В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок " Железо и его свойства"

Файл прикреплен к материалу: Урок " Железо и его свойства"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Исилькуль, Омская область.

Кирейто Наталья Михайловна учитель химии 1 категория.



Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока


Железо и его свойства.

Предмет

Химия (базовый уровень), основное общее образование.

Класс

9

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный. Урок изучения нового материала c применением ИКТ и ЭОР

Цель урока


Изучить простое вещество железо и применять полученные знания на практике.

Задачи урока

обучающие:

- основываясь на знаниях учащихся о железе

элементе, о железе – простом веществе, полученных

в курсе химии, физики, а также на известных

учащимся данных о его свойствах;

рассмотреть строение атома железа, свойства железа

как простого вещества, нахождение в природе,

биологическая роль железа, применение железа,

получение используя современ­ные технологии

обучения;

применять знания о железе и его свойствах при

решения практических задач.

развивающие:

- формировать у учащихся познавательный интерес,

- умения логически рассуждать,

- устанавливать взаимосвязь между составом,

строением и свойствами веществ;

- развивать креативность мышления, инициативу;

- обобщать и делать выводы из полученных знаний.

воспитательные:

- воспитывать качества личности, обеспечивающие

социальную мобильность, способность принимать

самостоятельные решения в достижении

поставленной цели;

- формировать качества мышления, необходимые для

адаптации в современном информационном

обществе;

- повышать творческую активность учащихся;

- воспитывать культуру общения.

здоровьесберегающие: 
-создать благоприятный психологический климат на уроке. 
-создать условия для работы каждого учащегося в своем темпе.




Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ ученики в ходе урока

Репродуктивный уровень: Знать строение железа, давать характеристику железу, писать уравнения, характеризующие химические свойства железа.

Конструктивный уровень: понимать зависимость свойств веществ от их состава и строения, прогнозировать свойства.

Творческий уровень: уметь видеть проблему, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.

За 2 недели до проведения урока класс делится на 5 групп. Каждая группа получает творческие задания для урока – по теме «Железо и его свойства». Итогом выполнения которого должна стать презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. В отборе материала и подготовке презентации оказываю помощь учащимся.


Необходимое оборудование и материалы

- компьютер, мультимедийный проектор, презентации:

«Историческая справка»,

« Строение электронной оболочки атома железа»,

« Нахождение железа в природе»,

« Физические свойства железа», « Химические свойства железа», «Биологическая роль железа»

сайт http://www.fcior.edu.ru ( история железа, строение атома, физические свойства железа, лабораторная работа Химические свойства железа)


Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

стадия - Вызов


Эпиграф:

Сейчас металлы изучаем и многое о них мы знаем:

В таблице, где находятся и атомы как строятся.


А для того, чтобы определить тему урока и сконцентрировать весь класс для работы, я загадываю учащимся

Загадку: слайд №1

Среди металлов самый славный,

Важнейший, древний элемент.

В тяжелой индустрии – главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной.

О каком металле идёт речь?

(Ответ: Железо)


Правильно - это железо, запишите в свои тетради тему нашего сегодняшнего урока

«Железо и его свойства».


А теперь давайте вместе определим цели и задачи нашего урока.

демонстрируется слайдом №3




Ход и содержание урока



Ребята! Послушайте отрывок из «Поэмы о периодическом законе», В. Половняк.


Громоподобные раскаты

И в небе раскаленный след:

На землю новый камень падал

И ужасался человек

Но редким был подарок неба

Им лишь счастливец обладал:

Топор был выкован железный,

Сверкает лезвием кинжал.

Вот длинный ряд тысячелетний

Приходит в поисках, в борьбе,

И наступает век железный

Кровавый беспокойный век.

Проблемный вопрос: На каком древнем языке железо именуют «небесным камнем»? Откуда же древние люди брали железо в то время, когда еще не умели добывать его из руды?


Сообщения учеников

Презентация работы учащихся группы - Историки.

1.«Историческая справка о железе» .

Железо в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. При падении Тунгусского метеорита по всей Центральной Сибири был виден ослепительно-яркий свет. Установлено, что в земную атмосферу со скоростью 70 км/с влетело метеоритное тело массой 1000000 т. Удары огромной силы, подобные взрывам, были слышны, в тысяче километров от места падения! Куски «небесного тела», которые называют «метеоритами», бывают похожи на камни черно-бурого цвета. В свободном состоянии железо встречается только в метеоритах. Ежесуточно на Землю выпадают до 10 т метеоритного вещества.

Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком железном амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и …в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько железных изделий было найдено в гробнице фараона, среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка “Урс”.

Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н.э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков.

Поскольку булат – это сталь с очень большой твердостью и упругостью, изготовленные из нее изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными. Раскрыл секрет булата русский металлург П.П. Аносов. Он очень медленно охлаждал раскаленную сталь в специальном растворе технического масла, подогретого до определенной температуры; в процессе охлаждения сталь ковалась.



2.«Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома». Презентация работы учащихся группы - Эксперты

(Выясняем положение железа в ПСХЭМ, учащиеся записывают схему строения атома железа, проверяют правильность записи по слайду. Формулируем вывод о свойствах железа на основе строения атома.)

Что можно дополнительно сказать о железе на основании положения его в периодической системе химических элементов?

(Ученики сообщают: место положение Fe - 8 группа, побочная подгруппа, 4 большой период, d-элемент. Химическое знак – Fe. Порядковый номер – 26. Относительная атомная масса (Ar) – 56 Число протонов Z =26 число нейтронов N = 30. Cтепень окисления +2, +3).


УЧИТЕЛЬ.

А теперь я прошу вас написать строение атома, электронную и графическую формулы железа? ( к доске приглашается ученик).


Ученики составляют следующую запись:


Схема строения атома: Fe +26 )2 )8 )14 )2.

2 2 6 2 6 2 6

Электронная формула атома 1s 2s 2p 3s 3p 4s 3d.

Вывод : железо – d-элемент, и наиболее устойчивые его соединения со степенью окисления +3, т. к. данный ион Fe3+ имеет наиболее устойчивый d-подуровень (5e–), а соединения Fe+2 устойчивы в кислой среде



3. Нахождение в природе. Презентация работы учащихся группы - Геологи


Учитель - Встречается ли железо в природе в чистом виде? Если нет, то в виде чего встречается?



Железо – один из самых распространенных элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%, по этому показателю оно уступает только кислороду, кремнию и алюминию. Много железа находится и в небесных телах, что установлено по данным спектрального анализа. В образцах лунного грунта, которые доставила автоматическая станция “Луна”, обнаружено железо в неокисленном состоянии.

Железные руды довольно широко распространены на Земле. Названия гор на Урале говорят сами за себя: Высокая, Магнитная, Железная. Агрохимики в почвах находят соединения железа.

Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа используют железные руды с содержанием железа 30-70% и более. Основными железными рудами являются: магнетит – Fe3O4 содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале, Курской магнитной аномалии; гематит – Fe2O3 содержит до 65% железа, такие месторождения встречаются в Криворожском районе; лимонит – Fe2O3*nH2O содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму; пирит – FeS2 содержит примерно 47% железа, месторождения встречаются на Урале. (Работа с картой). В Оренбургской области разведано 8 месторождений железных руд .

Семь месторождений железных руд составляют Орско-Халиловскую группу, расположенную в Кувандыкском и Гайском районах области. Самые крупные - Аккермановское и Новокиевское.

Руды Орско-Халиловской группы железорудных месторождений относятся к типу природнолегированных, поскольку кроме железа содержат хром и никель. Запасы руды невелики - 194,6 млн т.

Природнолегированные руды Халиловского железорудного бассейна состоят в основном из лимонита или бурого железняка. Цвет лимонита от темно-бурого до охристо-желтого. Халиловские руды представляют собой смесь продуктов древнего выветривания и озерных отложений. Источником железа для образования этих месторождений служили массивы магматических пород.

Задание ученикам: Покажите на карте, где находятся железные руды у нас в стране? (На Урале. Магнитогорск – магнетит, Уральские горы, горы Южной Сибири, западной и восточной Сибири, на Дальнем востоке, Европейский север, Центральное Черноземье, Халиловское месторождение.)

Уникальное месторождение железных руд (магнетита) – это Курская магнитная аномалия.

Задание ученикам: (у доски 1 ученик)

Вычислить массовую долю железа в природных соединениях, определив какое из соединений содержит больше железа.

Магнитный железняк Fе3О4

Гематит – Fе2О3

Пирит – FеS2

Сидерин – FеСОз

Лимонит – Fе2О3 • n Н2О

Вывод: железо в природе находится в виде соединений: руд и минералов, а самородное железо встречается очень редко. Наша страна занимает 1 место по запасам железных руд.


4. Физические свойства железа.

– Какие физические свойства железа вы знаете?

Презентации работы учащихся группы - Физики

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагмента, формулирование выводов, проверка выводов по слайду.

Железо – это серебристо-белый металл с температурой плавления 1539С.

Один из наиболее распространенных элементов в природе, по содержанию в земной коре (4,65% по массе) уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. Оно входит в состав многих оксидных руд – гематита, или красного железняка Fe2O3, магнетита Fe3O4, пирита FeS2 и др.

Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия, например, с помощью закалки и прокатки.

Различают химически чистое и технически чистое железо.

Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше.

Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл.

Химически чистое железо устойчиво к коррозии (вспомним, что такое коррозия?) и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные доли примесей лишают его этих драгоценных свойств.

Вывод : Чистое железо – мягкий металл, ножом, сделанным из него не обстругаешь деревянную палочку. Железо, с которым имеет дело техника – это, как правило, не химически чистый металл. Оно содержит примеси и поэтому отличается по свойствам от чистого железа. Главная примесь – это углерод.


5. Химические свойства железа. Презентация работы учащихся группы – Химики, сайт http://www.fcior.edu.ru ( лабораторная работа Химические свойства железа)

  • Железо может отдавать электроны, находящиеся на двух ( внешнем и предпоследнем) слоях.

Степень окисления железа зависит от окислительной способности

реагирующих с ним веществ.

  • Железо, отдавая два внешних электрона, проявляет степень окисления +2;

  • отдавая три электрона (два внешних и один сверхактивный с предпоследнего энергетического уровня), проявляет степень окисления +3.

+2 +3

  • Fe-2e=Fe Fe-3e=Fe

  • Железо проявляет восстановительные свойства.

Итак, химические свойства железа:

Исходя из знаний о химических свойствах металлов, как вы думаете, какими химическими свойствами будет обладать железо как простое вещество?

Взаимодействие с: неметаллами, кислотами, солями, водой.

А теперь давайте проведём лабораторную работу в виртуальном виде.

Сайт http://www.fcior.edu.ru ( лабораторная работа Химические свойства железа)


Учащиеся записывают уравнения реакций в тетради.

1.С кислородом во влажном воздухе образуется Fe2O3 • nH2O

С кислородом проявляет степень окисления равную +2,+3

3Fe +2O2=Fe2O3 • FeO

2.C разбавленными HСl и H2SO4 проявляет степень окисления равную +2

Fe +2 HCl = FeCl2 + H2

0 + 2+ 0

Fe + 2H = Fe + H2

3.Железо, реагируя с хлором, проявляет степень окисления равную +3

C хлором

2Fe +3Cl2=2FeCl3

4.C серой проявляет степень окисления равную +2

Fe +S= FeS

5. Железо вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:

С солями проявляет степень окисления равную +2

Fe +CuCl2 = FeCl2 + Cu


0 2+ 2+ 0

Fe + Cu = Fe +Cu


С водой

3Fe +4H2O = Fe3O4 + 4H2

С HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.) не реагирует

при обычной температуре, но при нагревании реакция идёт с образованием сульфата железа, оксида серы ( или оксида азота) и воды

0

t

Fe + H2SO4 (k) = Fe2(SO4)3 + SO2 + H2O

0

t

Fe + 6 HNO3(k) = Fe(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O

0 3+

Fe - 3e = Fe

5+ 4+

N + 1e = N


6.Биологическая роль железа.

Презентации работ учащихся (Приложение 6).


Беседа по вопросам:


– Какова роль железа в жизни человека и растений?

Проверка творческого домашнего задания.

Железо - это биогенный элемент.

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. Гемоглобин состоит из двух частей: крупной белковой молекулы - глобина и встроенной в нее небелковой структуры - гема, в сердцевине которого и находится ион железа. Это железо легко вступает в связь с кислородом и именно соединение кислорода с железом окрашивает кровь в красный цвет.Кислород - это окислитель. Но союз кислорода и железа в гемоглобине - невероятное исключение. Здесь никакого окисления не происходит. Ион железа как бы "берет за руку" молекулу кислорода и "ведет" ее к месту свершения действительного окисления и там ее "отпускает". За это свойство английский физиолог, один из основателей науки о дыхании Дж. Баркрофт, назвал гемоглобин "самым удивительным веществом в мире". Кроме того, гемоглобин выполняет и другую очень важную функцию - выведение с места окисления углекислого газа. И если кислород вводится в клетку гемом, то углекислоту оттуда "выносит" глобин.

Таким образом, красные кровяные тельца, "набитые" миллионами молекул гемоглобина, выступают в роли автобусов, которые никогда не делают холостых пробегов: в одну сторону (от легких к клеткам) они "везут" кислород, а в другую (от клеток к легким) - "вывозят" углекислоту. Вот так все рационально устроено в природе! Но не весь кислород, доставленный гемоглобином, сразу же идет в дело. Часть его остается в мышцах про запас. И вот для чего. В экстремальной ситуации, при повышенной физической нагрузке, когда мышцы начинают усиленно работать, им может не хватить доставленного кислорода, тогда они обратятся к своим запасникам. Роль таких запасников в мышцах играет другой гемосодержащий белок - миоглобин - "младший брат" гемоглобина. Впервые железо в крови человека было обнаружено в XIX в. Это открытие стало настоящей сенсацией.

Давайте посмотрим содержание железа в разных продуктах и найдем тройку лидеров.

( таблица на слайде)

В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо, а клетки кишечника пропускают только двухвалентное. Минуя пищевод и попав в кишечник, восстанавливается в . Усваивается 2–20% железа, причем из продуктов растительного происхождения – 2–8%. Если человек плохо пережевывает пищу, не восстанавливается и остается недоступным. На усвоение влияет и состав пищи. в присутствии витамина С и фруктозы легко растворяется и усваивается. Но есть враги железа – это чай, кофе, яичные желтки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения. В организме взрослого человека содержится 4-5 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина крови. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – CO2. При недостатке железа у животных и человека развивается анемия (малокровие).

Железо играет важную роль и в жизни растений. Без участия железа не образуется хлорофилл, зеленый пигмент растительных клеток. При недостатке железа растения не образуют хлорофилла (что разрушает процесс фотосинтеза), теряют возможность ассимилировать углекислый газ и выделять кислород. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Больше того, стоит белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.У меня на столе лежат яблоки, буреющие срезы являются доказательством наличия железа, а содержание витамина С и фруктозы обеспечивает его активное всасывание. Можно сказать в заключении «весело зеленеют листья растений и краснеют щечки благодаря железу».

Какова роль железа и его сплавов в быту и промышленности?

Примерно 90% используемых человечеством металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.



Проверка и оценивание ЗУНКов


Закрепление изученного материала

Самоконтроль с взаимопроверкой. Верно - неверно

Цель:

Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.

Используя опорную схему, записанную в тетради, сделайте вывод: что же представляет собой железо и каковы его свойства?

Графический диктант (заранее приготовить листочки с начерченной прямой, разделенной на 8 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить знаком «+» в таблице номер положения, которое считается верным).


Вариант 1.


Вопросы

Верно

Неверно

Железо – это активный щелочной металл.



+

Железо легко куется.

+


Железо входит в состав сплава бронзы.



+

На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона.

+


Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.

+


С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.


+

Железо не взаимодействует с кислородом.



+

Железо можно получить путем электролиза расплава его соли.


+



Вариант 2.


Вопросы

Верно

Неверно

Железо – это металл серебристо-белого цвета.

+


Железо не обладает способностью намагничиваться


+

Атомы железа проявляют окислительные свойства.


+

На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон.


+

Железо вытесняет медь из растворов ее солей.

+


С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.

+


С раствором серной кислоты образует сульфат железа (II).

+


Железо не подвергается коррозии.



+



После выполнения задания учащиеся меняются своими работами и проверяют их (ответы к работам - на слайде).


Критерии отметки:

5” – 0 ошибок,

4” – 1-2 ошибки,

3” – 3-4 ошибки,

2” – 5 и больше ошибок.


Задание 2.

№1 конверт (за правильно выполненное задание – «5»).Какой объем хлора потребуется для реакции с железом массой 240г, содержащим 20% примеси? Какое количество хлорида железа при этом получится, если выход его составляет 80% от теоретически возможного? – решение с комментариями.

№2 конверт (за правильное выполненное задания – «4»).Напишите два уравнения реакции: а) железа с концентрированной серной кислотой, в которой продуктом восстановления кислоты будет соответственно оксид серы(4), б) железа с солью, в результате чего образуется соль железа.

Задание 3.

№3 конверт - Закончите уравнения реакций:


Fe + H2SO4 (разб) =


Fe + C =


Fe + AgCL =

Рефлексия деятельности на уроке


Рефлексия учебной деятельности на уроке.( таблица на слайде)

Цель:

  1. Зафиксировать новое знание, полученное на уроке

  1. Оценить собственную деятельность на уроке

  1. Оценить учебную деятельность класса

  1. Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности

  1. Обсудить и записать домашнее задание

Рефлексия: Выражение своего внутреннего состояния после проведенного урока.

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

п/п

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?


2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?


3

Каков вывод урока?


4

Как работали на уроке твои одноклассники?


5

Как работал ты на уроке?


6

Что нового ты узнал на уроке?


7

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученным на уроке?


8

Понравился ли тебе урок?



Домашнее задание


§ 14 до стр. 65.

Подготовить презентацию по применению железа .

Домашнее задание (записывает на доске домашнее задание и демонстрирует на экране).

УЧИТЕЛЬ. А сейчас каждая группа получит конверт с индивидуальным домашним заданием.


Группе Историков.

1. Как называется теснина (узкий проход между возвышенностями) на реке Дунай?

(Железные ворота.)

2. В 1778 году был построен мост. В 1788 году был построен

водопровод.

В 1818 году был построен корабль. В 1825 году была построена

железная дорога.

Что объединяет все эти события?

(Эти события имеют прямое отношение к истории использования человеком железа. Это был первый железный мост, первый железный водопровод, первый железный корабль и первая железная дорога.)

3. Назовите жидкий металл, из которого, как полагают учёные, состоит земное ядро.

(Железо.)

4. В древности и в средние века были известны только семь металлов. Это число совпадало с числом известных планет. Поэтому каждый металл соотносили с одной из планет: золото – Солнце, серебро – Луна, олово – Юпитер, свинец – Сатурн,

медь - Венера. А с какой планетой связали железо?

(Железо – Марс.)

5. Назовите человека, произнесшего фразу: "Лучше смерть от железа, чем от голода".

(Спартак.)

6.Какие продукты богаты железом?

7.Задача: Ежедневный прием железа с пищей составляет в среднем 23 мг. Сколько надо съесть яблок, чтобы пополнить суточную норму железа?

8. Интеллектуальная викторина.

Назовите пословицы, связанные со словом железо.

Назовите выражения, связанные со словом железо.

Индивидуальное задание: Составить кроссворд о металлах.


Группе Геологов

1.Дайте другое название минерала гематита.

(Железный блеск.)

2. Хрупкий союз железа с углеродом  - это... Что?

(Чугун.)

3. В какой области РФ находится город Железногорск, славящийся добычей железной руды?

(Курская область.)

4. На этом датском острове найдено уникальное месторождение чистого железа: руда вместе с магмой прошла через пласт каменного угля и восстановилась. Назовите остров.

(Гренландия.)

5. Укажите реакции получения хлорида железа (III) и закончите уравнение:

  1. FеС12 + С12 ...

  2. FеS + НС1 (разб.) ...

  3. Fе2(SО4)3 + ВаС12 ...

6. Интеллектуальная викторина.

  1. Назовите планету, связанную с железом.

  2. Назовите спутник Земли, в грунте которого обнаружено самородное железо.

Загадка

Я известен с давних пор и имею спрос,
Опусти меня в раствор – медный купорос.
Изменить хочу я соль, ну-ка, выйди, соизволь!
Удивительный момент: стал другим раствор!
Вытесняю элемент, не вступая в спор.
На меня взгляни, ответь. Начинаю я ржаветь.

– Какой это металл? (Железо)

*Напишите все реакции, о которых идет речь в загадке. (Для сильных учащихся)


Индивидуальное задание: Составить кроссворд о железе.







Группе Физиков

1. Как называется высокое (до 25 метров) листопадное дерево с яйцевидной кроной, тяжёлая древесина которого тонет в воде?

(Железное дерево.)

2. Перед вами ряд металлов: железо, золото, платина. Какие из них имеют вкус?

(Железо имеет вкус, так как слабо растворяется в воде. Золото и платина в воде нерастворимы и вкуса не имеют.)

3. Английское слово «железо» - iron - означает ещё и бытовой предмет. Какой?

(Утюг.)

4. Как окрестила наша газета «Красная звезда» Маргарет Тэтчер, прошедшую путь от дочери булочника до премьер-министра Великобритании и титула баронессы с гербом?

«Железная леди».

5. Масса топора 6 кг. Топор изготовлен из природного железа содержащего 2,8% никеля, 0,6% кобальта. Сколько кг железа в этом топоре?

6.Интеллектуальная викторина.

Назовите спутник Земли, в грунте которого обнаружено самородное железо.

Загадка:

Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял;
Наблюдатель египтянин,
Имя дал – «небесный камень»

Был нескромным я не в меру,
Тысячи лет до нашей эры.
А за блеск, мерцавший холодом,
Люди там платили золотом!

Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.

Очень в яблоке полезно,
И зовут меня … (Железо).

Индивидуальное задание: Составить кроссворд о металлах.







Группе Химиков

1. Назовите красно-бурое дитя железа и кислорода.составьте уравнение реакции.

(Ржавчина)

2. Сколько гвоздей можно изготовить из железа, содержащегося в теле человека массой 65 кг?

(Один гвоздь.)

3. Какими бывают логика, хватка, характер, воля и факты? (Железными.)

4. В карбиде железа массовая доля углерода составляет 6,67%.

Определите формулу карбида железа.

(Ответ: Fe3C)



5. Для хлорирования 3 г смеси железа с медью пошло 1,12 л хлора.

Определите состав смеси (в граммах).


(Ответ: m (Fe)= 0,28 г


m (Си)= 2,72 г)

6.Интеллектуальная викторина.

Назовите краску, содержащую оксид железа.

Загадка:

Я известен с давних пор и имею спрос,
Опусти меня в раствор – медный купорос.
Изменить хочу я соль, ну-ка, выйди, соизволь!
Удивительный момент: стал другим раствор!
Вытесняю элемент, не вступая в спор.
На меня взгляни, ответь. Начинаю я ржаветь.

– Какой это металл? (Железо)

*Напишите все реакции, о которых идет речь в загадке. (Для сильных учащихся)



Индивидуальное задание: Составить кроссворд о железе.










Группе Биологов.


1.Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа?

(Желе-зо - желе.)

2. Как называется болезнь железа и растений?

(Ржавчина. На железе вследствие окисления, на растениях - бурое пятно в местах, где развиваются споры паразитных грибков.)

3. Плод этого фрукта очень полезен: в нем много сахара, рекордное количество железа. Сердцевина ствола дерева, на котором растет плод, – знаменитое "черное дерево", из него изготавливают мебель, духовые инструменты и многое другое. Назовите этот плод.

( Хурма.)

4. При малокровии больному назначают железный купорос FeSO4*7H2O по 0,5г 3 раза в день. Вычислите массу железа, которую получит больной в день.

5. На 2 г смеси, состоящей из металлического железа, оксида железа (П) и оксида железа (III), подействовали соляной кислотой. При этом выделилось 224 мл водорода (н.у). При восстановлении 2 г смеси водородом получено 0,423 г. воды. Определите состав исходной смеси в граммах.


(Ответ: m (Fe) = 56 г,


m (FeO)= 2,247г,


m (Fe2O3) = 0,193г.)


6. Интеллектуальная викторина.

Назовите заболевания, возникающие при недостатке железа в организме человека, растений.

Назовите заболевания, возникающие при избытке железа в организме человека.

Индивидуальное задание: Составить кроссворд о металлах.


Вывод к уроку.

( Итог урока подводят ученики)


  • Железо – жизненно необходимый элемент для всех живых организмов

  • Железо – металл, без которого невозможен научно-технический прогресс


Железо – металл-труженик

Железо относится к металлам, известным человечеству с глубокой древности. В древнем Египте из железа изготовляли домашнюю утварь.

Колоссальную роль сыграло железо в земледелии: мотыги, плуги, лопаты и серпы.

В военном деле это мечи, шлемы, щиты, другие доспехи воинов, оружие.

Со временем из железа начали делать корпуса судов, якоря, пушки, рельсы, машины, трактора и строительные конструкции.


Железо - не только основа

всего мира, самый главный металл

окружающей нас природы,

оно основа культуры и

промышленности, оно орудие войны и мирного труда.

Я хочу прочитать четверостишье, написанное А.Е. Ферcманом, в котором он показывает своё отношение к железу

« И трудно во всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с

прошлыми,

настоящими

и будущими судьбами

человечества»





Учитель - Наша цель выполнена – мы изучили тему “Железо и его свойства» и успешно применили свои знания в практических ситуациях.

Завершая знакомство со свойствами железа, хочу напомнить, насколько химия многолика. Она дает ученику огромные возможности, но при этом требует ответственного отношения и понимания химических реакций. Надеюсь, что полученные сведения окажутся вам полезными. На следующем уроке мы продолжим знакомство со свойствами соединений железа.

Оценки за урок.

Благодарю за сотрудничество. Спасибо за урок.



В помощь учителю

Использован ные источники и литература (если имеются)

О.С.Габриелян «Химия-9», М, Дрофа, 2009г

О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М., Дрофа, 2010г.

М.Фримантл «Химия в действии», 2 часть, М,, Мир, 1991 г, стр191-192

Н.В.Манцевич «Неорганическая химия в таблицах», Минск, Современная школа, 2008г, стр . 364-372.

Бусев А.И., Ефимов И.П., Определения, понятия, термины в химии. Просвещение 1981.

Гонтарук Т.И. автор- составитель. Я познаю мир. Детская энциклопедия. АСП 1999, с. 294-297.

ТретьяковЮ.Д. Справочные материалы. Просвещение 1988.

http://www.fcoir.edu.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.catalogmineralov.ru/1.html

http://webelements.narod.ru/elements/Al.htm

http://www.uchmarket.ru/n_2237_9.htm

http://archive.businesskomi.ru/rk/branches/4887/

http://www.mtodelta.ru/?id=histal1

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использовани ем ИКТ и ЭОР ресурсов.

Мультимедиа.

В течение данного урока используются презентации, материал сайта http://www.fcoir.edu.ru – П модуль, лабораторная работа,

содержащие в себе демонстрационный и дидактический материал, способствующие более легкому усвоению учебной темы. Подобранный материал позволяет активизировать познавательный интерес и творческую активность всех участников образовательного процесса.



























































Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос