В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа факультативного курса «Экология в начальной школе» ПРОГРАММА

Войдите для скачивания файлов

Если каждый человек

на кусочке своей земли

сделал бы все, что он может,

как прекрасна была бы Земля наша.

А.П. Чехов



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В настоящее время актуальна проблема экологического состояния природы. Эта проблема обострилась вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства (промышленного, лесного, водного, сельского) и безответственного отношения к природе.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в саморегуляции любой экосистемы, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественнонаучные дисциплины, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде. Поэтому одним из направлений работы школы является экологическое воспитание.

Сущность экологического воспитания и образования состоит не столько в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, сколько в формировании мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений.

Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния школьной территории и своего места жительства.

Программа предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено трудовой и созидательной деятельности детей.








Цель программы:

  1. Формирование активной экологической позиции у порастающего поколения

  2. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе

  3. Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности

Систематизация и обобщение работы по экологическому воспитанию в начальной школе.


Задачи:


  1. Привлечение детей к практической деятельности по охране природных ресурсов

  2. Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде

  3. Формирование в детях нравственно- эстетических качеств и экологической культуры.

  4. Повышение экологической грамотности учащихся




Действие программы экологического воспитания распространяется на учащихся с 1 по 2 классы и рассчитана на 2 года.


Реализация данной программы осуществляется через урочную, внеклассную и воспитательную деятельность.

















Методы работы:

- словесный;

- исследовательский;

- поисковый;

- наглядный;

- практический;

- игровой;

- метод коллективного творчества


Формы работы:

-работа со справочной литературой;

-уход за комнатными растениями;

-создание тематических папок и стендов;

-подготовка и проведение мастер-классов;

-озеленение школы и класса;

-экскурсия;

-посадка и выращивание семян растений;

-создание экологических проектов;

-уборка пришкольной территории;

-исследовательская деятельность;

-факультативные занятия;

-тематические классные часы экологической направленности;

-создание буклетов экологического содержания;

-экологические выставки;

-кружковая деятельность;

-литературное творчество;

-демонстрации фильмов о природе.



Принципы работы:

- научность;

- доступность;

- сотрудничество;

- последовательность;

- систематичность;

- чередование разнообразных видов деятельности;

- обратная связь;

- творчество;

- опора на интерес;

- результативность;

- учет возрастных особенностей.




План реализации программы


п/п

Мероприятия

Сроки

выполнения

Участники

Ответственные

1

проведение опытов и наблюдений,

экскурсии в природу,

Акция «Чистый двор».

сентябрь

1-е классы

Учителя начальных классов


2

экскурсии в природу,

конкурс рисунков,

посадка семян сосны и пихты.

октябрь

1-е классы

Учителя начальных классов


3

акция «Мир вокруг нас»,

акция «Кормушка»


ноябрь

1-е классы

Учителя начальных классов


4

акция «Кормушка»,

Тематические классные часы

«Природа родного края».


декабрь

1-е классы

Учителя начальных классов


5

акция «Кормушка», создание учебного проекта «Снег и лёд», проекта «Как человек использует свойства воды?»


январь

1-е классы

Классные руководители

6

Экскурсии в зимний парк, создание

учебного проекта «Красная Книга Ульяновской области»

февраль

1 - 2 классы

учителя начальных классов

7

учебный проект «Прорастание семени»




март

1-2 классы

учителя начальных классов.

8

Создание проекта по благоустройству пришкольной территории

апрель

1-2 классы

учителя начальных классов.

9

Реализация проекта

по благоустройству пришкольной территории, озеленение класса, школы, дома

акция «Чистый двор»

очистка пришкольной территории

экологическая неделя


май

1-2 классы

зам.директора по УВР, учителя начальный классов

10

проведение опытов и наблюдений,

экскурсии в природу,

учебный проект «Подарки лета»,

Акция «Чистый двор».

сентябрь

2-е классы

Учителя начальных классов

11

экскурсии в природу,

учебный проект «Осень»,

конкурс рисунков,

проведение мастер –классов «В гостях у тетушки Герани».


октябрь


1-2 классы

Учителя начальных классов

12

Операция «Уют», уборка школьной территории,

конкурс рисунков,

акция «Кормушка»

ноябрь

1-2 классы

Учителя начальных классов

13

акция «Кормушка»,

учебный проект «Откуда в наш дом приходит вода»

декабрь


2-е классы

Учителя начальных классов

14

акция «Кормушка»

учебный проект, «Мои домашние животные»

январь

1-2 классы

Учителя начальных классов

15

акция «Кормушка»,

учебный проект «Зимующие птицы»,

учебный проект «Я хочу иметь друга …»

февраль

1-2 классы

Организаторы по воспитат. работе., классные рук-ли

16

Выполнение исследовательских работ в рамках факультативных курсов

март

1-2 классы

Руководители

факультативов

17

Экологические выставки рисунков «Братья наши меньшие» в рамках недели биологии


апрель


1-2 классы

Классные руководители,

Учитель ИЗО


18

Конкурс детских литературных произведений о природе,

озеленение класса, школы, дома,

акция «Чистый двор»,

очистка пришкольной территории

май

1-2 классы

учителя начальных классов, зам. Директора по УВР.






















Отслеживание и диагностика результатов


  1. Вводная и итоговая диагностика: анкетирование, тестирование

  2. Наблюдение за воспитанниками

  3. Участие в экологических конкурсах и мероприятиях

  4. Выполнение проектов

  5. Эколого-психологическое тренинги для всех составляющих педагогического процесса (школьников, учителей, родителей)

  6. Систематическое включение экологических тем в содержание контрольных работ по естественным предметам (тесты и традиционные работы)


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru