В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Ольга Манина Войдите для скачивания файлов



C:\Users\Larisa\Pictures\Баннеры\УЧМет портал 2.gif







Использование литературных и музыкальных произведений на уроках химии



Подготовила Манина Ольга Борисовна

Учитель биологии и химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Первая квалификационная категория

Учебники под редакцией О.С. Габриеляна


























C:\Users\Larisa\Pictures\Баннеры\УЧМет портал 2.gif


Использование литературных и музыкальных произведений на уроках химии

«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…»

Академик А.Е. Арбузов

Лечебное и оптимизирующее действие музыки на организм человека известно с древних времен. Мысль о том, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и этическую сторону души мы обнаруживаем в философских воззрениях Аристотеля. Знаменитый ученый полагал, что ритмические музыкальные построения воздействуют на психическое состояние, вызывают определенные эмоции и настроение и, благодаря этому, могут стимулировать развитие творческих способностей Мысль о том, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и этическую сторону души мы обнаруживаем в философских воззрениях Аристотеля. Музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Например, романтическая музыка П.И. Чайковского помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации. Уже давно обнаружили, что музыка стиля Баха, Бетховена и других классиков оказывает чудесное действие на людей, излечивает от болезней. Как обнаружили психологи, мелодия с ритмом 60 ударов в минуту, действует на человека как медитация, она вполне способная отвлечь любого человека от любой проблемы, замедляя мозговую деятельность. Если слушать такую музыку, активно улучшается память, трудоспособность, спокойствие и уверенность в себе.

На уроках химии использую литературные и музыкальные отрывки, которые позволят не только расширить музыкальную культуру учащихся, но и познакомят с увлечениями великих учёных химиков

















C:\Users\Larisa\Pictures\Баннеры\УЧМет портал 2.gif



.

Класс

Тема урока

Фрагмент урока

10 класс

Теория химического строения органических соединений.

В презентацию посвящённую деятельности А.М. Бутлерова вошёл слайд «Знаете ли вы?»

  • Что летом в своём имении А.М. Бутлеров занимался пчеловодством. В 1871г. он выступил с докладом «О мерах к распространению в России рационального пчеловодства»

  • Что Александр Михайлович любил поэму М.Ю.Лермонтова «Бородино»

  • Что Александр Михайлович охотно посещал «Менделеевские встречи»

  • Что особенно любил он слушать отрывки из оперы А.Г. Рубинштейна «Демон»

( можно прочитать отрывок из Бородино» или прослушать отрывок из «Демона» М.Ю. Лермонтова)

10

«Нефть».


На доске

Грозя земле, волнуя воды,

Бушуют бури и шумят,

И грозной цепью сил природы

Весь мир таинственно объят

И.Гете.

Обсуждение отрывка.

Учитель: Является ли тайной «кровь земли» - нефть?

В ходе изучения темы объясняется процесс ароматизации нефти и роль Н.Д. Зелинского.

Любимые произведения Н.Д. Зелинского « К Чаадаеву» А.С. Пушкина, песню «Дубинушка» можно использовать в теме «Бензол»

10

«Каучуки»

На столах учащихся образцы каучуков и изделий из них

Учитель:

Представьте 1880 год, в химической лаборатории Петербургского университета слышна негромкая песня (звучит музыка)

Спит. Спит в лесу глухом.

Спит княжна Волшебным сном,

Спит под покровом тёмной ночи,

Сон сковал ей крепко очи

Спит, спит

(«Спящая княжна», музыка и слова А.П. Бородина)

Это поёт студент, который в будущем станет основателем знаменитой школы, давшей нашей стране большое количество талантливых химиков – органиков, который сам сделает много открытий в органической химии.

Это Алексей Евграфович. Фаворский (на экране фотография)

Изучая способы получения каучука отмечаю, что А.Е. Фаворский первым начал работы по синтезу изопрена. За разработку нового вида каучука А.Е. Фаворский получил в 1940г. Государственную премию.

10 класс

Альдегиды


Начало урока

На доске нет темы урока.

Звучит отрывок из оперы «Князь Игорь»

Работа с разноуровневыми заданиями , в ходе которых учащиеся выходят на тему урока . (Альдегиды) На демонстрационном столе находятся образцы лаков, политуры, пластмассы на основе формалина и фенола, уротропин.

У. Как же получили эти вещества?

Из альдола ( альдегидоспирта). Разработал эту реакцию Александр Порфирьевич Бородин- автор оперы, «Князь Игорь» отрывок которой вы слышали. Альдольная конденсация используется для промышленного получения бутанола, 2-этилгексанола и пентаэритрита и др.

10

Анилин.

Эпиграф урока

«Если бы Николай Николаевич Зинин не сделал бы ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии»

Н.Л. Глинка

Знакомство с биографией учёного позволит использовать его любимые литературно- музыкальные произведения

«Соловей», музыка А.А. Алябьева, слова А.А. Дельвига.

«Белеет парус одинокий», музыка А.Е. Варламова, слова М.Ю. Лермонтова.

11 класс

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

На уроке учащиеся не только обобщают знания о Периодическом законе и Периодической системе , но знакомятся с отдельными фактами его биографии. Здесь будет уместно рассказать о том, что Дмитрий Иванович не принадлежал к тому типу учёных, которые ничем не интересуются, кроме науки. Очень популярны были среди учёных, композиторов, художников, литераторов «менделеевские среды». Здесь можно было увидеть новые полотна выдающихся русских художников, исполнялись музыкальные сочинения А.П. Бородина, М.И. Глинки, П.И. Чайковского.

Звучит отрывок из балета П.И. Чайковского

« Лебединое озеро»

9 класс

Соединения фосфора


Во время знакомства с природными соединениями фосфора

На экране слайды «Природа Кольского полуострова»

«Образцы полезных ископаемых этого региона»

«Предприятия Кольского полуострова»

Рассказ об экспедициях Александра Евгеньевича Ферсмана.

Учащимся предлагается познакомиться с некоторыми фактами его биографии. Здесь можно отметить о его увлечении живописью, музыкой.

«Я помню чудное мгновенье», музыка М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина.,

«Горные вершины, музыка А.Е. Варламова, слова М.Ю. Лермонтова)

Музыкальный материал или поэтические художественные отрывки помогут учащимся представить внутренний мир учёного, богатство его духовных запросов. Использование такого материала возбуждают и углубляют интерес учащихся к химии, расширяют научный кругозор, воспитывают творческую любознательность, музыкальную культуру.

Библиографический список

1. Баландин Р. Поэт камня. -М.: Знание, 1982.-191с.-(Творцы науки и техники)

2.Байкова В.М. Химия после уроков,1984 Петрозаводск изд-во "Карелия

3. Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833—1887). — М., Музыка, 1987. — 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы)

4. Крицман, В.А (составитель). Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников", 1973 М. Атомиздат 4. ""Книга для чтения по неорганической химии" часть I 1983 М."Просвещение

5. По материалам современников А.М.Бутлеров. М.: Наука, 1978

6. Разгон Л. Дело всей жизни // Разгон Л. Семь жизней. - М.: Дет.лит.» 1992.-С. 179-205.

7. Родионов В. М., Н. Д. Зелинский. Воспоминания и встречи

8. Степин Б,Д., Аликберова Л "Книга по химии для домашнего чтения". 1995 М. "Химия"

9. Сомин Л.Е "Увлекательная химия"., 1978 М. "Просвещение"

10.Фаворская Т.А. Алексей Евграфович Фаворский. Л., 1968

11. Фигуровский Н. А., Соловьев Ю. И., Николай Николаевич Зинин, М., 1957

12К. Хайниг – «Биографии великих химиков»  1981.

13. Штремплер Г.И, Химия на досуге",1993 М. "Просвещение





Приложение 1

«К Чаадаеву»

А.С. Пушкин



Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!



Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.













Приложение 2

Отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова

«Бородино»




- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия.
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго,
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй, к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою.
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих, был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!



















Отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон"




Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой,
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шёлковых кудрей,
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей:
Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Слезой раскаянья сотру
Я на челе, тебя достойном,
Следы небесного огня -
И мир в неведенье спокойном.
Пусть доцветает без меня!
О! Верь мне: я один поныне
Тебя постиг и оценил:
Избрав тебя моей святыней,
Я власть у ног твоих сложил.
Твоей любви я жду, как дара,
И вечность дам тебе за миг;
В любви, как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик.
Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвёздные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя; ...
Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам;
Прислужниц лёгких и волшебных
Тебе, красавица, я дам;
И для тебя с звезды восточной.
Сорву венец я золотой;
Возьму с цветов росы полночной;
Его усыплю той росой;
Лучом румяного заката.
Твой стан, как лентой, обовью,
Дыханьем чистым аромата
Окрестный воздух напою;
Всечасно дивною игрою
Твой слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря;
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное -
Люби меня!..



«Парус»

М.Ю. Лермонтов

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит;
Увы! - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!



«Из Гете (Горные вершины…)» М. Ю. Лермонтов

Горные вершины

Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru