Если каждый человек
на кусочке своей земли
сделал бы все, что он может,
как прекрасна была бы Земля наша.
А.П. Чехов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время актуальна проблема экологического состояния природы. Эта проблема обострилась вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства (промышленного, лесного, водного, сельского) и безответственного отношения к природе.
Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в саморегуляции любой экосистемы, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественнонаучные дисциплины, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде. Поэтому одним из направлений работы школы является экологическое воспитание.
Сущность экологического воспитания и образования состоит не столько в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, сколько в формировании мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений.
Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния школьной территории и своего места жительства.
Программа предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено трудовой и созидательной деятельности детей.
Цель программы:
-
Формирование активной экологической позиции у порастающего поколения
-
Совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе
-
Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности
Систематизация и обобщение работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
Задачи:
-
Привлечение детей к практической деятельности по охране природных ресурсов
-
Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде
-
Формирование в детях нравственно- эстетических качеств и экологической культуры.
-
Повышение экологической грамотности учащихся
Действие программы экологического воспитания распространяется на учащихся с 1 по 2 классы и рассчитана на 2 года.
Реализация данной программы осуществляется через урочную, внеклассную и воспитательную деятельность.
Методы работы:
- словесный;
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества
Формы работы:
-работа со справочной литературой;
-уход за комнатными растениями;
-создание тематических папок и стендов;
-подготовка и проведение мастер-классов;
-озеленение школы и класса;
-экскурсия;
-посадка и выращивание семян растений;
-создание экологических проектов;
-уборка пришкольной территории;
-исследовательская деятельность;
-факультативные занятия;
-тематические классные часы экологической направленности;
-создание буклетов экологического содержания;
-экологические выставки;
-кружковая деятельность;
-литературное творчество;
-демонстрации фильмов о природе.
Принципы работы:
- научность;
- доступность;
- сотрудничество;
- последовательность;
- систематичность;
- чередование разнообразных видов деятельности;
- обратная связь;
- творчество;
- опора на интерес;
- результативность;
- учет возрастных особенностей.
План реализации программы
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Участники |
Ответственные |
1 |
проведение опытов и наблюдений, экскурсии в природу, Акция «Чистый двор». |
сентябрь |
1-е классы |
Учителя начальных классов |
2 |
экскурсии в природу, конкурс рисунков, посадка семян сосны и пихты. |
октябрь |
1-е классы |
Учителя начальных классов |
3 |
акция «Мир вокруг нас», акция «Кормушка» |
ноябрь |
1-е классы |
Учителя начальных классов |
4 |
акция «Кормушка», Тематические классные часы «Природа родного края». |
декабрь |
1-е классы |
Учителя начальных классов |
5 |
акция «Кормушка», создание учебного проекта «Снег и лёд», проекта «Как человек использует свойства воды?» |
январь |
1-е классы |
Классные руководители |
6 |
Экскурсии в зимний парк, создание учебного проекта «Красная Книга Ульяновской области» |
февраль |
1 - 2 классы |
учителя начальных классов |
7 |
учебный проект «Прорастание семени» |
март |
1-2 классы |
учителя начальных классов. |
8 |
Создание проекта по благоустройству пришкольной территории |
апрель |
1-2 классы |
учителя начальных классов. |
9 |
Реализация проекта по благоустройству пришкольной территории, озеленение класса, школы, дома акция «Чистый двор» очистка пришкольной территории экологическая неделя |
май |
1-2 классы |
зам.директора по УВР, учителя начальный классов |
10 |
проведение опытов и наблюдений, экскурсии в природу, учебный проект «Подарки лета», Акция «Чистый двор». |
сентябрь |
2-е классы |
Учителя начальных классов |
11 |
экскурсии в природу, учебный проект «Осень», конкурс рисунков, проведение мастер –классов «В гостях у тетушки Герани». |
октябрь |
1-2 классы |
Учителя начальных классов |
12 |
Операция «Уют», уборка школьной территории, конкурс рисунков, акция «Кормушка» |
ноябрь |
1-2 классы |
Учителя начальных классов |
13 |
акция «Кормушка», учебный проект «Откуда в наш дом приходит вода» |
декабрь |
2-е классы |
Учителя начальных классов |
14 |
акция «Кормушка» учебный проект, «Мои домашние животные» |
январь |
1-2 классы |
Учителя начальных классов |
15 |
акция «Кормушка», учебный проект «Зимующие птицы», учебный проект «Я хочу иметь друга …» |
февраль |
1-2 классы |
Организаторы по воспитат. работе., классные рук-ли |
16 |
Выполнение исследовательских работ в рамках факультативных курсов |
март |
1-2 классы |
Руководители факультативов |
17 |
Экологические выставки рисунков «Братья наши меньшие» в рамках недели биологии |
апрель |
1-2 классы |
Классные руководители, Учитель ИЗО |
18 |
Конкурс детских литературных произведений о природе, озеленение класса, школы, дома, акция «Чистый двор», очистка пришкольной территории |
май |
1-2 классы |
учителя начальных классов, зам. Директора по УВР. |
Отслеживание и диагностика результатов
-
Вводная и итоговая диагностика: анкетирование, тестирование
-
Наблюдение за воспитанниками
-
Участие в экологических конкурсах и мероприятиях
-
Выполнение проектов
-
Эколого-психологическое тренинги для всех составляющих педагогического процесса (школьников, учителей, родителей)
-
Систематическое включение экологических тем в содержание контрольных работ по естественным предметам (тесты и традиционные работы)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО