В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ПРИЛОЖЕНИЕ кружка Каменщикова (1).doc (Программа «МИР ЛОГИКИ» )

Юлия Лейман
Файл прикреплен к материалу: Программа «МИР ЛОГИКИ»
Войдите для скачивания файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Практический материал для работы с детьми 5-7и лет по программе «Мир логики» (логика для дошкольников)

Цель: Формирование умения абстрагировать одни свойства объекта от других, в том числе, существенные.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

Игры и упражнения этой группы помогут развить у малышей умения выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, размер, толщи­ну), абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго сле­довать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

1. «Найди клад»

Цель. Развитие умений выявлять в предметах, абстра­гировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал. 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»), карточки со знаками цвета, формы, размера, толщины (для II и III вариантов).

Содержание

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, боль­шой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя раз­личные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

1 уровень сложности. Ведущий (это может быть воспитатель, родитель или ре­бенок) вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока­зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно — «нет». Например, ведущий спрашивает:

  • Клад под синим блоком?

  • Нет, — отвечают дети.

  • Под желтым?

  • Нет.

  • Под большим?

  • Нет.

  • Под толстым?

  • Да.

Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет — продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.

При повторении игры блоки меняют по форме и цвету (желтые и красные треугольники, синие и желтые прямоуголь­ники или синие и красные круги и т. д.), увеличивается их ко­личество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.

2 уровень сложности. У ведущего карточки-свойства. Количество блоков уве­личивается до 16. В их число входят все блоки одного цвета, но разной формы, размера и толщины. Игрокам нужно уга­дать любые два свойства той фигуры, под которой спрятан клад. При поиске клада они указывают сразу два свойства. На каждое указанное свойство ведущий выставляет карточ­ку с соответствующим знаком. Например:

  • Под круглой большой фигурой?

  • Нет.

  • Под квадратной маленькой?

  • Под квадратной (выкладывает карточку «квадрат» ), но
    не под маленькой.

  • Под квадратной большой?

  • Да (добавляет к ранее выставленной карточку «большой»).

Поднять блок и проверить, есть ли под ним клад, может только тот, кто правильно указал оба свойства блока.

При повторении игры следует взять блоки другого цвета.

3 уровень сложности. Количество блоков — 24: все одинаковые по размеру, но разные по форме, цвету и толщине или все одинаковые по толщине, но разные по форме, цвету и величине.

Когда кладоискатели ищут клад, они должны указывать сразу три свойства. Ведущий подтверждает каждое угадан­ное свойство карточками-свойствами. Например:

  • Под красным, большим, круглым?

  • Под красным (выкладывает «красный цвет» ), но не под
    большим и не под кругом.

  • Под красным маленьким треугольником?

  • Под красным маленьким (добавляет к выложенной
    карточке еще
    одну «маленький»), но не под треугольником.

  • Под красным маленьким квадратом?

  • Да (выставляет еще одну карточку «квадрат»).

Тот, кто правильно назвал все три свойства, поднимает указанный блок. Найденный клад забирает себе.













2. «УГАДАЙ-КА»

Цель. Развитие умения выявлять, абстрагировать и назы­вать свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обо­значать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.).

Материал. Логические блоки, игрушка Буратино, кар­точки-свойства (для II и III вариантов).


1 уровень сложности. Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, на­пример Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блока­ми). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете вы­брать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее до­стану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать пода­рок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

Каждый раз в игре угадывается только одно свойство блока.

2 уровень сложности. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу, два его свойства (например, какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо верно, и выставляет соот­ветствующую карточку-свойство («квадратный, но не синий», «желтый, но не треугольный»). Тот, кто угадывает, сменяет Бу­ратино — выбирает подарок и указывает, какие два его свойст­ва надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и тол­щину или другое).

Если дети потеряли интерес к игровой задаче (выбрать по­дарок для своего друга), предложите им игру с новой мотива­цией, например строительство города из логических блоков. В этом случае главный строитель начинает возведение города. Он выбирает блок, который станет первым домом в этом го­роде, и просит детей угадать его цвет и размер или какие-либо другие два его свойства. Тот, кто угадывает, получает право продолжить строительство. Он так же выбирает блок для сле­дующего дома и указывает, какие два его свойства дети долж­ны отгадать.

3 уровень сложности. В этом варианте игры требуется угадать сразу три свой­ства блока. Например, ведущий (Буратино, Главный стро­итель) прячет блок и дает задание угадать цвет, форму и размер блока, или же его форму, размер и толщину, или цвет, форму и толщину. Игроки при отгадывании должны обязательно назвать три свойства. Если они угадывают одно или два из заданных свойств, ведущий говорит, что названо верно (выкладывает соответствующие карточки-свойства), а что неправильно («красный, но не круглый и не большой», «красный маленький, но не квадратный»).

В дальнейшем следует усложнить задачу: в игре угадать все четыре свойства блока.

Эту игру с детьми старшего дошкольного возраста можно .организовать по типу известной телеигры «Что? Где? Когда?». Для нее дополнительно потребуется игровое поле, разделен­ное на секторы по количеству игроков (им может быть круг, начерченный на полу или вырезанный из бумаги и располо­женный в любом удобном месте), волчок со стрелкой (в центре игрового поля), непрозрачные коробочки по числу секторов (в каждой должен поместиться самый большой блок).

До начала игры ведущий кладет в коробки по одному блоку и расставляет на каждый сектор игрового поля. Игроки занимают места вокруг игрового поля. Ведущий вращает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, в ка­кой коробке надо угадать блок и кто начинает отгадывать. Ведущий снимает коробку с игрового поля, смотрит, какой блок находится в ней (игрокам не показывает), и предла­гает угадать два или больше его свойств. Тот, кто угадал свойства блока, становится ведущим, заполняет пустую коробку (игроки не должны видеть ее содержимое) и снова вращает волчок.

3. «ПОМОГИ МУРАВЬИШКАМ»

Цель. Развитие устойчивой связи между образом свой­ства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал. Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

1 уровень сложности. Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Взрослый рассказывает детям историю о том, что у мамы-муравьихи много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу об­ратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама-муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (например, крас­ные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда блок (муравьишка) другого цвета. После проверки и исправле­ния ошибок блоки возвращают на место.

Ведущий дает новую команду: спрятаться всем боль­шим муравьишкам (всем круглым или всем не квадрат­ным, не синим, не толстым и т.д.).

Сначала роль ведущего (мамы-муравьихи) выполняет взрослый, затем по очереди дети.

При повторении упражнения игровые задачи меняются (помочь мышкам спрятаться от кота, собрать все съедобные грибы и т.д.).

2 уровень сложности. Ведущий называет сразу два свойства блоков (муравьи­шек), которые должны попасть в домики (круглые большие или маленькие красные, квадратные не красные, большие не треугольные и т.д.). Взрослый каждый раз поощряет стремление ребенка самостоятельно придумать новую комби­нацию свойств.

3 уровень сложности. Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьи­шек), которые должны попасть в домики (круглые красные большие или желтые маленькие квадратные, красные боль­шие не треугольные, толстые не большие не синие, не жел­тые не тонкие не круглые и т.д.).

Каждый раз перед детьми ставятся привлекательные игровые задачи. Взрослый поощряет стремление детей придумать новую комбинацию свойств.

4. «АВТОТРАССА (ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ)»

Цель. Развитие умений выделять свойства в предметах, аб­страгировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно со­ставлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

Материал. Таблицы с правилами построения дорог (табл. 1—3), логические блоки.



1 уровень сложности. Перед детьми — таблица 1, а (см. Приложение), на полу — блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе (фигур).

Правила построения дорожек записаны в таблице.

В ней стрелки показывают, какой за каким по цвету блок должен идти. Дети разбирают правило: за красным блоком стоит желтый, за желтым — синий, за синим — снова крас­ный. Решают, с какого блока начнут дорожку, и строят ее. Блоки выкладывают по очереди. Каждый ребенок подходит к блокам, выбирает нужный и прикладывает его к дорожке. Тот, кто заметил ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. При повторении упражнения дети строят дорожки по новым правилам, записанным на таблице 1, б — г. При этом дети могут строить дорожки из блоков и плоских фигур.

Упражнение можно организовать по-разному: все дети строят одну дорожку; участники разбиваются на пары, и каж­дая пара строит свою дорожку; каждый ребенок строит от­дельную дорожку.

В игре парами можно ввести правило: кто допустит ошибку, тот оставляет себе фигуру как штрафную. Выигры­вает тот, у кого меньше наберется штрафных фигур.

Сначала дети строят дорожки по готовым правилам, потом могут придумать их сами. Взрослый постоянно меняет игровые задачи (построить мост через реку, собрать бусы, проложить тропинку через дремучий лес и т.д.).

2 уровень сложности. Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства блоков (табл. 2, а—г).

Для поддержания интереса детей взрослый предлагает различные игровые и практические задачи: построить до­рожку из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убе­жать Каю и Герде; разложить в коробке конфеты; навести порядок в шкафу человека Рассеянного с улицы Бассейной.

Сначала правила предлагает взрослый, затем их состав­ляют сами дети.

3 уровень сложности. Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учета трех свойств — цвета, размера, формы (табл. 3, а—б). Взрослый побуждает детей к самостоятельному составлению новых правил, игровых задач, поощряя про­явления активности и творчества.

5. «НЕОБЫЧНЫЕ ФИГУРЫ»

Цель. Развитие способности к анализу, абстрагиро­ванию; умения строго следовать правилам при выпол­нении цепочки действий (разветвленный алгоритм — «выращивание дерева»); творческого мышления, вооб­ражения.

Материал. Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур (табл. 4—6).


1 уровень сложности. В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необыч­ные, сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения. Взрослый показывает таблицу с правилом построения необычных фигур (табл. 4, а).

Он помогает детям выяснить, на какое свойство фигур надо смотреть (на форму), с какой фигуры начинать строить необыч­ную (с той, от которой отходят все стрелки, — с прямоугольни­ка). От прямоугольника отходят две стрелочки: одна к квадрату, вторая к треугольнику. Это означает, что к нему нужно прило­жить квадрат и треугольник с любой стороны. От квадрата стре­лочка идет к кругу — к нему надо пристроить круг. От треуголь­ника стрелка идет тоже к кругу — и к нему нужно пристроить круг. А от круга не отходит ни одной стрелочки, поэтому к нему не нужно ничего прикладывать. Затем каждый ребенок строит сложную фигуру, прикладывая блоки один к другому. Взрос­лый нацеливает детей на создание своей, не похожей на другие, необычной фигуры. В результате у детей могут получиться самые разные сложные фигуры:

По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят не­точности, устанавливают, на что или на кого они похожи.

В повторных упражнениях используются другие правила (табл. 4, б в).

Сначала дети пользуются готовыми правилами, потом сами составляют их. Взрослый каждый раз поощряет проявление детьми самостоятельности и творчества при составлении правил, фигур.

2 уровень сложности. Необычные фигуры дети строят по правилам, которые тре­буют учета сразу двух свойств, например, формы и цвета, или формы и размера, или цвета и размера (табл. 5, а—в).

Фигуру могут строить одновременно несколько человек. В этом случае дети по очереди выкладывают свои фигурки. Тот, кто допускает ошибку, оставляет фигуру себе. Выиг­рывает тот, у кого меньше набрано штрафных фигур.

Сначала дети строят фигуры по установленным прави­лам, а затем — по самостоятельно составленным.

3 уровень сложности. При составлении необычных фигур используются прави­ла, которые требуют учета сразу трех свойств (табл. 6, а—в).

Взрослый поощряет проявление детьми самостоятель­ности при определении правил игры; меняет правила (расколоть дерево, разгадать герб и т.д.).





6. «ГДЕ ЧЕЙ ГАРАЖ? (ПОСТРОЙ ДОМ)»

Цель. Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Материал. Логические блоки, карточки-домики (табл. 7—9), прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 шт.).


1 уровень сложности. В игре принимают участие 5 человек: ведущий и стро­ители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого стро­ителя карточка-домик (табл. 7) и прямоугольники-«кирпичики». Задача строителей — построить свой дом.

Ведущий по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком». Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом).

Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).

2 уровень сложности. Используются карточки, которые требуют выделения двух свойств.

Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет их цвет и форму. Целесообразно сделать и такие варианты карточек, играя с которыми детям необходимо ориентироваться на дру­гие свойства (цвет и размер или форму и размер).


3 уровень сложности. Используются карточки, которые требуют ориентировки на три свойства.

Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет цвет, форму и размер каждой фигуры.










Цель: Формирование умения объединять объекты в один класс по существенным или иным признакам.

Дидактическая игра

Содержание

1. «Посуда»

Игровой материал:

предметные картинки или реальные предметы посуды (разного цвета, размера и качества материала).

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – набору предметов посуды. Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, качество материала), назвать все предметы одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу из посуды какого то одного цвета, или одного размера, или же группу посуды какого то одного качества (пластмассовую, стеклянную, т.д.).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу посуды, сочетающую в себе два признака одновременно (например: пластмассовую посуду жёлтого цвета или стеклянную, маленького размера, т.д.)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу посуды, сочетающую в себе три признака одновременно (например: большую по размеру пластмассовую посуду жёлтого цвета или стеклянную, маленького размера и обязательно белого цвета и т.д.)

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти предметы в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

2. «Мебель»

Игровой материал:

предметные картинки или реальные предметы мебели ( разного цвета, размера и качества материала) .

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – набору предметов мебели. Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, качество материала), назвать все предметы одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, или же рассказываем сами о каждом предмете. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу из мебели какого то одного цвета, или одного размера, или же группу мебели какого то одного качества (пластмассовую, мягкую и т.д.).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу мебели, сочетающую в себе два признака одновременно (например: пластмассовую мебель жёлтого цвета или мягкую, маленького размера, и т.д.)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу мебели, сочетающую в себе три признака одновременно (например: маленькую по размеру пластмассовую мебель белого цвета или мягкую мебель, большего размера и обязательно синего цвета и т.д.)

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти предметы в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

3. «Игрушки»

Игровой материал:

предметные картинки или реальные предметы - игрушки (из разного материала, разного цвета, размера и т.д.) .

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – набору игрушек . Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, качество материала), назвать все предметы одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, или же рассказываем сами о каждом предмете. Затем объясняем ребёнку задание.


1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу игрушек какого то одного цвета, или одного размера, или же группу игрушек какого то одного качества (пластмассовые, резиновые и т.д.).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу игрушек, сочетающих в себе два признака одновременно (например: пластмассовые игрушки жёлтого цвета, резиновые, маленького размера, и т.д.)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу игрушек, сочетающих три признака одновременно (например: маленькие по размеру пластмассовые игрушки жёлтого цвета или мягкие игрушки большего размера, синего цвета и т.д.)

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти предметы в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.


4. «Овощи»

Игровой материал:

предметные картинки или муляжи овощей (разного цвета, формы, размера и т.д.) .

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – набору овощей. Просим ребёнка овощи рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, форма, размер,), назвать одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, или же рассказываем сами о каждом из овощей. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу овощей какого то одного цвета, или одной формы, или же группу овощей какого то одного размера.

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу овощей, сочетающих два признака одновременно (например: овощи круглой формы, оранжевого цвета или овощи зелёного цвета, маленького размера, т.д.)

3-ий уровень сложности. . Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу овощей, сочетающих три признака одновременно (например: маленькие по размеру овощи жёлтого цвета, овальной формы или овощи большего размера, красного цвета, круглой формы и т.д.)

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти предметы в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

5. «Одежда»

Игровой материал:

предметные картинки или реальные предметы одежды (различной по цвету, размеру и качеству материала)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – набору предметов одежды. Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, качество материала), назвать все предметы одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, или же рассказываем сами о каждом предмете одежды. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу предметов одежды какого то одного цвета, одного размера, или же группу предметов одежды, похожей по качеству материала (мех, ситец и т.д.)

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу предметов одежды сочетающих два признака одновременно (например: одежду жёлтого цвета маленького размера, или меховую одежду большего размера и т.д.)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу предметов одежды, сочетающих три признака одновременно (например: маленькую по размеру одежду жёлтого цвета из ситца, или одежду большего размера,синего цвета из меха и т.д.)

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти предметы в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.


6. «Обувь»

Игровой материал:

предметные картинки или реальные предметы обуви (различной по цвету, размеру и качеству материала )


Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – набору предметов обуви. Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждой паре обуви (цвет, размер, качество материала), назвать все предметы одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, рассматриваем вместе с ребёнком и рассказываем сами о каждом предмете обуви. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу предметов обуви какого то одного цвета, одного размера, или же группу предметов обуви, похожей по качеству материала (кожа, резина и т.д.)

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу предметов обуви, сочетающих два признака одновременно (например:обувь красного цвета маленького размера, или резиновую обувь большего размера и т.д.)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора группу предметов обуви, сочетающих три признака одновременно (например: маленькую по размеру обувь жёлтого цвета из кожи, или обувь большего размера,синего цвета из резины и т.д.)

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти предметы в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.


"Игра с обручами".

Упражнение направлено на формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.






























































































1 уровень сложности. Перед началом выполнения упражнения для ребенка устанавливается правило: например, расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча.После расположения фигур необходимо спросить ребенка: "Какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? Как ты думаешь, что общего у предметов, лежащих в кругу? вне круга?" Очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.

Игру с одним обручем необходимо повторить 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами.

Правила для классификации: "Расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихованные (красные, зеленые), и только они, оказались внутри обруча".
"Расположи предметы (картинки) так, чтобы все обозначающие одушевленные предметы, и только они, оказались внутри обруча" и т.д.

2 уровень сложности. "Игра с двумя обручами".

Формирование логической операции классифицирования по двум свойствам.

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей (место пересечения); внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей. Каждую из областей можно обвести карандашом.

Затем сообщается правило для классификации: "Необходимо расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии - все угольные".
Трудности, встречающиеся при выполнении этого задания, заключаются в том, что некоторые дети, начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, располагают заштрихованные угольные фигуры вне обруча из черной линии. А затем все остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии. В результате общая часть (пересечение) остается пустой. Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигуры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы: "Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? Вне его? Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой линии? Вне его? внутри обоих обручей?" и т.д.

Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

Для игры могут быть использованы не только фигуры, но и предметные картинки. В этом случае вариант игры может быть следующим: "Разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии - все маленькие животные и т. д."

3 уровень сложности. "Игра с тремя обручами" (классификация по трем свойствам).

Работа строится аналогично предыдущей. Вначале необходимо выяснить, на какие области делят обручи лист. Что это за область, где пересекаются обручи из черной и прерывистой линий; прерывистой и волнистой; волнистой и черной; область пересечения всех трех обручей и т.д.

 

Устанавливается правило, касающееся расположения фигур: например, внутри круга из черной линии должны быть все круглые фигуры; внутри обруча из прерывистой линии - все маленькие, внутри круга из волнистой линии - все заштрихованные.

Набор фигур.

 

Если ребенок затрудняется с отнесением фигуры к нужному обручу по определенному классу, необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна находиться в соответствии с правилами игры.

Игру с тремя обручами можно повторять многократно, варьируя правила.
Интерес представляют и такие условия, при которых отдельные области оказываются пустыми; например, если расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все круглые, внутри обруча из прерывистой линии - все треугольники, внутри обруча из волнистой линии - все заштрихованные и т.д.
В этих вариантах задания важно ответить на вопрос: почему те или иные области оказались пустыми?


«ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ПРЕДМЕТЫ?»

Цель. Развитие у ребенка способности выделять суще­ственные признаки предметов, сравнивать и классифицировать.

1 уровень сложности. Предложите ребенку внимательно посмотреть на каждый из рядов картинок и ответить на следующие вопросы:

  1. Что нарисовано?

  2. Какие общие признаки объединяют предметы в ряду?

  3. Назовите предметы в ряду одним словом: посуда, игрушки, цветы, фрукты, мебель, школьные принадлежности, овощи.

2 уровень сложности. «Разложи карточки на группы» Предложите ребенку карточки-картинки, на которых изображены мак, дуб, роза, гвоздика; береза, голубь, ель, воробей, василек, синица, снегирь, сосна. Ребенок должен разложить карточки на груп­пы: отдельно — цветы, отдельно — птицы, отдельно — деревья.

Задание ребенку можно дать и иначе. «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них вниматель­но, назови каждый из предметов. На какие группы ты бы мог распределить предметы?» Следует предложить ребенку самостоя­тельно справиться с заданием. Обязательно проверьте правильность проведенной классификации.

Для игры и занятий с ребенком можно использовать лото для изучения иностранных языков, которое продается в детских мага­зинах. Игру можно построить аналогичным способом.

3 уровень сложности. «Что лишнее?»

  1. Что лишнее?

  2. Почему? Назови отличительный признак.

  3. Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?























Цель: Формирование умения разбивать множество на классы по существенным или иным признакам.

Дидактическая игра

Содержание

1. «Заполни аквариумы».

Игровой материал:

Три аквариума, 48 рыбок — по аналогии с блоками Дьенеша (двух размеров, трёх цветов, чешуя четырёх форм, хвост двух длин)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно рассмотреть игровой материал (цвет, размер, форму чешуи, длину хвоста), назвать все изображения одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, или же рассказываем сами о каждой рыбке, обращаем внимание на их различия. Затем объясняем ребёнку задание

1-ый уровень сложности. Рассели рыбок в два аквариума так, чтобы большие не съели маленьких. Объясни, почему ты расселил рыбок так, а не иначе? Как ещё можно разделить рыбок на два аквариума? (По длине хвоста.)

2-ой уровень сложности. Рассели рыбок в три аквариума, например, так: в один — рыбок с длинными хвостами, в другой — с чешуёй прямоугольной формы, в третий — всех красных рыбок. Определи, какие рыбки могут жить в двух аквариумах одновременно? (Красные с прямоугольной чешуёй и красные с длинными хвостами.)

3-ий уровень сложности. Придумай, как ещё можно расселить рыбок в три аквариума. Покажи как это можно сделать, и расскажи об этом. Определи, какие рыбки у тебя могут жить в двух аквариумах одновременно?

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти изображения в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.


2. «Садовники»

Игровой материал:

Три клумбы, 48 цветков - по аналогии с блоками Дьенеша (трёх цветов, двух размеров, с сердцевиной и без неё, с лепестками четырёх форм)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно рассмотреть игровой материал (цвет, размер, лепестки, сердцевину), назвать все изображения одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, вместе рассматриваем, обращаем внимание на различия в изображениях цветов. Затем объясняем ребёнку задание

1-ый уровень сложности. Рассади цветы на две клумбы. По какому признаку их можно рассадить? (По размеру или по наличию сердцевины). Объясни, как ты это сделал?

2-ой уровень сложности. Рассади цветы на три клумбы, например, на первую — все цветы с сердцевиной, на вторую — с круглыми лепестками, на третью — все жёлтые цветы. Определи, какие цветы могут находиться одновременно на двух клумбах? (Жёлтые с сердцевиной и жёлтые с круглыми лепестками.)

3-ий уровень сложности. Придумай, как ещё можно рассадить цветы на три клумбы. Покажи, как это можно сделать, и расскажи об этом. Определи, какие цветы, в этом случае, могут находиться одновременно на двух клумбах?

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти изображения в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

3. «Бабочки»

Игровой материал:

Три полянки, 48 бабочек -по аналогии с блоками Дьенеша (трёх цветов, двух размеров, с четырьмя формами крыльев)


Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно рассмотреть игровой материал (цвет, размер, форму крыльев), назвать все изображения одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, вместе рассматриваем, обращаем внимание на различия в изображениях бабочек. Затем объясняем ребёнку задание

1-ый уровень сложности. Раздели бабочек на две полянки. По какому признаку их можно разделить? (По размеру). Объясни, как ты это сделал?

2-ой уровень сложности. Раздели бабочек на три полянки, например, на одну — всех бабочек с треугольными крыльями, на другую — всех маленьких, на третью — всех синих. Определи, какие бабочки могут находиться одновременно на двух полянках?

3-ий уровень сложности. Придумай, как ещё можно рассадить бабочек на три полянки. Покажи, как это можно сделать, и расскажи об этом. Определи, какие бабочки, в этом случае, могут находиться одновременно на трёх полянках?

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти изображения в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.


4. «Магазин».

Игровой материал:

Сумки (48 - по аналогии с блоками Дьенеша), отличающиеся по цвету, форме, величине, а также по дополнительным признакам — длиной ручки (короткая, длинная)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно рассмотреть предлагаемый товар (цвет, форма, величина),обращаем внимание на длину ручек. Просим назвать весь товар одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, вместе рассматриваем, обращаем внимание на различия. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Необходимо разделить все сумки поровну на двоих покупателей так, чтобы у каждого из них оказались похожие в чём то сумки (по величине — большие и маленькие, по длине ручки — короткая и длинная)

2-ой уровень сложности. Необходимо разделить все сумки на троих покупателей так, чтобы у каждого из них оказались похожие сумки хотя бы по одному признаку (например, по цвету).

3-ий уровень сложности. Необходимо разделить все сумки на четверых (и более) покупателей так, чтобы у каждого из них оказались похожие сумки хотя бы по одному признаку.

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти изображения в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.




5. «Транспорт»

Игровой материал: изображения или игрушки - четыре гаража, 24 машинки двух размеров, трёх цветов, четырёх видов (легковые, самосвалы, грузовики, цистерны)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно его рассмотреть (цвет, размер),обращаем внимание на марки машин. Просим назвать весь игровой материал одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, вместе рассматриваем, обращаем внимание на различия. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Необходимо расставить транспорт в два гаража. Просим ребёнка подумать, как это лучше сделать. Лучше всего, по размеру, но если ребёнок предлагает свой вариант, просим объяснить, почему так.

2-ой уровень сложности. Предлагаем ребёнку расставить транспорт в три гаража. Просим подумать, как это лучше сделать. Лучше всего, по цвету, но если ребёнок предлагает свой вариант, просим объяснить, почему он так думает.

3-ий уровень сложности. В игре участвуют четыре гаража. Предлагаем ребёнку расставить транспорт, руководствуясь наличием у автомобилей трёх признаков одновременно. Просим ребёнка подумать и предложить разные варианты размещения транспорта в четырёх гаражах.

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти изображения в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.


6. «Игрушки»

Игровой материал: изображения или игрушки -четыре домика, 24 игрушки двух размеров, трёх цветов и четырёх видов материала-меховые, деревянные, металлические и пластмассовые.


Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно его рассмотреть (цвет, размер),обращаем внимание на качество материала, из которого изготовлена игрушка Просим назвать весь игровой материал одним словом. Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, обращаем внимание на признаки различия. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Рассели игрушки в два домика. Просим ребёнка подумать, как это лучше сделать, чтобы игрушки «дружили»(были похожи) по одному признаку. Лучше всего, по размеру, но если ребёнок предлагает свой вариант, просим объяснить, почему так, а не иначе.

2-ой уровень сложности. Предлагаем ребёнку расселить игрушки в три домика. Просим подумать, как это лучше сделать, чтобы игрушкам было хорошо вместе. Игрушки, размещённые в одном домике должны «дружить», т.е. подходить друг другу по какому то признаку или двум, трём признакам одновременно.

3-ий уровень сложности. В игре участвуют четыре домика. Предлагаем ребёнку расселить игрушки, руководствуясь всеми тремя признаками: размером, цветом и видом материала - мех, дерево, металл, пластмасса. Игрушки, размещённые в одном домике должны «дружить», т.е. подходить друг другу по какому то признаку или двум, трём признакам одновременно.

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь.

Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе: «Объясни, почему (на каком основании) ты объединил все эти изображения в одну группу?». Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.



"Классификация".


При выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.
Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Набор фигур.

 

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

Уровень сложности определяется в зависимости от самостоятельности выполнения ребёнком задания и количеством вариантов классификации.



Цель: Формирование умения строить упорядоченные ряды по выбранному признаку.

Дидактическая игра

Содержание

1. «Больше — меньше»

Игровой материал: однородные реальные предметы или их изображения (по 3-4 шт.), отличающиеся по размеру, например, куски пирога, яблоки, чайные чашки.

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно его рассмотреть, назвать одним словом похожие предметы, назвать признак, по которому они отличаются (размер). Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, обращаем внимание на признак различия — размер. Затем даём ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. На первом этапе обыгрываем с ребёнком только один вид игрового материала, например, яблоки. Просим разложить их слева направо, начиная с самого маленького, а затем, начиная с самого большого.

2-ой уровень сложности. На втором этапе обыгрываем с ребёнком уже два вида игрового материала, например, куски пирога и чайные чашки. Просим слева направо расставить чайные чашки, начиная с самой маленькой, и разложить куски пирога, также начиная с самого маленького, а затем также слева направо, но уже в убывающем порядке (от большего размера к меньшему) и куски пирога, и чайные чашки.

3-ий уровень сложности. На третьем этапе предлагаем ребёнку аналогичные задания, но используем уже все три вида игрового материала, а также предлагаем самостоятельно составить аналогичные ряды, руководствуясь размером игрового материала.

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.


2. «Выше — ниже»

Игровой материал: однородные предметы или их изображения (по 3-4 шт.), отличающиеся по

высоте, например, заборы, деревья, дома.

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно его рассмотреть, назвать одним словом похожие предметы, назвать признак, по которому они отличаются (высота). Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, обращаем внимание на признак различия — высоту. Затем даём ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. На первом этапе обыгрываем с ребёнком только один вид игрового материала, например, дома . Просим расставить их слева направо, начиная с самого низкого, а затем, начиная с самого высокого.

2-ой уровень сложности. На втором этапе обыгрываем с ребёнком уже два вида игрового материала, например,дома и заборы. Просим слева направо расставить дома, начиная с самого низкого, и расставить заборчики, также начиная с самого низкого, а затем, слева направо уже в убывающем порядке (от высокого к низкому) и дома, и заборы.

3-ий уровень сложности. На третьем этапе предлагаем ребёнку аналогичные задания, но используем уже все три вида игрового материала, а также предлагаем самостоятельно составить аналогичные ряды, руководствуясь признаком высоты игрового материала.

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.


3. «Короче — длиннее»

Игровой материал: однородные предметы или их изображения (по 3-4 шт.), отличающиеся по длине, например, карандаши, линейки, шарфы.

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно его рассмотреть, назвать одним словом похожие предметы, назвать признак, по которому они отличаются (длина). Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, обращаем внимание на признак различия — длину. Затем даём ребёнку задание.


1-ый уровень сложности. На первом этапе обыгрываем с ребёнком только один вид игрового материала, например, карандаши . Просим разложить их слева направо, начиная с самого короткого, а затем, начиная с самого длинного.

2-ой уровень сложности. На втором этапе обыгрываем с ребёнком уже два вида игрового материала, например, линейки и шарфы. Просим слева направо разложить линейки, начиная с самой короткой, и разложить шарфы, также начиная с самого короткого, а затем, слева направо уже в убывающем порядке (от самого длинного к самому короткому) и линейки, и шарфы.

3-ий уровень сложности. На третьем этапе предлагаем ребёнку аналогичные задания, но используем уже все три вида игрового материала, а также предлагаем самостоятельно составить аналогичные ряды, руководствуясь признаком длины игрового материала.


Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

4. «Толще — тоньше»

Игровой материал: однородные предметы или их изображения (по 3-4 шт.), отличающиеся по толщине, например, кисти, карандаши, палки.


Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно его рассмотреть, назвать одним словом похожие предметы, назвать признак, по которому они отличаются (толщина). Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, обращаем внимание на признак различия — толщину. Затем даём ребёнку задание.


1-ый уровень сложности. На первом этапе обыгрываем с ребёнком только один вид игрового материала, например, кисти . Просим разложить их слева направо, начиная с самой толстой, а затем, начиная с самой тонкой.

2-ой уровень сложности. На втором этапе обыгрываем с ребёнком уже два вида игрового материала, например, карандаши и палки. Просим слева направо разложить карандаши, начиная с самого толстого, и разложить палки, также начиная с самой толстой, а затем, слева направо уже в убывающем порядке (от самого тонкого (тонкой) к самому толстому (толстой)) и карандаши, и палки.

3-ий уровень сложности. На третьем этапе предлагаем ребёнку аналогичные задания, но используем уже все три вида игрового материала, а также предлагаем самостоятельно составить аналогичные ряды, руководствуясь признаком толщины игрового материала.


Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

5. «Уже — шире»

Игровой материал: однородные предметы или их изображения (по 3-4 шт.), отличающиеся по ширине, например, доски, дорожки, кровати.

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно его рассмотреть, назвать одним словом похожие предметы, назвать признак, по которому они отличаются (ширина). Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, обращаем внимание на признак различия —ширину. Затем даём ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. На первом этапе обыгрываем с ребёнком только один вид игрового материала, например, доски . Просим разложить их слева направо, начиная с самой широкой, а затем, начиная с самой узкой.

2-ой уровень сложности. На втором этапе обыгрываем с ребёнком уже два вида игрового материала, например, дорожки и кровати. Просим слева направо разложить дорожки, начиная с самой широкой и разложить (расставить) кровати, также начиная с самой широкой, а затем, слева направо уже в убывающем порядке (от самой узкой к самой широкой) и дорожки, и кровати.

3-ий уровень сложности. На третьем этапе предлагаем ребёнку аналогичные задания, но используем уже все три вида игрового материала, а также предлагаем самостоятельно составить аналогичные ряды, руководствуясь признаком ширины игрового материала.

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

6. «Мельче — глубже»

Игровой материал: изображения (по 3-4 шт.), отличающиеся по глубине, например, ямы, колодца, реки.

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – игровому материалу. Просим ребёнка внимательно его рассмотреть, назвать одним словом похожие изображения, назвать признак, по которому они отличаются (глубина). Если ребёнок затрудняется, задаём наводящие вопросы, обращаем внимание на признак различия всех изображений - глубину. Затем даём ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. На первом этапе обыгрываем с ребёнком только один вид игрового материала, например, изображения разных по глубине ям . Просим разложить их слева направо, начиная с самой глубокой, а затем, начиная с самой мелкой.

2-ой уровень сложности. На втором этапе обыгрываем с ребёнком уже два вида игрового материала, например, изображения колодца и реки. Просим слева направо разложить эти изображения, начиная с самого (самой) глубокого (глубокой), а затем, слева направо уже в убывающем порядке (от самого мелкого (мелкой) к самому (самой )глубокому (глубокой)) и изображения колодцев, и изображения рек .

3-ий уровень сложности. На третьем этапе предлагаем ребёнку аналогичные задания, но используем уже все три вида изображений, а также предлагаем самостоятельно составить аналогичные ряды, руководствуясь признаком глубины.

Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения каждого задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.








Цель: Формирование умения сравнивать с установлением сходства и различий.

Дидактическая игра: «Мебель»

Игровой материал:

Предметные картинки мебели (разного цвета, размера и качества материала, функционала, существенные признаки объектов)

Содержание

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору предметные картинки мебели. Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, качество материала, функции предмета), назвать все предметы одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенных двух предметов мебели назвать одно сходство предметов и одно различие (по внешним и внутренним свойством или признакам, по существенным признаком объектов, либо по функционалу объектов).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенных трех предметов мебели назвать два сходства предметов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: кровать – железная и деревянная, но высокая и низкая; одного цвета, но детская и взрослая)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких предметов мебели, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно. Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Овощи»

Игровой материал:

Предметные картинки или реальные овощи (разного цвета, размера, формы и вкусовых качеств)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору овощей. Просим ребёнка объекты рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, форма, вкусовые качества), назвать все объекты одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора овощей назвать одно сходство объектов и одно различие (по внешним признакам, по существенным признаком объектов).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора овощей назвать два сходства объектов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: морковь, огурец, лук – растут на огороде, на грядках, но морковь и огурец - сладкие, а лук - горький; это овощи, но плод огурца растете не в земле)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких овощей, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Фрукты»

Игровой материал:

Предметные картинки, муляжи или реальные фрукты (разного цвета, размера, формы и вкусовых качеств)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору фруктов. Просим ребёнка объекты рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, форма, вкусовые качества), назвать все объекты одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора фруктов назвать одно сходство объектов и одно различие (по внешним признакам, по существенным признаком объектов).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора фруктов назвать два сходства объектов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: яблоко, груша, апельсин – растут в саду, но яблоко, грушу – можно не очищать от кожуры, а апельсин – необходимо очистить; это фрукты, но апельсины растут только в жарких странах)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких фруктов, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Ягоды»

Игровой материал:

предметные картинки, муляжи ягоды (разного цвета, размера, формы и вкусовых качеств)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору ягод. Просим ребёнка объекты рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, форма, вкусовые качества), назвать все объекты одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора ягод назвать одно сходство объектов и одно различие (по внешним признакам, вкусовым признаком объектов).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора ягод назвать два сходства объектов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: смородина, клюква, черника – круглой формы, но клюква – красная; это ягоды, но смородину можно вырастить в саду)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких ягод, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Деревья»

Игровой материал:

предметные картинки деревья (разного цвета, размера, формы листьев)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору деревьев. Просим ребёнка объекты рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, форма листа), назвать все объекты одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора деревьев назвать одно сходство объектов и одно различие (по внешним признакам, по существенным признаком объектов).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора деревьев назвать два сходства объектов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: яблоня, береза, клен, ель – деревья, но яблоня – плодовое дерево; яблоня, береза, клен – лиственные деревья, а ель – хвойное дерево)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких деревьев, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Животные»

Игровой материал:

предметные картинки животных

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору животных. Просим ребёнка объекты рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, форма, местообитания), назвать все объекты одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора животных назвать одно сходство объектов и одно различие (по внешним признакам, по существенным признаком объектов).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора животных назвать два сходства объектов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: корова, коза, лось – травоядные животные, но лось – дикое животное; они имеют рога, но корова и лось – крупные (большие), а коза не большого размера)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких животных, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Рыбы»

Игровой материал:

предметные картинки рыб

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору рыб. Просим ребёнка объекты рассмотреть и рассказать о каждом (размер, местообитания), назвать все объекты одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора рыб назвать одно сходство объектов и одно различие (по размеру, по существенным признаком объектов).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора рыб назвать два сходства объектов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: скаляриус, сом, карась – покрыты чешуёй, но скаляриус очень маленькая рыбка; сом, карась - речные рыбы, а скаляриус – аквариумная рыбка)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких рыб, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно. Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Птицы»

Игровой материал:

предметные картинки птиц

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору птиц. Просим ребёнка объекты рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, форма, место обитания), назвать все объекты одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора птиц назвать одно сходство объектов и одно различие (по внешним признакам, по существенным признаком объектов).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора птиц назвать два сходства объектов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: ласточка, воробей, синица – это птицы не большого размера, но ласточка – перелетная птица; они покрыты перьями, но ласточка имеет раздвоенный хвост )

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких птиц, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно. Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Посуда»

Игровой материал:

предметные картинки или реальные предметы посуды (разного цвета, размера, предназначения, качества материала)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объекту – набору предметов посуды. Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, качество материала), назвать все предметы одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора посуду назвать одно сходство объектов и одно различие (по внешним признакам, по существенным признаком объектов) .

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора посуду, сочетающую в себе два признака одновременно (например: две тарелки зелёного цвета, но одна пластмассовая, а другая стеклянная; это все посуда, но одни большого, другие маленького размера)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенного набора посуду, сочетающую в себе три сходства и три различия (например: большие по размеру, металлическая посуда зелёного цвета, но разной формы и предназначения, с крышкой). Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком,

Дидактическая игра: «Обувь»

Игровой материал:

предметные картинки обуви (разного цвета, размера и качества материала, функционала, существенные признаки объектов)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору предметные картинки обуви. Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, вид) назвать все предметы одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать, из предложенных двух предметов обуви назвать одно сходство предметов и одно различие (по внешним признакам, либо по функционалу объекта).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенных трех предметов обуви назвать два сходства предметов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: калоши, сапоги – резиновые, но разного размера, цвета; они предназначены для дождливой погоды )

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких видов обуви, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно. Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.

Дидактическая игра: «Транспорт»

Игровой материал:

предметные картинки транспорта (разного цвета, размера, вида)

Создав игровую ситуацию, привлекаем внимание ребёнка к объектам – набору предметные картинки транспорта. Просим ребёнка предметы рассмотреть и рассказать о каждом (цвет, размер, вид, функции объекта) назвать все предметы одним словом. Затем объясняем ребёнку задание.

1-ый уровень сложности. Просим ребёнка выбрать, из предложенных двух предметов транспорта назвать одно сходство предметов и одно различие (по внешним признакам, либо по функционалу объекта).

2-ой уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из предложенных трех видов транспорта назвать два сходства предметов и два различия, сочетающую в себе два признака одновременно (например: самолет, автобус, троллейбус – пассажирский транспорт, но разного вида; автобус, троллейбус предназначены только для перевоза пассажиров, а самолет может быть грузовым)

3-ий уровень сложности. Просим ребёнка выбрать из нескольких видов транспорта, сочетающую в себе три и более признака сходства и различия одновременно. Объяснив ребёнку задание, побуждаем его к самостоятельному выполнению. В случае возникновения затруднений оказываем помощь. Обязательно, по завершении выполнения задания, общаемся с ребёнком, просим его рассказать о том, почему получилось так, а не иначе. Учим ребёнка доказывать своё мнение, обосновывать его.



"Необычное домино".

Игровой материал: 32 карточки, на каждой из которых изображены две картинки.



1 уровень сложности. Первая сфера - обобщение по атрибутивному свойству (самый низкий уровень). Сюда входят: форма предмета, его величина, части, из которых он сделан, или материал, цвет, т.е. все то, что является некими внешними качествами, или атрибутами предмета. Например, "кошка и мышка подходят друг к другу, т.к. у них по четыре лапы" или "яблоко и земляника, у них общее то, что они красные...". Кроме того, это может быть использование имени предмета, например, "... тарелка и таз, общее то, что оба предмета начинаются на букву "т".

2 уровень сложности. Вторая сфера - обобщение по ситуативному основанию (более высокий уровень). Переходным к этой сфере является обобщение предметов по признаку "свойство - действие", т.е. ребенок выделяет в качестве общего свойства действие, производимое предметами.
Например, "лягушка подходит к белке, т.к. они умеют прыгать". Кроме того, к этой сфере относятся обобщения по ситуации употребления "груша и морковь, потому что и то и другое едят..."; ситуации места и время нахождения - "кошка и мышка, потому что живут в одном доме"; ситуации общения, игры - "щенок и ежик, потому что вместе играют...".

2 уровень сложности. Третья сфера - обобщение по категориальному признаку (наиболее высокий). Это обобщение по признаку того класса, к которому относятся предметы. Например, мяч и мишка - это игрушки; паук и бабочка, общее то, что это насекомые.

Упражнение "домино" позволяет ребенку самому выбирать основание для обобщения (тем самым взрослый может составить представление об уровне развития данной функции у ребенка), а также направлять и помогать ребенку искать более значимые, высокие по степени признаки для обобщения.

В игре могут принимать участие двое или несколько детей. Кроме того, взрослый сам может быть участником игры.

Игра состоит из 32 карточек, на каждой из которых изображены две картинки.
 

1. трактор - олень                  11. обезьяна - цветок
2. ведро - зебра                    12. бабочка - свинья
3. щенок - мышь                   13. белка - пирамидка
4. кошка - кукла                    14. мяч - мак
5. девочка - мишка               15. птица - ваза
6. слон - елка                        16. теленок - самолет
7. грибок - морковь               17. вертолет - цыпленок
8. груша - улитка                  18. ежик - мельница
9. паук - утенок                     19. домик - яблоко
10. рыба - месяц                   20. петух - клубника
21. заяц - вишня                   27. львенок - кораблик
22. земляника - аист             28. тележка - чашка
23. пингвин - лягушка           29. чайник - карандаш:
24. солнце - гусеница           30. собака - береза
25. лист - мухомор               31. котенок - апельсин
26. сливы - лев                    32. конура - жук   


Каждому из участников игры раздается одинаковое количество карточек. После этого разыгрывается право первого хода.

Тот, кто ходит, выкладывает любую карточку. Затем организующий игру говорит: "Перед вами лежит карточка с изображением... . Необходимо, для того чтобы осуществить ход, подобрать какую-нибудь из своих карточек, но с условием, чтобы выбранная вами картинка имела что-то общее с той, к которой вы ее подобрали".

(Во избежание выполнения ребенком задания только одним способом необходимо объяснить, каким образом можно осуществлять подбор. Кроме того, во время игры необходимо постоянно стимулировать ребенка вопросами типа "А что еще общего может быть между подобранными картинками?", на выбор разных оснований для обобщения).

"Одновременно вы должны объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подобранными картинками. Следующий из вас будет опять подбирать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор".

Таким образом, в результате игры выстраивается цепочка картинок, логически связанных между собой. Напоминаем, что, как и в обычном домино, двусторонность картинок обеспечивает возможность хода как в одну, так и в другую сторону.

За каждый ход начисляются очки. Если обобщение произведено по атрибутивному свойству - 0 очков, по ситуативному основанию - 1 очко, по категориальному признаку - 2 очка. Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.

Карточки, которые получают игроки во время раздачи, ребята не показывают друг другу.


Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru