В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Юный краевед

Файл прикреплен к материалу: Юный краевед
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


МБОУ «Раздольинская основная общеобразовательная школа»










Юный краевед

Методические материалы

по выполнению исследовательской работы по краеведению

для обучающихся 8-11 классов

общеобразовательных учреждений





Автор-составитель

И.В.Неподкосова,

учитель информатики МБОУ «Раздольинская ООШ»












Раздолье, 2012



Пояснительная записка

Данные методические материалы могут быть полезны для обучающихся 8-11 классов общеобразовательных школ.

Цель представленной работы: оказать методическое сопровождение обучающимся при проведении ими исследовательских работ по краеведению (особенно по направлениям: 1) летопись родного края; 2) моя родословная) и подготовке публичных выступлений на краеведческих, научно- практических конференциях.

В «Методических материалах» рассматриваются вопросы, направленные на проведение глубокого исследования. Вот некоторые из них:

  • Этапы исследовательской работы

  • Выбор темы, цели, задач исследования

  • Методы, используемые для сбора материала

  • Подбор источников для исследования

  • Работа с архивным материалом

  • Изучение истории малой родины

  • Изучение родословной

  • Методы, применяемые для написания исследовательской работы

  • Оформление исследовательской работы

  • Подготовка мультимедийной презентации

  • Оценка исследовательской работы.

«Методические материалы» сопровождаются приложениями. Приложения помогают тщательному выполнению исследовательской работы.












Содержание




Этапы исследования……………………………………………………………….....4

Методы, используемые при сборе материала………………………………………5

Подбор источников для исследования……………………………………………...7

Изучение истории малой родины…………………………………………………...8

Если вы решили найти своих предков………………………………………….....10

Работаем с государственными архивами …………………………………………14

Методы, используемые при написании исследовательской работы………….....14

Оформление исследовательской работы…………………………………………..16

Оформление приложений…………………………………………………………..18

Защита исследовательской работы………………………………………………...19

Подготовка мультимедийной презентации…………………………………….....20

Оценка исследовательской работы……………………………………………….22

Литература…………………………………………………………………………..23

Приложения………………………………………………………………………....24





















Уважаемый школьник!

Если ты решил создать исследовательскую работу, не бойся трудностей. Ведь конечный результат стоит того. Кроме получения новых знаний, ты научишься собирать информацию из различных источников, анализировать ее, делать научно обоснованные выводы, выражать свою авторскую позицию и что немаловажно, твоя работа обязательно окажется полезной для других людей.

Рассмотрим вопросы, направленные на проведение успешного исследования.


Этапы исследования


Во время написания исследования школьники должны придерживаться определенной схемы исследования.

К основным этапам исследования относятся:

1. Постановка цели, задач будущего исследования.

2. Отбор источников и литературы.

3. Выбор методов проведения исследования.

4. Сбор материала по проблеме.

5. Проведение анализа материала, систематизации его.

6. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

7. Защита исследовательской работы.

Остановимся подробно на некоторых из них.

О

а) собственный интерес – тебе должно быть интересно самому,

в душе, разобраться в этой проблеме;

б) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной,

но важной в научном и (или) практическом смыслах;

в) тема должна быть реально выполнимой.


т выбора темы и от того, как она будет разработана, зависит успешность окончательного результата. Поэтому при выборе темы обязательно учитываем:

Выбор темы исследовательской работы имеет огромное значение. Правильно выбрать тему – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Школьник может самостоятельно выбрать тему работы, но лучше посоветоваться с научным руководителем. Тема должна быть конкретной.

Цель исследования вытекает из темы. При определении цели исследования нужно ответить на вопросы, какой результат предполагается получить? Каким видится этот результат еще до его получения?

Задачи исследования – это составные части цели (это то, что можно сделать для достижения цели). Желательно формулировать задачи так, чтобы из них вытекали названия глав создаваемой работы.

Использование таких слов как «изучить», «установить», «выяснить», «разработать», «выявить», «проанализировать», «проследить», «сравнить», «доказать», поможет школьнику грамотно поставить задачи исследования.

Для учащихся отобрать источники и литературу на оптимальном уровне подчас является сложным процессом. Куда пойти? Что изучать? – вопросы, которые встают перед школьниками. Рекомендуемый список литературы и где её найти может посоветовать руководитель.

Научный поиск начинается с анализа литературных источников, исследовательских трудов предшественников. В ходе данного изучения юные краеведы собирают и накапливают информацию о том, кто занимался разработкой данной темы, какое понимание сложилось об этом. Ребята кратко конспектируют, формулируют основные идеи, обобщают собранные факты.

Методы, используемые при сборе материала

При сборе материала применяют следующие методы:

  1. теоретические;

  2. метод опроса;

  3. метод изучения документов;

  4. практические.






Теоретические методы позволяют войти (углубиться) в тему исследования, узнать о сложившихся способах решения проблемы.

Выбирая исследовательский метод опроса, учащийся заранее готовит вопросы. В этом случае собирается только нужный материал. Опрос можно провести в различных формах: это может быть беседа, анкетирование, интервьюирование.

Для полноты получаемых сведений, а также для того, чтобы быть уверенными в их правильности, в каждом селении следует опрашивать несколько человек, причем беседовать с ними следует отдельно. Очень важно выбрать знающего собеседника. Люди старших поколений обычно лучше знают прошлые события.

В начале беседы нужно объяснить, зачем собираются сведения, кто и как будет ими пользоваться, какую они представляют ценность. О человеке, сообщившем нам сведения, нужно сделать запись в дневнике: фамилия, имя, отчество, где родился и с какого времени живет в том селении, где ведется запись, возраст, домашний адрес. При этом обязательно надо объяснить человеку, для чего записываются сведения о нем: для научности сведений, для того, чтобы знать, где его найти в другой раз, если потребуется дополнить сведения. Беседуя с человеком, мы получаем информацию. Опыт показывает, что неподготовленная беседа редко бывает успешной. Поэтому к ней надо заранее подготовиться. Часто приходится использовать такую форму опроса, как интервью. В одном из пособий есть замечательный материал по этому поводу: интервью представляет собой беседу двух или нескольких заинтересованных людей, проводимую по определенному плану с записью ответов. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы уметь и знать:

1) о чем именно спрашивать, 2) как спрашивать, 3) кого спрашивать, 4) какие задавать вопросы, 5) где вести беседу, 6) как обрабатывать данные.

Обычно интервью строится поэтапно (см. Приложение 5).

Метод изучения документов очень важен для проведения глубокого исследования по поставленной проблеме. Необходимо знать, как изучать документы. Для этого ознакомься с основными правилами работы с документами.

Памятка для работы с документами


1. Прочитай, выдели непонятные термины.

2. Ответь на вопросы:

- кто автор документа;

- когда написан, создан документ;

- какие выводы можно сделать из приведенного в документе факта;

- каков повод создания документа;

- как изучаемый документ помог вам больше узнать о том или ином событии.














Практические методы (фотосъемка, сканирование документов) также сделают собираемый материал содержательнее.


Подбор источников для исследования


Наверное, невозможно точно определить какие источники могут оказаться нужными в проводимом исследовании.

А вот какие бывают источники знать полезно для намеченного исследования.




Классификация источников

Письменные

Художественно-изобразительные

Устные

Вещественные

описательные (книга, мемуары, периодика);

документальные (рукописи, письма, дневники);

законодательные

фотографии, памятники, плакаты, рисунки

воспоминания участников различных исторических событий

утварь, надгробия, одежда, надписи на материальных носителях, монеты

Их изучение поможет собрать уникальный материал

Этнографические

Технотронные

Природно-географические

Комплексные

костюм, фольклор

аудио, видео, компьютерные

природа края

предметы, содержащие элементы источников разных видов

Изучение истории малой родины


Рассмотрим, какими источниками можно воспользоваться, если вы решили изучить историю своего села.

Для этого хорошо бы просмотреть фонды местных архивов и краеведческих музеев, местную периодику, собрать воспоминания участников различных исторических событий и др. Порой мы и не знаем, какой ценный материал находиться рядом с нами. Итак, отправляемся в местный архив.

При изучении истории села богатый материал можно найти в ниже приведенных документах.

Из статистических сведений сельского совета можно проследить как менялся количественный состав населения.

Похозяйственные книги помогают собрать уникальную информацию о населении. Можно проследить и движение людей, кем работали, выяснить название колхоза, который был организован на территории села, а также год вступления в колхоз отдельного жителя (из похозяйственных книг колхозников). Просмотр домовых книг также может оказаться полезным.

Книги приказов основной деятельности за разные годы расскажут о местных жителях, а также помогут воссоздать отдельные события села.

Книги приказов по кадрам, протоколы собраний – это тоже часть жизни населенного пункта.

Расчетно-платежные ведомости разных лет расскажут много интересного о людях, проживавших в определенный исторический период: вы узнаете, кто, когда и кем работал.

Годовые отчеты содержат полную информацию о трудовой деятельности селян (надои молока, урожайность и др.). Примечание. Этот вид документов редко встречается в местном архиве.

Некоторые документы можно попробовать поискать и в районном архиве.

Периодика разных лет поможет выявить события, происходившие в селе в определенное время.

Также: "Изучение исто­рии крестьянских семей может дать важные сведения для ряда аспектов коло­низируемых окраин: выявление мест выхода переселенцев и внутренних ми­грационных путей; датировка основания сельских населенных пунктов, рост этих поселений." (М.М. Громыко).

При изучении малой родины (села) можно порекомендовать рассмотреть следующие вопросы:

  • Географические особенности населенного пункта.

  • Население малой родины

  • Образование и заселение села

  • Многонациональный состав малой родины (причины)

  • Трудовая жизнь односельчан (Мое село в годы Великой Отечественной войны; Моя малая родина в первые послевоенные годы; и т.д.)

  • Знатные люди села

  • Прошлые и настоящие традиции земляков.





Если вы решили найти своих предков


Начните с самого себя. Далее соберите информацию о родителях и запишите ее. Ищите сведения о ваших дедушках и бабушках, затем – о более ранних поколениях. Сперва просматриваем информацию дома – в документах, свидетельствах о рождении и смерти, заключении брака, дневниках, письмах, на обороте фотографий, в вырезках из газет. Собрав материал из семейного архива хорошо бы обратиться к опубликованным материалам.

В Российской империи, начиная с 60-ых годов XIX века, в столице и разных губерниях издавались многочисленные справочники, содержащие сведения о составе дворянских и купеческих семей, жителей городов и государственных чиновников; университеты и лицеи публиковали списки и биографии профессоров и слушателей; военное и морское ведомство – списки солдат и офицерского корпуса, полки – историю с полным составом служивших в них за всю эту историю и т.д.

Наиболее перспективен поиск генеалогических данных по официальным справочникам, содержащим сведения о службе, статской и военной, образовании – они наиболее подробные.

Специальных справочников о личном составе рабочих отдельных фабрик и заводов, а также крестьян практически не создавалось; издававшиеся статистические справочники сведений о персоналиях не содержат. Основные сведения об этих лицах включены в научные публикации документов из серии «История фабрик и заводов», «Каторга и ссылка». В серии «История промышленности» имеются сведения о крестьянах, приписанных к заводам. Богатый материал находится в периодиках по губерниям – Епархиальных и Губернских ведомостях.

В них подробно освещались списки детей, окончивших соответствующие классы приходских церковных училищ, даже с отметками по разным предметам. По таким свидетельствам можно проследить, как учились крестьянские дети.

Много различных справочников публиковала высшая школа. Почти все университеты ежегодно издавали биографические словари профессоров и преподавателей, алфавитные списки студентов. Более скромны списки лиц, окончивших лицеи и гимназии, но они тоже существуют.



Какие другие архивные документы помогут в воссоздании родословной?

Начиная с 20х годов XVIII века в каждом православном приходе велись метрические книги записей о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Чаще хранятся в областных архивах в фондах духовной консистории и реже в фондах церквей областного или местного архивов.

В метрических книгах вы сможете найти: сведения о месте и дате рождения, крещения и имени родившегося ребёнка; фамилию, имя, отчество родителей, их социальное положение; ф. и. о. восприемников (крестных родителей). Сведения о дате и месте бракосочетания, именах, отчествах, фамилиях социальном положении и возрасте брачующихся; ф. и. о. поручителей по жениху и невесте. А так же данные о дате, месте, обстоятельствах (причинах) смерти и погребения (см.Приложение 3).

Примечание. Предварительно необходимо выяснить по "Справочной книге Томской епархии" (Томск, 1914), в приход какого села вхо­дила деревня, чтобы использовать церковные метрические книги именно этого села. Книги по кузбасским деревням отло­жились в фондах ГАКО, ГАТО.

Следует учесть, что во многих областных архивах метрические книги хранятся до 1909 года, более поздние года пока находятся в архивах ЗАГСа. Но открытого доступа к документам архивов ЗАГСа нет. Там только отвечают на конкретно заданные вопросы (подтверждая, либо опровергая уже известные факты).

Следующими важными источниками в родословии являются исповедные росписи. Начало их составления также относится к первой половине XVIII века. 

Ежегодно священниками составлялись исповедные росписи (посемейные списки) со сведениями о местожительстве семьи, фамилии, имени, отчестве главы семьи и отношение к нему других членов семьи, их возраст, прохождение исповеди и причастий. В начале исповедных росписей в каждом приходе шли священники (притч церкви) и члены их семей.

Третий внушительный блок сведений о Вашей семье содержится в ревизских сказках, составлявшихся с целью подушного налогового обложения крестьян. Всего в России было проведено десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. В них (кроме I, II и IV ревизий) кроме мужчин переписывались и женщины. Как правило, в ревизских сказках собиралась информация о составе жителей того или иного двора. Она содержала в себе: имя, отчество и фамилию владельца двора, имя и отчество членов семьи, возраст (для мужчин возраст и по последней ревизии), отношение их к главе семьи (сын, зять, сноха и т.д.). При отсутствии кого-либо, причины выбытия из тягла (умер, в рекрутах, отселён). По ревизской сказке можно увидеть сразу несколько поколений семьи (см.Приложение 4).

Если вы сумеете, хотя бы частично, разыскать метрические книги и ревизские сказки вашей волости, и исповедные росписи вашего прихода, то свою родословную вы проведёте до времён Петра I.

Будут интересны сведения из Всеобщей переписи населения Российской империи, которая состоялась в 1897 году. Перепись была всесословной и охватывала все слои населения. Её документы хранятся в фондах губернских статистических комитетов, либо казённой палаты.

Связь с архивом при необходимости осуществляется по переписке. Для этого предстоит сделать соответствующий запрос (см.Приложение 2).

Помимо архивных поисков при восстановлении родословных крестьян не­обходимо использовать и краеведческую литературу, прессу, картографические материалы. Полезным может быть обращение внимания при этом на:

  1. изме­нение административно - территориального положения изучаемой деревни, что может помочь при поиске материалов в фондах архивов;

  2. выяснение проис­хождения названия фамилии, - в некоторых случаях (если фамилия образована не от личного имени), - это позволяет определить место выхода переселившего­ся в регион крестьянина и продолжить поиск предков уже в архивах той мест­ности.

Изучение истории семьи лучше выполнять в следующей последовательности:

1) сбор сведений о семье (смотри выше); 2) составление родословных. Используем структуру смешанной восходящей родословной, т. е. запись ученик начинает с себя (первое поколение), затем следуют данные о матери и отце (второе поколение), бабушках и дедушках (третье поколение) и т. д. Смешанной она называется потому, что в ней записываются и мужчины, и женщины; восходящей – потому, что запись восходит ко все более отдаленным от нас поколениям. 3) изображение родословной. Есть несколько способов. Например, в виде концентрического круга, в центре которого вы помещаете себя, а в следующих кругах – все более отдаленных предков. Более распространены таблицы (схемы) со связями прямого родства снизу вверх или сверху вниз. Используйте изображение родословной в виде схемы со связями снизу вверх (смешанной восходящей вертикальной). 4) После того, как схема составлена, продолжаем сбор сведений о близких и дальних родственниках, на каждого из них оформляем генеалогическую карточку. Для составления родословной до 4-5 колена современнику потребуется следующие документы семейного архива: свидетельства о рождении, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, свидетельство о расторжении брака, свидетельства и дипломы об окончании учебных заведений, аттестаты, удостоверения, грамоты, орденские книжки, военные билеты, трудовые книжки, справки и т.д. 5) составление родословной росписи – поколенного списка членов рода, в котором содержатся сведения о каждом человеке. Пример поколенной росписи представлен в Приложении 6.

На этом изучение своей родословной можно и завершить. Однако, ваша родословная будет полнее, если вы создадите семейный герб (см.Приложение 7), электронный семейный альбом.



Работаем с государственными архивами


Если в ходе исследования возникла необходимость обратиться в государственный архив, юный исследователь должен ознакомится с правилами работы в архивах (см.Приложение 1).

Широко применяемый способ работы с архивами - через запросы (см.Приложение 2). В государственном архиве Кемеровской области можно узнать адреса государственных архивов, расположенных на территории Российской Федерации. Адрес государственного архива Кемеровской области (ГАКО): 650040, г. Кемерово, проспект Ленина, 3А.

Методы, используемые при написании исследовательской работы


При написании исследовательской работы основными являются методы:

  1. теоретические (анализ, синтез);

  2. эмпирические (наблюдение, сравнение);

  3. математические (статистические);

  4. визуализации (графики, диаграммы, таблицы).








Особо важный этап исследования – анализ найденного материала.

Анализ – процесс мысленного расчленения целого на части. От того, как верно и тщательно будет проанализирован собранный материал, зависит результат исследовательской работы.

Приведем пример. Записано со слов Панамаревой А.С. (старожила деревни Хорошеборка Топкинского района Кемеровской обл.) вот такое стихотворение из «Старой тетради»:

Все под Господом живем, все равны у Бога,

Только правды мы найдем здесь совсем немного.

Бог-творитель: он купцов поселил в палатах,

Мы ж по милости творца жмемся в тесных хатах.

Тараканы по стенам бродят в хатах тесных –

Этих тоже бедняков подал царь небесный.

Попадет иной в горшок, после в ложку тоже –

Кушай, божий мужичок, это мясо тоже.

Поздно ляжешь на постель от работ усталых,

Тут с клопами канитель заведешь сначала.

Божья тварь, но все же бьешь со святой молитвой,

В полночь темную уснешь, утомленный битвой.

Так Творец нас бедноту любит с колыбели,

Чтоб за эту доброту его блохи съели.


(прочитано в избе-читальне д. Хорошеборка в 1925 году)












Проанализировав данный источник, ясно представляется картина жизни бедняков в 1925 году: бытовые условия были ужасные, люди работали допоздна, еда скудная, мясо на обеденном столе появлялось редко.

А какой еще можно сделать вывод?

Материал в работе должен быть изложен научным стилем: накопленная информация оформляется в связанный текст, в котором четко прослеживается объективность изложенных фактов, присутствуют выводы, вытекающие из фактов.




Оформление исследовательской работы


Исследовательская работа имеет определенную структуру: введение, основную часть, заключение, словарь терминов, список информантов, библиографический список, приложения.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.

Начать нужно с компоновки подготовленных текстов по главам, в соответствии с примерной структурой работы.

Далее главы нужно отредактировать, как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить факты, цитаты и т.п.). Приступаем к написанию выводов к каждой главе. Это обычно излагается сущность вопроса, и обобщаются результаты проделанного анализа.

После заключения по всей работе приступают к написанию введения.

Введение – наиболее ответственная часть исследовательской работы. Оно должно включать:

- тему работы;

- актуальность исследования;

- объект, предмет;

- цель, задачи;

- методы исследования;

- краткий анализ литературы;

- его практическую значимость.

Объектпроцесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предметнаходится в рамках объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения.

Объект и предмет между собой как общее и частное. Связь объекта и предмета можно представить так: булка хлеба – это объект, а кусочек хлеба – предмет. Отсюда очевидно, что предмет всегда меньше объекта.

Основная часть может содержать 2-3 главы. Очень важно в каждой главе отразить собственное мнение и свои самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Научная работа всегда содержит ссылки на других ученых, на других авторов. Ссылки внутри текста даются в квадратных скобках, где указывается номер источника по списку литературы и в необходимых случаях страницы, например: «А. Б. Евстигнеев [13] и В. Е. Гусев [5] считают …»; «В настоящее время, как отмечает М. Черемисина [29, с.125],…». При ссылке на несколько работ (одного или нескольких авторов) в скобках указываются номера этих работ: «Ряд авторов [11, 15, 19] считают, что …».

Заключение не должно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели. Всегда есть перспективы дальнейшей работы. Об этих перспективах тоже нужно написать в заключении.

Словарь терминов является пояснением работы. Сюда следует поместить специфичные слова, встречающиеся в исследовании.

Библиографический список требует особой точности при составлении.    Источники и отдельно литература должны быть перечислены в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников. Оформляя список необходимо соблюдать требования госстандарта.    

В исследовательских работах по краеведению часто не обойтись без архивных, устных, картографических источников. При работе в архиве с источником надо записать: название архива (например: Государственный архив Кемеровской области, сокращённо – ГАКО), название фонда, №№ описи, дела, листа, единицы хранения. Приведем пример: Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Фонд «Решения сельских сходов в 1985-1990 г.г.», оп.45, д.58, л.12.

Устные источники можно представить списком информантов.

1.Петров Иван Петрович, 1934 г.р., п. Раздолье Топкинского района 2.Иванова Мария Сергеевна, 1955 г. р., г.Топки и т.д.


Нужно помнить, что если не указан источник, приведенные сведения лишаются практической ценности, поскольку нет возможности убедиться в достоверности информации.


О картографическом источнике, из которого получены сведения, сообщаются следующие данные: название карты или атласа, для многолистных карт - номер листа, для атласа - страница, место и год издания, для рукописных карт - год составления, автор карты. Для карт, хранящихся в архиве, указываются также название архива, название и номер фонда, номера описи, дела, единицы хранения.



Оформление приложений


Приложения размещаются в конце всей исследовательской работы. Приложение – часть текста, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. В приложения можно разместить копии документов, статистические материалы и т.п.

Каждое приложение размещается на отдельном листе, в правом верхнем углу пишем: «Приложение 1», даем название:






Приложение 1

Жизнь в фотографиях


Первая заведующая школы фермы № 1

совхоза «Хорошеборский»

А.С. Каденская (в центре). 1935 г.
















Защита исследовательской работы


Защита исследовательской работы заключается в выступлении на аудиторию в течение 7 минут (допускается до 10 минут).

Выступление не должно быть пересказом всего содержания работы. За отведенное время ученику нужно заинтересовать аудиторию своей работой.

Как правильно подготовить доклад?

Доклад можно разделить на три части, состоящие из отдельных, не связанных между собой блоков.


Первая часть составляется на основе введения исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается проблема, формулируются цели, задачи исследования и указываются основные методы, которые автор использовал при создании работы, а также описывается методика исследования. Для того чтобы доклад вызвал интерес у аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории. Начать выступление можно:

- с приведения примера,

- с интересной цитаты,

- с истории, случая,

- задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части представляется содержание глав. Основной упор нужно сделать на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора.

При изложении основных результатов хорошо бы использовать заранее подготовленную наглядность: таблицы, карты, диаграммы и т.д., демонстрационный материал: слайды, видеофильмы.

Демонстрируемые материалы не должны перегружать выступление и нужно позаботиться, чтобы они были хорошо видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые были озвучены во второй части. Создание кульминации выступления в заключении создаст положительный эффект.

Хорошо подготовленный доклад не будет находиться в выигрыше, если докладчик говорит невнятно. Поэтому особое внимание надо обратить на речь выступающего. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.


Подготовка мультимедийной презентации


Если вы решили в качестве демонстрационного материала использовать презентацию, ее нужно грамотно выстроить:


  • информация всей презентации должна быть логически выстроена;

  • предпочтительны для презентации рисунки, схемы вместо таблиц;

  • оптимальное количество слайдов для 7-ми минут выступления – 15-18;

  • количество объектов на любом слайде - 5-8;

  • движение в анимации на слайде устанавливаем снизу – вверх, слева – направо;

  • минимум спецэффектов;

  • расположение рисунков должно быть в левом верхнем углу;

  • демонстрация любого рисунка не менее 20 – 30 секунд;

  • слайд должен содержать текст, содержащий 5-8 строк (до 10 слов в строке);

  • используйте для чтения с компьютера шрифт Arial (рубленый).




Требования к оформлению слайдов


Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления.

Управляющие кнопки не должны преобладать над основной информацией.

Фон

Для фона выбирайте

более холодные тона.

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более 3 цветов.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок
























Оценка исследовательской работы


Важнейшая характеристика исследования – его результат. С целью прогнозирования этого результата необходимо знать критерии оценки ученического исследования.

Предполагается что, создаваемая исследовательская работа выйдет на областную туристко-краеведческую конференцию «Живи, Кузнецкая Земля!».

Рассмотрим критерии, которые выдвигаются на областную конференцию «Живи, Кузнецкая Земля!»:

Критерии оценки исследовательской работы (I тур)

  1. Обоснование темы, новизна, содержательность – 6 б.

  2. Литература, источники, экспериментальные данные – 4 б.

  3. Вклад автора – 6 б.

  4. Логичность изложения, стиль, грамотность – 3 б.

  5. Структура работы, соответствие названия содержанию, научно-справочный аппарат – 6б.

  6. Оформление работы – 4б.

  7. Дополнительные баллы жюри – 1 б.

Критерии оценки при защите исследовательской работы (II тур)

  1. Обоснование темы, цели и задачи, новизна, краеведческий характер исследования – 5 б.

  2. Дополнительные источники – 2 б.

  3. Методика исследования – 3 б.

  4. Умение изложить содержание работы – 5 б.

  5. Активность работы на секции – 4 б.

  6. Наличие собственного опыта, авторская позиция – 1 б.







Литература


  1. Веслополова, О.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов.// Образование в современной школе.- 2004. - № 3.

  2. Волков, А.Е. Ведущий замысел и гипотеза в школьном исследовании. // Школа. – 2003. - № 6.

  3. Головизнина, Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности//Дополнительное образование – 2002. - № 8.

  4. Жиромская, Б.Б. Возрождение исто­рического краеведения // Вопросы истории.- 1989.- № 9.

  5. Историческое краеведе­ние: вопросы преподавания и изучения. Сб. науч.-метод, тр. Тверь, 1991.

  6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5.

  7. Москвина, А.В. Способен ли ученик сделать научное открытие? // Школьные технологии. – 2004. - № 1.

  8. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // Научно-методический журнал. Методист. – 2004. - № 3.

  9. http://www.businesspravo.ru

  10. www.researcher.ru – информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества.

Приложение 1


Приложение к приказу Федеральной архивной службы России от 6 июля 1998 г. № 51

ПРАВИЛА
работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации

2. Порядок допуска пользователей в читальные залы архивов

2.1. Пользователи допускаются в читальные залы на основании личных заявлений. Пользователи, ведущие научную работу в соответствии с планом научных учреждений или выполняющие служебные задания, могут представлять письма направивших их организаций.

2.2. В личных заявлениях или письмах указываются фамилия, имя, отчество пользователей, должность, ученое звание, ученая степень, тема и хронологические рамки исследования.

2.3. Разрешение на работу в читальных залах дается руководством архивов на необходимый пользователям срок, как правило, на 1 год со дня оформления. При необходимости продления срока вопрос согласовывается с руководством архивов или сотрудниками читальных залов.

2.4. Все пользователи заполняют анкету установленного образца.

2.5. Оформление пропусков в читальные залы осуществляется при предъявлении пользователями документов, удостоверяющих личность.

3. Права, обязанности и ответственность пользователей

3.1. Пользователям предоставляются имеющиеся в архиве справочники (описи, каталоги, обзоры), дела и документы, в том числе позитивные копии кинодокументов, фотодокументы (в виде позитивных отпечатков или контрольных отпечатков на карточках фотокаталога архива), фонодокументы по теме исследования, а также техническое оборудование для работы с микрокопиями, аудиовизуальными и машиночитаемыми документами.

3.2. Пользователи, работающие в читальных залах архивов, имеют право:

3.2.1. Получать информацию о распорядке работы читальных залов, услугах, оказываемых архивами через читальные залы, порядке и условиях их предоставления.

3.2.2. Получать консультации специалистов архивов о составе и содержании документов в соответствии с темой исследований, имеющихся в архивах справочниках.

3.2.3. Получать информацию, в том числе в письменной форме, о причине отказа (отсрочки) в выдаче дел (документов), существующих ограничениях на выдачу и копирование документов по теме исследования, а также о сроках, в течение которых они будут действовать

3.2.4. Обжаловать отказ в выдаче архивных документов или справочников по теме исследования в соответствии с действующим законодательством. Для решения спорных вопросов пользователи могут обращаться к руководству архивов, в органы управления архивным делом субъекта Российской Федерации, Федеральную архивную службу России, а также в установленном порядке в судебные органы Российской Федерации.

3.2.5. Пользоваться печатными изданиями и рукописными материалами из фондов научно-справочных библиотек, справочно-информационных фондов.

3.2.6. Заказывать или самостоятельно изготавливать копии архивных документов по теме исследования, делать выписки из предоставленных им дел, документов, архивных справочников.

3.2.7. При наличии технических возможностей по специальному разрешению руководства архивов использовать собственные технические средства (персональный компьютер, магнитофон, диктофон) или арендовать технические средства архивов. Использование технических средств допускается, если это не мешает работе других пользователей

3.2.8. Проносить в читальный зал по согласованию с его заведующим (сотрудником) машинописный и печатный текст, гранки научной работы. Внос и вынос этих материалов оформляется специальным пропуском.
Рукописные материалы пользователей выносятся без пропуска.

3.3. Пользователей могут сопровождать переводчики или помощники.

3.4. Пользователи обязаны:

3.4.1. Соблюдать настоящие Правила работы в читальных залах архивов Российской Федерации.

3.4.2. Регистрироваться при каждом посещении в журнале посещений читального зала.

3.4.3. Заполнять листы использования просмотренных дел, указывая дату использования, фамилию и инициалы (разборчиво), характер произведенной работы (просмотр, выписки и т. п.).

3.4.4. После окончания работы при каждом посещении сдавать предоставленные ему описи, дела (единицы хранения), печатные издания сотруднику читального зала.

3.4.5. Соблюдать технические требования обращения с оборудованием и пленкой при работе с микрокопиями и документами на специальных и электронных носителях.

3.4.6. Соблюдать распорядок работы читального зала, тишину и порядок во время работы.

3.4.7. В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 12, п. 2) использовать и публиковать полученную архивную информацию с обязательной ссылкой на источник информации, т. е. указывать название архива, хранящего документы, их поисковые данные (номер фонда, описи, дела (единицы хранения) и листа).

3.5. Пользователи могут предоставить архивам библиографическую справку или экземпляр издания, подготовленного на основе архивных документов.

3.6. Вопросы, связанные с хищением или порчей архивных документов пользователями, решаются в соответствии с действующим законодательством.

3.7. Пользователи, совершившие действия, нанесшие материальный ущерб архиву, несут ответственность в установленном действующим законодательством порядке.

4. Порядок выдачи дел, документов, микрокопий, печатных изданий, предоставления научно-справочного аппарата

4.1. Дела и другие материалы предоставляются пользователям на основании заполненных бланков заказов.

4.2. Единовременно для пользования может быть выдано 5 описей, 10—20 дел или 10—20 единиц хранения кинодокументов, фонодокументов временем звучания не более 3 часов.

С учетом специфики состава документов руководством архива могут быть установлены другие нормы выдачи дел и документов.

4.3. Сроки выдачи описей, дел, документов и других материалов устанавливаются руководством архивов, но не должны превышать 3 рабочих дней со дня оформления заказа.

Справочно-информационные и другие печатные издания, экземпляры описей, хранящиеся в читальных залах, выдаются пользователям в день заказа.

4.4. Описи, другие архивные справочники предоставляются на срок до 5 дней, несброшюрованные и особо ценные документы — до 5 дней, уникальные документы по разрешению руководства архива — на один день, дела и микрокопии, печатные издания — на один месяц.

Продление сроков хранения и использования в читальных задах описей, дел, документов, других материалов согласуется с сотрудниками читальных залов (кроме уникальных документов), продление сроков использования уникальных и особо ценных документов согласуется с руководством архивов, при необходимости оформляется новый заказ. Сроки повторной выдачи устанавливаются руководством архивов.

4.5. При наличии фонда пользования подлинные документы в читальные залы, как правило, не выдаются.Подлинные документы могут выдаваться пользователям в исключительных случаях с разрешения руководства архива с учетом конкретных обстоятельств.

5. Копирование и выдача копий архивных документов, изготовленных по заказам пользователей

5.1. По заказам пользователей в зависимости, от технических возможностей архивов и физического состояния документов изготавливаются ксерокопии, микрокопии, фотоотпечатки, позитивы кинофотодокументов. Качество изготавливаемых копий обеспечивается архивами.

5.2. По согласованию с руководством архивов пользователи могут самостоятельно копировать изобразительные и графические материалы, карты, планы и чертежи или приглашать для этой работы специалистов (чертежника, фотографа, художника). В этих случаях копирование производится в помещениях архивов под контролем их сотрудников с соблюдением правил обеспечения сохранности документов.

5.3. Вынос копий документов за пределы архива оформляется специальным пропуском, подписанным ответственным лицом.


Приложение 2



Образец запроса в государственный архив


Директору

областного

государственного учреждения

«Государственный архив

Томской области»

ФИО


Муниципальное образовательное учреждение «…» просит Вас в оказании благотворительной помощи в получении следующей информации:

  1. Когда основано село... (ваш вопрос)

2) подтвердить сведения о … (ваш вопрос)

Данные сведения необходимы в связи с изучением истории села

для создания исследовательской работы по краеведческой программе.

Рассчитываем на Ваше взаимопонимание и поддержку.

Контактный телефон: 8 – 384 -2 -93-3-25


Директор школы: (Н.А. Петрова)

Руководитель проекта: (Т.К.Орлова)


Заранее Вам благодарны.

19.04.2010 г.












Приложение 3

Сведения из метрических книг

























Приложение 4

Сведения из ревизских сказок











Приложение 5

Правильно берем интервью

I. Введение и установление контакта

Цель этого этапа - вызвать интерес к беседе, убедить людей, как важны для науки их знания. Обращаться к собеседнику нужно уважительно, по имени и отчеству, а не фамильярно. Обязательным условием является информация о себе и организации, которую представляешь (школа, музей). Ведущий обязан объяснить, где и как будет использоваться полученная информация. Успех всего интервью определяется именно вступительной беседой.

II. Программные вопросы

Первые вопросы не должны быть сложными, это как бы разминка. Переход к основным вопросам должен быть понятен, опрашиваемому. Можно выделить их фразой: "Теперь позвольте перейти к наиболее важным вопросам. " Завершение беседы должно состояться из несложных вопросов. Можно уточнить какие - либо вопросы, вернуться к недосказанному. Оптимальная продолжительность всего интервью 40 - 50 минут. Дальнейшее расспрашивание не даст ожидаемого эффекта, лучше перенести беседу на другой день.

III.  Оформление паспортички

Сбор сведений об интервьюированном (о том человеке, у кого берут интервью) является обязательным условием научной записи.

В меморатах (документах, созданных на основе устных рассказов) обычно паспортичка содержит следующие вопросы: 1. Ф.И.О. 2. Год рождения 3. Место рождения 4. Профессия 5. Где и в каком качестве работал или работает 6. Адрес.

Вопросы во время устного опроса надо задавать так, чтобы не задеть самолюбие респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого (опасение за последствия опроса, печальные воспоминания и т.п.) Поэтому интервьюер должен уметь не только вызвать респондента на искренность, но и не нарушать его душевный комфорт и покой.

Интервьюер должен сознавать, что создает документы, являющиеся историческим источником для будущих историков.

Поэтому необходимо тщательно документировать результаты опроса. Для этого существуют определенные правила.

1. Интервью должно записываться только после того, как респондент извещен о своих правах на материалы беседы.

2. Интервьюер должен вести информативный диалог с респондентом, задавая вопросы, стимулирующие более широкое освещение темы.

3. Интервьюер обязан защищать опрашиваемого от возможных психологических травм. Даже если ответы вызывают сомнение, интервьюер не должен проявлять недовольства.

4. Интервьюер несет ответственность за правильное цитирование материалов.

5. Материалы опросов, правильно оформленные, заверяются печатью школы или сельской администрации и сдаются в архив (школьный, музейный). Печать удостоверяет работу, является гарантом того, что опрос действительно имел место.











ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПИСИ

Чтобы записи опроса, интервью, анкетирования могли быть опубликованы и взяты в научный оборот, необходимо соблюдать ряд обязательных условий.

1. Воспоминание записывается непосредственно вслед за рассказом дословно без пропусков отдельных слов и фраз и излагается от первого, а не третьего лица.

2. Запоминание и перенесение рассказа позже на бумагу категорически запрещается. Такой способ неизбежно повлечет за собой неполноту записи воспоминаний, искажение фактов, оценок и суждений рассказчика. Такая запись неотвратимо преломится через сознание и мировоззрение интервьюера, и будет нести неполноценную и искаженную информацию.

3. Недопустимо собственное редактирование текста, если даже кажется речь безграмотной. Запись должна отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Если встречаются непонятные слова, их выясняют в ходе беседы и фиксируют их объяснения в интересах рассказчика. Олитературивание текста недопустимо.

4. Черновая запись осуществляется на одной стороне листа, слева оставляются поля. Обратная сторона и поля используются для дополнений рассказчика, если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний.

5. Чистовой вариант рассказа оформляется с использованием компьютера на листе бумаги (А4) с одной стороны с соблюдением полей 2.5 -3 см слева для сшивания листов.









Приложение 6


ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ МОЕЙ СЕМЬИ

В данном случае Поколенная роспись - это список людей, имеющих прямое родство по восходящей линии. Кроме имен, в росписи приводятся даты и места рождения, брака, смерти. А также кратко сообщается другая информация биографического характера.

I колено

  1. Неподкосов Егор Дмитриевич

род. 21.12.1991 г. в п. Раздолье Топкинского р-она Кемеровской области, учащийся 11 класса МОУ «Раздольинская средняя общеобразовательная школа». Хобби: компьютер, краеведение, гитара. Неоднократный призер областных и всероссийских фотоконкурсов (10, 33.1).

II колено


  1. Неподкосов Дмитри й Иванович

род. 15.02.1969 г. в с. Осиновка Карасукского р-она Новосибирской области. В 1991 г. женился (ж.-II, 3). В 1995 г. окончил Новосибирский колледж связи (квалификация: техник электросвязи). Работает электромонтером в п. Раздолье Топкинского р-она Кемеровской области (25,14, 34).

  1. Неподкосова (Данильченко) Инна Викторовна

род. 12.06.1968 г. в г. Ангарске Иркутской области. В 1985 г. окончила среднюю школу на «отлично»; в 1991 г. окончила Иркутский политехнический институт (квалификация: инженер-электромеханик). В этот год вышла замуж (м.-II,2). Работает учителем информатики и математики в Раздольинской школе. В 2005 г. прошла переподготовку в КРИПКиПРО по программе «Информатика». В 2006 г. - победитель конкурса «Лучшие учителя Российской Федерации». Награждена значком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2008г.) (3, 12, 13, 28, 34).

III колено

  1. Данильченко Виктор Дмитриевич

род. 16.01.1943. в совхозе «Юргинский» Юргинского р-она Новосибирской обл. В 1961г. окончил Юргинское СПТУ-5 (специальность: фрезеровщик). Ноябрь 1962-1966 гг. служба в рядах Советской Армии. 17.04.1965 г. награжден жетоном «За дальний поход». В 1967 году женился (ж.-III, 7). В 1974 г. окончил Ангарский политехникум (квалификация: техник-механик). Работал мастером производственного участка на химкомбинате г.Ангарска. С 1981-1992 гг. проживал в п. «Отрожный» Анадырского района Магаданской области. Избирался депутатом сельского совета (1992 г.). С 1992 г. - в п. Раздолье Топкинского района. Дети от брака: Инна (II, 3) , Андрей. Пенсионер, ветеран труда (11,16,33.3,35,41,44,50).

V колено

30. Вельмискин Андрей Яковлевич

род. 09.01.1885 г. в с. Колопино Краснослободского уезда Пензенской губернии. 10.01.1885 г. крещен, таинство крещения совершал священник Николай Барсов с дьячком Никитой Рудневым.Умел писать. 3 февраля 1903 г. женился на крестьянке Акилине (V,31). Совершал таинство священник Иаков Алмазов. В 1921 г. переселился в д. Верх-Тайменка Томской губернии. Работал пасечником в д. Белянино. ум. в 1966 г., похоронен в д. Белянино Кемеровской обл. (1,5,30).

Приложение 7












































Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос