Рабочая программа
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Я и моя семья»
1 класс
Срок реализации программы – 1год
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Учителем начальных классов Имамбаевой Галиной Васильевной
МБОУ «Притыкинская ООШ»
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.
Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи программы:
-
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
-
пропаганда и возрождение семейных традиций;
-
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
-
организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
В области формирования семейной культуры:
-
формирование отношения к семье как основе российского общества;
-
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
-
знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Совместные усилия институтов общества направлены на достижение современного воспитательного идеала.
Ожидаемые результаты:
-
снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;
-
сохранение патриотического и культурного наследия;
-
возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитания.
Сроки реализации программы
(ФГОС)
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 класс «Моя родословная».
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
Технологии:
Знакомство с историческим прошлым семьи;
Знакомство с традициями и обычаями народов малой родины;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
Элементы исследовательской деятельности, направленные на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края;
Элементы проектной деятельности
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Конкурсы; праздники; творческие мастерские;
Беседы, диспуты, конференции, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинги;
Анкетирование; тестирование; мониторинги.
Участники программы:
-
учащиеся класса;
-
родители; бабушки, дедушки;
-
педагоги; администрация лицея-интерната.
Объект деятельности:
-
программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
-
возрождение традиций семейного воспитания;
-
активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;
-
систему краеведческих знаний;
-
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
-
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
-
любовь и бережное отношение к родной природе;
-
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(66 часов)
№ п/п |
Тема |
Кол-во |
Сроки |
|
по плану |
фактически |
|||
1 |
Вводное занятие «расскажи мне о себе, о своей семье» |
1 |
|
|
2 |
Конкурсная игровая программа "Народные приметы осени". Красота родной природы - фотовыставка |
1 |
|
|
3 |
Проект "С ремеслом весь свет пройдешь - нигде не пропадешь". Изготовление герба и девиза своей семьи |
10 |
|
|
4 |
Представление и защита герба и девиза своей семьи. |
- |
|
|
5 |
"Мы за чаем не скучаем" (семейные посиделки) |
1 |
|
|
6 |
День рождения в моей семье. |
1 |
|
|
7 |
Конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья". |
1 |
|
|
8 |
Важные события жизни моей семьи (блиц-опрос). |
1 |
|
|
9 |
Организация и сбор материала на тему: "Семейные праздники и традиции". |
12 |
|
|
10 |
Изучение и обобщение собранного материала по теме: "Семейные праздники и традиции". |
- |
|
|
11 |
Мастер-класс, посвященный презентации проекта "Семейные праздники и традиции". |
- |
|
|
12 |
Традиции семьи в песнях, играх и обрядах |
1 |
|
|
13 |
«Традиции нашей семьи» - выпуск буклетов |
3 |
|
|
14 |
Семейный праздник Новый год. |
2 |
|
|
15 |
Как украсить дом к Новому году. |
- |
|
|
16 |
"Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом". |
1 |
|
|
17 |
Устный журнал «Детство наших бабушек и дедушек» |
1 |
|
|
18 |
Семейные реликвии "Из бабушкиного сундучка". Сбор старинных вещей. |
1 |
|
|
19 |
Праздник игры и игрушки «Во что играли наши бабушки и дедушки» |
1 |
|
|
20 |
«Памятные даты моей семьи» |
1 |
|
|
21 |
Проект «Военная летопись моей семьи» |
5 |
|
|
22 |
«Дорогое слово – отец» - изготовление сувениров для пап и дедушек |
2 |
|
|
23 |
«Я в фотографиях и воспоминаниях» (совместно с родными) |
2 |
|
|
24 |
Праздник «Масленица – широкая» (совместно с родителями) |
1 |
|
|
25 |
Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков. |
1 |
|
|
26 |
«Мамины руки, нет их теплее…» - изготовление сувениров для мам и бабушек |
2 |
|
|
27 |
Профессии в моей родословной |
1 |
|
|
28 |
Ярмарка профессий «Город мастеров» |
1 |
|
|
29 |
Игра-путешествие «Традиционные промыслы» |
1 |
|
|
30 |
Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» |
1 |
|
|
31 |
КТД «Один счастливый день моей семьи» |
2 |
|
|
32 |
Устный журнал « Моя родословная» |
1 |
|
|
33 |
Проект «Я и мои родственники» - «Родовое древо» |
5 |
|
|
34 |
Сочинение "Родительский дом - начало начал" (конкурс сочинений) |
2 |
|
|
Литература:
-
Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
-
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
-
Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
-
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
-
Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
-
Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
-
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
-
Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
-
Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
-
Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
-
Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
-
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
-
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
-
Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
-
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
-
Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
-
Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.
- Вебинар «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС (расстройством аутистического спектра) в условиях ДОО»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
- Вебинар «Формирование предпосылок учебной деятельности, мотивов учения и положительного отношения к школе как достижение современного качества дошкольного образования»
- Международный вебинар «Рабочая программа учителя-логопеда образовательной организации: проектирование и реализация в соответствии с ФГОС»
- Вебинар «Пейп-арт как современная технология декорирования изделий бумажными салфетками»
- Международный вебинар «Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка»