Методические рекомендации
к организации в образовательных учреждениях знаменных групп и отрядов барабанщиков
Москва - 2011
Автор – Болтунова Галина Емельяновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 922(408), руководитель клуба "Знаменщики и барабанщики в истории России"
Боевые знамёна, боевые знамёна!
Вы - сердца батальонов, полков, эскадронов.
От обстрелов, кинжальных боёв
рукопашных
Вы отцовскою кровью горячей окрашены.
Вы рассветом вставали над Орлом и над
Прагой,
Над сожжённой Хатынью, павшим
Рейхстагом.
Вы в боях никогда не гнались за наградами,
Сколько раз вас солдаты державшие падали.
И бессмертье своё, ордена и медали
В те мгновения вам навсегда отдавали...
Барабаны ударили, бьют барабаны,
И выносят знамёна бойцы-ветераны!
На линейке ребята серьёзнее стали,
Хоть войну они только по фильмам и знали.
Боевые знамёна, горящие стяги,
Вам сегодня на верность клянёмся в
присяге.
Мы клянёмся на честность, клянёмся на
совесть,
Что себя мы для подвигов будем готовить.
Вместе с вами по жизни пойдём
непреклонно,
Боевые знамёна, боевые знамёна!
Свою методичку мне хотелось бы начать с такого эпизода: совсем недавно, просматривая видеозапись школьного "Последнего звонка", мои друзья удивились такому факту: в зал, где в парадном строе замерли выпускники, под звуки "Встречного марша" знаменная группа вносит Флаг Российской Федерации, Флаг города-героя Москвы, Знамя школы, звучит гимн России. Начинается торжество. Кто-то, возможно, скажет, что это какой-то анахронизм, пережиток прошлого. Ведь все это уже было и стоит ли повторяться на новом витке истории? А если посмотреть с другой стороны? Не возрождение ли это национальных традиций, гордости за свою Родину, наш народ? Согласитесь, что данный ритуал помогает нашим учащимся осознать свою принадлежность именно к школе № 408, понять свою значимость, укрепиться в том, что они - равные среди равных. Школе № 408 повезло. В ней всегда были живы традиции благодаря ее директору, ее учителям, ее ученикам, ее выпускникам.
Нами было выбрано приоритетное направление деятельности, стержень, на основе которого можно выстроить воспитательную систему школы – воспитание гражданина и патриота в соответствии с государственной программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, принятой 16.02.2001 г. Правительством Российской Федерации.
Определена цель: это создание условий для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Поставлены следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования воспитательной системы по патриотическому воспитанию школьников.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном знамени
ГОУ СОШ № 408 ВОУ МДО
1.Знамя школы является символом чести, патриотизма, уважения к истории школы и ее заслугам по воспитанию подрастающего поколения. Знамя школы служит напоминанием каждому школьнику о славных традициях школы, заложенных в разные годы ее выпускниками.
2.Знамя вручается школе в торжественной обстановке от имени Министерства образования Российской Федерации руководителем Восточного окружного управления образования города Москвы.
3.Знамя школы состоит из двустороннего полотнища, древка и прикрепленного к нему в верхней части шнура с двумя кистями.
Полотнище знамени прямоугольное, размером: по длине – 150 см, по ширине – 100 см; изготовлено из сложенного вдвое красного шелкового фая и по краям с трех сторон обшито золотистой шелковой бахромой.
На лицевой стороне полотнища надпись:
Государственное общеобразовательное учреждение, средняя школа № 408
Высота букв надписи – шесть сантиметров.
На обратной стороне полотнища в центре изображение герба ГОУ СОШ № 408 (диаметром 46 см).
Изображение эмблемы школы выполнено в цвете. Все надписи на полотнище выполнены желтой краской (под золото).
Древко знамени деревянное длиной 220 см, круглого сечения диаметром 2,8 см. Древко окрашено в темно-коричневый цвет, лакировано и имеет на верхнем конце анодированный плоский наконечник (высотой 18 см).
Шнур знамени крученый, изготовлен из золотистого шелка с двумя кистями по концам. Длина шнура 125 см.
4.Постоянное место нахождения знамени школы – служебный кабинет заместителя директора школы по ВР.
5.Знамя выносится торжественно знаменной группой (знаменосец и два ассистента) и устанавливается на месте проведения торжественных мероприятий и других официальных церемоний:
-
День знаний;
-
День учителя;
-
Годовщина Битвы под Москвой;
-
День школы;
-
День космонавтики;
-
День рождения Г. Титова;
-
День Победы;
-
Последний звонок;
-
Вручение аттестатов выпускникам школы.
В других случаях – по распоряжению директора школы.
6.Знамя сохраняется за школой на все время ее существования, независимо от изменения ее наименования.
7.В случае ликвидации школы знамя передается на хранение в ВОУ МДО.
Положение о знаменной группе и отряде барабанщиков
ПОЛОЖЕНИЕ
о знаменной группе ГОУ СОШ № 408 ВОУ МДО
-
В знаменную группу школы входят Разводящий знаменной группы (далее РЗГ), три знаменосца и шесть ассистентов.
-
Командиром знаменной группы (далее КЗГ) может быть знаменосец или ассистент. КЗГ выбирается полным составом знаменной группы и утверждается Советом школы.
-
Знаменная группа утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из учащихся средней и старшей школы на заседании педагогического совета, с учетом мнения ученического коллектива.
-
Дублирующий состав знаменной группы утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из учащихся средней и старшей школы на заседании педагогического совета, с учетом мнения ученического коллектива.
-
Знаменная группа вносит Государственный Флаг РФ, Флаг Москвы и Знамя школы на торжественные мероприятия, в соответствии с Положением о школьном знамени.
-
На месте прохождения знаменной группы устанавливается знаменная зона, движение в которой запрещается.
-
Знаменная группа несет ответственность:
-
за сохранность школьного знамени и флагов;
-
за соблюдение ритуалов у школьного знамени и флагов;
-
за уважительное и бережное отношение к школьному знамени и флагам.
-
Торжественная передача знамени новой знаменной группе школы происходит в День последнего звонка.
Разъяснения
к Положению о знаменных группах
-
Знамена всегда хранятся в знаменной комнате (знаменной зоне служебного кабинета заместителя директора по ВР) в специальной стойке. Брать знамена разрешается только знаменосцам. Вынос знамен за пределы школы разрешается только по решению Совета школы.
-
На торжественных мероприятиях знамена выносятся по звуки "Встречного марша". Выводит знаменную группу самый младший (по возрасту) барабанщик или разводящий знаменной группы.
-
Знаменная группа состоит из 10 человек – разводящего знаменной группы (РЗГ), 3 знаменосцев и 6 ассистентов. Существует резервный состав знаменной группы. Группа выносит знамена на торжественные сборы, парады, смотры.
-
Знаменная группа имеет форму:
-
Черные брюки или юбки
-
Белые офицерские рубашки
-
Черные галстуки с двуглавым орлом
-
Черные пилотки с желтым кантом
-
Белые перчатки
-
Красные с золотой каймой и кистями перевязи и панталеры знаменных групп
-
Аксельбанты (золото) с одним или двумя наконечниками
-
Белые погоны с желтым кантом
-
Черные ботинки или туфли
-
-
Перевязь для ношения знамени:
-
Перевязь для ношения Знамени знаменщиком (панталёр) состоит из длинного и короткого плечевых ремней и кожаного стаканчика для установления нижнего конца древка Знамени. Плечевые кожаные ремни шириной 80 мм обтягиваются шелковой тканью и обшиваются по краям золотистым галуном шириной 12-15 мм.
-
Перевязь для ассистентов такая же, как для знаменщика, но вместо кожаного стаканчика пришивается кисть золотистого цвета.
-
-
Знаменосцы и ассистенты выбираются из числа учащихся старше 12 лет. Кандидатов на данные должности выдвигает предыдущий состав знаменной группы.
-
Смена знаменной группы происходит только после утверждения ее Советом школы. Знаменосцем и ассистентом можно быть до 11 класса включительно.
-
Командир знаменной группы выбирается из числа знаменосцев Советом школы. Командир знаменной группы никогда не становится часовым возле знамен.
-
После Прощания со знаменем знаменная форма остается в собственности выпускника.
ПОЛОЖЕНИЕ
об отряде барабанщиков ГОУ СОШ № 408 ВОУ МДО
1.В отряд барабанщиков школы входят Командир отряда барабанщиков, выводящий барабанщик и 16 маршевых.
2.Отряд барабанщиков утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из учащихся младшей и средней школы на заседании педагогического совета, с учетом мнения ученического коллектива.
3.Отряд барабанщиков сопровождает вынос Государственного Флага РФ, Флага Москвы и Знамени школы на торжественные мероприятия, в соответствии с Положением о школьном знамени и отряде барабанщиков.
5.Отряд барабанщиков несет ответственность:
-за сохранность школьных барабанов;
-за соблюдение ритуалов с барабанами у школьного знамени и флагов;
-за уважительное и бережное отношение к школьным барабанам.
6.Торжественная передача барабанов новым барабанщикам школы происходит в День последнего звонка.
Разъяснения
к Положению об отряде барабанщиков
Знаменную группу сопровождает отряд барабанщиков. В отряде 18 человек. 2 главных – командир и барабанщик, выводящий знаменную группу. 10 барабанщиков сопровождают вынос знамен "Знаменным маршем", а самый младший выводит знаменную группу. Школьные барабаны хранятся на стойке в знаменной комнате (знаменной зоне служебного кабинета заместителя директора по ВР). Брать их могут только барабанщики и инструкторы барабанщиков, обучающие младших ребят.
Барабанщики проводят торжественные мероприятия, линейки, праздники. Без выводящего барабанщика знаменная группа не может выносить знамена. Барабанщики следят за состоянием барабанов и ремонтируют их по мере необходимости.
Барабанщики имеют свою форму:
-
Черные брюки или юбки
-
Белые рубашки
-
Белые перчатки
-
Белые ленты с золотым кантом
-
Белые аксельбанты
-
Белые с золотом пилотки
-
Черные ботинки или туфли
Барабанщики отряда выбираются из учащихся от 10 лет. Вопросы, связанные с кандидатами и передачей барабанов решаются на общем собрании отряда барабанщиков путем прямого голосования.
Командир отряда барабанщиков назначается из действующего состава отряда Советом школы. Командир отряда барабанщиков отвечает за проведение праздников, обучение младших и дисциплину внутри отряда.
Барабанщики и знаменосцы пользуются правом выбрать себе замену и передать барабан и знамя на торжественной общешкольной линейке.
Ритуал приема знамени
Знаменосец, принимая знамя, произносит
клятву:
Я
(имя, фамилия), знаменосец знаменной
группы, торжественно клянусь: бережно
хранить знамя школы, Государственный
флаг РФ и Флаг города-героя Москвы, четко
выполнять все правила обращения со
знаменем и флагом, оправдать оказанное
мне доверие.
Знамена и флаги хранятся в знаменной комнате, в специальной знаменной стойке в зачехленном виде или под прозрачным покрытием.
Ритуал приема барабана
Барабанщик, принимая барабан, произносит
клятву:
Я
(имя, фамилия), барабанщик отряда
барабанщиков, торжественно клянусь:
бережно хранить барабан, четко выполнять
все правила обращения с барабаном,
оправдать оказанное мне доверие.
Барабаны хранятся в знаменной комнате, в барабанной стойке, в зачехленном виде.
Прощание со знаменем школы
Но самое удивительное и волнующее событие случается, когда школу покидают знаменосцы и ассистенты – 11-тиклассники.
Последний звонок. Вынесены знамена. Очень коротко из-за нарастающей жары, но не менее тепло и душевно обращаются к выпускникам, родителям и гостям директор школы Шманова И.А., глава управы "Ивановское", почетные гости, преподаватели, родители и, конечно, младшие школьники. Особенно проникновенно звучат слова напутствия теперь уже во взрослую жизнь.
Кончились приветствия, и снова словами команд начинается самая трогательная часть этих торжеств - смена знаменной группы и прощание со Знаменем школы. Можно понять волнение знаменосца и ассистентов. Это им - самым "строевым" и успевающим учащимся в течение нескольких лет доверялся торжественный вынос Государственного флага Российской Федерации, Флага города-героя Москвы и Знамени школы на всех многочисленных мероприятиях. По ним оценивалась ветеранами и общественностью города школа № 408. Звучит барабанная дробь, в зал входят новые знаменосцы и ассистенты - теперь уже лучшие во всех отношениях ученики 7-9-х классов. Происходит передача Знамени и, застыв в строю, 11-й класс прощается со Знаменем школы.
Новая знаменная группа, чеканя шаг, выносит знамена. В памяти выпускников этот торжественный, полный доброты и душевности день останется навсегда. И вряд ли кто-либо из выпускников, какую бы дорогу в жизни они не избрали, не будет спустя годы с улыбкой и любовью рассматривать школьные фотографии. Один из пришедших в школу бывших знаменосцев, как бы в подтверждение этого, поделился, что он до сих пор достает иногда из шкафа и надевает свою знаменную форму, гордясь тем, что был знаменосцем, и одновременно грустя, что все это для него уже закончилось.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении 1 окружного смотра – конкурса знаменных групп
«Равнение на Флаг!»
1. Общие положения
1. 1. Цели и задачи:
Смотр знаменных групп проводится с целью:
-формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
-формирование и развитие личности, обладающей качеством гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять свои гражданские обязанности.
1. 2. Время и место проведения.
Окружной смотр знаменных групп проводится 4 – 8 мая 2010 года на площади перед ДК им. Косырева.
1. 3. Участники окружного смотра-конкурса.
В конкурсе знаменных групп принимают участие знаменные группы школ округа.
2.Порядок проведения окружного конкурса
2.1. Заявка. Руководители знаменных групп предоставляют заявку в методический кабинет в ОМЦ до 15 апреля 2010 года по следующей форме:
Школа
Название группы
Руководитель
ФИО |
Класс |
Дата рождения |
Специальность |
Виза врача |
2.2. Условия смотра. В конкурсе принимают участие знаменные группы всех типов школ округа.
Состав знаменной группы: 10 человек (3+3+3+1) (при наличии знамени школы) или 7 человек (3+3+1), если знамя школы отсутствует.
Форма одежды:
-
Уставная форма знаменных групп ВС РФ;
-
Форма знаменных групп, утвержденная Положением о знаменной группе школы;
-
Возможно использование атрибутики: эмблемы.
2.3. Критерии смотра - конкурса:
-
- наличие формы и атрибутики
-
- мастерство, слаженность действий
-
- движение в шеренге, в колонне
-
- строевой шаг группы
-
- четкость выполнения команд
-
- смена караула
-
- знание символики РФ
-
- внешний вид
2.4. Оргкомитет.
Для организации и проведения смотра создается окружной оргкомитет, который координирует деятельность на местах, определяет состав судейства (жюри), оказывает консультативную помощь коллективам школ в проведении смотра, принимает решения по вопросам поощрения участников.
2.5. Состав жюри.
К работе в составе жюри привлекаются представители ОМЦ, окружного военкомата, заместители директоров школ округа по ВР, преподаватели ОБЖ школ округа, методисты центра "Ивановское", представители ДК им. Косырева, а также ветераны войны и труда, воины-интернационалисты.
3. Подведение итогов
3.1.Руководство проведением конкурса.
Общее руководство проведением конкурса осуществляется Молодежным центром "Ивановское" и ОМЦ ВОУ г. Москвы. Смотр проводится согласно программе (см. приложение № 1).
3.2.Награждение.
Знаменные группы, занявшие 1, 2, 3 места награждаются дипломами и памятными подарками. Участники, награждаются грамотами ВОУ МДО и Молодежного центра "Ивановское".
Приложение № 1
ПРОГРАММА
1 районного смотра – конкурса знаменных групп «Равнение на Флаг!»
1 тур смотра. Торжественная линейка.
Рапорт о готовности знаменных групп
Приветственные речи почетных гостей
Возложение цветов к мемориалу
2 тур смотра. Смотр-конкурс
1 конкурс «Визитная карточка» Рапорт командира знаменной группы о составе группы
2 конкурс «Строевой смотр»
Строевой шаг, смена караула, действия разводящего, коллективные действия, слаженность: построение группы
3 конкурс «Знатоки символики»
Каждой знаменной группе будут заданы вопросы по государственной символике РФ. Вопросы помещаются на сайт ОМЦ.
Приложение №2
Содержание 2 конкурса «Строевой смотр»
Выход знаменных групп начинается с дорожки напротив ДК им. Косырева. После слов командующего смотром: «Под знамена Российской федерации, Города-героя Москвы и школы ____ – СМИРНО! Равнение на знамена!», разводящий знаменной группы подает команду: «Шагом марш!»
При выходе на площадь по команде разводящего знаменной группы (РЗГ): «Нале-во!» группа делает поворот в движении и движется в строю из двух шеренг в направлении жюри. Не доходя до жюри 5-6 шагов, по команде РЗГ: «Стой!» группа останавливается. Затем следует команда РЗГ: «Кру-гом!». РЗГ делает поворот налево, становится в голову второй шеренги. По команде КЗГ: «Напра-во! Шагом марш!» группа в колонну по одному уходит в район ожидания, а знаменная группа в количестве 3-х человек остается на месте. По команде военрука: «Флаг Российской Федерации – Внести!» РЗГ подает команду: «Шагом марш!» и движется знаменной группе, становится в затылок. РЗГ командует: «Налево!» и строевым шагом становится в центр знаменной группы, лицом к фронту. По команде РЗГ: «Шагом марш!» группа выдвигается на исходную точку.
Положение знамени – как указано в строевом Уставе «Положение боевого знамени для движения торжественным маршем»
Победители примут участие в городском смотре-конкурсе церемониальных отрядов «Выше знамёна, Россия!».
Приложение № 3
Регламент конкурса
-
Организуется:
-
В двух группах: «А» (полная программа) и «Б» (упрощённая программа)
-
С обязательностью подачи заявки на участие с указанием, в какой группе, и какой конкретно коллектив заявляется в конкурс не позднее даты, указанной в положении.
-
С разрешением участвовать в конкурсе выпускникам организаций и коллективов прошлых лет.
-
Участниками группы «Б» (допускается исполнение программы одной знамённой группой и сменным знаменосцем) выполняется:
-
Вынос знамени в парадном положении;
-
Смена сзади;
-
Преклонение знамени «от ноги» и «от бедра»;
-
Вынос знамени в походном положении.
Участники группы «Б» могут выполнить по своему желанию некоторые элементы из программы группы «А», которые будут оценены и засчитаны в случае их качественного исполнения.
-
Участниками группы «А» (требуется наличие двух полных смен знамённой группы) выполняется:
-
Вынос знамени в парадном положении с поворотом по одному и фронтом в движении;
-
Смена сзади;
-
Преклонение знамени «от ноги» и «от бедра», «с колена»;
-
Смена спереди;
-
Показ (представление) знамени;
-
Смена сзади или спереди (по выбору группы)
-
Вынос знамени в походном положении;
-
Передача знамени с разводящим другой знамённой группе.
Участники группы «А» могут выполнить по своему желанию дополнительные элементы, например «смену просачивание», которые будут оценены и засчитаны в случае их качественного исполнения.
-
Оценивается
-
Полное выполнение программы соответствующей группы;
-
Чёткость выполнение элементов;
-
Правильность (по составным частям элементов) исполнения выносов знамени, преклонений, показа, смен;
-
Внешний вид группы: аккуратность, единообразие формы (однотипность и однотонность) и правильность использования знамённой формы;
-
Строевая стойка знамённой группы.
-
Баллы снижаются за:
-
Отсутствие галстуков и форменных рубашек (любого варианта) у группы;
-
Неправильно одетая знамённая форма (не через то плечо)
-
Сбои шага при передвижении
-
Неправильная отмашка у ассистентов.
-
Сбои при поворотах (не через то плечо, в разные стороны и т.п.)
-
Хват знамени не за оконечность древка и не вертикальное положение знамени при выносе знамени в парадном положении.
-
Неправильное положение рук знаменосца при выносе знамени
-
Неправильное положение рук знаменосцев в момент смены караула при смене сзади
-
Серьёзные (хорошо видные) сбои равнения знамённой группы при исполнении элементов
-
Наличие шевеления (поправок) в группе в процессе выполнения элементов.
-
Действия знаменосцев (хват знамени), который может привести к падению знамени при сменах и т.п.
-
Невыполнение ассистентами команд разводящего
-
Протяжки при исполнении программы по вине самих групп
-
Нечёткое (в разнобой) выполнение элементов
-
Ошибки в последовательности исполнения элемента
-
Разнобой двух групп при передаче знамени
-
Неаккуратность и разномастность формы
-
Допускается, но со снижением баллов:
-
Пополнение состава группы из числа других коллективов в случае выбытия из строя ассистентов по форс-мажорным причинам накануне смотра, но не более двух и с обязательным оповещением жюри до начала выступления.
-
Упрощение элемента передача знамени без ущерба для его общего содержания, заранее оговоренное с жюри.
-
Не считается ошибками (не оценивается):
-
Отсутствие полной знамённой формы (перевязи и панталеры)
-
Факт заимствования знамённой формы у других коллективов
-
Выполнение смен «автоматом» (без разводящего)
-
Начало выполнения выноса знамени с шагов на месте
-
Прохождение мимо знамени с прижатыми руками при сменах знамени
-
Склонены ли головы группы при преклонении знамени.
Итак, зачем же нужна знаменная группа в образовательном учреждении?…
Важная роль в развитии ребёнка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Частью развития личности является выработка у детей уважения и любви к своей стране, к её законам и символам, т.к. без этого невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны.
В связи с введением в действие федеральных конституционных законов «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации» и в соответствии с приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символов России» от 01.02.02 № 271 , необходимо организовать учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению с историей, значением официальных государственных символов Российской Федерации, и их популяризации.
Формирование в школах, лицеях и колледжах знаменных групп и отрядов барабанщиков способствует воспитанию патриотов и граждан России – нового поколения людей, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость Отчизны. У детей формируется понимание сущности и значения государственной символов, понимание значимости исполнения гражданских ритуалов, связанных с ними.
Гатчина, Владивосток, Луга, Кострома, Саров, Рубцовск, Выборг, Могилев, Барнаул, Раменское… Под звуки победных маршей, под шелест знамен десятки знаменосцев и ассистентов на огромных просторах нашей Родины чеканят шаг по тем же дорогам, по которым проходили их деды и отцы. История твердым шагом идет по стране, по нашей памяти. И гордо и широко над Знаменами, над парадным строем мальчишек и девчонок, над трибунами Ветеранов летит песня:
Полки идут стеной
Красиво держат строй,
И гордо шелестят знамёна.
Комбат и рядовой - единою судьбой
Мы связаны с тобой, друг мой.
Служить России суждено тебе и мне,
Служить России – удивительной стране,
Где солнце новое встаёт на небе синем.
Плечом к плечу идут российские войска,
И пусть военная дорога далека,
Мы будем верою и правдою служить России!!!
В бесстрашии атак
Спасли мы Русский флаг
И дом родной и наши песни.
А коль придет беда,
С тобою мы тогда Отчизну заслоним, друг мой.
Служить России суждено тебе и мне,
Служить России - удивительной стране,
Где солнце новое встает на небе синем
Плечо к плечу идут Российские войска,
И пусть военная дорога нелегка,
Мы будем верою и правдою служить России!!!
Москва, 2012 год
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Анимационная терапия как метод психологической коррекции и здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Вебинар «Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (путешествия по карте, квест, фотокросс, геокешинг, метод кейсов), особенности их использования в практике ДОО»
- Вебинар «Игровые здоровьесберегающие технологии для дошкольников: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки»
- Вебинар «Методика и технология изготовления аппликаций из сыпучих природных материалов детьми дошкольного и младшего школьного возраста»