В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Календарно - тематическое планирование составлено с использованием учебника «Биология. Многообразие живых организмов», автор Н.И. Сонина. 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов).

Утверждено на МО Утверждаю:

« » сентября 201 г. директор школы

от« » сентября 201 г.


Согласовано Зам директора по учебно- воспитательной работе Филонова И.И.


Учитель: Чурсина Л.А.


Календарно - тематическое планирование составлено с использованием учебника «Биология. Многообразие живых организмов», автор Н.И. Сонина. 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов).




Название

Кол-

Методы и

Повторение

Задание на

Внеклассная

темы урока

во

часов

оборудование


дом

работа


1

Тип урока вводный


Изучить

Подготовить

Мир живых


урок.


статью «От

сообщение о Ч,

организмов.


Оборудование:


клетки до

Дарвине

Уровни


комнатные


биосферы»

Подобрать при

организации


растения,


На стр. 5-6

меры

живого.


гербарные


найти

искусственного



экземпляры


основные

отбора, борьбы


растений, коллекции насекомых, муляжи грибов, живые объекты: аквариумные рыбки, черепаха, морская свинка, чучела птиц. Зверей, таблицы с изображением одноклеточных


понятия выделенные в тексте и объяснить их.

за

существование.








и

многоклеточны х растений и животных.




2

Чарльз Дарвин

1

Тип урока:

Фронталь-

Изучить

Подготовить


и происхожде-


комбиниро-

ный опрос.

статьи

сообщение о


ние видов.


ванный.


«Ч.Дарвин и

Карле




Оборудование:


происхожде-

Линнее.



живые


ние видов»,

Подобрать



растения.


с. 6; найти в

примеры по




гербариые


тексте

многообраз-




экземпляры


основные

ию видов.




растений.


понятия и

Прочитать




коллекции


разъяснить

книгу В.М.




насекомых,


их.

Консунской




портрет



«Три




Ч.Дарвина,



Великих




рисунки



книги».




учебника.




">

3

Многообразие организмов и их

классификация.

1

Тип урока: комбинирова­нный (или экскурсия в музей, в природу). Оборудование: Комнатные растения, гербарные экземпляры, рисунки, таблицы по систематике и биологии растений и животных.

Работа по карточкам, фронтальны й опрос.

Изучить статью «Что такое

систематика », с. 8; найти в статье основные понятия и разъяснить их;

повторить весь

материал

раздела

«Введение».


Раздел 2 Царство прокариоты

4

Общая

1

Тип урока:

Биологиче-

Изучить

Подготовить


характеристика


комбинирова-

ский

текст на с.

сообщение о


прокариот.


нный.

диктант.

11-12 до

роли




Оборудование:

Тест на

слов «В

бактерий в



таблицы;

опознание.

природе

жизни



рисунки

Фронталь-

бактерии...»

человека.




учебника с

ный опрос.

; ответить на





изображением


вопросы 1 -4









прокариотиче-


«Проверьте





ских


свои





организмов;


знания».





диапозитивы о







бактериях.




5

Особенности

1

Тип урока:

Фронтальны

Изучить

Подготовить


строения и


комбинирова-

й опрос.

текст на

подборку


жизнедеятельн


нный.


с. 11-14;

рисунков


ости прокариот.


Оборудование:


выполнить

бактерий


Их роль в


таблицы,


задание из

различных


природе и


рисунки в


рубрики

форм.


практическое


учебнике с


«Подумайте!



значение.


изображением бактерий.


».





влажный






препарат

«Клубни на

корнях

бобовых

растений»:

портрет Луи

Пастера.




6

Подцарство

1

Тип урока:

Фронталь-

Изучить

Подготовить


Оксифотобакте


комбинирова-

ный опрос,

текст на

материалы из


-рии.


нный.


с.15;

периодиче-


Особенности


Оборудование:


ответить на

ской печати


организации,


таблицы,


вопросы 8-

о «цветении»


роль в природе.


рисунки,


11 учебника

воды и


практическое


диафильмы о


«1 [роверьтс

водохрани-


значение.


бактериях; микропрепарат ы цианобакт.

1_


свои знания».

лищ.

Раздел 2 Царство Грибы




Царство грибы.

1

Вводный урок.

Фронталь-

Изучить

Заготовить и

7.

Особенности


Оборудование:

ный опрос,

текст на стр.

рассмотреть


организации


плодовые тела

тестировани

20-22;

плесень на


грибов, их роль


шляпочных

е.

ответить на

кусочке


в природе и


грибов;


вопросы

хлеба.


жизни


таблицы.


рубрики



человека.


рисунки с


«Проверьте





изображен ие-м


свои





грибов;


знания», на





диафильм о


стр.26.





грибах или







кинофрагмент







о шляпочных







грибах.




8.

Отдел

1

Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


Настоящие


комбинирова-

вопросам;

текст на с.

сообщкние


грибы.


нный.

тестирова-

23-24 до

об открытии


Особенности


Лабораторная

ние;

статьи

и


строения и


работа.

биологичес-

«Класс

использова-


жизнедеятельн


«строение

кий

базидиоми-

нии


ости.


плесневого

диктант.

цеты»;

пенициллина




гриба Мукора».


повторить





Оборудование:


текст на с.





мукор на хлебе


20-22.





или овощах;







предметные







или покровные







стекла;







микроскопы;







таблицы;







рисунки с







изображением







плесневых







грибов.








9.

Класс

1

Тип урока:

Работа по

изучить

Подготовить


Базидиомицеты


комбинирова-

вопросам,

текст на стр.

сообщение




нный урок.

тесчирова-

24-25. Знать

на темы


Несовершенны


Лабораторная

ние.

общую

«Интересное


е грибы.


работа


характерис-

в мире


Особенности


«Строение


тику царства

грибов».


строения и


шляпочных


грибов.

«Грибы


жизнедеятельн


грибов».



нашей


ости. Отдел


Оборудование:



местности».


Оомицетьт.


муляжи



«Ядовитые




шляпочных



грибы».




грибов;







таблицы;







рисунки с







изображением







грибов-







паразитов.







шляпочных







грибов:







диафильм о







грибах.




10

Отдел

1

Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


Лишайники.


комбинирова-

вопросам;

текст на

сообщение о




нный.

тестирова-

с.28-31:

«Манне




Оборудование:

ние;

ответить на

небесной»




коллекция


вопросы





лишайников;


рубрики





таблицы;


«Проверьте





рисунки с


свои





изображением


знания».





лишайников.




11

Общая


Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


характеристика


Вводный урок.

вопросам;

текст на с.

стихи, загадки


царства


Лабораторная

биологичес-

36-

о растениях,


растений.


работа

кий

37;ответить

рисунки




«Строение

диктант;

на вопрос

разнообраз-




растительной

тестировани

Чем

ных растений




клетки!.

е.

растения

нашей




Оборудование:


отличаются

местности.




живые


то грибов?





растения;







гербарные







экземпляры;







рисунки с







изображением







растений.




12

Подцарство

1

стаканы с

Работа по

Изучить

Подготовить


Нисшие


живыми

вопросам,

статью

сообщения


растения.


растениями

тестирова-

«Группа

по книгам:


Общая


хламидомонад

ние, отчет

отделов

Н.Б.Балашев


характеристика


ы или

по

водоросли»

а.


Водорослей.


хлореллы;

лабораторно

до части

В.Н.Никитин




микроскоп,

й работе.

«Размножен

а






лупы,


ие

«Водоросли»




лабораторное


водорослей.




1

оборудование;


с. 38-39.





таблицы,






у

рисунки






учебника и





других книг с

изображением

водорослей




13

Размножение и

1

Тип урока:

Опрос по

Изучить

Подготовить


развитие


комбинирова-

карточкам;

текс

сообщение


водорослей.


нный.

Работа по

«Размножен

по книге




Оборудование:

таблице.

ие

Д.И. Грайтак.




таблицы;


водорослей»

«Растения.




рисунки с


на с.39;

Бактерии.




изображением


повторить

Лишайники».




одноклеточных


материал об





и многоклеточ-


особенностя





ных


x





водорослей;


водорослей





кинофильм 0


-





водорослях.


представите лей низших растений.


14

Многообразие

2

Тип урока:

Письмен-

Изучить

Подготовить


водорослей, их


комбинирова-

ный опрос;

материал

сообщения


роль в природе


нный.

работа по

«Подцарство

по книге:


и практическое


Лабораторная

таблице;

низшие

В.Рохлов,


значение.


работа.

отчет по

растения» до

А.Терехов




«строение

лабораторно

конца, с. 44-

«Заниматель




Спирогиры.

й работе.

45;

ная




Оборудование:


подготовить

ботаника».




живые и


ответы на





гербарные


вопросы





экземпляры


рубрики





Спирогиры.


«Проверьте

свои

знания».


15

Общая

1

Тип урока:

Тестовые

Изучить



характеристика


комбинирова-

задания;

материал о



подцарства


нный.

работа по

высших



Высшие


Лабораторная

вопросам;

растениях на



растения.


работа. «Ткани

отчет по

с.48-49;





растений)..

лабораторно

повторить




Оборудование:

й работе.

общую




рисунки с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и покрытосеме­нных растений.


характерист ику низших растений.


16

Отдел

1

Тип урока:

Тестовые

Изучить

Составить




Моховидные.


комбинирова-

задания;

статью

цепь питания


Особенности


нный.

работа по

«Отдел

со звеном


строения и


Лабораторная

вопросам;

моховидные

«мхи»


жизнедеятель-


работа.

отчет по

»,с 50-53;

Подготовить


ности.


«Строение

лабораторно

выполнить

сообщение о




мхов».

й работе.

задание из

мхах,




Оборудование:


рубрики

занесенных в




гербарные


«Подумайте!

Красную




экземпляры


».

книгу.




кукушкина







льна.




17

Отдел

1

Тип урока:

Опрос по

Изучить

Подготовить


Плауновидные.


комбинирова-

карточкам;

статью

сообщение


Особенности


нный.

биологичес-

«Отдел

об


строения и


Лабораторная

кий

Плауновид-

использова-


жизнедеятельн


работа

диктант;

ные» с.56;

нии плаунов


ости.


«Строение

отчет по

подготовить

в жизни




Плауна».

лабораторно

общую

человека.




Оборудование:

й работе.

характерист





гербарные


ику





экземпляры


полцарства





плаунов;


Высшие





таблицы;


растения.





рисунки с







изображением







плауновидных.




18

Отдел

1

Тип урока:

Терминолог

Изучить

Сообщение


Хвощевидные.


комбинирова-

ический

статью

по книге


Особенности


нный.

диктант;

«Отдел

Д.И. Грайтак


их строения и


Лабораторная

работа по

Хвощевид-

«Растения.


жизнедеятель-


работа

вопросам;

ные» на с.

Грибы.


ности, роль в


«Строение

отчет по

57-59;

Бактерии».


природе.


хвоща».

Оборудование:

гербарные

экземпляры

хвощей.

лаборатор­ной работе.

ответить на

вопросы

рубрики

«Проверьте

свои

знания».


19

Отдел

1

Тип урока:

Тестирован

Изучить

Повторить


Папоротнико-


комбинирова-

ие; Работа

текст на с.62

материал о


образные.


нный.

по

до статьи

местонахож-


Особенности


Лабораторная

вопросам;

«Размноже-

дении


их строения и


работа

отчет по

ние

каменного


жизнедеятельн


«Строение

лабораторно

папоротни-

угля по


ости.


папоротника».

Оборудование:

гербарные

экземпляры

папоротников;

таблицы;

рисунки с

изображением

папоротников.

й работе.

ков»;

выполнить

задание

рубрики

«Какие

утверждения

верны?».

учебнику географии.



20

Особенности

1

Тип урока:

Работа по

С.62-65:



строения и


комбинирова-

вопросам;

подготовить



жизнедеятель-


нный.

тестирова-

ответы на



ности


Оборудование:

ние;

вопросы



папоротников.


гербарныс

закончите

рубрики



Их роль в


экземпляры

логическую

«Проверьте



природе,


папоротников;

цепочку.

свои



практическое


таблицы и


знания».



значение.


рисунки с их







изображением.




21

Отдел

1

Тип урока:

Терминолог

Изучить

Подготовить


Голосеменные


комбинирова-

ический

материал

сообщение о


растения.


нный.

диктант;

«Голосеме-

представител


Особенности


Лабораторная

тестирова-

нные

ях


строения и


работа

ние;

растения» на

голосемен-


жизнедеятель-


«Строение хвои

решение

с. 68-70;

ных и об


ности,


сосны».

кроссворда:

ответить на

использова-


происхождение


Оборудование:

оформить

вопросы 1-5

нии их




коллекция

отчет по

рубрики

человеком.




голосеменных

лабораторно

«Проверьте





растений;

й работе.

свои





гербарные


знания».





экземпляры







сосны, ели,







лиственницы.




22

Многообразие

1

Тип урока:

Работа по

Изучить до

Подготовить


видов


обобщающий

вопросам:

конца

новогоднюю


голосеменных.


урок.

работа по

статью

композицию


их роль в


Оборудование:

таблице.

«Отдел

на конкурс.


природе и


коллекция


Голосемен-



практическое


голосеменных;


ные



значение.


гербарные


растения».





экземпляры







сосны, ели,







лиственницы;







таблицы;







рисунки с







изображением







голосеменных;







веточки







растений;







шишки с







семенами.




23

Отдел

1

Тип урока:

Тестирова-

Изучить

Подготовить


Покрытосемен-


комбинирован-

ние.

текст на с.

сообщения о


ные.


ный.


76-79.

растениях


Особенности


Оборудование:



рекордсме-


организации,


цветущие



нах в


происхождение


комнатные


«Отделе




растения;



Цветковые




таблицы;



растения».




рисунки с







изображением







разных видов









покрытосемен-







ных, строения







цветка.




24

Размножение

1

Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


покрытосемен-


комбинирован-

вопросам:

текст на с.

сообщение о


ных растений.


ный.

тестирова-

776-79;

розоцветных


Класс


Оборудование:

ние.

ответить на

растениях.


двудольные.


цветущие


вопросы 1-7





комнатные


рубрики





растения;


«Проверьте





модель цветка;


свои





таблица


знания».





«Строение







цветка».




25

Класс

1

Тип урока:

Тестирован

Изучить

Подготовить


двудольные.


комбинирова-

ие; решение

материал о

сообщения о


Характерные


нный.

чайнворда:

классе

представите-


особенности


Лабораторная

отчет по

двудольных

лях семейств


растений


работа

лаборатории

и семействе

Крестоцвет-


семейства


«Семейство

Й работе.

розоцветных

ные и


розоцветных.


розоцветные.


,с.83;

Пасленовые.




Строение


повторить





шиповника».


материал







«Отдел







Покрытосе-







менные







растения»


26

Класс

1

Тип урока:

Работа с

Изучить

Подготовить


Двудольные.


комбинирова-

таблицей;

материал о

сообщения о


Характерные


нный.

тестирова-

двудольных

растениях


особенности


Оборудование:

ние.

растениях.

семейства


растений


живые и



Лилейные и


семейств


гербарные



семейства


крестоцветных


экземпляры



Злаки.


и пасленовых.


растений



Сообщения о




семейств



ядовитых




крестоцветных



растениях




и пасленовых;



Пасленовых.




таблицы.




27

Класс

1

Тип урока:

Задания по

Изучить

Подготовить


однодольные.


комбинирова-

карточкам:

материал о

сообщение о


Характерные


нный.

отчет по

классе

жизнедеятел-


признаки


Лабораторная

лабораторно

однодоль-

ьности Н.И.


растений


работа

й работе.

ных,

Вавилова.


семейства


«Строение


семействе



злаковых.


злакового


злаковых; об





растения».


их роли в





Оборудование:


природе.





Живые и







гербарные







экземпляры







пшеницы, ржи,







лилейных:









покрытосемен-







ных, строения







цветка.




24

Размножение

1

Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


покрытосемен-


комбинирован-

вопросам:

текст на с.

сообщение о


ных растений.


ный.

тестирова-

776-79;

розоцветных


Класс


Оборудование:

ние.

ответить на

растениях.


двудольные.


цветущие


вопросы 1-7





комнатные


рубрики





растения;


«Проверьте





модель цветка;


свои





таблица


знания».





«Строение







цветка».




25

Класс

1

Тип урока:

Тестирован

Изучить

Подготовить


двудольные.


комбинирова-

ие; решение

материал о

сообщения о


Характерные


нный.

чайнворда:

классе

представите-


особенности


Лабораторная

отчет по

двудольных

лях семейств


растений


работа

лаборатории

и семействе

Крестоцвет-


семейства


«Семейство

Й работе.

розоцветных

ные и


розоцветных.


розоцветные.


,с.83;

Пасленовые.




Строение


повторить





шиповника».


материал







«Отдел







Покрытосе-







менные







растения»


26

Класс

1

Тип урока:

Работа с

Изучить

Подготовить


Двудольные.


комбинирова-

таблицей;

материал о

сообщения о


Характерные


нный.

тестирова-

двудольных

растениях


особенности


Оборудование:

ние.

растениях.

семейства


растений


живые и



Лилейные и


семейств


гербарные



семейства


крестоцветных


экземпляры



Злаки.


и пасленовых.


растений



Сообщения о




семейств



ядовитых




крестоцветных



растениях




и пасленовых;



Пасленовых.




таблицы.




27

Класс

1

Тип урока:

Задания по

Изучить

Подготовить


однодольные.


комбинирова-

карточкам:

материал о

сообщение о


Характерные


нный.

отчет по

классе

жизнедеятел-


признаки


Лабораторная

лабораторно

однодоль-

ьности Н.И.


растений


работа

й работе.

ных,

Вавилова.


семейства


«Строение


семействе



злаковых.


злакового


злаковых; об





растения».


их роли в





Оборудование:


природе.





Живые и







гербарные







экземпляры







пшеницы, ржи,







лилейных:









таблицы.




28

Класс

1

Тип урока:

Программир

Подготовить



Однодольные.


комбинирова-

ованный

рассказ об



Характерные


нный.

опрос;

особенностя



признаки


Оборудование:

Работа по

х строения



растений


гербарные

вопросам.

растений



семейства


экземпляры


семейства



Лилейные.


растений


лилейных.





семейства


их роль в





Лилейные.


природе и







практичес-







кое







значение.


29

Повторение-

1

Тип урока:


Повторить



обобщение по


обобщающий.


материал из



темам: царства


Регламентиро-


раздела



Прокариоты,


ванная


«Живой



Грибы,


дискуссия.


организм».



Растения.


Оборудование:







коллекции;







гербарии:







рисунки;







таблицы.




30

Общая

1

Тип урока:

Тестирован

Изучить

Написать


характеристика


вводный урок.

ие; Работа

первую

историю о


царства


Оборудование:

по

статью темы

встрече с


животные.


чучела птиц.

вопросам.

«Царство

животным




зверей;

Зоологическ

Животные».

или сделать




таблицы и

ое лото;

с.92;

рисунок.




рисунки;

работа по

ответить на





таблицы

таблице.

вопрос «Чем





строения


животные





растительной и


отличаются





животной


от растений





клеток.


и грибов?».


31

Особенности

1

Тип урока:

Тестирован

Изучить

Подготовить


организации


комбинирова-

ие;работа

текст

сообщение о


одноклеточных.


нный.

по

учебника на

многообра-


или


Оборудование:

вопросам.

с. 94-96;

зии


простейших; их


таблицы с


выполнить

простейших.


классификация.


изображением


задания из

об особой




одноклеточных


рубрики

роли эвглены




животных или


«Подумайте!

зеленой в




рисунки.


».

эволюции.

32

Многообразие

1

Тип урока:

Отчет по

Изучить

Подготовить


одноклеточных,


обобщающий.

лаборатор-

текст на с.

сообщения о


их значение в


Лабораторная

ной работе;

97-99;

вредных и


биоценозах и в


работа

работа с

ответить на

полезных для


жизни


«Строение

таблицами.

вопросы 5-

человека


человека.


инфузории-


15 рубрики

одноклеточ-




туфельки».


«Проверьте

ных.




Оборудование:


свои





таблицы;


знания».







рисунки с







изображением







простейших.




33

Особенности

1

Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


организации


комбинированн

вопросам;

текст на с.

сообщение о


многоклеточ-


ый.

биологичес-

102-105;

значении


ных. Губки как


Оборудование:

кий

выполнить

губок в


примитивные


таблицы;

диктант.

задание

природе, об


многоклеточны


рисунки с


рубрики

использова-


е животные.


изображением


«Подумайте!

нии их




одноклеточных


».

человеком в




и многоклеточ-



древности и




ных животных;



настоящее




обитатели



время.




живого уголка;







чучела;







таблицы.




34

Особенности

2

Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


организации


комбинирова-

вопросам;

текст на с.

сообщения


кишечнополос-


нный урок.

Отчет по

108-ПОи

об


тных.


Лабораторная

лаборатор-

с.110-111 до

упоминании




работа

ной работе;

статьи

кишечно-




«Строение и

тестировани

«Класс

полостных в




поведение

е.

Сцифоидные

художествен




пресноводной


».

ной




Гидры».



литературе.




Оборудование:







таблицы с







изображением







пресноводной







Гидры.




35

Многообразие

1

Тип урока:

Работа с

Изучить

Подготовить


кишечнополост


урок

таблицей;

текст на

сообщения о


ных, значение в


путешествие.

работа с

с.11-113;

коралловых


природе, жизни


Оборудование:

картой;

ответить на

полипах,


человека.


влажные

сообщения.

вопросы 13,

коралловых




препараты


14 рубрики

островах и




медуз,


«Проверьте

их




коралловых


свои

использован




полипов;


знания».

ии




таблицы



человеком.




многообразия







кишечно-







полостных;







рисунки;







веточки







кораллов;карта







полушарий.




36

Особенности

1

Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


организации


комбинирова-

вопросам:

текст

сообщения о


плоских


нный.

работа с

учебника на

разнообразии


червей.


Оборудование:

таблицей;

с. 116-118 до

свободножив




таблицы с

сообщения.

ст. «Класса

ущих






изображением


Сосальщики

плоских




представителей


».

червей, их




плоских червей



значении в




или рисунки



природе.




учебника.




37

Плоские черви-

1

Тип урока:

Работа по

Изучить

Подготовить


паразиты.


комбинирова-

вопросам;

текст на

дополнитель




нный.

работа с

с.118-119;

ную




Оборудование:

таблицей;

выполнить

информацию




таблицы с

биологическ

задание

по теме.




изображением

ий диктант.

рубрики

Нарисовать




схем строения


«Подумайте!

схемы




свободноживу


».

жизненных




щих форм и



циклов




червей-



паразитичес-




паразитов.



ких червей.

38

Тип Круглые

1

Тип урока:

Работа по

с. 127; знать



черви.


комбинирова-

вопросам:

меры



особенности


нный.

работа по

предосторож



организации.


Оборудование:

влажный

препарат

аскариды;

таблицы с

изображением

плоских и

круглых

червей,

таблице.

ности и профилак­тики

заражения

круглыми

червями.


39

Особенности

1

Тип урока:

Биологич-

Изучить

Подготовить


строения и


комбиниров-

еский

текст на

выступления


жизнедеятель-


анный.

диктант;

с.128-12