Рабочая программа
по курсу «Информатика и ИКТ» 8 класс
на 2012-2013 учебный год
Учитель: Ахмадиева Е.В.
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей программой для преподавания базового курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе. Программа основана на стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям и программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (Семакин И.Г.). Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.- 2-е изд. испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.- 380с.
Распределение часов в курсе «Информатика и ИКТ» в 8 классе
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение в предмет |
1 |
2 |
Человек и информация |
5 |
3 |
Первое знакомство с компьютером |
6 |
4 |
Текстовая информация и компьютер |
10 |
5 |
Графическая информация и компьютер |
5 |
6 |
Технология мультимедиа |
6 |
|
Проверочная работа за год |
1 |
|
Всего: |
34 |
Учебный и программно-методический комплекс (УПМК) по базовому курсу «Информатика и ИКТ» в основной школе включает в себя:
-
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006-2011.
-
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Программное обеспечение необходимое для выполнения практических работ:
-
Клавиатурный тренажер
-
Растровый графический редактор
-
Антивирусная программа.
Содержание обучения
-
Введение в предмет (1 час)
Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики.
-
Человек и информация (5 часов)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Действия с информацией. Информационные процессы.
Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации. Скорость передачи информации.
Практика на компьютере:
-
Определение количества информации.
-
Клавиатурный тренажер.
Учащиеся должны
Знать:
-
Связь между информацией и знаниями человека;
-
Что такое информационные процессы;
-
Какие существуют носители информации;
-
Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
-
Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
-
Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Уметь:
-
Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-
Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-
Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-
Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
-
Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
-
Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.
-
Первое знакомство с компьютером (6 часов)
Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Знакомство с основными устройствами ЭВМ и их характеристиками.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
-
Антивирусные программы
-
Пользовательский интерфейс
-
Работа с файловой системой
Учащиеся должны
Знать:
-
Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
-
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
-
Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
-
Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
-
Типы и свойства устройств внешней памяти;
-
Типы и назначение устройств ввода-вывода;
-
Сущность программного управления работой компьютера;
-
Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
-
Назначение программного обеспечения и его состав.
Уметь:
-
Включать и выключать компьютер;
-
Пользоваться клавиатурой;
-
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
-
Инициализировать выполнение программ из программных файлов;
-
Просматривать на экране директорию диска;
-
Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
-
Использовать антивирусные программы.
-
Текстовая информация и компьютер (10 часов)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
-
Ввод и редактирование текста
-
Форматирование текста
-
Работа с таблицами
-
Работа со списками
-
Вставка объектов в текст
-
Гиперссылки в тексте
-
Встроенные шаблоны и стили
Учащиеся должны
Знать:
-
Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
-
Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-
Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Уметь:
-
Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-
Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
-
Графическая информация и компьютер (5 часов)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере:
-
Работа в среде редактора векторного типа
-
Создание изображения в среде растрового графического редактора
Учащиеся должны
Знать:
-
Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
-
Какие существуют области применения компьютерной графики;
-
Назначение графических редакторов;
-
Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
Уметь:
-
Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
-
Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
-
Технология мультимедиа (6 часов)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
15. Создание мультимедийных презентаций
16. Настройка анимации объектов
17. Создание слайдов
Учащиеся должны
Знать:
-
Что такое мультимедиа;
-
Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
-
Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
Уметь:
-
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Проверочная работа за год – 1 час
№ п/п |
Тема урока |
Срок прохождения по плану |
Корректировка |
|
дата |
примечание |
|||
Введение в предмет (1 час) |
||||
1 |
1.Введение в предмет информатики. Техника безопасности и санитарные нормы. |
|
|
|
Человек и информация (5 часов) |
||||
2 |
1. Информация и ее виды. |
|
|
|
3 |
2. Информационные процессы. |
|
|
|
4 |
3. Измерение информации. |
|
|
|
5 |
4.Практическая работа №1 «Определение количества информации». |
|
|
|
6 |
5.Практическая работа №2 «Клавиатурный тренажер». |
|
|
|
Первое знакомство с компьютером (6 часов) |
||||
7 |
1.Ахитектура компьютера. Виды памяти. |
|
|
|
8 |
2.Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. |
|
|
|
9 |
3.Состав программного обеспечения компьютера. Функции операционной системы. |
|
|
|
10 |
4.Файлы и файловые структуры. Практическая работа №3 «Работа с файловой системой» |
|
|
|
11 |
5.Практическая работа №4 «Пользовательский интерфейс» |
|
|
|
12 |
6.Контрольная работа №1 «Первое знакомство с компьютером» |
|
|
|
Текстовая информация и компьютер (10 часов) |
||||
13 |
1.Тексты в компьютере |
|
|
|
14 |
2.Текстовые редакторы. Практическая работа №5 «Ввод и редактирование текста» |
|
|
|
15 |
3.Практическая работа №6 «Форматирование текста» |
|
|
|
16 |
4.Практическая работа №7 «Работа с таблицами» |
|
|
|
17 |
5.Практическая работа №8 «Работа со списками» |
|
|
|
18 |
6.Практическая работа №9 «Вставка объектов в текст» |
|
|
|
19 |
7.Практическая работа №10 «Встроенные шаблоны и стили» |
|
|
|
20 |
8.Практическая работа №11 «Гиперссылки в тексте» |
|
|
|
21 |
9.Системы перевода и распознавания текстов. |
|
|
|
22 |
10.Контрольная работа № 2 «Текстовая информация и компьютер» |
|
|
|
Графическая информация и компьютер (5 часов) |
||||
23 |
1.Компьютерная графика: области применения, технические средства |
|
|
|
24 |
2.Кодирование изображения |
|
|
|
25 |
3.Графика. Практическая работа №12 «Создание изображения в среде растрового графического редактора» |
|
|
|
26 |
4.Практическая работа №13 «Работа в среде редактора векторного типа» |
|
|
|
27 |
5.Контрольная работа № 3 «Графическая информация и компьютер» |
|
|
|
Технология мультимедиа (6 часов) |
||||
28 |
1.Мультимедиа: понятие, области применения. Аналоговый и цифровой звук. |
|
|
|
29 |
2.Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. |
|
|
|
30 |
3.Этапы создания презентации. Практическая работа №14 «Создание слайдов» |
|
|
|
31 |
4. Практическая работа №15 «Настройка анимации объектов» |
|
|
|
32 |
5. Практическая работа №16 «Создание мультимедийной презентации» |
|
|
|
33 |
6.Контрольная работа № 4 «Технология мультимедиа» |
|
|
|
34 |
Проверочная работа за год (1 час) |
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»