В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 кл. по Меркину

Войдите для скачивания файлов

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе (по Меркину). Составила Марычева Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 26 г.Комсомольска-на-Амуре.


1. Литература. 5 класс: Учебник для общеобр-ых учреждений: В 2ч./ Авт.-сост. Г.С.Меркин.-6-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское

слово – РС», 2008.

2. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 200 .

3.Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения:Учеб.пособ.-М.:Изд-во «Экзамен», 2004

4.Поурочное планирование по ДРЛ: 5-9 кл/О.А.Еремина.-М., Изд-во «Экзамен»,2004

5.Серия книг «Школа классики» - ученику и учителю, 1997

четверть


Всего часов


105

Р/Р

ХКК ГОС

В/Ч

сочинение

Классн.

Домаш.

Всего по плану

17

11

5

3

1

1

26 часов

6

3

1

-

-

2

21 часов

4

4

1

1

-

3

31 часов

3

2

2

1

-

4

27 часов

4

2

1

1

1


дата

урока


Программный материал

Теория лит-ры

ХКК ГОС

диагностика

Домашнее

задание

1 четверть


1

РР1

РРКнига и ее роль в духовной жизни человека.лит-ра как иск-во слова. Особенности работы с учебной хрестоматией.




С.5 №2


2


Миф и мифология. Миф-своеобразная форма мироощущения древнего чел-ка, стремление к познанию мира.Миф как явление эстетическое.

Мифологический эпизод, сюжет


Разные виды пересказа, словесное рисование

Термины знать,с.7-11,пересказ


3


Основные категории мифов. Возникновение мифов. Античный миф:происхождение мира и богов.

Мифологический герой и персонаж


Выборочое чтение отдельных эпизодов и их пересказ

С.14-19 (пересказ), вопр.2,3


4


Представление древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Рассказ о Гомере. Образы Полиферма и Одиссея.

Миф, притча, легенда, предание


тестирование

Сделать рисунок по мифам. Принести ДВ хрестом.


5

ХКК ГОС

1

ХКК Малые жанры дальневосточного фольклора (небылицы, пословицы, загадки, скороговорки, считалки)

небылицы, пословицы, загадки, скороговорки, считалки

С.63-65

Мини-сочинение по пословице

С.20-26, рисунок по пословицам, знать термины


6

РР

РРИстоки УНТ., его основные виды.Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение,счастливый финал.

Антитеза, антонимы


Работа со словарем, разные виды пересказа

Термины, с.28-31,31-41(пересказ),вопр.с.42(1-8 устно)


7


Сказочные образы. Нарвств-ая проблематика: добрая и злая сила в сказке.

Типы сказок: о животных, волшебные, бытовые.


разные виды пересказа, выборочное чтение отд-х эпизодов и их пересказ



8


Бытовая сказка «Чего на свете не бывает» Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Лексика в сказках. Сказки народов России. «Падчерица».

Особенности сказок (присказка, зачин, повтопр, концовка)



С.42-45(пересказ),

вопр..с.45(уст)


9

ВЧ

УНТ. Сказки о животных



Проверка техники чтения

Рисунок к любой сказке, принести ДВ хрестоматию


10

ХКК ГОС2

ХКК Нанайские сказки. «Ангадякан-сиротка».Ульчские сказки. А.Я.Вальдю «Смелая девочка Носка»


С.9-11,с.51-54

Работа с иллюстрациями

Свой рисунок


11

РР

РРИстория: исторические события, факты жизни госуд-ва и отдельных князей и их торажение в ДРЛ. Нравств-ая позиция автора в произведенимях ДРЛ.




Древнерусская лит-ра


Пересказ текстов ДРЛ, работа с иллюс-ми

С.54-55, термины знать, с.61


12



Краткие сведения о баснописце Эзопе.

«Ворон и Лисица».


Басня, эзопов язык, притча, аллегория


Выразительное чтение басни

Термины знать,с.62-63


13


Раскрытие характера персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразит-сть, глупость, жадность,; элементы дидактизма в басне


Выразительное чтение басни

С.,7166,68


14


Русские баснописцы 18 века. Нравственная проблематика басен, злободневность.

Пороки,недостатки, глупость,

хитрость,невежество,самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен.

Эзопов язык


Выразительное чтение басни

Учить наизусть любую басню Крылова, с.70 вопр.2-5 (уст)


15


Русская басня в 20 веке.В.К.Тредиаковский.

Краткие сведения о писателе.

Басня «Ворон и Лиса».А.П.Сумароков. Краткие сведения о писателе.

Басня «Ворона и Лиса»


Эзопов язык


Выразительное чтение басни

С.80 вопр.1-4, 7


16

Тест 1

Тестирование №1



Тестирование №1

Биограф. Крылова


17

РР

РР И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе.Детство. Отношение к книге.Басни «Ворона и Лисица», «Демьянова уха» и др.

Басенный сюжет. Мораль.Аллегория.




Разные типы чтения (наизусть, по ролям, выразит-ое чтение)

Инсценирование басни


18


Тематика басен Крылова И.А. Сатирическое и нравоучитель-ное в басне. Образный мир басен Крылова.

С.В.Михалков. Басни«Трибы»,

«Зеркало». Тематика, проблематика.

Сравнение.

гипербола



С.80 (№8),чит. «Грибы», «Зеркало», вопр.1-3(с.81),с.83 вопр.2-3


19

ХКК

ГОС3

ХКК Сказки Э.Кириченко о животных


С.57-62


Вопр.с.59 (1-3)


20


Краткие сведения о детстве и детских впечатл-ях А.С.Пушкина. Пушкин и книга.




С.85-93(пересказ)


21


Пушкин и няня Арина Родионовна. Стих-ие «Няне».

Эпитет,сравнение, метафора, антитеза, риторическое восклицание



Первое представление о пейзажной лирике.


Риторическое обращение.


Фольклорные элементы.

Звукообраз (ассонанс, аллитерация).


Образ лирического героя.


Рифма.

Художественный мотив



Разные типы чтения (наизусть, по ролям, выразит-ое чтение)

Учить наизусть «Няне»


22


Образы природы в стих-ях поэта «Зимняя дорога», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».


Чит. «Сказку…»

С.132(вопр.6)


23


«Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…»


Письменный ответ на вопрос.

Вопр.с.113 (1-6)


24

РР

РРЛит-ая сказка, ее отличие от фольклорной. Добро и зло в сказке Пушкина; чувство благодарности, верность, преданность, зависть, подлость. Отношение автора к героям.


Рассказ о герое, словесное рисование

С.122-124 (1-2)


25

РР

РРПоэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразит-ых средств.


Рассказ о герое, словесное рисование,

работа с иллюс-ми

С.126(1-3устно), с.127(7-пис)

2 четверть


26

РР

Рассказ о герое по плану



Словесное рисование

Рисунок к поэме «Руслан и Людмила»


27

ВЧ

Поэзия 19 века о родной природе. А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, Е.А.Баратынский, И.З.Суриков.



Выразительное чтение

Наизусть по выбору


28

РР

Обучение элементам анализа стихотворения




Доделать анализ стих-я


29

ВЧ

А.С.Пушкин «Выстрел»




Мини-сочинение


30


М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя.



Письменный ответ на вопрос

Учить наизусть отрывок из «Бородино»


31

ХКК4

ХКК История создания стих-ия «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении поэта.

Эпитет, сравнение, метафора, антитеза, (развитие представлений о тропах), звукопись.

Образ лирич. героя


Чтение наизусть

С.151 вопр.7-8(письм.), знать термины


32


Художественное богатство стих-ия. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.



С.153-156 (пересказ)


33


Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе.





С.157-160(пересказ)


34


Малороссия в жизни и судьбе

Н.В.Гоголя. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд.

Мифологические и фольклорные мотивы ; повесть; фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет,

речевая характеристика.

Афоризм, афористическая речь



Дочитать повесть


35


Образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.


Словесное рисование

С.216(3-4)-письменно ответы


36


Детские впечатления И.С.Тургенева.Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.




Письм.ответ на вопрос

Чит. «Муму»


37


Рассказ «Муму» и стих-ие «Воробей».

Современники о рассказе «Муму».

рассказ


Сопоставит.анализ

Рисунок


38


Образы центральные и второстепенные; образ Муму.

образ


Краткий выборочный пересказ. Словесное рисование



39


Тематика и социальная проблематика рассказа.

Рассказ (углубление представлений о теме). Сюжет и фабула. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.


Сопоставление персонажей


Письменный отзыв на эпизод

С.256 вопр.2-6(письм.)


40

ХКК5

ХКК Соц-ая несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.

Герой и персонаж


Работа со словарем.

Рассказ о герое по плану.

С.256 вопр.8-11 (уст.)

С.309 (термины учить)


41


И.С.Тургенев о языке: стих-ие в прозе «Русский язык»

Эпитет, сравнение



учить стих-ие в прозе «Русский язык»


42

РР

Обучение написанию сочинения-рассуждения о герое

сочинение-рассуждение


Составление плана, подбор эпиграфа

Подбор цитат


43

РР

Обучающее сочинение-рассуждение о герое №1



Написание сочинения-рассуждения №1

Принести ДВ хрестом.


44

ХКК ГОС6

Б.Арсеньев. «Встречи в тайге»

рассказ

С.67-76


Биограф. Некрасова


45


Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта.

Поэма.фольклорные элементы в худ.произв-ии.

Строфа.

Эпитет., сравнение (развитие понятия).

Образ рассказчика.

Герой и персонаж.


Рассказ о герое, работа со словарем

Учить наизусть отрывок


46

ХКК7

ХКК Стих-ие «Крестьянские дети». Основная тема, способы ее раскрытия. Авторское отношение к героям. Стих-ие

«Тройка».


Работа с иллюст-ми

Рисунок, чит. стих-е «Тройка»

3 четверть


47


Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.




С.309-310(термины учить), чит. «Кавказский пленник»


48


Рассказ «Кавказский пленник». Творч-кая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя в повести.

Повесть.(развитие представлений).

Завязка, кульминация, развязка.


Разные виды чтения.

Рассказ по плану

Зад. по группам


49


Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).


антитеза


Словесное рисование

рисунок


50


Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета.

Портрет.





Выставка рисунков, раб. с иллюст-ми

Читать «Кавказский …»


51


Речь персонажей и отражение в ней особ-ей хар-ра и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.


Образ рассказчика


Письменный ответ на вопрос

С.310 вопр.1-2


52

РР

Обучение написанию сочинения на сопоставление персонажей.

Характеристика героя, антитеза


Составление плана, подбор эпиграфа

Доделать работу


53

РР

Обучающее сочинение на сопоставление персонажей №2



Сочинение №2

Повторить термины к диктанту термин-ому


54

РР

Анализ обучающего сочинения



Работа над реч.ошибками

Доделать раб.,чит. Петя Ростов» Л.Н.Толстого


55

ВЧ

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов»



Письм-й ответ на вопрос

Биография Чехова


56


А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья Чехова. Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова.

Юмористический рассказ и юмори-ая ситуация.

Комическая ситуация. Ирония. Деталь.сюжет, фабула (экспозиция,завязка, кульминация, развязка,эпилог).

Диалог.ирония, юмор, деталь.

Антитеза, метафора, градация




Термины (с.321-322)


57


Рассказ «Злоумышленник»:

тема, приемы создания хар-ов и ситуаций


Чтение по ролям, пересказ,

С.323 вопр.1-4 (уст)


58


Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.


Отзыв об эпизоде

Биограф. Бунина


59


Из лит-ры 20 века. Детские годы И.А.Бунина. Семейные традиции и их влияние на формир-ие личности. Книга в жизни Бунина.



Стихотворение-размышление.

Образ-пейзаж (развитие представлений).

Образы животных


пересказ

Учить наизусть


60


Стих-ие «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы ее реализации. Худ-ое богатство стих-ия.Второй план в стих-и.


Письм-ый ответ на вопрос

С.18 вопр.1-3



Биография Андреева


61


Рассказ «В деревне»:слияние с природой ;нравственно-эмоц-ое состояние персонажа. Выразит-ые ср-ва создания образов.






62


Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Основная тематика рассказа «Петька на даче»


Тема. Эпизод. Финал.



Пересказ краткий, выборочный

С.35 вопр.1-6


63


Рассказ «Петька на даче»: нравств-ая проблематика (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта)






64


Роль эпизода в создании образа героя: природа в жизни мальчика. Значение финала.

Образ рассказчика. Герой и персонаж.


Письм-й ответ на вопрос

Биография Куприна


65


А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.




Чит. рассказ «Золотой петух».


66


Рассказ «Золотой петух». Тема, особ-сти создания образа.

Рассказ.

Хар-ка персонажа.

Портрет героя.



Пересказ от другог лица

Вопр.1-5 с.45


67


Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Петербург,Шахматово).




Биогр. Блока


68


Стих-ие «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.




наизусть


69


Образная система и худ-ое совеоб-е стих-я «Полный месяц встал над лугом»

антитеза


Выразительное чтение

С.54-55,

Принести ДВ хрестом.


70

ХКК ГОС8

ХКК Стихи народов Приамурья 20 века.

рифма

Доп. лит-ра

Выразительное чтение

Биограф. Есенина


71


Детские годы С.Есенина. В есенинском Константинове.




Наизусть по выбору


72


Стих-ия «Ты запой мне ту песню…», «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»(по выбору). Единство человека и природы. Малая и большая родина…

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, образ-пейзаж


Чтениме наизусть

С.66 вопросы, принести ДВ хрестом.


73

ХКК ГОС9

ХКК Стихи П.Комарова о природе


С.80-86

Выразительное чтение

рисунок


74

ВЧ

В.Астафьев «Зачем я убил коростыля»



Письм.ответ на вопрос

Дописать, биография Платонова


75


Сведения о А.П.Платонове.



Рассказ о писателе

Чит. рассказ «Никита»


76


Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребенка (беда и радость, злое и доброе начало в окружающем мире);

рассказ


Пересказ фрагмента


4 четверть


77

РР

РРОбраз Никиты в рассказе А.Платонова

образ


Развитие устной речи

Биография Бажова


78


Краткие сведения о П.П.Бажове.



Рассказ о писателе

С.107-108 вопр..1-4


79


Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе Бажова (труд и мастерство, вдохновение)



Рассказ от другого лица

С.107-108 вопр.5-10


80


Приемы создания худ-го образа в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок»

Сказ.

Отличие сказа от сказки. Афоризм. Образ рассказчика


Отзыв об эпизоде

Биогр. Носова Н.Н.


81


Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. . Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Тема, образ


Виды пересказа

Биогр. Е.И.Носова


82


Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта.



Рассказ от другого лица, отзыв об эпизоде

С.127вопр.10


83


Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе.

Юмор, лирика



Написать дом.сочинение №1 «Зачем нужно сострадание и забота о беззащитном?»


84

РР

РРВоспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.



Письм.ответ на вопрос

Подгот. Информ. о Заболоцком в Комсомольске


85

ХКК ГОС

10

ХКК Заболоцкий Н.А. в Комсомольске-на-Амуре. Урок-заочная экскурсия.


Доп. лит-ра

Выразительное чтение

Инд. вопросы


86

ВЧ

Час поэзии «Поэзия 20 в. О родной природе»: В.Боков «Поклон», Н.Рубцов «В осеннем лесу»,Р.Г.Гамзатов «Песня соловья», В.Белов «Весенняя ночь»,В.Г.Распутин «Век живи - век люби» (отрывок)



Выразительное чтение

Подгот-ся к викторине по

ХКК ГОС


87

ХКК ГОС

11

Викторина по материалам ХКК


Хрестом.по ДВ

лит-ре


Биограф. Дефо


88


Из зарубежной лит-ры. Д.Дефо. Краткие сведения о писателе.




С.145-146


89


Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывки).

Фабула, сюжет. Притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие


Разные виды пересказа, изложение с элементами сочинения

Чит. «Робинзон Крузо»


90


«Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии в романе.


Подготовиться к тесту


91


Характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта)




Работа в группах


92


Характеристика жанра.

роман



Подготовить проект по теме


93

Тест2

Контрольное тестирование №2



Тест2

Биограф. Андерсена


94


Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.




Чит. сказку «Снежная королева»


95


Сказка «Соловей» : внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Волшебная сказка, авторский замысел


Разные виды пересказа, письм.отзыв об эпизоде

рисунок


Сост-ть план к сочинению


96

РР

Сочинение-отзыв о герое №3




Сочинение-отзыв о герое №3

Биограф. М.Твена


97


Анализ сочинений-отзывов о герое



Работа над исправл-ем реч. ошибок

Доделать РНО


98


М.Твен. Краткие сведения о писателе.




С.178 вопр.1-3


99


Автобиография и автобиографические мотивы

Юмор.

Приключения как форма детской фантазии


Пересказ эпизода

Рисунок, пересказ эпизода


100


Роман «Приключения Тома Сойера»: мир детства и мир взрослых



Ответ на письм.вопрос

Термины знать


101


Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдел.главы). Гуманистич.

изображ. древнего чел-ка.






102

РР

РРЧеловек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доист-ского чел-ка.



Пис.м. и устная хар-ка героя

Биограф. Дж.Лондона


103


Дж.Лондон. Краткие сведения о пис-еле. Детские впечатления.

«Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоят-ми жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых)

рассказ


Устный и письменный портрет героя

Биограф. Р.Бредбери


104


А.Линдгрен.Краткие сведения о писательнице. Роман Приключенгия Эмиля из Аённеберги» (отрывок)




Разные виды пересказа

Рисунки, подгот. выступление


105


Итоговый урок. Встреча в литерат-ой гостиной («Путешествие в мир книги»)



Выступления уч-ся

Лит-ра на лето





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru