». Художником М. Врубелем («Жемчужина» и «Сирень»)

2


презентация

43

44

45

46


19.12.12

21.12.12

24.12.12

26.12.12

28.12.12


Чудеса волшебной сказки. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

4


мультимедийное оборудование

47


48

3-я чет.

11.01.13

14.01.13



. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

2



49

50

16.01.13

18.01.13


Родная сторона.

Поэтические образы «Малой родины»в стихотворениях А. Вознесенского «Увижу ли, как лес сквозит…». Н. Рыленкова «Всё в мерцающей дымке», на полотнах М. Шагала «Окн6го на даче», «Моя деревня» , на материале иконы А. Рублёва «Троица»

2


мультимедийное оборудование

51

21.01.13


Разные страны, разные поэты – общая любовь к Отечеству. Р. Бёрнс «В горах моё сердце…» Иссё «Видели всё на свете…»




52

23.01.12


Жанровая принадлежность текста К. Паустовского «Стальное колечко»


презентация

мультимедийное оборудование

53

54

25.01.13

28.01.13


Рассказ о родной стороне К. Паустовский «Стальное колечко»

2



55

30.01.13



Точность поэтических образов. А. Фет «Чудная картина…». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»




56

01.02.13



Разные образы родины.



мультимедийное оборудо-вание

57

04.02.13


Красота и выразительность пушкинского стиха. А. Пушкин «Зимнее утро»




58

06.02.13


Мир нуждается в нашей защите.

Красота под защитой поэзии. С. Кирсанов «Чудо». Хокку Кикаку, по картине А. Венецианова «Жнецы»




59

60

61

08.02.13

11.02.13

13.02.13


Особый почерк писателя. Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

3

презентация

проектор

62

63

15.02.13

18.02.13



Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»: сказка или рассказ?

2

презентация

мультимедийное оборудование

64

65

20.02.13

22.02.13



Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. И. Бунин «Густой зелёный ельник…». Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...»

2



66

67

25.02.13

27.02.13


Образ няни в лирике. А. Пушкин «Няне». А. Пушкин «Зимний вечер»

2



68

01.03.13


Лаборатория искусств.

Поэтические секреты по стихотворениям А. Вознесенского «Стихи не пишутся…», К. Бальмонта «Как я пишу стихи»



мультимедийное оборудо-вание

69

70

04.03.13

06.03.13



Лингвистические эксперименты Льюис Керролла «Разговор Алисы и Шалтая – Болтая» (отрывок). Л. Петрушевская «Пуськи бятые»

2



71

72

11.03.13

13.03.13



Формотворчество в поэзии, прозе. живописи. Ёса Бусон «Муравей чётко выерчен…» Ю. Коваль «Соловьи»

2



73

74

15.03.13

18.03.13


Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. С. Маршак «Разговор лягушек», Скороговорки. В. Хлебников «Кузнечик». Считалки

2



75

76

20.03.13

22.03.13


Как трудно стать человеком.

Знакомые сюжетные линии в новом тексте. С. Лагерлёф «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывок)

2


мультимедийное оборудование

77

78

79

4-я чет.

01.04.13

03.04.13

05.04.13


Характер главного героя и других персонажей на сказочной повести С. Лагерлёф «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

3



80

81

08.04.13

10.04.13


Нравственная проблема текста С. Лагерлёф

2



82

12.04.13



О взрослой жизни в шутку и всерьёз Б. Заходер «Ну и мышонок!», Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)




83

84

15.04.13

17.04.13



Повествование о взрослом поступке героя повести Н. Гарина – Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)

2



85

86


19.04.13

22.04.13


Такой хрупкий и такой прочный мир чувств.

Сравнительный анализ народной и авторской сказки Г. – Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

2


мультимедийное оборудование

87

88

24.04.13

26.04.13


Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. М. Цветаева «Красною кистью…», и Бунин «Детство».

2



89

29.04.13


Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И. Тургенева «Воробей»




90

03.05.13


Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка»




91

92

06.05.13

08.05.13


Сложное чувство одиночества в поэтических и живописных образах. Ранран «Осенний дождь во мгле!...» М. Лермонтов «На севере диком». М. Лермонтов «Парус»

2



93


10.05.13



Красота спасёт мир.

Красота и хрупкость мира в поэтической сказке С Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды». Бусон «Отсюда, оттуда…»




94

95


13.05.13

15.05.13



Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека. В. Драгунский «Девочка на шаре»

2


мультимедийное оборудование

96

97

17.05.13

20.05.13


Итоговая проверочная работа и анализ её результатов.

2



98

99

22.05.13

24.05.13


Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире – это способность. Свойственная поэтическому восприятию мир. М. Осечкина «Кузнечик – скрипач…» Исса «Чужих меж нами нет!...» С. Козлов «Разрешите с вами посумеречать»

2



100

101

27.05.13

29.05.13


Поэзия и сказка о секрете красоты. Н. Матвеева «Галчонок». Ш. Перро «Рике с хохолком»

2



102

31.05.13


Б. Заходер «Что красивей всего?»





Итого:


102 часа
























Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос