В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по курсу Окружающий мир во 2 классе (УМК " Школа России")

Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Бишевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам.директора по УВР директор школы


«____» __________2012г. «____» __________2012г. «____» _______2012г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Окружающий мир »

разработана

в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования


2 класс



Составитель:

учитель начальных классов

Сунгатуллина Г.Р.


2012г.





Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:

  1. Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2009г.).

  2. Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2007 г.)

Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:

  • имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;

  • имеет ярко выраженный интегративный характер;

  • соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;

  • даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.

Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;

  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;

  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;

  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;

  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержательные блоки
















1раздел Где мы живём (3часа)

2раздел .Природа (21час)

3.раздел.Жизнь города и села.(12часов)

4.раздел Здоровье и безопасность.(10часов)

5.раздел Общение.(5часов)

6.раздел.Путешествия.(17часов)

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир во 2 классе.

Резерв свободного учебного времени (14 часов) используется для более глубокого изучения материала, который расширяет представления обучающихся о природе, обществе и закономерностях окружающего мира; способствует воспитанию любви к своей Родине, формированию опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде; формированию системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Для достижения результата используется современный УМК «Школа России» издательства «Просвещение», включающий учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта.

Созданный в 2011году, получивший самое широкое признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации стандартов второго поколения.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.

Раздел «Человек и природа».

Второклассник научится:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество».

Второклассник научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Тематическое планирование составлено в соответствии с первым (исходным) вариантом Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе Концепции стандарта второго поколения.

Базовый вариант тематического планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и закономерностях окружающего мира.



Распределение учебного материала и время его изучения:

Количество часов в год – 68 ч.
Количество часов в неделю – 2 ч.
Количество часов в I четверти – 18 часов.
Количество часов во II четверти – 14 часов.
Количество часов в III четверти – 20часов.
Количество часов в IV четверти – 16 часа.

Виды и типы уроков:

  • комбинированный урок;

  • открытие новых знаний;

  • обобщающий урок;

  • урок закрепления;

  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;

  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

  • проведение фенологических наблюдений;

  • выполнение практических работ и мини-исследований;

  • моделирование объектов и процессов;

  • дидактические игры;

  • уроки в музеях;

  • уроки на улицах города;

  • уроки-путешествия;

  • уроки с элементами исследования;

  • кратковременные предметные экскурсии.

Формы организации урока:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах.


Календарно- тематическое планирование по окружающему миру

№п/п

Раздел

Тема

Сроки

Планируемые результаты

Деятельность

обучающихся

Матер.технич.

база

Формы

организации

образ.

процесса

Личностные

Метапредметные

УУД(работа с текстом)

Предметные

1

Где мы

живём

Наш адрес

в мире


Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.


Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;


Обучающийся научится:

- узнавать государственную символику РФ и своего региона;

- определять родственные связи в семье;

- находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.

Знать:

-название нашей планеты Узнавание государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье.

Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками

Авторские таблицы по теме урока

Урок-путешествие

2







3



4

Родная

страна






Город и село


Наши проекты «Родное село»

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.


Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

уметь определять своё отношение к миру:


Обучающийся научится:

- иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются;



Урок-игра

5






6

Природа и рукот

вор

ный мир


Прове

рим себя


У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;


Учить умению слушать и вступать в диалог

1-я линия развития – уметь объяснять мир:


Обучающийся научится:

- работать с текстом и рабочей тетрадью

Авторские таблицы по теме урока

Открытие новых знаний

7

ПРИРОДА

Неживая

и живая

природа


Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.


Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы.

Обучающийся научится:

- правилам поведения, способствующим сохранению природы.


Авторские таблицы по теме урока


8

Явления

природы


Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе.

- строить понятные для партнера высказывания;



- характеризовать влияние человека на природу;


Авторские таблицы по теме урока


9

Что такое

погода?



Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Что такое окружающий мир.Как человек познаёт природу,общество,самого себя.

Обучающийся научится:

- понимать связь человека с неживой природой, каково значение предсказания погоды для человека.


Урок-исседования

10







11

В гости к

Осени. Неживая природа.



В гости к осени. Живая природа (экс.)


Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.



Обучающийся научится:

- понимать связь человека с неживой природой

Авторские таблицы по теме урока


12

Звёздное

небо


Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

-

.


Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла(общее представление о влиянии на земную жизнь).

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;


Обучающийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

Авторские таблицы по теме урока

Работа с атласом определите-лем

13

Заглянем в кладовые Земли.

Обучающийся получит возможность для формирования:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности


Использование на практике основных правил познания окружающего мира

Обсуждение правил здорового образа жизни.

- оценивать личную роль в охране природы.

Авторские таблицы по теме урока

Комбинированный

14




15

Про воздух



…И Про воду.



Поиск и выделение необходимой информации про воздух

Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.


Урок открытия новых знаний

16.

Какие бывают растения?

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.


Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;


Обучающийся научится:

- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- приводить примеры представителей разных групп растений;



Урок открытия новых знаний

17

Какие бывают животные?



представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.



Обучающийся научится:

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);



Урок исследования

18.

Невидимые нити

представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).


Объяснить взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества

Обучающийся научится:

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);



Урок открытия новых знаний

19.

Дикорастущие и культурные растения

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;


Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;



Обучающийся научится:различать дикорастущие и культурные растения

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);

дикорастущие и культурные растения;


Урок открытия новых знаний

20.

Дикие и домашние животные


Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- навыкам взаимоконтроля;


Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.

Обучающийся научится:

- животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп животных


Групповая работа

21

Комнатные растения


Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.


история появления культурных растений в России.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.


Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома.

Обучающийся научится:

- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями. использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- различать



22.

Про кошек и собак


Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;


задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения.

Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам.

Обучающийся научится:

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.


Урок исследования

23.

Красная книга.

Обучающийся получит возможность для формирования: - представления о красоте природы России


Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Обучающийся научится:

- правилам поведения, способствующим сохранению природы.

- характеризовать влияние человека на природу;

- оценивать личную роль в охране природы.


Прект

24.

Будь природе другом!


Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.


Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира и природы.

Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста. Соотнесение животных с подходящими понятиями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.



Урок-конференция

25.






26

Наши проекты : Возьми под защиту.


Проверим себя






комбинированный

27

Жизнь города и села


Город и село


2-я-линия развития – умение определять своё отношение к миру.


Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).


Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

1.Знакомство с достопримечательностями родного села

Знать:

- понятия «город» и «село»;

- названия строительных машин;

- примеры различных видов транспорта;

- составные части экономики;

- названия товаров;



экскурсия

28

Что такое экономика?

2-я линия развития – умение определять своё отношение к миру.


Наблюдение зимних явлений в природе.

Обучающийся научится:

- правилам поведения, способствующим сохранению природы.

- характеризовать влияние человека на природу;

- оценивать личную роль в охране природы.


Закрепление

29

Что из чего сделано?


Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).


Приводить примеры веществ, описывать их.

Характеризовать свойства веществ. Определение из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ

Обучающийся научится:

- приводить примеры веществ, описывать их;

- характеризовать свойства веществ;

- определять из каких веществ состоят предметы.


Урок-исседование

30

Как построить дом?

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Промышленные предприятия своего села (изучается по усмотрению учителя). Строительство в (селе).


Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).



Урок-наблюдения

31

Какой бывает транспорт


Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Ин­тернет

формулировать собственное мнение и позицию;

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транс­порт города или села. Правила пользования транспортом.


Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.



Урок-игра

32

За покупками.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения

Работать с иллюстратив-ным материалом. Знать:

- понятие «торговля», «товар»;

Уметь характеризовать процесс «купли-продажи».


Классификация и названия товаров. Характеристика процесса «купли-продажи».



Урок игра

33

Культура и образование


Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Важное значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Знать:

- понятия «культура», «образование», «культурное учреждение»,
«образовательное учреждение»;

- названия профессий.

Уметь называть профессии в сфере
образования и к
ультуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.




34









35

Все профессии важны.






Наши проекты : « Профессии»

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками


Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии.

Знать:

- названия профессий.

Уметь называть профессии людей родного края. Приводить примеры профессий жителей родного города (села).



36









37




38

В гости к зиме. Неживая природа зимой


В гости к зиме. Живая природа зимой (экс.)


Проверим себя


Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

задачи



Описывать сезонные изменения в природе.

Характериз-вать признаки времен года


Знать:

- признаки осени;

- названия осенних месяцев;

- основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе



Урок-экскурсия №3.работа

39

Невидимые нити в зимнем лесу.

Участие младших

школьников в приро-доохранительной

деятельности.

Оценка своего и чужого поведения в природе.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.


Природное сообщество елового леса. Особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом

Знать понятие «невидимые нити».

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.


Урок-рефлексия

40

Здоровье и

Безопасность



безопасность

Строение тела человека


Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).



Знать:

- основные системы органов человека, их роль в организме;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- понятие «здоровый образ жизни». Уметь:

- определять органы человека;

- рассказывать о функции основных систем органов строения человека.

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни.


Урок-презентация

41

Строение тела человека

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни.

Знать:

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- понятие «здоровый образ жизни»;

- режим дня, режим питания, профи­лактику болезней.

Уметь:

- выполнять режим дня, режим пита­ния;

- вести здоровый образ жизни.


Урок исседование

42

Если хочешь быть здоров.



Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы.

Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы.

Знать:

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- понятие «здоровый образ жизни»;

- режим дня, режим питания, профи­лактику болезней.

Уметь:

- выполнять режим дня, режим пита­ния;

- вести здоровый образ жизни.


Урок-презента-ция

43

Поговорим о болезнях


Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Профилактика болезней. Специальности врачей.

Моделировать в ходе практиче­ской работы ситуации по примене­нию правил сохранения и укрепле­ния здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.


Знать:

- понятие«болезнь»;

- правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь

проводить профилактику бо­лезней


Урок-открытие

44

Берегись автомобиля

Участие младших

школьников в приро-доохранительной

деятельности.

Оценка своего и чужого поведения в природе.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Участвовать в учебной игре о пра­вилах пользования транспортом.

Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД.

Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожно­го движения


Провероч-ная работа.

45

Домашние опасности



Объяснять основные правила об­ращения с газом, электричеством, водой.

Записывать телефоны экстрен­ной помощи.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.


Меры безопасности в домашних условиях.

Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома.


Урок-открытие

46

Пожар

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире.

Противопо-жарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире.

Знать:

- правила безопасности, которые надо соблюдать дома;

- правила противо-пожарной безопасности;


Урок-интервью

47

Лесные опасности



Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Правила экологической безопасности.

Правила поведения у водоёмов.

Знать:лесные опасности;

- правила поведения в социальной
среде: подъезде, лифте, квартире.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома

-правильно вести себя на природе.



48

Как нужно купаться?



Правила поведения у водоёмов.

Знать:

- правила экологи-ческой безопасности,

- как вести себя на природе;

- правила поведения у водоёмов.
Уметь выполнять правила поведения
у водоема.


Урок-открытие новых знаний

49





50

Опасные незнакомцы.



Проверим себя


Участие младших

школьников в приро-доохранительной

деятельности.

Оценка своего и чужого поведения в природе.

Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей.

Моделировать ситуации об­щения с людьми разного возраста, национальности.


Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми.

Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми.

Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми


Комбинированный

51






Общение

Наша дружная семья

Наши проекты « Родословная»



Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.

Знать понятия «культура общения», «семья».

Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.


Урок праздник

52

В школе


Участие младших

школьников в школьной

деятельности.

Оценка своего и чужого поведения в школе

Оценивать реаль­ные и игровые ситуации общения.


Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций

Знать понятия «культура общения», «семья».

Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.


Комбинированный

53

Правила вежливости

Участие младших

школьников в школьной

деятельности.

Оценка своего и чужого поведения в школе

Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора.

Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей.


Знать:

- понятие «культура общения»;

- правила вежливости.
Уметь:

- выполнять эле-ментарные нормы
общения в семье, в школе;

- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.


Урок-игра

54

Ты и твои друзья




Правила поведения в гостях

и приём гостей.

Как вести себя за столом

Знать понятие «культура общения»
Уметь:

- выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах



55










Мы-зрители и пассажиры.

Проверим себя

Моделировать ситуации об­щения с людьми в транспорте, театре.


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.


Правила поведения в гостях

и приём гостей.

Как вести себя за столом

Знать понятие «культура общения»
Уметь:

- выполнять элемен-тарные нормы общения в семье, в школе;

- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.


Урок-практикум

56

Путешествия

Посмотри вокруг


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:



Знать:

- понятие «горизонт»;

- условные обозначения сторон горизонта.


Урок наблюдение

57

Ориентирование на местности

Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.


Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и кар­ты, по местным признакам во вре­мя экскурсии.

Определение сторон горизонта по компасу

Уметь:

- ориентироваться на местности
с помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

- различать по карте и показывать раз-
личные формы земной поверхности.


Урок-наблюдения

58

Формы земной поверхнос-ти

Работая по плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).



Знать:

- формы земной поверхности;

- условные обозначения сторон горизонта.

Уметь:

- ориентироваться на местности
с помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

- различать по карте и показывать
различные формы земной поверхности

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте ма­терики и океаны;находить и опре­делять географические объекты на физической карте' России с по­мощью условных знаков.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Находить на физической карте России равнины и горы и опреде­лять их названия.



Урок наблюдения

59

Водоёмы




Знать:

понятие «водоем»;

правила поведения у водоемов.
Уметь:

ориентироваться на местности с помощью компаса;

-показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

различать по карте и показывать различные водоемы

Сравнивать и различать разные формы водоемов.

Находить на физической карте России разные водоемы и опреде­лять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной по­верхности и водоемов своей мест­ности.

Извлекать (по заданию учителя) не­обходимую информацию из учеб­ника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.


Урок комбинированный

60

В гости к весне


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

Особенности времен года (на основе наблюдений).

Знать признаки весны.
Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.



Урок э кскурсия

61

Путешес-твие по родной стране

Наши проекты « Города России»

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).



Знать:

название родной страны;

условные обозначения сторон горизонта;

-Ф. И. О. первого космонавта, 2-3
созвездия.

Уметь:

показывать на карте, глобусе мате-
рики, океаны, горы, равнины, моря,

реки.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте ма­терики и океаны;находить и опре­делять географические объекты на физической карте' России с по­мощью условных знаков.

Находить на физической карте России разные водоемы и опреде­лять их названия.


Урок-экскурсия

62

Путешест-вие по

Москве


Москва - столица России.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта)

Знать:

- столицу России;

- правила работы с картой.
Уметь:

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

- различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

- показывать на карте город Москву

- столицу России, границы России,
1-2 города, столицу России, родной

Работать с иллюстрациями, видео­кадрами достопримечательностей Москвы.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе допол­нительной информации.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер­ба столицы, достопримечательнос­тей городов России.


Урок -открытие

63

Московс-кий кремль



Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Знать достопримечательности Москвы.

Уметь:

показывать на карте город Москву - столицу России;

- называть 2-3 достопримечательности.


Урок презентация

64

Город на Неве

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе допол­нительной информации.



Знать достопримечательности города на Неве.

Уметь:

- показать на карте город на Неве;

- называть 2-3 достопримечатель-

ности.

Работать с иллюстрациями, видео­кадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга..

Работа с готовыми моделями (глобус, карта).

Города

России (2-3): название,

достопримечательно-сти, расположение на карте


Заочное путешествие

65






66

Путешест-вие по планете


Путешествие по материкам


Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус,

карта)

Знать страны мира.

Уметь:

ориентироваться на местности с

помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе мате-

рики, океаны, горы, равнины, моря,


Работать с иллюстрациями, видео­кадрами достопримечательностей стран и городов разных государств.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе допол­нительной информации.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер­ба столицы, достопримечательнос­тей разных стран.


Проверка

знаний

67

Страны мира







68.

Впереди лето. Проверим себя.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.


Обучающийся получил возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- навыкам взаимоконтроля;

- учитывать другое мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.


Летние изменения в природе.

Экскурсия в природу.


Игра




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru