В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа "Наглядная геометрия" (1-4 классы)

Файл прикреплен к материалу: Программа "Наглядная геометрия" (1-4 классы)
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ


Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются

связи с привычными пространствами.

Г. Фройнденталь



Пояснительная записка


Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;

  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;

  • проводить простейшие построения, способы измерения;

  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометри­ческого материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление раз­личных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содер­жанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий - тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов:

    1. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

    2. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

    3. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

    4. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

    Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравне­ния, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция нахо­дит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младше­го школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание пред­ставляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и вза­имное расположение.

    Решая задачу развития пространственного мышления в рус­ле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформиро­вать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а так­же способности читать графическую информацию и комментиро­вать её на языке, доступном младшим школьникам.

    При разработке геометрических заданий авторы руковод­ствовались:

    • данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

    • логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

    • богатейшим опытом начального обучения геометрии, отра­жённым в методической литературе;

    • результатами исследований, связанных с изучением геоме­трического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;

    • рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

    Цель курса – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

    Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие  высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно- образного мышления.  Задача педагога  «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

    Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование. 

    К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).    

    В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

    1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

    2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

    3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

    4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

    5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

    6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

    7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


    Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»


    Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:

    • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

    • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

    • формирование внутренней позиции школьника;

    • адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

    .

    Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    • использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


    Предметными результатами освоения данного курса будет:

    • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    • овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

    • приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;

    • вычислять периметр геометрических фигур;

    • выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

    • строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

    • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

    • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;


    Выпускник научится:

    • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

    • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

    • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

    • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

    • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

    • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

    • измерять длину отрезка;

    • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • оценивать размеры геометрических объектов


    Выпускник получит возможность научиться:

    • распознавать плоские и кривые поверхности;

    • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

    • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.



























    Содержание  программы 


    Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попыта­лись реализовать на методическом уровне идею фузионизма (од­новременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.

    Задачи геометрической пропедевтики:

    • развитие у младших школьников пространственных представлений;

    • ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

    • формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;

    • развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

    • формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.


    1 класс

    Раздел 1. Взаимное расположение предметов. (Уточняются пред­ставления детей о пространственных отношениях «справа — сле­ва», «перед - за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов

    Раздел 2. Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое мож­но составить из нескольких других фигур - её частей.) – 6 часов

    Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первокласс­ники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: сосед­ние, несоседние области, граница области. – 12 часов


    ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

    1 класс

    3

    Тема

    Цель занятий

    Задания

    Кол-во часов

    Раздел 1. Взаимное расположение предметов (15часов)

    1

    2

    Уточнить представления о

    пространственных отношениях «справа - слева», «между».

    Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

    1-3

    2

    3

    Ориентирование по «схеме тела» относительно произ­вольной

    точки отсчёта.

    Учить младших школьников ориентировать­ся по «схеме тела» и относительно произ­вольной точки отсчёта.

    4-7

    1

    4.

    5

    Ориентирование по «схеме тела» относительно произ­вольной

    точки отсчёта.

    Продолжить формировать у первоклассни­ков умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

    8—17

    2

    6

    7

    8

    9

    Отношения «слева - справа», «за перед», «над — под», «ближе — даль­ше». Видимые и невидимые части фигур.

    Продолжить формировать у учащихся пред­ставления об отношениях

    «слева - справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — даль­ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

    18-20; 26-28

    4

    10

    11

    Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

    Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Про­должить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

    21-25; 29,30

    2

    12

    13

    Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

    Проверить усвоение учащимися отношений «слева - справа», «на», под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь­нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

    31-37

    2

    14

    15

    Ориентироваться на

    плоскости и в пространстве.

    Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.

    38-41

    2

    Раздел 2.Целое и части (6часов)

    16

    Форма, размер. Конструирование

    прямоугольника.

    Проверить представления детей о форме, размере. Формировать

    умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

    42, 45,

    48

    1

    17

    Конструирование геометрических фигур.

    Продолжить работу, направленную на при­обретение учащимися опыта конструирова­ния геометрической фигуры из ее частей.

    43, 47

    1

    18

    Конструирование треугольников.

    Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух дан­ных фигур.

    44, 52

    1

    19

    20

    Конструирование прямоугольника из данных фигур.

    Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

    46, 49, 50, 51,53

    2

    21

    Конструирование и составление фигур.

    Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це­лое) из других фигур (её частей).

    54-56

    1

    Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (12 часов)

    22

    Плоская и кривая поверхность.

    Формировать у первоклассников представ­ления о плоской и кривой поверхностях.

    57-61

    1

    23

    Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

    Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и уме­ние распознавать их на изображениях гео­метрических тел.

    62-65

    1

    24

    25

    Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная

    линия». Положение поверхностей в пространстве.

    Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; рас­ширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаим­ное положение плоских поверхностей в пространстве.

    66-73

    2

    26

    27

    Невидимые линии на рисунке.

    Познакомить детей с изображением на ри­сунке невидимых линий; продолжить фор­мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

    74—82

    2

    28

    29

    Понятия «об­ласть», «граница области».

    Познакомить школьников с понятиями «об­ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

    83-86

    2

    30

    Со­седние и несоседние области.есоседнихе.в

    фигурок из палочек.

    Формировать у ребят представления о со­седних и несоседних областях.

    87-90

    1

    31

    32

    Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

    Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Форми­ровать представление об области с «дыр­кой».

    91—96

    2

    33

    Повторение за курс 1 класса.

    Систематизация знаний.


    1


    2 класс

    Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформи­рованные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа

    Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представле­ния о поверхности, продолжается работа по формированию уме­ния читать графическую информацию, дифференцировать види­мые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.


    3

    Тема

    Цель занятий

    Задания

    Кол-во часов

    Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.(4 часа)

    1


    Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

    Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.

    3

    1

    2

    Замкнутые и незамкнутые кривые линии

    Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).

    6

    1

    3

    Ломаная линия. Длина ломаной.

    Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

    9

    1

    4

    Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия.  Луч.

    Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

    11

    1

    Раздел 2. Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов)

    5

    Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

    Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

    14

    1

    6

    Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    17

    1

    7

    Острый, прямой и тупой углы.

    Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

    21

    1

    8

    Острый угол. Имя острого угла.

    Урок-проект.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    23

    1

    9

    Тупой угол. Имя тупого угла

    Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

    26

    1

    10

    Построение луча из вершины угла.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    29

    1

    11

    Построение прямого и острого углов через две точки.

    Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

    31

    1

    12

    Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    32

    1

    13

    Измерение углов. Транспортир.

    Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

    34

    1

    14

    Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

    Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

    35

    1

    15

    Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

    Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

    37

    1

    16

    Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

    Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.



    Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

    40

    1

    17

    Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект.

    41

    1

    18

    Периметр многоугольника.

    42

    1

    19

    Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

    Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

    49

    1

    20

    Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

    Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

    52

    1

    21

    Взаимное расположение предметов в пространстве.

    Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

    44

    1

    22

    Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

    Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

    47

    1

    23

    Многогранники. Грани.

    Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

    50

    1

    24

    Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

    53

    1

    25

    Плоские фигуры и объемные тела.

    58

    1

    26

    Повторение изученного материала.

    Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

    62

    1

    27

    Куб. Развертка куба.

    Урок-проект.

    Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

    65

    1

    28

    Каркасная модель куба.

    Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

    68

    1

    29

    Знакомство со свойствами игрального кубика.

    69

    1

    30

    Куб. видимые невидимые грани.

    Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

    73

    1

    31

    Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

    76

    1

    32

    Решение топологических задач.

    Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

    79

    1

    33

    Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект.

    Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.

    83

    1

    34

    Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

    Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

    86

    1


    3 класс

    Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, на­чатая в первом и втором классах.) – 5 часов

    Раздел 2. Пересечение фигур. (Формируются представления о пере­сечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать гео­метрические фигуры.) – 22 часа

    Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на пло­скости.) – 7 часов


    3

    Тема

    Цель занятий

    Задания

    Кол-во часов

    Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5часов)

    1

    2

    Плоские и кривые поверхности.

    Проверить сформированность представлений младших  школьников о плоских и кривых поверхностях.

    1–5

    2

    3

    Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

    Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

    6

    1

    4

    Видимые и невидимые элементы многогранника.

    Формировать у учащихся представления  о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

    7–8

    1

    5

    Многогранник и его элементы.

    Расширить представления детей о многограннике и его элементах.

    9, 10

    1

    Раздел 2. Пересечение фигур. (22 часа)

    6

    Пересечение геометрических фигур.

    Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

    11, 12

    1

    7

    Пересечение геометрических фигур.

    Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

    13

    1

    8

    9

    10

    11

    Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

    Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

    14, 18

    4

    12

    Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

    Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

    16

    1

    13

    Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

    Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

    15

    1

    14

    15

    Чтение графической информации.

    Формировать умение читать графическую информацию.

    17

    2

    16

    Пересечение лучей. Урок-проект.

    Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

    19

    1

    17

    18

    Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

    Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

    20

    2

    19

    20

    Чтение графической информации.

    Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.

    21

    2

    21

    Пересечение отрезков.

    Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

    22, 24

    1

    22

    Пересечение углов.

    Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

    23

    1

    23

    Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

    Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

    25

    1

    24

    Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

    Формировать умение разбивать многоугольник на

    части с помощью ломаной.

    26

    1

    25

    Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

    Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.

    27

    1

    26

    Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости.

    Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.

    27

    1

    27

    Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

    Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

    28, 29

    1

    Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность.(7 часов)

    28

    Шар. Круг как сечение шара.

    Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

    30–33

    1

    29

    Окружность как граница круга.

    Формировать представления об окружности как о границе круга.

    34, 35

    1

    30

    Взаимное расположение окружности и круга.

    Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

    36, 37

    1

    31

    Радиус окружности.

    Формировать представления о радиусе окружности.

    38, 39

    1

    32

    33

    Структура объекта.

    Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

    40, 41

    2

    34

    Построение окружностей по определённым условиям.


    Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

    42, 43

    1

    1. класс

    Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртка­ми конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изо­бражать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов

    Раздел 2. Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в простран­стве и их изображениях.) – 16 часов


    3

    Тема

    Цель занятий

    Задания

    Количество часов

    Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (18 часов)

    1

    Цилиндр – тело вращения.

    Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения.

    1

    1

    2

    Конус – тело вращения.

    Познакомить учащихся с конусом как телом вращения.

    2

    1

    3

    Шар – тело вращения.

    Познакомить учащихся с шаром как телом вращения.

    3

    1

    4

    Усечённый конус.

    Познакомить учащихся с усеченным конусом.

    7

    1

    5

    Невидимые линии на изображении объемного тела.

    Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.

    8

    1

    6

    Рисунок плоской фигуры.

    Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.

    4

    1

    7

    Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

    Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.

    5

    1

    8

    Плоские фигуры в разрезе конуса.

    Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.

    6

    1

    9

    Объемные тела.

    Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.

    9

    1

    10

    Параллелепипед и пирамида.

    Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

    11

    1

    11

    Развертки тел вращения.

    Познакомить учащихся с развертками тел вращения.

    10

    1

    12

    13

    Чтение графической информации.

    Проверить умение читать графическую информацию.

    12, 13

    2

    14

    Геометрические формы в окружающих предметах.

    Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.

    14

    1

    15

    16

    Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

    Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить.

    15, 16

    2

    17

    18

    Объемные фигуры на плоскости.

    Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости.

    17

    2

    Раздел 2. Пересечение фигур. (16 часов)

    19

    20

    Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

    Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении.

    18

    2

    21

    22

    Пересечение многоугольников.

    Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников.

    19

    2

    23

    24

    Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

    Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

    20

    2

    25

    26

    Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

    Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел.

    21

    2

    27

    28

    Изображение конуса и его сечения.

    Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения.

    22

    2

    29

    30

    Изображение цилиндра и его сечения.

    Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения.

    23

    2

    31

    32

    Понятие «сечение объемного геометрического тела».

    Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела».

    24

    2

    33

    34

    Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

    Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой.

    25

    2








    Список литературы

    для учителя:


    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

    «Линка – Пресс», 2012 г.

    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

    «Линка – Пресс», 2012 г.

    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

    «Линка – Пресс», 2012 г.

    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

    «Линка – Пресс», 2012 г.

    1. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.



    для учащихся:


    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

    «Линка – Пресс», 2012 г.

    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

    «Линка – Пресс», 2012 г.

    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

    «Линка – Пресс», 2012 г.

    1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

    «Линка – Пресс», 2012 г.


    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Подписаться на новые Расписание вебинаров