В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Тематические планы «Пути формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ВАЛЕОЛОГИЯ пути формирования

Войдите для скачивания файлов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 2 Г. ТОМСКА

ул. Тимакова,3/1, тел. 41-78-97








«Пути формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

(Тематические планы работы с детьми средней группы)





Материал подготовили:

Ст.воспитатель: Лейман Ю..А.

Воспитатель: Каменщикова А.А.










Актуальность

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и эмоционального благополучия». Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей. Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? По данным статистики, если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от внешних условий (среда, экология), 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. В связи с этим стоит острая проблема организации здоровье сберегающего пространства как можно раньше, в условиях ДОУ, а именно

-создание высоко гигиеничной, развивающей предметной среды;

-использование современных средств лечебно-профилактической работы;

-организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности;

-использование новых технологий;

-предоставление условий для максимально возможной двигательной активности детей.

Решение всех этих проблем преследует цель:

сформировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своём здоровье.

Задачи

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

-Сформировать у детей навыки ухода за своим телом.

- Создать условия для закаливания организма ребёнка.

- Выработать стойкую привычку самомассажа.

- Наглядно демонстрировать ребёнку значимость правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

- Учить детей правильно обращаться с опасными для здоровья вещами.

- Дать основные представления о строении и функциях тела человека.

Ожидаемые результаты


  1. Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволят ему найти способы укрепления и сохранения здоровья.

  2. Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

  3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.



Пути решения поставленных задач


  • Начиная с младшей группы, мы учим детей рациональным способам самообслуживания (от постановки цели до получения результата). Формируя у детей навыки ухода за телом, мы помогаем им осознать необходимость освоения культурно-гигиенических навыков для жизни в социуме. Кроме того, отмечаем тесную взаимосвязь соблюдения правил гигиены с сохранением здоровья («Чтобы ушки хорошо слышали»). Быть здоровым, в понимании детей среднего возраста, значит «не болеть». Они рассказывают о том, как болели, и у большинства отчётливо проявляется негативное отношение к болезни. Руководствуясь различными источниками (см. список литературы) мы составили тематический план работы с детьми средней группы по следующим направлениям:


  • Ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для наблюдения и изучения;

  • Ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;

  • Приобретение навыков ухода за органами тела;

  • Формирование навыков саморегуляции поведения (воспитание чувств, эмоций);

  • Приобретение навыков здорового питания.

  • Освоение детьми элементарных навыков безопасного поведения.


Формирование валеологических основ социального

поведения у детей средней группы



Сентябрь

Беседа: «Что такое здоровье?» Для чего мы умываемся с мылом, вытираемся полотенцем и т.д.?

Подвижная игра: «Мой дружок – носовой платок»

Чтение: А.Л. Барто «Девочка чумазая»

Создание уголка: «Настроение»

Октябрь

Моделирование ситуации: «Кто чистит зубки по утрам, тот поступает мудро»

Игра-тренинг: «Чтобы ушки хорошо слышали»

Чтение: В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Моделирование ситуации: «Цветочная поляна»

Ноябрь

Моделирование ситуации: «Незнайка не умеет одеваться»

Подвижная игра: «Мой враг – микроб»

Моделирование ситуации: «Уборка»

Моделирование ситуации: «Доброе слово лечит больного»

Декабрь

Занятие: «Ушки, носик и глаза помогают нам всегда»

Рисование: «Моё настроение» (Тренинг эмоций)

Игра-тренинг: «Моё дыхание»

Моделирование ситуации: «Игрушки»

Январь

Моделирование ситуации: «Приятного аппетита»

Заучивание пословиц о еде, о продуктах.

Д/игра: «Узнай на вкус»

Моделирование ситуации: «Карлики и великаны»

Февраль

Игра-тренинг: «Красивая осанка»

Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Моделирование ситуации: «Порез на пальце»

Моделирование ситуации: «Поможем Красной шапочке»

Март

Игра-классификация: «Съедобное – несъедобное»

Занятие: «Мои руки и ноги»

Моделирование ситуации: «Кукла болеет»

Апрель

Занятие: «Зачем мы спим?»

Моделирование ситуации: «Замарашка»

Беседа: «Для чего мы делаем гимнастику, занимаемся физкультурой?»

Игра-тренинг: «Палка, палка, огуречик – получился человечек»

Май

Игра-тренинг: «Если ты дома один»

Занятие: «Его величество – ток»

Моделирование ситуации: «Опасный петушок»

Чтение: «Кошкин дом», «Пожар» С.Я. Маршак


Следуя данному плану, мы убедились на практике, что основой для накопления положительного опыта детьми средней группы является, прежде всего, эмоционально комфортный климат в группе, а также личностно ориентированное содержательное взаимодействие воспитателя с детьми. Основу плана составляют организуемые педагогом ситуации накопления положительного социального опыта. Каждая ситуация носит проблемный характер, т.е. всегда заключает в себе близкую ребёнку жизненную ситуацию, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. При моделировании каждой ситуации необходимо следующее.

  • Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?».

  • Вызвать активное сопереживание участникам ситуации и понимание их трудности: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорощо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?».

  • Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику, чтобы решить проблему? Как поступил бы ты на месте каждого участника? Обсудим все предложения и найдём общее решение».

  • Включить детей в конкретное практическое действие: «Проявить заботу, показать, как следует поступить, выразить сочувствие кому то из участников».

  • Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы: «Все ли удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Как хорошо, что мы друг друга поддерживаем! Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!».

В плане присутствуют также игры-тренинги, цель которых – приобретение практических навыков ухода за различными частями тела, разучивание различных упражнений, специальных гимнастик и т.д. (приложение №1)







Критерии диагностики по валеологическому образованию

(авторы Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко).


ВЫСОКИЙ

  1. Ребёнок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.

  2. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.

  3. Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь.

  4. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма: «Я буду…, чтобы быть...»

  5. Осознанно стремится к выполнению правил здорового образа жизни.


СРЕДНИЙ

  1. Ребёнок сам себя обслуживает, без напоминания правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.

  2. Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.

  3. Иногда устанавливает связь между поведением и здоровьем.


НИЗКИЙ

  1. Ребёнок неуверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом).

  2. Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.

  3. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.






  • Один из путей — это создание условий для закаливания детей. С этой целью мы разработали план закаливающих мероприятий в течение каждого дня и в течение года. В приложение к данным планам были разработаны примерные рекомендации для родителей, наглядная информация для родительского уголка, анкеты для активизации работы родителей в данном направлении (приложение №2). В качестве нетрадиционного метода закаливания и укрепления здоровья детей мы использовали методику педагога Нестерюк Т.В., которая называется «Гимнастика маленьких волшебников» (приложение №3). Для проведения третьего физкультурного занятия на прогулках использовали нетрадиционную методику Глазыриной Л.Д., которая тесно связана с познавательным развитием ребёнка. В средней группе мы решили попробовать солевой метод закаливания. Заключается он в том, что после сна дети проходят по пуговичным коврикам, затем по грубой мешковине, смоченной в солевом растворе, вытирают ноги о сухой полотняный коврик, выполняя по 4-6 шагов на каждом этапе, затем обуваются. Этот метод закаливания не имеет строгих противопоказаний для детей любой группы здоровья. Перед проведением солевого закаливания проводится:

  • Гимнастика в постели;

  • Самомассаж голеностопных суставов, рук и грудной клетки;

  • Использование пуговичных ковриков или природного материала (песок, керамзит, косточки от фруктовых деревьев) в целях профилактики плоскостопия;

План закаливающих и оздоровительных мероприятий в средней группе.



Осень

- Обучение элементам обширного умывания

- «Гимнастика маленьких волшебников»

- Ходьба босиком по песку, по камешкам и т.д.

- Солнечные и воздушные ванны

- Облегчённая форма одежды

- Физкультурное занятие на прогулке




Зима

- Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий

- Ходьба босиком по пуговичным коврикам, мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске (до 1-ой минуты)

- «Гимнастика маленьких волшебников»

- Обширное умывание после дневной гимнастики

- Воздушные ванны

- Физкультурное занятие на прогулке




Весна

- - Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий

- Ходьба босиком по пуговичным коврикам, мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске (до 4-ёх минут)

- «Гимнастика маленьких волшебников»

- Обширное умывание после дневной гимнастики

- Солнечные и воздушные ванны

- Физкультурное занятие на прогулке




Лето

- - Сухое растирание после утренней гимнастики и физкультурных занятий

- Ходьба босиком по песку, камешкам и т.д.

- «Гимнастика маленьких волшебников»

- Обширное умывание после дневной гимнастики, прогулок

- Солнечные и воздушные ванны

- Обливание ног после прогулки

- Физкультурное занятие на прогулке


План закаливающих мероприятий в течение дня


Мероприятия

Условия проведения

Приём на воздухе

Круглый год при благоприятных условиях

Утренняя зарядка (обширное умывание)


С мая по октябрь оздоровительный бег в сочетании с дыхательной гимнастикой и коррекционными упражнениями на улице (в облегчённой одежде и обуви), с ноября по май – в зале (спортивная форма, босиком)

Воздушно-температурный режим

В группе 18 градусов тепла, в спальне – 16-17

Сквозное проветривание

Три раза до 14-16

Одностороннее проветривание

Постоянно открытая фромуга с подветренной стороны

Одежда детей в группе

Облегчённая: носки, гольфы, шорты, рубашка или платье с коротким рукавом

Сон

В хорошо проветриваемом помещении, без футболок и маек

Гимнастика после сна, ходьба по пуговичным коврикам, по мокрым солевым дорожкам, по ребристой доске, обширное умывание

В хорошо проветренном помещении, без маек, босиком

Прогулка: ежедневно – физические упражнения, подвижные и спортивные игры

До – 20



  • Важнейший путь формирования у детей привычки к здоровому образу жизни — это создание условий для стимуляции двигательной активности дошкольников как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности. Недостаток движения (гипокинезия) вызывает целый комплекс нарушений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Для детей потеря в движениях — это потеря в развитии, здоровье, знаниях. Для того, чтобы привить детям любовь к физическим упражнениям, развить стремление заниматься физкультурой не только на занятиях, но и в свободной деятельности мы разработали план проведения весёлых спортивных досугов и праздников. В разработке данного плана мы опирались на книгу Давыдовой М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников»

План проведения спортивных досугов и праздников в средней группе.

Сентябрь

Спортивный досуг по сказке «Колобок».

Цель: приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, побуждать к проявлению своих возможностей, развивать интерес к спортивным упражнениям в русле знакомой сказки и волшебных образов персонажей.

Октябрь

Праздник: «Спортивный теремок»

Цель: продолжать развивать у детей стремление к проявлению своих возможностей при выполнении спортивных упражнений, заданий. Создать благоприятный эмоциональный фон при помощи персонажей знакомой сказки.

Ноябрь

Досуг: «Город физкультурный»

Цель: развивать у детей интерес к спортивным состязаниям, укреплять правильную осанку, умение метать в цель, воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Декабрь

Праздник: «Зимняя олимпиада»

Цель: развивать основные движения – бег, прыжки, метание в цель; дать детям понятие об олимпийских играх, о зимних видах спорта, прививать любовь к спорту.

Январь

Досуг: «Зима спортивная»

Цель: продолжать развивать интерес к зимним видам спорта, способствовать укреплению физической выносливости, эмоциональной устойчивости детей

Февраль

Досуг: «Зимние забавы»

Цель: развивать ловкость, силу, выносливость, произвольность движений, создать эмоционально положительный климат, воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь

Март

Досуг: «На зарядку становись»

Цель: развивать стремление к здоровому образу жизни, к осознанию необходимости укреплять своё здоровье при помощи зарядки, укреплять положительное отношение к ежедневным занятиям.

Апрель

Праздник: «Папа, мама, я – спортивная семья»

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни при помощи родителей, расширять представление о проведении совместного досуга у взрослых и детей, воспитывать уважение к семейным ценностям.

Май

Досуг: «Спортивные игры на лугу»

Цель: укреплять здоровье детей при помощи природных факторов в сочетании со спортивными упражнениями и играми; расширять представление детей об играх в летнее время года, воспитывать стремление играть на свежем воздухе.



  • К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу. Об опасности такого заблуждения говорит и статистика дорожно - транспортных происшествий с участием детей. Поэтому особое значение в нашей работе имеет принцип системного подхода к решению вопроса профилактики дорожно-транспортного травматизма. Общими усилиями мы формируем у детей навыки безопасного поведения на улицах города; знакомим с элементарными правилами; при помощи игровых методов прививаем детям интерес к знанию и соблюдению правил дорожного движения. Нами был разработан совместный план работы, который мы назвали:



«Светофор – наш друг»

В создании данного плана работы нам очень помогла книга Волкова С.Ю.

«Про правила дорожного движения».


План ознакомления детей средней группы с правилами дорожного движения.


Сентябрь

  1. Что такое улица? Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов

  2. Чтение художественной литературы (задание родителям)


Октябрь

  1. Экскурсия по улице Тимакова, Знакомство с тротуаром и проезжей частью

  2. Настольный театр: «Прогулка по улице»

  3. Изо-деятельность – рисование, аппликация светофора

  4. Изучение пространственных направлений: спереди, сзади, назад и т.д.

Ноябрь

  1. Прогулка к перекрёстку. Наблюдение за пешеходами.

  2. Конструирование: «Улица города»

  3. Наблюдение за поведением людей на улице (задание родителям)

Декабрь

  1. Рассматривание картины: «Транспорт»

  2. Беседы о соблюдении правил поведения в общественном транспорте (задание родителям)

  3. Сюжетно-ролевая игра: «Мы в автобус сели»

Январь

  1. Наблюдение за движением на дороге. Закрепление знаний о тротуаре и проезжей части

  2. Рассматривание альбомов с разными видами транспорта

  3. Заучивание стихотворения: «Светофор».

Февраль

  1. Целевая прогулка по тротуару. Дополнить представления детей об улице: разные дома имеют разное назначение.

  2. Рассматривание открыток с видами города

Март

  1. Закрепление знаний детей о том, что машины движутся по проезжей части, движение может быть одно- и двусторонним, проезжая часть разделена белой линией.

  2. Изготовление макета улицы вблизи детского сада.

  3. Настольная игра: «Я еду по городу».

Апрель

  1. Знакомство детей с дорожными знаками: «Пешеход», «Стоп», «Дети», «Велосипедное движение».

  2. Рисование: «Я с семьёй на улице»

  3. Экскурсия по городу совместно с родителями.

Май

  1. Выставка совместного творчества детей и родителей: «Мы гуляем по улицам города».

  2. Беседы: «Где можно гулять в городе?», «Что делать, если ты потерялся?»

  3. Настольная игра: «Азбука безопасности»




Показатели валеологического образования и воспитания детей средней группы (автор Л.В. Гаврючина).


  • Знают главные части тела человека, функции некоторых органов.

  • Понимают значение движения в оздоровлении человека.

  • Владеют элементарными представлениями о мышлении человека.

  • Интересуются своей внешностью, внутренним состоянием своего организма.

  • Имеют навыки ухода за кожными покровами, волосами, ногтями.

  • Умеют выбирать одежду согласно сезону.

  • Понимают оздоровительную направленность и красоту природы.

  • Положительно относятся к сверстникам, проявляют милосердие к родным и близким.

  • Владеют навыками поведения на улице и дома.

  • Имеют практические навыки по уходу за растениями и животными.

























Список использованной и рекомендуемой литературы


  1. Гаврючина Л.В./ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/. Методическое пособие. М, 2008.

  2. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н./ Школа здорового человека/. Программа для ДОУ. М., 2006.

  3. Боровикова Н.Г., Машурьян Н.И./ Растём здоровыми/. Новосибирск, 2001.

  4. Кузнецова М.Н./ Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ/. Пособие.

М., 2003.

5. Давыдова М.А. /Спортивные мероприятия для дошкольников/. М., 2007.

6. Глазырина Л.Д. /Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст/. Пособие. М., 1999.

7. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Спиркина Р.Б. /Основы безопасности детей дошкольного возраста/.

Программа. М., 2000.

8. Алямовская В.Г. /Как воспитать здорового ребёнка/. М., 1993.

9. Алябьева Е.А. /Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками/. М., 2004.

10. Волков С.Ю. /Про правила дорожного движения/. М., 2005.

11. Галанов А.С. /Игры, которые лечат/. М., 2006.

12. Извекова Н.А. , Медведева А.Ф. /Правила дорожного движения для детей/. М., 2006.

13. Люцис К. /Азбука здоровья в картинках/. М., 2004.

14. Минаева В.М. /Развитие эмоций дошкольников/. М., 1999.

15. Пиль А. / Моё тело/. М., 2005.

16. Ротенберг Р. /Расти здоровым/. М., 1996.

17. Топоров И.К. /Основы безопасности жизнедеятельности/. М., 2001.

18. Шорыгина Т.А. / Беседы о здоровье/. Пособие. М., 2005.

19. Шукшина С.Е. /Я и мое тело/. Пособие. М., 2004.

20. Бернштейн Н.А. /Ловкость и её развитие/. М., 1972.

21. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. /Развивающая методика оздоровления/. М., 2000.

22. Змановский А.А. /Воспитаем детей здоровыми/. М., 1998.



















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru